Гендерные особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами

По мнению Г. Хоментаускаса и В. Холта, «…соперничество – естественная реакция самоутверждения детей. Оно исчезает лишь в том случае, когда один ребенок приказывает, а прочие подчиняются» [24].

Соперничество, конкуренция старшего и младшего ребенка, явление настолько распространенное, что большинством психологами и психиатрами считается неизбежным.

Некоторые психологи считают оптимальной разницу между детьми в 4-5 лет. Данное явление объясняется таким образом: «Если второй ребенок младше первого на четыре и более лет, первенец для него представляется недостижимым идеалом, малыш даже представить себе не может, как можно стать сильнее его, знать, уметь больше, чем старший, и т.д.. [24]. Вследствие этого он и не стремиться прямо конкурировать со старшим» [26]. Но и в этом случае возможно возникновение детской ревности.

Однако, когда различие в возрасте один – два года, между детьми разыгрывается острая конкурентная борьба. Старший стремиться показать родителям, малышу и самому себе превосходство в одной из значимых для него сфер: в силе, опрятности, знаниях, творчестве и т.д.. Такие устремления первенца часто обуславливают чувство неполноценности второго ребенка и вместе с тем, определяют интенсивное стремление превзойти старшего. Соперничество младшего становится очевидным для первенца и тот еще больше старается показать свое превосходство. Почувствовав нарастающую конкуренцию со стороны младшего, старший устремляется к новым достижениям. Иначе говоря, начинается гонка с преследованием, так как оба участника хотят быть первыми и недосягаемыми. Но гонка изнуряет их – ведь она не имеет финиша [24].

Рассуждая о любви между родителями и детьми, А. Фромм отмечает особую связь с матерью. Ее любовь – это блаженство, покой и дом, это состояние удовлетворения и безопасности. Тогда как отец – это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в мир: мысли, вещей, приключений, закона и дисциплины.

А. Фромм определяет возрастные рамки появления способности любить – это 8-10 лет. Ребенок младше этого возраста доволен тем, что он любим. С указанной поры, ребенок переходит от желания быть любимым в сотворение любви посредством собственной активности (желание нарисовать рисунок маме, сделать что-нибудь отцу и т.д.).

Таким образом, появление младшего брата или сестры всегда является стрессом для ребенка. Первенец, после появления брата или сестры будет сомневаться, а по-прежнему ли любят его родители, будут ли они о нем заботиться, уделять внимание так же, как раньше [6].

Определенным образом первенец реагирует на появление «конкурента». Часто он действует по принципу регресса, то есть, как бы возвращается на более раннюю стадию развития. Продолжительное время он остается плаксивым, постоянно требует заботы, просит соску, начинает мочиться или даже хочет вернуться к кормлению грудью. Такими своеобразными действиями он хочет возвратить себе позицию малыша [26].

Но Г. Хоментаускас такое «ненормальное», с точки зрения родителей, поведение ребенка, интерпретирует, как часто простое проявление общей психологической особенности: например у детей дошкольного возраста – стремлением осмыслить происходящее вокруг, путем ролевой игры [24].

Родители часто заставляют детей соперничать в борьбе за их любовь и внимание. Можно сказать, что соперничество – это, по существу, попытка найти замену родительской любви [23]. Часто родительская любовь оказывается на первом месте в детской конкуренции. От ощущения победы или поражения, которое испытывают дети в подобном соревновании за львиную долю родительской любви, зависит направленность и интенсивность духа соперничества, которую они проявят затем в других сферах. К тому же одним из факторов является то, что соперничество обнаруживается преимущественно среди детей, родители которых непоследовательны в применении дисциплинарных мер, независимо от характера этих мер. Кроме того, поведение родителей может усиливать ощущение ребенком утраты своих позиций, побуждать к соперничеству и, взаимодействуя с индивидуальными особенностями ребенка, приводить к различной скорости и степени приспособления сиблингов [26].

По всей видимости, при оценке главных эффектов порядка рождения или пола, следует проявлять осторожность, т. к. разница в возрасте и родительское поведение явно сказываются на динамике взаимодействия сиблингов.

Самые первые дети в семье (те, кому от 9 мес. до 3 лет) склонны больше командовать младшими сиблингами, чаще мешать им или игнорировать их, подстрекать к нарушению установленных правил или применять к ним физ. силу, по сравнению с детьми, родившимися вторыми или имеющими большую разницу в возрасте. Впрочем, младшие сиблинги, вероятно, являются более толерантными при всех условиях. Матери, поощряющие детей брать на себя часть родительской заботы о младших сиблингах, способствуют повышению частоты и качества интеракций между детьми в семье. Имеющиеся данные показывают, что матери первенцев-сыновей вообще склонны подробнее разъяснять детям нормы и мотивы поведения и больше общаться с ними, чем матери первенцев-девочек, и эта их склонность, по-видимому, воспроизводится старшими детьми в отношениях с младшими сиблингами. В некоторых случаях старшие дети служат фигурами привязанности для своих младших братьев и сестер даже в большей степени, чем родители.

Самый старший ребенок, независимо от пола, имеет преимущество перед младшими детьми в силу того, что он в течение какого-то времени участвует вместе с родителями в организации семейной жизни. Когда в семье появляется еще один ребенок, старшие дети извлекают дополнительную выгоду из выполнения роли учителей своих младших братьев и сестер. Опять-таки, судя по сообщениям, эффекты усиливаются, если разрыв в возрасте превышает 4 года [7]. Первенец первым «прощупывает», находит «слабые места» родителей и приспосабливается к ним. Он находит своеобразные способы поведения для ощущения своей значимости и завоевание родительской любви и внимания: освоение новых навыков, получение новых знаний. Он выявляет зависимость родительского внимания от количества помощи оказанной им и принимает роль «маленького помощника».

Младший находится в более сложной ситуации: выбора средств достижения любви и внимания. При этом модель старшего сибса, это риск остаться «в тени». Г. Хоментаускас приводит несколько стратегий взаимоотношений сиблингов:

Первая стратегия: старший сиблинг изначально воспринимается, как препятствие между родителями и младшим ребенком, что ведет к конкурентным отношениям и проявляется в ябедничестве младшего, чрезмерном хвастовстве и стремлением унизить старшего. Старший в свою очередь наказывает его, унижая и дискредитируя в глазах родителей.

Вторая стратегия: энергия младшего ребенка направлена не на конкуренцию с сибсом, а на ломку родительских ограничений. И хотя стремление подчас выражает отверженность и эмоциональный холод, воспринимается родителями чаще как результат разбалованности и недостатка строгости в воспитании. Итогом данного протеста являются правонарушения, совершаемые в младшем школьном и подростковом возрасте.

Третья стратегия: ребенок отказывается от борьбы за себя, теряет надежду достичь собственной значимости и любви окружающих. При попытке взрослых помочь, специально показывает свою неловкость и глупость.

Таким образом, отмечаем, что отношение родителей к детям играет определяющую роль в выборе и способах поведения старших и младших сиблингов.

Результаты анкетирования родителей (мам), в исследованиях Карпуниной Е.И. и Карепановой И.А., при выявлении ревности у сиблингов, показали радость первенцев о перспективе стать старшим братом или сестрой, независимо от возраста. С появлением второго ребенка поведение первенца изменялось и зависело от возрастных особенностей ребенка: если старшему ребенку от двух до трех лет, то проявлялся интерес к младенцу; если первенец старше четырех лет, то он старался привлечь больше внимания к себе в этот период; если старшему сиблингу от семи до одиннадцати лет, он открыто говорил о своей ревности к младшему ребенку и стал проявлять самостоятельность.

По мнению Г. Хоментаускаса, одним из механизмов родительской поддержки является повышенное внимание и любовь к ребенку преимущественно в качестве награды за какие-то достижения. Конкуренция особенно достигает своего предела, если при этом родители сравнивают обоих детей. В первую очередь, по мнению Л. Шнейдера, «…конкуренция может возникать на фоне каких-либо внешних параметров. Дети становятся чрезвычайно чувствительными, когда дело касается их физической привлекательности» [26]. Автор отмечает, что ощущение своей привлекательности является наиболее важным фактором в формировании самооценки детей. Поэтому родителям необходимо тщательно следить за тем, что они говорят по этому поводу, если их слышат дети. Неосторожное высказывание может заставить братьев и сестер возненавидеть друг друга.

Во-вторых, дети не менее чувствительны к вопросу об умственных способностях. В ситуации, когда ребенку все время ставят в пример его брата или сестру, непременно возникает ненависть к предъявляемому образцу для подражания. По наблюдениям многих психологов оказывается, что родители с трудом могут представить себе, какое сложное воздействие может произвести на ребенка подобная оценка. Даже в тех случаях, когда подобные высказывания не произносятся намеренно и срываются случайно, они несут для ребенка информацию, о том, как он оценивается в семье. Свидетельство такого отношения к нему не может оставить ребенка равнодушным, что усугубляет семейное взаимодействие в целом.

Также можно отметить, что на динамику отношений сиблингов влияет размер семьи. Несмотря на то, что родители, мечтающие и планирующие создать большую семью, стремятся обеспечить теплый и благоприятный климат для всех своих детей, они не могут целиком сдержать обид, враждебности и гнева.

В действительности, родители в больших семьях, в общем и целом, тяготеют к авторитарным методам воспитания, и именно эти методы старшие дети, в свою очередь, демонстрируют при обращении с младшими.

Таким образом, анализ литературы рассматриваемого направления позволяет выделить две точки зрения. Последователи одной из них пришли к выводу, что старшие дети более агрессивны, эгоистичны и тревожны и вероятность появления эмоционального нарушения у старшего ребенка несколько выше, чем у младшего. Наиболее важными, авторы выделяют здесь два факта. Одним из них является то, что при рождении первого ребенка родители еще недостаточно опытны и слишком тревожны, поэтому они с меньшей уверенностью и умением ухаживают за первенцем, чем за вторым ребенком. Второй факт говорит о том, что у старшего ребенка возникает проблема адаптации к появлению второго, а у младшего таких переживаний нет. Следствием этого авторы считают, что младший ребенок более спокойный и менее агрессивный.

Сторонники второй точки зрения, наоборот, считают, что старшие дети более ответственны, дружелюбны, больше мотивированы на достижение успеха и не агрессивны. Младшие же дети более зависимы от других и эгоистичны, чем первенцы. Свое поведение они всю жизнь строят на основе манипуляции другими для достижения каких-либо выгод, а также не обладают способностями к лидерству и чувствуют себя более удовлетворенно с позиции подчинения.

Обобщая вышесказанное, отмечаем, что каждый ребенок в семье развивается в несколько различающихся условиях: первый, придя в этот мир, встречается лишь с родителями, тогда как младший строит свое поведение, ориентируясь и на личность старшего брата или сестру.

При этом положение и первого и второго имеют свои сложности и преимущества. Кроме того, каждый ребенок активен и сам формирует свое отношение к происходящему, выбирает свой путь. Главное, чтобы дети нашли такие средства самоутверждения и способы получения родительского внимания, любви, которые были бы полезны для развития их личности и приспособления к более широкой социальной среде.

Родители же, при возникающих перед детьми сложностях, могут их тактично направить на правильный путь, при этом необходимо учитывать возрастные и гендерные особенности детей, терпимее относиться к их проблемам, ошибкам и индивидуальным проявлениям личности, поднимая их уверенность в себе, побуждая к поиску.



Выводы


1. Общепризнанна значимость влияния семьи на личность, где семья характеризуется как социальная среда, включающая в себя: партнерские, детско-родительские, детские отношения, находящиеся в теснейшей связи.

Проблема детско-родительских отношений в психологии является одной из классических. Кроме факторов и стилей воспитания (А. Захаров, Ю. Гиппенрейтер, Г. Хоментаускас, А. Фромм. А. Болдуин и др.), выделяют родительские установки или позиции и соответствующие им типы поведения: «принятие и любовь», «явное отвержение», «излишняя требовательность», «чрезмерная опека» (А. Спиваковская, А. Лидерс, С. Нартова-Бочавер, М. Руфо, А. Баркан и др.).

2. В современной науке проблема сиблинговых отношений также является актуальной и перспективной в семейной психологии. Само по себе наличие сиблинга в семье, является важным фактором, влияющим на психическое развитие ребенка. Как в отечественной, так и зарубежной психологии сиблинговые отношения, оказывающие влияние на жизнедеятельность ребенка раскрываются через следующие ролевые позиции: единственный ребенок, старший ребенок в семье, младший ребенок в семье.

3. Основными факторами, определяющие сиблинговые отношения в семье выступают: разница в возрасте между сиблингами, возрастные и гендерные особенности детей, что определяет уровень соперничества старших и младших сиблингов.

4. Отдельным фактором выделяют родительское поведение и отношение к сиблингам, что влияет на динамику взаимодействия последних, а именно:

·   предпочтение какого-либо пола, например в отношениях «мать-ребенок». Так со старшими мальчиками, матери эмоционально ближе и более склонны разъяснять им нормы и правила поведения, а также в отношении мальчиков, в нашей культуре поощряется инициатива, храбрость и даже агрессивность. Тогда как от девочек традиционно ждут нежности, душевности, отзывчивости и чуткости в межличностных отношениях.

·           применение дисциплинарных мер, не учитывая индивидуальность каждого из детей и непоследовательность в их применении, независимо от характера этих мер, что побуждает сибсов к соперничеству.

5. Соперничество старшего и младшего ребенка, являясь важной характеристикой сиблинговых отношений, характеризуется средством самоутверждения и способом получения родительского внимания и любви, что определяет психологические особенности детей.

6. С точки зрения отечественных и зарубежных психологов при анализе психологических особенностей сиблинговых отношений существует две точки зрения:

·         старшие дети более агрессивны, эгоистичны, тревожны и вероятность появления эмоционального нарушения у старшего ребенка несколько выше чем у младшего, особенно при адаптации к появлению второго ребенка, тогда как отсутствие этой ситуации у младшего характеризует его более спокойным и менее агрессивным ребенком.

·                 старшие дети более ответственны, дружелюбны, больше мотивированы на достижение успеха и не агрессивны. Младшие же дети более зависимы от других и эгоистичны, чем первенцы. Свое поведение они всю жизнь строят на основе манипуляции другими для достижения каких-либо выгод, а также не обладают способностями к лидерству и чувствуют себя более удовлетворенно с позиции подчинения. При этом старший ребенок имеет некоторые преимущества перед младшим сибсом. Так как он некоторое время участвует в организации семейной жизни, затем первым приспосабливается к поведению родителей и, как правило, принимает роль «маленького помощника» извлекая при этом свои «выгоды».



Глава 3. Программная часть исследования


3.1 Рабочая концепция исследования


Проблема особенности взаимоотношений в семье вечна и при этом всегда актуальна, так как, семья – это наш тыл, убежище и наряду с этим «поле боя» партнерского, детско-родительского и детского взаимодействия.

Проблема взаимоотношений определяется сложностью структуры — всем многообразием взаимодействия детей, детей и родителей.

Исследования обнаруживают, что конструктивность процесса взаимодействия в семье в большей мере определяют следующие факторы: представления родителей об эталоне воспитанной личности, расположенность к полу ребенка в семье, педагогическая культура общения родителей, мотивы рождения ребенка, установки супругов на воспитание детей, уровень притязаний родителей по отношению к ребенку.

Исследования отечественных психологов показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональными контактами в семье и особенностями сотрудничества с родителями. Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка.

Какова же роль детских отношений в семье и их особенность: восприятие детьми друг друга, образ, рождаемый в результате их восприятия и уровень конкурирующих отношений?

Семья переживает очередной кризис отношений, когда появляется еще один ребенок. В это время происходит перестройка эмоциональных связей не только у родителей, но и у старших детей, и формируются сиблинговые отношения, то есть эмоциональные отношения между детьми. И здесь может быть место и радости, и любви, и любопытству, и ревности, и соперничеству.

В целом под сиблинговыми отношениями понимаются взаимоотношения между родными братьями и сестрами, занимающими различные порядковые позиции.

Последователь З. Фрейда, А. Адлер первым выделил «порядковые позиции» — единственный ребенок, старший в семье, средний ребенок, младший из двух детей, младший из трех и большего числа детей — и рассматривал порядок рождения как основную детерминанту установок сопутствующую стилю жизни. Он утверждал, что позиция каждого ребенка в семье предполагает наличие определенных проблем (например, необходимость уступать центральное положение в семье после того, как был объектом всеобщего внимания, конкурировать с теми, у кого больше опыта и знаний и тому подобное).

Соперничество как упорное стремление достичь максимального удовлетворения личных интересов, настоять на своём любыми средствами: силой, манипуляциями или интригами, часто приводит к эмоциональной напряженности. Особенно остро это может переживаться в семейной ситуации, где соперником выступает близкий человек.

Анализ литературы показал недостаточную эмпирическую представленность проблемы взаимоотношений детей и родителей, и детей друг с другом, с учетом пола и ролевых позиций последних.

При этом важна социализирующая роль сиблинговых отношений. Так как механизмом социализации для старшего сибса является идентификация лишь с родителем того или иного пола, тогда как младший сиблинг, помимо родителей идентифицирует себя и со старшим братом (сестрой).

Особенности сиблинговых отношений в основном изучены у подростков и юношеского возраста. В свою очередь, младший школьный возраст недостаточно представлен в исследованиях по проблеме особенностей детских (сиблинговых) отношений.

Вместе с тем, младший школьный возраст, является важным этапом в жизни любого ребенка. Это период позитивных преобразований и изменений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты