Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками

Результаты тестирования 10-го и 11-го классов по профориентационным методикам: 1 – 40% учеников в большей степени предрасположены к точным техническим специальностям; 2 – 35% учеников в значительной степени предрасположены к техническим специальностям; 3 – 15% учеников с неопределенной профессиональной предрасположенностью; 4 – 10% учеников не предрасположены к выбору техническим специальностям.

Статистическая обработка имперического материала обрабатывалась в ручном и компьютерном вариантах (3 автоматизированные методики).

После подсчета данных сравнивались результаты, и количество времени, занимаемое, на выполнение компьютерных методик и делались выводы об эффективности применения компьютерных методов в профориентации. Затрачиваемое время на обсчет данных в бланковом варианте составляет 1 час, а в компьютерном варианте происходит автоматически, так что фактор времени ничтожен.

Данная гипотеза подтвердилась в том что, в результате внедрения компьютерных методов профессиональной диагностики школьников упрощается работа по обработке результатов и снижается время, затрачиваемое профконсультантом на обсчет данных.


Глава 4. Экономическая часть.

Оценка эффективности внедрения компьютерных технологий в профориентационной работе


Важной задачей для профконсультанта является повышение эффективности диагностирования с помощью компьютерных технологий.

Гипотеза работы: необходимо выяснить, снижается ли время, затрачиваемое профконсультантом на обсчет данных. Оценивать эффективность работы можно с помощью сравнения использования бланковых методик с компьютерными.

Для этого необходимо:

1)                Определить длительность проведения затрачиваемое на методики в бланковом и компьютерном вариантах.

2)                Определить время, затрачиваемое на обсчет результатов.

3)                Провести подсчет по каждому варианту.

1 Определение трудоемкости проведения мероприятий

Проводим тестирование на группе респондентов 20 человек. В бланковом варианте 7 методик, подсчет результатов проводится вручную. В компьютерном варианте 3 методики, подсчет результатов происходит автоматически. На каждый тест заполняется таблица со всеми результатами.

ТччБ = заполнение бланков + (подсчет результатов х 20 человек) + составление таблицы.

ТччБ = 8 + (5 х 20) + 7 = 1,9 ч.ч.

ТччБ = 15 + (15 х 20) + 7 = 5,3 ч.ч.

ТччБ = 10 + (10 х 20) +7 = 3,6 ч.ч.

ТччБ = 15 + (15 х 20) + 7 = 5,3 ч.ч.

ТччБ = 10 + (10 х 20) + 10 = 3,7 ч.ч

ТччБ = 8 + (10 х 20) + 10 = 3,6 ч.ч.

ТччБ = 20 + (10 х 20) + 10 = 3,8 ч.ч.

Трудоемкость тестирования в базовом варианте ТччБ = 1,9 + 5,3 + 3,6 + 5,3 + 3,7 + 3,6 + 3,8 = 16,1ч.ч.

Расчет трудоемкости в проектируемом варианте осуществляется на компьютерах. Компьютерный класс оборудован 10 компьютерами, поэтому тестирование проводится в два этапа по 10 человек. В проектируемом варианте первые 4 методики проводятся бланковым методом, отсюда ТччБ = 1,9 + 5,3 + 3,6 + 5,3 + 3,7 + 3,6 + 3,8 = 16,1ч.ч. Три методики выполняются на компьютере.

ТччПР = 10 х 2 = 20 + (1 х 20) = 0,7 ч.ч.

ТччПР = 8 х 2 = 16 + (1 х 20) = 0,6 ч.ч.

ТччПР = 20 х 2 = 40 + (1 х 20) = 1 ч.ч.

Трудоемкость проектируемого варианта на компьютере

ТччПР = 0,7 + 0,6 + 1 = 2,3 ч.ч.

Итого трудоемкость проектируемого варианта

ТччПР = 16,1 + 2,3 = 18,4 ч.ч.

2 Расчет цены оргтехники

Стоимость компьютера 30 000 р., срок эксплуатации компьютера 5 лет.

Нормативное время работы компьютера в год 2 000 часов.

Цк = (30000 / 2000) / 5 = 3 х 2,3 = 6,9р.

3 Определение затрат на проведение мероприятий

3.1 Расчет заработной платы психолога

Заработная плата психолога составляет 20р. в час.

ЗПб = 20 х 27,2 = 544 р.

ЗПп = 20 х 18,4 = 368 р.

На заработную плату делаются начисления во внебюджетные фонды в размере 35,6 % от начисленной заработной платы.

Нзпб = 544 х 0,356 = 193,7 р.

Нзпп = 368 х 0,356 = 131,008 р.

3.2 Расчет амортизационных отчислений

Норма амортизационных отчислений на компьютер 12% в год от его стоимости. Сумма амортизации (А) на программу

А = 6,9 х 0,12 = 0,828 р.

 3.3 Расчет затрат на ремонт и обслуживание компьютера (Рк)

Средняя стоимость ремонта и обслуживания принимается в размере 10% в год от стоимости компьютера.

Рк = 6,9 х 0,1 = 0,69 р.

3.4            Расчет затрат на картридж (К)

К = 1 300 / 2 000 х 2,3 = 1,49 р.

3.5 Расчет затрат на бланки (Бл)

Стоимость бланка для анкетирования 1 р.

Блб = 20 х 7 х 1 = 140 р.

Блп = 20 х 4 х 1 = 80 р.

 3.6 Расчет затрат на электроэнергию (Эл)

Расчет электроэнергии для компьютера рассчитывается исходя их мощности токоприемника (N), времени работы (Т), цены (Ц) и поправочных коэффициентов.

N =0,4 кВт; Ц – 0,54 р/1 кВт; коэффициент загрузки по времени = 0,6; коэффициент загрузки по мощности = 0,5; коэффициент потерь в сети = 0,8; коэффициент полезного действия = 0,65.

РЭл = (0,4 х 0,6 х 0,5 х 0,8 х 2,3) / 0,65 = 0,34 р.

3.7 Расчет прочих расходов (Пр)

Прочие расходы принимаются в размере 80 % от затрат на заработную плату Пр = З.Пт х 0,8.

Прб = 544 х 0,8 = 435,2 р.

Прп = 368 х 0,8 = 294,4 р.

После определения расчета затрат определяется сумма затрат (З) на проведение мероприятий и экономия затрат. Расчет сводится в таблицу 1.

профориентационная работа методика автоматизация

Табл. 1. – расчет затрат

Статьи затрат

Базовый вариант, Зб

Проектируемый вариант, Зпр

Заработная плата

544

368

Начисления на заработную плату

193,7

131,008

Амортизация

-

0,828

Обслуживание

-

0,69

Картридж

-

1,49

Электроэнергия

-

0,34

Стоимость бланков

140

80

Прочие расходы

435,2

294,4

ИТОГО:

1312,9

876,756


Экономия затрат (Эз)

Эз = 1312,9 – 876,756 = 436,144 р.

Годовой экономический эффект

Эгод = 436,144 - 0,27 х 76,8 = 415,408 р.

По данному расчету можно сделать вывод что, в результате внедрения компьютерных методов профессиональной диагностики школьников упрощается работа по обработке результатов и снижается время, затрачиваемое профконсультантом на обсчет данных. Экономия затрат составляет 436,144 рубля. Годовой экономический эффект составляет 415,408 рубля. Социальный эффект: повышение качества тестирования, рост производительности труда психолога.


Глава 5. Безопасность и экологичность работы


Экология как наука сформировалась в середине прошлого столетия, когда возникло понимание, что не только строение и развитие организмов, но и их взаимоотношения со средой обитания подчинены определенным закономерностям.

Термин экология (от греческого слова oikos – дом, жилище; logos – учение, наука) ввел в 1866 г. немецкий биолог Эрнст Геккель, который выделил в самостоятельную науку и назвал этим словом раздел биологии, изучающий совокупность взаимосвязей между живыми и неживыми компонентами природной среды /32/.

В современном обществе глубоко укоренились технократический образ мышления, надежды на то, что с помощью правильной организации хозяйства и высокопроизводительной техники можно решить все экономические и социальные проблемы. Исторический опыт убеждает, что это далеко не так. Даже самая совершенная техника, если она вступает в противоречие с законами самовоспроизводства природы, неизбежно наносит ущерб окружающей среде, а, следовательно, и здоровью человека.

Сегодняшняя экологическая ситуация вызывает всеобщую тревогу, споры, ожесточенную полемику на научных дискуссиях, в кабинетах власти, просто при встречах людей разных возрастов и профессий.

Антропогенное влияние на среду не ограничивается воздействием на здоровье человека и прямыми формами действия на флору и фауну. Упрощение структуры экосистем, уменьшение набора составляющих их видов означает нарушение эволюционно сложившихся механизмов, поддерживающих их устойчивость. Это ведет к снижению уровня продуктивности, угрожает поддержанию постоянства газового состава атмосферы, нарушает естественные самоочищения вод, поддержания плодородия почвы.

Возрастающие темпы изменения среды обитания приводят к нарушению взаимосвязи между ней и человеком, снижению адаптационных возможностей организма. Среда обитания может содержать такие вещества, с которыми организм в ходе эволюции не сталкивался и поэтому не имеет соответствующих анализаторных систем, сигнализирующих об их наличии. В связи с этим оценить состояние здоровья человека, понять характер патологии в отрыве от анализа происходящих изменений в окружающей среде невозможно /33/.

Для России экологические проблемы также актуальны, как и для большинства других стран. Исключение составляет разве что отсутствие перенаселения. Как крупная страна, Россия вносит существенный вклад в планетарную экологическую ситуацию. Существует три основные проблемы, которые на протяжении последних десятилетий никак не решаются, напротив, усугубляются:

1) Отсутствие последовательной государственной экологической и эколого-экономической политики. На протяжении большей части ХХ века в России преобладали ресурсно-милитаристский тип хозяйства и командно-бюрократическая система управления, в которой главенствовали технократы и военные. Богатство природных ресурсов страны в этих условиях при экстенсивном экономическом росте обернулась крайней расточительностью и низкой эффективностью их использования. Современные экономические реформы также никак не ориентированы на улучшение экологической обстановки. Переход к рыночной экономике при недостаточности экологической регламентации хозяйственной деятельности усугубляет эти тенденции. А ухудшение экологической ситуации в свою очередь создает дополнительные экономические трудности. Вместе с тем, Россия располагает большой площадью ненарушенных природных систем, которые являются нашим природным богатством, и одной из немногих областей стабилизации биосферы всей планеты.

2) Превышение допустимой антропогенной нагрузки на природную среду, обусловлено многими факторами, среды которых наиболее существенные:

·                    высокая концентрация промышленности в крупных индустриальных центрах;

·                    неблагоприятные климатические условия на большей части территории;

·                    значительная территориальная неравномерность распределения ресурсов, плотности населения, и хозяйственного потенциала.

3) Состояние здоровья населения России находится под двойным прессом неблагоприятных экономических и экологических условий:

·                    большая частота нарушений беременности родов, дефектов развития новорожденных, высокая детская заболеваемость и смертность;

·                    высокая химическая и радиационная нагрузка на значительные контингенты населения, приводящая к широкому спектру патологий (аллергия, иммунодефициту).

Если народы мира хотят сохранить жизнь на Земле, природу, цивилизацию и самих себя в детях, внуках и более отдаленных поколений, то необходимо без промедления приняться всем сообща за дело. Ведь кроме нас самих единственных обитателей Вселенной никто не поможет. «Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга, она всегда права; ошибки и заблуждения исходя от людей», - так писал Гете.

Данные проблемы имеют лишь косвенное отношение к нашей работе. Однако и здесь можно проследить некоторую связь. Цель нашей работы – автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками.

В буквальном переводе слово экология означает науку, изучающую дом, жилище. Иными словами определенную среду обитания. В нашем случае рассмотрению подлежит экология с точки зрения психологическом науки. И в этом случае т.н. «дом» это внутренняя среда человека, его психика и структуру с нею взаимосвязанную. Исходя из этого, можно заключить, что экология в психологическом аспекте, это система бесконфликтного или иными словами конгруэнтного сосуществования и внутреннего мира человека и его взаимодействия с внешней средой.

Профессиональная ориентация имеет своей целью выяснения глубинных предрасположенностей человека к той или иной профессиональной деятельностью. В случае если последнее действительно определена правильно и не вступает в конфликт с внутренними, не только ценностями и убеждениями, но и иными, более глубинными предрасположенностями человека. То такой человек обладает большими шансами или иными словами, в большей степени, более эффективно реализовать свой потенциал. Ключевой момент заключается и в том, что внутренний мир человека не растрачивается на поиск «смысла жизни», его предназначения в этом мире и т.п. Про таких людей говорят, что его профессия (работа) является его хобби, и наоборот.

С точки зрения автоматизации процесса данное исследование также является более экологичным, поскольку тестируемый огражден от непосредственного взаимодействования тестирующего. Также ни вирируется определенные сомнения относительной оценки результатов исследования, поскольку интерпретацию данных тестирования производит компьютер. В этом случае также усматривается определенный положительный момент с точки зрения экологии процесса тестирования, поскольку потенциально устраняются возможный субъективизм в оценки результатов.

Конституцией России закреплено право граждан на охрану здоровья, которое обеспечивается, в частности, развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарией. Согласно Конституции государство должно заботиться об улучшении условий и охраны труда.

Согласно СанПин 2.2.2/2.4.1340 – 03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы // Охрана труда и социальное страхование. – 2003. - №8. – с.63 – 73

1 Общие положения и область применения

1.1 Санитарные правила действуют на всей территории Российской Федерации и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к персональным электронно-вычислительным машинам (ПЭВМ) и условиям труда.

1.2 Требования Санитарных правил направлены на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека вредных факторов производственной среды и трудового процесса при работе с ПЭВМ.

1.3 Требования санитарных правил распространяются:

·                    на условия и организацию работы с ПЭВМ;

·                    на вычислительные электронные цифровые машины

·                    персональные, портативные; периферийные устройства вычислительных комплексов (принтеры, сканеры, клавиатура, модемы внешние, электрические компьютерные сетевые устройства, устройства хранения информации, блоки бесперебойного питания и пр.), устройства отображения информации (видеодисплейные терминалы (ВДТ) всех типов) и игровые комплексы на базе ПЭВМ.

2 Требования к ПЭВМ

2.1 ПЭВМ должны соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил, и каждый их тип подлежит санитарно-эпидемиологической экспертизе с оценкой в испытательных лабораториях, аккредитованных в установленном порядке.

2.2 Концентрации вредных веществ, выделяемых ПЭВМ в воздух помещений, не должны превышать предельно допустимых концентраций (ПДК), установленных для атмосферного воздуха.

2.3 Мощность экспозиционной дозы мягкого рентгеновского излучения в любой точке на расстоянии 0,05 м от экрана и корпуса ВДТ (на электронно-лучевой трубке) при любых положениях регулировочных устройств не должна превышать 1 мкЗв/ч (100 мкР/ч).

2.4 Конструкция ПЭВМ должна обеспечивать возможность поворота корпуса в горизонтальной и вертикальной плоскости с фиксацией в заданном положении для обеспечения фронтального наблюдения экрана ВДТ. Дизайн ПЭВМ должен предусматривать окраску корпуса в спокойные мягкие тона с диффузным рассеиванием света. Корпус ПЭВМ, клавиатура и другие блоки и устройства ПЭВМ должны иметь матовую поверхность с коэффициентом отражения 0,4-0,6 и не иметь блестящих деталей, способных создавать блики.

2.5 Конструкция ВДТ должна предусматривать регулирование яркости и контрастности.

3 Требования к помещениям для работы с ПЭВМ

3.1 Помещения для эксплуатации ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение. Эксплуатация ПЭВМ в помещениях без естественного освещения допускается только при соответствующем обосновании и наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения, выданного в установленном порядке.

3.2 Не допускается размещение мест пользователей ПЭВМ во всех образовательных и культурно-развлекательных учреждениях для детей и подростков в цокольных и подвальных помещениях.

3.3 Для внутренней отделки интерьера помещений, где расположены ПЭВМ, должны использоваться диффузно отражающие материалы с коэффициентом отражения для потолка – 0,7-0,8; для пола – 0,3-0,5.

3.4 Помещения, где размещаются рабочие места с ПЭВМ, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации.

4 Требования к микроклимату, содержанию аэроионов и вредных химических веществ в воздухе на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ

4.1 В помещениях всех типов образовательных и культурно-развлекательных учреждений для детей и подростков, где расположены ПЭВМ, должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты