Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками

Из таблицы 1.1.2 видно, что предпочтение ребят, отражая индивидуально-групповое разнообразие, находятся в русле общецивилизованных и общефедеральных процессов.

Выбор школьником профессии обусловлен многими обстоятельствами. Даже когда этот выбор делается самостоятельно. На подростка влияет его предшествующий опыт (учебный и, в самое последнее время все чаще, трудовой), воздействуют мнения и советы родителей и родных и др. Поэтому самостоятельность выбора, обычно подчеркиваемая многими старшеклассниками, это скорее социально-психологический феномен (демонстрация автономности и независимости молодого человека), чем реальный факт (см. таблицу 1.1.3).


Таблица 1.1.3 – Факторы, ограничивающие возможный профессиональный выбор учащихся г. Красноярска (в % к числу опрашиваемых)

п/п

Препятствия

%

 1.

 2.

 3.

 4.

 5.

 6.

 7.

 8.

 9.

10.

Успеваемость в школе

Большой конкурс при поступлении на учебу

Отсутствие в городе необходимого образовательного учреждения

Финансовые трудности

Невозможность устроится на работу по выбранной профессии

Низкая заработная плата у этих специалистов

Мнение родителей и родственников

Состояние здоровья

Мнение друзей, сверстников

Другие

32,2

30,8

14,0

11,2

 9,8

 8,4

7,0

4,2

4,2

1,4


Таблица 1.1.3 показывает, что для значительной части старшеклассников возможность выбора желаемой профессии ограничивается их успеваемостью.

В современных условиях имеет мало шансов на успех абстрактная, не персонифицированная, не связанная с индивидуальными личными способностями и интересами каждого старшеклассника и, тем более, проводимая в назидательно-директивном тоне пропаганда профессий. Сохранение и даже поддержание иллюзии самостоятельного выбора – не обман молодого человека, а отклик на его социально-психологический настрой.

Профориентационную работу нужно активно вести и среди родителей, учитывая их влияние на профессиональное самоопределение своих детей.

Выбор будущей профессии усиливает ориентацию школьников на специализацию и дифференциацию обучения, что начинает расходиться с традиционными установками школы на общее образование.

Очевидно, выражено стремление школьников к овладению не конкретной профессией традиционного образца, а к приобретению разнообразных практических умений и навыков, которые пригодятся в любой профессии и вообще в жизни. Сюда, по мнению учащихся, относятся: умение работать на компьютере, водить автомобиль, шить, вязать, готовить, вести себя в обществе и т.д..

В соответствии с приоритетным запросом школьников на первый план выходит первичная профподготовка по общим трудовым, технологическим и экономическим основам современных профессий, подготовка по профилям «Хозяин дома», «Хозяйка дома», «Экономическая культура».

Учащихся особенно не устраивает утрата школой и УПК некогда важной роли в сборе и пропаганде информации о различных профессиях, учебных заведениях, предприятиях и фирмах города, района, о ситуации на рынке труда.

Жизненные планы молодежи – явление сложное и многогранное. Применительно к выпускнику школы можно выделить два направления: продолжение учебы и начало работы. Как показали исследования, подавляющее большинство (85%) намерено продолжить учебу, 10% планируют идти работать, остальные – затруднились с определенным ответом.

Ориентация большинства выпускников школ на дальнейшую учебу чаще выступает как бы формой «отложенного спроса» на работу и трудоустройство. При этом возможность трудоустройства в перспективе, его гарантированность, характер будущего места работы становятся для многих молодых людей жизненно значимыми ценностями /5/.

Условно можно выделить основные этапы профессионального самоопределения молодёжи:

1)                Дошкольный у детей зарождается положительное отношение к людям труда и их знаниям, то есть к профессиональному миру, формируются элементарные трудовые умения в доступных видах деятельности.

2)                Пропедевтический у детей младших классов актуализируется предметно-практическая познавательная деятельность, появляется добросовестное отношение к труду, интерес к профессиям родителей. Детям данного возраста следует давать систематизированные знания о мире профессий, формировать у них мотивы трудовой деятельности.

3)                У подростка основным новообразованием является общественно полезная деятельность. Возникают профессиональные намерения, подростки начинают постепенно осознавать свои интересы, способности и общественные ценности, связанные с выбором профессии.

Для того чтобы все эти виды деятельности были максимально приближены к будущей профессии, необходимо прививать школьникам конкретные умения и навыки в избираемой профессии.

4)                У школьников старшего возраста ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная, осуществляется жизненное самоопределение. Создаются условия для самостоятельного и активного поиска ответов на вопросы: «Каким быть?», «Кем быть?», «Где дальше учиться?». Молодые люди направляют свои усилия в основном на те виды учебной деятельности, которые в дальнейшем будут связанны с их профессиональной деятельностью. Поэтому нужно способствовать расширению и углублению знаний, умений, связанных с будущей профессией.

Одновременно им необходимо оказывать помощь в изучении научных основ выбора профессии, овладении методиками диагностики и самодиагностики.

Таким образом, на разных возрастных этапах профессиональное самоопределение выражено в различной степени. В связи с этим профориентация школьников в соответствии с возрастными особенностями, даёт возможность последовательно и целенаправленно регулировать процесс их профессионального самоопределения /6/.


1.1.2 Профессиональная ориентация учащихся


1.1.1.1 Современные методы профессиональной ориентации и психологической поддержки

Традиционно проблема профессиональной ориентации связана с формированием у подростков адекватных представлений о мире профессий, позволяющих осознанно выбирать и осваивать этот мир. Необходимым условием профориентанта в этой ситуации является анализ двух динамичных систем взаимодействия: представлений подростков и рынка профессий.

Анализ возникновения и генезиса развития представлений показывают, что представление о профориентации, в первую очередь формируются семьёй, социальными институтами, средой и средствами массовой информации. Под воздействием множества информационных источников, рекламы, книг, рассказов взрослых, у подростков формируется первичный слой представлений о профессиях, как о предстоящем социуме, в котором реализуется любая деятельность. То есть об отношениях людей, их способе жизни. Именно этим обуславливается в сознании старшеклассников престижность той или иной профессии. Как правило, представления собственно о предмете и средствах деятельности, принадлежащих профессии, существуют у них лишь в зачатом виде.

Существующие сегодня программы профориентации подростков, как правило, ориентированны на расширение представлений подростков о мире профессий, о собственных склонностях и интересах.

По сути, данными программами у подростка формируется система дополнительных, но неадекватных представлений. Обращая данный вопрос психологам – профориентантам, можно заметить, что двухслойная организация представлений подростков предполагает минимум два пространства реализации профориентационных программ: социальное и предметно-профессиональное. Работа только в одном из них явно неэффективна.

Данный контекст создаёт необходимость реализации профориентационных программ на 4-х уровнях деятельности психолога – профориентатора:

1) Реализация профориентационных программ, призванных расширить представления подростка о мире профессий, о собственных склонностях и интересах.

2) Включение подростка в рынок профессий посредствам формирования коммуникаций с профессионалами данной сферы. Этот уровень предполагает целый блок деятельностных профориентационных программ: это могут быть круглые столы с профессионалами, экскурсии, стажировки. Включая подростка в систему кооперации профессионалов реализующих ту или иную деятельность, сталкивает его с реальной предметностью данной деятельности.

3) Реализация образовательно-информационных программ, направленных на формирование у подростка ориентационных схем, позволяющих: ориентироваться в социальной ситуации, реализовывать собственный замысел в исходных социальных условиях, находить места реализации собственных интересов и места собственной востребованности, адекватно предъявлять на рынке труда уже имеющиеся навыки.

4) Реализация образовательных программ, направленная на самостоятельное формирование подростком собственных представлений, способностей выбирать, самоопределяться, ставить и достигать собственной цели, анализировать складывающуюся вокруг ситуацию.

Разрыв между часто используемыми психологами – профориентаторами средствами и проблемами профориентации подростка проявляется повсеместно. На образовательном уровне деятельности у психолога появляется необходимость использования средств не только классической психологии профориентации, но и организационно-управленческих средств построения ситуации, впрямую не связанных с обучением и воспитанием, а принадлежащих педагогике как управлению процессами развития.

В этой ситуации необходимым становится новое понимание специфики предмета не только профессиональной ориентации, но и профессионального образования и понятия трудоустройства в целом /7/.

Сегодня профессиональная подготовка молодого человека должна ориентироваться не на прикрепление его к заданному рабочему месту, которое в ближайшем будущем может устареть, а на формирование у него способностей к профессиональному самоопределению, анализу складывающейся ситуации на рынке труда. Кроме навыков по профориентации, у учащихся необходимо формировать ориентационные схемы интересующего его профессионального рынка. Сегодняшние выпускники должны уметь быстро реагировать на изменения коньюктуры рынка труда, без лишних трагедий расширять и изменять род своих профессиональных занятий, знать, где на рынке труда именно их профессиональные навыки могут быть востребованы. В учреждениях образования должна осуществляться поддержка инициатив учащихся, молодёжных предпринимательских проектов.

Таким образом, речь идёт о новом предмете деятельности системы профориентации, а именно об активной социализации молодёжи, переходе от подготовки узких предметных специалистов, к профессионалам, владеющим техниками поиска и предъявления себя на рынке профессиональных услуг. Уже давно очевидно, что только трансляции знаний, умений, навыков по профессии недостаточно. Но сегодня формирование у учащихся комплекса профессиональных способностей тоже не достаточно для профессиональной карьеры, необходимо ставить вопрос о формировании проективной логики мышления, внутреннего предпринимательства в определении собственной жизни.

Данная стратегия развития и понимания специфики профессионализма будущего, создаёт необходимость формирования у подростков последовательности единиц профессионального самоопределения и понятиях о профессиях в деятельностном залоге: представление – прецедент – понятие.

Данный механизм профессионального самоопределения подростка включает в себя совокупность проб: в мысли и представлениях, в профессиональной кооперации, в совместной с профессионалами деятельности.

После проведения подростка по трём названным блокам профессиональной ориентации начинается либо наращивание профессиональных средств выбранной сферы деятельности, либо происходит возвращение к прецеденту мысли как рефлексии и выбор прецедента следующей кооперации.

Примерами реализации третьего и четвёртого уровня деятельности психолога – профориентанта в названном порядке могут являться следующие программы:

1)                Разработка содержания, проведения циклов семинаров и построение факультативного школьного курса «Технология самостоятельного поиска работы» для старшеклассников общеобразовательных школ.

2)                Содержание службы информационной поддержки подросткового трудоустройства, основанной на работе с информационными технологиями и системе постоянно действующего мониторинга системы образования и городской инфраструктуры. Такая информационная система позволяет обеспечить реальный доступ учащегося к информации различного рода работ (начиная от одноразовых и краткосрочных до постоянных вакансий), о рынке образовательных услуг города. Такой механизм позволяет не только решать проблему трудоустройства, но и обеспечивать формирование в сознании учащихся культуры поиска работы.

3)                Программы по разработке и внедрению многофункционального образовательного механизма, базирующегося на понятии «маркетинга» как функциональной единице в деятельности образования и как практическом средстве формирования у учащихся способностей к профессиональному самоопределению в условиях рынка, к адекватному предъявлению полученных навыков на рынке труда.

Такая программа тесно связанна с решением проблемы отсутствия освоенных социокультурных технологий включения молодого человека в общественную жизнь /8/.

Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых пригласить молодежь, на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально – производственным условиям.

Проведение целенаправленной профориентационной работы среди молодежи должно опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации. В теоретических разработках и на практике основное внимание обращается на изучение личностных качеств молодых людей, выявления уровня развития их склонностей и способностей, психофизических особенностей и свойств, которые являются важными предпосылками для овладения той или иной профессией /9/.

Вместе с тем выбор профессии во много определяется сформированными у юношей и девушек представлениями о будущем образе жизни, социальном статусе, их ориентации на важнейшие ценности. Для конкретного индивида планируемые места в обществе и будущие социальные роли не менее важны, чем работа в соответствии со своими способностями и склонностями. Таким образом, при проведении профориентационной работы и, в частности, профконсультацией важно не только выявить индивидуальные психологические и психофизические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации.

В жизни каждого молодого человека профессиональная деятельность выполняет много различных функций и не является самоцелью. Вместе с тем трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самоутверждения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида. В труде удовлетворяются важнейшие потребности человека в творчестве, в созидании, в общении и коллективной деятельности. Профессиональная занятость личности оказывает существенное влияние на все другие стороны ее жизни.

В теоретическом и методологическом плане проблемы ценностно-нравственного самоопределения и нахождения смысла жизни прорабатывается самыми разными авторами, к сожалению, скорее на описательно-социологическом или узко экспериментальном уровне. В этой связи большой интерес представляют научно-методические исследования по применению активизирующих профориентационных опросников и профориентационных игр.

Полученные в исследованиях данные выявляют в целом очень широкий спектр самых различных мотивов, влияющих на профессиональный выбор молодых людей, причем в иерархии мотивов профессионального самоопределения ведущая роль принадлежит и нравственно-психологическим качествам.

Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересах индивида с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей. Социальный опыт юношей и девушек ограничен. Поэтому им трудно, с одной стороны, сопоставлять свои возможности и способности с требованиями, предъявляемыми к определенным видам трудовой деятельности. С другой стороны, им еще труднее оценить социальную важность и необходимость выбираемой профессии. Для выхода из такой ситуации у многих молодых людей в роли «подсказчика» выступает ориентация на различные группы в социальной структуре общества, на статус родителей, на отношение к безработице в зависимости от материального положения в семье /10/.

В исследованиях возрастных особенностей личностного и профессионального самоопределения отмечается, что одной из существенных характеристик молодых людей является подражание другим, стремление быть похожим на кого-то. Следовательно, при подготовке молодежи к выбору профессии вполне оправдано формирование у нее профессиональных предпочтений через идеал личности. Это означает, что под воздействием существующих социальных условий, конкретной общественной микросреды у юношей и девушек создается образ идеального человека (героя), который при определенных обстоятельствах формирует мотивацию различных поступков людей, в том числе и выбор профессии.

Сложившаяся структура социальных отношений, разделение труда и его неоднородность обуславливают различия в профессиональной деятельности. Различия в социальных группах определяются возможностями производственной деятельности, которые позволяют реализовать склонности и способности работника, удовлетворить важнейшие интересы и потребности личности, обеспечивать условия для развития и совершенствования человека. Таким образом, речь идет о социальном статусе молодежи.

Влияние социальных установок на выбор профессии прослеживается в ответах выпускников школ на вопрос анкеты: «Каковы Ваши жизненные планы, связанные с профессиональной деятельностью». Строя свои жизненные планы, около 30% молодых людей независимо от условий желают работать там, где им больше платят. Более половины людей хотели бы стать высококвалифицированными специалистами своего дела, около 15% юношей и девушек при оценке своих профессиональных планов выбрали позицию работать там, где интересно.

Включение в профориентационную работу ценностно-нравственных аспектов социально-профессиональной диагностики позволяет специалистам-профконсультантам, педагогическим работникам более эффективно вести воспитательную работу по оптимальному выбору профессии и реализации каждым человеком своих потенциальных возможностей и способностей в трудовой деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты