Гендерные особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами

В этом возрасте развивается самопознание и личностная рефлексия как способность самостоятельно установить границы своих возможностей, умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата, а также произвольность и самоконтроль.

Ребенок овладевает своим поведением, более точно понимая нормы поведения дома и в общественных местах. Вместе с тем, развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные.

Тем не менее, для младшего школьника характерна неустойчивость нравственного облика, а также непостоянство переживаний и отношений.

Наряду с этим происходят и существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере. Впервые возникает обобщение переживаний. Череда успехов или неудач, каждый раз переживаемых ребенком в каких-либо ситуациях (учеба, продуктивные виды деятельности, общение), приводят к формированию устойчивых аффективных комплексов чувства неполноценности, ущемленного самолюбия или, напротив, чувства собственной значимости, умелости, компетентности.

Важным фактором для анализа детских отношений являются и «природные» обстоятельства развития первого и второго ребенка. А именно, с раннего возраста мальчики и девочки встречаются с разными требованиями.

Так, в нашей культуре, традиции воспитания мальчиков нацелены на обширный круг социальных и трудовых отношений, а девочек направляют на ограниченную сферу социальных действий: на глубокое и тонкое понимание человеческих отношений, на семью.

Все выше перечисленные особенности наглядно проявляются в общении детей.

Вместе с тем, малоизученность представленной проблемы, а именно особенностей сиблинговых взаимодействий в младшем школьном возрасте, представляет, на наш взгляд, особый интерес и актуальность для семейной психологии, с целью оптимизации детско-родительских и детских отношений.

 

3.2 Объект и предмет исследования


Объект исследования – семейные отношения.

Предмет исследования – детские и детско-родительские отношения.

 

3.3 Цель, задачи, гипотезы исследования


Цель исследования – выявить гендерные особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами.

Задачи исследования:

1.     Выявить особенности отношения старшего и младшего сиблингов младшего школьного возраста к семейному окружению.

2.     Выявить гендерные особенности отношения родителей к старшему и младшему сиблингу младшего школьного возраста.

3.     Изучить половозрастные особенности межличностных отношений старших и младших сиблингов младшего школьного возраста.

4.     Определить уровень соперничества у старших и младших сиблингов младшего школьного возраста разного пола.

5.     Изучить половозрастные особенности восприятия старшего и младшего сиблингов у детей младшего школьного возраста,

Теоретическая гипотеза: Структура семьи по порядку рождения и ролевой позиции детей проявляется в специфике семейных отношений.

Эмпирические гипотезы:

1. У детей младшего школьного возраста в зависимости от пола и разной сиблинговой позиции существуют значимые различия в отношении к членам семьи.

2. Существуют гендерные различия отношения родителей к детям младшего школьного возраста в зависимости от их пола и ролевой позиции.

3. Межличностные отношения детей младшего школьного возраста имеют специфику в зависимости от их пола и ролевой позиции.

4. Уровень соперничества сиблингов младшего школьного возраста отличается в зависимости от их пола и ролевой позиции.

5. Образ старшего и младшего сиблинга у детей младшего школьного возраста будет отличаться в зависимости от их пола и ролевой позиции.

 

3.4 Описание выборки


Критерием выборки послужило наличие сиблинговых позиций в семье; т.е. состав семьи должен включать не менее 2-х детей. Другим критерием выступил возраст испытуемых сиблингов. Поскольку, нами была обнаружена недостаточность эмпирического материала относительно исследований половозрастных особенностей взаимоотношений младших школьников, именно этот возраст нашел отражение при формировании выборки.

Таким образом, в исследовании участвовали дети младшего школьного возраста - ученики 1-х, 2-х и 3-х классов средней школы № 135. г. Омска и их родители. Средний возраст детей составил 8 лет, родителей 37,4 года.

Общая выборочная совокупность составила 174 человека (60 детей и 114 взрослых: отцы - 54 человека и матери - 60 человек), которая в соответствии с задачами была разделена на 2 группы:

1) дети, занимающие старшую сиблинговую позицию в семье (30 детей: из них 15 мальчиков и 15девочек) и их родители (30 матерей и 28 отцов);

2) дети, занимающие младшую сиблинговую позицию в семье (30 детей: из них 17 мальчиков и 13 девочек) и их родители (30 матерей и 26 отцов).

3.5 Описание методов и методик


Основным методом сбора информации выступило психологическое тестирование, осуществляемое с помощью проективных методик, шкальных и открытых опросников.

Для выполнения поставленных задач был использованы следующие методики:

1. Методика «Межличностные отношения ребенка» (Рене Жиля) (см. Приложение 1, с. 95). Методика является визуально-вербальной проективной методикой. Состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей и взрослых, а также 17 текстовых заданий. При обследовании по данной методике ребенку достаточно сделать выбор в предложенной ситуации: кто выбран и на каком расстоянии от определенных лиц помещает себя ребенок, какие варианты поведения он предпочитает в предлагаемых ему текстовых заданиях. Методика имеет 13 шкал, которые условно можно разделить на 2 группы переменных.

А) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:

1) отношение к матери,

2) отношение к отцу,

3) отношение к матери и отцу в целом как к родительской чете,

4) отношение к братьям и сестрам,

5) отношение к бабушке и дедушке и другим близким родственникам,

6) отношение к другу (подруге),

7) отношение к учителю,

Б) Переменные, характеризующие особенности самого ребенка и проявляющиеся в его межличностных отношениях:

8) степень любознательности,

9) степень стремления общения с детьми в больших группах,

10) степень стремления к доминированию и лидерству в группах детей,

11) конфликтность, агрессивность,

12) социальная адекватность поведения – реакция на фрустрацию,

13) степень отгороженности от других, стремление к уединению.

Эти переменные представлены на специальном регистрационном листе. Суммирование баллов по каждому параметру производится, исходя из максимального числа заданий, работающих на данный параметр (от 6 до 20). Методика может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет.

2. Методика «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернса и С. Кауфмана (КРС)) в модификации Г. Хоментаускаса (1990) и А. Венгера (2003) (см. Приложение 2 с. 96). Методика диагностирует особенности семейных отношений, при этом, является творческой деятельностью ребенка, не только отражающей восприятие семьи, но и позволяющей ребенку анализировать и переосмысливать семейные отношения. Он раскрывает настоящее, прошлое, а также направлен на будущее.

Для определения особенности отношений в семье, мы использовали проективную методику «Динамический рисунок семьи», который в сравнении с тестом «Рисунок семьи», дает нам более полную информацию о внутрисемейной ситуации: распределения ролей в семье и функции каждого члена семьи.

Для диагностического использования рисуночного метода очень важно то, что он отражает, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания, к тому же, достоинство рисуночного метода – его близость к обычным видам человеческой деятельности, особенно это близко детям.

При этом данная методика сложна, длительна и объемна в интерпритации, так как предоставляет возможность для глубокого качественного анализа. Тест может быть использован в любом возрасте.

3. Опросник «Взаимодействие родителя и ребенка» (И. Марковской (ВРР)) (см. Приложение 2, с. 96-98). Опросник предназначен для изучения взаимодействия родителей с детьми. В основе лежат 10 шкал, как основные параметры взаимодействия родитель-ребенок:

1. Нетребовательность – требовательность родителя,

2. Мягкость – строгость родителя,

3. Автономность – контроль по отношению к ребенку,

4. Эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю,

5. Отвержение – принятие ребенка родителем,

6. Отсутствие сотрудничества – сотрудничество,

7. Тревожность за ребенка,

8. Непоследовательность – последовательность родителя,

9. Воспитательная конфронтация в семье,

10. Удовлетворенность отношениями ребенка с родителями.

Каждая шкала включает по 5 утверждений, кроме 3-й и 5-й шкал, которые, по мнению многих исследователей, являются базовыми в родительско-детских отношениях, и в них вошло по 10 утверждений. Опросник включает 60 вопросов с оценкой степени согласия с каждым утверждением по 5-бальной системе и предназначен для родителей дошкольников и младших школьников.

4. Методика «Незаконченные предложения» (см. Приложение 2, с. 98). Методика является проективной методикой, используется для диагностики межличностных отношений ребенка в семье. Модифицированная методика нацелена на исследование направленности ребенка к определенному человеку. Построена методика на основе приема вербального завершения предложенной начальной части предложения, где, отвечая на исходный стимул, индивид дает информацию об отношении к заданному лицу в той или иной группе межличностных отношений.

Обследуемому предлагается серия незаконченных предложений в форме таких высказываний, как:

1. Думаю, что мой брат (сестра) мало…;

2. Мой брат (сестра) и я…;

3. Если бы мой брат (сестра) только захотел (а), то…;

4. Считаю, что большинство братьев (сестер)…;

5. Я люблю своего (свою) брата (сестру), но…;

6. Мой брат (сестра) должен (а)…;

7. Я хотел (а) бы, чтобы мой брат (сестра)…;

8. Когда меня нет, мой брат (сестра)…;

9. Когда мы разговариваем с братом (сестрой)…;

10. Мой брат (сестра)….

Обработка результатов содержит количественный и качественный анализ. При количественном анализе оценивается то отношение, которое выражено испытуемым в ответе к субъекту, названному в первой части предложения. Выделяют следующие типы отношений: нейтральное, положительное, отрицательное.

+2 – максимальное, отчетливо выраженное, сильно положительное отношение к задаваемому в предложении субъекту,

+1 – положительное отношение,

0 – нейтральный по смыслу ответ; отношение не выражено или непонятен его эмоциональный знак,

-1 – отрицательное отношение,

-2 – максимальное, отчетливо выраженное, сильное отрицательное отношение к задаваемому в предложении субъекту.

На основе количественного анализа, обработка результатов включает оценку смыслового содержания предложений, а именно контент-анализ для выделения высказываний сиблингов в отношении различных сфер межличностного общения и, образа старшего и младшего сибсов.

5. Опросник (шкала) «Степень выраженности соперничества между старшими и младшими сиблингами» (А.И. Баркан) (см. Приложение 2, с. 98, 99). Опросник предназначен для диагностики степени соперничества между детьми (степень ревности к младшему брату (сестре), степени ревности к старшему брату (сестре)). Имеет два варианта: 1 – предназначен для старшего сиблинга, 2 – предназначен для младшего сиблинга.

Испытуемым предлагалось ответить на 10 вопросов. Вопросы направлены на выявление уровня соперничества между сиблингам (и в первом и во втором варианте опросника): низкий уровень (0-3), средний уровень (4-6), высокий уровень (7-10).

Опросник предназначен для детей дошкольного, младшего школьного и среднего школьного возрастов. На каждый пункт опросника ребенок должен конкретно ответить: «да» или «нет».

Показателем высокой степени соперничества между сиблингами, является число ответов «нет», превышающее 6 на оба варианта опросника.

6. Методика “Личностный дифференциал”, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева (см. Приложение 2, с. 99, 100). Методика дает возможность изучить то состояние испытуемого, которое следует за восприятием символа-раздражителя или личностного смысла субъекта, а именно восприятие испытуемым образа младшего (старшего) сиблинга.

Поскольку была необходимость учета возрастных особенностей испытуемых, бланк для заполнения был предложен в более приемлемой форме.

В предложенном бланке представлены 21 пара наиболее распространенных качеств человека. Выраженность качества оценивается по семибальной системе и интерпретируется, учитывая знак и степень его проявления по баллам:

0 – трудно сказать, есть то и другое,

1 – проявляется иногда и слабо,

2 – выражено достаточно заметно и часто встречается,

3 – проявляется очень сильно и очень часто.

Основными методами математической обработки данных являлись:

1. Первичная статистическая обработка – подсчет средних, проводился с помощью программы Microsoft Excel 2007.

2. Для оценки различий между двумя группами по уровням количественно измеренных признаков использовался U-критерий Манна-Уитни.

3. Многофункциональный критерий φ* Фишера для оценивания достоверности различий между процентными долями двух выборок (подвыборок), в которых зарегистрирован интересующий параметр.

Следует заметить, что используемые нами методы статистической обработки полностью соответствуют задачам эмпирического исследования.



Глава 4. Эмпирическое исследование гендерных особенностей взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами


4.1 Особенности отношения к семейному окружению детей младшего школьного возраста с учетом их пола и ролевой позиции


Исследование особенности межличностных отношений у детей младшего школьного возраста, с учетом их пола и ролевой позиции осуществлялось с помощью проективной методики «Особенность межличностных отношений ребенка» (Рене Жиля) (см. Приложение 1, с. 95), раскрывающей следующие переменные: конкретно-личностные характеристики отношения ребенка с другими людьми и характеристики ребенка в межличностных отношениях, т.е., степень выраженности поведенческих характеристик.

Прежде чем обратиться к полученным результатам, необходимо указать схему анализа нашего исследования:

1) сравнение выборок по критерию сиблинговой позиции ребенка, например старшие и младшие сиблинги;

2) сравнение выборок по гендерному критерию детей, с учетом отдельно старшей и младшей сиблинговой позиций, например старшие мальчики и девочки, младшие мальчики и девочки;

3) сравнение выборок по критерию гендера и ролевой позиции ребенка, например старшие и младшие девочки, старшие и младшие мальчики.

В ходе исследования, были выявлены различия в отношениях детей младшего школьного возраста к ближайшему окружению: для младших сиблингов более значимы отношения с матерью, отцом и другими родственниками, нежели для старших сибсов. При этом старшие сиблинги более стремятся к доминированию и лидерству и проявляют конфликтность в межличностном общении, а также отмечают значимость отношений с братьями (сестрами) (см. Рисунок 1).


Рисунок 1. Средние показатели основных параметров межличностного отношения детей с разной ролевой позицией.


При анализе статистически значимых различий в межличностных отношениях детей, в зависимости от их пола и сиблинговой позиции, выявлены следующие результаты: у младших сиблингов более близкое отношение к матери, а также мать является значимой фигурой для ребенка (см. Таблица 1).


Таблица 1

Уровень значимого различия основных параметров межличностного отношения старшего и младшего сиблинга, с учетом их пола

Шкалы

U эмпирическое

Уровень значимости (р)

Отношение к матери

334,5

0,086

Стремление к доминированию и лидерству

303

0,025

Отношение к отцу

68,5

0,079

Отношение к брату (сестре)

68,5

0,079

Отношение к др. родственникам

78,5

0,037

Социальная адекватность поведения

35

0,020

Примечание: эмпирическое значение U критерия Манна-Уитни


При этом старшие сиблинги более устремлены к доминированию и лидерству, что может объясняться их ролевой позицией, как «маленького помощника». Вместе с тем младшие девочки более привязаны к отцу, а также более адекватно реагируют на фрустрирующие их ситуации, что можно объяснить привитием девочкам, в нашей культуре, таких качеств, как гибкость в отношениях, терпение и выносливость (см. Рисунок 2).


Рисунок 2 Особенности основных параметров межличностных отношений детей с учетом пола и разной ролевой позицией (средние показатели).


Тогда как младшие мальчики отмечают близость отношений с другими родственниками, а именно с бабушками, дедушками и т.д., и значимость отношений со старшим сиблингом, что по нашему мнению, определяется гендерными особенностями, как потребность в четком образце для подражания, стремления и партнерства.

Для конкретизации особенностей межличностных отношений детей, мы применили проективную методику «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернса и С. Кауфмана ((КРС); см. Приложение 3. с. 101-105)), позволяющую отразить особенность восприятии ребенком семейных отношений, а именно родительских, детско-родительских и детских отношений (см. Таблица 2).


Таблица 2 Уровень выраженности основных показателей семейной ситуации детей, в зависимости от их пола и сиблинговой позиции

Основные показатели семейной ситуации

Общие значения

Старшие сиблинги

Младшие сиблинги

Старшие дети

Младшие дети

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

1. Отверженность в семье (отсутствие себя)

23,3%

16,6%

26,6%

20%

7,7%

23,5%

2. Малая значимость либо конфликт с членами семьи

76,6%

56,6%

66,6%

86,6%

61,5%

52,9%

 - отсутствие отца

33,3%

13,3%

34%

34%

15,4%

11,7%

- отсутствие матери

0%

3,3%

0%

0%

0%

5,8%

- отсутствие родителей

13,4%

13,4%

12,6%

12,6%

15,4%

11,7%

- отсутствие сибса

30%

26,6%

20%

40%

30,7%

23,5%

3. Отношение доминирования (выше по росту, местоположению) - отец

30%

13,3%

33,3%

26,6%

7,7%

17,6%

- мать

43,3%

46,6%

33,3%

53,3%

69,2%

29,4%

- сибс

13,3%

20%

15,3%

20%

7,7%

29,4%

- сам ребенок

6,6%

20%

6,7%

0%

15,3%

17,6%

4. Конкурентные отношения с сибсом (мелкое изображение)

23,3%

6,7%

33,3%

13,3%

0%

11,7%

5. Разобщенность членов семьи:

- изображение группами (необходимость эмоциональных контактов)

13,3%

20%

20%

6,7%

15,3%

23,5%

- удаленность членов семьи (слабость эмоц-х контактов)

33,3%

36,6%

46,1%

40%

35,3%

29,4%

- большое кол-во предметов и разделение ими членов семьи (недостаток эмоц-х связей)

40%

36,6%

46,1%

26,6%

35,3%

23,5%

6. Конфликтные отношения с членами семьи: - изображение со спины либо в профиль

16,6%

13,3%

6,7%

26,6%

0%

23,5%

- изоляция члена семьи

3,3%

43,3%

0%

6,7%

69,2%

41,1%

- схематичное либо небрежное изображение члена семьи

6,6%

30%

0%

13,3%

15,3%

17,6%

7. Агрессивная символика в изображении (острые ногти, холодное орудие в руках, агрессивное поведение)

20%

10%

0%

40%

0%

17,6%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты