Технология мышления

Некоторые чрезвычайно интересные аспекты исследования сознания человека вынесены за рамки настоящей работы и рассмотрены в частных приложениях к ней. Сделано это из практических соображений – все они являются только частными приложениями, основанные в полной мере на настоящей теории. Кроме того, такое разграничение общего и частного позволяет не загромождать и без того достаточно сложную теоретическую работу побочными направлениями, тем более, что таких интересных и имеющих немалую практическую ценность направлений, уже сегодня просматривается немало. Причина же сокращений и изъятий в настоящей, девятой по счету редакции, в другом: некоторые аспекты исследования феномена человеческого сознания и мышления оказались далеко за пределами обозначенной в названии работы темы. Многие опущенные выводы, закономерности и принципы могут иметь совершенно непредсказуемые последствия в случае открытой их публикации в печати. Во всяком случае, автор придерживается именно такой точки зрения: некоторые положения теории, а также некоторые частные приложения к ней, так или иначе затрагивают отдельные направления высоких компьютерных технологий, которые в недалеком будущем способны значительно изменить наш привычный мир или сложившиеся приоритеты стратегических исследований в области естественного или искусственного интеллекта...

Кроме того, настоящее исследование имеет косвенное отношение и к другим, в высшей степени проблемным, спорным и неоднозначным темам (с точки зрения морали, религии или права), таким как расшифровка реального языка мышления человека (другими словами – к чтению мыслей человека), копирование сознания человека и в отдаленной перспективе – к проблеме бессмертия человека (не тела, но его сознания). Если к этому добавить тот факт, что работы по клонированию высших животных показывают весьма обнадеживающие результаты, то тысячелетняя мечта людей о бессмертии, может оказаться реальностью. “Трансплантация сознания” в купе с клонированием тела человека открывают реальные перспективы для решения столь дерзкой, небывалой и грандиозной задачи...

Кроме всего прочего, настоящая теория может оказать ощутимую моральную поддержку многочисленным общественным организациям и движениям, которые считают своим гуманным долгом помощь диким и домашним животным, а также защиту их прав. Общая направленность этой исследовательской работы в перспективе дает таким движениям какой-то дополнительный шанс в области расширения прав животных, и в первую очередь – млекопитающих.


Парадоксально не только наше сознание, но нередко и пути, которыми оно нас ведет к тем или иным целям. Например, как могло получиться, что новейшая теория, изначально ориентированная на сверхвысокие информационные технологии следующего века, рождается не в Западной Европе, Японии или США, а в умирающей России, где вообще никакие теории не нужны, ни прошлого века, ни этого, ни следующего? Кто знает... Очередной парадокс нашего трагического времени – “пути Господни неисповедимы”. Как бы там ни было, но теория создана в предельно сжатые сроки и не без драматических моментов, связанных и с самой работой, и с поразительным, если не сказать откровенно циничным безразличием к ней со стороны официозной науки...

Впрочем, автору нет уже ровно никакого дела ни до российской науки, ни до отдельных ее представителей, которых хотя и касалась тема этого исследования, но, видимо, не значилась в их научных планах. В свое время автор не получил никакой поддержки или помощи от РАН, не получил он и ни одного (!) ответа на свои многочисленные обращения в это некогда уважаемое автором учреждение. Теперь же в этом нет никакой нужды: работа над основной частью теории закончена и, собственно говоря, уже нет никакой разницы, как отреагирует на эту теорию те или иные чиновники от науки, и отреагируют ли вообще. Они могут сохранять свое олимпийское спокойствие, игнорировать новую работу или “выискивать в ней мелких блох”, автору это уже безразлично. Гораздо важнее другое: “рукописи не горят”, а новая работа так или иначе будет известна другим людям и, возможно, поможет им в их собственных исследованиях феномена сознания и мышления человека. Время все расставит на свои места...

Ницше как-то сказал: “Бог умер”. Он не имел в виду ни нашу страну, ни наше время. Но самым непостижимым образом этот “вердикт” отразился именно на России: кроме убийственных по своим последствиям нескольких социальных катастроф добавились и новые беды. Вслед за Богом умирает Вера, Любовь... Траурный список можно продолжить: Честь, Совесть, Правда, Порядочность, Милосердие... На очереди, по-видимому, Разум и даже Здравый Смысл – ибо все больше и больше наша некогда великая страна превращается в страну Абсурда. Что касается Надежды, то, как известно, она умирает последней...

Умерла и Наука. И хотя еще остаются честные и талантливые ученые, но с каждым истекшим годом очередного, грандиозного и чудовищного социального эксперимента их остается все меньше и от них уже ничего не зависит. Еще продолжают стоять солидные здания головных НИИ с помпезными вывесками на своих фасадах, но это уже больше похоже на фантомы или миражи. Своего рода свет далекой и давно умершей звезды, который мы еще продолжаем видеть...

Парадоксально сознание человека, парадоксальна и его жизнь. Жизнь – сознание, сознание – жизнь... И не будь у настоящей теории давно заготовленного и приберегаемого посвящения, его место бы занял другой, печально знаменитый эпиграф: “Никому не верь, никого не бойся и ничего не проси”.


В заключении остается только повторить известные слова Марка Аврелия Цицерона: “Сделал, что мог, и пусть кто может, сделает лучше”.


Новороссийск,

сентябрь 1997 – сентябрь 1999 года.

P.S. В предыдущих редакциях работа имела другое название: «О происхождении сознания, или Естественная эволюция сознания человека», тираж брошюры был незначительным.

P.P.S. Последняя редакция (2007 г.) носит стилистический характер и не затрагивает принципиально важных сокращений и изъятий, о которых говорилось в примечаниях к настоящей работе.



Перечень приложений к теории “Технология мышления”


I. Частные:


1. “Образ жизни и проблемы здоровья”;

2. “Мужчина и женщина: особенности сознания, понимания, поведения”;

3. “Самосознание человека и его “Эго”;

4. “Влияние средств массовой информации на сознание людей”;

5. “Творчество и сознание”;

6. “Способ мышления человека”;

7. “Принципы организации сознания человека”;

8. “Принципы организации сознания животных”;

9. “Принципы построения и развития искусственного интеллекта”;

10. “Материя и информация”. И др.

(Часть этих приложений не закончены, либо сохранились только в «набросках».)


II. Научно-популярные и литературно-публицистические:


1. “Чего не может ни один компьютер?”;

2. “Думающие компьютеры, что это такое?”;

3. “Реквием для глупых обезьян”;

4. “Про Ивана-Дурака, ушлого Обезьяна и братьев наших меньших”;

5. “Бессмертие: миф или реальность?”;

6. “Лекарство от рака”;

7. “СПИД – проклятие нашего времени”; И др.

-----------------------------------------------------------------------------


Использованная литература:


1.     А.В.Яблоков, А.Т.Юсуфов “Эволюционное учение”, М., 1981 г.

2.     А.А.Парамонов “Дарвинизм”, М., 1972 г.

3.     Ч.Дарвин “О происхождении видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь”, М.,1987 г.

4.     В.А.Бердников “Эволюция и прогресс”, Новосибирск, 1991 г.

5.     В.М.Медников “Дарвинизм в XX веке”, М., 1975 г.

6.     С.И.Ожегов “Словарь русского языка”, М., 1989 г.

7.     “Фразеологический словарь русского языка”, М., 1978 г.

8.     В.Даль “Пословицы и поговорки”, т. I-II, М., 1984 г.

9.     “Русские народные пословицы и поговорки”, М., 1965 г.

10. “Мудрое слово. Русские пословицы и поговорки, М., 1957 г.

11. “Советский энциклопедический словарь”, М., 1990 г.

12. “Библия”, М., 1995 г.

13. Н.А.Кун “Легенды и мифы Древней Греции”, Йошкар-Ола, 1998 г.

14. О.Хайам “100 рубаи”, Душанбе, 1984 г.

15. А.С.Пушкин, с/с в 3-х томах, М., 1986 г.

16. М.А.Булгаков “Мастер и Маргарита”, М., 1995 г.

17. В.С.Высоцкий (Поэзия и проза), М., 1989 г.

18. В.В.Маяковский “Поэмы и стихотворения”

19. “Философия”, Ростов-на-Дону, 1997 г.

20. “Современная философия”, Ростов-на-Дону, 1996 г.

21. В.И.Курбатов “Логика”, Ростов-на-Дону, 1996 г.

22. Теофраст, Ж.Лабрюйер “Парадоксы души”, Симферополь, 1998 г.

23. B. & K. Kvols-Riedler “Understanding Youself & Others” (без выходных данных).

24. “Reader`s Digest. 1986 Almanac and Yearbook”, Pleasantvill e, New York.

25. Д.Карнеги “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей”; “Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично”; “Как перестать беспокоится и начать жить”, М., 1990 г.

26. “Энциклопедия народной мудрости”, Спб, 1997 г.

27. “Справочник афоризмов и изречений”, Ростов-на-Дону, 1995 г.

28. “Афоризмы”, М., 1966 г.

29. “Афоризмы”, Улан-Уде, 1975 г.

30. “Умное слово. Афоризмы, мысли, изречения, крылатые слова”. М., 1966 г.

31. “Ларец острословов”, М., 1991 г.

32. Н.Т.Бабичев, Я.М.Боровский “Словарь латинских крылатых слов”, М., 1982 г.

33. “Сокровища античной и библейской мудрости”, Спб., 1999 г.

34. “Thoughts that help us live / Мысли, помогающие нам жить”, М., 1992 г.

35. “Толковый словарь уголовных жаргонов”, М., 1991 г.

36. Гай Светоний Транквилл “Жизнь двенадцати Цезарей”, М., 1990 г.

37. Н.М.Романов, “Знаменитые россияне XVIII – XIX веков”, Спб, 1996 г.

38. “Англо-русский фразеологический словарь”, М., 1984 г.

39. “Толковый словарь современного английского языка…”, т. I-II, Москва – Оксфорд, 1982 г.

40. “Практическая грамматика английского языка”, М., 1979 г.

41. “Словарь употребительных английских пословиц”, М., 1990 г.

42. “Краткий словарь американского сленга и разговорных выражений”, Смоленск, 1993 г.

43. И.Н.Лосева, Н.С.Капустин и др. “Мифологический словарь”, Ростов-на-Дону, 1996 г.

44. Р.Оих “Психологические отмычки”, Спб., 1997 г.

45. Б.М.Яворский, Ю.А.Селезнев, “Справочное руководство по физике”, М., 1989 г.

46. А.С.Ехонович, “Справочник по физике и технике”, М., 1989 г.

47. А.С.Иванов, А.Т.Проказа, “Мир механики и техники”, М., 1993 г.

48. О.Ф.Кабардин, “Физика” (справочные материалы), М., 1991 г.

49. “Толковый словарь по химии и химической технологии”, М., 1987 г.

50. Р.А.Лидин и др. “Справочник по неорганической химии”, М., 1987 г.

51. Л.А.Цветков, “Органическая химия”, М., 1983 г.

52. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, I-II CD, М., 1999 г.

-----------------------------------------------------------------------------


Отклики, замечания или предложения направляйте по адресу электронной почты: vialans@yandex.ru



---------------------------------------------------------------------------------

КОНЦЕВЫЕ СНОСКИ:


[1] Настоящее теоретическое исследование носит самый общий характер, поэтому не суть важно кем именно проснулась обезьяна: рамапитеком, австралопитеком или человеком умелым (homo habilis).

[2] Употребление таких терминов более характерно для точных наук, т.к. по определению, “постулаты — это утверждения, принимаемые в рамках какой-либо теории за истинные, хотя и недоказуемые ее средствами, и поэтому играющие в ней роль аксиом”. Употребление таких терминов в настоящей работе является оправданным и необходимым, ибо  любая теория осно­вывается на наборе каких-то постулатов или аксиом, принимаемых без доказательств.

[3] По отношению к более организованным животным, занимающим более высокую ступень в эволюционной “иерархии”. Однако сами физиологические процессы даже в самом примитивном организме являются для нашего понимания чрезвычайно сложными, тонкими и запутанными, и в первую очередь это относится именно к нервной деятельности.

[4] Обычно внешних. Если в этот момент поступит “экстренный приказ” с уровня эмоционально­го, сознания, такой приказ обычно сопровождается, например, сильным чувством страха, и если этот страх вызван реальной и серьезной внешней опасностью, а не “волюнтаристскими понука­ниями” интеллекта, то силы найдутся и человек сможет бежать, спасая свою жизнь.

[5] См. главу “Резервы нашего сознания”

[6] Для сохранения простоты изложения можно назвать их “первоживотными”, чтобы не называть их каждый раз “первыми прототипами животных организмов”.

[7] Вполне возможно, что уровень глубинного сознания не уступает в сложности уровню эмоцио­нального сознания, но так как он в основном занят проблемами физиологии организма, то и влияние его на процессы мышления и сознания, протекающие в сфере эмоций и тем более интел­лекта, вероятно, меньше. По этой причине основное внимание будет уделяться именно эмоцио­нальному и интеллектуальному уровням сознания.

[8] Следуя принятому четвертому постулату, мыслям предшествовали эмоции, а им, в свою оче­редь — рефлексы.

[9] Любопытно, но собакам или кошкам в какой-то мере доступно и понимание наших, человече­ских эмоций: они довольно тонко улавливают настроение своих владельцев и, следовательно, понимают в каком расположении духа — хорошем или дурном — их хозяева пребывают. Во всяком случае “под горячую руку” они, также как и люди, попадать не стремятся и точно так же предпочитают переждать неблагоприятный для них момент.

[10] По этой причине стены и потолки, например, в радиостудиях, где работают дикторы, или в студиях звукозаписи покрыты специальными материалами, которые не отражают звук, а поглощают его.

[11] Более подробно о слуховых, зрительных и других образах см. гл. “Образы и их смысловые понятия”.

[12] Подробнее об этом см. гл. “Образы и их смысловые понятия”.

[13] Более точные определения всех уровней сознания приводятся в гл. “Мышление и сознание ”

[14] Например, привычка размахивать руками при ходьбе или беге есть не что иное как остаток или часть безусловного рефлекса, сохранившегося еще с тех доисторических времен, когда наши далекие предки передвигались на “четвереньках”, а не на двух ногах, как мы передвигаемся на протяжении по крайней мере одного миллиона лет.

[15] Приобретенные рефлексы без большой натяжки можно считать результатом усвоенного жиз­ненного опыта, в отличии от значительного количества безусловных, которые являются обоб­щенным опытом предыдущих поколений.

[16] Выражение “по душе” и означает то, что нравится.

[17] В расчет не берутся сложные нейропсихические процессы, прямо связанные с физиологией организма.

[18] Математика — наука исключительно логическая, практически полностью лишенная эмоций. Соответ­ственно, для успешного овладения ей требуются какие-то способности к абстрактному анализу причинно-следственных связей.)

[19] Правильнее — стали являться около 50-ти миллионов лет назад, т.к. крокодилы гораздо более древние животные, чем млекопитающие.

[20] Класс рептилий биологически и эволюционно занимает промежуточное положение между зем­новодными и млекопитающими, однако, если различие в “организации” сознании и как след­ствие этого — в поведении, в сравнении с млекопитающими видна невооруженным глазом, то разница по сравнению с земноводными исчезающе мала.

[21] Лисицы обычно живут полными семьями: самец, самка и детеныши. Причем семейные отноше­ния у них довольно устойчивы и длительны, включая период времени, когда у них нет потомства либо оно уже стало самостоятельным.

[22] Например, почему другие виды доисторических приматов за 1 миллион лет не стали даже “питекантропами”? Почему сам человек представлен всего одним видом, а не несколькими или многими, как приматы или дельфины?

[23] Такой “опыт” тоже имеется: после Чернобыльской катастрофы ликвидаторы аварии много­кратно сталкивались с крысами и вблизи АЭС, и в самом “саркофаге”. Крысы явно подверглись мутации — стали облезлыми и более крупными, но тем не менее выжили...

[24] В расчет не берется работа глубинного сознания, как не имеющая прямого отношения к про­цессам мышления на верхних уровнях сознания.

[25] Млекопитающих.

[26] Волки могут считать своими врагами и волков из чужой стаи — таковы уж их обычаи и усло­вия существования — однако они не могут их считать своей добычей, во всяком случае закон­ной.

[27] См. главу “Мысль и слово”.

[28] Такие попытки чем-то напоминают классические древние софизмы, которые формальным, ло­гическим путем “доказывают” совершенно нелогичные выводы, основанные на неверных пред­посылках.

[29] По оценке некоторых специалистов, американские фермеры, например, в своей повседневной жизни и деятельности используют около трехсот слов и устойчивых оборотов речи. Эллочка-людоедка (И.Ильф, Е.Петров “Двенадцать стульев”) как известно легко и просто обходилась всего тридцатью такими словами. Но это не означает, что их словарный запас исчерпывается таким небольшим количеством слов или выражений — они могут знать в десятки или сотни раз больше слов — просто все  эти слова им не нужны в их обычной, повседневной жизни, поэтому они их обычно и не используют. Для сравнения: такие великие мастера слова как Шекспир или А.С.Пушкин активно использовали в своих сочинениях более двенадцати тысяч слов, что, ве­роятно, на порядок выше по сравнению с обычными людьми. Однако так же как русские легко понимают Пушкина, так и англичане или американцы вполне понимают Шекспира.

[30]Правильный ответ: — Не будут. Зачем человеку пенсия, если он умер?! Уберите из вопроса слово “ночному” или “днем”, и уже никто не попадется на этот психологический трюк.

[31] Сравните как ребенок говорит в раннем детстве (в возрасте “от двух до пяти”): в два года он способен сказать только очень простые фразы, при этом он себя не утруждает всякими формаль­ными (грамматическими) согласованиями слов в предложении. Затем он осваивает более слож­ные и длинные предложения, но при этом часто ошибается в грамматических родах, предлогах или падежных окончаниях. И только со временем он начинает говорить довольно правильно. Но при этом заметьте, что никто в этом возрасте не читал ему грамматику русского языка — все необходимые знания о языке он черпает из устной речи, которую слышит вокруг себя и которую старательно повторяет за взрослыми или другими детьми. Видимо, по этой причине в раннем детстве мальчик, который воспитывается только своей матерью часто говорит о себе “я пошла, сделала, видела и т.п.”-- он слышит эти грамматические построения от своей матери и копирует их.

[32] По аналогии с таким техническим термином, как “паразитная индуктивная связь” (радиотехника).

[33] Иногда наш “универсальный автопилот” способен оказать нам не только медвежью услугу, но и подложить крупную свинью. Именно такой случай произошел с одним женатым мужчиной, который сказал своей супруге, что уезжает на несколько дней в командировку. В действительности он эти несколько дней провел у своей любовницы, живущей в соседнем доме. Когда же его любовница попросила его вынести мусорное ведро,  он добросовестно исполнил хозяйствен­ное поручение — отнес и высыпал мусор в контейнер, стоящий в общем для двух домов дворе. Но вернулся с пустым ведром и в домашней пижаме не к любовнице, а к жене. Сработал много­летний стереотип поведения!

[34] Что касается слонов, то они не только думают о своих проблемах или желаниях, но и давно додумались до весьма оригинальной формы протеста, которая заставляет призадуматься уже людей. Индийские домашние слоны, которых используют на лесоразработках, наотрез отказы­ваются работать, если им в течении дня не выделяют несколько часов на отдых, которые они проводят, барахтаясь и плескаясь в воде. Если их лишить этой своеобразной сиесты, то слоны немедленно объявляют бессрочную забастовку.

[35] Если кошку перевернуть лапами вверх и “уронить”, то она всегда успевает перегруппиро­ваться в падении и приземлиться на лапы, если высота, с которой она падала, более полуметра

[36] Существуют компьютеры с сопроцессорами, которые могут выполнять свой объем работ па­раллельно и одновременно по отношению к главному процессору. То есть такие компьютеры имеют принципиальное отличие от обычных — они многоканальны (по количеству сопроцессо­ров).

[37] Глава приводится с сокращениями и изъятиями, имеющими принципиальный характер.

[38] Другая часть вопросов и проблем связана с собственно сознанием, как способности к идеаль­ному отражению действительности. Но и в этом случае мы столкнемся с теми же самыми ключе­выми вопросами.

[39] Сравните с приведенными в гл.3  и в гл.6 метафорами о боевом корабле.

[40] Память такого рода у человека есть и вполне можно применить этот термин из вычислительной техники, он правильно указывает на характер хранения — это временная, оперативная память, сохраняющая информацию до окончания решения задачи. В компьютере она обычно стирается, а у человека часть такой информации переходит на долговременное хранение.

[41] Более подробно эти проблемы рассмотрены в гл.16.

[42] Авторство этого парадокса приписывают Ж.  Буридану, французскому философу, жившего в XIV веке.

[43] Но не обязательно только своей.

[44] Еще более загадочна работа эмоциональное сознание во время сна. Сравните: мать заболев­шего ребенка, предельно уставшая за целый день от хлопот и переживаний, связанных с бо­лезнью своего ребенка, может крепко спать при свете и шуме, но мгновенно просыпается, едва заслышав слабые стоны или плачь ребенка, даже если никаких снов ей не снилось. Аналогич­ный феномен нередко наблюдается при затяжных, изматывающих военных действиях: солдаты способны спать во время долго не прекращающихся обстрелов своих позиций, но просыпаются при наступлении тишины. Подобным же образом ведут себя животные. Домашняя кошка может спать при включенном телевизоре, но сразу просыпается, услышав во время сна мышиный писк...

[45] Мы обязаны этому великому ученому многими гениальными открытиями. Это он изобрел пер­вый телескоп, он же был первым человеком, который утверждал, что не Солнце вращается во­круг Земли, а как раз наоборот — Земля вращается вокруг себя самой...

[46] “Атом” по-гречески означает “неделимый”.

[47] Резервы сознания у более примитивных классов, семейств или видов, в отличии от млекопи­тающих, значительно заметнее. Отдельные виды таких животных, особенно простейших, могут сохранять способность к оживлению годами и даже десятилетиями в обезвоженном или заморо­женном состоянии. Кроме того, многие виды животных, например, ящерицы, ракообразные, акулы могут регенерировать утраченные части тела: хвосты, конечности или зубы, соответст­венно. Единственный внутренний орган у человека, который способен в какой-то мере к регене­рации это печень. Любопытно, но согласно известному древнегреческому мифу Прометей за похищения огня и передачу его людям был по приказу Зевса прикован к скале, где орел каждый день клевал у него именно печень, а не что-либо другое.

[48] Термин вычислительной техники, означает количество единиц информации приходящейся на единицу поверхности или объема.

[49] Человек  обладает стереозрением и информация от левого и правого глаза, поступающая в мозг отлична друг от друга. Соответственно, количество видиокассет следует удвоить.

[50] На это указывают стадии развития эмбриона человека: во внутриутробном развитии плода явно проявляются признаки, которые были свойственны нашим очень далеким биологическим предкам миллионы и миллиарды лет назад.

[51] Что такого необычного или уникального может совершить человек, скажем, в течении “отпущен­ных” ему еще 70-ти дополнительных лет? Как правило ничего такого, чего не могут совершить его дети, внуки или просто другие, обычные или ординарные люди. И только в очень редких, можно сказать уникальных случаях в такой второй жизни был реальный смысл или ощутимая польза в первую очередь для других людей или общества в целом — но это можно отнести только к неординарным людям, которые и  в течении своей обычной жизни сумели оставить яркий след в виде каких-то выдающихся достижений, свершений или открытий.

[52] См. гл. “Образы и их смысловые понятия”.

[53] “Файл” — термин вычислительной техники, означает какой-либо конкретный объем информации, имеющий собственное наименования или имя. (От англ. “file” — папка, скоросшиватель, картотека.)

[54] Феномен опознания или идентификации, по-видимому, и состоит в сравнении конкретного зрительного образа с его “портретом”, хранящимся в нашей памяти.

[55] Косвенным образом это указывает на то, что по крайней мере какая-то часть приобретенных знаний является общей и доступной не только для интеллектуального уровня сознания, но и для эмоционального.

[56] См. главы “Мысль и слово”, “Образы и их смысловые понятия”.

[57] Здесь и далее рассматривается устная речь, но то же самое можно сказать и  о письменной.

[58] Определенные и неопределенные артикли в английском и многих других языках являются служебными частями речи, указывающие на значение, в котором употреблено слово, собственного смысла они не имеют и обычно не переводятся.

[59] Азбука для слепых.

[60] В армии, например, и сейчас сохраняется традиционное измерение небольших расстояний в шагах, а не в метрах. Типичные армейские команды: “Сделать два шага назад! Выйти из строя на пять шагов!” Эти древние традиции характерны, по-видимому, для всех национальных армий и обычно закреплены, то есть  узаконены в строевых уставах.

[61] Крайне сомнительно, что такие строгие доказательства вообще найдутся...

[62] Одна из аксиом: “прямая” — это кратчайшая линия, соединяющая две точки...”

[63] Дикий чеснок.

[64] Хотя сирень бывает и белая, а розы — не только розовые, но и белые, желтые, красные... — но традиционно мы придерживаемся первоначальных цветов этих растений, не взирая на очередные успехи селекции, в результате которой появляются десятки и сотни новых сортов всевозможных цветов и оттенков.

[65] Приспособление для письма на вощеных дощечках, далекий прототип карандаша или ручки.

[66] Формально этот тезис является исходной предпосылкой или аксиомой теории.

[67] То есть — с не установленными причинно-следственными связями.

[68] Бит, байт (от англ. “bit”, “byte”) — единицы информации.

[69] Это обычное явление при работе сознания. Не путать с патологиями (расстройствами психики), при которых иногда возникают навязчивые и часто повторяющиеся мысли (мании), которые не имеют прямого отношения к действительности и являются плодом больного сознания человека.

[70] Ситуация “стоп-несколько-кадров” часто применяется на телевидении для повтора интересных или быстрых моментов (часто в замедленном режиме), например, в футболе или фигурном катании...

[71] Например, такая ситуация возникает, если телевизор, работающий в стандарте “SEKAM” принимает сигнал в формате “PAL” — не имея соответствующего декодера, он не может правильно построить изображение или воспроизвести звуковое сопровождение. Является аналогией случая, когда человек не понимает написанного текста, потому что не умеет читать, хотя и знает этот язык, но только в устной его форме. Или: вы не поймете радиограммы на языке Морзе, если не имеете навыков восприятия таких сообщений, даже если оно будет на вашем родном языке.

[72] Как уже было замечено, конкретные, простые мысли были условно включены в уровень эмоционального сознания и, видимо, их можно считать переходным и необходимым звеном от осознания в виде чувств к осознанию в виде мыслей (сложных, отвлеченных, абстрактных).

[73] Не общие понятия этих чувств, который можно найти в словаре, а именно собственные, индивидуальные и присущие конкретному человеку чувства.

[74] При этом заметьте, что объем информации, который содержится в фильме, значительно превышает объем информации, заключенный в книге.

[75] Персональные и шахматные компьютеры, электронные переводчики, промышленные роботы и др.

[76] Возможно, более правильно считать ее не компьютерной, а интеллектуальной революцией.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты