Билеты: Билеты по ИГП ЗС

По шариату существовали религиозные обязательства, а также обязательства из

договоров и причинения вреда. Религиозные обязательства (обеты) носили

односторонний характер и содержали заявления о совершении или не совершении

каких-либо действий. К ним относились: обещание пожертвовать свое имущество

на какие-либо благотворительные цели, отпуск на волю раба и т.п. Не

исполнившие это обязательство должны принести искупительную жертву (на

кормление десяти бедных, трехдневный пост и т.п.). Кроме того, судья может

принудить этих лиц к выполнению обета.

Согласно шариату за всяким договором, целью которого является передача права

собственности, обязательно должна следовать фактическая передача вещи.

Договоры считались недействительными в тех случаях, когда отсутствовало

добровольное согласие сторон, в частности, когда договоры были заключены

вследствие обмана, по ошибке и по принуждению. По учению ислама являлось

греховным и воспрещалось взимание процентов, ростовщичество, спекуляция. При

размене денег не допускалось получение прибыли. Практиковалась выдача

денежных знаков под будущий урожай или под обязательство выполнить какую-

нибудь работу. По шариату предусматривался договор о переводе долга в тех

случаях, когда должник уплачивал свой долг посредством претензии, которую он

имеет к третьему лицу (вроде переводного векселя).

Широкое распространение в Арабском халифате получили договоры о союзах,

основанных на объединении капитала и труда, на взаимном доверии. Например,

договор о товариществе между купцами и обслуживающим их персоналом в

караванной торговле. Договор о религиозном союзе заключали между собой

мужчины и, называя себя братьями по вере, обязывались помогать друг другу в

борьбе за ислам.

В области семейных отношений шариат утверждал господство мужчин (мужа, отца).

Мусульманин мог иметь четырех законных жен и неограниченное число наложниц.

При заключении брака женщина считалась объектом сделки, ее покупали за калым.

Выйдя замуж, она переходила во власть мужа, должна была избегать встречи с

посторонними мужчинами, не показываться в общественных местах, носить

паранджу и т.д. Ей не разрешалось учиться и заниматься профессиональной или

общественно-политической деятельностью. Муж мог прибегать к телесным

наказаниям жены. Он должен был содержать жену и других членов семьи.

Развод по шариату зависел только от мужа, который не обязан был объяснять

поводы, побудившие его требовать разрыва супружеских отношений. Однако после

развода муж должен был выдать жене алименты на четыре месяца. Если в этот

срок муж пожелал возобновить супружеские отношения, развод аннулировался.

В арабском халифате руководствовались изречением: "Тот, кто не способен

ездить на коне и владеть мечом, не должен получать наследство". По

мусульманскому праву наследование определялось как перемещение имущества

собственника к другим лицам после его смерти. Это перемещение рассматривалось

как один из способов приобретения прав умершего, но не его обязательств.

Наследники получали одну треть имущества, которое остается за вычетом всех

уплат, следуемых по долгам умершего. Завещатель назначал душеприказчика,

который в присутствии двух благочестивых свидетелей производил

пропорциональное распределение имущества между всеми законными наследниками

(ими считались сыновья, внуки, племянники и т.д.).

По характеру ответственности преступления по шариату делились на два вида: 1)

преступления, за которые виновный отвечал своей жизнью или своим телом: 2)

преступления, которые влекли за собой уплату штрафа. К первому виду

преступлений относились восстание, мятеж, богохульство, оскорбление

религиозных святынь, убийство в разбое, которые карались смертной казнью. По

учению ислама на том свете преступника, как опасного зверя, ждали мучения в

аду. Он лишался гражданских прав, а его имущество конфисковывалось. Таким же

наказаниям подвергались родственники виновных мужского пола. Жен и детей

виновного продавали в рабство.

Ко второму виду преступлений относились умышленные и неосторожные убийства,

причинение увечий и ран, нанесение материального ущерба. Признавая кровную

месть, шариат разрешал родственникам убитого отомстить за преступление по

принципу талиона. Преступник мог быть отдан семье потерпевшего, которая по

своему усмотрению решала, какое наказание применить к нему. Однако она могла

и простить убийцу, если последний или его родственники согласятся уплатить

соответствующий денежный выкуп. Если убийство произошло не на священной земле

и не во время священных месяцев, выкуп должен был состоять из 100 верблюдов и

12 тысяч дирхемов деньгами. За убийство женщины выкуп уплачивался в

половинном размере, за убийство неверного - в размере одной трети.

За нанесение телесных повреждений сумма выкупа уменьшалась. В том случае,

если соглашения о выкупе не было достигнуто или уплатить его оказывалось для

виновника и его родственников невозможным, потерпевший или его ближайший

наследник прибегал к кровной мести. При этом они обязаны были применять

оружие, каким действовал виновный, а также нанести последнему ранение, какое

получил потерпевший.

Сорок ударов плетьми полагалось мусульманину за употребление вина, поркой

наказывалась игра в азартные игры. За кражу виновному отрубали руки.

Сосредоточив внимание на самом преступнике, шариат отказывается от наказания

соучастников преступления.

В случае, когда наказание за преступные действия не было предусмотрено

шариатом, судья назначал его сообразно социальному положению обвиняемого.

Специфика судебного процесса по шариату заключалась в том, что он не

признавал деления на гражданские и уголовные дела, носил обвинительный

характер, не делал разницы между истцом и обвинителем (ответчиком и

обвиняемым). При рассмотрении дел не было прокурора и адвоката. Процесс

начинался только по жалобе потерпевшего или его родственников.

В шариате отсутствовали процессуальные нормы, обязательные для судьи. Он не

был связан в оценке доказательств и мог прекратить дело на любой стадии его

рассмотрения. Свобода усмотрения, в том числе и в выборе наказаний, делала

суд удобным орудием в руках богатых против бедняков.

Вопрос №34 Особенности мусульманского права:

Система мусульманского права является принципиально иной по сравнению,

например, с системой римского права, и вообще она менее разработана, чем

последняя. Правовые, религиозные, этические нормы, хотя и различаются по

содержанию, не отделяются друг от друга, составляя все вместе единый

комплекс.

Подтверждая государственную собственность на землю, шариат предоставляет

главе государства право наделять землей отдельных лиц, но только на праве

владения и с обязательной уплатой подати. Землевладельцу разрешалось при этом

сдавать землю в аренду непосредственному производителю-крестьянину,

обязанному уплатой феодальной ренты.

Со второй половины УШ века в халифате появляется условное землевладение,

родственное западноевропейскому бенефицию. По мере развития феодальных

отношений эти земли, равно как и другие земельные владения, находящиеся в

руках феодальной знати, превращаются в частную собственность.

Система обязательств мусульманского права отличается большой разработанностью.

Обязательства из договоров распадаются на две группы. Решающим моментом,

отграничивающим одну группу договоров от другой, является наличие или

отсутствие обязанности передать вещь, являющуюся предметом сделки. К первой

группе договоров, связанной с передачей вещи, относятся договоры мены, займа,

найма имущества, купли-продажи. Ко второй группе относятся договоры

товарищества, поклажи, поручения.

Своеобразие мусульманского права выражается, в частности, в правиле, согласно

которому риск случайной гибели вещи лежит на продавце, а также в сравнительно

облегченном порядке расторжения договора (если купленная вещь с изъяном, если

покупатель, совершив сделку не видя вещи, сочтет, что она ему не подходит, и

пр.).

В области семейных отношений мусульманское право исходит из безусловного

преобладания мужчины над женщиной. Шариат разрешает мужчине иметь четырех

законных жен и неограниченное число наложниц.

Согласия на брак от женщины не требовалось. В заключении брачного договора

она не участвовала. Выйдя замуж, она переходила во власть мужа, должна была

избегать встречи с посторонними мужчинами, не показываться в общественных

местах и т. д. Муж мог прибегать к телесным наказаниям жены.

Развод по мусульманскому праву сравнительно легко осуществим, но не для женщины.

Большой разработанностью отличается мусульманское наследственное право.

Завещатель имеет право распоряжаться по своему усмотрению не более чем одной

третью имущества.

Завещатель вправе назначить душеприказчика, которому поручается осуществление

фактического раздела наследства (дело нередко весьма сложное, поскольку закон

требовал пропорционального распределения имущества между всеми законными

наследниками).

Специфической чертой мусульманского наследственного права является то, что к

наследникам переходят только права, но не обязательства наследодателя, только

то имущество, которое остается за вычетом всех уплат, следуемых по долгам

умершего.

Идеологической основой шариата, имеющей особое значение для его уголовно-

правовой части, является учение о покорности судьбе, о недопустимости

сопротивления существующему строю, поскольку он освящен богом и Мухаммедом, о

греховности чувства зависти к богатым и т. д.

В силу этого правонарушение, посягающее на господствующий правопорядок,

объявляется одновременно с тем преступлением против веры, а преступление

против веры рассматривается как преступление против государства.

По характеру ответственности преступления делятся шариатом на два вида: те,

за которые виновный должен ответить своим телом или своей жизнью, и те,

которые он может искупить уплатой штрафа.

К первому виду преступлений относятся кража и разбой (влекущие за собой

отсечение руки), прелюбодеяние жены, убийство в разбое (наказуемое смертной

казнью) и др.

Ко второму виду преступлений относятся главным образом убийство - умышленное

и неосторожное, а также всевозможные случаи причинения увечий и ран.

Признавая кровную месть, шариат разрешает родственникам убитого отомстить за

преступление по принципу талиона. Однако они могут и простить убийцу, если

последний или его родственники согласятся уплатить соответствующий денежный

выкуп.

Если убийство произошло не на священной земле и не во время священных

месяцев, выкуп должен был состоять из 100 верблюдов и 12 тысяч дирхемов

деньгами.

За убийство женщины выкуп уплачивался в половинном размере, за убийство

неверного - в размере одной трети.

За нанесение ран сумма выкупа соответственно уменьшалась. Если соглашения о

выкупе не было достигнуто или уплатить его оказывалось для виновника и его

родственников невозможным, потерпевший или его ближайший наследник прибегали

к кровной мести. Требовалось, чтобы они действовали тем же оружием, каким

действовал виновный, и причинили ему такое же ранение, какое получил

потерпевший.

Сосредоточив основное внимание на самом преступнике, шариат отказывается от

наказания соучастников преступления, если они выступали в роли укрывателей

или попустителей.

Судебные функции в странах халифата исполнялись кадиями. Они назначались

халифом или его представителями на местах из лиц, отвечавших необходимым

условиям, обычным для классового общества. Помимо судебных функций, им

поручались и многие другие, в том числе надзор за распределением наследства,

выдача замуж женщин, не имеющих попечителей, установление опеки и пр.

Процессуального права в строгом смысле слова шариат не знает. Кадий не был

связан никаким сколько-нибудь определенным порядком судопроизводства.

Прокурора и адвоката мусульманский процесс не знает. Писаного

делопроизводства не существовало, так же как и судебных сроков, за

исключением одного: каким бы сложным ни было дело, кадий доджей был решить

его в один день.

Среди доказательств особое значение имели клятвы, признания и свидетельские

показания. Свидетелями могли выступать, как правило, только мужчины. Иноверцы

не могли свидетельствовать против мусульманина.

Кадий не был связан в оценке доказательств, он мог прекратить дело в любой

стадии. Он мог вынести решение о наказании плетьми недобросовестного истца.

С УШ века Арабский халифат как единое государство начинает распадаться.

Возникает независимый Египетский халифат, в Испании - до ХШ века - Кордовский

халифат (впоследствии ликвидированный).

Вопрос №35 Исторические условия и предпосылки формирования буржуазного типа

государства и права:

Несмотря на то, что в российской науке большинство ученых отказались от

марксистской теории истории развития (смены ОЭФ), но неизменным осталось

представление о том, что истории законно и неизбежно сменяют друг друга

определенные типы общества и государства (эволюционизм). Но, если раньше

вершиной экономического развития считался коммунизм, то теперь капитализм.

Буржуазный тип общества и государства сформировались в ХVI-XVIII вв. в

Западной Европе. Почему именно в это время и в этом месте? Обычно

возникновение капитализма объяснялось закономерным развитием прост.товарного

производства и его преобразование сначала в мануфактурное, а затем в

фабричное. Но простое товарное производство существовало и в иных регионах и

цивилизациях в течении столетий и тысячелетий. В ответ на это ученые

утверждают, что для возникновения капитализма необходимо сверх благоприятная

конъюнктура внешней торговли. Не случайно возникновение капитализма

сопровождалось великими георг. открытиями и возникновением колоний, как

источников дешевого сырья и рынка сбыта своих товаров. Первыми буржуазными

странами были Голландия и Англия, но первыми колонизаторами в Европе были

испанцы и португальцы. В античном мире существовали государства с

высокоразвитым товарным производством и с экономикой, полной ориентировки на

внешний рынок. Тогда ученые добавляли третий ф-р возникновения капитализма –

определенный уровень развития ест-е и техники, что и позволяет перейти от

ремесла производства к мануфактурному и фабричному. В период возрождения эти

знания были накоплены. Но историки науки доказали, что в античном мире

уровень технических знаний был не ниже, чем в ХVI-XVII вв. в Европе. Немецкий

социолог начала ХХ века М.Вебер в своей работе «Прописная этика и дух

капитализма» обратил внимание на то, что первые буржуазные страны и наиболее

развитые в его время (ХIХ-н ХХ) – страны протестантские. Исключение лишь

составляла Франция. М.Вебер доказал, что капиталистический способ

производства изобрели именно купцы-протестанты. У протестантов существует

принцип «богоизбранности», т.е. Бог уже заранее определял, кто из людей будет

спасен, но люди этого не знают, и знаком «Богоизбранности» может быть успех в

коммерческих делах. Первые буржуа были людьми строго верующими и аскетичными,

и занимались предпринимательством ради него самого.

Т.о. бурж. общество и государства возникли благодаря благоприятному стечению

не менее 4 факторов:

- рынок,

- наука,

- экономика, ориентированная на внешний рынок,

- особенный менталитет.

Вопрос №36 Из истории буржуазного государства в Англии . Английская

буржуазная революция:

I буржуазная революция произошла в ХVI веке в Голландии, но общественное

значение имела английская буржуазная революция ХVII в. Основной предпосылкой

было бурное развитие капитализма в ХVI- ХVII вв. Этот процесс в Англии принял

своеобразную форму огораживания. Движущей силой революции была не только

буржуазия, но и джентри (новое дворянство). Другая особенность – политические

требования облекались в религиозную форму. Это объяснялось тем, что

реформация церкви в Англии была незавершенной. Сохранилась иерархическая

структура церкви во главе с королем, сложились обряды и привилегии для

священников. Поэтому в Англии возникло мощное движение за «очищение церкви от

остатков капитализма». Учитывая, что главой английской церкви был король,

движение пуритан было направлено и против него. Своего абсолютизма в Англии

достиг в годы правления Елизаветы I. После ее смерти в 1603 г. на престол

вступила новая династия Стюартов. Короли продолжали править как абсолютные

монархи, что сдерживало разв-е капитализма в Англии. Король самовольно

установил налоги и раздавал своим приближенным монополии исключительные права

торговать определенными товарами с той или иной страной, или колонией. Это

нарушало коммерческие начала буржуазной экономики. Против недовольных король

развернул жестокие репрессии. Активно действовали звездная палата и высокая

комиссия. Своеобразие абсолютизма в Англии в том, что продолжался созываться

сословный орган, поэтому революция началась с открытого конфликта короля и

палаты общин. Первое столкновение в 1628 г., когда парламент предъявил королю

Петицию о праве, в которой выдвигалось требование устранить злоупотребление

королевской властью. В ответ на это Карл I распустил парламент и решил

править единолично. В 1640 г. король начал неудачную войну с Шотландией и был

вынужден созвать парламент, и пошел ему на уступки. Так началась английская

буржуазная революция.

Вопрос №37 Этапы и основные акты Английской буржуазной революции.

Первый этап революции – мирный (1640-1642гг.). Во-первых, король согласился

на упразднение Звездной палаты и Высокой комиссии; во-вторых, король допустил

суд над своим чиновником Страффордом, который был в порядке импичмента

осужден на смертную казнь; в-третьих, король утвердил 3 годичный акт, по

которому срок беспарламентского правления не мог быть больше 3 лет.

В 1642 г. парламент предложил королю подписать акт «Великая ремонстрация», в

которой существенно ограничивалась власть монарха.

Возмущенный Карл I отказался подписать этот акт и попытался арестовать

лидеров палаты общин. Покинул Лондон и стал собирать своих сторонников. Так

завершился первый этап революции и начало второго этапа – гражданской войны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты