Проблема безработных и пути их решения в современном обществе
p align="left">Для 16-18-летних необходима поведенческая и профессиональная переориентация. В современных условиях для молодых людей этого возраста характерно стремление адаптироваться к новым условиям жизни. Они готовы к смене профессии, принимают рыночные отношения как объективные, ищут способы приспособления к ним.

18-23-летние, как правило, имеют среднее образование и профессию. Во многих случаях профессия оказывается невостребованной, и в этом случае остро встает вопрос профессионального переобучения, а иногда и профессиональной реабилитации. В этот период необходим целый комплекс мер по адаптации молодежи к реальной жизни, обеспечению нормального включения в процесс производства.

Среди молодежи старше 23 лет, впервые входящей на рынок труда, значительную долю составляют выпускники высших учебных заведений. Проблема трудоустройства выпускников высшей и средней специальной профессиональной школы приобретает все большую остроту и иногда выделяется даже на далеко неблагоприятном трудоустройства представителей других групп молодежи.

После 23 лет в жизни молодых людей наступает период достижения трудовой и социальной стабильности, экономической самостоятельности и профессионального самоопределения. [65, c.47-48]

Знание специфических особенностей молодежи как группы трудовых ресурсов может сыграть существенную роль в решении проблем молодежной занятости, в разработке новых социальных технологий включения различных групп молодежи в рынок труда и их адаптации к его условиям и требованиям. [7, c.14]

Уменьшается численность молодежи среди рабочих, промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства и в то же время растет численность молодых людей, занятых частнопредпринимательской деятельностью. (см.табл.2)

Таблица 2

Доля молодежи в общей численности безработных, %

1997 год

2000 год

Российская Федерация, в том числе районы:

38,2

35,8

Северный

42,2

35,8

Северо-Западный

27,4

26,6

Центральный

35,1

32,7

Волго-Вятский

39,3

39,1

Центрально-Черноземный

41,0

38,7

Поволжский

40,0

36,7

Северо-Кавказский

45,0

42,9

Уральский

40,8

35,8

Западно-Сибирский

36,2

34,5

Восточно-Сибирский

41,7

37,2

Дальневосточный

43,2

35,6

Калининградская область

34,4

32,1

Как показывает практика, до половины всех профессий, которые получают выпускники учебных заведений всех типов, остаются невостребованными на рынке труда, поэтому значительная часть молодых специалистов не в состоянии самостоятельно найти работу, а тем более работу по специальности. [24, c.12]

В последнее время получила распространение практика создания молодежных бирж труда.

Молодежные биржи труда обладают рядом существенных отличий от бирж, функционирующих в рамках государственной службы занятости. Во-первых, более узкая специализация - как по характеру обслуживаемого контингента (преимущественно молодежь), так и по функциям (не ведется регистрация безработных, не выплачиваются пособия и др.). Специализация молодежных бирж создает предпосылки для повышения качества обслуживания. Во-вторых, молодежные биржи в большинстве случаев работают на коммерческой основе. В отличие от государственных бирж они не получают дотаций из государственного фонда занятости. Поэтому в основу деятельности молодежных бирж труда заложен принцип самоокупаемости (при бесплатности услуг по трудоустройству молодежи).

Наиболее актуально создание молодежных бирж в областях, где доля молодежи в общей численности безработных была наиболее высока. [8, c.20-22]

К основным направлениям в области содействия занятости и социальной защиты молодежи относятся:

содействие в трудоустройстве;

профессиональное обучение и переобучение не занятой молодежи;

профессиональное консультирование безработных, а также подростков, выходящих в скором будущем на рынок труда;

организация общественных работ для молодежи, способствующая сохранению мотивации к труду, а также поддержанию их доходов;

квотирование рабочих мест;

поддержка предпринимательства и самостоятельной занятости;

выплата пособий по безработице;

временная занятость подростков, способствующая адаптации несовершеннолетних к трудовой деятельности, предоставлению возможности получения временной работы;

проведение "молодежной практики", которая снижает уровень молодежной безработицы, предоставляя молодым людям приобрести профессиональные умения и навыки для получения постоянного рабочего места. [28, c.6-7]

Кроме того, действенными мерами социальной защиты молодежи в сфере занятости являются корректировка (в процессе профориентационной работы) профессиональных планов старшеклассников с учетом наличия конкретных вакансий в регионах, смягчение сезонных "пиков" молодежной безработицы и пp. [3, c.4]

Женщины. Пониженную конкурентоспособность женской рабочей силы обусловливают следующие факторы:

необходимость предоставления женщинам ряда предусмотренных КЗоТом льгот, связанных с психофизиологическими особенностями женского организма и особой ролью в воспроизводстве населения и воспитания детей;

невысокий по сравнению с мужчинами уровень квалификации женщин рабочих профессий;

пониженная территориальная мобильность;

высокая степень социальной пассивности, выражающаяся в весьма настороженном отношении к предприятиям новых форм собственности и возможности начала собственного дела. [56, c.6-7]

Социальная политика в сфере занятости должна предусматривать применение специальных мер по повышению конкурентоспособности женщин на рынке труда. [37, c.15]

В соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" государственная политика направлена на обеспечение равных возможностей всем гражданам, независимо от пола, в реализации права на труд, свободный выбор и социальную защиту в области занятости. Этим законом органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать предприятиям минимальное количество специальных (квотируемых) рабочих мест для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. [21]

Одно из основных направлений активной политики обеспечения занятости женщин, повышений их конкурентоспособности на рынке труда составляет профессиональное обучение и переподготовка. Для ускорения переобучения женщин на новые профессии по инициативе органов службы занятости создаются гибкие формы их обучения, в том числе заочно-зкстернатные, и с выездом преподавателей в места компактного проживания женщин. Это особенно важно для женщин, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста. [26, c.12]

Приоритетным направлением обеспечения женской занятости становится развитие и поддержка женской предпринимательской инициативы. Региональные органы службы занятости осуществляют обучение женщин профессиям, которые ориентируют их дальнейшую деятельность на предпринимательство, самозанятость. Это такие профессии, как предприниматель, маркетолог, бухгалтер, медсестра-массажист, мастер народных промыслов, швея и др. Женщинам, желающим открыть свое дело, оказывается консультационная, методическая и финансовая помощь. [34, c.74-75]

В настоящее время разрабатываются и реализуются федеральные целевые программы, в которых предусматриваются мероприятия по улучшению положения женщин и их социальной защите.

Наиболее важны следующие направления:

- согласование целевых программ, направленных на улучшение положения женщин и их социальную защиту, с другими блоками социальной политики и, прежде всего, с мерами по регулированию оплаты труда, по материальной поддержке семей с детьми, бедных слоев населения;

- организационное и законодательное содействие развитию альтернативных режимов (неполное рабочее время, временная занятость, работа по договору, работа на дому); сокращение налогов на прибыль для предприятий и организаций, создающие льготные рабочие места для женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, для многодетных матерей:

- разработка мероприятий по расширению занятости женщин в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства в рамках Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ (упрощение регистрации малых, включая семейные предприятия);

- первоочередная разработка программ и финансирование профессионального обучения, в том числе опережающего профессионального обучения, женщин с высшим и среднем специальным образованием с учетом современных требований и меняющегося спроса на профессии;

- формирование банка временных работ для женщин, находящихся под угрозой увольнения или уже потерявшие работу;

- обучение основам предпринимательской деятельности. [34, c.76-78]

Инвалиды. Инвалидом считают того, кто полностью или частично потерял трудоспособность из-за травмы, заболевания или врожденных пороков. Такая классификация основывается на результатах медицинского обследования, которое и определяет, что данный человек имеет "пониженную трудоспособность". В результате этой классификации за инвалидами сохранилось право на социальную защиту и помощь в интеграции в экономическую и общественную жизнь. [14, c.198]

Одним из важнейших критериев состояния инвалидности служит ее структура по степени тяжести инвалидности (по группам инвалидности). Самой многочисленной является II группа инвалидности, на долю которой приходится 59% инвалидов России, далее идут инвалиды III группы - 28% и инвалиды I группы - 13%. В странах с развитой рыночной экономикой инвалиды не делятся на группы. Там в карте инвалида указывается процент остаточной трудоспособности инвалида.

Трудовая активность инвалидов в России по группам инвалидности выглядит следующим образом: среди инвалидов III группы могут работать 70-90% инвалидов, среди инвалидов II группы - 40-70%, а среди инвалидов I группы - только 5-10%. [18, c.6-7]

Одной из форм гарантированного обеспечения занятости инвалидов являются специализированные предприятия (цехи, участки). В России в настоящее время функционирует около 1,5 тыс. таких предприятий, которые рассчитаны на 240 тыс. рабочих мест. Однако только 1/3 этих рабочих мест занята инвалидами, несмотря на то, что потребность инвалидов, которым рекомендовано работать в специально созданных условиях, удовлетворяется только на 7%. При этом в большинстве регионов России сеть таких предприятий не только не расширяется, но даже сужается (за два последних года численность работающих инвалидов на них сократилась на 1/3), хотя свыше 50% выпускников специальных ПТУ, техникумов для инвалидов не смогли трудоустроиться. [63, c.50]

Это свидетельствует о том, что существующая система трудоустройства в нынешних условиях не отлажена и нуждается в совершенствовании.

Значительная часть инвалидов занята на предприятиях общественных объединений инвалидов. Так, на 65 учебно-производственных предприятиях УПП) Всероссийского общества глухих работает 12 тыс. человек, в том числе 60% инвалидов. Всероссийское общество слепых располагает 184 УПП, на которых занято около 100 тыс. человек, из них 50% - инвалиды. [70, c.211]

Рынок труда инвалидов является частью общего рынка труда, но с определенной спецификой. Следует учитывать, что инвалиды, как и представители других маргинальных групп, не способны в основном выдержать конкуренцию со здоровыми людьми.

Еще одной особенностью рынка труда инвалидов является большая продолжительность их безработицы, чем у безработных на общем рынке труда. [3, c.5]

Дополнительные гарантии занятости инвалидов должны обеспечиваться специальными мероприятиями, способствующими повышению их конкурентоспособности на рынке труда, и включать:

проведение льготной финансово-кредитной политики, способствующей созданию и эффективному функционированию специализированных предприятий, использующих труд инвалидов;

установление квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест;

резервирование отдельных видов работ и профессий, наиболее подходящих для трудоустройства инвалидов;

стимулирование работодателей в создании дополнительных рабочих мест для инвалидов:

создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. [10, c.61-62]

Маргинальные группы мужского населения. К ним в первую очередь можно отнести следующие категории мужчин трудоспособного возраста; освободившиеся из мест лишения свободы и неработающие бомжи, а также нарушители трудовой дисциплины, как правило, являющиеся хроническими алкоголиками и не способные производительно работать. [73, c.342]

Среди основных факторов пониженной конкурентоспособности этих маргинальных групп на рынке труда выделим следующие:

психологические отклонения в поведении (психологическая деградация личности, наличие комплекса неполноценности и пр.);

пониженный уровень здоровья (как правило, каждый второй маргинал имеет потерю трудоспособности на 70-80%, каждый третий - инвалид I и II группы);

разрыв трудовых связей с каким-либо трудовым коллективом;

низкая социально-бытовая обустроенность (значительная часть представителей маргинальных групп лишена жилья и семьи). [70, c.212-213]

Важной государственной проблемой является трудоустройство лиц, освободившихся из ИТУ, которых ежегодно оказывается на свободе около миллиона человек (примерно столько же по приговору судов отправляется в колонии и тюрьмы).

В трудоустройстве нуждаются практически все вышедшие из учреждений, исполняющих наказание. Причем возможности их трудоустройства ограничены из-за отсутствия у них конкурентоспособных профессий, поэтому каждый третий нуждается в переподготовке. [65, c.49-50]

При отсутствии работы и жилья многие из них превращаются в бомжей, т.е. лиц без определенного места жительства.

Лица без определенного места жительства (бомж) представляют собой специфическую социальную группу населения, основным признаком которой является фактическое отсутствие постоянного места проживания. Данная группа населения весьма неоднородна по своему составу. Среди них можно выделить различные категории:

лица, не имеющие собственного жилья в связи с тем, что они стали беженцами и вынужденными переселенцами:

так называемые "юридические" бездомные - лица, не обладающие пропиской или регистрацией по месту жительства, но имеющие возможность снимать жилье, сохранять постоянное место работы, стабильный заработок, связи с окружающими;

(наиболее многочисленная группа) так называемые "фактические" бездомные, не имеющие постоянного места жительства и в основном пребывающие на вокзалах, чердаках, подвалах, в отселенных домах и т.д. Это специфическая категория, которая характеризуется особым социально-психологическим статусом, асоциальным поведением, отсутствием или утратой профессиональных навыков, постоянных доходов, разрывом связей с другими членами общества. [43, c.103-104]

Решая вопросы трудоустройства таких маргинальных групп, как освободившиеся из мест заключения или бомжи, необходимо учитывать морально-психологический аспект ресоциализации этих лиц. Значительной части трудоспособного населения этих групп требуется лечение в ЛТП или других лечебных заведениях (бомжи), другой группе (бывшим заключенным) - создание условий для социально-психологической адаптации. Подавляющее большинство представителей маргинальных групп, как правило, утративших ранее приобретенные знания, нуждаются также в основательной переподготовке и переобучении.

В условиях продолжающегося сокращения численности Вооруженных сил России, спада объемов производства в стране, закрытия и перепрофилирования ряда предприятий, конверсии военного производства проблема социальной защиты военнослужащих - трудоустройства и профессионального обучения становится все более актуальной. Отражается она и на рынке труда всех субъектов Российской Федерации, где с каждым годом увеличивается численность этой категории граждан, многие из которых изъявляют желание трудиться в различных отраслях экономики. [56, c.8]

В 2001 году в службы занятости России обратилось около 65 тыс. граждан, уволенных с военной службы, из них только примерно 39% было трудоустроено. Низкий уровень трудоустройства этой категории граждан, как показывает опыт региональных служб занятости, связан со следующими причинами:

- незнание большинством бывших военнослужащих основ действующего законодательства и нормативных актов по вопросам трудоустройства и переподготовки на гражданские специальности;

- отсутствие систематической и налаженной консультационной работы в воинских частях и гарнизонах с военнослужащими перед увольнением, не получают необходимой информации о наличии, структуре, функциях и возможностях государственной службы занятости;

- определенное психологическое состояние бывших военнослужащих, являющееся сдерживающим фактором их обращения к услугам государственной службы занятости;

- отсутствие должной координации действий государственных структур (администрации, военкомата, органов социальной защиты, органов управления образованием, органов службы занятости и пр.) с организациями, занимающимися трудоустройством и социальной адаптацией бывших военнослужащих;

- экономические трудности с выделением льготных кредитов офицерам-предпринимателям на открытие собственного дела;

- наличие больших проблем с трудоустройством офицеров - инвалидов, участников войн в Афганистане и Чечне;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты