Гендерные особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами

Применив критерий φ* Фишера (угловое преобразование Фишера) для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего нас параметра, мы получили следующие результаты. При сравнении общих показателей в группах старших и младших сиблингов, значимым оказался лишь высокий уровень соперничества у младших сиблингов (φ*=1,57, р=0,05) (см. Таблицу 9).


Таблица 9 Значимые показатели соперничества при сопоставлении двух выборок детей, с учетом пола и сиблинговых позиций

Уровень соперничества

Старшие сиблинги

Младшие сиблинги






Девочки

Мальчики

Общий показатель

Девочки

Мальчики

Общий показатель

Низкий

46,7%

73,3%

60 %

58,8%

46,1%

53,3%

Средний

20 %

26,7%

23,3%

0%

23,2%

10,1%

Высокий

33,3%

0%

16,7%

41,2%

30,7%

36,6%

Примечание: цветом выделены показатели, подтверждающие значимость различий φ* критерия Фишера


Тогда как при сравнении показателей двух выборок с учетом пола детей, значимым оказался показатель высокого уровня соперничества девочек, занимающих старшую сиблинговую позицию (φ*=4,76, р=0,000) в сравнении с мальчиками, низкий уровень у старших мальчиков (φ*=2,49, р=0,005) и средний уровень соперничества у младших мальчиков (φ*=2,71, р=0,002). Вместе с тем средний уровень соперничества статистически значим у старших девочек (φ*=2,54, р=0,004) нежели у младших, а также высокий уровень значимости у младших мальчиков (φ*=3,27, р=0,000 в сравнении со старшими.

Таким образом, мы видим, что показателем уровня соперничества выступает как: сиблинговая позиция, так и пол ребенка.

При детальном анализе сфер поведенческих характеристик и отношений детей к старшему и младшему сиблингу выявлены некоторые отличия в зависимости от пола ребенка. Так в сфере социальной желательности: защищать, ухаживать, проявлять доброту, различия у мальчиков и девочек отсутствуют, что с нашей точки зрения, характерно для любого пола (см. Таблицу 10).


Таблица 10 Количественные показатели уровня соперничества старших сиблингов в различных сферах отношений и поведенческих характеристик с учетом пола детей

Вопросы:

 Если бы от тебя зависело, то ты….

Мальчики

Девочки

Средние показатели

1

Всегда бы играл (ла) с младшим братом (сестрой)

10%

6,7%

8,3%

2

Отдавал (а) бы ему (ей) свои самые лучшие игрушки

6,7%

13,3%

10%

3

Брал (а) бы его (ее) с собой на прогулку

13,3%

10%

11,6%

4

Защищал (а) бы его (ее) во дворе

3,3%

3,3%

3,3%

5

Ухаживал (а) бы за ним (ней)

6,7%

6,7%

6,7%

6

Хвалил бы его (ее) маме и папе

10%

10%

10%

7

Радовался бы, что он (она) у тебя есть

6,7%

0%

3,3%

8

Сидел бы с ним (ней) дома, чтобы он (она) не оставался (лась) один (одна)


3,3%


10%


6,6%

9

Читал бы ему (ей) сказки

10%

10%

10%

10

Отводил (а) бы его (ее) в детский сад или в школу

6,7%

13,3%

10%

Примечание: цветом выделены показатели, подтверждающие значимость различий φ* критерия Фишера


Показатели, связанные с возрастными особенностями детей не особенно отличаются, в зависимости от пола испытуемых, т.к., игровая деятельность, по нашему мнению, в данном возрасте хоть и не ведущая, но не отошла на дальний план и имеет место. Девочкам же свойственна игра в дочки матери и младший брат (сестра) служат “живым” объектом игры. Специфика игровой деятельности мальчиков (игра с мячом, спортивные состязания, лазанье на высокие строения и т.д,) в отличие от игр девочек (игры в семью, прыгалки, резиночки, скакалки и т.д), и дает некоторое различие в показателях, что статистически подтверждено не значимостью их различий.

Таким образом, мальчикам неохотнее, да и физически не возможно (в силу удаленности от дома), гулять вместе с младшим братом (сестрой).

По нашему мнению, старших девочек наделяют большей заботой, уходом и ответственностью, в ней уже сейчас видят будущую жену, мать и хозяйку дома и соответственно возлагают большую надежду в заботе, уходе, помощи и ждут “жертвенности” в пользу младшего сиблинга. Использование критерия φ* Фишера подтверждает значимость пола ребенка (девочки), занимающую старшую сиблинговую позицию в представленной сфере отношений (φ*=1,67, р=0,04; φ*=2,09, р=0,01; φ*=1,67, р=0,04).

По данным анализа, девочки, в представленной выборке, чувствовали себя в большей степени удовлетворенными ролью старшей сестры, а вот мальчики ощущали себя более комфортно при отсутствии младшего брата (все мальчики в представленной выборке, имеют именно братьев, а не младших сестер). Выявлена и статистически подтверждена (φ*=3,39) соперничающая позиция у мальчиков. Таким образом можно предположить, что старший сиблинг мужского пола более ревностно относится к сиблингу того же пола.

Необходимо заметить, что единственная сфера звучащая, как «хвалить папе и маме», которая встречается в варианте опросника и младших и старших сиблингов, различий в ответах мальчиков и девочек не имеет, но значительно и статистически достоверно отличается (φ*=1,577, р=0,05; φ*=1,378, р=0,08), с учетом сиблинговой позиции, что доказывает ее влияние на уровень соперничества. Итак, существуют различия в показателях уровня соперничества у мальчиков и девочек, занимающих старшую сиблинговую позицию.

Далее, рассмотрим полученные данные при детальном анализе сфер поведенческих характеристик и отношений детей к младшему сиблингу (см. Таблицу 11).


Таблица 11 Количественные показатели уровня соперничества младших сиблингов в различных сферах отношений и поведенческих характеристик с учетом пола детей

Вопросы:

Если бы от тебя зависело, то ты….

Мальчики

Девочки

Средние показатели

1

Гордился (лась) бы тем, что у тебя есть старший брат (сестра)

3,3%

10%

6,6%

2

Брал (а) бы всегда с него (нее) пример

16,7%

16,7%

16,7%

3

Дружил (а) бы с ним (нею) как с лучшим другом

6,7%

6,7%

6,7%

4

Всем бы рассказывал (а), что у тебя есть старший брат (сестра)

0%

13,3%

6,7%

5

Хвалил бы его (ее) маме и папе

16,7%

16,7%

16,7%

6

Не мешал(ла) бы ему (ей) делать уроки

10%

13,3%

11,6%

7

Не жаловался(лась) бы на него (нее) маме и папе

13,3%

13,3%

13,3%

8

Помогал (ла) б ему (ей) выполнять все по дома

6,7%

0%

3,3%

9

Делился (лась) бы с ним (нею) всем самым вкусным

6,7%

6,7%

6,7%

10

Отдавал (ла) бы ему (ей) все самое лучшее

10%

16,7%

13,3%

Примечание: цветом выделены показатели, подтверждающие значимость различий φ* критерия Фишера


Отличий в сферах отношений: брать пример, не жаловаться, делиться, дружить и хвалить, у мальчиков и девочек не обнаружено, что показывает специфику выраженности степени соперничества, в данном случае, сиблинговая позиция.

Достаточно высокий показатель у девочек, где ключевыми словами являются: гордится младшим братом (сестрой), всем рассказывать и отдавать ему (ей) самое лучшее. Статистически достоверная значимость данного параметра (φ*=2,05, р=0,02; φ*=1,457, р=0,07; φ*=5,497) иллюстрирует общепринятое мнение об ориентации младшего сиблинга на старшего: подражание его поведению и высказываниям, а так же постоянная «гонка с преследованием». Девочки же более ограничены нормами и правилами, ориентированными на старших, регулирующими их поведение и эмоциональные проявления.

Необходимо отметить что выявлена статистически достоверная значимость (φ*=3,856) в показателях мальчиков и девочек относительно помощи старшему сиблингу по дому. В нашей культуре обычно девочка, женщина наделена функцией обустройства быта, уюта и поддержания порядка в доме. Мальчики легко усваивают данное положение вещей и неохотно выполняют данную работу по дому, тем более в помощи «объекту конкуренции». Таким образом, из всего выше сказанного, можно сделать вывод о выявленных особенностях в отношении старшего и младшего сиблинга, а именно специфичной роли гендера и сиблинговой позиции детей.

Гипотеза об отличии уровня соперничества между старшими и младшими сиблингами младшего школьного возраста в зависимости от пола детей подтвердилась.

4.5 Особенности образа старшего и младшего сиблингов разного пола у младших школьников


В ходе исследования, при помощи методики «Личностный дифференциал», были выявлены особенности образа старшего и младшего сиблингов у детей младшего школьного возраста (см. Рисунок 6).


Рисунок 6. Показатели характеристик при восприятии старшего и младшего сиблингов


Можно отметить на уровне тенденции положительный характер оценок, как старших, так и младших сиблингов.

При математической обработке результатов, были выявлены следующие различия: старший сибс воспринимает младшего брата (сестру) более разговорчивым, решительным, энергичным и общительным (см. Таблицу 12).


Таблица 12.

Значимые характеристики образа старшего и младшего сиблингов

Шкалы

U эмпирическое

Уровень значимости (р)

Разговорчивый - Молчаливый

348,0

0,08

Решительный – Нерешительный

338,0

0,03

Вялый – Энергичный

343,5

0,07

Расслабленный – Напряженный

345,5

0,09

Нелюдимый - Общительный

325,0

0,03

Примечание: эмпирическое значение U критерия Манна-Уитни


По нашему мнению, данная оценка может быть связана с возрастными особенностями младшего сибса в исследуемой группе (3,2 года). Любознательность, а именно интерес ко всему и во всем и значимость общения со взрослыми. В этом возрасте ребенок высоко энергичен и создается впечатление, что он вообще не устает.

При этом младший сиблинг воспринимает старшего брата (сестру) более расслабленным. Данный показатель может быть связан с тем, что младший ребенок не видит своего старшего брата (сестру) в деятельности. В исследуемой группе, старший сиблинг в среднем, подросткового возраста, который занят учебой, а главное, общением с друзьями и поэтому малое количество времени проводит дома. Вместе с тем, подросток уверенней в себе, менее зависим, поэтому воспринимается младшим сибсом расслабленным (в значении независимым, самостоятельным), нежели напряженным.

Далее, при более детальном анализе образа сиблинга, мы вводим критерий пола старшего и младшего сибсов. При этом получились статистически значимые следующие различия. У старших сиблингов, девочки воспринимают своих младших братьев (сестер) более спокойными (U=62,5, при р=0,037), нежели мальчики. У младших же сиблингов, мальчики считают своих старших братьев (сестер) более честными (U=64, при р=0,053), нежели девочки.

Данный факт можно объяснить гендерными особенностями: девочки более толерантны, компромиссны и сдержаны в своих поведенческих реакциях. Данное поведение девочек, как правило, воспитывается в семьях и является неким образцом, тогда как мальчики воспитываются более бескомпромиссными, идейными и справедливыми. При этом младший ребенок ориентируется и пытается подражать старшему сибсу и выделение такого качества у старшего сиблинга, как честность, есть некое соотношение и с характеристикой себя.

При исследовании старших и младших детей, выявлены значимые различия у младших девочек (U=53,5, при р=0,04). Именно девочки считают своих старших братьев (сестер) более расслабленными. Вместе с тем старшие мальчики говорят о зависимости своих младших сиблингов (U=81,5, при р=0,08), на что, предположительно, влияет гендерные особенности воспитательного процесса. Так как, девочки принимают и понимают зависимость своих младших сибсов от родителей и от взрослых вообще. Мальчики же воспитываемые как независимые и ориентированные на образец отца, который принимает решения самостоятельно, отмечают отрицательность качества зависимый (см. Таблицу 13).


Таблица 13 Образ личности старшего и младшего сиблингов в зависимости от пола и ролевой позиции детей (средний балл)

Шкала

Старшие сибсы

Младшие сибсы

Общие значения

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Старшие дети

Младшие дети

1. Обаятельный - Непривлекательный

2,4

2,8

2

1,6

2,8

2,2

2. Слабый - Сильный

1,9

2,1

1,5

2,1

2,1

1,8

3. Разговорчивый - Молчаливый

2,3

2,1

0,7

1,4

2,1

1,5

4. Безответственный - Добросовестный

1,6

1,7

1

2,1

1,7

1,4

5. Упрямый - Уступчивый

0,9

-0,4

-0,1

0,6

-0,4

0,5

6. Замкнутый - Открытый

1,9

2,6

2,6

2,6

2,6

2,7

7. Добрый - Эгоистичный

2,2

1,9

2,1

1,8

1,9

1,9

8. Зависимый - Независимый

-1,2

-1,3

-0,8

0,5

-1,3

-0,2

9. Деятельный - Пассивный

2,1

1,4

1,7

1,4

1,4

2

10. Черствый - Отзывчивый

1,6

1,5

0,3

1,2

1,5

1,1

11. Решительный – Нерешительный

2

2,9

0,8

2,1

2,9

1,5

12. Вялый - Энергичный

2,3

2,3

1,5

1,6

2,3

1,5

13. Справедливый - Несправедливый

1

0,9

1,5

2,1

0,9

1,7

14. Расслабленный - Напряженный

0,5

-0,1

-1,7

-0,2

-0,1

-1,3

15. Суетливый - Спокойный

1,1

-0,7

-0,5

-1,1

-0,7

-0,5

16. Враждебный - Дружелюбный

2,1

2,5

2,9

2,2

2,5

2,4

17. Уверенный - Неуверенный

1,7

1,6

2,1

2,2

1,6

2,7

18. Нелюдимый - Общительный

2,6

2,7

0,9

1,5

2,7

1,5

19. Честный - Неискренний

0,4

2

0,2

1,6

2

0,6

20. Несамостоятельный - Самостоятельный

1,5

1,9

2,8

2,2

1,9

2,4

21. Раздражительный - Невозмутимый

0,9

0,5

0,2

0,3

0,5

0,8

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты