Деятельность психолога отдела кадров "Центра обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области"

Деятельность психолога отдела кадров "Центра обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Амурский Государственный университет»



Кафедра Психологии и педагогики





ОТЧЁТ ПО УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

с 11 мая 2010г. по 1 июня 2010г.
















Благовещенск 2010

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ


Я, …………………., в период с 11 мая по 1 июня 2010 года проходила учебно-ознакомительную практику в ОГУ «Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области».

За время прохождения практики мною был выполнен следующий объём работ:

1. Ознакомление со спецификой работы психолога, формами и методами его работы, с правовыми документами.

2. Проведены методики на исследование: типов темперамента, нервно-психического напряжения, стрессоустойчивости, функционального состояния, психологического климата группы, стиля руководства.

3. Разработаны и проведены лекции: «Влияние стиля руководства на психологический климат коллектива» и «Приемы психологической саморегуляции.

4. Проведен сбор психологического анамнеза и оценка ресурсов здоровья.

5. Принято участие в проведении занятий по психологической подготовке работников пожарной части, проведении профессионального отбора с использованием узкоспециализированных методик.

6. Проанализированы результаты исследований в соотношении со спецификой работы, сделаны выводы и заключения.

«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель практики

____________________


«___»_____________2010г.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

работы студента ……………… в период практики


Дата

Виды и содержание работы

Замечания о ходе и результатах


11.05.2010

Знакомство с учреждением и коллективом, графиком работы и внутренним распорядком.


12.05. 2010

Изучение правовых документов, должностной инструкции психолога, годового плана работы


13.05.2010

Знакомство с работой психолога, помощь в проведении плановой лекции по психологической подготовке пожарных. Участие в проведении мониторингового тестирования.


14.05.2010

Утверждение индивидуального плана прохождения практики.


17.05.2010

Ознакомление с тестовыми методиками, используемыми психологом отдела кадров, оформление заключений по результатам исследования.


18.05.2010

Проведение методики САН (предложена как вступительная часть к проф.отбору)


19.05. 2010

Выполнение заданий по поручению психолога.

Утверждение материала для проведения лекции «Влияние стиля руководства на психологический климат коллектива».



20.05. 2010

Проведение лекции «Влияние стиля руководства на психологический климат коллектива. Проведение методики определения стиля руководства коллективом Журавлева-Дебольского и определение психологического климата колектива


21.05. 2010

Выполнение заданий по поручению психолога

Работа с литературой. Подбор оптимальных методик для проведения мониторингового исследования среди руководства (Уровень профессионального выгорания).


24.05. 2010

Консультация о проведении занятия с оперативными дежурными. Утверждение подготовленного материала для проведения лекции.


25.05. 2010

Проведение исследования нервно-психического напряжения с помощью методики Т.А.Немчина


 

26.05. 2010

Сбор психологического анамнеза.

Проведение методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Райха


 

27.05. 2010

Выполнение заданий по поручению психолога

Работа с литературой. Подбор оптимальных методик для проведения мониторингового исследования среди руководства (Выявление уровня лидерских качеств)


 

28.05. 2010

Проведение проф.отбора соискателей на различные должности. Использование комбинированной многошкальной методики (составлена Анищенко Е.Л) и цветового теста Люшера.


 

31.05. 2010

Проведение лекции «Приемы психологической саморегуляции» с использованием методики Айзенка на типы темперамента.


 

1.06. 2010

Подведение итогов, анализ проделанной работы во время практики.


 


ХАРАКТЕРИСТИКА

…………………………….., ФСН, 768гр.


……………………… проходила учебно-ознакомительную практику в ОГУ «Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области».

За время прохождения практики ……………………... изучила правоустанавливающую документацию, должностную инструкцию психолога отдела кадров. Освоила применение и обработку узкоспециализированных методик для профессионального отбора соискателей, оформление заключений по результатам тестирования. Принимала участие в проведении плановых занятий по психологической подготовке работников пожарной части. Принимала участие в проведении тестовых методик «Адаптивность», цветовой тест М. Люшера.

Разработала и провела лекцию на тему : «Влияние стиля руководства на психологический климат коллектива». Занятие проводила грамотно и уверенно. Произвела впечатление на слушателей и получила хорошие отзывы о проделанной работе. Также была проведена лекция «Приемы психологической саморегуляции», в ходе которой были озвучены основные способы саморегуляции состояний, приведен пример арома- и музыкотерапии. Был подготовлен раздаточный материал.

Провела исследование: типы темперамента с помощью методики Айзенка, самооценка психического состояния(САН),методику определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Райха, определение психологического климата группы, методику определения стиля руководства Журавлева – Дебольского, методику определения нервно-психического напряжения Т.А. Немчина.

…………………….... за время прохождения практики проявила себя с положительной стороны, была инициативной, активной, исполнительной, ответственной. Проявила такие черты, как старательность, трудолюбие, коммуникабельность, легко адаптируется к работе в коллективе, не конфликтна.

Психолог отдела кадров

ОГУ «Центр обеспечения гражданской

защиты и пожарной безопасности

Амурской области»                                  Анищенко Е.Л.

ХАРАКТЕРИСТИКА

работы психологической службы ОГУ

«Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области».


Областное государственное учреждение «Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области» является подведомственным учреждением Управления гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области, осуществляющим регулирование в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, обеспечения пожарной безопасности, осуществления поиска и спасания людей во внутренних водах области. Управление имеет также другие подведомственные учреждения: областное государственное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Амурской области», а также 19 государственных бюджетных учреждений противопожарной службы области.

Психологическая служба в этой организации создана в 2008г.

В психологической службе ОГУ «Центр гражданской защиты и пожарной безопасности» Амурской области работает один психолог отдела кадров – Анищенко Екатерина Леонидовна. Основная деятельность – кадровое и психологическое обеспечение. В своей работе психолог руководствуется основными документами: должностной инструкцией, Положением о психологическом обеспечении (см.Приложение 1). На психолога приходится около 1400 сотрудников (обеспечение психологического сопровождения работников учреждений (организаций) управления гражданской защиты и пожарной безопасности: центр ГЗ и ПБ, 19 ГБУ ППС Амурской области. Длительность функционирования около двух лет.

Основные задачи психолога отдела кадров:

1. Организация и осуществление мероприятий, направленных на профессиональный и психологический отбор кадров.

2. Организация и осуществление мероприятий, направленных на проведение психологической экспертизы профессиональной пригодности специалистов.

3. Организация и осуществление периодических (мониторинговых) психологических обследований специалистов с целью выявления психологических последствий профессиональной деятельности в условиях стресса и профилактики неблагоприятных психологических состояний.

4. Организация и осуществление мероприятий по психологической диагностике стрессовых расстройств.

5. Организация и проведение мероприятий, направленных на психологическую реабилитацию специалистов, проводящихся, а также в плановом порядке. 6.Организация и проведение мероприятий, направленных на психологическую подготовку специалистов к выполнению профессиональной деятельности в экстремальных условиях в общей системе подготовки и обучения.

7. Разработка методической базы для решения задач, стоящих перед психологической службой.

Специфика работы: оказание экстренной психологической помощи людям, оказавшимся в экстремальной ситуации или подверженным большому количеству стрессовых ситуаций.

Отдельного кабинета нет. Рабочее место в отделе кадров. Имеется библиотека специальной литературы, методическое, программное обеспечение, нормативно-правовая база. Занятия, проф. отбор и мониторинговые исследования проводятся в учебном центре, актовом зале или в предоставленном кабинете во время выезда психолога.

ЗАДАНИЕ ПО ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ЦИКЛУ

Одним из видов деятельности психолога ОГУ ЦО ГЗ и ПБ является проведение занятий по психологической подготовке пожарных и спасателей. Поэтому была проведена лекция для работников пожарной части. Занятие проводилось в учебном классе центра повышения квалификации. В ходе лекции были разъяснены морально-психологические особенности профессиональной деятельности пожарных и спасателей, профессионально важные качества спасателя, психологические особенности поведения населения в чрезвычайных ситуациях. В целях мониторингового исследования была проведена методика «Адаптивность», с помощью которой выявили, что у данной группы пожарных преобладает высокий и средний уровень НПУ, что немаловажно для работы в постоянных стрессовых ситуациях.

Также была подготовлена лекция ««Влияние стиля руководства на психологический климат коллектива»(см.Приложение 2).

Стиль руководства – явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личностью.

Психологический климат – наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений, процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности.

Основными факторами формирования психологического климата являются следующие:

·                   характер производственных отношений того общества, составной частью которого является коллектив;

·                   содержание, организация и условия трудовой деятельности;

·                   особенности работы органов управления и самоуправления;

·                   характер руководства;

·                   степень совпадения официальной и неофициальной структуры группы;

·                   социально-демографические, психологические, половозрастные особенности группы и т.д.

Важнейшие признаки благоприятного морально-психологического климата:

·                   доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;

·                   доброжелательная и деловая критика;

·                   свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

·                   отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;

·                   достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;

·                   удовлетворенность принадлежностью к коллективу;

·                   высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (обмана, расстройства, разрушения планов) у кого-либо из членов коллектива;

·                   принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.

Было проведено исследование на выявление психологического климата подразделения ОГУ ЦР ГЗ и ПБ (см.Приложение 3), а также оценка стиля руководства коллективом по методике Журавлева-Дебольского (см.Приложение 4). Проведенное исследование показало, что данный коллектив оценил стиль руководства как демократичный, что заметно сказалось на психологическом климате подразделения. В коллективе преобладает благоприятный климат, дружелюбная атмосфера, члены данной группы отзывчивы и всегда готовы прийти на помощь. В ходе лекции были озвучены наиболее приемлемые способы улучшения психологического климата коллектива, а также его поддержания.

Работа в структуре МЧС сопряжена с действием различных стрессогенных факторов. Неопределенность складывающейся обстановки, постоянное ожидание опасности, необходимость непрерывного логического и психологического анализа быстроменяющихся ситуаций, напряженная работа внимания, работа с человеческим горем - оказывают мощное и неоднозначное влияние на психику специалиста, требует мобилизации всех его физических и психических возможностей для эффективного решения стоящих задач. Острота проблемы саморегуляции психологического состояния в экстремальных условиях выполнения сложных видов профессиональной деятельности связана с тем, что развивающиеся в этих условиях неблагоприятные и трудные для субъекта функциональные состояния могут приводить к дезорганизации (расхолаживанию) профессиональной деятельности вплоть до отказа от нее, потери здоровья, разрушения личности.

Поэтому была проведена лекция на тему «Приемы психологической саморегуляции» (см.Приложение5). Была дана информация как в кратчайшие сроки восстановить душевное равновесие, эмоциональный настрой. Во время проведения лекции была проведена методика Айзенка на выявление типов темперамента (см.Приложение 6), так как от силы нервной деятельности зависит реакция на какую-либо стрессовую ситуацию и для каждого типа темперамента способы психологической саморегуляции различны.

Темперамент — это совокупность соответствующих динамических свойств поведения, своеобразно сочетающихся в каждом индивиде.

Согласно мнению большинства исследователей, темперамент — это врожденный биологический фундамент, на котором формируется целостная личность. Он отражает энергетику и динамические аспекты поведения человека, такие как подвижность, темп и ритмичность реакций, а также эмоциональность. В экстремальной ситуации влияние темперамента на способ и эффективность деятельности усиливается: человек попадает под управление врожденных программ своего темперамента, требующих минимального энергетического уровня и времени регулирования. В целом, люди с сильным типом высшей нервной деятельности легче переносят воздействие стрессовой ситуации, чаще используют активные способы преодоления, совладания, в то время как люди со слабым типом нервной системы склонны к избеганию, уходу от стрессового воздействия, перекладыванию ответственности на других людей или внешние обстоятельства. Максимально бурная, стеническая (раздражение, гнев, ярость) эмоциональная реакция на стресс свойственна людям с холерическим темпераментом, особенно остро они реагируют на возникновение внезапного препятствия на пути к достижению поставленной цели. Тем не менее, они хорошо справляются со срочными неожиданными задачами, так как наличие сильных эмоций «подстегивает» их к активной деятельности. У сангвиников эмоциональный фон немного более спокойный: их эмоции быстро возникают, имеют среднюю силу и малую продолжительность. Источником стресса для обоих типов скорее будет однообразие, монотонность, скука, чем события, требующие активных действий и вызывающие сильные эмоции. Флегматиком чувства овладевают медленно. Он даже приторможен в эмоциях. Ему не нужно делать над собой усилий, чтобы сохранить хладнокровие, поэтому ему легко удержаться от поспешного решения. В ситуации стресса флегматик хорошо справится с отработанными, стереотипными действиями, в то же время не стоит ожидать от него эффективных решений в условиях быстро меняющейся обстановки. Наиболее тяжело стресс переносят меланхолики. Они изначально склонны к эмоциям страха и тревоги, их чувства носят затяжной характер, страдания кажутся невыносимыми и выше всяких утешений. При необходимости действовать в стрессовой ситуации меланхолики будут демонстрировать отсутствие энергии и настойчивости, но их преимуществом может стать высокий самоконтроль.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты