Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками

Палитра компонентов (Component Palette) содержит пиктограммы, которые представляют компоненты VCL (библиотека визуальных компонентов), которые можно включить в приложение.

Справочник (On-line help). Для доступа к этому инструменту нужно выбрать в Главном меню пункт Help и затем Contents. На экране появится Справочник. Справочник является контекстно-зависимым; при нажатии F1, можно получить подсказку, соответствующую текущей ситуации.

Главное окно управляет тремя связанными с ним окнами: проектировщика форм, инспектора объектов, редактора кода.

Окно проектировщика форм (Form Designer) представляет собой заготовку, макет одного из окон разрабатываемого приложения. Заголовок окна Form1. Форма является основным интерфейсным элементом в Delphi. Она представляет собой визуальный компонент, присущий любой создаваемой в этой среде программе и исполняющий роль контейнера, который содержит другие компоненты, определяющие функциональность приложения. Проектировщик форм позволяет выполнить во время разработки приложения, следующие действия:

·                    добавить компоненты в форму;

·                    модифицировать форму и ее компоненты;

·                    связать обработчики событий компонента с программой на

Object Pascal, содержащейся в редакторе кода.

Инспектор объектов позволяет устанавливать свойства объектов и назначать методы обработчики событий во время разработки программы. Свойства – это элементы данных, которые принадлежат объекту и описывают его. Информация в Инспекторе объектов меняется в зависимости от объекта, выбранного на форме. Инспектор объектов состоит из двух страниц, каждую из которых можно использовать для определения поведения данного компонента. Первая страница Properties – это список свойств, вторая Events – список событий.

Окно редактора кода содержит текст программы на языке Object Pascal, связанный с каждой формой в приложении. Delphi автоматически создает этот программный код, в который можно добавлять операторы, выполняемые при наборе команды меню или щелчке на кнопке.

Это окно также используется для редактирования других модулей программы и текстовых файлов. Для того чтобы выбрать один из открытых файлов, достаточно щелкнуть на одной из закладок, расположенных вдоль верхней границы окна.

Проводник по коду (Code Explorer) упрощает перемещение по программному коду и управление элементами в модулях. С помощью этого инструмента можно увидеть все объекты, методы и переменные, объявленные и используемые в любом выбранном модуле.

Палитра компонентов

В Палитре компонентов отображаются компоненты, содержащиеся в библиотеке компонентов. Библиотека компонентов – это коллекция компонентов, которую можно использовать при построении интерфейса, а также логической части приложения. Палитра компонентов группирует компоненты в соответствии с выполняемыми функциями и отображает каждую группу на отдельной странице. Для доступа на страницу достаточно щелкнуть на соответствующей закладке. Для выбора компонента надо щелкнуть по его пиктограмме на странице палитры, а затем щелкнуть внутри окна формы, чтобы поместить экземпляр компонента на форму /31/.

Delphi – это комбинация нескольких важнейших технологий:

·                    высокопроизводительный компилятор в машинный код;

·                    объектно-ориентированная модель компонент;

·                    визуальное (а, следовательно, и скоростное) построение приложений из программных прототипов;

·                    масштабируемые средства для построения баз данных.

Компилятор в машинный код. Компилятор, встроенный в Delphi, обеспечивает высокую производительность, необходимую для построения приложений в архитектуре «клиент - сервер». В процессе построения приложений разработчик выбирает из палитры компонент готовые компоненты как художник, делающий крупные мазки кистью. Еще до компиляции он видит результаты своей работы – после подключения к источнику данных их можно видеть отображенными на форме, можно перемещаться по данным, представлять их в том или ином виде. После выполнения компиляции получаем код, который исполняется в 10–20 раз быстрее, чем-то же самое, сделанное при помощи интерпретатора. В Delphi компиляция производится непосредственно в родной машинный код.

Объектно-ориентированная модель программных компонентов

Основной упор этой модели в Delphi делается на максимальном реиспользовании кода. Это позволяет разработчикам строить приложения быстро из заранее подготовленных объектов, а также дает им возможность создавать свои собственные объекты для среды Delphi.

Масштабируемые средства для построения баз данных. Объекты БД в Delphi основаны на SQL. Delphi включает в себя локальный сервер Interbase для того, чтобы можно было разработать расширяемые на любые внешние SQL – сервера приложения в онлайновом режиме. Разработчик в среде Delphi проектирующий информационную систему для локальной машины (к примеру, небольшую систему учета медицинских карточек для одного компьютера), может использовать для хранения информации файлы формата .dbf (как в dBase Clipper) или .db (Paradox). Если же он будет использовать локальный Inter Base for Windows 4.0 (это локальный SQL-сервер, входящий в поставку), то его приложение безо всяких изменений будет работать и в составе большой системы архитектура клиент-сервер. Таким образом, одно и тоже приложение можно использовать как для локального, так и для более серьезного клиент-серверного вариантов.

Открытая компонентная архитектура. Благодаря такой архитектуре приложения, изготовленные при помощи Delphi, работают надежно и устойчиво. Delphi поддерживает использование уже существующих объектов DLL, написанные на CC++, OLE сервера. Delphi предлагает разработчикам – как в составе команды, так и индивидуальным – открытую архитектуру, позволяющую добавлять компоненты, где бы они ни были изготовлены, и оперировать этими вновь введенными в визуальном построителе. Разработчики могут добавлять CASE-инструменты, кодовые генераторы, а также авторские helpы, доступные через меню Delphi. Two-way tools – однозначное соответствие между визуальным проектированием и классическим написанием текста программы. Это означает, что разработчик всегда может видеть код, соответствующий тому, что он построил при помощи визуальных инструментов и наоборот.

Визуальный построитель интерфейсов (Visual User-interface builder) дает возможность быстро создавать клиент - серверные приложения визуально, просто выбирая компоненты из соответствующей палитры.

Библиотека визуальных компонентов. Эта библиотека объектов включает в себя стандартные объекты построения пользовательского интерфейса, объекты управления данными, графические объекты, объекты мультимедиа, диалоги и объекты управления файлами, управление DDE и OLE.

Структурное объектно-ориентированное программирование

Delphi использует структурный объектно-ориентированный язык (Object Paskal), который сочетает с одной стороны выразительную мощь и простоту программирования, характерную для языков 4GL, а с другой стороны эффективность языка 3GL. Программисты немедленно могут начать производить работающие приложения, и им не придется для этого изучать особенности программирования событий в Windows. Delphi полностью поддерживает передовые программные концепции, включая инкапсуляцию, наследование, полиморфизм и управление событиями.

Библиотека объектных Визуальных Компонент. Компоненты, используемые при разработке в Delphi (и собственно самим Delphi), встроены в среду разработки приложений и представляют собой набор типов объектов, используемых в качестве фундамента при строительстве приложения. Этот костяк называется Visual Component Library (VCL). В VCL есть такие стандартные элементы управления, как строки редактирования, статические элементы управления, строки редактирования со списками, списки объектов.

VCL содержит специальный объект, предоставляющий интерфейс графических устройств Windows, и позволяющий разработчикам рисовать, не заботясь об обычных для программирования в среде Windows деталях.

Ключевой особенностью Delphi является возможность не только использовать визуальные компоненты для строительства приложений, но и создание новых компонент. Такая возможность позволяет разработчикам не переходить в другую среду, а наоборот, встраивать новые инструменты в существующую среду. Кроме того, можно улучшить или полностью заменить существующие по умолчанию в Delphi компоненты.

Добавление новых объектов

Delphi – это, прежде всего среда разработки, базирующаяся на использовании компонент. Поэтому можно добавлять совершенно новые компоненты в палитру компонент. Можно создавать компоненты внутри Delphi, или вводить компоненты, созданные как управляющие элементы VBX или OLE 2.0 или можно использовать компоненты, написанные на C или C ++ в виде dll.

Последовательность введения новой компоненты состоит из трех шагов:

·                    наследование из уже существующего типа компоненты;

·                    определение новых полей, свойств и методов;

·                    регистрация компоненты.

Это все делается через меню Install Components.

Объектно-ориентированное программирование (ООП) произвело революцию в мире программирования и является наиболее популярной парадигмой программирования в настоящее время. Объектно-ориентированное программирование – новый способ концептуализации, который проводить вычисления и как работа, выполняемая компьютером, должна быть структурирована и организована.

Главные причины, которые принесли заслуженную популярность ООП: почти полное разрешение проблемы кризиса в программном обеспечении, за счет уменьшения времени на разработку программного продукта и высокой технологии программирования; переход от существующих языков программирования к новым, прогрессивным информационным технологиям и сходство идей ООП с идеями из других областей науки.

В последнее десятилетие объектно-ориентированная технология нашла свое место в пользовательских интерфейсах, базах данных, языках программирования. В мире уже многие разработчики твердо ориентируются на использование Delphi как на инструмент, позволяющий создавать высокоэффективные клиент - серверные приложения. Диапазон разработанных при помощи Delphi программных продуктов также поражает – от игровых программ до мощнейших банковских систем.


2.2.2 Разработка алгоритма автоматизации

Блок-схема главной части программы приведена на рис. 2.1.


Рисунок 2.1-Блок-схема главной части программы


Перед началом работы главной части программы, тестируемый вводит свою фамилию и имя и получает инструкцию по работе с тестом. После ознакомления с инструкцией происходит запуск основной части. Далее происходит вывод текста вопроса. Затем программа ожидает ответа пользователя. Если тестируемый захотел выйти, нажимает кнопку закрыть и программа возвращает на начало тестирования. Если продолжает тестирование и если вопрос не последний, то увеличивается номер текущего вопроса и переходит к выводу его текста. Если вопрос последний, то программа выводит результаты тестирования на экран. После прочтения результата тестируемый нажимает Ok, и программа возвращает на начало тестирования.


2.2.4 Программирование задачи на языке Delphi 5

Методика “Сложные аналогии”

Список констант:

N – количество вопросов в тесте.

NS - количество вопросов в тесте (в виде строки).

FULLTIME - количество секунд, выделенных для ответа на вопросы.

DeadLine – строковое сообщение: 'У вас осталось ';

Список глобальных переменных:

Cname – имя пользователя.

BegTime – время начала работы с тестом.

CurTime – текущее время.

TimeLeft – время, оставшееся до конца теста.

Cnt – номер текущего вопроса.

Qfile – файловая переменная для файла вопросов теста.

AFile - файловая переменная для файла правильных ответов теста.

CorrectA – массив, в котором хранятся правильные ответы.

CorrectNum – количество правильных ответов пользователя.

Quest – текущий вопрос.

Список локальных переменных:

Tmpi, Tmps, TT, SS, SSS, Code – переменные для хранения временной информации.

i – счетчик циклов.

RFile - файловая переменная для файла вывода результатов тестирования.

Программы методик «Сложные аналогии», «Мейли», «Количественные отношения» (приложение В).


Глава 3. Результаты исследования проведения профориентационной работы с использованием психодиагностических методик и их автоматизация


Наше исследование состояло из 4-х этапов. Первым этапом стало тестирование по подобранному банку психологических диагностик: ДДО, ОПГ, Голланд, Анкета интересов. Испытуемым выдавались напечатанные бланки, в которых они давали соответствующие ответы. Результаты приведены в таблице 3.3 и таблице 3.4. Вторым этапом для исследования 10-го и 11-го классов с математическим уклоном были выбраны следующие методики: методика «Сложные аналогии», тест «Мейли», методика «Количественные отношения». На третьем этапе нашего исследования испытуемым предлагалось пройти 3 методики: «Числовые ряды Мейли», «Количественные отношения», «Сложные аналогии» но на компьютере. Результаты тестирования приведены в таблице 3.1. и таблице 3.2. Перед тем как провести 3 методики в бланковом и компьютерном вариантах, необходимо было определить длительность проведения затрачиваемое на методики в бланковом и компьютерном вариантах, определить время, затрачиваемое на обсчет результатов, провести подсчет по каждому варианту. В автоматизированном виде 3 методики представлены на рисунках 3.1, 3.2, 3.3.

Рабочие окна программ

Первая методика, которая была предложена 10 и 11 классу это «Сложные аналогии». Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Методика состоит из 20 пар слов – логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача – какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «шифр» - таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их цифровое обозначение 1, 2, 3, 4, 5, 6. Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «шифр» пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду цифр (1, 2, 3, 4, 5, 6) ту, которая соответствует найденному налогу из таблицы «шифр».

Для того чтобы начать тестирование необходимо ввести свою фамилию и имя

После того как тестируемый ввел свои данные, если он нажимает выход, программа закрывается, если продолжает тестирование то нажимает Ok. Появляется следующее окно с инструкцией

После инструкции появляется рабочее окно, где представлены непосредственно вопросы

После того как тестируемый ответил на все 20 вопросов, автоматически появляется окно с результатом

После нажатия Ok происходит возврат на начало тестирования.

Вторая предложенная методика называется методика «Мейли». Данная методика выявляет логическое подростков. Методика состоит из  ряда чисел, связанных между собой числовой закономерностью. Просмотрев ряд, найти закономерность, по которой изменяются числа ряда, и ввести число, которое должно быть в ряду следующим. Всего 20 закономерностей. Для того чтобы начать тестирование необходимо ввести свою фамилию и имя

После того как тестируемый ввел свои данные, если он нажимает

выход, программа закрывается, если продолжает тестирование то нажимает Ok. Появляется следующее окно с вопросами

После того как тестируемый ответил на все 20 вопросов, автоматически появляется окно с результатом

После нажатия Ok происходит возврат на начало тестирования.

Третья методика «Количественные отношения». Данная методика предназначается для оценки логического подростков. Тестируемым предлагается для решения 18 логических задач. Каждая из них содержит 2 логические посылки, в которых буквы находятся в некоторых численных взаимоотношениях между собой. Опираясь на предъявленные логические посылки, надо решить, в каком соотношении находятся между собой буквы, стоящие под чертой. Для того чтобы начать тестирование необходимо ввести свою фамилию и имя

После того как тестируемый ввел свои данные, если он нажимает выход, программа закрывается, если продолжает тестирование то нажимает Ok. Появляется следующее окно с вопросами

После того как тестируемый ответил на все 18 вопросов, автоматически появляется окно с результатом

После нажатия Ok происходит возврат на начало тестирования.


Таблица 3.1 - Результаты компьютерного и бланкового тестирования учеников 10-го класса по методикам «Сложные аналогии», «Мейли», «Количественные отношения»

Ф.И.

тести-руемого

«Сложные аналогии»

«Мейли»

«Количествен-ные отношения»

Антошечкин Паша

 7 из 20

 в пределах нормы

8 из 20

неудовлетворительно

9 из 18

ниже нормы

Артемов Андрей

17 из 20

 в пределах нормы

16 из 20

хорошо

12 из 18

в пределах нормы

Васильева Настя

19 из 20

 в пределах нормы

15 из 20

хорошо

11 из 18

в пределах нормы

Герасимов Юра

10 из 20

в пределах нормы

12 из 20

удовлетворительно

15 из 18

в пределах нормы

Кадыров Алеша

11 из 20

в пределах нормы

9 из 20

неудовлетворительно

9 из 18

ниже нормы

Кедрова Влада

4 из 20

ниже нормы

19 из 20

отлично

16 из 18

в пределах нормы

Максимов Рома

4 из 20

ниже нормы

8 из 20

неудовлетворительно

12 из 18

в пределах нормы

Немзоров Женя

12 из 20

в пределах нормы

15 из 20

хорошо

18 из 18

в пределах нормы

Ожерельев Леня

3 из 20

ниже нормы

10 из 20

удовлетворительно

15 из 18

в пределах нормы

Основа Оля

7 из 20

в пределах нормы

11 из 20

удовлетворительно

10 из 18

в пределах нормы

Румянцев Женя

18 из 20

в пределах нормы

11 из 20

15 из 18

в пределах нормы

Сиренев Артем

4 из 20

ниже нормы

8 из 20

неудовлетворительно

11 из 18

в пределах нормы

Сторожек Алеся

10 из 20

в пределах нормы

15 из 20

хорошо

6 из 18

ниже нормы

Теренина Света

18 из 20

в пределах нормы

12 из 20

удовлетворительно

10 из 18

в пределах нормы

Фотина Катя

15 из 20

в пределах нормы

11 из 20

удовлетворительно

11 из 18

в пределах нормы

Чучунова Нина

16 из 20

в пределах нормы

14 из 20

хорошо

12 из 18

в пределах нормы

Юрин Алеша

4 из 20

ниже нормы

8 из 20

неудовлетворительно

2 из 18

ниже нормы

Юнекова Женя

16 из 20

в пределах нормы

16 из 20

хорошо

18 из 18

в пределах нормы

Славин Алексей

3 из 20

ниже нормы

9 из 20

неудовлетворительно

11 из 18

в пределах нормы

Савицкая Маша

4 из 20

ниже нормы

8 из 20

неудовлетворительно

4 из 18

ниже нормы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты