Реферат: Древнерусское государство

Реферат: Древнерусское государство

Тульский экономический колледж

РЕФЕРАТ

По предмету: История

На тему: «Древнерусское государство»

Подготовил студент гр.110-П

Громыхалин О.

Проверила

Дородных Л.В.

Щекино,

2001

Самое древнее из дошедших до нас исторических сочинений о Руси – «Повесть

временных лет», написанная в начале XII в., - начинается с трех вопросов:

«Откуда есть пошла Русская земля? Кто в Киеве нача первее княжити? И с коих

пор Русская земля стала есть?» В этой триаде – глубинный смысл. Первый вопрос

понятен – он основной. «Русская земля» – это и территория, и народ, и,

конечно, государство. А государство в середине века связывалось в сознании

людей с личностью его правителя. Отсюда – второй вопрос. Ответ на третий

вопрос должен был показать историю Руси в развитии. Грандиозное историческое

полотно, созданное летописцем, стало исключительно популярным в Древней Руси.

Подавляющее большинство летописей начинается именно с «Повести временных лет»

остается главным источником, повествующим о рождении Древнерусского

государства.

У населявших эту территорию восточнославянских племен были опасные соседи.

Низовья Волги занимал могущественный Хазарский каганат, которому подчинялись

и платили дань поляне, северяне, радимичи и вятичи. На севере постоянные

набеги совершали варяги – воинственные обитатели Скандинавского полуострова,

Дании и Северной Германии. «Повесть временных лет» сообщает, что северные

славянские и финно-угорские племена – словене новгородские, кривичи, чудь и

меря – были подчинены варягам и обложены данью. Когда и при каких

обстоятельствах это произошло, историческая память народа не зафиксировала.

Во всяком случае, летописец об этом умалчивает. Но он отметил, что в конце

концов славяне изгнали варягов за море. Видимо, перед лицом варяжской

опасности и сложился здесь мощный военный союз племенных объединений. Однако

вскоре между освободившимися племенами начались усобицы. Не в силах

справиться со своими внутренними проблемам, словене, кривичи, чудь и меря

решили отправить посольство к варягам – вчерашним врагам – и найти князя,

который бы «володел и правил. по праву». Послы обратились к варягам со

словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет – да

поидите княжить и володети нами». Три брата – Рюрик, Синеус и Трувор – «с

роды своими» откликнулись на предложение. Рюрик стал княжить в Новгороде,

Синеус – в Белоозере, Трувор – в Изборске.

Два года спустя Синеус и Трувор умерли, а Рюрик стал единоличным правителем.

Согласно известиям летописи, двое из людей Рюрика – Аскольд и Дир –

отпросились у него пойти в поход на юг, к Царьграду (Константинополь). На

Днепре они осели и стали княжить в Киеве – древнем центре полян. По данным

летописи, в 879 году Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря, а власть

перешла к его родственнику Олегу.

В правление Олега произошло событие, которое представляет собой начальную

точку истории Киевской Руси, на рубеже дописьменного и письменного периодов.

В 882 году Олег (в то время новгородский князь) решил овладеть Киевом и

двинулся с дружиной в поход. По пути он взял Смоленск («ключ-город») и Любеч,

посадив там своих наместников. Не решившись на прямой штурм хорошо

укрепленного Киева, предприимчивый конунг (так называли военных предводителей

у варягов) овладел им хитростью. В то время Днепр представлял собой торговую

магистраль, по которой шли хорошо охраняемые купеческие караваны. Выдав себя

за купца, направляющегося в Царьград, Олег пригласил Аскольда и Дира на

встречу. Когда те пришли, дружинники Олега, спрятавшиеся в лодьях, выскочили

и убили киевских князей. Уничтожив Аскольда и Дира, Олег стал княжить в

Киеве, который он провозгласил столицей своего государства. Таким образом 882

год, когда под властью одного князя объединились Северная Русь (Новгород) и

Южная Русь (Киев), стал поворотным в судьбах восточных славян. Это хорошо

понимали уже в средние века. Летописцы начинали свои хронологические отсчеты

именно «от первого лета Олегова, понеже седе в Киеве», т.е. от первого года

правления Олега в Киеве.

Вокруг этого летописного исторического предания издавна ведутся споры.

Известия летописца стали основанием для возникновения в XVIII веке

«норманнской теории», согласно которой государство у славян создали норманны

- скандинавские викинги, которых на Руси называли варягами. Сторонники этой

теории подчеркивали мирный характер призвания варягов славянами, якобы

создавшего особые отношения власти народа, исконно настроенного монархически.

Норманнская теория имела особое политическое значение для того времени: она

оправдывала существовавшее тогда засилье немцев в государственном аппарате

России. Зарубежные историки-норманисты также подчеркивали, что славяне до

прихода варягов жили «зверинским образом» (как сказано в летописи), тем самым

утверждалась их политическая неполноценность, неспособность к историческому

творчеству. Патриотически настроенные отечественные ученые в противовес

норманистам пытались иногда полностью отрицать как само присутствие варягов

на Руси, так и их участие в создании древнерусской государственности.

Ученые спорят о том, каково происхождение названия «Русь». Одни полагают, что

оно является производным от названия реки Рось (приток Днепра южнее Киева) и

дано древними славянами-земледельцами. Но большинство лингвистов доказывают,

что слово «Русь» – не славянское, а скорее всего пришло с севера и образовано

от названия южного берега Швеции – «Руслаген».

Как бы ни различались мнения историков, важно одно – факт основания в 862

году в Новгороде княжеской династии, правившей более семи веков, был

воспринят летописцем как своего рода точка отсчета исторического времени, а

объединение под властью Олега новгородских и киевских земель – как поворотный

момент в исторических судьбах восточных славян. По замечанию одного из

отечественных историков, «сквозь красивый туман народного сказания история .

видна лишь со времен Олега». Воспетый А.С. Пушкиным Вещий Олег – фигура не

легендарная, а историческая. Если Кий для летописца – персонаж почти

сказочный, мифический, а о Рюрике, Аскольде и Дире ему были известны лишь

крупицы фактов, то Олег в «Повести временных лет» представлен как

действительно первый общерусский правитель.

Важнейшими заботами Олега, как и последующих князей, стали, во-первых,

освобождение от власти Хазарского каганата и подчинение Киеву еще не

покоренных восточнославянских племен; во-вторых, защита рубежей государства

от выгодных условий для Руси в торговле с Византией.

Для обороны от кочевников Олег «нача городы ставити». Племена северо-запада

Руси (словене, кривичи, меря) продолжали подчиняться ему и платили дань.

Северяне и радимичи (восточнославянские союзы племен) по-прежнему платили

дань хазарам. Но Олег потребовал от них: «Не дайте хазарам, а мне дайте».

Таким образом начала формироваться государственная территория «империи

Рюриковичей». Согласно «Повести временных лет», Олегу подчинялись поляне,

северяне, радимичи, древляне, восточные кривичи, словене ильменские и

некоторые финно-угорские племена. Вероятно, в какую-то зависимость от Киева

попали дреговичи, западные кривичи и, возможно, уличи и тиверцы. Вятичи

пребывали под властью хазар, а племена, жившие на юго-западе Руси, скорее

всего находились под опекой Чехии или Польши. В руках Олега сосредоточилась

власть над землями, простиравшимися от Ладоги на севере до низовьев Днепра на

юге.

К исходу своей жизни Олег стал государственным деятелем международного

масштаба; ему удалось поставить на колени сильнейшее государство тогдашнего

мира – Византийскую империю. В 907 году он совершил успешный поход на ее

столицу – Константинополь, или, как его называли русы, Царьград. Город не

сумел оказать должного отпора войску Олега. Греки лишь успели замкнуть

гавань Золотой Рог цепью и переградить русским лодьям подход к самим стенам

города. Сначала русская рать опустошила пригороды столицы, забрала огромные

богатства, пленных, а затем, согласно летописи, лодьи были поставлены на

колеса и направлены к городу – таким образом суда смогли прикрыть от стрел

наступающих воинов. Греки запросили мира. Императоры Лев VI и его брат и

соправитель Александр выплатили баснословную сумму контрибуции – по 12 гривен

на уключину. А всего в русской флотилии насчитывалось две тысячи кораблей по

сорок воинов в каждом. Отдельная дань предназначалась крупнейшим городам –

Киеву, Чернигову, Переяславлю и другие. Русские послы получили возможность

брать из государственной казны Византии бессрочное содержание, а купцам во

время пребывания в Константинополе было позволено получать «месячину», т.е.

помесячное содержание в виде хлеба, вина, мяса, рыбы и фруктов, в течении

шести месяцев. Посланцам Руси предоставлялось также право вволю пользоваться

византийскими банями – привилегия, которую имели только жители

Константинополя. Важнейшим завоеванием стало право беспошлинной торговли для

русских купцов.

Византийцы целовали крест в знак верности заключенному соглашению. Олег,

согласно русскому обычаю, также дал клятву на верность договору.

Новое, более совершенное соглашение два государства заключили 2 сентября 911

года. При оформлении второго договора руссы добились у императорского двора

больших уступок.

Олег скончался в 912 году. Его деятельность оставила глубокий след в

исторической памяти народа. Вначале фигура местного масштаба, Олег к исходу

своей жизни стал властелином огромного государства. Ему покорились

многочисленные славянские и финно-угорские племена, перед ним отступили

хазары, а затем византийцы. «И прозвали Олега, - заключает летописец –

Вещий». Знаменитое предание о смерти его от укуса змеи легло в основу

пушкинской «Песни о Вещем Олеге».

Наследовавший Олегу Игорь (912-945 гг.) начал свое княжение с того, что

отправился воевать с отложившимися с того, что отправился воевать с

отложившимися от Киева древлянами. Воевал он с недавно появившимися на

границах Руси грозным врагом – кочевниками-печенегами. В 40-х гг. Х в. Игорь

совершил два больших похода на Византию. Причиной послужило то

обстоятельство, что Царьград не соблюдал соглашения с Русью. В 941 году Игорь

повел по Днепру и Черному морю на юг огромную эскадру в 10 тысяч кораблей.

Руссы опустошили все юго-западное побережье Черного моря и берега пролива

Босфор. Империя срочно мобилизовала свои войска своих восточных провинций. В

жестокой сухопутной схватке греки с трудом одержали верх. Погрузившись на

лодьи, руссы отплыли в море, а за ними в погоню отправился византийский флот.

Византийцы отогнали дружину Игоря от Константинополя, используя знаменитый

«греческий огонь» - зажигательную смесь в бочках и горшках. В состав смеси

входили сера, смола и нефть. На дружинников руссов он произвел неизгладимое

впечатление.

Сразу же после неудачи князь Игорь начал готовить второй поход. Наняв

варягов и печенегов, собрав дружины многих славянских племен, он с огромным

войском – и конным, и на лодьях – двинулся к Царьграду. Император поспешил

уладить дело дипломатическим путем. В устье Дуная Игоря встретили послы с

мольбой о мире. По обычаю тех времен Игорь решил посоветоваться с дружиной,

которая была рада получить дань без боя.

В следующем, 944 году мир между сторонами был оформлен еще одним, правда

менее выгодным, чем в 911 году, договором.

Х век. Древня Русь. Полулегендарное время, полусказочные события, былинные

персонажи. Очень мало известно об этом периоде нашей истории, немногое

сохранилось в памяти людей к тому времени, когда писались первые русские

летописи, в которых быль переплеталась с преданиями, легендами и народной

молвой. Тем более ценны те отрывочные сведения, которые дошли до нас: они

позволяют хотя бы частично реконструировать прошлое, составить предложение о

нравах, обычаях и укладе жизни наших предков. Историки до сих пор спорят,

сравнивая старинные свидетельства, пытаясь определить, где правда, а где

вымысел, оценивая причины и последствия тех или иных событий.

Только самые яркие личности остаются в памяти народной, только о них

повествуют летописи. Но и среди летописных рассказов, которые часто читаются

как приключенческий роман, выделяется история жизни и деяний княгини Ольги и

ее сына Святослава.

О происхождении Ольги известно немного. Возможно, что родом она из Пскова.

Скорее всего она была не славянкой, а родилась в семье варяга, об этом

говорит и ее варяжское имя – Ольга (Хельга). Но как бы то ни было, она стала

достойной женой князя киевского. Занимая высокое положение в политической

иерархии, Ольга была достаточно самостоятельна в делах. Она владела землями и

городами, ей принадлежали Вышгород под Киевом, села Будутино, Ольжучи и

другие владения. Не исключено, что она имела собственные вооруженные отряды.

В договоре князя Игоря с византийцами (944 г.) упомянут особый посол княгини

Ольги, который занимает третье время в списке лиц, участвовавших в

переговорах, - сразу же после послов князей Игоря и Святослава, оказавшись

рангом выше даже посла племянника Игоря. Это не случайно. По-видимому, именно

Ольга, располагая определенной политической властью, ведала государственными

и вершила суд в отсутствие мужа.

Однако первый план она выдвигается после гибели князя Игоря, убитого

древлянами во время сбора «полюдья». Для Ольги это было трудное время.

Древлянская земля «отложилась» от Киева, наследник, князь Святослав, по

свидетельству летописи, был еще слишком мал. На плечи княгини легла вся

тяжесть управления.

Яркий летописный рассказ повествует о неудачном сватовстве к Ольге

древлянского князя Мала, о мести княгини древлянам за убийство Игоря.

Расправившись с посольством древлян и истребив ин «нарочных мужей», Ольга с

дружиной отправилась в древлянскую землю, осадила город Искоростень и сожгла

его, покорила жителей и заставила платить тяжкую дань.

После покорения древлян Ольга занялась укреплением княжеской власти и в

других землях. И хотя летопись упоминает об установлении Ольгой «уроков» и

«даней» (иными словами, точных размеров платежей в пользу великих князей

киевских) лишь в древлянской и новгородской землях, можно предположить, что

княгиня не ограничилась этим, а объехала все свои владения, назначая

«погосты», становившиеся небольшими центрами княжеской власти, куда стекалась

дань, собранная с населения. Не один год заняла у нее эта работа, и не

случайно молчит летопись о делах Ольги с 948 по 954 годы. Эта будничная,

утомительная деятельность не принесла ей славы. Не происходило никаких ярких,

запоминающихся событий, молва о которых переходила из уст в уста, но значение

этих лет трудно переоценить: благодаря административно-хозяйственным реформам

Ольги традиционная власть старейшин на местах постепенно сменялась

управлением княжеских «тиунов» (управителей), слабела племенная власть,

укреплялась княжеская. Это был важный шаг на пути становления государства.

Годы правления Ольги не отмечены крупными внешними завоеваниями. Не было

победных походов, не присоединялись новые земли – тишина и замиранье были на

Руси. Но значило ли это, что княгиню не интересовали внешнеполитические дела,

что ей было безразлично то, как воспринимали молодое государство

могущественные соседи, в первую очередь Византия и Германское королевство?

Княгиня Ольга пыталась повысить престиж Руси не военными походами, не

завоеваниями, а умелой, мудрой дипломатией. И в связи с этим особое значение

приобрело крещение Ольги. По свидетельству летописца, она «с малых лет искала

мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоцветный жемчуг –

Христа». Но дело не только в том, что княгиня, расположенная к христианству,

обрела истинную веру, несмотря на свое языческое окружение. Ее крещение стало

не только частным делом пожилой благочестивой женщины, но приобрело важное

политическое значение и способствовало укреплению международного положения

Руси.

Историки до сих пор спорят, когда и где именно – в Киеве или в

Константинополе – крестилась Ольга.

Согласно летописи, в середине 50-х гг. Х столетия она отправилась в

Константинополь и там «возлюбила свет и оставила тьму», приняв новую веру.

Народная молва вновь расцветила реальные события красочными подробностями.

Византийский цесарь, прельстившись красотой и разумом Ольги (на самом же деле

ей было в ту пору около 60 лет), якобы предложил ей стать его женой. Но

княгиня, проявив мудрость и хитрость, «переклюкала» (обманула) его: по ее

просьбе король стал крестным отцом Ольги, что по христианским канонам

исключало возможность брака между ними.

Скорее всего Ольга была знакома с христианством еще в Киеве, в ее дружине

были христиане, в Константинополь ее сопровождал Киевский священник Григорий.

Однако крещение княгини именно в Византии приобретало ярко выраженную

политическую окраску: получив титул «дщери» (дочери) византийского

императора, что выделяло ее среди прочих государей, приняв крещение из его

рук, Ольга тем самым необычайно повышала престиж светской власти Киева в

международном плане. На византийском императоре все еще лежал багряный

отблеск славы великого Рима, и часть этого отблеска озаряла теперь и киевский

стол.

Однако крещение Ольги не повлекло за собой введения христианства на Руси.

Даже ее сын Святослав «не думал и не прислушивался к этому. продолжая жить по

языческим обычаям».

Вскоре Ольга отошла от государственных дел. Она занималась пропагандой

христианства, построила несколько церквей. Скончалась Ольга в 969 году, и как

пишет летописец, «плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты