Визуально-коммуникативные характеристики представителей готической культуры

Если мировоззрение готов можно более или менее четко описать (жизнь по принципам абсолютного индивидуализма и мрачной романтики), то с конкретными примерами или источниками дело обстоит сложнее, так как у каждого они свои. Можно сказать, образно и в общем, что гот живет по принципам Виктора Цоя (максимально выраженых в фильме «Игла» и альбоме «Звезда по имени солнце»), духовных идеалах романов Ремарка («Триумфальная Арка», «Черний обелиск», «Три товарища») и верит в истины основоположные для фильма «Ворон» («The Crow»). Жить сейчас и здесь и, чтобы это стоило того. Попытка сделать так, чтобы все было красиво или не было. Любить - так до конца, выглядеть - так сексуально и индивидуально, говорить - так правду. Как ни парадоксально, но то же время в реальной жизни и работе некоторые корпоративные готы живут по принципу ордена иезуитов – «цель оправдывает средства». Итак: сочетать банальное и высокое. Загонять примитивные инстинкты в сложные туннели глубоких эмоций.

Далее, это неприятие конформизма, а также бытовых обывательских ценностей, материальных удобств. Речь, конечно, не идет о стоицизме, но, тем не менее – это преобладание духовного над материальным, что уже немало. Конечно, жизнь диктует свои законы, очень часто такая позиция изматывает, загоняет в тупик или просто оказывается нежизнеспособной. Все-таки, конформизм куда выгоднее и удобнее, он является жизненным кредо обывателей, и от этого факта никуда не деться. Поэтому «готы-романтики» сознательно либо несознательно оказываются в отрыве от общества или даже в конфронтации с ним (с его ценностями и социальной системой). Многие это не только чувствуют, но и всячески подчеркивают это.

Готам свойственен специфический черный юмор и соответствующее отношение к жизни. Помимо этого, им свойственны ирония и самоирония. Первое – для высмеивния обывателей (что можно проследить не только в пост-панке и готике, но и у Гофмана, По, Майринка). Второе – для самокритики и в целях защиты – иногда это единственное средство не сойти с ума. Плюс, ироничное отношение к окружающим и к себе компенсирует эпатажное, нсколько пафосное поведение людей в субкультуре.

Также характерной чертой большинства готов является восприятие смерти как фетиша. «В контексте готической культуры часто употребляется слово «танатофилия». Сами готы дают ему следующее толкование: «этот термин (танатофилия) следует рассматривать как стремление индивида к использованию практик и сюжетов, связанных со смертью и умиранием, а именно посещение кладбищ и руин, заимствование некоторых элементов декадентской эстетики, игры в вампиров (не мертвых и не живых). В исходном смысле «танатос» не есть стремление к смерти или стремление умереть, но скорее возможность, потенция разрушать, инстинкт смерти более развитый у мужчин, чем у женщи.»[32]

Важно, однако, иметь в виду, что все вышеперечисленное относится далеко не ко всем готам. Более того, можно даже сказать, что такие проявления готического мировоззрения, как состояние постоянной депрессии и тотальная замкнутость, встречающиеся довольно редко. Такое положение вещей породило условное разделение готов на два типа. Часть готов (как правило, меньшая), часто называемая на западе «Mopey Goths», характеризуются подчёркнуто серьёзным отношением к «готическому мировоззрению», однако большая часть (так называемые «Perky Goths») относятся к субкультуре менее «серьёзно». Их привлекает эстетическая сторона субкультуры, возможности самовыражения, определённые аспекты готического мировоззрения, однако они не ставят его «во главу угла». Между данными взглядами на готическую субкультуру существует определённое противоборство, которое, впрочем, не приводит к каким-либо существенным изменениям структуры готической субкультуры.

«Среди этой субкультуры часто можно найти общее с культурой БДСМ, хотя причастие к одной совершенно не означает какое-либо участие в другой.»[33]

Эстетика готической субкультуры, своими корнями уходит в готический роман и романтические представления о готическом искусстве средневековья. Готическую эстетику достаточно сложно описать, из-за её эклектичности, глубины и экспрессивности, причём некоторые её части находятся в противодействии.

Эстетика выражена при помощи готической музыки, моды и прочих аспектов субкультурной группы.

Существенная черта готики — театрализованность и манерность, берущая своё начало в готическом романе XVIII и XIX века, который, в свою очередь, вдохновлялся готической архитектурой.

Одной из особенностей готического восприятия мира является повышенный интерес к сверхъестественному, а значит к магии и оккультизму. Интерес этот имеет различные проявления, от примитивного использования магических символов как элементов украшения у тех, кто не занимается оккультизмом серьезно, до готов посвятивших свою жизнь изучению магических таинств. Традиция пытающаяся возродить кельтские магические ритуалы, или оккультная традиция базируются на скандинавском паганизме. Поэтому среди готов очень много язычников и даже сатанистов, но по большей части это люди привлеченные мрачной религиозной эстетикой – внешними проявлениями, не являющиеся «реальными» сатанистами. Также встречаются готы, изучающие самую различную древнюю философию: от египетской и иранской до Вуду и Каббалы. Но в целом, большая часть готов в той или иной степени – христиане. Как видно, единой готической традиции, не существует.

Таким образом, понятие «готическое мировоззрение» отнюдь не взято с потолка, а содержит ряд достаточно специфических, четко выделяемых черт. Конечно, в сообществе нет модели разделения на «панк-готов», «романтик-готов» и т.д., все эти черты свойственны членам субкультуры в разной степени и достаточно индивидуально.


1.3 Готы – как разновидность субкультур России


Зародившись в далекой Англии, готическая субкультура проникла практически во все уголки мира. В России, уже в начале XX-го века возникла странная ситуация, названная Декадансом. Предчувствие революции, надвигающихся катастроф побуждала людей к растерянности, беспокойству, одиночеству. Человек того времени становился перед «лицом» Вечности. Вечность – субъективное понятие, отражающее взгляды человека на смерть, жизнь, Бога и Вселенную. Это приводило к декадансу, упадочническому настроению. Интеллигенция того времени испытывала ощущение внутреннего хаоса и душевной дисгармонии. Таким образом, большая часть поэтов, писателей и прозаиков были убеждены в том, что они участвуют в духовном обновлении России. Впоследствии это зародило новое движение, коренным образом меняющее мировоззрения людей. Личностей, пытавшихся заявить о себе, подлиться своим видением этого мира, выделиться из массы, «обратить» себя против всех. Но как оно всегда бывает, этих «выскочек» было очень мало, и они вынуждены были прятаться, скрываться. Такие ситуации возникали в нашей стране на протяжении всего прошлого столетия, что породило культуру андеграунда.

Говоря о готах в России, мы имеем в виду, конечно же, субкультуру и ее развитие в течение последних 30-ти лет. Без сомнения в России богатые корни культуры декаданса, но четко проследить путь развития gothic-субкультуры очень тяжело. Иначе говоря, dark wave течение «перетекло» из пост-панка. Именно оно породило выше упомянутую субкультуру, которая всегда пользовалась большим приоритетом в идеологических, философских и культурных явлениях, ибо это было более чем близко и важно для неординарных личностей. Но в нашей стране важнейшим приоритетом пользовались тексты, в которых было сосредоточено мрачное настроение, утонченные и возвышенные чувства, насквозь «пропитанные» декадансом.

«Скорее всего, первыми российскими «готами» следует считать музыкантов постпанк волны 80-х: Кино, Наутилус Помпилиус, Алиса, Агата Кристи, а позже и Сплин, часть их композиций вообще является характерным gothic-rock, да и по имиджу они старались не отставать от своих западных коллег «по цеху». К сожалению ни одна из этих групп никогда не проводила параллели между своим творчеством и мировой gothic-субкультурой, хотя сейчас нам известно, что музыканты упомянутых групп имели доступ к записям их современников Sisters of Mercy, The Cure, Joy Division и других.»[34]

Различия данной субкультуры есть в каждой стране, и даже в Европе. Субкультура в Германии имеет свои нюансы, отличные от субкультуры в Англии, но в действительности, эти отличия несущественны. Если побывать на западных фестивалях, обычно длящихся несколько дней, то становится понятно, что особого диссонанса нет даже у российских готов. Здесь, скорее, другая проблема, продиктованная жизнью, еще пока, в дикой России. Где все странное и необычное встречает агрессивную реакцию и неприятие. На западе народ реагирует куда спокойнее даже на самые немыслимые и экстравагантные наряды, на любые объективные мнения, на самовыражение индивида в каком бы то ни было контексте.

Так же, как и на Западе, готы в России возникли благодаря «вампирской» эстетике.

Период появления готов соответствует примерно второй и третьей волне готики на Западе.

В то же время первая волна западной субкультуры готов – сформированной на наиболее «темной», социально-негативной «вампирской» этике (образы Дракулы в голливудских фильмах), в Россию не попала.

Основная часть существующих в стране групп готов имеет хиппи-ориентированный вектор, хотя имеются различные ответвления, обладающие притяжением к иным субкультурам. Элементы субкультуры готов проявились в трех уже существующих базовых субкультурах, вследствие чего нормы поведения и этика входящих в них движений автоматически перешли в субкультуру готов.

«В крупных городах имеются три ответвления готов, имеющих притяжение к трем разным базисным субкультурам, на почве которых начала формироваться субкультура готов:

1) Ролевому сообществу: анимэшникам, неагрессивным крыльям движения «ролевиков» (в том числе маргинальным слоям, сформировавшим маргинальные слои готов). Опосредованно панкориентированным маргинальным слоям третьей волны ролевиков.

2) Некрофетишистам: движениям металлистов, сатанистов, дьяволопоклонников и «темных» энергетов.

3) Панкориентированному сообществу: панкам (неандеграундные крылья) и «левым» алисоманам.

Зафиксирован также заметный поток в готы, идущий из маргинальных слоев общества, имеющий выраженные черты агрессивных дворовых полисубкультурных групп.

Произошел некоторый отток к готам из сообщества панков. При этом следует учесть, что незадолго до этого произошел значительный отток агрессивной части панков в скинхеды, отчего в субкультуре готов оказались малоагрессивные панки, типа «кишат» (фанатов «Короля и Шута»). Однако именно панки активнее всего привносят в среду готов антисоциальные нормы.

В составе сообщества готов имеется собственный маргинальный (с позиции готов) слой, который пополняется за счет:

• части роле-готов (из «третьей волны» ролевиков)

• малоагрессивных неандеграундных панков

• неагрессивных низкостатусных представителей дворовых полисубкультурных групп, имеющих притяжение к субкультуре гопников.

В 2004 – 2005 годах несколько усилилась ассимиляция готами контактирующих с ними мальчиков-металлистов (металлеров). Подобные контакты происходят в клубах во время «готических вечеринок», куда металлисты приходят из-за непропорционально большого присутствия среди готов девочек. Уже то, что влияние оказывается со стороны не просто обычных субкультур, а сразу несколькими базовыми субкультурами, одновременно происходит взаимодействие с полисубкультурными сообществами, конгломератами различных движений, выделяет готов среди других движений.

Самое крупное подобное движение – это неагрессивная часть движения ролевых игр, которая привнесла нормы поведения, ранее принятые среди хиппи.

Очень большой поток в готы идет из движения анимэшников (к сожалению, анимэшники, как неагрессивное движение, были исследованы достаточно слабо).

Пока не ясно, какое количество готов пришло из движения энергетов.

Наиболее близким к нормам западной субкультуры готов оказался незначительный поток из местных сатанистов. При этом основная масса сатанистов представляет собой агрессивных атеистов, не верящих в высшие и потусторонние силы, что существенно отличает их от западных собратьев. Вместе с тем, в среде готов оказался распространен буддизм и, спорадически, различные ветви христианства.»[34] Именно на почве вышеперечисленных субкультур начала формироваться субкультура, которая с западными готами имеет только общую внешнюю атрибутику и музыкальные пристрастия.

Атрибутика различных направлений российских готов сильно перемешалась. Она сейчас не соответствуют западному стилю готов. Более распространен некий унифицированный образ, близкий к «готу-вампиру».

В настоящее время группы готов имеют относительно небольшую численность. Но формирующееся движение очень быстро растет. Одним из заметных индикаторов достижения достаточно большой численности является сформированная вокруг движения коммерческая инфраструктура (ателье, система организации клубных мероприятий, коммерческие СМИ).

Анализ отслеженной переписки готов в России показал, что понимание сущности субкультуры готов сильно рознится в зависимости от их места нахождения. За исключением некоей очень общей канвы, у каждой группы свой взгляд на то, что такое гот.

«В настоящее время можно выделить четыре самостоятельные категории готов:

1) Готы–адвенты – самая первая малочисленная волна готов, сделавшая «кальку» с западной субкультуры готов. Это уже старые готы, которые чаще всего занимаются шоу-бизнесом и оказывают слабое влияние на основной состав готов (в силу специфического про-сатанистского снобизма). Собственная субкультура данной волны 3-4 уровня, однако реализуемая ими коммерческая деятельность в рамках готической «сцены» повышает численность представителей слоев для которых характерен 1-2 уровень развития субкультуры.

2) Хиппи-подобные готы-декаденты – клубная субкультура. Это вторая волна субкультуры, адаптированная к культурным условиям и социально-культурной специфике России и особенно крупных городах. Дорогая одежда и атрибутика. Это многочисленный слой готов, определяющих в настоящее время нормы готов. Субкультура 2 – 4 уровня.

3) Маргинальные слои готов (про-московская субкультура готов). Состоят, прежде всего, из подростков из плохо обеспеченных слоев общества. Преимущественное нахождение на уличных тусовках. Субкультура 1 – 2 уровня. Имеется склонность к вандализму.

4) Химозники (или «херки») – фанаты окологотической ассимилированной субкультуры, возникшей вокруг группы «HIM». Относятся к низкокультурным сообществам, близким к маргинальным. Субкультура 1 – 2 уровня. Имеется склонность к вандализму.»[34]

Из-за отсутствия единого движения и развитых каналов коммуникации, единая субкультура готов в городах страны еще не сложилась.

Используемая в качестве прототипа западная субкультура готов, при всем своем многообразии, в России проявилась в очень обедненном варианте. С другой стороны, формирование групп готов происходило не на пустом месте, а в составе, как минимум, восьми состоявшихся разных молодежных движений с развитой субкультурой.

Кроме того, субкультура готов с самого начала имела признаки неагрессивной и интеллектуализированной. Она во многом базируется на характерном для хиппи богемном образе жизни и эстетических принципах декаданса.

В этих условиях процессы, идущие в среде готов, напоминают плавильный котел, в котором с трудом формируется новая субкультура из огромного количества малосвязанных компонентов, нередко с взаимоисключающими нормами поведения. Этим объясняется длительность формирования субкультуры готов.

Прослеживается сильное, но опосредованное влияние субкультуры хиппи, в первую очередь, это касается эстетических и морально-этических аспектов. В то же время субкультура хиппи присутствует у данного ответвления готов в урезанном варианте. Подростки только в общих чертах знают о хиппи, скорее об их мифологизированном образе, хотя и симпатизируют им.

Социальный институт «системной родни» прослеживается от хиппи через движение ролевых игр, в урезанном виде, более характерном для ролевого сообщества, со слабыми горизонтальными связями («братья», «сестры»). В еще более слабом виде этот социальный институт сохранился у панков. В связи с наличием сильной стратификации в сообществе готов (иерархического расслоения, где иерархия строится от готов – представителей дворовых полисубкультурных групп, до представителей интеллектуального направления – готов-декадентов), восприятие субкультуры представителями данного сообщества сильно рознится: от поверхностного до достаточно глубокого. Возникают локальные варианты, «редакции» субкультуры, ее элементами становятся новые нормы, ценности и т.д. Воздействием этих факторов объясняется имеющаяся тенденция к самоопределению, постоянное муссирование вопроса о том, что есть готика, и каков должен быть «настоящий» гот («true goth»).

Этим же объясняется стремление готов к детальной проработке субкультурных норм и ценностей, вследствие чего у многих готов индивидуальное видение субкультуры имеет целостный характер.

У готов присутствует болезненный и навязчивый страх оказаться унифицированным: нежелание сливаться с толпой, даже если это толпа себе подобных. Подобная позиция приводит в действие механизм размывания субкультуры, так как искусственно увеличивает диапазон норм поведения, этики и эстетики.

Эстетика готов базируется на околосатанистской, панковской, ролевой и оккультной атрибутике.

Готы используют большое количество шокирующей внешней атрибутики: обильной косметики под «трупы», «вампиров», «чертей», «ведьм-колдунов». Однако эта атрибутика предназначена для посещения клубов и пребывать на улице в таком виде готы обычно опасаются.

Одежда в стиле «унисекс» и декларируемая андрогинность готов иногда не дает возможность определить пол подростка-гота.

Заметной частью субкультуры является «фетиш - эстетика», взявшая внешние атрибуты у садомазахистов (SM), а для готов-вампиров – бисексуальное поведение. При этом гомосексуализм может выступать как в качестве декларируемого, так и в качестве реального поведения.

Практикуются прогулки по кладбищам и поклонение всему, что связано со смертью, причем сами готы рассматривают это как наиболее существенное отличие своего движения от остальных молодежных субкультур.

Девочки – готы часто одеваются под ведьм. Мальчики – готы чаще - под вампиров.

Приведенное сравнение субкультур хиппи и готов очень условное. В настоящее время из неагрессивных интеллектуализированных субкультур с богатыми культурными проявлениями известна только субкультура хиппи. Имеются все признаки того, что данная ниша начинает заниматься готами. Поэтому из этой области, кроме движения хиппи, готов более не с кем сравнивать.

Информационные каналы между группами не развиты, либо развиты слабо. Тусовки (как место встреч) в качестве подобных каналов, фактически, не выступают. В основном общение происходит в рамках хорошо знакомых друг другу представителей субкультуры.

«Самостоятельным атрибутом принадлежности к готам, как к неагрессивной интеллектуализированной субкультуре, является демонстрирование отсутствия накачанных мышц и астеническое телосложение у мальчиков.

 В данном случае имеет место хорошо видимый внешний атрибут, противопоставляемый значимым аналогичным атрибутам в среде гопников, скинхедов и иных агрессивных формирований.

Наличие астенического телосложения может быть визуально усилено за счет соответствующего подбора одежды, которая бы дополнительно скрадывала горизонтальную составляющую. Обычно для этих целей используются длинные безразмерные свитера, ранее распространенные в среде хиппи.»[34]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты