Гендерные особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами

Примечание: цветом выделены показатели, подтверждающие значимость различий φ* критерия Фишера


Таким образом, нами выявлены: статистически значимые различия в образе старшего и младшего сиблингов, при значимости пола и сиблинговой позиции детей. То есть старший сиблинг воспринимается младшим, как расслабленный и честный, а младший старшим, как зависимый, но общительный, решительный и энергичный, что, по нашему мнению является спецификой восприятии друг друга сиблингами разного пола.

Гипотеза об отличии образа сиблингов младшего школьного возраста в зависимости от их пола и ролевой позиции подтверждается.



Выводы


В результате проделанной работы была достигнута главная цель исследования - выявлены гендерные особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами, что позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Старшие сиблинги стремятся к признанию лидерского положения в семье: своей значимости и независимости, и в качестве желаемого образца видят отца. Также для них значимы отношения с младшими сибсами, но при этом проявляется конкуренция. Младшие сиблинги более конфликтны в отношениях с членами семьи, при этом более привязаны к ним. Значимой фигурой для них является мать. Вместе с тем младшие сибсы претендуют на объект лидерства и внимания в семье.

При учете гендерного критерия детско-родительских отношений выявлено:

·     Старшие девочки более конфликтны с членами семьи, а именно с младшими сибсами и оценивают себя мало значимыми ее членами, при недостатке общения, тогда как для младших девочек авторитетной фигурой является мать при недостатке эмоциональной близости с ней и ощущении своей изолированности от общей семейной ситуации;

·     Мальчики занимающие как старшую, так и младшую ролевую позицию более агрессивны и конфликтны по отношению к членам семьи, при этом старшие воспринимают отца как функционально пассивного члена семьи. Младшие мальчики желают большей самостоятельности и свободы и проявляют сильную конкуренцию со старшим сибсом.

2. Родители проявляют большую близость в отношениях со старшим ребенком, при этом больше его контролируют, тогда как с младшим более последовательны в принятии решений, готовы принимать и учитывать их личностные качества.

Учет гендерного критерия родительского отношения к сиблингам показал:

·          Значимых различий у отцов в отношении старших и младших сибсов не выявлено, при этом они чаще контролируют младших девочек и более близки с младшими мальчиками.

·          Матери проявляют конфронтацию в вопросах воспитания старших детей, при этом они близки с младшими детьми независимо от их пола. Между матерями и младшими девочками преобладают партнерские отношения, а с младшими мальчиками они более последовательны в применении мер поощрений и наказаний;

3. В силу возрастных особенностей, независимо от ролевой позиции сиблинги характеризуют образ младшего и старшего брата (сестры) через конкретную деятельность, которой они занимаются либо ориентируются на инструкции взрослых при их оценивании, при этом старшие сибсы негативно характеризуют младшего брата (сестру). В целом, и старшие и младшие дети отмечают дефицит эмоционального общения друг с другом;

При учете гендерного критерия межличностных отношений сиблингов выявлено:

·     Старшие девочки и младшие мальчики отмечают дефицит совместной деятельности со своими братьями (сестрами) и негативно характеризуют отношения с ними, при этом младшие сибсы как мальчики так и девочки отмечают недостаток эмоциональных контактов со старшими сибсами;

·     Старшие мальчики и младшие девочки положительно оценивают свои отношения с братьями (сестрами) при этом негативно описывают личностные характеристики сибсов.

4. Степень соперничества у детей с разной ролевой позицией не превышает критериального значения, но обнаружены группы детей разного пола с высоким и средним уровнями соперничества, а именно старшие девочки и младшие мальчики.

Более детальный анализ отношений и поведенческих характеристик детей в зависимости от их пола и ролевых позиций показал:

·     Девочки более удовлетворены ролью старшей сестры, нежели мальчики ролью старшего брата;

·     Младшие девочки испытывают гордость от того, что у них есть старшие сиблинги и готовы оказывать им помощь в выполнении домашних дел.

5. В целом восприятие детьми друг драга с учетом их ролевых позиций носит положительный характер. При этом старшие сиблинги воспринимают младшего брата (сестру) более разговорчивым, решительным, энергичным и общительным, а младший сибс старшего более расслабленным (в понимании его самостоятельности, независимости и уверенности в себе).

При учете гендерного критерия образа сиблинга выявлено:

·     Старшие девочки воспринимают своих младших братьев (сестер) более спокойными, тогда как младшие девочки считают своих старших сибсов более расслабленными;

·     Старшие мальчики отмечают зависимость младших сибсов, при этом младшие мальчики считают своих старших братьев (сестер) более честными.

 


Заключение


Одним из определяющих условий в жизни ребенка является его семья со своим колоритом и многообразием красок. Это емкое понятие включает множество аспектов, базовым среди которых является супружеские отношения.

Но семейные отношения не ограничиваются отношениями между партнерами, а в дальнейшем и отношениями родителей и ребенка, все изменяется с появлением еще одного члена семьи: второго ребенка. С этого момента появляется необходимость рассматривать еще один аспект семейных отношений – это детские отношения.

В этой связи интересны воззрения зарубежных психологов: З. Фрейда и А. Адлера, А. Фромма, Г. Хоментаускаса о том, что порядок рождения ребенка в семье обуславливает всю его дальнейшую жизнь.

Наша работа внесла свой вклад в изучение сиблинговых отношений, а именно половозрастной аспект, т.е. изучение гендерных особенностей взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами.

Данное исследование, с нашей точки зрения может быть полезно родителям, имеющим два или более детей для выработки рекомендаций в оптимизации детско-родительских отношениях, а также родителям, которые находятся в ожидании второго ребенка для профилактики конкурентных отношений между сибсами. Вместе с тем мы предполагаем необходимость нашей работы детям в выявлении конфликтных отношений между сиблингами, помощь в определении половозрастных особенностях сиблинговых отношений и выработка коррекционных программ по данной проблеме. Также необходимость полученных результатов важна педагогам, обучающим сиблингов для учета специфики их поведенческих характеристик в отношениях и учебной деятельности, например анализ снижения успеваемости ребенка, в связи с появлением младшего брата (сестры).

Перспективой развития представленной темы в дальнейшем может быть анализ конкретной ситуации одной семьи для соотношения воспитательных характеристик и особенностей отношений между сибсами, а также изучение влияния различных факторов на специфику отношений старшего и младшего сиблингов.

Анализ методического инструментария показал необходимость его расширения, а именно разработка методик на изучение сиблинговых отношений и эмпирическую представленность изучения младшего школьного возраста относительно данной проблематики, при этом методом исследования может выступать наблюдение. Вместе с тем подбор методического материала с учетом нашей темы, на наш взгляд был оптимальным. Применяемые опросники и проективные методики позволили изучить специфику детско-родительских и детских отношений в контексте внутрисемейной ситуации.



Summary


The theme of our degree work is the exposure of gender peculiarities in mutual relations of parents and children of junior school age with senior and junior siblings.

The main object has been achicved by analyzing the principal aspects of family relations: between children and parents as wellas between children. Thus, we have revealed the peculiarities of relations between parents and children, namely specificity of sibling relations, parents’ gender peculiarities in attitude to children with different role position, sexual and age peculiarities of interperson relations of senior and junior siblings.

To our opinion, this inverstigation can be useful in the sphere of family psychology for optimization of relations bctween children and parents as well as relations between children.

 


Список использованной литературы

 

1.         Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Ростов н Дону., 1998.

2.         Андреева Т.В. Социальная психология семейных отношений. - СПб., 1998.

3.         Бардиан А.М. Воспитание детей в семье. - М., 1972.

4.         Баркан А.И. Его Величество ребенок. - М.: «Столетие», 1996.

5.         Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - Л., 1992г.

6.         Божович Л.И.. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка Проблемы формирования личности. - М., 1995.

7.         Винникот Д.В. Разговор с родителями. - М., 1995г.

8.         Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. - М., 1996.

9.         Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 1995.

10.    Дружинин В.Н. Психология семьи. - М., 1996.

11.    Ермолаева М.В. Психология развития. - М., 2003.

12.    Карабанова О.А. Психология семейных отношений. – Самара., 2001.

13.    Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000.

14.    Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

15.    Лисина М.И. Изучение общения с окружающими людьми у детей дошкольного возраста. - М., 1990.

16.    Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1997.

17.    Обухова Л.Ф, О.А. Шаграева. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. - М., 1999.

18.    Популярная психология для родителей/ Под ред. А.С. Спиваковской. - СПб., 1997.

19.    Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. - М., 2002.

20.    Руфо М. Братья и сестры, болезнь любви: Дети в семье – сложности роста. - Екатеринбург., 2006.

21.    Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня - Вильнюс: Минтис., 1977.

22.    Спиваковская А.С. Как быть родителями. - М., 1992.

23.    Фромм А. Азбука для родителей. - М., 1994.

24.    Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика., 1989.

25.    Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.

26.    Шнейдер Л. Психология семейных отношений. - М.: «Эксмо-Пресс»., 2000.

27.    Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер., 1999.

28.    Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М., 1997.

29.    Эриксон Э.Г. Детство и общество. - СПб.: «Питер»., 1996.

30.    Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб., 2000.

31.    Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.

32.    Мясищев В.Н. Психология отношений. / Под ред. Бодалева А.А. - М.: Институт практической психологии., 1998.

33.     Коломинский Я. Л. Социальная психология школьного класса. - Минск., 2003.

34.     Кроник А. А. Межличностное оценивание в малых группах. - Киев., 1982.

35.     Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - С-Петербург.: «Речь»., 2000.

36.     Бодалев А.А., Васина Н.В. Познание человека человеком. - С-Петербург.: «Речь»., 2005.

37.     Давыдов В. Д. Психическое развитие младших школьников. – М., 1990.

38.     Алферов В. Д. Психология развития школьника. - Ростов н/Дону., 2000.

39.     Крутецкий В. А. Психология общения и воспитания школьников. – М.: «Просвещение»., 1976.

40.     Психология. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1999.

41.     Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. Сост. И.В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепиин., - М., 1999.

42.     Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии, -

С-Петербург.: «Речь»., 1996.


Приложение 1.

 

Методический инструментарий

 

Опросник «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля (пример 1, 6 и 10 вопросов)

 

Приложение 2

 

Методика « Рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана (КРС)

 

Используется в любом возрасте и диагностирует особенности внутрисемейной ситуации.

Инструкция: При помощи простого карандаша нарисуйте, пожалуйста, свою семью так, чтобы ее члены (члены семьи) были чем-то заняты.

Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР).

Инструкция: Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-ти бальной системе в бланке ответов.

5 баллов – несомненно да (очень сильное согласие);

4 балла – в общем да;

3 балла – и да и нет;

2 балла – скорее нет, чем да;

1 балл – нет (абсолютное несогласие.

Для родителей дошкольников и младших школьников.

1.Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.

2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.

3. Он (а) сам (а) обычно решает, какую одежду надеть.

4. Моего ребенка смело можно оставлять без присмотра.

5.Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.

6. Думаю, что он (а) ничего не добьется в жизни.

7. Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем (ней) не нравится, чем нравится.

8. Часто мы совместно справляемся с домашней работой.

9. Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.

10. Я чувствую, что непоследователен (непоследовательна) в своих требованиях.

11. В нашей семье часто бывают конфликты.

12. Я бы хотел (а), чтобы он (а) воспитывал (а) своих детей так же, как я его (ее).

13. Он (а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.

14. Я его (ее) очень редко ругаю.

15. Я стараюсь контролировать все его(ее) действия и поступки.

16. Считаю, что для него (нее) главное — это слушаться меня.

17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он (а) делится со мной.

18. Я не разделяю его (ее) увлечений.

19. Я не считаю его (ее) таким умным (умной) и способным (способной), как мне хотелось бы.

20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).

21. Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное.

22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).

23. Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.

24. Мне нравятся наши с ней (ним) отношения.

25. Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее) друзей.

26. Приходится применять к нему (ней) физические наказания.

27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он (она) не хочет.

28.. Думаю, я лучше его (ее) знаю, что ему (ей) нужно.

29.           Я всегда сочувствую своему ребенку.

30.           Мне кажется, я его (ее) понимаю.

31.           Я бы хотел (а) в нем (ней) многое изменить.

32.           При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.

33.           Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа).

34.           Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.

35.           Бывает, что, когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т. п.) начинает упрекать меня в излишней строгости.

36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).

37. Я предъявляю к нему (ней) много требований.

38. По характеру я мягкий человек.

39. Я позволяю ему (ей) гулять одному во дворе дома.

40.    Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.

41. Я не допускаю, чтобы он (а) подмечал (а) мои слабости и недостатки.

42. Мне нравится его (ее) характер.

43. Я часто критикую его (ее) по мелочам.

44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.

45.Считаю, что мой долг оградить его (ее) от всяких опасностей.

46. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сам (а).

47. Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи.

48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней).

49. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (а) не хочет.

50. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.

51. Мне бы хотелось знать о нем (ней) все: о чем он (а) думает, как относится к своим друзьям и т.д.

52.Он (а) сам (а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время..

53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.

54. Я приветствую его (ее) поведение.

55. Я часто высказываю свое недовольство им (ею).

56.Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).

57. Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее).

58.Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.

59.Случается, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, бабушка и т. п.) специально говорит наоборот.

60. Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых


Заранее Вам благодарны за искренние ответы!


Методика «Незаконченные предложения»


Цель: Изучить отношения к сиблингам с разной ролевой позицией.

Инструкция: Закончите, пожалуйста следующие предложения.

1. Думаю, что мой брат (сестра) мало…;

2. Мой брат (сестра) и я…;

3. Если бы мой брат (сестра) только захотел (а), то…;

4. Считаю, что большинство братьев (сестер)…;

5. Я люблю своего (свою) брата (сестру), но…;

6. Мой брат (сестра) должен (а)…;

7. Я хотел (а) бы, чтобы мой брат (сестра)…;

8. Когда меня нет, мой брат (сестра)…;

9. Когда мы разговариваем с братом (сестрой)…;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты