Проблема безработных и пути их решения в современном обществе
p align="left">- несоответствие системы профобучения и переподготовки с системой трудоустройства граждан, уволенных с военной службы;

- недостаточное проведение ярмарок вакансий, конференций, семинаров по проблемам трудовой и социальной адаптации бывших офицеров;

- слабая увязка целевых программ с участием Комиссии Европейского союза с созданием новых рабочих мест с целью трудоустройства офицеров после переподготовки. Как показала практика, более 80% офицеров после переподготовки по этим программам трудоустраиваются самостоятельно. Кроме того, часть разрабатываемых программ и документов слабо согласовано с новыми социально-экономическими условиями в стране;

- недостаточная работа специалистов служб занятости с работодателями по вопросам трудоустройства бывших военнослужащих. Как правило, работодатели имеют слабое представление об интеллектуальных возможностях бывших кадровых офицеров и предлагают им в основном низкооплачиваемые должности, доля которых в банке вакансий составляет около 80%. [39, c.6-9]

Комплексный подход к вопросам трудовой и социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, должен предусматривать:

- правовую основу переподготовки и трудоустройства бывших военнослужащих;

- организацию переподготовки бывших военнослужащих на гражданские специальности (профессии), в том числе методом дистанционного обучения;

- содействие в предпринимательской деятельности путем предоставления офицерам и их семьям льготных кредитов;

- создание координационных центров в регионах по трудоустройству военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей;

- создание в военных учебных заведениях и центрах по переподготовке военных, а также в структурах, где они проходят службу, сети информационных пунктов, где размещалась бы информация об условиях трудоустройства, формах переобучения, социально-правовой защите военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. В определенные дни в этих центрах специалист службы занятости должен вести прием и давать консультации по всем вопросам трудовой и социальной адаптации военнослужащих, в том числе по профессиональной ориентации;

- налаживание координации действий государственных структур с организациями, в том числе коммерческими, занимающимися трудоустройством и социальной адаптацией бывших военнослужащих. [43, c.105-107]

2.3 Биржа труда, ее место в экономике Республики Башкортостан, функции, роль и задачи

Особое место в системе регулирования рынка труда занимает биржа труда. Она представляет собой специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством Министерства труда или аналогичного ему органа.

Уфимская биржа труда - государственная организация, входит в систему государственной службы занятости населения Республики Башкортостан.

Уфимская биржа труда организована приказом № 83-0 от 19 августа 1998 года Министерства труда, занятости и социальной защиты населения Республики Башкортостан, реорганизуется и ликвидируется приказом Министерством труда, занятости и социальной защиты населения Республики Башкортостан по согласованию с Администрацией города Уфы.

Местонахождение Уфимской биржи труда: 450006, Республика Башкортостан, г. Уфа, Б. Ибрагимова 47/1. [8, c.2-3]

Уфимская биржа труда обеспечивает проведение единой государственной политики содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

В своей работе Уфимская биржа труда руководствуется Законом Республики Башкортостан "О занятости населения в Республике Башкортостан", а также другими нормативно - правовыми актами Республики Башкортостан и Российской Федерации.

Биржа является юридическим лицом, распорядителем имущества и средств, находящихся в ее оперативном управлении, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в учреждении банка, печать, эмблему и фирменные бланки со своим наименованием. [8, c.11-12]

Перед Биржей стоят следующие задачи:

проведение согласованных действий, координация деятельности всех заинтересованных организаций в обеспечении занятости населения;

проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости;

поддержание трудовой и предпринимательской инициативы граждан;

взаимодействие на партнерской основе с работодателями, создающими рабочие места. Биржа выполняет следующие функции:

анализирует состояние и использование трудовых ресурсов, уровень обеспеченности ими отраслей народного хозяйства;

осуществляет прогноз рынка труда в городе;

разрабатывает Программу занятости населения города Уфы, вносит ее на рассмотрение и утверждение органов исполнительной власти;

осуществляет координацию (через Координационный комитет) деятельности предприятий, учреждений, организаций по реализации Программы занятости города Уфы;

вносит в органы исполнительной власти города предложения, направленные на расширение мер социальной защиты безработных, установление порядка использования налоговых льгот в решении проблем занятости, организацию общественных работ и квотирование рабочих мест, временную занятость населения, реализацию мер в связи с кризисными ситуациями, расширение и укрепление материальной базы органов службы занятости, совершенствование форм их работы;

осуществляет сбор и обобщение информации о свободных рабочих местах, формирует единый общегородской банк вакансий;

формирует единый общегородской банк данных о гражданах, ищущих работу;

информирует граждан и работодателей о состоянии рынка труда, возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой;

проводит отраслевые ярмарки вакансий рабочих и учебных мест;

проводит целевые отборы кадров по заявкам работодателей;

направляет граждан на временные работы;

предоставляет рабочие места работодателям для ведения приема граждан, ищущих работу;

проводит для работодателей отраслевые семинары, совещания, конференции по вопросам занятости;

принимает участие в разработке информационных технологий, направленных на повышение эффективности работы органов службы занятости города;

предоставляет консультации по вопросам занятости населению и работодателям;

содействует организации набора рабочей силы для работы вахтовым методом;

оказывает содействие гражданам в трудоустройстве в другой местности;

предоставляет информацию о вакантных рабочих местах, замещаемых по организационному набору;

проводит профориентационную работу с ищущими работу и безработными гражданами;

оказывает безработным гражданам психологическую помощь;

разрабатывает и издает информационные материалы о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства, услугах органов службы занятости;

организует переобучение безработных граждан (подбор учебной базы, формирование банка данных, анализ программ, заключение договоров, комплектование групп, контроль за обучением, расчеты за обучение, начисление и выплата стипендий);

осуществляет координацию деятельности Центров занятости населения районов г. Уфы, в том числе по выполнению Программы занятости населения города Уфы;

проводит обучение персонала органов службы занятости населения г. Уфы;

осуществляет сбор, обобщение и передачу статистической информации;

обеспечивает работу городского координационного комитета содействия занятости населения;

взаимодействует с общественными организациями, средствами массовой информации по вопросам занятости населения.

Формы и методы обслуживания граждан, ищущих работу, и работодателей достаточно разнообразны.

Комплекс сервисных услуг, оказываемых Биржей труда работодателям, включает:

предоставление компьютеризированных рабочих мест для приема граждан, ищущих работу;

предоставление для подбора работников общегородской компьютерной базы данных на граждан, ищущих работу, в том числе безработных;

осуществление подбора кадров по заявкам;

направление безработных граждан на временные и общественные работы;

осуществляет подготовку кадров из числа безработных граждан на забронированные рабочие места;

организация подбора кадров на работу вахтовым методом.

Для граждан, ищущих работу, Биржа труда предоставляет следующие виды услуг:

предоставляет информацию о свободных рабочих и учебных местах;

дает юридические консультации по вопросам труда и занятости;

по просьбе гражданина вносит данные о нем в компьютеризированную общегородскую базу данных для предоставления работодателям;

организует проведение специализированных ярмарок вакансий рабочих и учебных мест;

предоставляет профконсультационные услуги по выбору профессии;

предоставляет психологическую помощь;

содействует участию в общественных и временных работах;

оказывает помощь в трудоустройстве по организационному набору, в том числе вахтовым методом.

Уфимская Биржа труда занимает доминирующее положение на данном рынке, так как частные кадровые агентства, такие как ООО "Агентство управленческого консультирования", ООО "Персонал", ООО "Карт Бланш Стаф", ИП Башкирский центр содействия бизнесу и трудоустройству "Заман-эпоха", АОЗТ "Дельф", предоставляют только отдельные виды услуг и поэтому не могут рассматриваться как конкуренты.

Контроль за деятельностью Биржи осуществляет Управление по занятости населения Министерства труда, занятости и социальной защиты населения Республики Башкортостан и Администрация города Уфы.

Глава 3. Технология разрешения проблем безработных и роль социального работника в этом процессе

3.1 Подходы к решению проблем безработных и их семей за рубежом

Анализ существующих программ страхования по безработице позволяет выделить 4 их основные вида:

обязательное страхование. Оно распространено в промышленно развитых странах: Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Канаде, США и др.;

социальное страхование, распространенное в Греции, Израиле, Исландии, Норвегии и др.;

системы вспомоществования, существующие в Австрии, Венгрии, Новой Зеландии;

добровольное страхование, существующее в Дании и дополнительно к основным видам - в Финляндии, Швеции и др.

Однако многие программы основаны на сочетании этих видов и представляют смешанный тип или относятся к системе социального страхования в целом. Это, например, программы Ирландии, Нидерландов, Португалии, Франции и др. Помимо этого, дополнительная помощь безработным оказывается через программы, основанные на проверке уровня доходов семьи, исходя из ее нуждаемости.

Почти все зарубежные программы страхования по безработице и вспомоществованию включают требования трудоспособности. [69, c.7]

Безработный до назначения пособия должен зарегистрироваться в Бюро труда и регулярно отмечаться весь период выплаты пособия.

Размер пособия по безработице в большинстве стран представляет собой определенный процент от заработной платы за установленный период утери работы. Базовая величина пособий по безработице в Бельгии и Канаде составляет 60% среднего заработка, ФРГ - 63%, Дании - 90%, Швеции - 91,7%. Размер пособия в Австрии колеблется от 30 до 60%, в Японии - 60-80% в обратно пропорциональной зависимости от величины заработной платы. [76, c.13]

Однако сумма пособия может значительно ограничиваться потолком заработка, из расчета которого в настоящее время исчисляется базовый процент пособий.

Во многих странах безработным выплачивается в качестве пособия единая сумма, размер которой не зависит от предыдущей заработной платы. Пособия обычно устанавливаются лишь на основании статуса семьи или возраста работника. Единовременное пособие по безработице выплачивается в Великобритании, Италии, Финляндии. Во Франции, Ирландии в дополнение к единому пособию выплачиваются дифференцированные надбавки, равные определенному проценту от средней заработной платы.

К основному пособию безработного, являющегося главой семьи, предусматриваются надбавки на супругу, детей и иждивенцев. Эти надбавки состоят из постоянных сумм или дополнительного процента к средней заработной плате.

В большинстве стран право на пособие предоставляется один раз в год. Для безработных, охваченных обязательным страхованием, продолжительность получения основного пособия зависит от страхового стажа, как правило, колеблется от 12 до 26 недель. [64, c.10]

В тех странах, где существует система помощи по безработице, продолжительность выплат не имеет ограничений, установленных законодательно. Кроме того, существуют программы, дополняющие страхование по безработице. Так, лица, исчерпавшие право на обычные страховые пособия, могут получать так называемое пособие по окончанию прав или определенную финансовую помощь, предусмотренную для граждан, доходы которых после проведения тестирования оказались ниже определенного уровня. [69, c.8]

Рассмотрим более подробно программы защиты от безработицы, существующие в некоторых странах.

В Австралии существует система вспомоществования по безработице. Она охватывает лиц, имеющих занятие, приносящее доход, а также незанятых, отвечающих квалификационным условиям. Выплачивается пособие всем гражданам от 16 лет до пенсионного возраста. Однако для этого надо пройти тестирование. Еженедельная сумма после тестирования такова: до 187 АД (австралийских долларов) - работникам с супругой-иждивенкой; 104,75 АД - одиноким в возрасте 21 год и старше; 91 АД - одиноким в возрасте 18-20 лет без иждивенцев; 112 АД - одиноким с иждивенцем; 50 АД - одиноким до 18 лет; надбавки на детей до 14 АД на каждого ребенка.

В Австрии действует система обязательного страхования. Она охватывает наемных работников, кроме того, имеется социальная программа для строительных рабочих.

Для получения пособия по безработице необходимо иметь 20 недель страхового стажа за последние 12 месяцев или 52 недели за последние 24 месяца при первом обращении.

Базовое пособие составляет 30-60% заработка (среднемесячный заработок квалифицированного рабочего в промышленности в 1987 г. составлял 21,5 тыс. шиллингов) в зависимости от категории заработка (всего 92 категории). Минимальное пособие - 1362 шил. в месяц. Максимальное - 10353 шил. в месяц. Надбавка на иждивенцев составляет 555 шил. в месяц на каждого иждивенца, максимум - 80% заработка. [69, c.134-135]

Пособия выплачиваются через три дня после оформления документов. Продолжительность выплат - 20 недель при 52 неделях страхового стажа за последние 24 месяца или до 30 недель при 156 неделях страхового стажа за 5 лет. Помощь по безработице выплачивается, если лицо исчерпало право на основное пособие. Ее размер - 92-100% базового пособия в зависимости от числа иждивенцев.

Имеются также пособия на переподготовку, переезд и др. [69, c.140]

В Бельгии существует система обязательного страхования. Она охватывает наемных рабочих и учеников. Помимо этого имеются системы для шахтеров, моряков строительных рабочих, работников закрытых предприятий и т.д. Исключение составляют госслужащие; домашняя прислуга, занятая менее 4 часов в день или 24 часов в неделю; временные работники и семейная рабочая сила.

Для получения пособия по безработице необходимо иметь 75 дней застрахованной занятости за последние 10 месяцев или 600 дней за последние 36 месяцев.[59, c.10]

Базовое пособие составляет: для рабочего с иждивенцем - 60% заработка (сокращается, если сожитель имеет доход; 55 % в первый год, 35% на следующие 6 месяцев); для холостого работника - 60 % заработка на 1-й год, 40% - на 2-й и 50% (40%, если живет с семьей) минимального заработка (пока лицо трудоспособно или имеет 20 лет трудового стажа) в 3-й и последующие годы. Максимальный размер пособия 1079 фр. в день при 6-дневной рабочей неделе (среднемесячная зарплата квалифицированного рабочего 73 тыс. бельгийских франков).

Пособия периодически корректируются по мере изменения цен. Дополнительное пособие выплачивается для особых профессиональных групп с целью обеспечить прожиточный минимум.

В Великобритании существует система обязательного страхования. Она охватывает наемных работников, чей недельный заработок составляет 38 ф.ст. и более. Исключение составляют самозанятые лица, замужние женщины и вдовы, выплачивающие сокращенные взносы. [59, c.15-16]

Для получения пособия по безработице необходимо наличие 50-недельных взносов (или кредитов) в течение финансового года, предшествовавшего наступлению безработицы, с заработка не менее 41 ф.ст. в неделю.

Базовое пособие составляет 41,15 ф.ст. в неделю. На каждого взрослого иждивенца выплачивается надбавка - 24,75 ф.ст. в неделю, а на ребенка - 8.4 ф.ст. в неделю.

Общая продолжительность выплаты пособия за один или несколько периодов безработицы, разделенных периодами занятости менее 8 недель, не более 312 дней. Для продолжения получения пособия необходимо отработать вновь не менее 13 недель.

Помимо этого существует система социального вспомоществования, по ней на супругов приходится 87.6 ф.ст. в неделю. Продолжительность этих выплат не ограничена.[59, c.21]

В Германии существует система обязательного страхования. Она включает наемных рабочих и надомников; учеников и стажеров. Исключение составляет временная и семейная работа.

Базовое пособие по безработице выплачивается в случае, если имеется 360 дней застрахованной занятости за последние 3 года (для сезонных рабочих - 180 дней). Помимо этого имеются специальные пособия, они выплачиваются строительным рабочим, не занятым из-за климатических условий; рабочим, занятым неполную рабочую неделю (вследствии временной потери заработка). [69, c.142]

Базовое пособие по безработице составляет 68% заработка после выплаты налогов (одиноким - 63%). Выплачивается пособие с первого дня в течение 16-52 недель. В возрасте 42 лет и старше при наличии трудового стажа 840 дней за последние 7 лет продолжительность выплат свыше 312 дней. В возрасте 54 лет и старше при наличии необходимого стажа - 832 дня.

Безработный может также получать вспомоществование по безработице. Для этого необходимо пройти проверку на нуждаемость. Вспомоществование составляет 58% (56% - для одиноких) предыдущего заработка после выплаты налогов для лиц, исчерпавших свое право на базовое пособие. Продолжительность его не ограничена, однако для его получения требуется ежегодное тестирование.

Для безработных предусмотрено пособие на период профессиональной подготовки, переподготовки и реабилитации. [69, c.144]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты