Предмет и объект социологии
p align="left">Бюрократические организации можно обнаружить в самых различных сферах жизни современного общества: в аппарате государственного управления и в политических партиях, в университетах и больницах, в армии и на крупном капиталистическом предприятии. Но наибольшее развитие бюрократизация получает в государстве и массовой политической партии.

Вебер отмечает, что некоторое количество бюрократических организаций существовало и в больших традиционных обществах. Например, в императорском Китае имелось бюрократическое чиновничество, которое отвечало за все действия правительства. Одним из основных типов бюрократии в традиционном обществе была армия. Однако только в современную эпоху бюрократии развились в полной мере и присутствуют почти во всех сферах общественной жизни. Для выяснения происхождения и природы разрастания бюрократических организаций Вебер создает идеальный тип бюрократии. (Здесь термин “идеальный” относится не к наиболее желаемой, а к “чистой форме” бюрократической организации. Идеальный тип -- это абстрактное описание, в нем лишь усиливаются некоторые черты, присущие реальным случаям, для выделения наиболее существенных их характеристик.)

Вебер перечисляет несколько характеристик бюрократии идеального типа.

· Существует четко определенная иерархия власти, при которой задачи в организации распределяются как “служебные обязанности”. Бюрократия имеет вид пирамиды, в которой положение, означающее высшую власть, соответствует вершине. Существует “цепочка управления” от вершины к основанию, которая позволяет принимать скоординированные решения. Каждый более высокий слой руководит и контролирует слой, на ступень ниже его в иерархии.

· Установленные правила определяют поведение должностных лиц на всех уровнях организации. Это вовсе не означает, что бюрократические обязанности являются рутинным делом. Чем выше пост, тем большее число случаев должны охватывать соответствующие правила, и тем больше гибкости требуется при их интерпретации.

· Должностные лица заняты полный рабочий день и получают должностной оклад. Каждое рабочее место в иерархии подразумевает связанную с ним четко определенную и фиксированную заработную плату. От индивида ожидается, что он будет делать карьеру в организации. Продвижение может происходить на основе способностей, старшинства или смеси того и другого.

· Существует разделение между обязанностями должностного лица внутри организации и его жизнью вне ее. “Частная жизнь” должностного лица отличается от его деятельности на рабочем месте, а также физически отделена от места работы. 270

· Никто из членов организации не владеет материальными ресурсами, которыми распоряжается. Согласно Веберу, с развитием бюрократии работники отделяются от контроля над средствами производства. В традиционных общинах фермеры и ремесленники обычно имели возможность управлять процессами производства и владели используемыми в производстве инструментами и инвентарем. В бюрократиях должностные лица не владеют теми офисами, в которых они работают, конторскими столами, за которыми сидят, или офисным оборудованием, которое используют.

Проблема ограничения власти бюрократии являлась для Вебера одной из центральных. Немецкий социолог рассматривал различные институциональные механизмы, которые могли бы послужить противовесом бюрократическому управлению. Наибольшие возможности для установления контроля за деятельностью административного аппарата предоставляла, по его мнению, система представительного правления. Вместе с тем основной функцией парламентской системы является, с точки зрения Вебера, отбор политиков, обладающих качествами подлинного лидера.

61. Понятие, виды и этапы конкретного социологического исследования

Социологическое исследование ? это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью ? получить достоверные данные об изучаемом явлении для их последующего практического применения.

Конкретное социологическое исследование представляет собой систему процедур, имеющих целью получение точных объективных данных об изучаемом явлении или процессе. При проведении социологических исследований широко используются многообразные методы.

В зависимости от решаемых задач различают три основных вида социологического исследования:

· Разведывательное исследование ? наиболее простой вид социологического исследования, имеющий целью получить оперативную социологическую информацию. Разновидностью разведывательного исследования является экспресс-опрос, задача которого ? выявить отношение людей к актуальным событиям и фактам.

· Описательное исследование ? более сложный вид социологического исследования, предполагающий получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении.

· Аналитическое исследование ? самый глубокий вид социологического исследования, ставящий своей целью не только описание изучаемого явления, но и выяснение причинно-следственных связей между его характеристиками. Разновидность аналитического исследования ? это эксперимент, который в социологии служит не столько методом сбора информации, столько проверкой выдвинутой гипотезы.

Этапы проведения социологического исследования:

1. Вычленение актуальной социальной проблемы, требующей, по мнению ученого, первоочередного социологического исследования (внимание исследователей привлекает самый широкий круг проблем, охватывающих практически все многообразные проявления социальной жизни людей; мы для примера возьмем проблему безбилетного проезда в городском муниципальном транспорте).

2. Определение объекта (того, на что направлено внимание исследователя; в нашем случае - это пассажиры автобусов, троллейбусов и трамваев) и предмета исследования (свойств, характеристик объекта, подвергающихся непосредственному исследованию, например, материального положения и психологических особенностей пассажиров).

3. Постановка задач исследования: а) теоретических - изучение теории и методологии проблемы; б) прикладных - определение совокупности обстоятельств, проявлений, причин возникновения и развития данной проблемы (в нашем примере одной из задач исследования может быть выяснение того, почему люди не склонны уплачивать за проезд в городском транспорте).

4. Определение целей исследования, как правило, ориентированных на практическое разрешение данной проблемы (целью нашего исследования могла бы быть выработка мероприятий, побуждающих людей уплачивать за проезд в автобусах и троллейбусах).

5. Формулирование рабочей гипотезы - научного предположения, выдвинутого для объяснения сущности данной проблемы, которое должно либо подтвердиться, либо быть опровергнуто в результате исследования (предположим, что пассажиры не уплачивают за проезд, потому что у них, как правило, не бывает карманных денег).

6. Выработка инструментария - совокупности методов, которые предполагается использовать в данном исследовании (выбор методов обычно определяется не только особенностями объекта исследования, но и научно-организационными, материальными возможностями социолога) (для изучения нашей проблемы можно провести анкетные опросы и интервью, организовать наблюдение, изучить статистические данные).

7. Сбор первичной информации с использованием соответствующего инструментария (проведение анкетирования, интервьюирования, наблюдения и т.д.).

8. Обработка полученного материала, как правило, с помощью соответствующих компьютерных программ и иных аналитических технологий.

9. Анализ обработанной информации. Если результаты исследования подтверждают первоначальную гипотезу, на ее основе формулируется соответствующая теория, если - нет, выдвигаются новые гипотезы и проводится повторное исследование с использованием другого инструментария, других методов обработки информации и т.д.

Таким образом, исследователь рано или поздно познает социальную реальность, присущие ей причинно-следственные связи, на основе которых развивает социологическую теорию, формулирует социальные законы, дает практические рекомендации по решению конкретных социальных проблем.

Для достижения высокой степени научности полученного результата он должен руководствоваться следующими методологическими (то есть определяющими общую направленность исследования) принципами: 1) объективности - научного, непредвзятого отношения к исследуемому объекту; 2) историзма - рассмотрения объекта исследования в неразрывной связи с предшествующими и современными моменту исследования фактами, событиями и процессами; 3) сравнительного анализа - поиска и сравнения предмета исследования данного объекта с аналогичными объектами и предметами, выявление общего и особенного в них; 4) системного анализа - изучения объекта как системы (3.2).

62. Программа социологического исследования, ее структура

Любое социологическое исследование начинается с разработки программы. Программа представляет собой изложение общей концепции исследовательского проекта. Это научный документ, в котором содержатся методологические и процедурные основы исследования социального объекта, своего рода план и правила осуществления последовательной деятельности. Программа выражает, что надо делать, с помощью чего и как это выполнить. От научной обоснованности этого документа в значительной степени зависят результаты исследования.

В процессе составления программы решаются проблемы выбора объекта, разработки конкретной методики сбора, обработки и анализа данных, апробируется надёжность эмпирической информации. Разработка обстоятельно аргументированной программы требует не менее половины интеллектуальных затрат исследования.

В соответствии со своим назначением программа социологического исследования выполняет следующие функции:

· методологическую: определение цели, проблемы, задач исследования и т.д.

· методическую: разрабатывается общий логический план исследования, методы и способы сбора информации, разработка процедуры исследования, проводится сравнительный анализ полученных результатов,

· организационная: разделение труда, контроль за процессом исследования.

Структура программы социологического исследования. В неё входят следующие элементы:

1. обоснование проблемы, определение предмета и объекта исследования

2. определение цели и задач исследования

3. логический анализ основных понятий, их интерпретация и операционализация

4. формулировка рабочей гипотезы

5. определение стратегического плана исследования

6. составление плана выборки

7. описание методов сбора данных

8. описание схемы анализа данных

Такая структура программы социологического исследования выверена практикой и помогает избежать ошибок в процессе исследования и анализа его результатов. В разработке теоретической части программы участвуют социологи, представители административных и общественных структур тех учреждений, где предполагается проведение социологического исследования. На основе программы составляется организационно-технический план исследования.

Основные требования к программе: необходимость, ясность и чёткость, логическая последовательность её структуры, гибкость. Подготовка программы - очень сложное дело, требующее значительных затрат времени и усилий. На её разработку уходит времени больше, чем на само исследование. Тщательно продуманная программа социологического исследования является непременным условием его осуществления на высоком научном уровне.

63. Генеральная и выборочная совокупности в социологических исследованиях

Выборка ? это метод исследования, когда из общей изучаемой (генеральной) совокупности однородных единиц отбирается некоторая ее часть (выборочная совокупность) и только эта часть подвергается обследованию.

Процедуры выборки:

1) определение слоев и групп населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса (генеральная совокупность);

2) определение численности опрашиваемых, необходимой и достаточной для репрезентации генеральной совокупности

3) определение правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора.

Обычно социологи используют в своих исследованиях случайную выборку. При случайной выборке исследователи осуществляют произвольный отбор объектов исследования с применением либо случайных чисел, либо систематической выборки. Случайные числа используются для обеспечения равного шанса каждому индивидууму в структуре выборки (например, в списках избирателей, почтовых адресов) быть отобранным в качестве члена выборки. Систематическое проведение таких исследований предполагает беспорядочный отбор первого индивидуума из списка, затем последующих в любом из установленных интервалов (например, каждого десятого или двадцатого избирателя). Если выборочная совокупность слишком велика, проводится квотная выборка, предполагающая разбивку ее на страты по полу, возрасту, социальному классу, месту жительства. А затем в каждой страте проводится случайная выборка.

Генеральная и выборочная совокупности. Понятие репрезентативности.

Большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер: по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам структуру изучаемого объекта. Такое исследование именуется выборочным. Выборочное обследование представляет способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респодентов, дающих информацию о себе и о своем мнении. Оно является более экономичным и не менее надежным, чем сплошное обследование, хотя требует изощренной методики и техники. Его основа - выборочная совокупность, которая составляется на базе своей уменьшенной копии - генеральной совокупности.

Генеральная совокупность ? совокупность всех изучаемых в ходе социологического исследования объектов.

Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить. Генеральная совокупность - множество тех людей, сведения о которых стремится получить социолог в своем исследовании. В зависимости от того, насколько широкой будет тема исследования, настолько же широка будет генеральная совокупность.

Любое эмпирическое исследование осуществляется путем изучения некоей совокупности социальных объектов. Совокупность этих объектов ? это генеральная совокупность, она представляется различным количеством людей (от десятков до миллионов). Если количество исследуемых объектов не позволяет нам (с учетом материально-финансовых возможностей) провести сплошное социологическое исследование, то мы прибегаем к выборочному методу. В этом случае генеральная совокупность представлена очень большим количеством людей (от пятисот и более). Теория этого метода заимствована из математической статистики: выборка ? процесс формирования выборочной совокупности путем отбора из генеральной совокупности некоторого подмножества элементов, которое по исследуемым характеристикам отражает свойства генеральной совокупности. Элементы выборочной совокупности, которые изучаются, называются единицами наблюдения (анализа).

Свойство выборочной совокупности отражать исследуемые характеристики генеральной совокупности называется репрезентативностью. Очевидно, что абсолютно репрезентативную (отражающую по всем параметрам) выборку сформировать невозможно, но необходимо обеспечивать репрезентативность по основным направлениям исследования.

Любая выборочная совокупность требует определения ее типа, структуры и объема.

Выборочная совокупность - уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздает анкеты, кто называется респондентами, кто, наконец, представляет собой объект социологического исследования. Иначе говоря, это множество людей, которых социолог опрашивает.

Полный и точный перечень единиц выборочной совокупности образует основу выборки. Элементы, предназначенные для отбора, называются единицами отбора.

Если основа выборки включает список единиц отбора, то структура выборки подразумевает их группировки по каким-то важным признакам, например, распределение индивидов по профессии, квалификации, полу и возрасту. Таким образом, структура выборки - это процентные пропорции признаков объекта, на основании которых составляется выборочная совокупность.

Если тип выборки говорит о том, как попадают люди в выборочную совокупность, то объем выборки сообщает о том, какое количество попало в нее. Объем выборки - количество единиц выборочной совокупности. Поскольку выборочная совокупность (или выборка, что одно и то же) - это часть генеральной совокупности, отобранной с помощью специальных методов, - поскольку ее объем всегда меньше объема генеральной.

Расхождение между генеральной и выборочной совокупностью называется ошибкой репрезентативности, допустимое склонение - 5%.

Репрезентативность - свойство выборочной совокупности представляет характеристику генеральной. Если совпадения нет, говорят об ошибке репрезентативности - мере отклонения статистической структуры выборки от структуры соответствующей генеральной совокупности. Иными словами, ошибкой репрезентативности называется расхождение между двумя совокупностями - генеральной, на которую направлен теоретический интерес социолога, и выборочной, на которую направлен его практический интерес, выступающей одновременно и как объект обследования и как средство получить информацию о генеральной совокупности.

64. Основные методы сбора социологической информации

Методы социологического исследования (конкретные познавательные ориентации, подходы, приемы, способы и инструменты, используемые исследователями при изучении того или иного объекта) условно можно разделить на две группы: общесоциологические, и конкретносоциологические.

Общесоциологические методы позаимствованы социологами преимущественно из других наук: философии, истории, биологии. Наиболее важными среди них являются: 1) исторический (основан на принципе историзма и предполагает анализ любого социального явления или процесса с учетом предшествующих им и опосредовавших их процессов и явлений); 2) сравнительный (основан на принципе сравнительного анализа и предполагает использование данных о жизни, состоянии и тенденциях развития конкретных сфер деятельности общества, данных аналогичных социологических исследований, а также свидетельств этнографов, историков, политологов, материалов официальной статистики; 3) институциональный (изучение социальных институтов и их функций в социальной структуре общества); 4) бихевиористский (от англ. behaviour - поведение) (учет особенностей социального поведения общностей и индивидов); 5) психологический (учет индивидуальных и групповых психологических особенностей при анализе социальных феноменов); 6) системный (основан на принципе системного анализа и предполагает изучение объекта исследования в рамках определенной социальной системы, выявление структуры составляющих его элементов, внутренних связей и отношений между ними).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты