сказано в летописи, «раздрашася вся Русская земля». Прежние уделы, став
наследственными «отчинами», постепенно превращаются в самостоятельные
княжества, почти независимые государства, правители которых, дабы возвысить
себя вровень с князьями киевскими, начинают также именоваться «великими
князьями».
В середине XII в. междуусобицы достигли невиданной остроты, и число их
участников многократно возросло вследствие дробления княжеских владений. В
то время на Руси было 15 княжеств и отдельных земель; в следующем столетии,
накануне нашествия Батыя, — уже 50, а в годы правления Ивана Калиты
количество княжеств различного ранга перевалило за две с половиной сотни. Со
временем они мельчали, дробились между наследниками и слабели. Недаром
говорилось, что «в Ростовской земле у семи князей один воин, и в каждом селе
— по князю». Подраставшее мужское поколение требовало у отцов и дедов
отдельных владений. И чем меньше становились княжества, тем больше гонора и
притязаний появлялось у владельцев новых уделов: всякий •владетельный» князь
стремился захватить «кусок» пожирнее, предъявляя все мыслимые и немыслимые
права на земли своих соседей. Как правило, междуусобицы шли за большее по
территории или в крайнем случае более «престижное» княжество. Жгучее желание
возвыситься и гордыня, происходящая от сознания собственной политической
самостоятельности, толкали князей на братоубийственную борьбу, в ходе которой
непрерывные военные действия разобщали и разоряли русские земли.
После кончины Мстислава Великого от Киева отпадает одно княжество за другим.
В 1135 г. началась многолетняя усобица в Южной Руси: то из далёкой Ростово-
Суздальской земли появится Юрий Владимирович Долгорукий и захватит
Переяславское княжество, то черниговский князь Всеволод Ольгович явится с
любезными ему половцами, «воюючи сёла и города... и люди секуще».
1136 год ознаменовался настоящим политическим переворотом в Новгороде
Великом: князя Всеволода Мстиславича «мужи новгородские» обвинили в трусости,
нерадивом отношении к обороне города, а также в том, что годом раньше хотел
он сменить Новгород на более почётный Переяславль. Два месяца князь, его
дети, жена и тёща находились под стражей, после чего были изгнаны. С этого
времени новгородское боярство само стало приглашать к себе князей и
окончательно освободилось от власти Киева.
Вся вторая треть XII в. — это череда ожесточённых, полных коварства и интриг
усобиц и борьба за киевский престол, а также за Новгород и земли Южной Руси.
Особой настойчивостью в борьбе за Киев, Переяславль, Новгород выделялся князь
Юрий Владимирович, прозванный Долгоруким. Основной тогдашний противник
ростово-суздальского князя, волынский князь Изяслав Мстиславич, в одном из
писем к венгерскому королю дал яркую политическую характеристику Долгорукому:
«Князь Юрий силён, а Давидовичи и Ольговичи (сильные княжеские ветви дома
Рюриковичей. — Прим. ред.) с ним суть, ещё и дикие половцы с ним, и тех он
золотом приводит». Начиная с 1149 г. Долгорукий трижды занимал киевский
престол. В свою очередь князь Изяслав. находившийся в союзе со смоленскими
князьями и зачастую прибегавший к помощи наёмников из Польши и Венгрии, с не
меньшим упорством стремился изгнать Юрия из Киева. Разорительная война шла с
переменным успехом, из рук в руки переходили Киев и Курск, Переяславль и
Туров, Дорогобуж, Пинск и другие города. Киевляне же, подобно новгородцам,
пытались играть на противоречиях между князьями, стремясь сохранить права
самоуправления и независимость своего города. Однако это им не всегда
удавалось.
Развязка многолетней драмы наступила в 1154 г., когда один за другим ушли в
мир иной соправители Киева и Киевской земли Изяслав Мстиславич и его дядя
Вячеслав. В следующем году Юрий Долгорукий обратился к вокняжившемуся в Киеве
Изяславу Давыдовичу со словами: «Мне отчина Киев, а не тебе». По словам
летописи, Изяслав благоразумно ответствовал грозному сопернику, «умоляя его
и кланяясь»: «Не причиняй мне зла, а вот тебе Киев». Долгорукий занял город.
Наконец-то он оказался на вожделенном «столе отцов своих и дедов, и приняла
его с радостию вся земля Русская», утверждал летописец. По тому, как
отреагировали киевляне на неожиданную кончину Юрия после пира у киевского
боярина Петрилы (горожане камня на камне не оставили от загородной и
городской усадеб князя), смело можно сделать вывод — летописец лукавил,
убеждая читателя в том, что Юрия встречали «с радостию великою и почётом».
Сын и преемник Юрия Андрей Боголюбский перенёс свою столицу во Владимир-на-
Клязьме и сменил политические ориентиры. Междуусобицы разгорелись с новой
силой, но главным для сильнейшего русского князя стало не обладание Киевом, а
укрепление собственного княжества; южнорусские интересы отходят для него на
второй план, что и оказалось гибельно для Киева в политическом отношении.
В 1167—1169 гг. в Киеве княжил волынский князь Мстислав Изяславич. Андрей
Боголюбский начал с ним войну и во главе одиннадцати князей подошёл к городу.
Мстислав Изяславич бежал на Волынь, во Владимир, а победители в течение двух
дней грабили Киев — «Подолие и Гору, и монастыри, и Софию, и Десятинную
Богородицу (т.е. районы и главные святыни города. — Прим. ред.). И не было
пощады никому и ниоткуда. Церкви горели, христиане были убиваемы, а другие
связываемы, женщины ведомы в плен, разлучаемые силою с мужьями своими,
младенцы рыдали, глядя на матерей своих. И захватили имущества множество, и в
церквях пограбили иконы, и книги, и одеяния, и колокола. И были в Киеве среди
всех людей стенания и туга, и скорбь неутешимая, и слезы непрестанные».
Древняя столица, «матерь градом (городам. — Прим. ред.) русским»,
окончательно потеряла былое величие и мощь. В ближайшие годы Киев разоряли
ещё дважды: сначала черниговцы, а затем волынские князья.
В 80-е гг. неспокойного XII века распри между русскими князьями несколько
поутихли. Не то чтобы правители Руси одумались, просто они были заняты
беспрерывной борьбой с половцами. Однако уже в самом начале нового, XIII
столетия на Руси вновь свершилось великое злодеяние. Князь Рюрик Ростиславич
вместе со своими союзниками-половцами захватил Киев и учинил там ужасающий
разгром.
Усобицы на Руси продолжались вплоть до Батыева нападения. Много князей и их
наместников сменилось в Киеве, много крови пролилось в междуусобных бранях.
Так, в братоубийственных войнах, занятая княжескими интригами и распрями, не
заметила Русь опасности страшной чужеземной силы, накатившей с Востока, когда
смерч Батыева нашествия едва не стёр с лица земли русскую государственность.
Один из наиболее выдающихся государственных деятелей и полководцев Древней
Руси Владимир Мономах родился в 1053 г., за год до смерти князя Ярослава
Мудрого, приходившегося ему дедом. Своим прозвищем Владимир обязан деду по
материнской линии — византийскому императору Константину Мономаху. Детские
годы княжича прошли в городе Переяславле Южном — столице его отца, князя
Всеволода Ярославича, где он получил хорошее образование.
Беззаботное детство окончилось в 1061 г., когда Владимир с крепостной стены
мог наблюдать огромную орду половцев, впервые тогда напавших на Русь и
разбивших войско его отца. Взрослея, Владимир всё больше времени должен был
уделять воинским упражнениям. Лучшим способом научиться владеть конём и
оружием в мирное время была охота. Наряду с чтением она стала главным
увлечением подрастающего князя.
В 13 лет Владимир Всеволодович начал взрослую жизнь, направившись по
поручению отца в Ростов, в землю вятичей, ещё не вполне покорённых киевскими
князьями и в основном остававшихся язычниками. С этого времени жизнь
Владимира превратилась в сплошную череду походов и войн: сначала
междуусобных, а затем — и с внешним врагом.
Ярославичи, к которым принадлежал и отец молодого князя, втянулись в
кровопролитную усобицу с князем Всеславом Полоцким, прозванным Чародеем,
поскольку молва приписывала ему ведовство и чары — способность обращаться в
волка, стремительно перемещаться на большие расстояния и т.п. Но едва лишь
Полоцкое княжество ценой больших потерь было побеждено и Всеслав оказался в
плену, как с новой силой нагрянули половцы.
В несчастливой битве с половцами на Альте, завершившейся разгромом
Ярославичей, восстанием в Киеве и изгнанием оттуда великого князя Изяслава,
Владимир скорее всего не участвовал. Ему хватало забот. До своего 25-летия он
успел покняжить не менее чем в пяти городах, включая Смоленск и Владимир-
волынский, совершить до 20 «великих путей» (т.е. дальних дорог и военных
походов). Выполняя разнообразные поручения, он переходил с войсками по
приказам отца и дяди, Святослава Ярославича, с места на место на огромном
пространстве от Новгорода Великого до Глогова в Чехии. Приходилось воевать
то с поляками, то с половцами, а более всего — с Полоцким княжеством и
двоюродными братьями, сыновьями Изяслава и Святослава.
Походная жизнь, однако, не помешала Владимиру жениться. Его женой стала
Гита, дочь последнего короля саксов Англии — Гарольда, погибшего в битве при
Гастингсе (1066 г.). Во время похода Владимира в Чехию родился его старший
сын — Мстислав.
После того как великим князем киевским стал Всеволод Ярославич, его сын на 16
лет занял второй по значению в Русской земле черниговский престол. В те годы
сыновья Святослава Ярославича, ранее много лет правившего Черниговом, были
удалены и стали погибать при невыясненных обстоятельствах.
Жизнь Владимира Всеволодовича в этот период стала более стабильной, он
приобрёл немалое влияние и авторитет на Руси. Однако по-прежнему ему
приходилось вести непрерывные войны на два фронта. Обороняя южную границу от
кочевников, он внезапно оборачивался на северо-запад Руси, чтобы дать отпор
давнему врагу — Всеславу Чародею. Опустошив вместе со смолянами Полоцкую
землю, Владимир возвращался домой как раз к очередному половецкому набегу.
Однажды половцы «повоеваша Стародуб весь». С черниговцами и дружественными
ему половцами Владимир мчится наперерез уходящим разбойникам и на Десне берёт
в плен двух ханов, перебив их дружины, а уже «заутре», за Новгородом-
северским, рассеивает большое войско хана Белкатгина и освобождает пленных. И
так из года в год: то усмирение восставших торческих племён — кочевников,
поселённых русскими князьями на границе со степью; то зимние походы в
брянские леса против последних племенных князей вятичей; то поход в Галицкую
землю против двоюродных братьев, Изяславичей, и захват Минска, в котором
Владимир не оставил «ни челядина, ни скотины».
Всё свободное от походов и хозяйственных забот время Мономах проводит на
охоте, вступая в единоборства с опасными зверями. В XIX в. в лесах под
Черниговом был найден золотой амулет — «змеевик», принадлежавший, судя по
надписи на нём, Владимиру Всеволодовичу. Скорее всего он был потерян именно
на охоте.
В эти беспокойные годы Владимир строит в Любече мощный деревянный замок —
убежище на случай опасности. Особенно тревожным выдался 1078 год. Всё лето
Владимир провёл на южной границе, у брата Ростислава в Переяславле. Активные
боевые действия начались осенью. 8 сентября у городка Белая Вежа братья
полностью истребили отряд половцев, пленив двух ханов. Едва справившись с
неприятелем на левом берегу Днепра, они были вынуждены мчаться на правый и
там последовательно громить половцев под Торческом, Юрьевом, а затем у Варина
и Красна.
Состарившийся Всеволод постепенно утрачивал контроль над государственными
делами. Владимиру всё чаще приходилось брать управление державой на себя. Но
когда Всеволод умер, новым киевским князем стал Святополк Изяславич как
старший из потомков Ярослава. Благодаря своей политической мощи и влиянию
Владимир мог бы сохранить за собой Киев, но уступил. Возможно, он не желал
междуусобиц, опасаясь нового половецкого нашествия.
В 1097 г. Владимир Мономах собрал в Любече княжеский съезд, чтобы осудить
одного из своих политических противников — князя Олега Святославича, обвинив
его в дружбе с половцами. Но добиться этого ему не удалось. Любечский съезд
лишь закрепил существовавшую раздробленность Руси, провозгласив принцип:
«Каждый да держит отчину свою» (т.е. владеет землями, унаследованными от
отца, и не покушается на чужие). Это, однако, не прекратило усобиц. Лишь в
1100 г. русские князья помирились друг с другом. Восстановился нарушившийся
было союз Владимира и Святополка, и к 1103 г. появилась возможность для
нового удара по половцам.
Владимир Всеволодович смог уговорить своего союзника выступить в поход ранней
весной, когда половецкие кони ещё не набрались сил после зимовки. В походе
приняли участие ещё пять князей. Орды кочевников были разгромлены в четырёх
днях пути от днепровских порогов. При этом особо отличилась русская разведка,
уничтожившая вражеский дозор.
В 1113 г. умер Святополк Изяславич, и начавшееся после этого народное
восстание заставило бояр обратиться к Мономаху с предложением занять
киевский престол.
Став великим князем в 60 лет, Владимир Всеволодович показал себя мудрым
государственным деятелем и законодателем. При нём «Русская Правда» (свод
древнерусских законов) была дополнена важными статьями, ограничивающими
злоупотребления ростовщиков, защищающими права сельских работников —
«закупов». Ряд статей охранял интересы купечества. Впервые в истории Руси
Мономах высказался (хотя это и не нашло отражения в законодательстве) и
против смертной казни как вида наказания вообще, даже за самые тяжкие
преступления. В летописи сохранилось его письмо к Олегу Святославичу,
свидетельствующее о том, что он примирился с этим князем, виновным в смерти
его сына.
Используя накопленные для борьбы с кочевниками огромные военные ресурсы.
Мономах контролировал всю Русскую землю и правил ею как строгий, но мудрый
государь. Владимир был милостив к мятежникам, но за повторную усобицу карал
беспощадно. Его сыновья успешно воевали с соседями. На северо-западе Мстислав
строил каменные крепости в Ладоге и Новгороде. На северо-востоке Юрий отражал
нападения волжских булгар и благоустраивал Залесскую Русь — будущую Россию,
заселяя её, основывая новые города и закладывая первые белокаменные храмы
нынешней Владимирщины. Переяславский князь Ярополк, продолжая дело отца,
ходил на половцев в 1116 и 1120 гг., после чего те бежали на Кавказ и в
Венгрию. Он же присоединил к Руси вольные дунайские города. Полоцкая земля
была полностью подчинена. С 1122 г. восстановились дружественные отношения с
Византией.
Начало XII в. — эпоха Владимира Мономаха — было временем расцвета литературы
и искусства на Руси. Появились замечательные литературные произведения — в
первую очередь древнейшая русская летопись «Повесть временных лет»,
«Хождение» игумена Даниила о путешествий в Палестину, многочисленные
повести и сочинения религиозного содержания. Выдающимся памятником
древнерусской культуры стало «Поучение», написанное (или продиктованное)
самим великим князем. Знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха — это не
только ценнейший источник по военной истории и первый памятник военно-
мемуарного жанра, но и наставление по обучению и воспитанию будущего
полководца и воина. Далеко не всегда являя собой пример христианской морали в
отношениях со своими личными врагами. Мономах был (или умел казаться)
образцовым правителем и защитником Руси, что нашло отражение в «Поучении». В
своих воззрениях на воспитание будущих князей он на первое место ставил
воспитание нравственное, завещая детям и внукам, да и всем нам (потомкам),
быть справедливыми и милосердными, не лениться («да не застанет вас солнце в
постели»), вести жизнь честную, достойную защитника отечества. Много места в
«Поучении» Владимир Всеволодович уделяет описанию своих охотничьих подвигов,
и это не случайно. Для Мономаха охота — постоянная закалка тела и духа,
позволяющая ему в любой момент быть готовым исполнить свой долг перед
родиной. Потому и по сей день дорог нам завет старого князя: «Дети, ни войны,
ни зверя не бойтесь, — делайте дело мужское!»
Умер Владимир Мономах в 1125 г., в возрасте 72 лет, завещав сыну Всеволоду
огромную единую державу.
Совсем иное впечатление было у викингов (варягов): обширное пространство
вдоль важного торгового пути сиз варяг в греки» они называли «Гардарики» —
«страна городов». В записанных древними исландцами сагах упомянуто 12
крупных городов Древней Руси. Среди них Новгород, Старая Ладога, Киев,
Полоцк, Смоленск, Муром, Ростов. В восточнославянских землях городских
поселений было намного больше, чем в Скандинавии.
Наконец, существовали ещё более мелкие поселения — многочисленные крепостицы,
разбросанные по всей стране. Их именовали иногда просто огородцами» или
«городищами». Обнесённые валами и рвами, защищённые деревянными стенами, они
зачастую не имели даже постоянного населения. Для окрестных сёл и деревень
такие городки являлись убежищем на случай внезапного набега кочевников. В
мирное время здесь проживала лишь немногочисленная стража.
«Города, величеством сияющие», оказались повергнуты в прах в результате
нашествия Батыя. Их число резко сократилось. Так и не смогла вновь стать
столицей княжества разрушенная до основания Старая Рязань. Некогда шумный,
огромный я многолюдный Киев, по описаниям очевидцев, был «сведён почти ни на
что». Посол Папы римского Плано Карпини в 1245 г. писал: «Едва существует там
200 домов, а людей тех держат татары в самом тяжёлом рабстве».
Подъём городской жизни вновь начался лишь в XIV в. Так, к концу этого
столетия только в Залесской Руси насчитывалось 55 городов, в Новгородской —
35, в Тверском княжестве — 8 ж т.д.
В те времена путника вела в город наезженная дорога, бегущая через дремучие
леса, опасные болота, вдоль речных берегов. Постепенно леса расступались, всё
чаще появлялись сёла, деревни и починки (небольшие поселения на расчищенных
землях), и вот вдали вырастал тёмный силуэт крепости и раскинувшегося вокруг
неё посада. Среди одноэтажной застройки над деревянной кремлёвской стеной
возвышались городской собор в внушительные, в несколько этажей, хоромы
«лучших людей».
Города возникают в эпоху становления государственности. Само слово «город»