Применив критерий φ* Фишера (угловое преобразование Фишера) для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего нас параметра, мы получили следующие результаты. При сравнении общих показателей в группах старших и младших сиблингов, значимым оказался лишь высокий уровень соперничества у младших сиблингов (φ*=1,57, р=0,05) (см. Таблицу 9).
Таблица 9 Значимые показатели соперничества при сопоставлении двух выборок детей, с учетом пола и сиблинговых позиций
Уровень соперничества |
Старшие сиблинги |
Младшие сиблинги |
|
|
|
|
|
Девочки |
Мальчики |
Общий показатель |
Девочки |
Мальчики |
Общий показатель |
Низкий |
46,7% |
73,3% |
60 % |
58,8% |
46,1% |
53,3% |
Средний |
20 % |
26,7% |
23,3% |
0% |
23,2% |
10,1% |
Высокий |
33,3% |
0% |
16,7% |
41,2% |
30,7% |
36,6% |
Примечание: цветом выделены показатели, подтверждающие значимость различий φ* критерия Фишера
Тогда как при сравнении показателей двух выборок с учетом пола детей, значимым оказался показатель высокого уровня соперничества девочек, занимающих старшую сиблинговую позицию (φ*=4,76, р=0,000) в сравнении с мальчиками, низкий уровень у старших мальчиков (φ*=2,49, р=0,005) и средний уровень соперничества у младших мальчиков (φ*=2,71, р=0,002). Вместе с тем средний уровень соперничества статистически значим у старших девочек (φ*=2,54, р=0,004) нежели у младших, а также высокий уровень значимости у младших мальчиков (φ*=3,27, р=0,000 в сравнении со старшими.
Таким образом, мы видим, что показателем уровня соперничества выступает как: сиблинговая позиция, так и пол ребенка.
При детальном анализе сфер поведенческих характеристик и отношений детей к старшему и младшему сиблингу выявлены некоторые отличия в зависимости от пола ребенка. Так в сфере социальной желательности: защищать, ухаживать, проявлять доброту, различия у мальчиков и девочек отсутствуют, что с нашей точки зрения, характерно для любого пола (см. Таблицу 10).
Таблица 10 Количественные показатели уровня соперничества старших сиблингов в различных сферах отношений и поведенческих характеристик с учетом пола детей
№ |
Вопросы: Если бы от тебя зависело, то ты…. |
Мальчики |
Девочки |
Средние показатели |
1 |
Всегда бы играл (ла) с младшим братом (сестрой) |
10% |
6,7% |
8,3% |
2 |
Отдавал (а) бы ему (ей) свои самые лучшие игрушки |
6,7% |
13,3% |
10% |
3 |
Брал (а) бы его (ее) с собой на прогулку |
13,3% |
10% |
11,6% |
4 |
Защищал (а) бы его (ее) во дворе |
3,3% |
3,3% |
3,3% |
5 |
Ухаживал (а) бы за ним (ней) |
6,7% |
6,7% |
6,7% |
6 |
Хвалил бы его (ее) маме и папе |
10% |
10% |
10% |
7 |
Радовался бы, что он (она) у тебя есть |
6,7% |
0% |
3,3% |
8 |
Сидел бы с ним (ней) дома, чтобы он (она) не оставался (лась) один (одна) |
3,3% |
10% |
6,6% |
9 |
Читал бы ему (ей) сказки |
10% |
10% |
10% |
10 |
Отводил (а) бы его (ее) в детский сад или в школу |
6,7% |
13,3% |
10% |
Примечание: цветом выделены показатели, подтверждающие значимость различий φ* критерия Фишера
Показатели, связанные с возрастными особенностями детей не особенно отличаются, в зависимости от пола испытуемых, т.к., игровая деятельность, по нашему мнению, в данном возрасте хоть и не ведущая, но не отошла на дальний план и имеет место. Девочкам же свойственна игра в дочки матери и младший брат (сестра) служат “живым” объектом игры. Специфика игровой деятельности мальчиков (игра с мячом, спортивные состязания, лазанье на высокие строения и т.д,) в отличие от игр девочек (игры в семью, прыгалки, резиночки, скакалки и т.д), и дает некоторое различие в показателях, что статистически подтверждено не значимостью их различий.
Таким образом, мальчикам неохотнее, да и физически не возможно (в силу удаленности от дома), гулять вместе с младшим братом (сестрой).
По нашему мнению, старших девочек наделяют большей заботой, уходом и ответственностью, в ней уже сейчас видят будущую жену, мать и хозяйку дома и соответственно возлагают большую надежду в заботе, уходе, помощи и ждут “жертвенности” в пользу младшего сиблинга. Использование критерия φ* Фишера подтверждает значимость пола ребенка (девочки), занимающую старшую сиблинговую позицию в представленной сфере отношений (φ*=1,67, р=0,04; φ*=2,09, р=0,01; φ*=1,67, р=0,04).
По данным анализа, девочки, в представленной выборке, чувствовали себя в большей степени удовлетворенными ролью старшей сестры, а вот мальчики ощущали себя более комфортно при отсутствии младшего брата (все мальчики в представленной выборке, имеют именно братьев, а не младших сестер). Выявлена и статистически подтверждена (φ*=3,39) соперничающая позиция у мальчиков. Таким образом можно предположить, что старший сиблинг мужского пола более ревностно относится к сиблингу того же пола.
Необходимо заметить, что единственная сфера звучащая, как «хвалить папе и маме», которая встречается в варианте опросника и младших и старших сиблингов, различий в ответах мальчиков и девочек не имеет, но значительно и статистически достоверно отличается (φ*=1,577, р=0,05; φ*=1,378, р=0,08), с учетом сиблинговой позиции, что доказывает ее влияние на уровень соперничества. Итак, существуют различия в показателях уровня соперничества у мальчиков и девочек, занимающих старшую сиблинговую позицию.
Далее, рассмотрим полученные данные при детальном анализе сфер поведенческих характеристик и отношений детей к младшему сиблингу (см. Таблицу 11).
Таблица 11 Количественные показатели уровня соперничества младших сиблингов в различных сферах отношений и поведенческих характеристик с учетом пола детей
№ |
Вопросы: Если бы от тебя зависело, то ты…. |
Мальчики |
Девочки |
Средние показатели |
1 |
Гордился (лась) бы тем, что у тебя есть старший брат (сестра) |
3,3% |
10% |
6,6% |
2 |
Брал (а) бы всегда с него (нее) пример |
16,7% |
16,7% |
16,7% |
3 |
Дружил (а) бы с ним (нею) как с лучшим другом |
6,7% |
6,7% |
6,7% |
4 |
Всем бы рассказывал (а), что у тебя есть старший брат (сестра) |
0% |
13,3% |
6,7% |
5 |
Хвалил бы его (ее) маме и папе |
16,7% |
16,7% |
16,7% |
6 |
Не мешал(ла) бы ему (ей) делать уроки |
10% |
13,3% |
11,6% |
7 |
Не жаловался(лась) бы на него (нее) маме и папе |
13,3% |
13,3% |
13,3% |
8 |
Помогал (ла) б ему (ей) выполнять все по дома |
6,7% |
0% |
3,3% |
9 |
Делился (лась) бы с ним (нею) всем самым вкусным |
6,7% |
6,7% |
6,7% |
10 |
Отдавал (ла) бы ему (ей) все самое лучшее |
10% |
16,7% |
13,3% |
Примечание: цветом выделены показатели, подтверждающие значимость различий φ* критерия Фишера
Отличий в сферах отношений: брать пример, не жаловаться, делиться, дружить и хвалить, у мальчиков и девочек не обнаружено, что показывает специфику выраженности степени соперничества, в данном случае, сиблинговая позиция.
Достаточно высокий показатель у девочек, где ключевыми словами являются: гордится младшим братом (сестрой), всем рассказывать и отдавать ему (ей) самое лучшее. Статистически достоверная значимость данного параметра (φ*=2,05, р=0,02; φ*=1,457, р=0,07; φ*=5,497) иллюстрирует общепринятое мнение об ориентации младшего сиблинга на старшего: подражание его поведению и высказываниям, а так же постоянная «гонка с преследованием». Девочки же более ограничены нормами и правилами, ориентированными на старших, регулирующими их поведение и эмоциональные проявления.
Необходимо отметить что выявлена статистически достоверная значимость (φ*=3,856) в показателях мальчиков и девочек относительно помощи старшему сиблингу по дому. В нашей культуре обычно девочка, женщина наделена функцией обустройства быта, уюта и поддержания порядка в доме. Мальчики легко усваивают данное положение вещей и неохотно выполняют данную работу по дому, тем более в помощи «объекту конкуренции». Таким образом, из всего выше сказанного, можно сделать вывод о выявленных особенностях в отношении старшего и младшего сиблинга, а именно специфичной роли гендера и сиблинговой позиции детей.
Гипотеза об отличии уровня соперничества между старшими и младшими сиблингами младшего школьного возраста в зависимости от пола детей подтвердилась.
4.5 Особенности образа старшего и младшего сиблингов разного пола у младших школьников
В ходе исследования, при помощи методики «Личностный дифференциал», были выявлены особенности образа старшего и младшего сиблингов у детей младшего школьного возраста (см. Рисунок 6).
Рисунок 6. Показатели характеристик при восприятии старшего и младшего сиблингов
Можно отметить на уровне тенденции положительный характер оценок, как старших, так и младших сиблингов.
При математической обработке результатов, были выявлены следующие различия: старший сибс воспринимает младшего брата (сестру) более разговорчивым, решительным, энергичным и общительным (см. Таблицу 12).
Таблица 12.
Значимые характеристики образа старшего и младшего сиблингов
Шкалы |
U эмпирическое |
Уровень значимости (р) |
Разговорчивый - Молчаливый |
348,0 |
0,08 |
Решительный – Нерешительный |
338,0 |
0,03 |
Вялый – Энергичный |
343,5 |
0,07 |
Расслабленный – Напряженный |
345,5 |
0,09 |
Нелюдимый - Общительный |
325,0 |
0,03 |
Примечание: эмпирическое значение U критерия Манна-Уитни
По нашему мнению, данная оценка может быть связана с возрастными особенностями младшего сибса в исследуемой группе (3,2 года). Любознательность, а именно интерес ко всему и во всем и значимость общения со взрослыми. В этом возрасте ребенок высоко энергичен и создается впечатление, что он вообще не устает.
При этом младший сиблинг воспринимает старшего брата (сестру) более расслабленным. Данный показатель может быть связан с тем, что младший ребенок не видит своего старшего брата (сестру) в деятельности. В исследуемой группе, старший сиблинг в среднем, подросткового возраста, который занят учебой, а главное, общением с друзьями и поэтому малое количество времени проводит дома. Вместе с тем, подросток уверенней в себе, менее зависим, поэтому воспринимается младшим сибсом расслабленным (в значении независимым, самостоятельным), нежели напряженным.
Далее, при более детальном анализе образа сиблинга, мы вводим критерий пола старшего и младшего сибсов. При этом получились статистически значимые следующие различия. У старших сиблингов, девочки воспринимают своих младших братьев (сестер) более спокойными (U=62,5, при р=0,037), нежели мальчики. У младших же сиблингов, мальчики считают своих старших братьев (сестер) более честными (U=64, при р=0,053), нежели девочки.
Данный факт можно объяснить гендерными особенностями: девочки более толерантны, компромиссны и сдержаны в своих поведенческих реакциях. Данное поведение девочек, как правило, воспитывается в семьях и является неким образцом, тогда как мальчики воспитываются более бескомпромиссными, идейными и справедливыми. При этом младший ребенок ориентируется и пытается подражать старшему сибсу и выделение такого качества у старшего сиблинга, как честность, есть некое соотношение и с характеристикой себя.
При исследовании старших и младших детей, выявлены значимые различия у младших девочек (U=53,5, при р=0,04). Именно девочки считают своих старших братьев (сестер) более расслабленными. Вместе с тем старшие мальчики говорят о зависимости своих младших сиблингов (U=81,5, при р=0,08), на что, предположительно, влияет гендерные особенности воспитательного процесса. Так как, девочки принимают и понимают зависимость своих младших сибсов от родителей и от взрослых вообще. Мальчики же воспитываемые как независимые и ориентированные на образец отца, который принимает решения самостоятельно, отмечают отрицательность качества зависимый (см. Таблицу 13).
Таблица 13 Образ личности старшего и младшего сиблингов в зависимости от пола и ролевой позиции детей (средний балл)
Шкала |
Старшие сибсы |
Младшие сибсы |
Общие значения |
|||
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Старшие дети |
Младшие дети |
|
1. Обаятельный - Непривлекательный |
2,4 |
2,8 |
2 |
1,6 |
2,8 |
2,2 |
2. Слабый - Сильный |
1,9 |
2,1 |
1,5 |
2,1 |
2,1 |
1,8 |
3. Разговорчивый - Молчаливый |
2,3 |
2,1 |
0,7 |
1,4 |
2,1 |
1,5 |
4. Безответственный - Добросовестный |
1,6 |
1,7 |
1 |
2,1 |
1,7 |
1,4 |
5. Упрямый - Уступчивый |
0,9 |
-0,4 |
-0,1 |
0,6 |
-0,4 |
0,5 |
6. Замкнутый - Открытый |
1,9 |
2,6 |
2,6 |
2,6 |
2,6 |
2,7 |
7. Добрый - Эгоистичный |
2,2 |
1,9 |
2,1 |
1,8 |
1,9 |
1,9 |
8. Зависимый - Независимый |
-1,2 |
-1,3 |
-0,8 |
0,5 |
-1,3 |
-0,2 |
9. Деятельный - Пассивный |
2,1 |
1,4 |
1,7 |
1,4 |
1,4 |
2 |
10. Черствый - Отзывчивый |
1,6 |
1,5 |
0,3 |
1,2 |
1,5 |
1,1 |
11. Решительный – Нерешительный |
2 |
2,9 |
0,8 |
2,1 |
2,9 |
1,5 |
12. Вялый - Энергичный |
2,3 |
2,3 |
1,5 |
1,6 |
2,3 |
1,5 |
13. Справедливый - Несправедливый |
1 |
0,9 |
1,5 |
2,1 |
0,9 |
1,7 |
14. Расслабленный - Напряженный |
0,5 |
-0,1 |
-1,7 |
-0,2 |
-0,1 |
-1,3 |
15. Суетливый - Спокойный |
1,1 |
-0,7 |
-0,5 |
-1,1 |
-0,7 |
-0,5 |
16. Враждебный - Дружелюбный |
2,1 |
2,5 |
2,9 |
2,2 |
2,5 |
2,4 |
17. Уверенный - Неуверенный |
1,7 |
1,6 |
2,1 |
2,2 |
1,6 |
2,7 |
18. Нелюдимый - Общительный |
2,6 |
2,7 |
0,9 |
1,5 |
2,7 |
1,5 |
19. Честный - Неискренний |
0,4 |
2 |
0,2 |
1,6 |
2 |
0,6 |
20. Несамостоятельный - Самостоятельный |
1,5 |
1,9 |
2,8 |
2,2 |
1,9 |
2,4 |
21. Раздражительный - Невозмутимый |
0,9 |
0,5 |
0,2 |
0,3 |
0,5 |
0,8 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10