Предмет и объект социологии
p align="left">Конкретносоциологические методы:

1. Метод опроса имеет две разновидности: интервьюирование и анкетирование.

Интервьюирование - беседа исследователя (интервьюера) с представителем исследуемой совокупности (респондентом) по заранее намеченному плану (на основе заранее подготовленного вопросника). Виды интервьюирования: 1) свободное интервью - беседа, как правило, без плана и заранее сформулированных вопросов (применяется на начальной стадии исследования); 2) глубинное интервью - применяется для изучения мнения общественности по определенному кругу вопросов; 3) фокусированное (направленное) интервью - изучение общественного мнения по конкретному факту (явлению или процессу).

Анкетирование - изучение общественного мнения с помощью специального вопросника (анкеты), на которую респондент отвечает без участия интервьюера. Важнейшим преимуществом анкетирования перед интервьюированием является возможность широкого охвата исследуемой аудитории (анкеты распространяются по почте, публикуются в печати, размещаются в Internet).

При проведении анкетирования большое значение имеет качественная подготовка анкеты. Она должно соответствовать ряду требований: 1) содержать перечень вопросов, для ответа на которые требуется не более 40 минут (утомляясь, респондент утрачивает интерес к исследованию и дает менее полные ответы); 2) включать сравнительно простые вопросы, понятные всем респондентам без исключения; 3) располагать вопросы в порядке: от менее сложных - к более сложным - и вновь менее сложным; 4) формулировать и располагать в анкете вопросы таким образом, чтобы респонденту было интересно на них отвечать; 5) вначале следует вопросом установить факт (например, что респондент был женат), и только затем определить оценку данного факта ("Как Вы относитесь к браку?"). Типы вопросов анкеты: 1) открытые (респондент отвечает на них по своему усмотрению); 2) закрытые (даны варианты ответов: "да", "нет", "не знаю"); 3) полузакрытые (варианты ответов дополнены свободной строкой: "другое…", где респондент может вписать свой вариант ответа); 4) прямые (устанавливают наличие или отсутствие факта: "В России существует наркомания?"); 5) косвенные (определяют мотив поведения, мнения: "Почему люди склонны к употреблению наркотиков?"); 6) личные ("Вы употребляете наркотики?"); 7) безличные ("Нужно ли бороться с наркоманией?").

2. Метод фокус-групп, приобретший в последние годы популярность, предполагает опрос в форме дискуссии на заданную тему специально подобранной группы респондентов. Цель метода - получение информации о мнениях и предпочтениях населения, максимально свободных от идеологических штампов, теологических догматов и общественных стереотипов, как бы на уровне "подсознательного". Как полагают исследователи, никакие иные социологические методы не позволяют получить подобного результата.

Обычно метод фокус-групп используют для изучения ожидаемой эффективности рекламы или для пилотажного исследования ранее не известных для населения новых явлений (например, введения гражданского автострахования, создания пенсионных фондов и т.п.). Использование метода предполагает соблюдение следующих правил: 1) численность группы не должна превышать 8-10 человек (чтобы все члены группы могли интенсивно участвовать в дискуссии); 2) члены группы должны быть отобраны случайно и до момента исследования не знать друг друга; 3) до начала дискуссии члены группы не должны знать о ее теме и целях; 4) исследователь, проводящий дискуссию, должен быть опытным психологом, умело направлять дискуссию, не поддаваясь давлению группы и не навязывая свое мнение респондентам.

3. Наблюдение - сбор первичной информации путем регистрации событий и условий, в которых они произошли. Виды наблюдений: 1) формализованные и неформализованные (первые проводятся с использованием заранее подготовленного дневника или журнала наблюдений с фиксированными показателями, вторые - нет); 2) включенные и невключенные (в первом случае социолог сам участвует в исследуемом событии, во втором - нет); 3) включенные наблюдения бывают открытыми и скрытыми (когда исследуемые индивиды предупреждены о наблюдении за ними, или наблюдение производится в тайне от них); 4) полевые (проводятся в естественной среде: в вузе, трудовом коллективе, на улице) и лабораторные (в специально отведенном и оборудованном для наблюдений месте).

4. Эксперимент - позаимствован социологами из естественных наук и предполагает изучение социальных процессов и явлений в контролируемых и управляемых условиях. Виды эксперимента: 1) натурный (проводится на малых группах и подразделяется на лабораторный и полевой); 2) мысленный (модельный) (проводится в каждом социологическом исследовании, где есть методы статистического анализа).

5. Анализ документов (разнообразных источников информации о социальных явлениях или процессах). Виды документов: 1) письменные (текст); 2) статистические (цифровая информация); 3) иконографические (кино-, фотодокументы); 4) фонетические (аудиозаписи). Виды анализа документов: 1) традиционный (классический) - субъективное толкование исследователем содержания документа; 2) контент-анализ - формализованный метод, предполагающий подсчет тех или иных смысловых единиц в определенном информационном массиве (например, частота упоминания определенного события в средствах массовой информации в течение года).

Конкретносоциологические методы обычно разделяют на два вида:

1) качественные, снабжающие исследователя преимущественно качественными данными, которые отвечают на вопросы "кто?" и "почему?" (к ним относят наблюдение, включенное наблюдение, свободное интервью, анализ личных документов);

2) количественные, снабжающие исследователя преимущественно количественными данными и отвечающими на вопрос "сколько?" (к ним относят анкетирование, интервьюирование, данные официальной статистики). При проведении любого социологического исследования возникает проблема соотношения качественных и количественных методов. В каждом конкретном случае социолог вправе отдать предпочтение тем из них, которые, по его мнению, способствуют наиболее адекватному анализу объекта исследования. Однако общепринято считать, что любое серьезное исследование, претендующее на объективность, должно включать как качественные, так и количественные методы, которые дополняют и уточняют результаты, полученные при их использовании.

Результаты социологического исследования в значительной степени зависят от выбора методов сбора эмпирических данных, достоверность которых ? определяющий фактор социологических исследований. При всем разнообразии методов сбора информации обычно выделяют три основных метода: анализ документов, наблюдение и опрос.

Анализ документов ? метод сбора информации, при котором основным источником информации являются текстовые сообщения. Как достоинство этого метода можно отметить возможность изучения информации не только о текущем событии, но и прошедшем, кроме этого, это один из самых экономичных методов. Так же можно отследить изменение изучаемого явления. Этот метод возможен на разных этапах социологического исследования. На предварительной стадии этот метод позволяет использовать собранную информацию для уточнения проблемы исследования, его научной гипотезы. При анализе документов на заключительном этапе социологического исследования мы можем, например, устанавливать и уточнять достоверность информации, получаемой с помощью других источников.

При использовании метода анализа документа важным является установление важности документа. Социологическое наблюдение ? представляет собой целенаправленную систематическую фиксацию особенностей, свойств, параметров социального процесса или явления. Как правило, наблюдение ведется по заранее составленному плану, но и случайные наблюдения имеют научную ценность. Особенностью наблюдения является то, что любое наблюдаемое социальное событие трудно или невозможно повторить, поскольку социальная жизнь и отдельные ее проявления постоянно меняются.

Наблюдения бывают открытыми и скрытыми, включение и не выключение, формализованные (стандартизованные) и неформализованные (нестандартные).

Социологическое наблюдение также может быть кратковременным, длительным, непрерывным. Если мы анализируем изменяющийся, динамичный социальный объект, то здесь хороший результат дает сравнительный метод (прием), при котором, как правило, используются повторные (проводимые через определенные периоды времени) исследования, их результаты сравниваются. Повторные исследования могут проводиться в два, три и более этапов. Поскольку динамичные и циклические процессы обладают различными характеристиками, то временной промежуток изучения такого процесса может быть самый разнообразный.

Наиболее распространенным видом сбора социологической информации является социологический опрос. Существует два вида опроса: письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование).

Интервьюирование ? представляет собой личное общение интервьюера (человека, который опрашивает) и респондента (человека, который отвечает на вопросы). Интервью может быть прямым («лицом к лицу») или опосредованным (телефонное интервью).

Письменный вид опроса ? анкетирование, где респондент (опрашиваемый) самостоятельно отвечает на вопросы анкеты. Анкетер (человек, проводящий анкетирование) может присутствовать при опросе или нет ? респондент отвечает на вопросы самостоятельно.

По формам проведения опросы делятся на:

· очные и заочные,

· индивидуальные или групповые.

Существуют почтовые, прессовые, массовые, специализированные (экспертные), выборочные, сплошные, разведывательные, глубинные и другие виды опроса. Степень достоверности информации, получаемой в ходе проведения опроса, в значительной степени зависит от качества инструментария (анкет и вопросов) опроса, а также организационной подготовки анкетеров.

Вопросы анкеты должны быть четкими, ясными, исключать двусмысленности и разночтения. Объем инструментария должен быть минимальным. Вопросы в анкете могут быть:

· открытыми,

· полузакрытыми и закрытыми, в зависимости от того, предполагаются ли ответы на поставленные вопросы или нет,

· содержательными,

· функциональными.

Заключительным этапом социологического исследования является обобщение и анализ эмпирическийх данных.

Можно выделить следующие этапы социологического анализа:

1. Проверка предметности инструментария, выбраковка, редактирование полученной информации.

2. Обработка данных осуществляется с помощью ЭВМ или иногда возможна ручная обработка.

3. Анализ данных (упорядочивание, классификация, интерпретация).

4. Подготовка и написание отчета и рекомендаций по результатам проведенного исследования.

65. Документы как источник социологической информации. Классификация и методы анализа документов

Анализ документов - это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений. Круг документов, содержащих в себе интересующую социолога информацию, чрезвычайно широк и информативен. Поэтому практически любое социологическое исследование начинается с анализа существующих по исследуемой проблеме документальных источников. Для того, чтобы огромный и разнообразный массив документации можно было успешно и эффективно использовать, документы следует классифицировать.

По общей значимости документы делятся на официальные (законы, указы, декларации, распоряжения, и т.д.) и неофициальные (личные заявления, письма, дневники и прочее).

По форме изложения документы подразделяются на статистические (статьи, отчеты, сборники статистических материалов, содержащие экономические и социологические показатели развития страны, динамику рождаемости, смертности и др.) и вербальные (информация воплощена в словесно выражаемой форме - письма, книги, пресса).

Документом в социологии называется специально созданный предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. Любое конкретное социологическое исследование должно начинаться с анализа существующих по исследуемой проблеме документов, в первую очередь, официальных, причем подбираются такие, которые глубже, полнее и точнее выражают сущность и особенности исследуемого объекта и в наибольшей степени соответствуют решаемой социологами исследовательской задаче.

Существуют два основных метода анализа документов:

· традиционный

· формализованный или контент-анализ.

Традиционный анализ ? самостоятельный творческий процесс, который зависит от:

1) содержания и направленности самого документа;

2) условий, целей и задач проводимого исследования;

3) научной квалификации и таланта самого исследователя. Отсюда видно, что традиционный анализ несет в себе возможность нарушения принципа объективности в объяснении документа.

Контент-анализ помогает избавиться от этого недостатка. Этот вид анализа ориентирован на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников, трудно поддающихся традиционному интуитивному анализу. В его процессе в изучаемом тексте выделяются определенные, интересующие исследователя элементы содержания (термины, имена политических деятелей, суждения, точки зрения, различные виды публикаций и т.д.). Их классифицируют, подсчитывают и проводят количественный анализ. Контент-анализ целесообразно дополнять другими методами исследования или же использовать его в качестве дополнительного метода.

Под документами понимают специально созданные предметы, предназначенные для передачи и сохранения информации.

В психологической литературе условно документы разделяют на следующие типы:

· по статусу: официальные (правительственные материалы, постановления, статистические отчетные архивы, приказы и др.); неофициальные (анкеты, жалобы, мемуары, письма, фотографии);

· по форме: письменные тексты (печатные, машинописные, рукописные); фонетические (магнитофонные записи, пластинки, лазерные дискеты); иконографические (кино-, видео-, фотодокументы, произведения живописи);

· по источнику информации: первичные (созданные на основе прямого наблюдения или непосредственного опрашивания); вторичные (обработанная и обобщенная первичная информация);

· по степени персонификации: личные (автобиография, личные карточки, характеристики, заявления, анкеты, жалобы); безличные (отчеты, протоколы, архивные документы). Работа с документами требует от исследователя специальной подготовки: важно владеть знаниями по определению достоверности информации, представленной в документах (установить, с какой целью составлен документ, кто его автор и инициатор; проанализировать намерения лиц, которые составили документ; выделить описание событий и их оценку; установить, был ли автор документа свидетелем зафиксированного события, пересказал ли ее со слов других, составил ли документ на основании данных, полученных от других и т.п.).

В зависимости от источника информации документы делятся на первичные и вторичные. Первичные документы основаны на данных непосредственной фиксации событий. Вторичные ? являются результатом определенной, иногда вносящей искажения, обработки первичных документов. При использовании анализа документов как метода социологического исследования особое значение придается проблеме смешения надежности и подлинности самого документа с достоверностью содержащихся в нем сведений. Чтобы избежать ошибок, связанных с подобным смешением, выработан ряд правил. Первое и главное правило: необходимо четко различать описание событий и их оценку. Второе ? попытаться путем анализа выяснить намерения, которыми руководствовался составитель документа. Третье ?знание метода получения первичных данных. Например, если документ содержит группировку данных, следует выявить ее основания. Четвертое ? знание и учет обстановки, в которой составлялся документ. Следующие правила полезны при оценке достоверности личных документов. Сведения, содержащиеся в личном документе, заслуживают доверия, если: а) никак не затрагивают интересы автора документа; б) наносят определенный ущерб автору; в) в момент «регистрации» были общеизвестны; г) недоброжелательно оцениваются автором.

66. Метод наблюдения и его основные виды

Социологическое наблюдение - метод сбора первичной социальной информации путем направленного визуального и служебного восприятия и регистрации значимых с точки зрения целей исследования сведений касающихся изучаемого объекта.

Для социологического наблюдения характерна связь наблюдателя с изучаемым объектом. Наблюдатель воспринимает изучаемый социальный объект через призму своих интеллекта, эмоций, симпатий и антипатий и т.д. Все это накладывает определенный отпечаток как на сам процесс наблюдения, так и на его оценку и интерпретацию. В процессе исследования, наблюдение всегда является селективным, т.е. избирательно направленным. В социологии, в отличие от других наук, обычно сложно провести повторное наблюдение. Такое наблюдение чрезвычайно затруднительно так как социальные явления и процессы подвергаются воздействию огромного числа факторов, под влиянием которых постоянно видоизменяются. Поэтому только хорошо организованное, неоднократное наблюдение может обеспечить исследователю достоверную информацию. По этой причине наблюдение как метод сбора первичной социальной информации редко выступает в качестве основного инструмента социологического исследования. Чаще всего оно используется в совокупности с другими методами.

В зависимости от целей и задач осуществляемого социального наблюдения, положения и роли наблюдателя в изученной ситуации, по степени формализации, по условиям организации выделения нескольких видов наблюдения.

· нестандартизированное и стандартизировное наблюдение;

· невключаемое и включаемое наблюдение;

· полевое и лабораторное наблюдение;

· системное и случайное наблюдение;

· контролируемое и неконтролируемое наблюдение

Наблюдение применяется тогда, когда информация, необходимая исследователю, не может быть получена никакими иными способами, например, при изучении поведения людей на митингах, концертах рок-группы и т.д. Данный метод применяется также при изучении поведения людей в привычных, часто повторяющихся обстоятельствах, когда действия индивидов и групп приобретают «автоматизированный характер, а также в экстремальных случаях ? для выявления типичных реакций людей на чрезвычайные ситуации. Наблюдение в социологическом исследовании может служить для достижения различных целей, Во-первых, оно может быть использовано в качестве источника информации об исследуемом социальном объекте. Во-вторых, с его помощью можно получить дополнительные сведения об изучаемом объекте. В-третьих, наблюдение способно служить в качестве средства проверки данных, полученных иными способами. Возможны два варианта данного метода ? невключенное наблюдение, которое ведется "со стороны", и включенное, осуществляемое при участии самого наблюдателя. Скажем, образ жизни и поведение подростков, вовлеченных в уличные шайки, можно наблюдать со стороны, невключенно, а можно, внедрившись в одну из таких шаек.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты