Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками

В этой связи авторы предлагают модель профессионального консультирования молодёжи, которая связана с необходимостью анализа целого комплекса социально-нравственной ориентации. Представленные результаты научных исследований и опыта практического применения предполагают построение в службе занятости населения эффективно действующей технологии профессионального консультирования.

В настоящее время разработано немало программ по вопросам профориентации школьников. Каждая из них имеет свои положительные стороны. Основной целью предлагаемой вашему вниманию профориентационной программы, является активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению, в основу которой положена трёхфакторная модель Е.А.Климова (хочу – могу – надо). Характерной особенностью программы является перенос акцентов выбора профессии на подготовку к ней.

В реализации этих задач важное значение отводится профориентационным играм, тренинговым формам активизации учащихся, в профессиональном самоопределении.

Большой интерес вызывает методическое обеспечение учебного курса, которое соответствует теоретической концепции и состоит из выбора методик, включающих опросники, тесты, профориентационные игры /19,20/.

Мир труда стоит на пороге XXI века. Потребители требуют более высокого качества и разнообразия продукции, лучшего сервиса; в процессе взаимодействуют всё более сложные системы; технологические новшества требуют постоянной перестройки. Век индустрии уступил место веку информатики. В век информации работа приобретает глобальный характер. Мы становимся свидетелями и участниками перехода к совершенно новой экономике, которая всё более и более смещается в сторону услуг, а также в направлении работы со знаниями. Это требует новых организационных структур и технологий, а также работников нового типа. Усложнение производственного оборудования и технологических процессов обуславливает возрастание спроса на высококвалифицированную рабочую силу.

Требования от работников высокого уровня общего и профессионального образования, профессиональной квалификации, мотивации, исполнительности и профессиональной гибкости становится определяющим на рынке рабочей силы уже в первом десятилетии нашего столетия. Проведение в жизнь стратегий накопления и постоянного развития человеческого капитала, побуждающих работников и работодателей поддерживать, совершенствовать и модифицировать профессиональные знания, навыки и умения в течение всей трудовой жизни посредством профессионального обучения и повышения квалификации, реализации кадровой политики, основанной на принципах гуманизации труда и повышения качества трудовой жизни, должны явиться ключевым инструментом достижения стабильности экономического развития предприятий, каждого работника и страны в целом. Высокая квалификация, профессиональная гибкость и адаптационная способность работников становятся также основой их социальной защищённости. Такие работники уже в настоящее время наиболее конкурентоспособны и мобильны на рынке труда /10/.

Одним из необходимых условий эффективного развития человеческого потенциала является создание системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, с помощью которой могут быть реализованы следующие социальные функции:

1)                подготовка к осознанному и мотивированному выбору профессионального пути или перемене профессии;

2)                целенаправленная подготовка к труду;

3)                эффективное планирование и устойчивое построение оптимальной профессиональной карьеры (с учетом возможной смены профессии, рода деятельности).

Таким образом, система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения призвана обеспечить профориентационное сопровождение профессиональной карьеры человека на всех этапах его жизни, и может выступать определенной формой социальной гарантией в сфере свободного и адекватного выбора профессионального пути, самореализации человека в профессиональной деятельности.

Кроме того, в современных условиях (экономические реформы, связанные с ними перманентные экономические и политические кризисы, изменение структуры рынка труда, рост безработицы, падение уровня жизни большинства населения и повышение в связи с этим социально-психологического напряжения) возрастает роль профессиональной ориентации и психологической поддержки как одного из основных направлений активной политики обеспечения занятости населения. Являясь, с одной стороны, наиболее массовым, доступным, действенным, с другой стороны, наименее затратным направление работы, система оказания услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке способствует:

1)                полному и всестороннему информированию населения о состоянии, потребностях, структуре современного рынка труда, востребованных профессиях, возможностях получения новых профессий, профессионально переобучения, требованиях, предъявляемых профессиями к профессиональным и личностным качествам человека, потребностях работодателей, сложившейся социально-экономической ситуации;

2)                профессиональному самоопределению, осознанному выбору или перемене профессии с учетом потребностей личности и социально-экономической ситуации, сложившейся на рынке труда;

3)                созданию адекватного ресурсного состояния и повышению конкурентоспособности граждан на рынке труда;

4)                повышению мотивации к активному поиску работы, профессиональной самореализации;

5)                оптимизации психологического состояния безработных и незанятых граждан, повышению уровня их социальной и психологической адаптивности в условиях современного рынка труда.

Создание системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда позволит повысить уровень социально полезной отдачи системы профессионального образования, создает условия для реструктуризации кадрового состава организаций, профессионального и социального развития молодых специалистов, снизила уровень социальной напряженности на рынке труда /11/.

В государственной системе профессиональной ориентации и психологической поддержки населения работают 25 территориальных центров профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения, во главе с Всероссийским научно-практическим центром профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.

Одна из важнейших особенностей рынка труда – значительные масштабы скрытой безработицы, почти в 5 раз превосходящие безработицу, официально регистрируемую. Сегодня число не имеющих работу в республике составляет 54 тысячи человек.

Другой особенностью безработицы в настоящее время является большой и, к сожалению, все возрастающий удельный вес в ней молодежи, особенно выпускников ПТУ, средних специальных заведений, вузов. Более 41% всей безработной молодежи – не востребованные рынком труда выпускники учебных заведений всех типов. Анализ рынка труда показывает, что безработица у нас все более «молодеет».

Причина такого уровня безработицы среди молодежи у нас те же, что и везде: особая социальная уязвимость этой категории слабозащищенных граждан, их меньшая конкурентоспособность на рынке труда, низкая мотивация к труду. Не востребованность молодых людей в общественном производстве означает подлинное бедствие для многих из них, способствует росту правонарушений и преступлений.

Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к человеку как профессионалу и к его возможностям быть конкурентоспособным на рынке труда. От обоснованного выбора профессии, качественного уровня образования, конструктивного поведения на рынке труда зависит успешность профессионального пути, а в конечном итоге – удовлетворенность человека своей жизнью. Поэтому понятна возрастающая роль профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, которые в буквальном смысле должны начаться со школьной скамьи и сопровождать человека на протяжении всей трудовой деятельности.

Профориентационная работа с молодежью включает в себя комплексные услуги: издание и распространение профориентационных буклетов и памяток, социологические опросы о профессиональных намерениях выпускников 9-11 классов, деловые игры, дни открытых дверей, ярмарки вакансий учебных мест. Эти формы работы требуют совместных усилий многих заинтересованных сторон, и в первую очередь, службы занятости, органов образования, социальной защиты, комитетов по делам молодежи.

Развитие профориентационной работы с молодежью, должно идти по нескольким направлениям:

·                   организация информационного пространства;

·                   превентивная профориентационная работа с выпускниками школ,

средних специальных заведений, вузов;

·                   организация профориентационной работы «Основы выбора

профессии» со старшеклассниками;

·                   организация обучения выпускников профессиональных учебных

заведений «Перспектива»;

·                   лекции;

·                   социологические опросы учащихся старших классов в рамках

подготовки к ярмаркам учебных мест.

Молодежь, зарегистрированная в службе занятости населения в качестве безработных, активно вовлекается в групповые формы работы. Это посещения групп «Клуба ищущих работу» и курса «Новый старт», участие в деловых играх. На групповых консультациях демонстрируются видеофильмы, которые пользуются спросом на рынке труда.

Анализ социологического опроса и анкетирования выпускников школ районов и городов показал, что 50% учащихся в начале года сделали свой профессиональный выбор. Большинство учащихся выбирают следующие профессии: банковский служащий, юрист, экономист, секретарь-референт, менеджер, предприниматель, программист и др. Очень немногие выбрали для себя работу в сфере промышленности и сельского хозяйства. Отсюда видно, что наиболее значимой для школьников при выборе профессии является возможность зарабатывать, т.е. обеспечивать себя материально. Молодые по-прежнему предпочитают иметь государственную «крышу», апеллируют к государству, избирают – рискнем так выразиться – «государственные» специальности. Занятия фермерством, коммерческой и иной предпринимательской деятельностью, самозанятость оказываются не в чести у молодого поколения /12,13/.

Глубокий кризис во всех сферах жизни нашей страны в первую очередь касается подростков, оканчивающих неполную среднюю школу. Школа, решая свои проблемы (из двух девятых делает один десятый класс), не всегда учитывает интересы подростков, их готовность к профессиональному определению, к вступлению во взрослую, самостоятельную жизнь. Далеко не все подростки в состоянии справиться с трудностями, которые возникают при выборе профессии и учебного заведения.

Затруднения при выборе профессии могут быть вызваны у подростка недостатком информации о мире профессий и о себе самом. Определенные сложности при выборе профессии связаны с трудностями самооценки, самовосприятием подростком собственных особенностей. Поэтому специалисты постоянно проводят Дни профориентации для учащихся, (весной – для девятиклассников, осенью – для одиннадцатиклассников), с тем, чтобы, определившись в выборе профессии и учебного заведения, они могли целенаправленно готовиться к поступлению в то или иное учебное заведение. Обычно в рамках таких мероприятий проводятся ярмарки учебных мест и вакансий для молодежи, организовывается консультирование подростков врачом-наркологом и представителями военкоматов. Профконсультанты и психологи тестируют ребят, информируют о системе высшего и среднего профессионального образования, образовательных стандартах, экзаменах, особенностях выбора и поступления в конкретное образовательное учреждение, о содержании и возможностях получения различных профессий, перспективах дальнейшего профессионального роста.

Постоянно проводятся совещания с директорами профессиональных училищ, методические семинары с социальными педагогами школ. Проводятся социологические опросы среди учащихся на выявление их профессиональных намерений, результаты доводятся до директоров учебных заведений.

На современном рынке труда более успешными являются люди мобильные, склонные к постоянному самосовершенствованию, переходу от одной деятельности к другой, обладающие психологической устойчивостью к критическим ситуациям, связанным с такого рода переходами. Эти качества формируются на ранних этапах жизненного пути. В работе с молодежью очень важно помогать, подросткам развивать такие качества, как ответственность и самостоятельность, проявляющиеся в умении и готовности сделать обоснованный выбор в любой сфере жизнедеятельности, в том числе и профессиональной /4,14/.


1.1.1.2 Основные направления профессиональной ориентации и психологической поддержки. Формы и методы проведения профориентационной работы

Профессиональная ориентация в образовательном учреждении профессионального образования (начального, среднего, высшего) представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующую профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда. В ходе проведения профориентационной работы учреждение профессионального образования тесным образом взаимодействует с общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей (центрами техническими, художественного творчества детей и подростков, межшкольными УПК), территориальными центрами профориентации молодежи и психологической поддержки населения, органами образования, предприятиями, средствами массовой информации.

Для проведения профориентационной работы в учреждениях профобразования используются предметные кабинеты, учебно-производственные мастерские, библиотеки, музеи и т.д.

С учащимися 10-11 классов на основе предшествующих этапов обучения профориентационной деятельности проводится на базе углубленного изучения учебных предметов, к которым у них проявился устойчивый интерес и способности. Серьезное внимание уделяется формированию профессионально важных качеств личности в избираемом виде труда, самоподготовке к ней, коррекция профессиональных планов. Профориентационная работа, проведенная на каждом возрастном этапе, должна способствовать формированию у учащихся:

·                   к окончанию 8-го класса – готовности к выбору профиля обучения;

·                   к окончанию 9-го класса – к обоснованному выбору пути получения

общего полного образования, профессии, которой будут овладевать в профессиональных учебных заведениях начального или среднего профобразования;

·                   к окончанию 11-го класса – к сознательному выбору пути

продолжения образования, места работы.

Психологическая поддержка представляет собой систему социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности учащегося в ходе формирования у него способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышению конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры.

Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния учащихся в процессе образования и воспитания на всех возрастных этапах.

Профессиональная ориентация и психологическая поддержка в учреждениях профессионального образования взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга, обеспечивая социально-психологическую подготовку обучающихся к адекватному профессиональному выбору, успешному освоению избранной профессии и социально-профессиональной адаптации. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка в учреждении профессионального образования проводится в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», законом Российской Федерации «О Занятости населения», основными законами Российской Федерации об охране здоровья граждан, настоящим Положением, Уставом учреждения профобразования. Профориентация и психологическая поддержка проводит в целях обеспечения социальных гарантий в сфере профессионального выбора, психологического сопровождения формирования профессиональной карьеры, создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии с его способностями, склонностями, свободно ориентируясь и адаптируясь на рынке труда.

Профориентация является частью учебно-воспитательного процесса и призван решать комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач.

Основными целями проведения профориентации в учреждениях профобразования является обеспечение психологического сопровождения профессиональной карьеры, достижение сбалансирования между профессиональными интересами, профессиональной успешности в избранной профессии, реализации индивидуального потенциала обучающихся, социально-профессиональной адаптации выпускников на производстве, в обществе.

Главными направлениями профориентации в учреждении профессионального образования является профессиональное просвещение, развитие профессиональных интересов и склонностей, профессиональная консультация профессиональный отбор.

Профессиональное просвещение – предусматривает расширение кругозора, знаний учащихся общеобразовательных учреждений, абитуриентов, обучающихся в учреждениях профессионального образования путем сообщения или сведений об учебном заведении, условиях приема и обучения, льготах, предоставляемых абитуриентам, перспективах дальнейшего профессионального роста, профессиях, подготавливаемых в данном учебном заведении.

При этом используются следующие формы профессионального просвещения:

·                   выступления преподавателей и студентов на классных часах и в

школах;

·                   проведение индивидуальных бесед и справочно-информационных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты