Гендерные особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами

Примечание: цветом выделены показатели, подтверждающие значимость различий U критерия Манна-Уитни

При анализе взаимодействия отцов к старшим и младшим мальчикам выявлено значимое различие в пользу младших мальчиков по шкалам: «Эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю» и «Отвержение – принятие ребенка родителем» (U=53, при р=0,041 и U=58, при р=0,041 соответственно).

В понимании отцовской любви, с точки зрения Юнговских архетипов, есть с появлением ребенка решение нечто важного, удовлетворение каких-то ожиданий. Функция отца – учить, руководить, помогать справляться с проблемами, которые ставит общество перед ребенком.

Таким образом, можно предположить, что отец связывает с младшим сыном надежды на будущее и реализуется сам, при упущении в воспитании старшего ребенка.

При анализе взаимодействия матерей со старшими и младшими девочками и мальчиками выявлены различия по шкалам: «Эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю», «Отсутствие сотрудничества – сотрудничество» (U=47, при р=0,01 и U=62, при р=0,063 соответственно) и «Непоследовательность – последовательность родителя» (U=78,5, при р=0,063). То есть мамы более эмоционально близки с младшими девочками и в отношениях отмечают равенство и партнерство. Тогда как, последовательность матерей в решениях о применении наказаний и поощрений, ярче проявляется по отношению к младшим мальчикам.

Таким образом, выявлено не одинаковое отношение родителей (отцов и матерей) к детям с учетом их пола и сиблинговой позиции, что, предположительно, влияет на особенности отношений между старшими и младшими сиблингами.

При этом гипотеза о существовании гендерных различиях в отношениях родителей и детей в зависимости от их пола и сиблинговой позиции подтвердилась.

ребенок семья сиблинговый ролевой

4.3 Особенности межличностных отношений старших и младших сиблингов младшего школьного возраста с учетом их пола


Для анализа отношения детей младшего школьного возраста к старшему и младшему сиблингам мы применили личностную проективную методику «Незавершенные предложения» (см. Приложение 5, с. 109-114). Затем были выделены основные сферы при оценивании старшего и младшего сиблинга с учетом пола (см. Таблицу 7).


Таблица 7 Частота встречаемости основных значимых параметров при характеристике межличностных отношений младшего и старшего сиблинга с учетом пола детьми младшего школьного возраста

Вопросы и сферы, содержащие характеристики ответов

Общие значения

Старшие дети

Младшие дети

Старшие дети

Младшие дети

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

1. «Думаю, что мой брат (сестра) мало..»

- Совместная деятельность


46,7%


46,7%


60%


33,3%


23,1%


46,7%

- Дефицит эмоционального компонента (негативного)


0%


6,8%


0%


0%


7,7%


6,8%

2. «Мой брат (сестра) и я ……»

- Совместная деятельность


73,4%


63,1%


66,7%


80,1%


61,6%


63,1%

- Положительная оценка отношений с сибсом


16,6%


20%


13,4%


20%


38,4%


20%

- Дефицитарная оценка отношений с сибсом


6,7%


11,7%


13,4%


0%


0%


11,7%

3. «Если бы мой брат (сестра) только захотел (а), то …..»

- Совместная деятельность


20%


36,8%


26,8%


13,4%


38,4%


36,8%

- Эмоциональная и поведенческая готовность действовать определенным образом для сибса


30%


50%


26,7%


33,5%


50%


50%

4. «Большинство братьев (сестер) …..»

- Указание деятельности


33,3%


68,8%


46,6%


20,1%


84,7%


68,8%

- Положительная характеристика сибса

23,5%

23,3%

26,8%

20,1%

23,1%

23,3%

- Отрицательная характеристика сибса

23,5%

6,7%

20,1%

26,8%

7,7%

6,7%

5. «Я люблю своего брата (сестру), но ….»

 - Негативная оценка сибса


67,9%


46,7%


66,9%


68,9%


46,2%


46,7%

6. «Мой брат (сестра) должен (а) ……»

- Выполнение основных функций сибсом

37,3%

33,3%

33,5%

40,2%

30,8%

35,4%

7. «Я хотел бы, чтобы мой брат (сестра) ..»

- Положительный образ сибса


64,3%


70%


67%


53,6%


69,3%


70,5%

8. «Когда меня нет, мой брат (сестра) ….»

- Негативная характеристика сибса


33,5%


28,1%


33,5%


33,5%


38,5%


17,7%

9. «Когда мы разговариваем с братом (сестрой)...»

- Положительная характеристика сибса


45%


33,3%


46,7%


43,3%


30,8%


35,3%

- Отрицательная характеристика сибса

30%

32,2%

40%

20%

23,1%

41,3%

10. «Мой брат (сестра) …..»

- Положительный образ сибса


26,8%


35,8%


33,5%


20,1%


53,9%


17,7%

- Отрицательный образ сибса

10%

10%

6,7%

13,3%

15,4%

5,9%

Примечание: цветом выделены показатели, подтверждающие значимость различий φ* критерия Фишера.


В ходе исследования были выявлены статистически значимые различия у детей с разной ролевой позицией. Так младшие сиблинги отмечали дефицит эмоциональной составляющей, например: мало общается, жалеет меня, любит и вспоминает обо мне (φ*=2,03, р=0,021). При возникновении желания старшего сибса, младший готов играть, пойти в парк, либо отправиться в путешествие (φ*=1,45, р=0,074). Вместе с тем, младшие сиблинги более готовы к совершению какого-либо действия в отношении старшего сибса, например: я бы постарался сделать, купила бы мороженое, дала игрушку и т.д. (φ*=1,6, р=0,055).

Заканчивая фразу «Большинство братьев (сестер)…», младшие сибсы привязывали образ старшего брата (сестры) к конкретной деятельности (не дают игрушки, помогают делать уроки, катают на велике, дарят подарки и т.д.), что, по нашему мнению, соотносится с их возрастными особенностями (φ*=2,8, р=0,01), при этом старшие сибсы более негативно оценивают образ младших братьев (сестер), например: не справедливые, редко видятся и мало играют (φ*=1,89, р=0,029), а также показывают высокий и значимый показатель (φ*=1,67, р=0,047) в негативной характеристики младшего сиблинга, препятствующей его любви, например: дерется, достает, капризный, обижается, не дает делать уроки и я ее (его) не люблю.

Далее вводим критерий пола для выявления значимых различий в отношениях старшего и младшего сиблинга у детей младшего школьного возраста. Так, завершая первую фразу «Думаю, что мой брат (сестра) мало…» гуляет, играет, смотрит мультики, помогает делать уроки, занимается со мной, что составило сферу совместной деятельности, статистически значимые различия у старших девочек (φ*=1,49, р=0,068), а также у младших мальчиков (φ*=2, р=0,022). На наш взгляд девочкам свойственна роль «маленькой помощницы, воспитательницы», которую они максимально могут проявить в совместных играх и времяпрепровождении.

При этом анализ литературы выявил зависимость младших мальчиков и необходимость образца для совершения каких-либо действий. Также, выявлены значимые различия при описании позитивных отношений младших девочек со своим старшим сиблингом, например: дружим, любим, хорошо живем (φ*=1,6, р=0,055) и дефицит совместной деятельности старших девочек и младших мальчиков со своими сиблингами: редко играем, гуляем, деремся (φ*=2, р=0,022 и φ*=2,7, р=0,002 соответственно), что подтверждается повторной статистической значимостью данной сферы отношений.

Представление образа старшего и младшего сиблинга у девочек статистически значимо (φ*=1,58, р=0,057 и φ*=1,9, р=0,028 соответственно) и связано с конкретной деятельностью или действиями, что соответствует их возрастным особенностям. Так по их мнению, большинство братьев (сестер) учатся, работают, помогают, защищают и т.д.. А у младших девочек значимый результат в оценке старшего сибса, как: умного, смелого, веселого, очень красивого и любящего (φ*=2,1, р=0,017).

При анализе результатов характеризующих как старшего, так и младшего сиблинга с учетом их пола, были получены следующие результаты: старшие девочки и младшие мальчики отмечали дефицит совместной деятельности со своими братьями (сестрами): мало играем, гуляем, смотрим телевизор и т.д. (φ*=2, р=0,022 и φ*=1,46, р=0,072 соответственно). Вместе с тем младшие дети, как девочки, так и мальчики показали значимый результат (φ*=1,48, р=0,070 и φ*=1,39, р=0,083 соответственно) недостатка эмоционального контакта с сиблингами, например: мало общается со мной, мало жалеет меня и мало любит.

Положительно характеризуют свои отношения с сибсами младшие девочки, которые воспринимаются родителями как «маленькие любимицы» и не нуждаются в конкуренции и старшие мальчики, выработавшие свои стратегии поведения и занявшие свою «нишу» например: хорошо живем, дружим, весело проводим время и любим друг друга (φ*=1,56, р=0,059 и φ*=2,62, р=0,003 соответственно). При том, что старшие девочки и младшие мальчики негативно оценивают отношения с сиблингами, а именно: деремся, мало играем и редко видимся (φ*=1,99, р=0,023 и φ*=2,85, р=0,000 соответственно). Вместе с тем младшие мальчики более готовы к выполнению желаний и поручений старшего сибса таких как: купил бы ему (ей) и постарался бы сделать (φ*=1,47, р=0,071), что подтверждает предположение о зависимости и нужде в более частом общении со старшим сибсом.

Статистически значимым критерием образа старшего сиблинга как для девочек, так и для мальчиков является характеристика деятельности, либо конкретных действий брата (сестры): бизнесмены, работают в поликлинике или на хорошей работе, проводят время с братьями, помогают делать уроки и т.д. (φ*=2,2, р=0,013 и φ*=1,98, р=0,0023 соответственно), что объясняется возрастными особенностями детей, а именно спецификой познавательных функций (связь внимания, памяти, мышления и т. д. с деятельностью).

В ходе исследования старшие мальчики давали негативную оценку образа младшего сиблинга, а именно: не справедливые, мало играют, редко видятся (φ*=1,7, р=0,045), что говорит о дефиците общения с младшими сибсами, при всем, казалось бы, преимуществе старшего сына.

Таким образом, с помощью математической обработки выявлена значимость сиблинговой позиции при характеристике (позитивной и негативной) страшими детьми своих младших сибсов. Для ролевой позиции младшего ребенка значима совместная деятельность со своим старшим сибсом..

Вместе с тем выявлена специфика (половозрастные особенности) межличностных отношений детей младшего школьного возраста к старшему и младшему сиблингу, что подтверждает нашу гипотезу.


4.4 Исследование уровня соперничества сиблингов младшего школьного возраста с учетом их пола и ролевой позиции


При выявлении уровня соперничества у детей с разной ролевой позицией, мы использовали «Шкалу соперничества между детьми» А.И. Баркан. В ходе исследования были получены следующие результаты: конкуренция у сиблингов не превышает критериального значения (см. Таблицу 8, рисунок 5).


Таблица 8. Средние и критериальные показатели степени соперничества детей с разной ролевой позицией

Сиблинговые позиции

Степень выраженности шкалы соперничества

Критериальное значение

Старшие дети

2,2

6

Младшие дети

3,6

6

Рисунок 5 Средние показатели степени выраженности соперничества детей с разной ролевой позицией


Как видно из представленных данных, степень соперничества у детей, занимающих старшую сиблинговую позицию низкая (2,2). На наш взгляд, это связано с тем, что старший ребенок был, до определенного момента, единственным и порция родительской любви и внимания к его личности оказалась достаточной при появлении младшего сиблинга. При этом у младших детей ярче прослеживается конкуренция (3,6), так как второй ребенок в семье никогда не переживает ситуации единственного ребенка, которому отданы все внимание, любовь, безоговорочное восхищение и он «обречен» на соперничество.

Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старшего сиблинга. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Таким образом, для младшего ребенка характерна ориентация на достижения и часто подражание.

Можно предположить так же влияние следующего фактора: по отношению к младшему школьному возрасту испытуемых (средний возраст 8 лет), средний возраст младших сиблингов (3,2 года), а старших сиблингов (13,2 лет). Таким образом, разница в возрасте между сиблингами (4,8 лет и 5,2 лет) что является, по мнению таких авторов, как: А. Фромм, Р. Ричардсон, Г. Хоментаускас и др., а именно (4-5 лет), оптимальным возрастом для низкой степени соперничества.

В целом, уровень соперничества у детей, занимающих старшую и младшую сиблинговую позицию, недостаточно выражен, т.к., оба показателя ниже критериального значения (6).

Более детальный анализ уровня соперничества, показал что, несмотря на преобладающее большинство сиблингов с разной ролевой позицией имеют низкий уровень соперничества (60% и 53,3% старшие и младшие сиблинги соответственно), при этом мы обнаружили группы детей со средним и высоким уровнем данного показателя, с учетом пола испытуемых.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты