Технология мышления

С первого дня своего появления на свет котенок или щенок начинает постигать и изучать мир, и первую помощь в таком изучении оказывают именно родители. Несколько позднее наступает период более активного изучения внешнего мира – то, что мы считаем их детскими играми. Однако на самом деле это их настоящая школа жизни. Почему не все навыки, знания и стереотипы поведения передаются на уровне наследственной информации, и часть таких знаний передается путем обучения? Это выглядит странно, тем более что сам “перечень предметов обучения” заложен именно на уровне глубинного сознания. Получается, что тех же котят нужно чему-то научить, но каждый “учитель” учит тому, что он сам умеет или знает. Но с другой стороны, именно такой подход и позволяет “приобщить” к наследственным и полученным от родителей знаниям и свой собственный жизненный опыт – здесь видна преемственность между древними и более новыми способами накопления и передачи знаний о жизни.

Для сравнения: крокодильчик, только что вылупившийся из яйца, практически уже готов к самостоятельной жизни. Все необходимые навыки и знания о жизни он получает при рождении: ему уже известны виды его естественной пищи, способы добывания пропитания, а также способы пассивной и активной защиты от врагов.

Некоторые вопросы вызывают поведение птиц, и в первую очередь тех из них, которые в полной мере сохранили способность летать. Их птенцы тоже рождаются слабыми и беспомощными, как и детеныши млекопитающих, и по этой причине родители тратят немало времени и сил на заботу о своем потомстве. Но при более внимательном рассмотрении этого феномена нетрудно заметить и принципиальное различие: это именно забота о выживании потомства. То есть все сводится к двум функциям: добыванию корма и посильной защите от врагов. Обучение, как таковое, отсутствует. И хотя может сложиться впечатление, что родители, например, учат выросших птенцов летать, однако это не так. Родители только страхуют своих птенцов от вполне реальных опасностей, количество которых резко увеличивается при первых пробных полетах. Характерна тактика взрослых птиц, когда они пытаются отвлечь внимание врага на себя и стараются как можно дальше отвести его от плохо летающего птенца. Да и как можно научить летать птенца, тем более что учить его летать придется в воздухе, а не на земле? Для сравнения: нельзя научить человека плавать на берегу, и это при том, что способность к обучению у человека неизмеримо выше, чем у любых других животных. (Как ни странно, но человек, по-видимому, один из очень немногих представителей своего класса, утративший врожденную способность плавать. И это тем более странно, что жизнь людей практически всегда была связана с водой, они всегда селились вблизи рек, озер, морей...)

Основная причина того, что птенцы рождаются беспомощными, по сравнению с млекопитающими, другая: именно способность летать и накладывает серьезные ограничения на возможность продолжения рода. Лишний вес самки сильно мешает ей в полете: по этой причине яйца таких птиц мелкие, а птенцы, соответственно, рождаются значительно недоразвитыми. По этой же причине птицы не могут откладывать все яйца разом, в отличие от рептилий, но всегда по одному яйцу. Птицы, утратившие полностью или частично способность к полету, а также освоившие новые возможности добывания корма, например, гуси или утки, для которых возможность летать не связана напрямую с добыванием пищи, откладывают значительно более крупные яйца, а их птенцы рождаются вполне самостоятельными, хотя и не могущие еще летать.

Любопытно, но “инкубаторский цыпленок”, который никогда не видел своей матери, становится такой же полноценной особью, как и его товарищи, выросшие под опекой курицы. Этот пример достаточно убедительно подтверждает высказанную ранее мысль о том, что птицы, также как рептилии, земноводные и рыбы, передают необходимые знания и навыки путем передачи такой информации на наследственном уровне, и обучение практически не играет в этом никакой роли. Но справедливости ради, нужно все же отметить, что образ жизни птиц, которые в полной мере кормятся благодаря именно своей способности летать, много сложнее образа жизни других птиц. По этой причине они решают очень сложные задачи по ориентированию и расчету пространственных траекторий полета, включающие в себя “фигуры высшего пилотажа” и, следовательно, это должно отразиться на уровне их сознания. Возможно, они занимают какое-либо промежуточное, переходное положение по отношению к млекопитающим. И, может быть, не случайно в фольклоре почти всех народов мира, таким хищным птицам как орлы, филины, вороны отводится роль “умных” и даже “мудрых” птиц в отличии, например, от кур или голубей, которых люди такими качествами не наделяют.


В чем разница между осмысленным поведением человека и, например, немецкой овчарки? Если исходить из предлагаемой теории, то и людям, и собакам свойственно – хотя и в очень разной мере – разумное поведение. Различается ли принципиально поведение человека и поведение собаки? Различается, и очень значительно. Различаются даже более, чем способности к игре в шахматы пятилетнего ребенка и гроссмейстера международного класса. Ребенок знает некоторые правила игры, знает как, какие фигуры “ходят”, но вся тактика его игры крайне примитивна и он не способен просчитывать игру даже на один ход вперед (зачастую он сначала ходит, а потом думает, как спасти теперь свою фигуру?). Стратегии в его игре нет вовсе. Гроссмейстер же знаком и с тактикой, и со стратегией, кроме того он располагает очень большим опытом в этой игре, как практическим, так и теоретическим.

Можно ли ребенка, едва умеющего передвигать фигуры, считать шахматистом? И да, и нет... Да – потому что он все же знает основные правила и играет по ним, и нет – потому что уровень его игры не идет ни в какое сравнение даже с шахматистом-любителем средней руки, не говоря уж о гроссмейстере. Хотя ведь достаточно очевидно, что ребенок делает тот или иной ход не просто так – он ставит перед собой какие-то конкретные цели (пусть и чрезвычайно наивные) и пытается их достичь. Он тоже думает, но он не учитывает даже близкие последствия того или иного хода, своего или соперника. Вот в этом и состоит разница. И хотя ее вряд ли можно считать принципиальной, однако в конечном итоге неспособность к долгосрочному анализу ходов приводит к сокрушительному поражению в самом начале шахматной партии.

В виде иллюстрации можно привести и такой пример: человек и собака находятся в одной лодке посреди озера. Лодка дает течь, вода начинает ее затапливать... Какова будет реакция на это собаки и человека? Возможно, собака начнет беспокоиться, потому что вода начала заливать место, на котором она находится. Или, в лучшем случае, потому, что она заметит необычность такой ситуации, если ей неоднократно приходилось плавать в лодке ранее, а таких “нештатных ситуаций” не случалось. Либо наоборот – она уже попадала в такие переделки и помнит об этом неприятном опыте. Но в любом случае собака не может предотвратить развитие событий в неблагоприятном для нее направлении, и все, что она сможет сделать – это привлечь своим лаем внимание человека...

Собаке не под силу построить длинную причинно-следственную цепочку: вода поступает в лодку – значит, она ее затопит, она ее затопит – значит, лодка утонет – значит, она (собака) окажется в воде посреди озера – а значит, это представляет реальную угрозу для жизни... Хотя все собаки умеют хорошо плавать, но оказаться в воде и далеко от берега – все равно означает опасность. Человек же такую причинно-следственную зависимость просчитывает легко, соответственно, все его действия будут направлены на предотвращение опасного для него развития событий. Даже если он не умеет плавать, то у него все равно остается несколько возможностей:

а) вычерпать воду;

б) устранить течь;

в) быстро грести к берегу, пока лодка не затонула;

г) использовать для спасения подручное плавсредство;

д) звать на помощь других людей и т. п.

Какое именно он примет решение, будет зависеть от двух факторов: от конкретных условий ситуации и от его способности быстро находить правильное решение. Причем эта способность находится в прямой зависимости от его способности к мышлению, то есть его способности к анализу причинно-следственных связей, как конкретных, так и абстрактных.

Примечательно, но очень часто те же собаки ведут себя в опасных ситуациях на удивление разумно. Есть немало описанных и вполне достоверных случаев, когда собаки спасали жизнь своим владельцам. Бывали и случаи, когда собака физически не могла оказать помощь человеку, однако ей “хватало ума” найти и привести на помощь других людей. Героями таких историй часто оказываются и другие домашние животные, например, лошади.

Такое поведение животных нельзя объяснить одними рефлексами и привязанностью к человеку – это типичные и яркие примеры осознанного поведения животных.


5.  РЕФЛЕКСЫ  И  ЭМОЦИИ


Сознание человека неоднородно – это обусловлено его происхождением и эволюционным путем развития. В связи с этим возникает закономерный вопрос: как взаимодействуют разные уровни сознания между собой? Уровень глубинного сознания слабо связан с интеллектом, но тем не менее такие связи существуют. Мы можем усилием воли (прямая команда из уровня интеллектуального сознания) изменить частоту своего дыхания, но не можем таким способом изменить частоту пульса или уровень артериального давления. Однако это можно сделать косвенным, непрямым путем, воздействуя на эмоциональное сознание.

Существует историческая легенда, согласно которой Александр Македонский, при отборе воинов для своей армии, подвергал их простому, но весьма эффективному испытанию. Каждого кандидата неожиданно пугали и наблюдали за его реакцией: если человек бледнел лицом, то считалось, что он не прошел испытание, если краснел – то его принимали на военную службу. Подоплека такого психологического теста была проста: считалось, что если при критических ситуациях кровь приливает к голове, то человек способен быстро мобилизовать внутренние ресурсы, а значит, в минуту опасности силы его увеличатся, реакция – ускорится. С чисто физиологической точки зрения такая реакция, действительно, помогает в критических ситуациях (улучшается кровоснабжение мозга, всего организма, увеличивается мышечный тонус и т. п.). Чего нельзя сказать о тех, кто бледнеет: отлив крови от жизненно важных органов свидетельствует о том, что страх парализует человека, а это уменьшает возможности к быстрым и активным действиям. Трудно теперь сказать, кто порекомендовал великому полководцу Античности такой способ отбора, но сам он был очень одаренным и образованным человеком. Достаточно сказать, что его учителем и воспитателем был сам Аристотель, человек не менее великий и знаменитый.

Чтение страшной книги или просмотр фильма ужасов оказывает несомненное влияние на физиологию организма: может “подскочить” кровяное давление, участиться пульс, могут вспотеть ладони, появится мурашки на спине и т. п. Почему так происходит? Вероятно потому, что все уровни нашего сознания (и не важно на сколько частей мы его делим – это деление условно) неразрывно связаны между собой. Сцены ужасов, которые мы видим на экране и которые мы осознаем, провоцируют (возбуждают) соответствующие чувства на уровне эмоционального сознания, а те, в свою очередь, “запускают механизмы” безусловных рефлексов на уровне глубинного сознания. Уровень глубинного подсознания вполне адекватно реагирует на всплеск эмоций, и не столь важно, реальны или мнимы эти эмоции – глубинное сознание не имеет прямого выхода на органы зрения или слуха, и поэтому ориентируется на реакцию эмоционального уровня сознания. Главная задача в таких ситуациях для глубинного сознания – это мобилизация организма для успешного отражения реальной или мнимой опасности. Поэтому сердце начинает работать быстрее, в крови появляется адреналин, дыхание учащается, (увеличивается приток кислорода, питательных веществ, гормонов ко всем жизненно важным органам и системам и в первую очередь – к мозгу) возрастает общий мышечный тонус... – человек готов сорваться с места в любой момент.

Взрослые люди легко подавляют такую реакцию глубинного сознания, убеждая себя в том, что на самом деле никакой опасности нет, и все экранные персонажи существуют только в их сознании (воображении). Но и взрослые люди нередко вздрагивают и даже вскрикивают в наиболее страшных местах фильма, доходит дело иногда и до сердечных приступов. Сравните: при первых демонстрациях в конце прошлого века первых черно-белых, “немых” и технически крайне несовершенных фильмов, знаменитый эпизод с прибытием поезда на станцию неизменно вызывал панику среди зрителей, многие их которых вскакивали со своих мест и покидали зал, спасаясь бегством... Но разве взрослые люди не понимали того, что все это происходит на экране, а не в действительности, и никакой реальной угрозы для их жизни нет? Конечно, понимали, но все же поезд, движущийся прямо на них сильно их пугал. Зрительные образы в эмоциональном сознании “запускали” стереотипные программы (условные и безусловные рефлексы), направленные на спасение жизни. При этом “мнение” интеллекта игнорировалось – настолько изображение на экране казалось реальным.

Детям же гораздо труднее подавить защитные реакции подсознания и первую очередь именно из-за неразвитости их интеллектуального уровня сознания, поэтому и пугаются они значительно сильнее. Даже при чтении страшных сказок дети нередко прячутся под одеяло – это вполне естественная защитная реакция организма.

По той же причине при сильном испуге начинают шевелиться волосы на голове, а по телу “бегают” мурашки – это защитная реакция глубинного подсознания напоминает нам, что когда-то все наше тело было покрыто густой шерстью и эта шерсть “становилась дыбом”. Смысл такой реакции очевиден: таким путем увеличивается зрительный объем тела, которое начинает казаться больше, чем есть на самом деле, а значит, дезориентирует и сбивает с толку потенциального врага (более крупный означает более сильный). Именно по этой причине шерсть на загривке собаки – если ей угрожает опасность – становится дыбом, а кошка, например, распушивает свой хвост. Мурашки у человека могут появиться и от холода, в этом случае защитная реакция направлена на уменьшение потерь тепла.

Такова общая схема сложного механизма взаимодействия разных уровней сознания. Здесь же следует искать причину неизменного интереса людей к чужим, то есть мнимым по отношению к собственному сознанию, переживаниям других людей, будь то книга, песня, устный рассказ или фильм. Это не столь важно. Важно другое: мы всегда сопереживаем, то есть чужие желания и эмоции “провоцируют” и возбуждают наши собственные чувства, и мы в большей или меньшей степени начинаем испытывать те же самые желания и чувства. При этом, не смотря на то, что события или персонажи мнимые, чувства, которые мы испытываем по ходу фильма или чтения книги, представляются нам вполне реальными и способны нас глубоко волновать. Людей, способных в большой степени сопереживать мнимым (да и своим собственным) чувствам, мы считаем эмоциональными, отзывчивыми – в целом это характерно для женщин, а тех, кто слабо откликается на чужие переживания – неэмоциональными, черствыми.

В наследство от древнего биологического прошлого человеку досталось немало безусловных рефлексов и, соответственно, защитных реакций глубинного сознания. Например, слезы от радости, горя или боли тоже можно считать защитной реакцией организма, так же, как и крик “Ура!” Это ни что иное, как отголосок, казалось бы, давно забытого боевого клича, по своей природе точно такого же, как у американских индейцев или других нецивилизованных народностей и племен. Не случайно во многих боевых единоборствах сильные удары сопровождаются криками типа “Й-а-а..!” – это помогает мобилизовать резервные возможности сознания и организма, а значит, увеличить силу или резкость сокрушительных по своей мощи ударов. Для восточных единоборств, вообще, характерны упражнения, направленные не только на совершенствование тела или техники боя, но и на укрепление, совершенствование сознания (духа). Основная их идея – сознание так же важно, как сила, ловкость или выносливость.

А вот привычку людей улыбаться объяснить трудно: показывание или оскаливание зубов у хищников всегда означает недвусмысленную угрозу, а вовсе не знак симпатии. Причем эта угроза носит категорический характер, это “последний аргумент в дипломатии животных” для мирного разрешения конфликта – далее в ход идут клыки и когти для нападения или защиты. Видимо, это как-то связано с нашими предками, человекообразными обезьянами, которые хищниками не являлись, также как не являются хищниками и современные нам приматы.

Во всех книгах или фильмах нетрудно увидеть две составляющих: одна дает пищу уму, а другая – сердцу, то есть – чувствам. О вкусах не спорят, поэтому каждый выбирает то, что ему больше по душе[16]: любовные романы (в них всегда присутствуют элементы эротики), боевики и “ужастики” (месть, страх, ужас...), приключения, фантастика, романы о жизни (любопытство, риск, страх...) и так далее. То есть в основном, в своем выборе мы руководствуемся именно чувствами, а не интеллектом. По этой же причине абсолютное большинство людей равнодушны к наукам, особенно точным, или к статьям и прочим трудам такого же содержания: они дают пищу уму, но начисто лишены эмоций и поэтому считаются скучными и неинтересными. Если было бы иначе, то люди проводили свое свободное время не в ресторанах, дискотеках, на вечеринках или у телевизора, а в библиотеках, причем интересовались бы не художественной литературой, а чем-либо серьезным и интеллектуальным. Однако этого не наблюдается: даже те люди, которые берут нехудожественную литературу, делают это в основном по другим причинам – например, для учебы.

Приоритет интересов человека хорошо показывает, что он является в первую очередь существом эмоциональным, и только во вторую, если не третью, очередь – интеллектуальным. Другими словами, главные наши интересы лежат именно в эмоциональной, а не в интеллектуальной сфере. По большому счету человека интересует прежде всего он сам, отсюда и его неизменный интерес к своим или чужим чувствам и желаниям. Есть такое выражение “пощекотать себе нервы”. Есть и две возможности для такого “щекотания”: испытать эти чувства в действительности, то есть на “собственной шкуре”, либо испытать в той или иной степени те же чувства более безопасным способом – путем сопереживания чужим, то есть мнимым чувствам других людей. Второй способ проще и доступнее, кроме того он позволяет испытать чувства, которые в реальной жизни большинству людей просто недоступны: каждый может побыть в роли неуязвимого и любвеобильного агента 007, пилота “Формулы-1”, английской королевы, знаменитого разбойника или полководца... Острота сопереживания зависит от вашей эмоциональности, созвучности мнимых эмоций собственным чувствам и мастерства писателя или режиссера.

Глубинное и эмоциональное сознание тесно связаны между собой: настроение (баланс положительных и отрицательных эмоций), безусловно, влияет на физические возможности организма. Очевидна и обратная связь – хорошее физическое самочувствие поднимает настроение, а плохое – угнетает положительные эмоции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты