Реферат: Древнерусское государство

означает «укреплённое, огороженное место». Изна­чально город противостоял

селу и деревне, хотя само его развитие во многом было обусловлено

потребностями сельской округи в ремесленных из­делиях и привозных товарах. Он

являлся укреплённым поселением ремесленников и торговцев, центром обмена,

экономическим средоточием боль­шой территории.

Города возникали по самым разно­образным причинам. Не так давно историки

полагали, что городом сле­дует считать только тот населённый пункт, ко­торый

является торгово-ремесленным центром. На Руси было немало городов, выросших

из торгово-ремесленных посёлков: Старая Ладога, например, или Гнёздово,

переросшее позднее в Смоленск. Но теперь учёные обратили внимание и на другие

пути возникновения древнерусских городов. Иногда в город превращалась

княжеская приграничная крепость-замок, а иногда — центр, своеобразная

«столица» нескольких племён (например, Новго­род). Реже городами становились

мелкие ад­министративные центры или даже сёла.

Таким образом путь становления раннесредневекового русского города.

Какую роль играли города в истории Древней Руси? Прежде всего они были местом

средоточия власти – именно здесь находился князь, его наместник или

посредник. Городу подчинялась обширная сельская округа, с которой люди князя

собирали дань. В городах проживали бояре и другие знатные люди, имевшие здесь

свои усадьбы. В Новгородской земле, например, все боярские роды – «300

золотых поясов» – жили исключительно в столице. Велико было и военное

значение городов. Их жители формировали здесь свои ополчения – городовые

полки. В хорошо укрепленных городских крепостях находился также постоянный

военный гарнизон, состоявший из воинов-профессионалов.

В центре города высился собор – главная церковь всей округи. В столицы

крупных земель, как правило, назначались епископы, в другие города –

протопопы, которым подчинялись приходские священники. Монастыри также

первоначально возникали преимущественно в городах или рядом с ними. Именно

через города в языческую проникало христианство. Здесь же в средние века

зарождались и ереси.

Наконец, города являлись и центрами культуры. Во многих из них имелись

собственные школы. Городским изобретением следует считать и берестяные

грамоты (бересту использовали тогда для письма – вместо бумаги). Здесь

работали летописцы, переписывались книги, руками умелых мастеров воздвигались

замечательные произведения искусства.

Экономическое и культурное значе­ние города во многом определялось тем, что

здесь работали искусные ремесленники — зодчие, ка­менотёсы-резчики, мастера

«по меди, серебру и злату», иконописцы.

Изделия отечественных городских ремесленни­ков славились далеко за пределами

Руси. За­тейливые висячие замки с ключами сложного рисунка находили сбыт и

были весьма популярны в соседних странах под названием «русских» замков. О

высоком искусстве мастеров черни (тонкой ювелирной работы по серебру) и эмали

свидетельствовал немецкий автор Теофил. Из­вестны восторженные отзывы и о

шедеврах русских златокузнецов. Так, в XI в. мастера-ювелиры изготовили

позолоченные гробницы для первых русских святых — братьев Бориса и Глеба.

Летопись отмечает, что «многи, приходяще из Греции и других земель»,

свидетельствовали: «Нигде такой красоты нет!» В XII в. ремесленники,

работавшие прежде на заказ, перешли к выпуску изделий для массового сбыта.

Монгольское нашествие нанесло особенно тяже­лый урон именно городскому

ремеслу. Физическое истребление и увод в плен тысяч ремесленников подорвали

самую сердцевину городской экономи­ки. В средние века ремесло основывалось

вл. ручной технике, а следовательно, на навыках, приобретавшихся в ходе

многолетней работы. Оборвалась связь мастер — подмастерье — ученик

Специальные исследования показали, что в целом ряде ремёсел во второй

половине XIII в. произошло падение или даже полное забвение сложной техники,

её огрубление и упрощение. После монгольского завоевания были утрачены многие

технические приёмы, знакомые мастерам Киев­ской Руси. Среди археологических

находок, относящихся к этому периоду, уже нет многих предметов, обычных для

предшествующей эпоха. Зачахло и постепенно выродилось стеклоделие Навсегда

было забыто искусство тончайшей пере­городчатой эмали. Исчезла многоцветная

строи­тельная керамика.

Однако примерно с середины XIV в. начался новый подъём ремесленного

производства. До наших дней дошёл облик русского ремесленника-кузнеца того

времени, мастера по имени Аврам, чинившего в XIV в. древние врата Софийского

собора в Новгороде. На них он поместил и свой Автопортрет. Мастер бородат,

стрижен в кружок, в руках у него главные орудия труда — молот и клещи. Одет

он в подпоясанный кафтан чуть выше колен и сапоги.

Во второй половине XIV в. стали изготавливать кованые и клёпаные пушки,

началось про­изводство листового железа. Получило развитие и литейное дело,

прежде всего литьё колоколов и пушек из бронзы. На Руси имелись выдающиеся

литейщики, среди них особенно славился тверской мастер Микула Кречетников —

«якоже и среди немец не обрести такова». Для литья пред­варительно

изготавливали восковую модель изде­лия, в которую затем вливался сплав меди и

"лова — бронза. Литьё было трудным делом и требовало большого искусства.

Необходимо было не нарушить пропорцию металлов (и обязательно добавить

серебра для чистоты колокольного звона), не переварить («не передержать»,

как говорили мастера) металл, не попортить формы, вовремя извлечь готовое

изделие. Недаром су­ществовало поверье, что для пущей предосто­рожности надо

пустить какой-нибудь ложный слух, который бы мог отвлечь внимание любо­пытных

от производимой работы.

Города привлекали людей средневековья и возможностью приобрести на торгов

необходимую вещь. Купцы, ходившие с далё­кими караванами, помимо

разнообразных товаров привозили свежие новости, рассказывали о замор­ских

землях и обычаях. Можно выделить три основных направления торговых связей

Руси: вос­точное, западноевропейское и средиземноморское.

Из Средней Азии, Персии доставлялись разные сорта шёлка, кожа и сафьян,

краски, дорогое восточное оружие и другие изделия. Так, в одном 23 завещаний

великих князей московских, отно­сящемся к XIV в., упомянуто «блюдо

ездиньское», изготовленное в иранском городе Йезд. Особенно ценились такие

восточные товары, как пряности (перец, гвоздика, корица, имбирь, мускатный

орех, шафран) и сладости (изюм, чернослив, миндаль, сахар, орехи).

Через Псков и Новгород, отчасти через Смо­ленск при посредничестве торгового

союза северогерманских городов, известного под названием «Ганза», шла

интенсивная торговля с Западной Европой. На Руси пользовались спросом как

ткани, так и сырьё для ремесленного производства. Например, в XIV—XV вв.

прекрасным и ценным подарком считалась штука, т.е. моток, сукна «ипского»

(изготовленного в городе Ипр во Фландрии). В Новгороде за две штуки ипского

сукна могли дать тысячу беличьих шкурок лучшего сорта. В XIV—XV вв. на Русь

поступало также дорогое и престижное стекло — бокалы и кубки для пиршеств

знати. Одним из поставщиков этой продукции была Венеция. Но важнейшим

товаром, который привозили из Западной Европы на Русь, были металлы —

недостаток их постоянно ощу­щался на Руси, не имевшей своих рудных

месторождений. Вместе с серебром и медью доставлялся и свинец в огромных

слитках. При археологических раскопках в Новгороде в слоях XIV в. был найден

слиток свинца весом в 150 кг с клеймами польского короля Казимира Великого.

Учёным удалось установить, что металл проис­ходит из рудных месторождений в

районе Кракова.

Через Чёрное море велась активная торговля со средиземноморскими странами.

Ценился в первую очередь «сурожский товар» (главным образом шёлковые ткани),

поступавший из крупнейшего торгового центра Причерноморья — Сурожа, или

Сугдеи (современный Судак). Оттуда попадали на Русь венецианские, турецкие,

египетские и дамас­ские ткани. Кроме них в русских землях поль­зовались

спросом различного рода металлы и драгоценные изделия, особенно серебряные

со­суды, иконы (с окладами и без них) и кресты цареградской работы. Вместе с

другими товарами из Средиземноморья поступал хорошо выделанный пергамент (по-

русски «харатья»), а с XIV в. на московском и других русских рынках стала

появляться итальянская бумага.

Среди русских товаров, вывозимых на обмен, главными были меха и кожи, воск и

мёд. Среди мехов первое место по количеству занимали беличьи шкурки, которые

различались по сортам в зависимости от места добычи. Их перевозили в больших

бочках. Более дорогим товаром являлись ценные сорта пушнины — соболь, выдра,

куница, бобр. Видное место принадлежало вывозу воска, находившего широкое

применение при дворах европейских государей и в церковном обиходе. Ганзейские

купцы требовали, чтобы воск не имел разного рода примесей, «не был бы смешан

с маслом, или с желудями, или со смолой, или с горохом». Большую прибыль

приносил также вывоз мёда, «рыбьего зуба» (моржовой кости), льна.

На Руси имелись специальные торговые объ­единения: например, «Иванское сто»,

в которое входили новгородские купцы, торговавшие вос­ком; московские «гости-

сурожане», ориентиро­вавшиеся на средиземноморскую торговлю через порт Сурож

в Крыму.

В середине XII в. некогда единая Киевская держава распалась на ряд

самостоятельных земель и княжеств. Южная Русь, подвергав­шаяся набегам

кочевников и терявшая силу в непрерывных усобицах князей, постепенно

утрачивала своё прежнее величие. Центр экономиче­ской и политической жизни

постепенно переме­щался на северо-восток, в бассейн Верхней Волги.

«Земля за великим лесом» — Залесская Русь, или Суздальщина, в XI в. была

далёкой окраиной огромного государства Рюриковичей. Эта обшир­ная и богатая в

сельскохозяйственном отношении территория с частой сетью рек и речек, лесами,

болотами и плодородными «опольями» тогда ещё только заселялась. Однако

киевских князей не привлекала пока Суздальщина: фактически никто из них не

претендовал на эти окраинные земли. «Чудское захолустье» (чудь — одно из

племён угро-финского происхождения, живших там), как назвал эти окраины

историк В.О. Ключевский, первоначально являлось придатком к одному из южных

княжений — Переяславлю Южному.

Но с начала XII в. энергичный и деятельный князь Владимир Мономах стал

проявлять интерес к этой жемчужине своих семейных владений. В

автобиографическом «Поучении» он с гордостью вспоминал о том, что в годы

молодости проехал лесным диким краем, через который пролегала небезопасная

дорога к Ростову — главному городу Верхневолжья. Несколько раз он посещал

северо-восток Руси и во время своей последней поездки в 1108 г. основал на

крутом берегу реки Клязьмы город, назвав его Владимиром.

Со смертью князя в 1125 г. прекратилась зависимость Ростово-Суздальской земли

от Южной Руси. Его сын, Юрий Долгорукий, стал первым самостоятельным князем

Залесской Руси. Это был период активного освоения северо-восточных

территорий. Сюда в поисках мира и покоя устре­мились переселенцы с Киевщины.

Рекам и новым городам они давали привычные названия своей покинутой родины.

Наиболее ярким является пример с тремя Переяславлями: Южным (ныне город

Переяслав-Хмельницкий), Рязанским (со­временная Рязань) и Залесским (ныне

город Переславль-Залесский). Все они к тому же рас­положены на реках с одним

названием — Трубеж.

Юрий Долгорукий энергично поддерживал колонизацию неосвоенных земель: строил

города, возводил и украшал церкви и монастыри. Но при этом князь не оставлял

надежды занять киевский престол и вёл изнурительные войны за Киев. После ряда

удачных сражений в 1147 г. он пригласил своего союзника князя Святослава

Ольговича в небольшой пограничный городок на берегах Моск­ва-реки. Гонец

передал Святославу слова Юрия Владимировича: «Приди ко мне, брате, в

Москов!», попавшие на страницы летописи. Это было первое письменное

упоминание Москвы. Из преданий известно, что Москва и окрестные земли

принадле­жали боярину Степану Ивановичу Кучке и были отняты у него князем.

Князья шумно отпраздновали свою победу. Сын Святослава подарил хлебосольному

хозяину чрез­вычайно дорогого и высоко ценимого в княжеской среде охотничьего

гепарда — быстрое животное, от которого не убежит ни олень, ни косуля. А в

ответ Юрий «устроити обед силен и створи честь велику им и дал Святославу

дары многи».

В 1155 г. Юрию удалось стать великим князем киевским, но через два года он

был отравлен на пиру киевскими боярами. Сохранился его сло­весный портрет:

был он сроста немалого, толстый, лицом белый, глаза не вельми велики, нос

долгий и накривленый, брада малая, великий любитель жен, сладких пищ и

пития».

Когда Юрий ещё княжил в Киеве, его сын Андрей самовольно уехал на север, взяв

с собой из Вышгорода (город недалеко от Киева) чудотворную икону Божьей

Матери, ставшую впоследствии святыней Владимирской земли.

Напористый и энергичный, Андрей Юрьевич резко выделялся среди князей

особенностями характера и политическими воззрениями. При­глашённый княжить на

северо-восток Руси местным боярством, Андрей постепенно поставил себя над

ним. «Хотя самовластен быти всей Суздальской земли», он прогнал четверых из

своих братьев, двух племянников и «старших бояр отца своего». Добиваясь

церковной независимости от Киева, попытался учредить на северо-востоке Руси

свою митрополию. Наперекор всем традициям перенёс княжеский престол во

Владимир, а рядом с ним, в селе Боголюбове, построил себе резиден­цию с

роскошными теремами и соборами. По названию села Андрей получил прозвище

Боголюбский.

Андрей Юрьевич вёл себя как суровый и своенравный хозяин не только в своём

княжестве. Он пытался диктовать свою волю южным князьям. Иногда великая удача

князя соседствовала с крупным провалом. Так, в 1169 г. дружины Андрея

Боголюбского и его союзников взяли приступом Киев и произвели там страшное

разорение и опустошение, не пощадив велико­лепия храмов, погубив много женщин

и детей. Однако Андрей не стал княжить в Киеве, подобно своему отцу, а

вернулся на Клязьму. Но военное счастье его имело свои пределы. Стараясь

по­ставить на колени Новгород, Андрей потерпел позорное поражение. Новгородцы

разбили на Белоозере и обратили в бегство суздальскую рать, а организованный

затем Боголюбским поход на сам Новгород привёл к катастрофе, после которой

новгородцы продавали пленных суздальцев в рабство по цене втрое дешевле овцы.

Замечательный антрополог Михаил Михайло­вич Герасимов по черепу Андрея

Боголюбского восстановил его внешний облик: скуластое ши­рокое лицо с высоким

лбом, немного раскосые глаза, вьющиеся волосы, властный оборот головы с

горделиво поднятым подбородком. В ходе исследования останков князя неожиданно

выяс­нилось, что слова современников о «высокоумии» и «гордости» Андрея

вполне справедливы и имеют помимо всего прочего чисто физиологическую основу.

У него срослись два шейных позвонка, и князь просто не мог опустить голову.

Давно тлевшее недовольство бояр, напуганных самовластием князя, привело к

заговору. В конце июня 1174 г. двадцать бояр, среди которых были потомки

Степана Кучки, пировали в Боголюбове, по соседству с княжеским дворцом. Один

из сыновей Кучки обратился к гостям с просьбой отомстить князю за казнь брата

и другие злоде­яния. Свою речь он закончил словами: «Сегодня князь того

казнил, а нас — завтра! Поразмыслим о князе сем!» Чтобы действовать

наверняка, заговорщики поручили Анбалу Ясину, княже­скому ключнику (т.е.

доверенному слуге и управи­телю), имевшему доступ в спальню господина, тайком

вынести оттуда меч. Ночью мятежные бояре тихо разоружили охрану и ворвались в

княжескую палату.

После неудачной попытки обмануть князя бояре «почаша бити в двери и силою

выломиша». С первым из заговорщиков безоружный князь, физически очень

сильный, справился, сбил его с ног. Но тут его самого повалили на пол и,

стремясь попасть в сердце, секли мечами и саблями, поражали копьями. От

полученных ран Андрей потерял сознание, а заговорщики ушли, думая, что убили

его.

Через некоторое время князь очнулся. Превоз­могая страшную боль, истекая

кровью и оставляя за собой кровавые следы, он спустился вниз по лестнице и

вышел на площадь, вымощенную белым камнем. Не в силах сдержать стоны, он

спустился на землю у теремной башни и потерял сознание. Один из удалявшихся

заговорщиков видел в ночи спускавшегося князя, а другие слышали его стоны.

Вначале сообщники не говорили этому — настолько очевидна была смерть Андрея

от уже нанесённых ему ран. Но затем ужас обуял бояр — если князь останется в

живых, их самих ждала смерть. Уже было павшие духом мятежники зажгли свечи и

по лужам крови нашли сидевшего у стены и совершенно не способного защищаться

князя. Как разъярённые звери, набросились они на него. Князь Андрей испустил

дух после того, как ему отрубили руку.

Казалось, боярство отстояло свои старые права и взяло верх над княжеской

властью. Однако ус­пешно осуществлённый заговор стал только прелюдией к

начавшейся смуте. В течение двух лет Вдадимиро-Суздальскоя земля не знала

порядка и покоя, пока, наконец, в 1176 г. к власти не пришёл Всеволод Большое

Гнездо, младший сын Юрия Долгорукого. В 1154 г. в честь рождения Всеволода,

названного при крещении Дмитрием, князь Юрий повелел возвести новый город —

Дмитров. Воспитанный в Греции, Всеволод женился на осетинской княжне Марии и

имел многочисленное потомство — одних только сыновей восемь! Он стал

действительно основателем «Большого Гнезда», из которого позднее вышло немало

княжеских линий. Годы правления Всеволода ознаменовались внут­ренним и

внешним укреплением Залесской Руси. Сильная княжеская власть, опиравшаяся на

поддержку мелких и средних военных слуг и городских общин, способствовала

становлению единого и крепкого государства, экономическому и культурному

подъёму. Вырос авторитет кня­жества в отношениях с другими русскими землями и

соседними государствами.

Всеволод первым из русских князей офици­ально принял титул великого князя. На

рубеже ХЛ—XIII вв. Владимиро-Суздальская земля стала доминировать среди

других княжеств. Автор «Слова о полку Игореве» говорит о Всеволоде Большое

Гнездо только в превосходных степенях: «Великий княже Всеволод! Не помыслишь

ли ты прилететь издалека, отцовский золотой престол поберечь? Ты ведь можешь

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты