Деятельность психолога отдела кадров "Центра обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области"

Ситуаций, в которых люди испытывают постоянное воздействие стресса, множество: конфликтная ситуация в семье, безработица, долги, проблемы на работе, бытовая неустроенность. Для данного случая представляется важным подробно остановиться на ситуации профессиональной деятельности, характерной для специалистов экстремальных видов деятельности, в том числе спасателей и пожарных.

Постоянная стрессовая нагрузка в таких профессиях обусловлена действием двух факторов:

• работой в условиях действия стрессогенных факторов,

• необходимостью постоянно поддерживать высокий уровень готовности к немедленным действиям.

Таким образом, специалист всегда находится в чуть более напряженном состоянии, чем обычный человек. Без соответствующей подготовки эта ситуация ведет к тому, что человек, работающий в такой профессии, теряет

психологическое и физическое здоровье

Психологическая устойчивость — это характеристика личности, обеспечивающая сохранение оптимального функционирования психики. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с

ее развитием и зависит от многих факторов, в первую очередь таких, как тип нервной деятельности, опыт специалиста, уровень профессиональной подготовки, уровень развития основных познавательных структур личности.

Среди компонентов психологической устойчивости выделяют следующие: эмоциональный, волевой, познавательный (интеллектуальный), мотивационный и психомоторный компоненты. Психологическая устойчивость — не просто сумма компонентов, а интегральное образование. Необходимо подчеркнуть, что показателем устойчивости является не стабильность (невозможно быть устойчивым ко всему), а вариативность. Вариативность рассматривается как гибкость, быстрота приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности, высокая мобильность психики при переходе от задачи к задаче. Условия профессиональной деятельности спасателей и пожарных предъявляют повышенные требования к эмоциональной сфере и личностным характеристикам специалистов. В работах отечественных психологов были

выявлены психофизиологические и характерологические особенности личности, сочетание и выраженность которых образуют так называемый «профессиональный характер», способствующий эффективности профессионала в экстремальных условиях. Именно наличие определенных

профессионально важных качеств определяет надежность и эффективность профессиональной деятельности профессионала в нестандартных ситуациях.

Система требований профессии к психологическим, психофизиологическим качествам человека и мере их выраженности в научных психологических понятиях называется психограммой. Психограмма составляется в результате анализа психологической структуры деятельности и является частью профессиограммы, которая включает в себя основные требования, предъявляемые профессией к психологическим и физиологическим качествам человека.

Несмотря на некоторые различия в психограммах спасателей и пожарных, можно выделить ряд элементов, их объединяющих. К ним можно отнести следующие свойства и качества личности:

1. Свойства восприятия: устойчивость функций анализаторов и качества восприятия (зрительного, слухового, тактильного, восприятия формы, размеров, удаленности, скорости и т.п.)

2. Особенности высших психических функций: хорошо развитое пространственное мышление; значительный объем внимания, способность быстрого переключения и распределения внимания в условиях отвлекающих воздействий и дефицита времени; способность быстро ориентироваться в новой и незнакомой обстановке, оценивать степень важности поступающей информации.

3. Психомоторные свойства и физические качества: физическая выносливость, устойчивость к физической усталости; хорошая координация движений, устойчивость к тремору; способность использовать мускульную силу как взрывного, так и статического характера.

4. Личностные особенности: высокий уровень субъективного контроля; эмоциональная стабильность; толерантность к стрессу и фрустрации; средний уровень личностной и ситуативной тревожности; стеничность реакций на сложности и опасность; умеренная склонность к риску; уверенность в себе; формирование основных задач и индивидуальных планов профессионального развития.

5. Социально - психологические качества: умение работать в команде.

Противопоказаниями к профессиональной деятельности являются следующие особенности: нервно-психическая и эмоциональная неустойчивость; выраженные акцентуации, психические отклонения; высокая склонность к риску; обостренная реакция на неудачи; алкогольная, лекарственная или наркотическая зависимость; медицинские противопоказания; плохая физическая подготовка.

Проведенное исследование показало, что 6 из 10 работников имеют холерический тип темперамента (из них 2 переменчивых, 1 импульсивный, 2 активных и 1 оптимистичный), 2 работника – сангвиники и 2 – меланхолики (1-тихий и 1 пессимистичный). Следует отметить, что для работы в данной сфере, сопряженной с постоянными стрессами и эмоциональными нагрузками предпочтительными являются такие типы темперамента как холерики и сангвиники. Исходя из исследования можно сделать вывод, что сотрудники подобраны в соответствии с этими требованиями, т.к. подобные типы нервной деятельности помогут успешно справляться с работой и восстанавливать психологическое состояние.

Оперативным дежурным в ходе лекции были наглядно приведены примеры использования ароматерапии – зажигали аромалампы, использовали масло мандарина для создания позитивного настроя. Также был приведен пример использования музыкотерапии – фоном были звуки природы (леса). Поскольку известно влияние цвета на психологическое состояние человека, с дежурными было проведено упражнение – визуализация «Погружение в цвет», в процессе которого каждый выбрал определенный цвет и «окунулся» в него.

Был подготовлен раздаточный материал – брошюра «Приемы психологической саморегуляции», где кратко изложены способы, обговоренные нами во время лекции.

Проведенная лекция понравилась работникам. Были высказаны пожелания почаще проводить подобные занятия, поскольку одному психологу отдела не всегда удается уделить внимание всем.

ЗАДАНИЕ ПО МЕДИКО - БИОЛОГИЧЕСКОМУ ЦИКЛУ


Поскольку работа в ОГУ ЦО ГЗ и ПБ сопряжена с постоянными стрессовыми нагрузками, немаловажным фактором при отборе на должности пожарных и спасателей является стрессоустойчивость.

Американские исследователи Томас Холмс и Ричард Рэйх в 1967 г. разработали шкалу тяжести стрессового воздействия различных жизненных событий.(см. Приложение 7)

События были оценены по шкале от 0 до 100 баллов в зависимости от давления, оказываемого на психику.

Проведенное исследование показало, что у 6 человек из 10 высокая степень сопротивляемости стрессам, а у 4-х пороговая степень. Для категории работников с пороговой степенью сопротивляемости рекомендованы способы снятия эмоционального напряжения (см.Приложение 5). Из проведенного исследования мы видим, что работники стрессоустойчивы и подобраны в данное подразделение в соответствии с требованиями профессиональной пригодности к работе в ОГУ ЦО ГЗ и ПБ.

Также немаловажную роль для работников в ОГУ ЦО ГЗ и ПБ является уровень нервно-психического напряжения. Для исследования была использована методика Т.А.Немчина (см.Приложение 8). Опросник Т.А. Немчина представляет собой перечень 30 основных признаков нервно-психического напряжения, составленный по данным клинико-психологического наблюдения. Опросник позволяет выявить начинающееся перенапряжение регуляторных систем организма. В случае диагностики чрезмерного нервно-психического напряжения обследуемому лицу следует рекомендовать обратиться к врачу для углубленного исследования и назначения лечения, так как возможен переход от донозологического состояния к патологическому. Выборка составила 10 человек. Проведенное исследование показало, что у 8 испытуемых – слабый уровень нервно-психического напряжения, а у 2 испытуемых – умеренный уровень нервно-психического напряжения. Исходя из исследования можно сделать вывод, что работники данного подразделения подобраны на занимаемые должности в соответствии с требованиями.

В качестве вводной части к проф.отбору для соискателей была предложена методика САН (см.Приложение 9). Методика САН разработана в Первом московском медицинском институте им. И.М. Сеченова, предназначена для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения.

Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 — о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0—5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение.

Были опрошены 10 соискателей на различные должности. По результатам исследования у всех испытуемых показатели выше 5, что свидетельствует о норме самочувствия и настроения, наблюдается тенденция к снижению общей активности. Это может быть связано с тем, что исследование проводилось с людьми после длительной поездки.

Проведен сбор психологического анамнеза (см.Приложение 10) и оценка ресурсов психологического здоровья в ходе частично стандартизированной беседы.

Ресурсы – запасы, источники чего-либо как средство, к которому обращаются в случае необходимости. Все ресурсы человека можно разделить на несколько видов: личностные, социальные, психологические, профессиональные, физические, материальные, что составляет единый личный ресурс.

К психологическим ресурсам относят следующие: способность к самоорганизации, устойчивость внимания, оптимизм, толерантность, способность планировать свою жизнь и регулировать эти планы, способность изменять способ поведения в зависимости от ситуации и обстоятельств.

Ресурс психологического здоровья Шукалина В.А.: организован, высокая стрессоустойчивость, эмоционально устойчив, внимание устойчивое, толерантен, умеренная импульсивность, не склонен к суициду, алкоголизму, наркомании, коммуникабелен, относится к группе нормальной алаптивности, удовлетворительный уровень нервно-психической устойчивости. По результатам ППО – Р3 (рекомендован условно), нуждается в контроле психологической службы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 10


СБОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАМНЕЗА


БИОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

1. Ф.И.О. :Удод Яков Владимирович

2. Дата рождения, возраст : 23.10.1985г, 25 лет.

3. Место работы, должность: соискатель на должность водителя .

4. Адрес: г.Белогорск

5. Образование : среднее специальное

6. Семейное положение: холост(разведен)

7. Дополнительная информация: срочная,младший сержант

ДАННЫЕ СЕМЕЙНОГО АНАМНЕЗА:

1. Родился в полной семье

2. Считает, что родители дали ему хорошее воспитание.

3. Родители живы, живут в сельской местности ,занимаются фермерством. У Якова с ними хорошие взаимоотношения. Родители давно в разводе, время развода не помнит, был ребенком, с отчимом хорошие отношения. Мать 1956г.рождения, отец 1954г.) Есть 2 младшие сестры (1986г.р, и 1980 г.р.) старший брат (1979г.). С родственниками видится часто, так как все они помогают родителям с ведением хозяйства, как он выражается « бизнеса», вместе собираются по праздникам.

4. Разведен. Был инициатором развода. Причиной развода считает неверность жены. Жена в данный момент живет с новой семьей. С женой он в хороших взаимоотношениях, помогает в воспитании сына (5 лет).

ЛИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

1. Интересы и увлечения: Охота и рыбалка.

2. Вредные привычки: курит. Алкоголь употребляет в небольших количествах на праздники. Периодически употребляет ненормативную лексику.

3. Перенесенные травмы: Ножевое ранение в шею в 2000 году, сказал, что по шалости. Никаких серьезных повреждений не имеет. Физически чувствует себя хорошо.

4. Отношение к религии: верит в бога, но не набожен, церковь не посещает.

СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ:

1. Мотивы прихода на данную работу: работа близка по духу. Считает плюсом то, что это гражданская работа, не нужно носить погоны.

2. Истинная причина ухода с прежней работы: Все время после окончания техникума работал с родителями, повздорил с отчимом.

3. Автобиографическая справка: в детстве посещал детский сад, окончил 11 классов общеобразовательной школы, поступил в техникум (автослесарь).

Заключение по результатам профессионального психологического отбора

А. Общие сведения.

1. Ф.И.О. Шукалин Владимир Анатольевич

2. Дата рождения, возраст . 12.06.1964г, 46 лет.

3. Место работы, должность соискатель на должность заместителя начальника отряда.

4. Образование два высших

5. Семейное положение холост(разведен)

6. Дополнительная информация: майор

В. Результаты профессионального психологического отбора

Результаты психологического изучения Дата изучения: 28.05.10.

1. Мотивационно - волевая сфера: т. «FPI» - Средний показатель по шкале «невротичность» соответствует не очень выраженному невротическому синдрому астенического типа с незначительными психосоматическими нарушениями; низкий показатель по шкале «раздражительность» позволяет судить об эмоциональной устойчивости; средние показатели по шкале «депрессивность» - свидетельствуют о склонности к депрессии и низкий уровень по шкале «спонтанная агрессивность» говорит об низкой психопатизации интротенсивного типа.

2. Т. «Адаптивность» - Уровень НПУ удовлетворительный. Характеризуется возможностью в экстремальных ситуациях умеренным нарушением психической деятельности, сопровождающейся неадекватным поведением, самооценкой и(или) восприятием окружающей среды и действительности. Низкий уровень суицидального риска. Относится к группе нормальной адаптации. Несколько затянуто адаптируется к новым условиям. Хороший уровень коммуникативных способностей, «моральная нормативность» хорошая.

Дополнительная информация Т.Г. Айзенка «EPI» - экстраверт; средний уровень нейротизма. Протекание психической деятельности преимущественно по смешанному типу.

3. Уровень интеллектуального развития КОТ – средний.

Заключение: По результатам ППО – Р3 (рекомендован условно), нуждается в контроле.

Психолог ______________Е.Л. Анищенко

Исполняющий обязанности

начальника ОГУ «Центр обеспечения

гражданской защиты и пожарной

безопасности Амурской области» ______________В.В.Полищук

«28» мая 2010 года

Заключение

По результатам предварительного социально-психологического изучения кандидата


На кандидата: Шукалин Владимир Анатольевич,46 лет.

Устная речь: развитая, связная.

Интересы: спорт: футбол, хоккей(болельщик)

Адекватность поведения и внешний вид: поведение адекватное, внешний вид опрятный.

Особенности воспитания и уклада семьи: Родился в полной семье, есть старший брат, младшая сестра. Отношения с родителями хорошие, без конфликтов. Считает, что получил хорошее воспитание.

Предыдущая деятельность: работал в пожарной части.

Мотивы поступления: Желание работать в подобной структуре; считает, что накопленные знания могут пригодиться.

Проблемы в прошлом, способы их решения:

Отношение к семье, родственникам: Родители живы, пенсионеры, с ними видится часто, так как .живут в одном городе. На праздники собираются всей семьей. Один воспитывает сына (16 лет). С бывшей женой не видится, она вышла замуж. Причиной развода называет то, что жена не справлялась со своими обязанностями и воспитанием сына.

Дополнительная информация: инициативный, старательный, усидчивый.

«28» мая 2010 г.

Психолог Е.Л. Анищенко

Интерпретация теста Люшера

+1+4

синий/желтый

Стремится к нежности в отношениях, которые принесли бы удовлетворенность и счастье. Способен на сильный эмоциональный подъем, вдохновение. Готов быть услужливым и уступчивым. Однако сам нуждается в предупредительном отношении со стороны других.

х2х3

зеленый/красный

Считает, что ему мешают в проявлении инициативы и что существующие трудности ставят его дальнейшие успехи под сомнение. Однако упорно придерживается своих притязаний, ищет пути и средства для преодоления противодействия в осуществлении своих намерений

=5=7

фиолетовый/черный

Обстоятельства таковы, что позволить себе близость он может только в исключительных случаях, если не нарушается ни одна мысленная оговорка

-0-6

серый/коричневый

Считает, что не достигнет поставленных перед собой целей, если будет вести размеренный образ жизни. Испытывает неудовлетворенную потребность в объединении с людьми, имеющими такие же высокие духовные стандарты, проявляет желание выделиться из толпы. Иногда ему хочется быть как все, но он подавляет в себе такие порывы, считая их проявлением слабости. Стремится достичь поставленных перед собой целей, чтобы поддержать чувство собственного достоинства и устранить неуверенность в себе. Считает, что только сохранение умения владеть собой обеспечит ему превосходство над другими. Желает, чтобы его любили и восхищались им бескорыстно. Нуждается во внимании, признании и уважении. Коротко: требует уважения к себе как к исключительной личности.

+1-6

синий/коричневый

Хочет, чтобы его ценили и уважали. Пытается найти это в близком и спокойном общении, основанном на взаимном уважении.

Управление ГЗ и ПБ

Амурской области

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ»

(Амурский центр ГЗ и ПБ)

ул. Амурская, д. 160, г.Благовещенск, 675000,

тел. (4162) 52-21-83 , телетайп: 154152 “Грузик”

факс: (4162) 20-05-44, E-mail: gochs@tsl.ru

________________ № _______________

УТВЕРЖДАЮ

Исполняющий обязанности начальника государственного

учреждения «Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области»

В.В. Полищук

“____”______________2010 г.

м.п.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

психолога отдела кадров

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1 Психолог отдела кадров относится к категории специалистов.

1.2 Психолог отдела кадров (далее - отдел) принимается и увольняется начальником областного государственного учреждения «Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области» (далее - учреждение) в порядке, установленном федеральным и областным законодательством, а также в соответствии с условиями заключенного с начальником учреждения трудового договора.

1.3 Психолог подчиняется начальнику отдела.

1.4 В своей деятельности психолог руководствуется:

Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российский Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Амурской области, приказами (распоряжениями) начальника управления ГЗ и ПБ Амурской области принятыми в пределах его компетенции, приказами и указаниями начальника учреждения, указаниями начальника отдела, Уставом учреждения, Положением об отделе, настоящей должностной инструкцией.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты