Гендерные особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами

Примечание: цветом выделены показатели, подтверждающие значимость различий φ* критерия Фишера (угловое преобразование Фишера)


В ходе исследования были получены следующие результаты: у старших сиблингов значимый показатель конфликтного либо амбивалентного отношения к членам семьи (φ*=1,66, р=0,048), а именно первенцы желают признания своей значимости и независимости, при этом им необходим сильный образец для подражания, например отец, что подтверждается частотой изображения на рисунках старших сибсов отца, как доминирующей фигуры (φ*=1,58, р=0,057) и показатель значимости отношения с отцом (φ*=1,85, р=0,033)

Анализ полученных результатов показал, что младшие сиблинги изображают себя как объект лидерства в семье (φ*=1,55, р=0,061), что может определяться статусом «младшего» и желанием занимать центральное положение в семье. Вместе с тем у старших сибсов статистически значимый показатель конкуренции с младшим сиблингом (φ*=1,88, р=0,030), так как первенец испытал горечь «свержения с престола», а может быть занимает нишу «тени» младшего сибса. Младшие же дети, более конфликтны с членами семьи (φ*=2,45, р=0,006), что подтверждает высокий показатель изоляции одного из членов семьи, либо всех (φ*=4,14, р=0,000). На наш взгляд младшему сложнее выбрать способы и стратегии поведения. Его, как правило, сравнивают со старшим, либо ставят его в пример. При этом все попытки показать свою состоятельность, вызывает снисходительную улыбку взрослых, что вызывает конкурирующие отношения у младших сибсов.

При анализе основных параметров семейной ситуации у детей в зависимости от их пола и ролевой позиции, были получены следующие результаты: именно у девочек, занимающих старшую сиблинговую позицию статистически значимый показатель конфликтных или амбивалентных отношений с отдельными членами семьи (φ*=1,32, р=0,094). То есть старшие девочки в большей степени страдают от недостатка общения и оценивают себя мало значимыми членами семьи, а также в большей степени конкурируют с младшими сиблингами (φ*=1,32, р=0,094), что по нашему мнению объясняется появлением нового объекта заботы и восхищения при том, что на старшую девочку частично перекладываются обязанности родителей по уходу и воспитанию младшего брата (сестры). И свое желание доминирования и лидерства в семье отражено в статистически значимых показателях по данному параметру (φ*=1,44, р=0,076).

Старшие же мальчики более агрессивны (φ*=3,76, р=0,000) и конфликтны по всем показателям данного параметра (φ*=1,55, р=0,062; φ*=1,44, р=0,075; φ*=2, р=0,002), что может объясняться гендерными особенностями детей, так как мальчиков традиционно поощряют за силу, выносливость, храбрость, что в младшем школьном возрасте проявляется в драках и вообще в проявлениях агрессии. Учитывая что выборка мальчиков, занимающих старшую сиблинговую позицию имеет младших братьев, можно предположить, что старшие мальчики идентифицируют себя, таким образом, с «лицами мужского пола» и утверждают свою лидерскую позицию старшего сына: опекуна и учителя младшего, которая возможно была отнята родителями, в частности матерью, лишив старшего сына эффективно помогать в ухаживании за младшим ребенком.

При этом для младших девочек значима роль матери в семье (φ*=2,18, р=0,014), тогда как для младших мальчиков авторитет матери соперничает с желанием собственной независимости от ее требований (φ*=1,33, р=0,093). Также младшие мальчики отмечают более конкурентные отношения со старшим сибсом (φ*=1,89, р=0,029), при доминировании последних (φ*=1,61, р=0,054). По нашему мнению младшие мальчики не нашли оптимальных способов и форм поведения, так как им тяжелее приспосабливаться и уступать, нежели девочкам.

Анализ результатов показал, что характеристики агрессивности в семейных отношениях также статистически значимы как у старших, так и у младших мальчиков (φ*=1,41, р=0,079; φ*=2,35, р=0,008 соответственно), что может объясняться гендерными особенностями детей, о чем упоминалось выше.

Девочки же занимающие младшую ролевую позицию, ощущают себя более изолированно в общей семейной ситуации (φ*=2,57, р=0,004). А младшие мальчики показали значимый результат в конфликтном отношении к отдельным членам семьи (небрежное или схематичное изображение одного, либо обоих родителей, а также сиблинга) (φ*=1,59, р=0,056; φ*=2,73, р=0,007), что может объясняться гендерными особенностями и ролевой позицией ребенка.

Вместе с тем, старшие девочки чувствуют себя отверженными в семье (φ*=1,38, р=0,085) так как их наделяют большими обязанностями и признают их более самостоятельными. Также у старших девочек более значимы показатели конкуренции с сиблингами и доминирования отца в семье (φ*=3,23, р=0,000; φ*=1,79, р=0,037 соответственно), что подтверждает показатель конфликтности с данными членами семьи, а именно, изображение спиной и в профиль (φ*=1,37, р=0,087). На наш взгляд отец больше внимания уделяет младшему ребенку, тем более, если это сын, с кем отец связывает большие надежды и совпадает в интересах (спорт, транспорт, рыбалка и т. д.), но с его авторитетом приходится считаться, и девочки выбирают стратегию соперничества с тем, кто слабее (младшим сибсом).

Вместе с тем на рисунках младших девочек доминантное положение матери (φ*=1,9, р=0,028) и достаточно высокий показатель отсутствия эмоциональной привязанности, наличие конфликтности и нарушение внутрисемейных контактов (φ*=2,11, р=0,017; φ*=5,16, р=0,000). То есть авторитарная мать эмоционально менее близка с дочерью, которая любыми путями завоевывает внимание и любовь.

При сравнении мальчиков с разной ролевой позицией, значимый показатель у старших (φ*=1,54 р=0,062) в отношении доминирующей матери в семье и не значимости, либо конфликтности по отношению к отцу (φ*=1,54, р=0,062). Отец в данном случае функционально пассивен (изображение отца, лежащего на диване, смотрящего телевизор, либо отдельно от всех членов семьи, маленького роста) и не является значимой фигурой в семье. А у младших мальчиков, при амбивалентном отношении к матери (φ*=1,37, р=0,087) и ощущением собственной доминанты (φ*=2,45, р=0,006), наблюдаются значимые показатели конфликтных отношений (φ*=1,37, р=0,087; φ*=1,81, р=0,035). То есть желание самостоятельности и при этом предъявляемые требования, рождают конфликты между родителями и младшими мальчиками.

Таким образом, нами выявлены особенности межличностных отношений и восприятия семейной ситуации детей младшего школьного возраста: гендер и сиблинговая позиция ребенка, что подтверждает нашу гипотезу о существовании значимых различий в отношении младших школьников к членам семьи, в зависимости от пола и сиблинговой позиции детей.

Следующим этапом исследования будет рассмотрение взаимодействия родителей и детей младшего школьного возраста с учетом пола и ролевой позиции последних.


4.2 Особенности взаимодействия родителей и детей с учетом их пола и ролевых позиций


Результаты, полученные с помощью методики «Опросник взаимодействия родителей с детьми» И. Марковской (ВРР) показывают, что существуют некоторые отличия в родительских отношениях к детям с учетом разной ролевой позиции ребенка (см. Таблицу 3).


Таблица 3 Особенности взаимодействия родителей с детьми разных ролевых позиций (средние значения)

Шкала

Средние значения

Родители старших сибсов

 Родители младших сибсов

1. Нетребовательность - требовательность

15,1

14,6

2. Мягкость - строгость

14,5

14,2

3. Автономность - контроль

24,7

24,1

4. Эмоцональная дистанция - близость

19,6

18,4

5. Отвержение - принятие ребенка

22,6

27

6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество

18,1

18

7. Тревожность за ребенка

16,6

16,5

8. Непоследовательность - последовательность в принятии решений


18,5


20

9. Воспитательная конфронтация в семье

11,3

10,5

10. Удовлетворенность отношениями с ребенком

19

18,8


С помощью математической обработки были получены статистически значимые различия в критериях оценки взаимодействия родителей и детей с разной ролевой позицией (см. Таблицу 4).


Таблица 4. Значимые поведенческие характеристики родителей

Шкалы

U эмпирическое

Уровень значимости (р)

Автономность - контроль

1315

0,079

Эмоцональная дистанция - близость

1205

0,016

Отвержение - принятие ребенка

1307

0,072

Непоследовательность - последовательность в принятии решений


1193,5


0,014

Примечание: эмпирическое значение U критерия Манна-Уитни


Так, у родителей старших детей более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Это может проявляться как в мелочной опеке, навязчивости, так и в стремлении ограничивать действия ребенка и связано с возрастом старшего сиблинга (7-9 лет), т.к., в подростковом возрасте данное поведение родителей менее эффективно во взаимодействии с детьми. Вместе с тем у родителей старших сиблингов значимое различие в эмоционально близком отношении с ребенком. При этом родители младших сиблингов более значимо относятся к личностным и поведенческим проявлениям своего ребенка, а также более последовательны в принятии различных решений и мер в отношении младшего сиблинга.

Анализ гендерных особенностей родителей также выявляют некоторые различия в отношениях с детьми (см. Приложение 4, с. 106-108). Так, по шкале «Воспитательная конфронтация в семье» выявлены различия у родителей старших сиблингов (U=260,5, при р=0,031). То есть матери старших сиблингов выделяют низкую сплоченность в семье и частые разногласия по вопросам воспитания, что приводит к конфронтации между родителями (см. Рисунок 3).


Рисунок 3. Средние показатели уровня выраженности позиции родителей к старшим сиблингам


У родителей же младших сиблингов выявлены статистически значимые различия по шкалам: «Эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю» и «Отвержение – принятие ребенка родителем» (U=286,5, при р=0,024 и U=309,5, при р=0,058 соответственно). То есть мамы младших сиблингов в большей степени принимают личностные и поведенческие проявления ребенка и как им кажется, младший ребенок более близок к ним (см. Рисунок 4).


Рисунок 4. Средние показатели уровня выраженности позиции родителей к младшим сиблингам


Для более полного анализа различия во взаимодействии между родителями и детьми, мы ввели также критерий пола детей и выявили следующие различия: во взаимодействии матерей со старшими девочками и мальчиками по шкале «Отсутствие сотрудничества – сотрудничество» (U=48,5, при р=0,07). Значимость шкалы сотрудничества между матерями и младшими девочками есть показатель включенности ребенка во взаимодействие родителей с детьми и отражение партнерских отношений.

Значимые различия по шкалам: «Эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю» и «Непоследовательность – последовательность родителя» (U=76,5, при р=0,092 и U=78 при р=0,1 соответственно) выявлены у матерей младших мальчиков. То есть мамы считают, что младшие мальчики более близки к ним. Это может быть связано с тем, что мальчики больше делятся с мамами чем-то сокровенным и важным для них. Так же мамы более последовательны и постоянны в своих решениях, в своем отношении к младшему мальчику, а также в применении наказаний и поощрений (см. Таблицу 5).


Таблица 5. Уровень выраженности параметров взаимодействия матерей и детей, с учетом их пола и сиблинговой позиции

Шкалы

Мамы старших сиблингов

Мамы младших сиблингов

Общее значение

Девочки

Мальчики

Общее значение

Девочки

Мальчики

1. Нетребовательность - требовательность

15

14,5

14,3

0

14,4

15,3

2. Мягкость - строгость

14,7

13,9

13,8

14,8

14,4

14,7

3. Автономность - контроль

24,6

23,9

23,8

24,4

26,4

27,1

4. Эмоцональная дистанция - близость

19,9

18,1

18,4

19,3

18,7

19

5. Отвержение - принятие ребенка

28,2

26,2

26,5

27,8

28,4

29,5

6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество

18,8

18,3

18,2

18,3

18,5

19

7. Тревожность за ребенка

16,7

16,9

16,4

16,6

17,9

17,5

8. Непоследовательность - последовательность в принятии решений

18,8

19

18,9

19,4

19,9

20,2

9. Воспитательная конфронтация в семье

12,4

11,1

10,8

10,8

12,6

13

10. Удовлетворенность отношениями с ребенком

18,7

19,3

19,2

18,8

19,8

20,2

Примечание: цветом выделены показатели, подтверждающие значимость различий U критерия Манна-Уитни


В ходе исследования выявлено, что критерий «Эмоциональная дистанция – близость ребенка к родителю», у матерей статистически значима, не зависимо от пола младшего ребенка, что предполагает особое отношение матери именно к младшему сиблингу.

Необходимо отметить, что у отцов старших и младших девочек и мальчиков значимых различий во взаимодействии не выявлено. Вместе с тем выявлено статистически значимое различие при исследовании взаимодействия отцов со старшими и младшими девочками по шкалам: «Автономность – контроль по отношению к ребенку» и «Непоследовательность – последовательность родителя» (U=40,5, при р=0,02 и U=39,5 при р=0,019 соответственно), что говорит о более высоком «отцовском» контроле по отношению к младшей девочке, высокой эмоциональной уравновешенности и воспитательной уверенности. Данный показатель может выступать, как компенсация ошибок в воспитательном процессе старшего сиблинга (см. Таблица 6).


Таблица 6 Уровень выраженности параметров взаимодействия отцов и детей, с учетом их пола и сиблинговой позиции

Шкалы

Папы старших сиблингов

Папы младших сиблингов

Общее значение

Девочки

Мальчики

Общее значение

Девочки

Мальчики

1. Нетребовательность-требовательность

15,2

13,5

14,4

14,3

15,3

15,9

2. Мягкость-строгость

14,3

13

14

13,6

15,4

16,1

3. Автономность-контроль

24,8

23,6

26

23,8

28,8

29,9

4. Эмоцональная дистанция-близость

19,4

18

18,5

17,4

19,2

19,5

5. Отвержение-принятие ребенка

27,7

25,9

28

26,2

30,3

31,5

6. Отсутствие сотрудничества сотрудничество

17,4

18

18,6

17,7

19,2

19,5

7. Тревожность за ребенка

16,6

16,4

17,6

16,5

19,2

19,1

8. Непоследовательность-последовательность в принятии решений

18,2

19,2

19,6

20

20

20,5

9. Воспитательная конфронтация в семье

10,1

10,8

12,5

10,1

13,6

14,4

10. Удовлетворенность отношениями с ребенком

19,2

19,5

19,9

18,9

20,4

20,6

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты