Проблема безработных и пути их решения в современном обществе
p align="left">Однако этих детей нельзя оставить без присмотра. За ними должны наблюдать попечительские советы, которые необходимы не только в каждом городе, районе, но и в каждом квартале. При этом они должны располагать определенными денежными средствами, источниками которых будут местный бюджет и добровольные пожертвования. В противном случае эти дети будут предоставлены сами себе, и ими могут заинтересоваться преступные банды, сделав их своими членами. Уже сейчас, дети используются, например, для продажи спиртных напитков, провоза наркотиков и др.

Определенные группы детей могут зарабатывать деньги, создавая свои преступные группировки. [15, с.24-25]

Так, по данным опроса Федерации молодежных правоохранительных объединений Москвы более 90% "трудных" подростков не отказывались бы принять участие в групповых погромах магазинов, рынков и т.д.

И, наконец, говоря о безработице, следует сказать, что существует зависимость между ней и преступностью. Американские исследователи считают, что связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключениям несомненна. Так, например, изучение соответствующих дел показало, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы. Отсутствием работы может объясняться и рецидивизм. [7, c.12-13]

Таким образом, безработица оказывает отрицательное, разрушающее действие не только на каждого человека, попавшего в такое положение, но и на членов его семьи. В некоторых случаях часть людей она может закалить, мобилизовать все их силы, позволить по-новому взглянуть на себя. Однако для большинства людей это огромная беда. Помочь человеку выйти из нее должны государство, общество, его близкие, но в первую очередь - он сам.

Глава 2. Государственное управление процессами занятости

2.1 Государственная политика и стратегия занятости и ее приоритеты

Государственная политика занятости населения представляет собой систему мер государственного прямого и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей. Цели политики занятости отражают такое состояние рынка труда, которого необходимо достичь, решая стоящие в настоящее время проблемы. Для решения этих проблем органы занятости разрабатывают программы содействия занятости населения.[32, c.54]

Программы содействия занятости населения нацелены на защиту граждан от безработицы и охватывают, прежде всего, две группы населения - работающих, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения. Программа включает совокупность взаимосвязанных долго- и краткосрочных мер, цель реализации которых - достижение эффективной, оптимальной занятости трудоспособного населения в регионе или в национальных масштабах в сочетании с необходимой социальной поддержкой безработных и смягчением отрицательных последствий долговременной безработицы.

Программа содержит обзор ситуации на рынке труда, анализ факторов, влияющий на динамику занятости, прогноз развития рынка труда и занятости, цели и программные задания. В программе предусмотрена координация усилий заинтересованных органов управления, ведомств и организаций и включены данные о финансовом и организационном обеспечении мероприятий. [32, c.55]

Государственную политику занятости следует рассматривать как процесс, проходящий на трех уровнях: макроуровне, региональном уровне и местном уровне.

На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости, осуществляя:

1) согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической, миграционной политикой. В этот блок входят:

пенсионная политика (регулирование численности трудоспособного населения);

образовательная политика (воздействие таким образом на качество рабочей силы, в первую очередь новой);

социальная политика с точки зрения поддержки слабозащищенных групп, молодежи, женщин, инвалидов и др.

регулирование доходов, рассматриваемых как цена труда;

содействие занятости мигрантов, в том числе беженцев и вынужденных переселенцев;

2) согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной структурой, инвестиционной, внешнеэкономической политикой. Это основной блок общегосударственного регулирования занятости, к которому относятся вопросы:

государственных, инвестиционных программ, дотаций, кредитов и налоговых льгот, направленных на поддержание и развитие производства (и рабочих мест) в приоритетных отраслях;

организация санации и банкротства предприятий с наименьшим ущербом для занятости;

государственных заказов и закупок продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного (авиационный, морской и другие виды транспорта, связь и т.п.), экологического и социального назначения;

государственной поддержки развития фермерства, индивидуального, малого и среднего бизнеса.

Особую задачу составляют регулирование внешнеэкономических связей (ограничение оттока капиталов и стимулирование их притока улучшают инвестиционный климат, создают предпосылки для развития системы рабочих мест. Поддержание курса рубля на минимально возможном уровне по отношению к доллару стимулирует поддержание и создание новых рабочих мест в экспортно-ориентированных отраслях и в производстве товаров народного потребления, конкурирующих с импортными товарами на внутреннем рынке);

3) политику трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. Основа данного блока - политика органов Государственной службы занятости на рынке труда. [74]

На региональном уровне государственная политика занятости в основном осуществляется в тех же трех направлениях. Перечень составных элементов политики занятости сужен на уровне регионов по сравнению с общегосударственным уровнем.

Регионы должны включать содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции - разграничения полномочий с федеральными органами и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов осуществлять социальную политику.

На региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса. [21]

Задачи политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах те же, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в основном выполняются органами службы занятости в регионах за счет региональных фондов занятости, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти.

В число задач данного блока на региональном уровне входят:

развитие системы подготовки и переподготовки рабочей силы (в первую очередь ее временно незанятой части);

совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию);

обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;

повышение эффективности регистрации, трудоустройства, социальной поддержки безработных;

поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью и др.;

вопросы организации общественных и временных работ. [26, c.8-9]

На местном уровне политика занятости включает финансовое, налоговое и иное стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей). На данном уровне ведется вся практическая работа, которую предусматривают мероприятия занятости: трудоустройство, обучение, выплата пособий и т.д.

Регулирование занятости на всех уровнях должно осуществляться на основе общеэкономической концепции социально-ориентированной рыночной экономики и отражать стремление общества к полной, эффективной, свободно избранной занятости. [64, c.12]

Основной практической целью политики занятости в условиях спада производства последних лет явилось учреждение массовой хронической безработицы и смягчение ее социальных последствий. Переход российской экономики в состояние депрессии и накопления ресурсов для восстановительного роста требуют продолжения данной политики с одновременной активизацией структурно-прогрессивных процессов в занятости. Последнее означает повышение внимания федерального правительства к сохранению и созданию новых рабочих мест в отраслях обрабатывающей промышленности, науке, образовании и др. [6,c.106]

В современных условиях отсутствие стратегии занятости равнозначно хаотичности работы органов занятости и низкой эффективности проводимых мероприятий. Принятие стратегии первый этап по разработке и исполнению программ действий службы занятости. [26, c.10]

При разработке стратегии в программах занятости необходимо учитывать следующее:

стратегия означает действие;

в период подготовки программы должны производиться какие-то необходимые в данный момент действия (приниматься решения по вопросам занятости);

необходимо адаптировать уже существующие программы, чтобы они соответствовали вновь избранной стратегии:

стратегия должна регулярно пересматриваться.

Эффективная стратегия, принятая в программе, позволит связать все эти разрозненные компоненты в единый связанный план. В отсутствие такого плана эффективные мероприятия станут невозможными. [29, c.13-14]

При разработке программы применяются методы:

аналитического исследования - для подготовки обзора статистики, отчетов, юридических норм и физических аспектов;

визиты и посещения - для посещения рабочих площадок, зданий и знакомства с текущей деятельностью в данном регионе, для анализа местных инициатив в области экономического развития обеспечения занятости;

социологические обследования - для исследования тенденций развития бизнеса, навыков работников и общественного мнения. [6,c.107-108]

Для разработки политики занятости необходимо охватить три направления:

1) создание стабильной, неинфляционной макроэкономической среды, т.е. разработка стабильной, неинфляционной макроэкономической политики, которая была бы основой для достижения роста, эффективного распределения ресурсов и полной занятости;

2) структурная политика, связанная с занятостью. Должны быть исследованы вопросы:

новые источники создания рабочих мест;

взаимосвязь процесса инвестиций и создания рабочих мест;

воздействие налогообложения и финансирования систем социального страхования на функционирование рынка труда;

баланс между физическим и человеческим капиталом, необходимый для использования новых возможностей технологии;

3) социальная адаптация. Здесь рассматривается активная политика в области социальной защиты, направленная не столько на поддержание доходов, сколько на помощь нуждающимся в этом лицам в их интеграции в экономику и общество. [13, c.106-107]

Среди наиболее важных целей политики занятости текущего периода - замедление сокращения занятости и роста безработицы на основе сохранения и создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики, первоочередное смягчение ситуации в "проблемных" (кризисных) регионах, совершенствование инфраструктуры рынка труда (в том числе повышение эффективности работы органов службы занятости), повышение мобильности, гибкости, профессиональной конкурентоспособности рабочей силы.

В долгосрочной перспективе основная цель состоит в сведении безработицы к социально и экономически обусловленному естественному уровню. [26, c.11]

Стабилизация ситуации в сфере занятости требует пересмотра подходов к регулированию занятости в общегосударственном масштабе. Эффективная перспективная стратегия содействия занятости населения может быть реализована только в том случае, если стабилизация занятости будет включена в состав наивысших приоритетов хозяйственной политики наравне с финансовой стабилизацией и стабилизацией уровня производства. [64, c.7]

Реализация подхода к занятости как к одному из важнейших государственных социально - экономических приоритетов требует:

- введения целевых показателей уровня занятости (безработицы) в официальные прогнозы, бюджетные проектировки и программы действий Правительства РФ наравне с присутствующими в настоящее время в указанных документах показателями уровней инфляции, производства и другими, которые рассматриваются сейчас как приоритетные;

- формирования общегосударственной системы регулирования занятости, главными субъектами которой были бы в целом Правительство РФ, Министерства экономики, финансов РФ, Госкомимущество, Центральный Банк России и другие высшие хозяйственные структуры; освобождения Государственной службы занятости от обязанностей поддержания рабочих мест и выполнения других непрофильных функций с концентрацией усилий этих органов на работе с зарегистрированными незанятыми и безработными;

- соответствующей перестройки законодательства, включая нормативные акты о труде и занятости. [32, c.56-57]

Вплоть до начала устойчивого роста валового национального продукта с темпами не менее 3-4 % в год в России будет иметь место проблема потенциальной (скрытой) безработицы. Поэтому в кратко- и средне срочной перспективе будут актуальны меры, позволяющие сдерживать массовое высвобождение работников, частично стабилизировать квалифицированное ядро трудовых коллективов. [64, c.8]

Определенный полезный эффект мог бы быть получен от снижения налогов на прибыль предприятий, увеличивающих численность рабочих мест, однако подобная налоговая льгота должна быть увязана с общими направлениями налоговой системы страны. На современном этапе, возможно, также поощрять предприятия, осуществляющие "деление" рабочих мест, то есть использующие больше людей, чем это формально необходимо для выполнения имеющейся производственной программы.

Следует продолжать предоставлять предприятиям средства для компенсационных выплат работникам, вынужденно работающим неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, и другим категориям частично безработных, но при этом необходимо изменить порядок предоставления соответствующих финансовых ресурсов - они должны выделяться из государственного бюджета. Ресурсы ФЗН, из которого финансируются соответствующие расходы, должны быть сконцентрированы на решение задач социальной поддержки, переподготовки и адаптации людей, имеющих официальный статус зарегистрированных безработных. [13, c.108-109]

Политика занятости в регионах, осуществляемая на федеральном уровне, должна включать следующие направления:

разработку и применение методов региональной дифференциации общегосударственных мер социально-экономической политики;

совершенствование системы критериев отнесения регионов к категории "проблемных" (кризисных) территорий;

создание и утверждение федерального реестра проблемных территорий уровня республик, краев, областей, а также административных районов, городов, других административно-территориальных единиц;

разработку законодательства и создание институциональных структур руководства критических регионов.

Политика занятости в регионах, осуществляемая самими региональными органами власти, в основном нацелена на решение задач, названных выше при перечислении целей политики занятости на региональном уровне.

Результатирующие показатели эффективности государственной политики занятости должны рассматриваться в тесной увязке с реально влияющими на них политиками и затратами. Государственная служба занятости и ФЗН лишь в незначительной степени могут повлиять на указанные показатели. В то же время совокупность мероприятий, которые были названы выше политикой Государственной службы занятости на рынке труда, может повлиять на некоторые структурные и динамические характеристики регистрируемой безработицы. [36, c.15-16]

2.2 Социальная защита от безработицы отдельных категорий граждан

В условиях обострившейся ситуации на рынке труда задачи государственных органов, формирующих и осуществляющих политику занятости на российском рынке труда в целях недопущения чрезмерных объемов массовой безработицы и предотвращения расползания ее застойных форм, многократно усложняются. В условиях перехода к рыночным отношениям происходит деление общества на тех, кто в состоянии самостоятельно обеспечить приемлемое существование себе и своим детям, занимаясь бизнесом либо, работая по найму, и на лиц, нуждающихся в содействии со стороны государства в подборе необходимого им места работы. Как правило, это лица с пониженной работоспособностью, составляющие основной контингент обращающихся в службу занятости, и которые, имея наименьшие шансы самостоятельного трудоустройства, маргинальны на рынке труда. [43, c.102]

Относительный характер маргинальности проявляется в том, что отслоение маргинальных групп происходит и при рассмотрении ситуации внутри любых других более дробных группировок. В частности, есть маргинальные группы и среди наиболее конкурентоспособного слоя - мужчин. Это квалифицированные рабочие, лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы и т.п. [56, c.5]

Основные маргинальные на рынке труда группы работников четко определились уже на начальном этапе его формирования. В частности, наибольшие сложности при трудоустройстве испытывают женщины, молодежь в возрасте до 30 лет, лица с ограниченной трудоспособностью и девиантным поведением (отбывшие наказание в местах лишения свободы, ИТУ, бомжи и т.п.) Поэтому одним из направлений политики на рынке труда России и ее регионов является расширение занятости этих наименее конкурентоспособных групп населения и осуществление мер социальной защиты для них. [70, c.210]

Структура безработного населения почти полностью формируется за счет четырех перечисленных выше групп. Поэтому политика социальной защиты на рынке труда должна строиться с учетом их особенностей и специфических нужд. [39, c.5]

Молодежь. Сравнительно низкая конкурентоспособность молодежи обусловлена действием следующих факторов:

недостаток профессиональных знаний, квалификации и навыков;

необходимость предоставления молодым людям ряда дополнительных льгот, предусмотренных КЗоТом (учебный отпуск, более жесткие требования по охране труда и др.), что создает для предприятий дополнительные трудности;

трудовая нестабильность молодежи, связанная с увольнениями в связи с призывом в Вооруженные силы, уходом на учебу, длительными отпусками молодых женщин в связи с рождением и воспитанием детей;

инфантилизм части молодежи, привыкшей основные жизненные блага получать бесплатно (от государства и родителей). [35, c.7-8]

Молодежь - это самая взрывоопасная и самая непредсказуемая группа с позиций общественной стабильности. Именно молодежь требует от общества быстрого решения из социальных проблем, объективно угрожая в противном случае взорвать общественную систему изнутри. [72, c.20]

В возрасте 14-16 лет у молодых людей несколько меркнет авторитет учителей и родителей. На первый план выступают авторитеты в новой сфере общения. В нормальных условиях - это трудовая сфера. Возраст 14-16 лет - период становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, образцов поведения, присущих данному обществу. В этот период общество должно затратить средства и силы для того, чтобы у молодого человека сложился устойчивый стереотип в оценке и ранжировании потребностей как в трудовой, так и в досуговой сфере жизнедеятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты