Проблема безработных и пути их решения в современном обществе
p align="left">Значительная часть безработных проявляет интерес к выполнению работ по начислению и перерасчету пенсий, пособий, заполнению страховых медицинских полисов и т.п.

Служба занятости занимается также:

подбором кадров для работодателей;

информированием населения и работодателей о состоянии ранка труда;

консультированием населения по законодательству о занятости и труде. [37, c.86-87]

Служба занятости может оказывать помощь в трудоустройстве детям-школьникам, предоставлять им работу на несколько часов в день или в неделю на период учебы; направлять их на лето в трудовые лагеря, где они могли бы совмещать отдых и посильную работу.

Определенную помощь подросткам могли бы оказать местные власти. Главы администрации имеют право "квотировать" места для молодежи, снижать налоги тем предприятиям, как государственным, так и частным, которые берут на работу молодых, создают новые рабочие места. Однако надо иметь в виду, что создание вакансий - дорогое удовольствие для предпринимателей и поэтому оно должно получать поддержку от государства: за счет усиления правовой безопасности для бизнесменов, совершенствования налогового законодательства и выделения банковских кредитов на приемлемых условиях. В большинстве регионов этого не делается. Очевидно, местные власти еще не осознали, чем это им грозит и каковы будут последствия их невнимания к проблемам молодежи и подростков. [47, c.37]

Безработным могут помочь различные учебные заведения и курсы, которые обучат их новым профессиям и специальностям. Учебные заведения могут помочь и сегодняшним студентам, которым еще предстоит в будущем стать работниками, а может Выть и безработными. Для них следует ввести специальный курс, где студентов обучали бы, как надо действовать на рынке труда, наниматься на работу, вести переговоры, т.е. уметь представить себя как работника в наилучшем виде. Такая работа проводится во многих учебных заведениях за рубежом.

Помощь семье безработных могут оказать также различные детские досуговые учреждения и организации, которые могли бы занять ребенка каким-либо делом, с тем, чтобы он не был предоставлен самому себе и не попал под влияние улицы, преступных группировок, асоциальных подростков и т.п.

И, наконец, помочь безработным, а, следовательно, и их семьям, могут и сами производственные коллективы. Возможности государства, особенно сегодня, очень ограничены. Однако даже в развитых странах, где они существенно выше, роль предприятий в организации социальной защиты очень велика. Многие концерны и фирмы создают собственные фонды социальной защиты трудящихся, позволяющие решать многие социальные и производственные проблемы.

Фонды социальной защиты на предприятиях выступают как многоцелевые. Их цели - оказание помощи безработным. предоставление работникам возможности преждевременного выхода на пенсию, дополнительных пенсионных выплат и т.п. Создаются подобные фонды либо на односторонней основе, т.е. за счет прибыли предприятия, либо на двухсторонней - прибыли предприятий и взносов профсоюзов, либо на трехсторонней - прибыли, предприятий, взносов профсоюзов и самих работников. [58, c.90-91] Последний вариант признается наиболее целесообразным.

Все взносы в фонд являются возмездными, т.е. все участники, в конечном счете, получают их обратно. Наиболее важным и интересным здесь является процедура возмещения взносов предприятий. Для достижения этого имеется два пути. Первый - это включение таких затрат в цену продукции и услуг. Однако в этом случае предприятие может стать неконкурентоспособным. В связи с этим более распространенным является другой путь. Свободные денежные средства фонда социальной защиты используются фирмой - организатором в хозяйственном обороте. И таким образом, создание таких фондов становится выгодным и для предпринимателей и для наемных работников. [58, c.90-91]

В решении задач обеспечения занятости населения большую роль могут сыграть добровольные объединения предприятий, учреждений, организаций и самих трудящихся по "интересам" для выживания в условиях конкуренции. В этих целях представляется целесообразным, например, объединение промышленных или строительных предприятий с научно-исследовательскими учреждениями и организациями, региональными информационными центрами, банками в добровольные ассоциации. Их цель, прежде всего, в оказании друг другу технической, аналитической и финансовой помощи, что может помочь сохранить трудовые коллективы. Не менее важную роль могут сыграть и так называемые интеграционные кассы. Они создаются на основе добровольных взносов организаций, их образующих. В случае необходимости каждый участник кассы может получить беспроцентную ссуду. [60, c.37-38]

Для сохранения рабочих коллективов могут быть рекомендованы и другие пути. Наиболее распространенными среди них являются: установление сокращенных рабочего дня и недели, разделение рабочего места между двумя работниками и установление в этой связи гибкого графика работ, увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска. Существенным подспорьем может стать развитие общественных работ.

Важное значение может иметь создание общественных ассоциаций работников, выступающих как организации взаимопомощи. Опыт зарубежных стран показывает их эффективность. Они могли бы оказать человеку не только материальную, но и моральную поддержку. [54, c.63-64]

Резюмируя сказанное, надо отметить, что вся деятельность служб, занимающихся помощью безработным и их семьям, должна подчиняться установкам, которые очень четко и кратко сформулировала партия ХДС-ХСС. Они заключаются в следующем:

"Лучше воспрепятствовать возникновению социального зла, чем устранять его последствия", "социальная политика, ориентированная в будущее, должна быть профилактической и сочетать в себе рентабельность и гуманность". Рентабельное и гуманное, с их точки зрения, означает, во-первых, дать возможность семье выполнять свои воспитательные функции и лишь в случае необходимости финансировать дорогостоящие учреждения по возмещению ущерба, возникшего как результат недостаточной заботы семьи и государства о детях; во-вторых, предотвращать несчастные случаи значительно проще и легче, чем смягчать их последствия; в-третьих, сохранять здоровье, а не бороться с болезнями. [33, c.55-56]

Определенную помощь безработным могут оказывать социальные службы.

1. Социальные работники должны выявлять семьи безработных, наблюдать за ними, изучать их состояние, потребности. Для анализа семьи необходимы следующие данные:

количество членов семьи, в том числе детей;

пол и возраст детей и родителей;

материальное положение семьи;

количество безработных в семье;

продолжительность периода безработицы, ее причины;

жилищные условия;

отношения между родителями, детьми, родителями и детьми;

состояние здоровья детей и родителей, наличие больных, инвалидов с детства;

уровень образования безработных;

профессия безработных, их трудовой стаж;

сведения о том, учатся ли их дети, в каком учебном заведении;

успеваемость детей;

наличие детей, которые не учатся и не работают, причины этого;

наличие асоциального поведения у членов семьи, его типы (алкоголизм, наркомания и др.);

возможности проведения летнего отдыха;

круг интересов семьи и др.

Выявление основных проблем в семье безработного позволит определить направления помощи, которую может предложить им социальный работник. В случае необходимости он может привлечь и другие организации. [79, c.122-123]

2. Оказание юридической помощи: отстаивание интересов безработных и их семей; предоставление различных консультационных услуг по правовым вопросам, трудовому и социальному законодательству, в том числе защита прав безработных в случае необоснованного увольнения, неправильной выплаты пособий и т.д.

3. Социальный работник должен направлять нуждающихся в Службу психологической помощи населению. Некоторые исследования показывают, что в помощи профессионального психолога периодически нуждаются в различных регионах от 60 до 90% людей разного возраста. [79, c.126] Безработный очень часто находится в стрессовом состоянии, это отрицательно сказывается не только на его здоровье и психике, но и на его близких. Всем этим людям требуется помощь, чтобы по возможности безболезненно выйти из этого состояния.

4. Социальный работник, совместно с предприятиями и организациями, находящимися на данной территории, профсоюзами может заниматься организацией досуга и отдыха детей из семей безработных.

5. Социальный работник может содействовать безработному в поиске работы и его трудоустройстве. Исследования, посвященные положительным результатам этой деятельности, обычно сосредоточивают основное внимание на самом факте устройства на работу, а не на том. на какое время она предоставляется, насколько она сопоставима с предыдущей работой, лучше или хуже оплачивается. Однако, эти вопросы очень важны, и помогая безработному в выборе работы, социальный работник должен обратить на них внимание. [49, c.12]

6. Социальный работник может помочь безработным в создании их ассоциации. Никто не может лучше, чем сам человек решить свои проблемы и никто не знает лучше него самого, чего ему нужно. Объединившись, безработные могли бы создавать собственные предприятия. При этом они бы поддерживали друг друга и морально, так как люди, находящиеся в одинаково тяжелом положении, лучше понимают друг друга. [50, c.225]

Особое внимание при этом следует обратить на развитие женского бизнеса. Сегодня во многих странах мира, да и у нас в стране, женщины занимаются бизнесом. В США, например, он становится преимущественно женской сферой: на каждого занятого в этой сфере мужчину приходится две женщины. А к 2000 г. по некоторым прогнозам женщины составят половину предпринимателей в малом бизнесе. Они могут создавать школы-сады, организовывать группы изучения иностранных языков, музыки, живописи и т.д. [71, c.26] Функциями социального работника в этом деле могут быть оказание разовых консультаций ассоциациям, которые обращаются за помощью, сбор информации о существующих группах и направление туда клиентов; поиск лиц, нуждающихся друг в друге, и др.

7. Социальный работник должен способствовать организации различных курсов, кружков и школ, в том числе и частных. Целью их создания является обучение и переобучение работников. Сейчас увольнению, как правило, подлежат люди, профессия, квалификация которых оказалась ненужной производству. И, следовательно, выплата им пособий по безработице, пока не будет найдена возможность их трудоустройства по старой профессии - пустая трата денег. В любом случае через некоторое время и то предприятие, куда их трудоустроят, откажется от работника такого профиля. [68, c.80]

Подобное направление социальной защиты малоэффективно. Это, по существу, тупиковый путь. Главным направлением должно стать качественное переобучение работника, которое позволит ему вновь включиться в работу, сделает его конкурентоспособным, инициативным функционером.

Другое направление деятельности социальных работников - предупредительные мероприятия, способствующие сокращению возможности безработицы. Для этого социальный работник может способствовать созданию различных кружков, курсов с тем, чтобы все желающие могли расширить круг своих профессиональных знаний, а также умений и навыков, никак не связанных с их основной работой. Это дает возможность, во-первых, увеличить доход работника, а во-вторых, легче найти работу в случае увольнения или безработицы.

8. Большую роль могут сыграть специальные детские фонды. Их задачами должны стать выявление детей, проявивших интерес к бизнесу, организация для них специальных курсов по изучению его основ, помощь на начальном этапе деятельности. Для детей, желающих заработать деньги, можно было бы создать - с их же помощью - детские кооперативы, акционерные общества, товарищества. [72, c.22]

Возглавить и координировать эту работу мог бы социальный работник совместно с представителями частнопредпринимательских структур и общественности. Опыт подобной работы уже имеется. В США, например, более семидесяти лет существует фирма, занимающаяся школьным экономическим образованием. Она ежегодно обучает более 1,2 млн. школьников в США и около 250 тыс. в 25 странах мира. Программа школы рассчитана на ребят любого возраста и опирается на определенные принципы:

соединение теории с практикой реального бизнеса - основа стратегии;

сотрудничество образовательной системы и деловых кругов - закон успеха;

забота об учителе - основа процветания. [1, c.40-42]

Появилась штаб-квартира фирмы и в Москве. Работающие там специалисты на первом этапе, используя различные социально - психологические тесты, выявляют детей, способных к бизнесу, определяют склонности к различным его формам и направлениям, а на втором этапе начинается непосредственное обучение. При этом эксперты из США отметили совершенно различную психологию и подход к делу наших школьников и американских. Юные россияне считают, что успешный бизнес невозможен без обмана и нечестных методов. Они в основном настроены на краткосрочные операции: побыстрее получить прибыль и прикрыть дело. Американские школьники исходят из того, что главное - репутация фирмы, учет долгосрочной перспективы. Поэтому обучать российских школьников требуется не только специальным профессиональным знаниям, но и этике делового общения. [1, c.43]

Аналогичная работа проводится и российскими предпринимателями и бизнесменами. Так, в Казани учебный центр республиканского фонда "Интеллект XXI века" открыл для школьников и молодежи школу рыночной экономики. Программа в ней рассчитана на два семестра и включает изучение различных, в зависимости от желания, видов предпринимательской деятельности.

Главной же задачей этих и подобных им фондов должна стать организация рационального сочетания учебы и труда подростков.

Осуществление такой политики предполагает разработку и реализацию правовых норм использования детского труда. Сегодня закон фактически закрывает глаза на реальную детскую занятость и отказывает детям в таких же правах на работу, как взрослым, поэтому так много работы делается детьми нелегально. В результате они очень часто подвергаются эксплуатации по условиям труда, времени работы, оплате, нормам, безопасности (для взрослых это практически исключается, так как их права защищает профсоюзная организация). Особую тревогу вызывает использование детей частными и кооперативными организациями на вредных, низкооплачиваемых работах, на работах в ночное время или осуществляемых ими вместо занятий в школе. Заниматься борьбой с этим может и социальный работник совместно с представителями правоохранительных органов.

И, наконец, последнее - личность социального работника. Есть присказка: "Мы не настолько богаты, чтобы иметь дешевую позицию". [41, c.187]

Это в полной мере относится и к социальному работнику. Зарплата и блага, которые он будет получать как государственный служащий, должны быть такими, чтобы возникла необходимость в конкурсе и профотборе, которые позволят определить профессиональную пригодность претендентов и отобрать лучших. Именно тогда социальной работой будут заниматься люди, которые принесут наибольшую пользу.

Заключение

Безработица - одна из самых больших и трудноразрешимых проблем современной России. В основном, задачу защиты занятости граждан приписывают к обязанностям государства. Но, к сожалению, государство не может в полной мере выполнить эти обязанности. Это связано с общей нестабильностью в обществе, социально-экономическим кризисом в стране. Ныне в России по официальным данным более 5 млн. безработных, а по другим источникам от 5 до 15 миллионов. Как показывают социологические исследования, в числе безработных в России оказываются в первую очередь неквалифицированные или малоквалифицированные работники, не готовые к переквалификации, работники нерентабельных, убыточных предприятий, "слабые" демографические группы - молодежь, пожилые, женщины с детьми, которые составляют 70% безработных. Каковы же наиболее эффективные пути выхода из данной сложившейся ситуации?

Одной из наиболее многообещающих социальных технологий помощи безработным является их профессиональная подготовка и переподготовка, повышение квалификации. Все программы подготовки и переподготовки должны иметь прикладной, локальный характер. Только на конкретной территории можно определить, кадры какой специальности нужны здесь и могут найти применение в регионе.

Для отдельных категорий населения (освобожденных из мест заключения, бомжей и т.д.) можно использовать проведение общественных работ. Как правило, такие работы общедоступны и не требуют длительной профессиональной подготовки. Их финансируют предприятия, для которых выполняются эти работы, а также используются средства местного бюджета и государственного фонда занятости.

И все же при всем при этом, главная нагрузка последствий безработицы ложится на обычного безработного. Возможностей по переподготовке не всегда хватает, найти работу по специальности, либо просто "подходящую" не представляется возможным.

Современная нестабильность вкупе с незащищенностью оказывает негативное психическое воздействие на человека. Так, например, отсутствие надлежащей правовой поддержки приводит к тому, что многие люди после 45-50 лет начинают "трястись" за собственное место в связи с тем, что людей после 50 лет наниматели предпочитают не брать. И, хотя это нарушает права человека, никто не может защитить его, так как соблюдение этого правила болезненно может сказаться на производствах.

Какова же роль социального работника в решении проблем безработных? На наш взгляд, можно сформулировать следующие рекомендации:

Во-первых, социальные работники должны выявлять семьи безработных, наблюдать за ними, изучать их состояние, потребности.

Социальный работник может содействовать в юридической помощи: отстаивать интересы безработных и их семей, предоставления различных консультационных услуг по правовым услугам, трудовому и социальному законодательству, в том числе защита прав безработных в случае необоснованного увольнения, неправильной выплаты пособий и т.д.

Социальный работник может направлять нуждающихся в службу психологической помощи населению, вследствие того, что безработные часто находятся в состоянии стресса.

Социальный работник, совместно с предприятиями и организациями, находящимися на данной территории, профсоюзами может заниматься организацией досуга и отдыха детей из семей безработных.

Социальный работник может содействовать безработному в поиске работы и его трудоустройстве.

Социальный работник может помочь безработным в создании ассоциации. Объединившись, безработные могли бы создавать собственные предприятия.

Другое направление деятельности социальных работников - предупредительные мероприятия, способствующие сокращению безработицы. Для этого социальный работник может способствовать созданию различных кружков, курсов с тем, чтобы все желающие могли расширить круг своих профессиональных знаний, а также умений и навыков, не связанных с их основной работой.

Список литературы

1. Алексеев А.И., Симагин Ю.А. Географические аспекты изучения безработицы в России// Вестник Московского университета. - 1999. - № 1, с.40-43

2. Аллагулова Н.К. Рынок труда и его регулирование в условиях переходной экономики; автореферат. - Уфа, 1997. с.4-5

3. Ананьев А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике// Вопросы экономики. - № 5. - № 1999, с.4-5

4. Баринова М. Малый бизнес решит большие задачи, если получит реальную поддержку// Человек и труд. - 1996. - № 2, с.11, 13-14

5. Бороденский Э., Кузьмин В. Реальный путь противодействия безработице: моск.обл. по организации профессионального обучения и переподготовки кадров// Человек и труд. - 1998. - № 9, с.11, 13

6. Брайер К.Х. Безработица и неполная занятость// Социс. - 1993. - № 10, с.101-108

7. Быкова С.Н. Молодежь на пороге рынка: между бедностью и нищетой// Социс. - 1999. - № 9, с.12-14

8. Взгляд из-за океана// Биржа труда. - 2001. - № 4, с.2-3, 11-12, 20-22

9. Власов В. Кто поможет безработному?// Профсоюзы. - 1996. - № 8, с.2-3

10. Вологодин С. Если вы безработный: о социальных гарантиях: юридическая консультация// Народный депутат. - 1994. - № 3, с.61

11. Время М.Н. № 31, 23 февраля 1999, с.10-11

12. Гимпельсон В., Горбачева Т. Движение рабочей силы: оценки, международные сопоставления и влияние на рынок труда// Вопросы экономики. - 1997. - № 2, с.125

13. Гузанова В. Качественные сдвиги в системе занятости// Социс. - 1999. - № 1, с.106-109

14. Гуслекова И.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы/ ИСР, ассоциация работников социальных служб. - М.: 1997, с.198

15. Домовский С.Е. Социальная и психологическая характеристика безработных// Социс. - 1994. - № 5, с.22-25

16. Демидова Т.Е. Стресс на работе// Российский журнал социальной работы. - 1996. - № 1, с.151-155

17. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. - М.: изд-во Высшая школа, 1989. с.92-93

18. Еремин Б.А. Рынок труда и занятость в современной России. - М., 1999. с.4-8

19. Желяг Т.В. Толерантность как принцип социальной работы// Российский журнал социальной работы. - 1995. - № 2, с.60

20. Закон РБ "О занятости населения в РБ"// Сборник законодательных и нормативно-правовых актов по занятости населения в РБ

21. Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О занятости населения в РФ"// Человек и труд. - № 6.

22. Занятость, безработица, служба занятости: толковый словарь терминов и понятий/ Под ред. Ю.В. Колесникова. - М.: Нива России, 1996. с.288

23. Занятость населения и рынок труда: учебно-методические материалы/ Под ред. Л.Т. Столяренко. - М.: изд-во МГСУ, 1999. с.10-11

24. Золотова И., Зуев А. Молодежь на рынке труда// Общественные науки и современность. - 2000. - № 5, с.12

25. Карелин И.Ю. Методология управления рынком труда: автореферат. - Уфа, 1998. с.15

26. Катульский Е.Ф. Основные направления государственной политики на российском рынке труда// Общество и экономика. - 1997. - № 7-8, с.8-15

27. Климентский М. Многоликая безработица: проблемы развитой рыночной экономики и позиции профсоюзов// Профсоюзы. - 1996. - № 9, с.34-35

28. Кононова Л. Сущность и принципы государственной молодежной политики// Вестник социальной работы. - 1994. - № 1, с.5-7

29. Котляр А.Э., Кирпа И.Н. Проблемы занятости и рынка труда России в условиях перехода к рыночной экономике. - М., 2001. с.13-14

30. Кузьмин С.А. Рыночная экономика и труд. - М., 1999. с.8-10

31. Курс экономики/ Под ред. А.А. Райзберга. - 1997, с.13-14

32. Кязимов К. Нельзя отказываться от активной политики занятости// Человек и труд. - 2001. - № 10, с.54-57

33. Лаврененко И.М. Социальная работа: проблемы, поиск решений (вопросы профессиональной деятельности социального работника)// Российский журнал социальной работы. - 1996. - № 2, с.55-56

34. Лаврикова А.И. Проблемы занятости женщин в сфере труда// Социальная работа с семьей. - М., 1996. с.74-79

35. Лещинская Г. Молодежный рынок труда// Экономист. - 1996. - № 8, с.7-10

36. Микульский К.И. Формирование новой экономической модели и проблема занятости// Общество и экономика. - 1999. - № 7, с.15-17, 20-21

37. Мишин А. АО "Полиэкс": ставка на развитие трудового потенциала// Человек и труд. - 1997. - № 10, с.86-87

38. Никифорова А.Л. Рынок труда: занятость и безработица. - М., 1991. с.89

39. Организация, содержание и методика профориентационной работы в службе занятости/ Сборник инструктивно-методических материалов. - М.: РУЦФСЗ, 1994. с.5-10

40. Осанкин В. Челябинская область: парадоксы рынка труда// Человек и труд. - 1997. - № 10, с.58

41. Основы теории социальной работы// Институт социальной работы. - 1997. - № 187

42. Полиновский Г. Шанс для безработного// Версия. - 2000. - № 7, с.2-3

43. Положение безработных и государственная политика на рынке труда// Вопросы экономики. - 1999. - № 2, с.102-108

44. Популярный экономический словарь/ Под ред. Т.Я. Киперман, Б.С. Сурганова. - М.: Экономика, 1999. с.44-46

45. Практика занятости: проблемы и опыт/ Сборник статей работников служб занятости. - М., 2000. с.20-21

46. Программа социальной работы с безработными и их семьями/ Под ред. Бреевой. - М.: Центр общечеловеческих знаний. - 1995, с.76, 78, 80

47. Прокопов Ф.Г. безработица в переходной экономике России// Человек и труд. - 1999. - № 1, с.37

48. Прокопов Ф.Г. Получать пособие или трудиться?// Социальная защита. - 1997. - № 8, с.28, 30

49. Роин В. Как оценивать профессиональный риск// Человек и труд. - 1999. - № 10, с.12

50. Российская энциклопедия социальной работы/ Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 1997. Т.1, с.198-203; Т.2, с.225

51. Ростовский В. Социально-психологический анализ безработицы// Экономика и управление. - 1996. - № 5, с.55-63

52. Ростовский В. Социально-экономический анализ безработицы// Экономика и управление. - 1996. - № 3, с.64-68

53. Руденко Г.Г. Служба занятости и ее функции. - М.: РЭА, 2001. с.10-12

54. Русалинова А. Социальных партнеров должно быть четыре// Человек и труд. - 1998. - № 1, с.63-64

55. Российский экономический журнал. - 1996, с.88-89

56. Саруханов Э.Р. Проблема занятости в период перехода к рынку. - М.: изд-во высшая школа, 1989. с.5-8

57. Сафонов А.Е. Новые инструменты государственной политики занятости// Общество и экономика. - 1999. - № 7-8, с.15-16

58. Сетиков А.Н. Проблема понимания в аспекте профессиональной деятельности социального работника// Российский экономический журнал. - 1997. - № 1, с.90-91, 93-94

59. Синг О.Р. Опыт организации практической подготовки социальных работников: процесс, перспективы// Обучения практике социальной работы: международный опыт и перспективы. - М., 1997. С.37-38

60. Симин А. Опыт функционирования организаций предпринимателей на Западе// Человек и труд. - 1998. - № 1, с.10, 15-16, 21, 76

61. Словарь современной экономики/ Под ред. Л. Лопатникова. - М., 1999. с.76

62. Сметанин Е.Н. Адаптация населения к современной экономической ситуации// Социс. - 1995. - № 4, с.15-18

63. Смирнов С. Отраслевая структура занятости: анализ изменений// Человек и труд. - 1998. - № 1, с.50-51

64. Соколова Т.Н. Структура занятости и безработицы: проблемы и тенденции// Социс. - 1996. - № 2, с.7-10

65. Сорвина А.С. Специфика социальной работы с различными группами населения// Российский журнал социальной работы. - 1995. - № 2, с.47-51

66. Социологический справочник/ Под общей ред. В.И. Воловича. - Киев: Политиздат Украины, 1990. с.382

67. Социальная работа: вопросы и ответы: учебное пособие. - М.: институт социальной работы, 1997. с.122

68. Социальная работа как научная теория, деятельность и учебная дисциплина/ Под общей ред. С.И. Гсляковой. - Барнаул, 1995. с.80

69. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы/ Сборник научных очерков. - М.: изд-во Флинта, 1998. с.7-8, 134-135, 140-142, 144

70. Социально трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы/ Под ред. Акимова, Волгина. - М.: изд-во Молодая гвардия, 1996. с.210-216

71. Студенцов В.Б. Государственное предпринимательство// Общество и экономика. - 1997. - № 3-4, с.26

72. Сухоруков М. Социальная работа в России// Социальная защита. - 1996. - № 6, с.20-22

73. Теория и методика социальной работы/ Под ред. В.И. Жукова и др. - М.: Союз, 1994. Ч.1, с.342

74. Федеральный закон от 20.04.96 г. "О занятости населения"

75. Хахулина Л. Поведение работников на рынке труда в условиях перехода к рыночной экономике// Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения. - М., 1996. С.13, 27-28

76. Чернина Н.В. О новой модели занятости// Российский журнал социальной работы. - 1999. - № 1, с.50-53, 55-56

77. Четвернина Т. Социальный портрет безработной// Социальная защита. - № 4, с.10

78. Читов А.С., Богамолов Ю.П. Занятость и экономическая реформа. - М.: НИЭИ, 1992. с.71, 74, 76

79. Этика социальной работы: принципы и стандарты (принято на общем собрании ИФСР)// Российский журнал социальной работы. - 1995. - № 2, с.122-126

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты