Технология мышления

Если же и эта последняя смысловая фраза “исчезает” из нашей памяти, то это означает, что мы благополучно забыли не только первоисточник информации, но и самый сжатый смысл этой информации. Но это еще не значит, что забытая информация безнадежно потеряна – она продолжает где-то храниться, но нам она уже, как правило, недоступна. Сравните: иногда мы вспоминаем давно забытые события, которые произошли в нашей жизни много лет назад, при этом нередко вспоминаем точные имена людей, причастных к этим часто второстепенным событиям и эпизодам, какие-то мелкие и совершенно неважные детали, которые, как нам казалось, мы навсегда забыли. Обычно такие подробности “всплывают” в нашей памяти как бы сами собой, без особых усилий с нашей стороны. И это выглядит тем более странным, если учесть, что многие события, произошедшие сравнительно недавно (несколько недель или месяцев назад) мы не можем детально воспроизвести в своей памяти, не смотря на все наши мучительные попытки.

Существует версия, что мы вообще ничего не забываем, просто вся первоначальная и полная информация хранится где-то в неведомых глубинах нашей памяти, пользоваться которой мы не умеем или не можем. И судя по потенциальным возможностям нашей памяти, такая версия имеет под собой основание. В повседневной же жизни мы предпочитаем пользоваться (если есть выбор) именно кратким содержанием, конспектом, рефератом, а не полной информацией. Кому приходилось учиться в высшей школе, те знают, что готовиться к трудным экзаменам гораздо проще и легче именно с помощью конспектов лекций, а не учебников, которые дают более полную информацию по изучаемым предметам. По этой же причине пишут шпаргалки – это ведь максимально сжатое изложение сути вопросов, точнее – ответов на них. Любопытны и две стратегии подготовки к экзаменам или зачетам: часть студентов – это более характерно для женщин – старается запомнить суть предметов путем обычного заучивания (зубрежки), другая же часть “нажимает” именно на смысловую сторону вопросов. Главное для таких студентов – запомнить суть, смысл хотя бы своими словами. Если это удается, то они легко сдают экзамены, но испытывают трудности, если требуется привести точные, буквальные формулировки чего-либо (формулы, правила, цитаты, точные даты). Зубрилы же, наоборот, легко справляются с точным воспроизводством формулировок, но путаются с обоснованиями и доказательствами – предмет заучен, но слабо усвоен, то есть понят, осмыслен. Дополнительные вопросы экзаменатора для них серьезная проблема. Нельзя сказать, что оба типа студентов использовали при подготовке и сдаче экзаменов разные типы памяти, но, тем не менее, одни делали упор на формальную память, а другие – на смысловую (ассоциативную).

Если условно считать, что уровней сознания у человека три, то сколько у нас уровней, (центров, баз данных) памяти? Не типов или видов памяти, о которых шла речь выше, а именно уровней? Точных данных по этому вопросу нет, неточных – тоже. Как и в случае с сознанием мы имеем дело с классическим “черным ящиком” – все попытки “покопаться” в его устройстве ничего не дают. Все, что мы можем, так это подавать что-либо на вход этого таинственного устройства, получать что-то на выходе и строить на этот счет какие-то более или менее обоснованные догадки и предположения. Но по крайней мере два четко разграниченных уровня памяти должны существовать в действительности: это память, хранящая врожденную информацию, которая наследственным путем передается от поколения к поколению, и память, хранящая вновь приобретенную информацию, которая по сути является личным опытом и не передается “по наследству”. Условно эти уровни памяти можно, например, назвать врожденной и приобретенной памятью – важно не их название, а принципиальные различия между ними.

Наиболее “просто”, не смотря на вынужденный каламбур, дело обстоит с глубинным уровнем сознания. Этому базовому уровню сознания наверняка должен соответствовать и базовый уровень памяти (базовая память). Это самый глубинный, устойчивый и хорошо защищенный уровень памяти, он практически в полном объеме передается по наследству от поколения к поколению, соответственно, память этого уровня присутствует и проявляет себя задолго до рождения ребенка. Ведь основные системы жизнеобеспечения эмбриона начинают работать еще в утробе матери... Можно сказать и более определенно и категорично: именно этот уровень памяти используется с момента зачатия новой жизни: все “программы” деления и развития оплодотворенной яйцеклетки “записаны” на этом глубинном уровне памяти.

По этой причине, например, из-за каких-то сбоев в работе “программ” построения и развития организма может родиться ребенок-урод с явно выраженными врожденными дефектами, но никогда у человека не может родиться какая-нибудь “лягушка иль неведома зверушка”. В естественных условиях это невозможно в принципе – для этого требуется замена одних фрагментов наследственной информации на другие, чуждые данному биологическому виду. Таков же “механизм” передачи наследственной информации и у любых других животных: теленок может родиться с двумя головами или шестью ногами, но и головы и ноги будут телячьими, а не поросячьими или собачьими. Появление, например, у человека хвостового придатка или у лошади трехпалости также объясняется сбоями на уровне наследственной информации, когда по каким-то непонятным причинам у организма появляются признаки, свойственные для их далеких предков (атавизм). Но в этом случае мы все же имеем дело с несколько иным феноменом: по-видимому, среди огромного массива наследственной информации присутствует какой-то массив, сектор или блок своего рода “архивной информации”, которая в свое время и определяла эти утраченные в ходе эволюции признаки, но по непонятным причинам оказалась включенной в активный набор “программ” построения и развития организма. Другими словами, происходит замена активных фрагментов наследственной информации или ее дополнение теми “архивными” фрагментами, которые хотя и присутствуют в общем массиве наследственной информации[50], но “не принимаются к исполнению” и в действительности могут проявиться только в виде ошибки. Если угодна техническая аналогия, то это приблизительно соответствует ситуации, когда командный файл (командная программа) запускает, то есть активизирует по ошибке какое-то другое, давно устаревшее и не используемое приложение, например, “Word2” вместо “Word7”.

Базовая память хранит колоссальное количество информации не только о “программах построения и развития” организма, его физиологии, о всех системах организма, способах контроля и регулировки этих систем, но и обо всех безусловных рефлексах, жестких “программах поведения”, образцах-эталонах различных образов, с которыми сравнивается информация от органов чувств (в первую очередь – осязания, обоняния, вкуса) и множество другой информации, о которой сегодня мы ничего не знаем. Кроме того, именно на этом уровне работают биологические часы, и вероятно, первая сверка времени происходит в момент рождения ребенка, когда “запускается” его система дыхания. С этого момента дальнейшая жизнь человека связана с отсчетом внутреннего (биологического) времени, а все программы развития организма согласованы с целевыми программами жизни: младенчество, детство, юность, молодость, зрелость, старость – это с одной стороны, и освоение органов чувств и движения, накопление личного жизненного опыта, рождение потомства и забота о нем (главная биологическая цель жизни), угасание физической, эмоциональной и интеллектуальной активности... – с другой стороны. Такова биологическая программа жизни от момента зачатия и до момента смерти. И хотя человек может умереть в любой момент своей жизни (в детстве, зрелости или еще в утробе матери), однако это вызвано уже другими причинами.

Большинство людей почему-то не согласны с такой программой жизни, заложенной самой природой, и хотят жить если не вечно, то как можно дольше. Зачем человеку вечная жизнь, если и с одной, обычной человеческой жизнью у многих серьезные проблемы и разочарования?[51] За свою жизнь, часто не длинную, они успевают наделать немало непоправимых ошибок, проступков или преступлений, воспоминания о которых беспокоят и отравляют их оставшуюся жизнь. Любопытно, но люди в преклонном возрасте, особенно если они прожили трудную и непростую жизнь, обычно не стремятся не только к вечной жизни, но не особенно жаждут дожить и до ста лет. Нарастающие жизненные проблемы (в первую очередь – со здоровьем) заметно меняют их первоначальные максималистские устремления молодости – жить как можно дольше – и теперь они желают (или просят у Бога) для себя не успехов, богатства или долголетия, а всего лишь спокойной старости и легкой смерти. Все остальные и обычные для людей благие пожелания переадресовываются уже следующим поколениям: детям, внукам, правнукам. В конце своей жизни человек не только устает от жизни физически, но и морально: к неизбежности собственной смерти он начинает относится гораздо более спокойно и мудро: “чему быть, того не миновать”. Поэтому и изводить себя такими мрачными мыслями ни к чему...

Эмоциональному уровню сознания скорее всего тоже соответствует какой-то более или менее обособленный уровень памяти. Но дело здесь обстоит много сложнее и запутаннее. И не только потому, что этому уровню должны соответствовать колоссальные массивы информации, связанные в первую очередь с работой органов чувств, но и с достаточно обоснованным предположением, что в эти массивы входят совершенно разные типы информации – не только по их происхождению, но и по степени их последующей обработки. Кроме необработанной (первоначальной) информации от органов чувств и огромного количества экстероцепторов сюда входит и уже обработанная, осмысленная информация такого рода[52], весь личный опыт в форме условных рефлексов, навыков, пережитых эмоций и тому подобное. Это своего рода “многоканальный черный ящик”, который записывает как всю внешнюю информацию, так и все внутренние команды, эмоции, желания и все остальное, что так или иначе связано с накоплением и использованием личного опыта жизни. Такая информация носит конфиденциальный, закрытый характер и по наследству не передается. Случаи передачи каких-либо приобретенных навыков, знаний исключительно редки и, вероятно, носят аномальный характер из-за каких-либо сбоев в работе эмоционального и глубинного сознания.

Как уже было сказано, случаи такого рода чрезвычайно редки и в высшей степени загадочны, однако они все же иногда случаются, и в отличие от примеров с атавизмами или врожденными уродствами имеют, по-видимому, другие причины. С точки зрения информатики, это соответствует случаю ошибочной адресации информации, когда, например, информация, предназначенная только для решения какой-либо текущей задачи по ошибке (сбои в командных программах) остается не в оперативной памяти, где она должна быть стерта по окончанию решения задачи, а попадает в долговременную память. Известен и описан, например, такой уникальный случай: человек после травмы головы неожиданно для всех, в том числе и для себя самого, начинает говорить на иностранном языке, на котором он ранее не знал не одного слова. Более того, этот язык оказывается каким-то диалектом, на котором говорили люди, жившие в соседней стране, несколько веков назад! Если такой загадочный случай и можно как-то объяснить, то, вероятно, таким образом. Несколько веков назад с прямым предком этого человека – для которого тот диалект был родным языком – произошел редчайший случай: знание языка, как сумма информации, оказалось по ошибке включенной в наследственную память, где в виде “архивного файла” благополучно хранилась все эти сотни лет, передаваясь от поколению к поколению в общем массиве наследственной информации, примерно так же, как передается информация, ответственная за возникновение атавизмов.

Соответствует ли интеллектуальному уровню сознания какой-то свой, обособленный уровень памяти – сказать трудно. Возможно, что, например, словесно-логическая память соответствует этому уровню сознания, но с таким же успехом можно предположить, что такая память соответствует эмоциональному уровню сознания или даже “поделена” между верхними уровнями сознания. Об этом достоверно ничего не известно и как уже было сказано, память – наиболее таинственный и наименее изученный аспект нашего сознания.



14.  ОСОБЕННОСТИ  ЗРИТЕЛЬНОЙ  ПАМЯТИ


С особенностями нашей памяти мы сталкиваемся на каждом шагу... Каждому хорошо знакома ситуация: поздоровался с вами человек, лицо его, безусловно, вам знакомо, а вот вспомнить его имя удается не всегда, даже в течение целого дня после встречи. Почему так происходит, почему мы так странно забываем? Случается и обратная ситуация: имя человека знакомо, но не можем вспомнить его зрительный образ... Проще всего это объяснить, если принять за основу рабочую гипотезу о разделении файлов[53] информации по их типам и, следовательно, местам их хранения. В соответствии с таким допущением, зрительная информация неоднородна: есть, например, конкретные зрительные образы конкретного человека (своего рода “мгновенные фотографии”), есть логически обработанный, суммированный и усредненный образ этого человека (своего рода “рукотворный портрет”, написанный или созданный на основе мгновенных реальных “снимков”), и есть, наконец, приложение к “портрету” в виде имени и других данных, которые нам известны об этом человеке. Все это – разные виды информации. “Фото” можно считать аналогом конкретной зрительной информации, “портрет” же – это продукт нашего сознания, суммированный логический образ человека, созданный на основе его реальных и конкретных зрительных образов. Разница между этими двумя типами образов примерно такая же, как между обычной любительской фотографией и портретом, выполненным рукой опытного, талантливого художника. Имя человека можно считать приложением к “портрету”, но это “файл” совершенно другого типа – это осмысленная словесно-логическая, а не зрительная информация.

Если “фотографии” и “портрет”, возможно, и хранятся где-то рядом, то имя должно храниться совсем в другом месте – это совершенно иной тип информации. (Для сравнения: компьютер хранит графическую и текстовую информацию в разных местах своей памяти и пользуется для работы с разными типами файлов разными программами.) Но в файле “портрет” должна быть своего рода “ссылка”: “имя хранится там-то...”, а в файле “имя”, соответственно, должна быть “обратная ссылка”. То есть между разнотипными файлами должна быть какая-то связь, и “имя” при такой аналогии есть что-то вроде “бирочки, привязанной к портрету”. Аналогичные связи, вероятно, должны быть и между “портретом” и его обычно многочисленными мгновенными “этюдами”, то есть конкретными зрительными образами.

Поэтому, когда наше сознание идентифицировало лицо человек на зрительно-логическом уровне[54], но не смогло этого сделать на словесно-логическом, то это означает, что нарушилась связь между разнотипными файлами, а “бирочка с именем” где-то затерялась или “оторвалась” в процессе извлечения “портрета” из места его постоянного хранения в нашей памяти. Примечателен и способ, которым мы стараемся вспомнить забытое имя: мы начинаем наугад перечислять имена: Иван?.. Николай?.. Сергей?.. Очевидно, что такой способ направлен на прочтение всех “бирок с именами”, то есть файлов с именами людей в нашей личной “картотеке”. С помощью такого простого способа иногда удается вспомнить забытое имя, иногда – нет.

Здесь совершенно отчетливо видна аналогия с работой нашего сознания по созданию кратких рефератов прочитанной книги. Усредненный, логически обработанный и осмысленный “портрет” конкретного человека является полным аналогом сжатого, “смыслового реферата” книги – разница только в исходном типе информации. Интересно, но и с “портретами” наше сознание поступает точно так же, как и с “рефератами”. “Энтропия информации” приводит к тому, что смысловой “портрет” точно так же разрушается и хорошо знакомые черты начинают расплываться, теряя сначала мелкие, а потом и значительные, характерные черты. Кончается эта разрушительная работа так же, как и в притче с перевозкой библиотеки: в памяти остается смутное, едва угадываемое лицо, а потом мы и вовсе забываем зрительный образ человека.

Если в случае с “рефератом” было неясно, зачем наше сознание все время сокращает и переписывает текст книги (правильнее – логическое или смысловое содержание книги), то в случае с “портретом” такое упрощение и усреднение имеет вполне очевидное практическое назначение. Не будь в нашей памяти таких логически обработанных и усредненных “портретов”, то мы вряд ли смогли бы опознать даже собственную мать. Ведь достаточно ей предстать в чуть измененном ракурсе, изменить прическу или подкрасить губы помадой другого цвета... и мы не смогли бы ее узнать! Потому что в нашей “картотеке мгновенных фотографий” нет именно такого снимка! Однако на практике этого обычно не происходит, и мы достаточно легко идентифицируем лица знакомых нам людей. Хотя, случается, что ошибаемся, но, как правило, именно в тех случаях, когда “портрет” давно не извлекался из памяти, не подновлялся и, следовательно, в значительной мере подвергся “энтропии”. Такие ошибки обычно вызваны значительными изменениями в чертах лица оригинала: например, из-за возрастных изменений, перенесенной болезни, “экспериментов” над своей внешностью, недостаточной освещенностью и тому подобных причин.

Крайне любопытна еще одна особенность нашей зрительной памяти. Если “мгновенные фото” двухмерны и в лучшем случае – стереоскопичны, то “портрет” должен иметь не менее трех измерений. Другими словами, это объемное изображение, которое наше сознание способно повернуть, наклонить, изменить масштаб... для того, чтобы получить плоскую проекцию в нужном ракурсе (для сравнения характерных параметров или черт лица “портрета” с визуальной информацией, поступающей от органов зрения). Такая работа сознания чисто технически связана с решением огромного количества задач по пересчету пространственных координат всех точек лица, и даже быстродействующие компьютеры справляются с аналогичной задачей с весьма заметными затратами времени. Но в случае с нашим сознанием “портрет” (хотя правильнее было бы – “скульптурное изображение”) подвергается пересчету еще по одному измерению – по времени. В определенных пределах сознание человека способно интерполировать объемное изображение вперед или назад по “оси времени”. То есть наше сознание способно по сегодняшнему “портрету” опознать человека спустя 5, 10 и даже более лет. А ведь сам оригинал за это время может значительно измениться: могут появиться новые морщины, складки, одутловатость и так далее. Под силу ему и обратная задача: опознать юношеские и даже детские фотографии, которых мы никогда не видели, так же как не видели в этом возрасте и самого человека. Кроме того, наше сознание может без особого труда добавить или, наоборот, убрать из “портрета” какие-то отдельные признаки или детали: например, шрам, седые волосы, лысину, очки... Другими словами, сознание может легко корректировать объемный “портрет” и вносить в него необходимые изменения.

Можно предположить, что “рефераты” и “портреты” создаются с одной и той же целью: во-первых, для опознания оригинала, а во-вторых, для удобства пользования. А может быть – и для экономии места: сверхсжатый вариант книги легче держать в памяти, легче им и пользоваться. Но если мы на практике не пользуемся и этой краткой информацией, то она постепенно исчезает из нашей памяти и перемещается в какой-то “темный чулан”, ключей от которого у нас нет. Образно говоря, наше сознание регулярно и постоянно проводит своеобразную чистку, перестановку и уборку в своих гигантских хранилищах информации: чем реже мы пользуемся какими-то “файлами”, тем дальше они отодвигаются от “окошка выдачи” и тем более скудной становится информация в “папках-файлах”. Сравните: много ли вы сможете вспомнить деталей или персонажей из когда-то хорошо знакомой и даже изучаемой в школе книги, скажем, сочинения А. С. Пушкина “Дубровский”, если с тех пор вы не брали эту книгу в руки и не смотрели одноименный фильм?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты