Предмет и объект социологии
p align="left">Важнейшие среди этих функций: оценочная, консультативная и директивная. Они опосредуют важнейшие виды общественного мнения: 1) оценочное - выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам; 2) аналитическое (конструктивное) - связано с принятием какого-либо решения, требующего глубокого и всестороннего анализа; 3) регулятивное - оно вырабатывает и внедряет определенные нормы общественных отношений и оперирует целым сводом не писанных законом норм, принципов, традиций, обычаев, нравов и т.д

Общественное мнение как социологический метод исследования..

В общем виде общественное мнение можно определить как отношение социальных групп, классов, слоев общества и народа в целом к различным сторонам действительности. Общественное мнение как специфическое состояние общественного сознания можно анализировать с различиях сторон, гносеологической, социально-психологической, социологической и т.п. При социологическом подходе, как известно, выясняется прежде всего место и роль какого-либо явления или процесса в жизни общества, механизмы и каналы его формирования и функционирования, взаимосвязи с социальным контекстом, социальные функции и пр.

Известно, что изучение коллективных мнений, суждений людей методами социологии обладает большой спецификой в отличие от каких-либо других способов исследования общественного мнения. Данная специфика заключается, прежде всего, в высоком уровне обобщения большой массы фактов о состоянии общественного сознания, в представительности полученной информации. Теоретические разработки помогают глубже проникнуть в сущность общественного мнения, раскрыть его составляющие элементы, показать наиболее оптимальные способы выражения и формирования общественного мнения. Все эти проблемы являются ключевыми в социологии общественного мнения, которая изучает структуру, закономерности, каналы и механизмы формирования и функционирования отношений больших социальных групп, народа в целом, к явлениям, представляющим актуальный общественный интерес.

Современная социология трактует общественное мнение как специфическое проявление сознания и поведения людей, которое характеризуется связью со всеми формами общественного сознания (нравственностью, правосознанием, религией, наукой), синтезом обыденного и теоретического сознания, духовно-практическим способом воздействия на реальность, т.е. включенностью в систему общественных отношений.

Социология подходит к анализу сущности мнения, в том числе общественного, с других позиций. Общественное мнение всегда и, прежде всего, связано с оценкой людьми того или иного явления, процесса. А, социальная оценка «представляет собой выражение одного из видов отношения объекта к субъекту, отношение которое заключается в том, что субъект определяет соответствие объекта или его отдельных сторон и свойств критериям, им выдвигаемым». Социальные оценки могут иметь разную степень рациональности. Наиболее рациональным видом социальной оценки является та, в которой зафиксировано четко осознанное отношение человека к конкретному факту, событию и т.д.

Поскольку общественное мнение отражает определенную коллективную позицию, то оно возникает по проблемам, представляющим общественный интерес. Однако это общее положение должно быть конкретизировано, ибо общественных интересов существует немало, а общественное мнение в определенный промежуток времени формируется только по весьма ограниченному кругу проблем. Видимо все дело в том, что условия для формирования общественного мнения возникают лишь тогда, когда какой-либо общественный интерес по объективном причинам или в силу субъективных факторов становится в фокусе внимания людей, приобретает высокую степень актуализации.

К особенностям общественного мнения можно отнести и его способность проявления в разных формах. Обычно оно проявляется в вербальной форме, т.е. в виде суждений людей. Однако в некоторых случаях оно четко не формулируется в суждениях, а проявляется непосредственно в поведении людей. Анализ сущности общественного мнения показывает, что оно представляет собой такое проявление общественного сознания (в виде суждений или актов поведения), в котором отражается оценка большими социальными группами, народом в целом актуальных явлений действительности через призму общественник отношений.

57. Понятие социологии политики, ее субъекты и функции

Политика ? особый вид деятельности, связанный с властными отношениями между классами и отдельными индивидами, политическими институтами, общественными деятелями, организациями, нациями, с целью приобретения, удержания и использования власти в управлении.

Термин “политика” принадлежит к числу наиболее широко и часто употребляемых. Мы говорим о внутренней и внешней политике, об экономической, социальной, культурной, демографической, экологической и иных политиках, политической жизни и борьбе, политической власти и политической системе, политических конфликтах и кризисах, о политической культуре, политическом плюрализме. Тем самым мы выделяем особую, специфическую, своеобразную область, сферу общественной жизни, существующую, функционирующую и развивающуюся наряду с экономикой, социальной жизнью и духовной культурой. Политика выступает в этом плане как специфический вид социальной реальности, социального взаимодействия, особый вид социальной деятельности и социального регулирования.

Широта, сложность многогранность и многоуровневость такого феномена, как политика, создают немалые сложности в её чётком определении. Не случайно не только в обыденном сознании, но и в научных изданиях наблюдается большая пестрота таких определений. Но и при этом всё же можно выделить то главное, сущностное, что характерно для политики. Это - публичная власть, отношения властвования как отношения господства (правления) и подчинения (исполнения). М.Вебер, особенно много сделавший для утверждения политической социологии, определял власть как возможность “для одного деятеля в данных социальных условиях проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению”.

Политика - это одна из основных сфер общественной жизни, связанная с отношениями по поводу установления, организации, функционирования и изменения политической власти; деятельность социальных субъектов по осуществлению политической (государственной и общественной) власти.

Нет политики без власти и властных отношений, т.е. без способности, права и возможности одного социального субъекта решающим образом влиять на действия другого, опираясь на свою волю и авторитет, моральные и правовые нормы, обычаи и традиции, угрозу принуждения и наказания и т.д. Вместе с тем было бы неверным полностью отождествлять власть и политику, ибо не всякая власть выступает как политическая. Так, власть главы семьи над её членами, взятая сама по себе, - это не публичная, а личная, индивидуальная власть, а потому и не политика. Публичная власть, прежде всего власть государства, и политика возникают и существуют тогда, когда общество в результате своего расширения и усложнения оказывается неспособным оставаться в рамках былой саморегуляции, самоуправления. В нём обнаруживается и сохраняется объективная потребность в обеспечении извне контроля за поведением его членов и их взаимоотношениями, а тем самым и в выделении для этого особого слоя людей, осуществляющих такой контроль и социально-политическое регулирование.

Основные причины возникновения политики:

1) поляризация общества, ведущая к появлению социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении;

2) возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирования особых, отделённых от народа, органов власти.

Таким образом, важнейшей предпосылкой политики является появление государственной и политической власти. Первобытные общества были неполитическими. Не может рассматриваться как политическая и власть руководителя, лидера и в ряде других малых самодеятельных групп и объединений.

Политика - это всегда вопрос о власти. В общем смысле власть - это способность контролировать поведение других независимо от их согласия, а также эффективно участвовать в процессе принятия решений. Власть может быть легальной, нелегальной, справедливой, несправедливой. Она может основываться на богатстве, статусе, престиже, численном преобладании, или организованной эффективности.

Основными компонентами власти являются не субъект и объект, а средства и процесс. Субъект и объект - это непосредственные носители, агенты власти. Субъект - её активное, направляющее начало. Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Первичный уровень составляют индивиды и социальные группы, вторичный - политические организации. Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распоряжение, которое предписывает поведение объекта власти. В нём указываются также поощрения и наказание за выполнение или невыполнение команды. Поэтому организованность субъекта имеет для политической власти огромное значение.

Власть всегда подразумевает подчинение объекта субъекту. Отношения объекта и субъекта власти могут принимать форму как ожесточённого сопротивления, так и добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяется прежде всего политической культурой населения.

Власть может иметь под собой несколько оснований, от которых зависит её сила, т.е. степень способность субъекта влиять на объект. Сила власти, основанная на привычке, воспринимается безболезненно и достаточно надёжна до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Наиболее стабильна власть, базирующаяся на интересе. Личная заинтересованность способствует развитию у людей позитивной мотивации подчинения. Подчинение по убеждению связано с воздействием на достаточно глубокие слои сознания. Готовность подчиняться власти ради высоких целей - важный источник власти. Власть на авторитете опирается на общую заинтересованность объекта и субъекта власти и убеждённость подчинённых в особых способностях субъекта. Власть, базирующаяся на интересах, убеждённости и авторитете, перерастает в идентификацию подчинённого с руководителем.

Субъект и объект - два крайних и изменчивых полюса власти: в одном отношении человек выступает начальником, в другом - подчинённым. Взаимодействие субъекта и объекта власти опосредуется целым комплексом средств или ресурсов. Это взаимодействие осуществляется в рамках специального институционального механизма, который выступает в роли стабилизатора процесса власти.

58. Политическая система общества и ее структура

Политическая система общества - особый социальный механизм, обеспечивающий целостность его политической жизни. Политическая система представляет собой подсистему общественной системы, взаимодействующую с другими подсистемами: социальной, экономической, правовой, культурой и т. д. Это универсальная управляющая и регулирующая система, обеспечивающая единство функционирования всех других подсистем на основе использования государственной власти.

Политическая система общества состоит из совокупности учреждений и организаций, деятельность которых носит политический характер. Важное её звено - политические институты общества.

Политическая система включает в себя следующие структурные элементы:

· институциональный - состоит из различных политических институтов и учреждений;

· функциональный - совокупность тех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социальными институтами, так и их группами;

· регулятивный - совокупность политико-правовых норм и других культурных средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы;

· коммуникативный - совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы;

· идеологический - совокупность политических идей, теорий, концепций.

Системообразующим элементом политической системы общества является политическая организация, представляющая собой совокупность конкретных организаций и учреждений. К её главным компонентам относят:

· органы государства, законодательную и исполнительную власти;

· армию;

· правоохранительные органы (суд, прокуратура, милиция);

· государственный арбитраж;

· политические партии;

· политические движения;

· общественные организации.

Все элементы политической структуры соответствуют определенным звеньям социально-классовой структуры общества. Последняя базируется и функционирует на основе существующих экономических отношений. Развитие политической системы зависит от всей совокупности присущих обществу социально-экономических и духовных отношений. В свою очередь, влияние политической системы на эти отношения весьма существенно. И чем совершеннее политическая система, механизмы её взаимодействия с другими сторонами общественной жизни, тем большее влияние она оказывает.

Взаимодействие политической системы с другими сторонами общественной жизни зависит от объективных и субъективных факторов. К первым относятся, прежде всего, объективные законы развития общества, ко вторым - умение политических и государственных деятелей принимать и учитывать значение объективных обстоятельств развития общества, интересы различных слоёв населения.

Несмотря на разброс мнений по поводу выделения функций политической системы, основными считаются:

· интегральная функция, выражающаяся в интеграции (объединении) в общественное целое всех элементов социальной структуры на базе ценностей;

· целеполагающая функция - определяет цели и задачи развития общества;

· организаторская функция - мобилизует людские, материальные, духовные ресурсы для выполнения целей и задач общества;

· регулятивная функция - обеспечивает общественное признание политики и власти, т.е. легитимацию политики;

· контролирующая функция - предполагает способность политической системы снимать постоянную социальную напряжённость, преодолевать конфликты.

В зависимости от характера политического режима выделяют следующие политические системы:

· тоталитарные - характеризуются подавлением государством личности, ущемлением её прав и свобод. Это тотальный контроль за всеми сферами общественной жизни, централизация власти, наличие лишь одной правящей партии. Наиболее жёсткими формами тоталитаризма являются нацизм, фашизм, сталинизм;

· демократические - в такой системе права личности являются приоритетными по отношению к власти. Она обладает широким диапазоном гарантированных правил и свобод граждан. В обществе отсутствует какая- либо одна идеология, сохранены общенациональные, мировоззренческие ценности;

· авторитарные - занимают промежуточное положение между первыми двумя. Авторитаризм - это режим личной власти как власти правящей группировки. Политические права и свободы граждан значительно ограничены.

59. Государство как социальный институт. Типы и формы государства

Рассматривая государство как главный политический институт, можно выделить его основные признаки:

· наличие публичной власти;

· взимание налогов с населения;

· наличие территории, где реализуются полномочия государства;

· наличие определенных норм права, которые закрепляют существующую власть, права и обязанности граждан;

· государственный суверенитет.

Государство как социальный институт выполняет следующие функции:

· защитная;

· интеграционная;

· экономическая;

· социального контроля и другие.

Государство обеспечивает стабильность в обществе, препятствует девиации, осуществляет управление обществом. Разные государства имеют различные формы правления:

· монархия;

· республика: парламентская, президентская.

Разные формы государственного устройства:

· федеративное;

· унитарное;

· конфедеративное.

Существует два типа политической власти, два типа политических режимов:

1.демократические (парламентские);

2.недемократические (авторитаризм, тоталитаризм).

После Великой Французской революции общество приобрело новые ценности в виде свободы, равенства, демократии. Впервые в научный оборот входит понятие «гражданское общество». Общества, объединяющего свободных граждан и гарантирующего свободный выбор социального, политического, экономического бытия и обеспечивающего реализацию всех прав и свобод гражданина.

В гражданском обществе взаимодействия между гражданами, а так же граждан с государством регулируются и обеспечиваются нормами права.

Существует взаимная ответственность между государством и гражданами. Очевидно, что такое регулирование отношений на основе законов может обеспечить только правовое государство. Право выступает как мера свободы граждан, оно служит интересам личности и государства.

Экономической основой правового государства являются многоукладные производственные отношения и разные формы собственности.

Социальная основа ? саморегулирующееся гражданское общество и социальное государство.

Нравственная основа ? общечеловеческие принципы гуманизма, справедливости, свободы и равенства.

В правовом государстве государственная власть существует на основе разделения ее на три независимые ветви ? законодательную, исполнительную, судебную. В правовом государстве нет всевластия чиновников, а личность раскрывается полностью во всех своих аспектах.

В некотором смысле гражданское общество ? некий идеал, поскольку любое государство, как аппарат принуждения и социального контроля, противостоит гражданскому обществу, ограничивая его права и права граждан. Об этом писал Г.Гегель.

Выделим основные признаки правового государства:

· верховенство закона во всех сферах жизни общества,

· реальность прав личности,

· взаимная ответственность государства и личности.

Гражданское общество и правовое государство - неразрывно связанные понятия, т.к. только правовое государство может выражать и реализовывать интересы гражданского общества.

Государство ? главный политический социальный институт, и политическая социология изучает все, что касается властных отношений в государстве и между государствами. Государство может рассматривать как часть общества, которая обладая властью силой и авторитетом, распределяет ресурсы для поддержания функционирования общества.

60. Бюрократия как социальное явление. Признака бюрократизма, его источника и основные направления борьбы с ним

БЮРОКРАТИЯ ? организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию, и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты