Технология мышления

Технология мышления


Виктор аннинский

 

ТЕХНОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ




Братьям нашим меньшим посвящается



Почему так трудно выучить иностранный язык? Кто и как помогает нам в управлении автомобилем? Почему дети в возрасте «от двух до пяти» буквально «терроризируют» взрослых своими бесконечными вопросами? Мог ли Юлий Цезарь делать семь дел сразу? Почему нам становится страшно, когда мы смотрим фильм ужасов? Каким образом мы способны узнавать лица знакомых людей, и почему мы так странно забываем их имена? Когда появились первые слова, и что появилось раньше: слова или мысли? Чего не могут компьютеры, и с чем легко справляется ребенок? Кто «хозяин» в нашем сознании? Как «думают» собаки, чему учат в «кошачьих школах» и почему не все обезьяны стали человеками?

На эти и многие другие вопросы предлагаемая работа дает интересные, а часто и неожиданные ответы, которые идут вразрез с устоявшимися, традиционными представлениями. Она позволяет объяснить многие непонятные стороны и загадочные особенности человеческого сознания. И пусть вас не пугает слово «теория»: книга написана простым понятным языком, рассчитана на широкий круг читателей и имеет практическое назначение.

Новая работа дает вполне конкретные ответы на многие вопросы, в том числе и на самые трудные: что такое сознание и мышление, каково их происхождение и какое место занимает человек среди других биологических видов?

Основные формулировки, описывающие общие принципы организации сознания и алгоритмы мышления человека, могут иметь важное практическое значение в попытках создания реальных прототипов искусственного интеллекта. То есть – принципиально нового поколения компьютеров, которые, наконец, научаться думать и находить собственные алгоритмы решений, примерно так, как это делает человек. Более того, работа над частными приложениями выявила и другие уникальные аспекты: компьютерные программы могут не только стать интеллектуальными (как ни странно − эмоциональными тоже), по отношению к искусственному интеллекту они способны в миллионы раз сократить тот гигантский эволюционный путь, который прошел биологический вид homo sapiens, прежде чем стать человеком.


Технические примечания. Текст настоящей работы структурирован (разбит на главы). Для навигации достаточно использовать режим «Структура», уровень 2 (меню «Вид») или соответствующий значок в левом нижнем углу окна. Сноски собраны в конце, однако, чтобы их увидеть, достаточно к знаку такой концевой сноски просто подвести курсор.


 

1.  ТАЙНА ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ

Феномен сознания человека издавна считается одной из величайших загадок Природы и первые попытки постигнуть сущность этого таинственного и ускользающего от нашего понимания явления восходят еще к временам Античности. Но и в более поздние времена люди не оставляли своих многочисленных попыток ответить на самые трудные вопросы: “Что такое сознание? Что такое мышление? Каково происхождение сознания человека? Каков “механизм” нашего способа мышления? Можно ли считать в какой-то степени, пусть даже в очень небольшой, разумными других животных?”

Целью настоящей работы являлось не исследование каких-то биологических, физиологических, психических или иных аспектов мозга человека или животных, хотя этого полностью избежать не удалось, но исследование именно самого феномена человеческого сознания и предшествующих ему прототипов. По сути дела, данная теоретическая работа является развернутой  концептуальной идеей, которая формирует и упорядочивает в единое логическое пространство оригинальную систему взглядов и подходов, а также собственные или заимствованные версии, идеи или предположения.

Основные выводы, логически вытекающие из принятых за основу предпосылок, нередко противоречат общепринятым традиционным представлениям о природе нашего сознания, а иногда эти выводы диаметрально противоположны по отношению к некоторым устоявшимся научным мнениям или подходам. Теория, не смотря на всю сложность феномена человеческого сознания, изложена простым, доступным языком и рассчитана на широкий круг читателей, не имеющих специальной подготовки в этой области, но интересующихся этими “вечными загадками”.


Людям свойственно ошибаться, подтверждений этому несть числа в истории человечества вообще и науки – в частности. Сначала, например, считалось непреложной истиной, что Земля плоская и держится на трех китах, потом ее все же признали круглой, но оставили центром Мироздания, потом оказалось, что это Земля вращается вокруг Солнца и себя самой. И сравнительно недавно выяснилось, что Земля хотя и круглая, но не шар, а имеет довольно сложную форму в виде геоида. И вряд ли на этом месте можно поставить точку: процесс познания человеком мира и самого себя бесконечен...

Что же касается сознания человека, то мы еще в самом начале тернистого и многотрудного пути. Неизвестно точно, как обстоят дела с “тремя китами”, но то, что человек является единственным носителем разума – это на сегодняшний день непреложная истина. Соответственно, весь Мир должен вращаться вокруг единственного и неповторимого сознания человека, точно так же, как в свое время весь Мир вращался вокруг Земли, центра Вселенной. Идея не оригинальна, но очень удобна для людей. Если же отбросить непомерные человеческие амбиции и взглянуть на проблему сознания человека непредвзято, то нетрудно заметить множество явных противоречий в таком подходе.

Во-первых, у Природы нет и никогда не было “любимчиков”. Люди являются такой же неотъемлемой частью животного мира как, например, дельфины или лисицы. То, что мы люди, не означает, что мы лучше или хуже остальных видов животных. Мы не лучше и не хуже – мы другие, но ведь то же самое можно сказать и про любой другой биологический вид.

Во-вторых, человек, как биологический вид, имеет немало близких родственников. Близки нам не только приматы, но и многие другие животные. Вопрос только в близости родства, а в самом общем смысле нет, наверное, ни одного биологического вида, который не имел бы к нам пусть самого отдаленного и условного, но родства.

В-третьих, повседневный опыт показывает, что некоторые млекопитающие руководствуются в своем поведении не только рефлексами и инстинктами. Соответственно, мы склонны считать одних животных “умными”, а других – “глупыми”.

В-четвертых, откуда же появился разум (или сознание) у человека, если все другие биологические виды, лишены этого качества полностью? Можно сформулировать этот каверзный вопрос и иначе: в какой именно день обезьяна[1] легла спать неразумной обезьяной, а наутро проснулась разумным человеком?

Можно привести в-пятых, в-шестых и в-десятых... Дело здесь не в количестве противоречий, а в постановке вопроса. Действительно ли человек  является единственным разумным существом? Ответить утвердительно на этот вопрос, означает не замечать явных противоречий и с накопленными знаниями, и с повседневным нашими опытом. Другое дело, что люди имеют настолько развитое сознание, что оставили далеко позади себя все другие биологические виды. Но ведь с этим никто не спорит. Хотя и здесь не все так просто и однозначно: мозг слона, например, превосходит по объему мозг человека, а мозг дельфина не уступает в сложности. Уместно будет напомнить, что мозг вымерших гигантских динозавров был ничтожен в сравнении с мозгом человека, и это не смотря на их впечатляющие размеры. Если не путать ум с образованием (суммой полученных знаний), то те же дельфины ведут себя на удивление разумно: они никогда не нападают на себе подобных и исключительно дружелюбны по отношению к людям. В отличие от “хомо сапиенсов”, которые такими “комплексами” не страдают, не смотря на всю их разумность.


Эта и следующие две главы являются трудными не столько для понимания, сколько для восприятия, так как содержат большое количество необходимых пояснений и отступлений. Однако преодолев эти главы, вы увидите грандиозную картину становления и развития сознания человека, на создание которой природа затратила несколько миллиардов лет и бесконечное число «экспериментов».


Теорий о сознании человека существует множество, и нет особой нужды рассматривать их все. Однако все такие теории или гипотезы так или иначе пытаются дать ответы на главные, принципиально важные вопросы, и в первую очередь на такие: что такое сознание и что такое мышление человека? Прежде, чем перейти к рассмотрению этих ключевых вопросов, следует сформулировать постулаты (положения, принимаемые без доказательств), взятые за основу, суть нового подхода к этой глобальной проблеме, а также указать на две важнейшие идеи, которые послужили отправной точкой и одновременно являются краеугольными камнями в основании настоящей теоретической работы.

Первая идея вытекает из хорошо известного труда Ч. Дарвина “О происхождении видов путем естественного отбора...” (1859 г.). Если человек произошел от обезьяны и таким естественным образом “унаследовал” от своих далеких предков общее строение своего организма, равно как и всех его частей (например, кисть руки), всех внутренних органов и систем жизнеобеспечения, то почему мозг человека должен быть исключением из общего правила? Хотя люди традиционно и считают приматов неразумными существами, однако до сих пор еще не удалось обнаружить ни одной обезьяны, у которой не было бы головного мозга. Почему же люди считают, что сознание человека возникло на “пустом месте”? “Из ничего – ничто”, – это хорошо известный тезис и пока еще никому ни удалось его опровергнуть. И не удастся, хотя бы потому, что любое такое “доказательство” вступит в явное противоречие с фундаментальными законами Природы о сохранении материи. Мозгу человека предшествовал мозг обезьяны, точно так же как и любому другому органу предшествовал соответствующий прототип. Это представляется достаточно очевидным и вряд ли нуждается в доказательствах. Следующий из этих предпосылок логический вывод, что сознанию человека предшествовало сознание обезьяны, нуждается тем не менее в таком доказательстве, но не по причине его неочевидности, а по причине стойких предрассудков и стереотипов человеческого мышления.

Вторая идея принадлежит нашему знаменитому соотечественнику И. М. Сеченову: ”Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы” (1863 г.). Остается только удивляться его необычайной прозорливости: ведь по существу эти слова являются ключом к проблеме человеческого сознания и мышления, проблеме, которая не дает нам покоя на протяжении уже многих тысяч лет... Удивительно и другое: обе идеи были известны почти полтора века назад и никто не мешал задуматься над их значением или как-то связать их между собой – ведь они несут в себе огромный, нереализованный научный потенциал. Настоящая работа раскрывает и развивает эти идеи, доводит их до логического завершения. Забегая вперед, можно сказать, что именно с таких позиций удалось ответить на многочисленные и трудные вопросы, связанные с нашим сознанием и мышлением.

При обосновании теории “Технология мышления” был использован логический метод анализа, как наиболее универсальный. Не следует считать этот метод чисто формальной логикой. Возможно, методы формальной логики хорошо подходят к решению проблем математики или физики, но к проблеме сознания человека такой подход был бы малопродуктивным: слишком много здесь неизвестных и слишком много “естественных” научных направлений связано с этой проблемой, таких как биология, медицина, психология, лингвистика и многие другие. Соответственно, такие знания носят не столько абстрактный, сколько конкретный характер. При всем уважении к этим наукам их нельзя считать “чистыми и идеализированными науками”, которые способны отвлечься от второстепенных фактов и факторов и возвысится над всем и вся в своей логической чистоте, абстрактности и “непорочности”, как, например, математика.

Фактическим материалом послужили многочисленные и общеизвестные примеры, показывающие и подчеркивающие особенности человеческого сознания, мышления и поведения. На многие, в том числе и “главные”, вопросы новая теория позволяет дать достаточно обоснованные, “логичные”, хотя нередко и неожиданные ответы. Тем не менее на очень многие вопросы ответов пока нет, и в первую очередь это относится к проблемам и процессам, связанными с памятью человека. Если и сам феномен сознания является классическим “черным ящиком”, то по отношению к памяти это определение верно вдвойне: об этом аспекте сознания нам практически ничего неизвестно.

Детальное изучение тех или иных вопросов изначально не входило в задачи настоящей работы, поэтому приводящиеся многочисленные и хорошо известные факты из других областей науки, например, биологии, носят общий, а не узкоспециальный характер. В равной мере это относится и к многочисленным аналогиям и примерам. По той же причине в работе практически не используются узкоспециальные научные термины.


Постулаты[2], положенные в основу настоящей теории:


1. Функция сознания является таким же продуктом эволюции, как и любая другая функция организма.

2. Сознание, равно как и мышление, по своей природе материальны и, следовательно, поддаются описанию и пониманию.

3. Сознание является вторичным по отношению к существованию (образу жизни), и соответствуют этому образу жизни. Изменение образа жизни ведет к изменению сознания.

4. “Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы” (И. М. Сеченов).

5. Сознание является сложной (интегрированной) функцией мышления. (Сознание – вторично, мышление – первично.)


Некоторые постулаты не кажутся достаточно очевидными, однако отказ от любого из них ведет к неразрешимым логическим противоречиям или разрушает общую целостность предлагаемой концепции.


Под словом “сознавать” (“осознавать”) в настоящей работе подразумевается логическая обработка любого типа информации, как внутреннего, так и внешнего происхождения. Соответственно, “сознание“ (“осознание”) – это, в самом общем значении, способность к логической обработке (т.е. “пониманию”) такой информации. Значение этих слов в настоящей теории значительно шире, чем в общепринятом понимании или толковании этих понятий.

Во многих главах были использованы хорошо известные пословицы и поговорки – и это не случайно. Дело в том, что пословицы и поговорки отражают многовековые, а иногда и тысячелетние наблюдения людей и отличаются исключительной достоверностью (хотя и субъективной). В этом легко убедиться: попробуйте опровергнуть любую устоявшуюся пословицу или поговорку и вы увидите, что сделать это крайне трудно, если вообще возможно. Причиной чрезвычайной устойчивости в языке пословиц и поговорок является их достоверность, которая выдержала испытание временем и подтверждена опытом многих поколений людей. Именно “опыт, сын ошибок трудных” и является “главным гарантом” их истинности, так как критерием истинности может быть только практика, а не идеология, религия или наука. Научная картина Мира, в соответствии с накопленными знаниями, изменялась и пересматривалась самой же наукой неоднократно, и в этом отношении опыт, нашедший свое отражение в пословицах и поговорках, вполне заслуживает серьезного внимания.



2.  ГЛУБИННОЕ  ПОДСОЗНАНИЕ  (ГЛУБИННОЕ  СОЗНАНИЕ)


В рамках настоящей работы сознание человека условно поделено на три уровня (глубинное, эмоциональное, интеллектуальное), но с таким же успехом его можно поделить на четыре или семь уровней – это не столь важно. Важно другое: сознание человека неоднородно, а такое чисто условное деление позволит впоследствии понять два важнейших момента: зарождение сознания и эволюционный путь его развития.

Глубинные участки головного мозга (его ядро) являются наиболее древними, первичными образованиями нервных клеток. Сюда же можно отнести и спинной мозг. Назначение этой части – регулирование всех систем жизнеобеспечения организма. Другими словами – вся физиология. Этот участок мозга, назовем его уровнем глубинного сознания, обеспечивает сложнейшие функции регулирования и контроля всех внутренних органов и систем, каждой клетки организма, а также “отвечает” за безусловно-рефлекторную деятельность организма. Движет или управляет этим уровнем сознания три основных инстинкта: самосохранения, самообеспечения и размножения. Глубинное сознание сориентировано на обслуживание внутренних потребностей организма в пище, воде, отдыхе и т. п. Именно этот уровень сознания контролирует и регулирует все сложнейшие биохимические процессы, протекающие на уровне клеток, органов, систем или всего организма в целом, постоянно поддерживает в нужных параметрах обмен веществ, энергетические балансы и многое другое, без чего нормальная жизнедеятельность организма невозможна.

С какими именно органами чувств связан этот уровень сознания? Полно и исчерпывающе ответить на этот вопрос пока не представляется возможным. Но можно все же предположить, учитывая, что это древнейший по времени происхождения уровень нашего сознания, что первоначально он был не только связан с регулированием и контролированием всех систем жизнеобеспечения организма (это его главная функция), но и наверняка был связан с самыми первыми, примитивными прототипами органов чувств и органов движения хотя бы потому, что тогда просто не существовало других уровней сознания. Во всяком случае, что-то похожее наблюдается у примитивных видов животных – они не имеют еще сколько-нибудь развитого мозга, (так же, как и развитых органов чувств и движения), а его роль на этом этапе эволюционного развития организма выполняют скопления нервных клеток. И образ жизни, и физиология таких животных крайне примитивны.[3] Поэтому с такими примитивными внутренними потребностями вполне справляются несколько десятков, сотен или тысяч нейронов, играющих роль нервного центра. Но в процессе эволюции и усложнения организма усложняется и этот уровень сознания, который должен регулировать все новые и все более сложные органы и системы жизнеобеспечения. Например, система терморегуляции есть у всех млекопитающих и птиц, но отсутствует у менее организованных животных, таких как рептилии, земноводные или рыбы.

Можно предположить, что “исторически” этот уровень сознания был связан с прототипами таких органов чувств, как осязание, вкуса, обоняния. Вполне возможно, что и сегодня эти органы чувств человека замыкаются на уровень глубинного сознания, полностью или частично.

Этот уровень сознания имеет огромное количество внутренних и внешних “датчиков” (интероцепторов и экстероцепторов). Назначение и происхождение интероцепторов достаточно очевидно и понятно: именно таким путем глубинное сознание получает гигантское количество информации о работе и состоянии всех внутренних органов, систем жизнеобеспечения, вплоть до каждой клетки организма. Подавляющая часть такой информации по вполне понятным причинам предназначена только для “внутреннего пользования”, на ее основе глубинные отделы головного мозга, а также спинной мозг, получают возможность регулирования и контроля всего организма в целом или любой его части в отдельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты