Визуально-коммуникативные характеристики представителей готической культуры

Данные черты готов становятся особенно заметны в присутствии представителей агрессивных формирований, с их предпочтениями плотного телосложения, развитой мускулатуры.

«В гендерном плане имеется полное равноправие мальчиков и девочек. Причем влияние девочек сильно превалирует, что характерно для хиппи-ориентированного движения.

Особенностью субкультуры готов является то, что там комфортно чувствуют себя именно девочки. В настоящее время в России ощущается сильный дефицит подобных неформальных движений, так как в агрессивных движениях отсутствует равноправие девочек и мальчиков, а в неагрессивных ответвлениях различных движений («анимэшники» и «неагрессивное крыло ролевого сообщества»), в которых также превалируют девочки, комфортность отсутствует в силу ряда специфических причин, характерных именно для данных движений.

В силу указанных факторов, происходит большой приток девочек в среду готов. В данном потоке весьма заметную часть будут составлять девочки, которые не столько желают стать адептами субкультуры готов, сколько пытаются найти референтную среду с комфортными для себя условиями.

В этих условиях ожидается существенное размывание субкультуры готов, появление новых ответвлений (в том числе находящихся в противоречии с исходной субкультурой готов), возникновение конфликтов на данной почве.»[34]

Противодействие, наличествующее в рядах, скорее всего, относится к отношению готов к самой готике. Некоторые считают, что не разумно делить готов на «mopey» и «perky», по такому принципу можно разделить любую группу людей. Mopey Goths- это индивидуумы постоянно находящиеся в депрессивном состоянии, по большей части замкнутые, о них говорят что они «относятся к жизни слишком серьезно», хотя многие считают что Mopey Goths и есть 100% готы и именно они представляют собой саму суть субкультуры. В свою очередь, Perky goths (часто пишут PerkyGoff) называют тех, кто относится к готике более "расслабленно", они любят появляться в клубах (естественно готических) и проводить время так, как им нравится, депрессия не для них, они считают Mopey Goths замкнутыми в себе занудами.

Вопросами самоопределения, как правило, задаются не разбирающиеся в предмете люди. Возьмём, к примеру, текст с популярного в России готического сайта: «Темная эстетика — это то, что дает смысл жизни людям, уставшим от телевидения, желтой прессы, музыки, рассчитанной на примитивные инстинкты приматов,… она дает пищу для интеллекта, для созидания, ее могут понять и принять лишь избранные. Она не ограничивает себя какими-то рамками, кроме тех, которые каждый налагает на себя сам». Прежде всего, необходимо отметить, что уход в глубину внутреннего мира и «другая» музыка — это было и остаётся в готической музыке и эстетике. Где же здесь ошибка? Ошибка в том, что изначально, и впоследствии, в отдельных случаях, «готика» не воспринималась как что-то мрачное, она являла собой противопоставление мейнстриму — чёрный цвет использовался в качестве пассивного протеста, но не провозглашения мрака: «В радостной музыке нет силы для готов, так как радость — проста, в то время как внутренняя сосредоточенность, холодная грусть и ирония имеют сотни оттенков.»[35]

Налицо — грубая фактическая ошибка. Во-первых, кто сказал что радость — проста? «Пионеры» готической сцены понимали, что важна эмоциональная глубина в принципе — потому что мейнстримовая музыка не может предоставить слушателю всю гамму, чуть больше сложности — и уже не тот формат.

В чём заключается пассивный протест? Вероятно, в том, что нет явной борьбы с мейнстримом — творчество ставится на первый план, творчество создаётся для определённой группы людей, которая совершенно не взирает на вкусы масс. Отсюда идёт имидж — противопоставление, альтернатива повседневности. Отсюда идёт интерес к загадкам истории. Чёрный цвет здесь, разумеется, не важен — и это подтвердят любые фотографии с готического фестиваля — люди одеты в совершенно разную одежду, совершенно разных цветов. Основа всего — экстравагантность и непохожесть. «Другая» музыка, «другой» имидж. Поэтому, по определению, готика не может быть популярной.

Это альтернативная субкультура, с альтернативной музыкой. «Альтернатива (от лат. alter — один из двух), ситуация, в которой надлежит произвести выбор одной из двух исключающих друг друга возможностей.»[36]

Уход от повседневности, противопоставление себя обществу иногда выглядят как подростковые капризы, вероятно из-за того, что в готических кругах достаточно много детей такого возраста. Но это очень важный момент — здесь, кстати, хорошо видны оттенки глэм-рока — именно поэтому готическая субкультура до сих пор жива — благодаря своему подлинному многообразию и развитию. Рамки у этого развития только одни — противовес «официальной» культуре и общественным вкусам. А на этом поприще — бесконечное раздолье.

Готический стиль идёт наперекор общественным ценностям — к свободе самовыражения и уничтожению всяческих табу. Именно поэтому в стиле подчёркнут эротизм. Вероятно, первоначально, отголоски вампирского стиля из старых ужастиков, имели аллегорическое значение — выбеленное лицо, чёрные тени — как анти-жизнь. Анти-жизнь в общественном понимании, но на самом деле — просто иная жизнь, которую не поймёт обыватель. Интерес к тайнам истории, отразился во внешнем виде. Многие вдохновились образами знаменитой актрисы немого кино — Теды Бары.

«Уход от повседневности во всём, через обращения к прошедшим эпохам и образам, через облачение в странную одежду, разумно сопровождается модификациями тела — в готической среде особо распространён пирсинг. Это ответ на общественно признанный стиль. В контексте общества, стремящегося на обложках глянцевых журналов к «натуральной» и «природной» красоте, готика это анти-натуральная, анти-мода и в частных случаях — анти-красота. Отсюда идёт тяга к андрогинности и смешению полов — если общество коренным образом поделено на мужское и женское, то готы стремятся разрушить и эту грань. Тем не менее, практически в каждом человеке есть убеждения из серии, «что должен делать настоящий мужчина», или, «какой должна быть идеальная женщина». Поэтому, такое утверждение — в силе.»[34]

«В Европе, в начале 90-х годов, в готической субкультуре появилась мода на одежду викторианской эпохи. Почему именно викторианская? Викторианская эпоха, это эпоха правления в Англии королевы Виктории. Длилась с 1837 по 1901. Неоготика, или новая жизнь готической архитектуры пришлась именно на этот период — не без участия королевы, само собой. Это возвращение повлекло за собой моду на готические романы, в которых повествовалось об ужасном средневековье с позиции человека времён второй половины XIX столетия. Неоготика началась в 1840-х. На данный момент, существует огромное количество разных готических стилей — люди тщетно пытаются классифицировать чью-то фантазию. И здесь я, само собой, не буду приводить традиционные «типы» готов — их нет. Есть люди, постоянно придумывающие что-то новое, есть люди, которые слушают совершенно разную музыку и выглядят экстравагантно, но, в то же время красиво и изысканно. Поэтому крепить подобные ярлыки — как минимум некомпетентно.

Тогда почему вокруг сплошное однообразие и безвкусие? Если все такие разные и все говорят о своей уникальности? Вероятно, потому что люди боятся заявить о себе — в чём бы то ни было. Практически, на каком-то рефлекторном уровне, люди боятся быть вне общества, и идти по своему пути, подчёркивая индивидуальность. Просто так ли, типичный слоган гота на вопрос о его одежде — «это отражение моего внутреннего мира»… Отнюдь. Человек может сам не понимать, ввиду большого количества низкокачественной информации — что его экстравагантная одежда — противовес «обыкновенной». Многие статьи о готах пестрят заявлениями о «тёмной душе», «мрачном взгляде на вещи» и вроде как тёмная одежда есть олицетворение этого мрака. Нет никакого мрака. Есть лишь анти-мода, где «мода» это общепринятый радужный глянец.

Возможно, авторы этих статей искренне пытались показать обособленность и самобытность субкультуры, но сковали себя рамками «мрака».

«Пытаться изменить каждый серый, банальный день — внести в него эмоции и чувства путем музыки, стиля одежды, мейк-апа (имиджа) и других источников». А вот этот текст — скорее всего, правда. Отголоски подобной позиции, слышатся ещё в футуризме начала XX-го века: «Создание особой атмосферы, своего рода дереализация реальности, внедрение ритмов, энергии искусства в повседневное течение жизни — эти устремления авангарда требовали трансформации традиционных способов существования искусства. Футуристический «грим» и мода во многом опирались на схожие механизмы действия в культурном и социальном пространстве, использовали близкие приёмы преодоления границ картинного пространства для создания новых форм искусства, распыленного в повседневной жизни» (Екатерина Бобринская «Русский Авангард»).»[34]

И подобные взгляды преобладают — скорее всего, во многих молодёжных субкультурах, где подчёркнут внешний вид. Но в отличие от панка, уничтожающего моду — готика создаёт свою моду. В отличие от панка, уничтожающего и упрощающего музыку, готика создаёт свою — сложную музыку. Сложную не технически, а вероятно — в плане восприятия.

Важно не только созерцать свою уникальность, но и делать, прикладывать усилия к личностному развитию — а личностное развитие отразится в том числе на внешности. В ином случае «пассивной уникальности», это будет обыденным бездействием, и движению по проторенной тропе общества.

Таким образом, мы рассмотрели основные характерные черты понятия субкультуры и исследовали визуальные характеристики представителей субкультуры готов. Для того, чтобы полностью проанализировать проблему субкультурных течений необходимо рассмотреть также психологические аспекты, которые влияют на субкультуру изнутри.

2 Эмпирическое исследование визуально-коммуникативных особенностей готов города Владивостока


2.1 Описание контрольной группы

молодежный субкультура визуальный коммуникативный

В рамках данной работы были отобраны представители субкультуры готов и составлена контрольная группа для проведения эмпирического исследования. Данное исследование направлено на выявление психологических особенностей членов субкультуры, посредством которых формируются визуально – коммуникативные и поведенческие характеристики людей, а также определяются мотивы вступления в изучаемое движение.

Исследование проводилось в рамках города Владивостока путем использования следующих методик: методика Кэттелла (16 факторный опросник личности), методика выявления коммуникативных и организаторских особенностей (КОС), а также анкетирование. Данные методики необходимя для подтверждения или опровержения гипотезы о том, абсолютное большинство людей, принадлежащих готической субкультуре, слишком поверхностны по отношению к ней, относят себя к готике ввиду своих собственных желаний, обусловленных удовлетворением потребности в самовыражении. Главной особенностью готов является чувствительность, перерастающая в драматичность, замкнутость внутри группы, зависимость.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Владивостокского Государственного университета экономики и сервиса среди студентов факультета домоведения 3 курса.

Общей объем выборки составил 10 человек. Половозрастная структура: тестируемые в возрасте от 18 до 22 лет, 2 мальчика и 8 девочек. В гендерном отношении ярко выражено преобладание лиц женского пола в субкультуре готов, что отражено в выборке. Это обусловлено ассимиляцией субкультур с запада на российские модели поведения, а также тем фактором, что эстетическая сторона причастности к субкультуре принимается в большей степени девушками, чем парнями.

Визуальные характеристики контрольной группы разнятся в зависимости от индивидуальных предпочтений каждой личности. Однако, как и в большинстве субкультур, здесь можно проследить основные тенденции, указывающие на принадлежность к своей культуре: одежда представлена в гамме цветов от черного и серого, до красного и фиолетового; тяжелая кожаная обувь; соответствующая атрибутика; достаточно агрессивный макияж у девочек. Следует отметить, что эстетика готических традиций не соблюдается. Это выражается, в первую очередь, стиле одежды, которая ограничивается повседневными вещами имеющими черный цвет (джинсы, кофты, футболки, рубашки). Специфические атрибуты – корсеты, платья, перчатки, и др. – надеваются только для определенных мероприятий. То же можно сказать и о прическе. Больше половины тестируемых из контрольной группы на момент опроса имели «грязные, немытые» волосы, распущенные или собранные в хвост. Отмечается, что основная часть готов контрольной группы причисляет себя к субкультуре «анимэшников», любителей и фанатов японской мультипликации. Этот факт нашел отражение как во внешних, так и во внутренних характеристиках. Тестируемые с такой тенденцией отличаются инфантильностью поведения, добавляют в свой стиль более яркие цвета (розовый, желтый, голубой и др.), внешне не проявляют агрессии.


2.2 Методика Кеттелла


Тест впервые был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности (JPAT). После первой публикации тест прошел сложный путь. В 1956-1957 гг. вышло второе издание, дополненное новыми разработками. В 1961-1962 гг. -третье, которое можно было использовать как самостоятельное руководство к тесту.

В 1970 году было опубликовано пособие, с которым, по выражению Кеттелла, можно работать в полной мере. Автор утверждает, что за два десятилетия - с 1949 по 1970 год - произошел значительный рост надежности и значимости теста.

Теоретической и методологической основой разработанного теста является рассмотренный выше факторный анализ личности.

В результате исследования с помощью данного опросника личность описывается 16-ю фундаментально независимыми и психологически содержательными факторами. Каждый фактор имеет условное название и предполагает устойчивую вероятностную связь между отдельными чертами личности.

Структура факторов опросника у каждого отдельного человека отражает вероятностную модель индивидуально-психологических свойств его личности и при наложении на групповую модель той выборки, к которой принадлежит данный человек, демонстрирует индивидуальное своеобразие конкретной личности и позволяет с большей долей вероятности прогнозировать ее реальное поведение в определенных жизненных ситуациях.

Формы опроса С и D используются чаще в тех случаях, когда время тестирования ограничено и существует необходимость работы с группой.

Исследование в группе позволяет, во-первых, применять данную форму теста как экспресс-методику; во-вторых, при применении групповых тестовых методик субъективный фактор исследования сводится к минимуму, что позволяет повысить надежность исследования.

Сама методика состоит из опросника, бланка для ответов и ключа(Приложение А). В случае ручной обработки ответных листов на них поочередно накладываются «ключи» и записывается сумма баллов по каждой из 17 характеристик личности (16 личностных факторов + фактор самооценки). Далее «сырые» оценки переводятся в десятибалльную шкалу - так называемые стены. Полученные данные анализируются по каждой характеристике. При общем размахе вариативности данных в 10 стенов, средние значения составляют 5,5 стена. Оценки в 4 и 7 стенов указывают на незначительные отклонения характеристик личности от средней. Яркая выраженность качества связана с оценкой 1–3 и 8–10 (учитывая биполярность каждого фактора).

Для данного описания форма С выбрана потому, что она по сравнению с другими формами, в частности с формой А, обладает рядом преимуществ. Во-первых, она проводится за более короткое время (30-40 мин), что делает ее удобной для группового эксперимента. Во-вторых, сами вопросы в этой форме составлены более обобщенно. Кроме того, в форме С вопросы сформулированы таким образом, чтобы придать методике вид промежуточной между самооценочной и проективной, обеспечивая тем самым и более адекватные ответы испытуемых. В-третьих, преимущество этой формы заключается в том, что она включает в себя дополнительный фактор MD, который дает информацию о самооценке личности. В-четвертых, адаптация методики, проверка ее валидности и надежности, о чем будет сказано ниже, показали возможность использования этой формы с людьми, имеющими высшее образование. В-пятых, исследователь может работать с так называемыми сырыми оценками.

Форма С опросника Кеттелла состоит из 105 вопросов(Приложение Б). В результате обработки полученных ответов извлекаются оценки 17-ти полярных факторов личности, в том числе фактора самооценки, который дает информацию об ее адекватности.

Результаты анализа контрольной группы приведем в виде таблицы (данные представлены в стенах):


Таблица 1 - Общие значения по методике Р. Кеттелла (16PF-опросник)

Факторы

Результаты контрольной группы (в стенах)

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

MD

4

1

5

2

3

1

3

3

3

4

A

3

1

10

5

4

1

3

1

1

3

B

8

7

7

5

7

10

8

8

8

7

C

6

2

7

2

5

6

4

6

6

3

E

7

3

7

5

9

5

7

4

4

6

F

5

4

10

7

8

6

3

3

4

3

G

7

1

7

6

10

1

3

5

5

1

H

9

5

10

6

10

4

5

2

3

3

I

8

6

7

5

9

6

6

9

9

6

L

4

9

7

8

7

10

9

4

8

9

M

9

8

4

7

5

6

8

10

9

10

N

7

8

4

5

4

6

8

2

6

8

O

4

10

8

6

6

7

9

9

10

10

Q1

3

7

8

8

10

5

9

5

2

8

Q2

6

8

1

7

5

8

10

6

4

5

Q3

5

4

5

5

5

3

4

3

6

6

Q4

6

5

6

6

6

4

5

6

6

5

F1

3

5,4

3,2

5,2

3,6

4,8

5

4,8

4,8

5,2

F2

6,9

2,5

11,8

5,4

9,6

3,4

3,3

1,3

2,6

3

 

F3

4,9

5,5

4,3

5,1

4,9

7,1

5,7

2,9

4,1

4,9

 

F4

7

8,9

3,2

8,2

8,9

7,5

11,1

7,5

5,2

9,1

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты