Примечание: цветом выделены показатели, подтверждающие значимость различий φ* критерия Фишера (угловое преобразование Фишера)
В ходе исследования были получены следующие результаты: у старших сиблингов значимый показатель конфликтного либо амбивалентного отношения к членам семьи (φ*=1,66, р=0,048), а именно первенцы желают признания своей значимости и независимости, при этом им необходим сильный образец для подражания, например отец, что подтверждается частотой изображения на рисунках старших сибсов отца, как доминирующей фигуры (φ*=1,58, р=0,057) и показатель значимости отношения с отцом (φ*=1,85, р=0,033)
Анализ полученных результатов показал, что младшие сиблинги изображают себя как объект лидерства в семье (φ*=1,55, р=0,061), что может определяться статусом «младшего» и желанием занимать центральное положение в семье. Вместе с тем у старших сибсов статистически значимый показатель конкуренции с младшим сиблингом (φ*=1,88, р=0,030), так как первенец испытал горечь «свержения с престола», а может быть занимает нишу «тени» младшего сибса. Младшие же дети, более конфликтны с членами семьи (φ*=2,45, р=0,006), что подтверждает высокий показатель изоляции одного из членов семьи, либо всех (φ*=4,14, р=0,000). На наш взгляд младшему сложнее выбрать способы и стратегии поведения. Его, как правило, сравнивают со старшим, либо ставят его в пример. При этом все попытки показать свою состоятельность, вызывает снисходительную улыбку взрослых, что вызывает конкурирующие отношения у младших сибсов.
При анализе основных параметров семейной ситуации у детей в зависимости от их пола и ролевой позиции, были получены следующие результаты: именно у девочек, занимающих старшую сиблинговую позицию статистически значимый показатель конфликтных или амбивалентных отношений с отдельными членами семьи (φ*=1,32, р=0,094). То есть старшие девочки в большей степени страдают от недостатка общения и оценивают себя мало значимыми членами семьи, а также в большей степени конкурируют с младшими сиблингами (φ*=1,32, р=0,094), что по нашему мнению объясняется появлением нового объекта заботы и восхищения при том, что на старшую девочку частично перекладываются обязанности родителей по уходу и воспитанию младшего брата (сестры). И свое желание доминирования и лидерства в семье отражено в статистически значимых показателях по данному параметру (φ*=1,44, р=0,076).
Старшие же мальчики более агрессивны (φ*=3,76, р=0,000) и конфликтны по всем показателям данного параметра (φ*=1,55, р=0,062; φ*=1,44, р=0,075; φ*=2, р=0,002), что может объясняться гендерными особенностями детей, так как мальчиков традиционно поощряют за силу, выносливость, храбрость, что в младшем школьном возрасте проявляется в драках и вообще в проявлениях агрессии. Учитывая что выборка мальчиков, занимающих старшую сиблинговую позицию имеет младших братьев, можно предположить, что старшие мальчики идентифицируют себя, таким образом, с «лицами мужского пола» и утверждают свою лидерскую позицию старшего сына: опекуна и учителя младшего, которая возможно была отнята родителями, в частности матерью, лишив старшего сына эффективно помогать в ухаживании за младшим ребенком.
При этом для младших девочек значима роль матери в семье (φ*=2,18, р=0,014), тогда как для младших мальчиков авторитет матери соперничает с желанием собственной независимости от ее требований (φ*=1,33, р=0,093). Также младшие мальчики отмечают более конкурентные отношения со старшим сибсом (φ*=1,89, р=0,029), при доминировании последних (φ*=1,61, р=0,054). По нашему мнению младшие мальчики не нашли оптимальных способов и форм поведения, так как им тяжелее приспосабливаться и уступать, нежели девочкам.
Анализ результатов показал, что характеристики агрессивности в семейных отношениях также статистически значимы как у старших, так и у младших мальчиков (φ*=1,41, р=0,079; φ*=2,35, р=0,008 соответственно), что может объясняться гендерными особенностями детей, о чем упоминалось выше.
Девочки же занимающие младшую ролевую позицию, ощущают себя более изолированно в общей семейной ситуации (φ*=2,57, р=0,004). А младшие мальчики показали значимый результат в конфликтном отношении к отдельным членам семьи (небрежное или схематичное изображение одного, либо обоих родителей, а также сиблинга) (φ*=1,59, р=0,056; φ*=2,73, р=0,007), что может объясняться гендерными особенностями и ролевой позицией ребенка.
Вместе с тем, старшие девочки чувствуют себя отверженными в семье (φ*=1,38, р=0,085) так как их наделяют большими обязанностями и признают их более самостоятельными. Также у старших девочек более значимы показатели конкуренции с сиблингами и доминирования отца в семье (φ*=3,23, р=0,000; φ*=1,79, р=0,037 соответственно), что подтверждает показатель конфликтности с данными членами семьи, а именно, изображение спиной и в профиль (φ*=1,37, р=0,087). На наш взгляд отец больше внимания уделяет младшему ребенку, тем более, если это сын, с кем отец связывает большие надежды и совпадает в интересах (спорт, транспорт, рыбалка и т. д.), но с его авторитетом приходится считаться, и девочки выбирают стратегию соперничества с тем, кто слабее (младшим сибсом).
Вместе с тем на рисунках младших девочек доминантное положение матери (φ*=1,9, р=0,028) и достаточно высокий показатель отсутствия эмоциональной привязанности, наличие конфликтности и нарушение внутрисемейных контактов (φ*=2,11, р=0,017; φ*=5,16, р=0,000). То есть авторитарная мать эмоционально менее близка с дочерью, которая любыми путями завоевывает внимание и любовь.
При сравнении мальчиков с разной ролевой позицией, значимый показатель у старших (φ*=1,54 р=0,062) в отношении доминирующей матери в семье и не значимости, либо конфликтности по отношению к отцу (φ*=1,54, р=0,062). Отец в данном случае функционально пассивен (изображение отца, лежащего на диване, смотрящего телевизор, либо отдельно от всех членов семьи, маленького роста) и не является значимой фигурой в семье. А у младших мальчиков, при амбивалентном отношении к матери (φ*=1,37, р=0,087) и ощущением собственной доминанты (φ*=2,45, р=0,006), наблюдаются значимые показатели конфликтных отношений (φ*=1,37, р=0,087; φ*=1,81, р=0,035). То есть желание самостоятельности и при этом предъявляемые требования, рождают конфликты между родителями и младшими мальчиками.
Таким образом, нами выявлены особенности межличностных отношений и восприятия семейной ситуации детей младшего школьного возраста: гендер и сиблинговая позиция ребенка, что подтверждает нашу гипотезу о существовании значимых различий в отношении младших школьников к членам семьи, в зависимости от пола и сиблинговой позиции детей.
Следующим этапом исследования будет рассмотрение взаимодействия родителей и детей младшего школьного возраста с учетом пола и ролевой позиции последних.
4.2 Особенности взаимодействия родителей и детей с учетом их пола и ролевых позиций
Результаты, полученные с помощью методики «Опросник взаимодействия родителей с детьми» И. Марковской (ВРР) показывают, что существуют некоторые отличия в родительских отношениях к детям с учетом разной ролевой позиции ребенка (см. Таблицу 3).
Таблица 3 Особенности взаимодействия родителей с детьми разных ролевых позиций (средние значения)
Шкала |
Средние значения |
|
Родители старших сибсов |
Родители младших сибсов |
|
1. Нетребовательность - требовательность |
15,1 |
14,6 |
2. Мягкость - строгость |
14,5 |
14,2 |
3. Автономность - контроль |
24,7 |
24,1 |
4. Эмоцональная дистанция - близость |
19,6 |
18,4 |
5. Отвержение - принятие ребенка |
22,6 |
27 |
6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество |
18,1 |
18 |
7. Тревожность за ребенка |
16,6 |
16,5 |
8. Непоследовательность - последовательность в принятии решений |
18,5 |
20 |
9. Воспитательная конфронтация в семье |
11,3 |
10,5 |
10. Удовлетворенность отношениями с ребенком |
19 |
18,8 |
С помощью математической обработки были получены статистически значимые различия в критериях оценки взаимодействия родителей и детей с разной ролевой позицией (см. Таблицу 4).
Таблица 4. Значимые поведенческие характеристики родителей
Шкалы |
U эмпирическое |
Уровень значимости (р) |
Автономность - контроль |
1315 |
0,079 |
Эмоцональная дистанция - близость |
1205 |
0,016 |
Отвержение - принятие ребенка |
1307 |
0,072 |
Непоследовательность - последовательность в принятии решений |
1193,5 |
0,014 |
Примечание: эмпирическое значение U критерия Манна-Уитни
Так, у родителей старших детей более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Это может проявляться как в мелочной опеке, навязчивости, так и в стремлении ограничивать действия ребенка и связано с возрастом старшего сиблинга (7-9 лет), т.к., в подростковом возрасте данное поведение родителей менее эффективно во взаимодействии с детьми. Вместе с тем у родителей старших сиблингов значимое различие в эмоционально близком отношении с ребенком. При этом родители младших сиблингов более значимо относятся к личностным и поведенческим проявлениям своего ребенка, а также более последовательны в принятии различных решений и мер в отношении младшего сиблинга.
Анализ гендерных особенностей родителей также выявляют некоторые различия в отношениях с детьми (см. Приложение 4, с. 106-108). Так, по шкале «Воспитательная конфронтация в семье» выявлены различия у родителей старших сиблингов (U=260,5, при р=0,031). То есть матери старших сиблингов выделяют низкую сплоченность в семье и частые разногласия по вопросам воспитания, что приводит к конфронтации между родителями (см. Рисунок 3).
Рисунок 3. Средние показатели уровня выраженности позиции родителей к старшим сиблингам
У родителей же младших сиблингов выявлены статистически значимые различия по шкалам: «Эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю» и «Отвержение – принятие ребенка родителем» (U=286,5, при р=0,024 и U=309,5, при р=0,058 соответственно). То есть мамы младших сиблингов в большей степени принимают личностные и поведенческие проявления ребенка и как им кажется, младший ребенок более близок к ним (см. Рисунок 4).
Рисунок 4. Средние показатели уровня выраженности позиции родителей к младшим сиблингам
Для более полного анализа различия во взаимодействии между родителями и детьми, мы ввели также критерий пола детей и выявили следующие различия: во взаимодействии матерей со старшими девочками и мальчиками по шкале «Отсутствие сотрудничества – сотрудничество» (U=48,5, при р=0,07). Значимость шкалы сотрудничества между матерями и младшими девочками есть показатель включенности ребенка во взаимодействие родителей с детьми и отражение партнерских отношений.
Значимые различия по шкалам: «Эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю» и «Непоследовательность – последовательность родителя» (U=76,5, при р=0,092 и U=78 при р=0,1 соответственно) выявлены у матерей младших мальчиков. То есть мамы считают, что младшие мальчики более близки к ним. Это может быть связано с тем, что мальчики больше делятся с мамами чем-то сокровенным и важным для них. Так же мамы более последовательны и постоянны в своих решениях, в своем отношении к младшему мальчику, а также в применении наказаний и поощрений (см. Таблицу 5).
Таблица 5. Уровень выраженности параметров взаимодействия матерей и детей, с учетом их пола и сиблинговой позиции
Шкалы |
Мамы старших сиблингов |
Мамы младших сиблингов |
||||
Общее значение |
Девочки |
Мальчики |
Общее значение |
Девочки |
Мальчики |
|
1. Нетребовательность - требовательность |
15 |
14,5 |
14,3 |
0 |
14,4 |
15,3 |
2. Мягкость - строгость |
14,7 |
13,9 |
13,8 |
14,8 |
14,4 |
14,7 |
3. Автономность - контроль |
24,6 |
23,9 |
23,8 |
24,4 |
26,4 |
27,1 |
4. Эмоцональная дистанция - близость |
19,9 |
18,1 |
18,4 |
19,3 |
18,7 |
19 |
5. Отвержение - принятие ребенка |
28,2 |
26,2 |
26,5 |
27,8 |
28,4 |
29,5 |
6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество |
18,8 |
18,3 |
18,2 |
18,3 |
18,5 |
19 |
7. Тревожность за ребенка |
16,7 |
16,9 |
16,4 |
16,6 |
17,9 |
17,5 |
8. Непоследовательность - последовательность в принятии решений |
18,8 |
19 |
18,9 |
19,4 |
19,9 |
20,2 |
9. Воспитательная конфронтация в семье |
12,4 |
11,1 |
10,8 |
10,8 |
12,6 |
13 |
10. Удовлетворенность отношениями с ребенком |
18,7 |
19,3 |
19,2 |
18,8 |
19,8 |
20,2 |
Примечание: цветом выделены показатели, подтверждающие значимость различий U критерия Манна-Уитни
В ходе исследования выявлено, что критерий «Эмоциональная дистанция – близость ребенка к родителю», у матерей статистически значима, не зависимо от пола младшего ребенка, что предполагает особое отношение матери именно к младшему сиблингу.
Необходимо отметить, что у отцов старших и младших девочек и мальчиков значимых различий во взаимодействии не выявлено. Вместе с тем выявлено статистически значимое различие при исследовании взаимодействия отцов со старшими и младшими девочками по шкалам: «Автономность – контроль по отношению к ребенку» и «Непоследовательность – последовательность родителя» (U=40,5, при р=0,02 и U=39,5 при р=0,019 соответственно), что говорит о более высоком «отцовском» контроле по отношению к младшей девочке, высокой эмоциональной уравновешенности и воспитательной уверенности. Данный показатель может выступать, как компенсация ошибок в воспитательном процессе старшего сиблинга (см. Таблица 6).
Таблица 6 Уровень выраженности параметров взаимодействия отцов и детей, с учетом их пола и сиблинговой позиции
Шкалы |
Папы старших сиблингов |
Папы младших сиблингов |
||||
Общее значение |
Девочки |
Мальчики |
Общее значение |
Девочки |
Мальчики |
|
1. Нетребовательность-требовательность |
15,2 |
13,5 |
14,4 |
14,3 |
15,3 |
15,9 |
2. Мягкость-строгость |
14,3 |
13 |
14 |
13,6 |
15,4 |
16,1 |
3. Автономность-контроль |
24,8 |
23,6 |
26 |
23,8 |
28,8 |
29,9 |
4. Эмоцональная дистанция-близость |
19,4 |
18 |
18,5 |
17,4 |
19,2 |
19,5 |
5. Отвержение-принятие ребенка |
27,7 |
25,9 |
28 |
26,2 |
30,3 |
31,5 |
6. Отсутствие сотрудничества сотрудничество |
17,4 |
18 |
18,6 |
17,7 |
19,2 |
19,5 |
7. Тревожность за ребенка |
16,6 |
16,4 |
17,6 |
16,5 |
19,2 |
19,1 |
8. Непоследовательность-последовательность в принятии решений |
18,2 |
19,2 |
19,6 |
20 |
20 |
20,5 |
9. Воспитательная конфронтация в семье |
10,1 |
10,8 |
12,5 |
10,1 |
13,6 |
14,4 |
10. Удовлетворенность отношениями с ребенком |
19,2 |
19,5 |
19,9 |
18,9 |
20,4 |
20,6 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10