Проблема безработных и пути их решения в современном обществе
p align="left">Значительное место занимают причины, связанные с несоответствием профессионального уровня предлагаемой рабочей силы предъявляемым работодателями требованиям и условиям.

При этом работодателями не практикуется подготовка кадров на базе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

За январь-сентябрь при содействии центров занятости районов нашли работу, в том числе и временного характера, 19,8 тысяч человек, 1,5 тысяч из числа безработных направлены на профессиональное обучение для получения новой профессии, специальности. Среди граждан, направленных на обучение, 1201 человек (80,1%) - женщины, 741 - молодежь, 26 - инвалиды, 15 человек - уволенные с военной службы.

Обучение проводилось по трем основным направлениям: по профессиям, пользующимся устойчивым спросом на рынке труда, по заявкам работодателей под гарантированное рабочее место, для занятия предпринимательской, индивидуально-трудовой деятельностью.

Обучение осуществлялось на базе 29 учебных заведений по 53 профессиям, в основном (78,3%) - по рабочим.

Безработные граждане после переобучения получили такие профессии, как: водитель автомобиля, контролер-кассир, оператор котельной парикмахер, портной, пользователь ПЭВМ, секретарь-референт, художник компьютерной графики, электрогазосварщик, бухгалтер (повышение квалификации), мастер по ремонту ПЭВМ, лифтер, менеджер, медицинская сестра, клейщик резиновых изделий, облицовщик-плиточник, официант-бармен, повар-кондитер.

За 9 месяцев текущего года центры занятости населения города трудоустроили в счет квоты 1344 человека, из них инвалидов-100, молодежи до 18 лет - 89, освободившихся из мест лишения свободы - 27, выпускников - 207 человек.

В общественных работах участвовали 1673 человека. Общественные работы были организованы по благоустройству и озеленению территорий, оказанию помощи отделам социальной защиты, статистики (подготовительная работа к переписи населения), райвоенкоматам (работа с документами), инвалидам и участникам Великой Отечественной Войны (уборка квартир, стирка белья), по уборке подъездов. [6, c.101-103]

По программе "Молодежная практика" направлено на предприятия города 155 человек.

Временной занятостью было охвачено 11575 подростков. Они занимались благоустройством пришкольных участков, ремонтом школьных зданий, изготовлением швейных изделий, поделок, мягких игрушек, были заняты на сельскохозяйственных работах. [28, c.5]

Совместно с Уфимским городским фондом развития и поддержки малого предпринимательства проводилась работа по организации обучения незанятого населения основам предпринимательского дела. С начала текущего года проведено 5 циклов недельных занятий, на которых получили навыки предпринимательской деятельности 328 человек. По итогам занятий проводилась защита бизнес-планов слушателей, а также экспертиза бизнес-планов безработных граждан, желающих получить субсидию на открытие собственного дела. 185 безработных и ищущих работу граждан города получили методическую и консультационную помощь в территориальных фондах (союзах) малого предпринимательства.

Пятидесяти девяти безработным гражданам выданы субсидии на организацию собственного дела.

Специалисты центров занятости населения районов оказали предувольнительные консультации 1837 гражданам, подлежащим высвобождению.

За 9 месяцев 2001 года в Уфе получили профориентационные услуги более 16 тысяч. Человек, из них: профессиональную информацию - 11,5 тысяч человек, профессиональную консультацию - более четырех тысяч, психологическую поддержку - 511 человек.

Углубленное тестирование кандидатов для зачисления в кадровый резерв госслужащих столицы прошли 133 человека.

По программам социальной адаптации велась работа в рамках "Клуба ищущих работу" и по курсу "Новый старт". Было сформировано 37 групп, приняли участие 335 человек.

За девять месяцев текущего года в Уфе проведено 135 целевых отборов вакантных рабочих мест. В данных мероприятиях приняли участие 1336 предприятий, организаций и учреждений города. Целевые отборы кадров посетили 24,8 тысяч горожан. В результате проведенных ярмарок удалось заполнить около четырех тысяч вакантных мест. Центр занятости города посетили сорок тысяч граждан, из них более восьми тысяч воспользовались услугами его справочной службы. [53, c.11-12]

1.3 Социально-экономические и психологические последствия безработицы

1.3.1 Статус безработного

Отсутствие работы не всегда приводит к юридическому признанию человека безработным. И это является одной из проблем безработного - получить статус безработного, так как его присваивают далеко не всем безработным гражданам. Для получения статуса безработного необходимо:

обращение за работой в службу занятости и регистрация в ее списках;

отсутствие подходящий (по специальности, уровню заработка, расстоянию до места) работы:

формальное признание лица (при условии вышеперечисленного) безработным. [38, c.89]

Из этого следует, что целый ряд индивидов, отчаявшихся получить работу, просто не регистрируются в органах занятости. В силу низкой информированности общества некоторые люди не знают о возможности искать работу через биржу труда - как показывают исследования, до сих пор, наиболее распространенным способом искать работу являются личные связи, информация неформального характера.

Далее, неоднократный отказ от предложенной работы может лишить индивида статуса безработного и пособия по безработице. В то же время значительная часть ищущих работу получает предложения, далекие от их профессионального подготовки, связанные со снижением социального статуса. В условиях тотального отмирания целых сфер занятости подобрать равную по квалификации и социальному положению работу возможно далеко не всегда, в силу чего индивид теряет право на статус безработного.

Обретение статуса безработного дает право на получение весьма незначительного (и уменьшающегося со временем) пособия. Кроме того, это еще социально-психологический фактор, свидетельствующий о сохранности у индивида трудовой мотивации, о его постоянном стремлении иметь работу при временном отсутствии возможности к этому. [27, c.34-35]

Статус безработного во всех обществах несет в себе достаточно противоречий. С одной стороны, законодатель прилагал усилия для того, чтобы пособия и льготы по безработице не снижали трудовую мотивацию, чтобы люди стремились как можно активнее искать работу. Однако резкое снижение возможностей трудового самообеспечения привело к тому, что:

Во-первых, пособие по безработице только в малой степени обеспечивает жизненные потребности самого безработного и его семьи.

Во-вторых, для немалого числа индивидов статус безработного - легальное прикрытие их деятельности в сфере теневого или прямо криминального бизнеса. С другой стороны, множество людей, фактически несущие тяготы безработицы (т.е. не по своей вине утративших работу) и не имеющих возможности (также не по своей вине) ее вновь приобрести - не числятся официально безработными. Что же до скрытой безработицы, то масштабы ее определяются только в результате экспертной оценки. [52, c.64]

1.3.2 Малообеспеченность безработного

Одна из наиболее острых социальных проблем безработного - снижение его жизненных стандартов, уровня потребления, возможностей для обеспечения своих потребностей и потребностей своей семьи. Учитывая, что средняя заработная плата по стране чрезвычайно низкая, а другие источники доходов либо чрезвычайно скудны (пособие, стипендии, пенсии и т.д.), либо весьма ненадежны (доходы от предпринимательской деятельности, дивиденды от акций и других ценных бумаг), утрата источника регулярного заработка весьма очень быстро превращает даже вполне обеспеченную семью в нуждающуюся. Семья же со скромными доходами, не имеющая больших запасов на период экономических трудностей, может начать бедствовать. Учитывая глубину социально-экономического кризиса в рациональной экономике и исторически сложившуюся слабую подвижность рабочей силы, нередка ситуация, когда безработными (или частично безработными) являются оба супруга в семье. Наличие одного родителя (семья матери-одиночки, например) или многодетность семьи не являются препятствием для потери работы, поэтому безработица резко и надолго сказывается на социально-экономическом положении семьи. [52, c.65-66]

Таким образом, семья, где имеется хотя бы один безработный, находится в достаточно стесненных условиях. Еще более положение ухудшается, если в такой семье есть ребенок или несколько детей.

Информация о том, как живут семьи безработных материально, отсутствует. Подобных обследований практически не проводится. Однако, даже семьям, имеющим работу и заработок, приходится нелегко.

1.3.3 Социальная деградация

Еще одна из наиболее злободневных проблем безработного - является социальная деградация.

Кратковременная утрата работы и связанные с ней временные трудности, как правило, не влияют на статус индивида и его семьи, если через недолгое время он может найти равноценную по положению и доходу работу. В том же случае, если состояние безработицы затягивается и нет надежды на его скорое прекращение, на нахождение равноценной, подходящей по квалификации и по всем другим параметрам работы, но может наступить утрата социальных качеств, которая предопределяет неудачу в поисках работы. Человек теряет квалификацию и навыки, что не проходит бесследно, особенно если человеку уже за 40 лет. Но что еще важнее, он теряет уверенность в себе. Заниженная самооценка в дальнейшем уменьшает инициативу и предприимчивость, что мешает искать работу или другой вид обеспечения в жизни. [51, c.55-57]

Также очень опасна для безработного психологическая депривация.

Состояние утраты работы, которая была источником личностного самоутверждения индивида, состояние утраты средств к существованию приводит к тяжелым деформациям психики, которые первоначально носят ситуационный характер.

Люди, не имеющие работы (отчасти и те, кто работает но не получает зарплату), тяжело переживают свою ненужность, неспособность обеспечить семью. Психологическое состояние при безработице редко выражается в конструктивных реакциях более того, часть возникают психосамотические последствия, то есть заболевания органов и систем организма. Заболевания желудочно-кишечного тракта провоцируется не только постоянным первым напряжением, но и ухудшением питания. Нередки депрессии, которые сменяются вспышками неконтролируемой агрессии. По зарубежным исследованиям, безработица прямо связана с повышением уровня самоубийств. Рост алкогольной зависимости ведет к снижению физического и психического здоровья, что в свою очередь, снижает шансы на обретение новой работы.

За достаточно короткий срок, утративший работу человек может превратиться в декалиссированную личность: опустившуюся, спившуюся, утратившую социальные связи. [51, c.58-59]

1.3.4 Проблемы в семейных отношениях безработного

Перестройка поведения, степени обеспеченности, взаимоотношений влияет на семью безработного. Так, человек, который ежедневно уходил на работу, и это вошло в сложившийся стереотип поведения всех домочадцев, теперь остается дома. Вместо того чтобы приносить домой достаточное содержание для семьи, он в лучшем случае приносит пособие. Пользовавшийся самоуважением и уважением окружающих, индивид замечает, что к нему менее прислушиваются, его авторитет поставлен под сомнение, его суждения не ценятся. [51, c.60]

Дети болезненно переживает крушение нормальной системы, к которой родители олицетворяли устойчивость, надежность, естественную защиту. Если родители (родитель) не в состоянии обеспечить даже витальные потребности детей, это отрицательно сказывается на взаимоотношениях между родителями и детьми, на психике детей. Иногда дети отрываются от дома, становятся добытчиками средств к существованию семьи, или же становятся на путь асоциального или криминального существования.

Крепкая, сплоченная, гибкая, или же, наоборот, патриархальная, семья может стать фактором, облегчающим переживание безработицы и помогающим справиться с ней. Но безработица - тяжелое испытание для семьи, причем не все семейные союзы могут пережить такое жестокое и разрушительное воздействие.

Также очень опасна для семей безработных такая проблема, как наследственная безработица (я уже упоминала о ней выше).

Страны, долгое время имеющие многомиллионную безработицу, столкнулись с тем, что состояние безработицы передается из поколения в поколение, и дети безработного имеют гораздо больше шансов стать безработными, где дети работающего человека. [6, c.104-105]

Алкоголизм родителей, их система ценностей и установок, в которой личный успех, необходимость преуспевания, стремление иметь работу отходят на задний план, возможно, некоторые особенности в виде психологической неустойчивости, снижения психической энергии, могут наследоваться детьми. Поэтому складывается целая субкультура наследственной безработицы, как правило, свойственная застойно депрессивным территориям, в которой воспроизводится образ жизни безработных. Работа с такой категорией населения представляет особую сложность, и, безусловно, психологически гораздо перспективнее не допустить образования застойной безработицы, чем бороться с ее последствиями. [51, c.61-62]

В семьях безработных значительно больше проблем с проведением свободного времени, занятиями спортом, посещением детьми различных кружков, секций и т.д. В последнее время эта формы работа с детьми переходят на платную систему, и безработным родителям оплатить их услуги достаточно сложно. Это же касается посещения детьми и взрослыми театров, кинотеатров, музеев и других зрелищных мероприятий.

В случае длительного срока безработицы перед такими семьями встают проблемы отдыха, а также проведения каникул детьми. Особенно эта проблема обостряется для родителей, родившихся и живущих в городе и не имеющих каких-либо связей с деревней.

Среди эмоциональных последствий безработицы можно назвать низкую самооценку, депрессию, самоубийства, необходимость психического лечения в стационаре. [15, c.22]

По результатам исследования проведенного в США, увеличение уровня безработицы на 1% (если она затем не снижается на протяжении пяти последующих лет) дает возрастание числа самоубийств на 4,1%, первичных обращений в клиники для душевнобольных - на 3,3%, тюремных заключений - на 4,0%, убийств - на 5,7 %, смертности от алкоголизма - на 1,9%, общего показателя смертности - на 1,9. [69, c.7]

Медицинские проблемы включают нарушение здоровья, вызванное стрессами (особенно болезни сердца и почек, алкоголизма и цирроз печени). У работников, имевших до объявления об увольнении нормальное артериальное давление, после получения такого известия оно повышалось и оставалось высоким до тех пор, пока они не находили работу вновь. [51, c.63]

Некоторые исследователи считают, что стресс, связанный с безработицей, снижает способность членов семьи заботиться друг о друге, в результате чего дети - подростки чаще убегают из дома, семья отторгает тех членов семьи, который считает бременем, например, безработного супруга.

Потеря родителями или хотя бы одним из них работы отрицательно сказывается и на взаимоотношениях между родителями и детьми. В семьях безработных возрастают конфликтные ситуации между родителями и детьми, причем, нередко, до такой степени, что возникает необходимость передачи детей на воспитание в детские дома, другим семьям. Как показывают некоторые исследования, потерявшие работу родители часто теряют свой авторитет в глазах детей. Дети склонны отдаляться от таких родителей, начинают не стыдиться, особенно перед сверстниками. Однако следует отметить, что это происходит не во всех семьях; там, где члены семьи имели хорошие взаимоотношения до потери работы - они в трудной ситуации сближаются, а те, у кого уже существовали трудности в отношениях, наоборот, отдаляются друг от друга.

В то же время подобная ситуация может привести к развитию самостоятельности ребенка, изменению его отношения к обучению, труду. Нередко ребенок в таких случаях сам начинает работать. [52, c.67-68]

Трудовая деятельность детей, бесспорно, имеет много положительных аспектов. Некоторые обследования, проведенные на Западе, показывают, что дети, которые работают умеренно, учатся в школах лучше, чем те, которые вообще не работают. Работа может научить терпимости, поскольку на работе общаются дети из различных социальных слоев. Учителя, социологи считают, что работа может научить дисциплине, самоуважению, трудолюбию. Она снижает инфантильность, развивает активность, самодеятельность, предприимчивость, не позволяет детям стать социальными иждивенцами, способствует более гармоничному развитию.

Вместе с тем, нельзя не видеть и негативные стороны этого явления. Прежде всего, существует обратная связь между количеством рабочих часов подростков и успеваемостью. Обследование, проведенные службой проверки успеваемости США, выяснили, что дети, которые работают значительное время, неохотно изучают естественные науки, биологию и химию, имеют более низкие отметки по математике, истории, литературе и родному языку. По данным другого обследования, охватившего более 68 тысяч учащихся, среди подростков, которые работают более 20 часов в неделю, значительно больше курящих и употребляющих спиртные напитки, они чаще прогуливают занятия.

Влияние работы после школьных занятий проявляется не только в ухудшении знаний и систематической усталости. Например, в интервью с 64 учащимися средних школ СШA: вырисовывается крайне тревожная картина: дети, которые пошли на работу по своему желанию, а не по обходимости, достигают положения, "преждевременной зажиточности", когда ребенок получает возможность удовлетворять свои "потребительские желания" даже при том, что его родители вынуждены экономить. Заработанные деньги, как свидетельствуют исследования, идут в основном на удовлетворение сиюминутных интересов. И, наконец, работа школьников влияет на изменение отношений между подростками и их родителями. Родители, осаждаемые со всех сторон, представляют своим работающим детям фактически безграничную самостоятельность. Наличие работы дает детям практически полную свободу. Очень часто это приводит к тому, что такие дети ведут себя со своими родителями как посторонние люди, квартиранты. [15, c.23]

В России масштабы занятости детей ниже, однако, становление рыночной экономики постоянно увеличивает этот критерий. Определенная часть детей, используя свои знания, занимается интеллектуальной деятельностью. Они разрабатывают и продают различные технические приспособления, в том числе для облегчения домашних работ. Во многих городах организуются детские биржи труда, которые успешно функционируют, особенно в период школьных каникул.

Широкое распространение среди детей получила деятельность по торговле книгами, газетами, журналами, жвачкой и другими, иногда ворованными вещами, многие имеют машины. Причем все это в ущерб школьному времени.

В этих условиях необходимо рационально решить вопрос сочетания учебы и труда подростков. Здесь не должно быть никаких крайностей. Нельзя искусственно сдерживать или запрещать работу подростков, да это и невозможно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты