Билеты: Билеты по ИГП ЗС

Билеты: Билеты по ИГП ЗС

Вопрос №1 Предмет, метод и система курса ИГПЗС.

1.. Предмет истории государства и права зарубежных стран:

• изучение возникновения, развития и функционирования государства и права

стран, оказавших наибольшее влияние на историю государствен­ности;

• анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающихся в

определенном времени и пространстве;

• исследование присущих им причинно-следственных связей и конкрет­но-

исторических закономерностей.

2. Основные методы истории государства и права зарубежных стран:

• исторический;

• сравнительно-исторический;

• системно-структурный;

• статистический.

Исторический метод подходит к государству и праву как к изменяю­щимся во

времени, развивающимся явлениям. Данный метод выявляет основные элементы

изучаемого объекта и происходящие в нем измене­ния с целью раскрытия их

содержания и взаимоотношений. Сравнительно-исторический метод основан

на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при

сравнении, сопоставлении их с серией других сходных фактов. Конкретные

государ­ственно-правовые явления изучаются путем:

синхронного сравнения - сопоставления их отдельных качеств с

показателями других однотипных и одновременных явлений;

диахронного сравнения - сопоставления самих явлений или даже одного

явления с самим собой на разных временных этапах развития.

Эти методы используют следующие научные приемы:

• аналогию;

• экстраполяцию.

Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых

неточны, неполны или фрагментарны. Умозаключением по аналогии является вывод о

сходстве некоторых явлений в каких-либо определен­ных отношениях, сделанный на

основании их сходства в других отно­шениях.

Экстраполяцией называется распространение выводов, полученных в ходе

исследования одной части явления {процесса), на другую его часть. В тех

случаях, когда объектом исследования является исторический процесс, выводы,

полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают

понять его настоящее и предвидеть грани­цы будущего, то есть предоставляют

возможность научного прогнози­рования.

Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправ­ляющихся

систем, состоящих из множества взаимодействующих эле­ментов. Их анализ

предусматривает: изучение структуры элементов, их внутренние и внешние связи,

выявление системообразующих элемен­тов.

Вышеназванными методами осуществляются исследования качествен­ных сторон

исторического процесса. При исследовании его количест­венных сторон наука

использует статистический метод. Он помогает от­делить

необходимое от случайного, выявить закономерность опреде­ленных процессов,

связанных с массовыми явлениями. Работа с число­выми показателями позволяет

выявить протяженность, распространен­ность, темпы развития и другие стороны

процесса.

3. История государства и права зарубежных стран изучается в

хронологи­ческих рамках четырех основных периодов:

• история государственно-правовых институтов Древнего мира (IV тыс.

д.н.э. -Vв.н. э.);

• история государственно-правовых институтов Средних веков (V в. -

XVII- XVIII вв.);

• история государственно-правовых институтов Нового времени (XVII

-XVIII вв.-конецXIXв.);

• история государственно-правовых институтов Новейшего времени (XX в.).

Вопрос №2 Древневосточное государство и право:

1. Происхождение государств

Существует множество теорий происхождения государств – теологическая,

патриархальная, насилия, договорная.

Историки считают, что большинство исторических фактов подтверждают

цивилизационную (кризисную) теорию происхождения государства. Появление

государства считается следствием перехода от первобытного общества к иной

форме социальной организации – цивилизация (civitas, произошло – «город»).

Цивилизация – городская культура.

Государство выступает неотъемлемым элементом цивилизации, так как ей присущи

черты:

- цивилизация основана не на присваивающем хозяйстве, а на

производящем (земледелие + скотоводство, ремесло);

- цивилизация характеризуется оседлым образом жизни и высокой

плотностью населения. В отличии от первобытной общины, в цивилизации людей

объединяет проживание на одной территории. Если первобытная община объединяла

несколько сотен людей, то самые ранние примитивные цивилизации насчитывали

несколько десятков тысяч человек;

- цивилизация характеризуется возникновением города как центра

управления ремесла и обмена. Как правило, ранние цивилизации принимали форму

нома, то есть города-государства;

- цивилизация характеризуется усложнением социальных связей и

возникновением разделения труда не только в сфере производства (земледельцы,

скотоводы, ремесленники), в сфере обмена (купцы), но и сфере управления и

власти.

Выделяется особая категория лиц, назначение которых только управлять. Эта

категория лиц и монополизирует власть и объединяется в органы государства. По

мнению российского историка Васильева Л.С. первоначально люди брали на себя

функции управления лишь из стремления к социальному престижу, а не к

обогащению.

Управление требовало значительных материальных затрат, тогда как в ранних

цивилизациях не существовало еще системы постоянно взимаемых налогов. Поэтому

государственная власть монополизировалась наиболее богатой частью общества –

родоплеменная знать, жречество, военная аристократия.

Но почему возникла сама цивилизация? Историки установили, что около 12-10

тыс. лет назад вся суша земли, пригодная для жизни, была заселена людьми.

Ученые объясняют это двумя кризисами, которые пережило человечество » 10 тыс.

лет назад:

- кризис климатический (похолодание, которое вызвало исчезновение

привычных объектов охоты и собирательства).

- кризис демографический – около 10 тыс. лет назад население всей

планеты составляло » 5-7 млн. и при этом планета страдала от перенаселения.

Это объяснялось тем, что в условиях присваиваемого хозяйства для выживания

одной общины необходима была территория в r = 25-100 км. Ученые зафиксировали

снижение численности человечества.

Английский историк Тойнби А. Выдвинул концепцию возникновения цивилизации

«как результата принятия вызова природы» (то есть люди, поставленные на грань

выживания, были вынуждены изобрести новый способ производства и социальной

организации).

2. Исторические условия возникновения и особенности общественного строя

древневосточного государства

Возникновение первых государств на Древнем Востоке объясняется благоприятным

сочетанием географических и климатических условий. Историки обратили

внимание, что первые ранние цивилизации возникли в долинах крупных рек.

Древний Египет – Нил

Междуречье – Тигр и Евфрат

Древняя Индия – Инд и Ганг

Древний Китай – Янцзы и Хуанхэ

Это объясняется тем, что в этих регионах существовала возможность вести

орошаемые ирригационное земледелие. Это земледелие требовало строительства

специальных сооружений, что и объясняет необходимость объединения усилий

нескольких общин, а также централизованную организацию этих работ.

Государства на Древнем Востоке возникли при низком уровне развития средств

производства. Это предопределило следующие особенности общественного строя

древневосточных государств:

1) Возникновение государства не означало упразднение общины, а,

напротив, замкнутая соседская община была основной социальной ячейкой

древневосточных обществ.

2) На Древнем Востоке рабство носило патриархальный характер, то есть

труд рабов в основном использовался в домашнем хозяйстве и ремесле. Основной

производительной силой выступали не рабы, а община. В ходе дискуссии 60-70

гг. XX в. большинство историков пришли к выводу, что на Древнем Востоке

существовал особый способ производства – азиатский.

3) Другой чертой азиатского способа производства являлось господство не

частной, а государственной храмовой и общинной собственности.

4) Древневосточные общества характеризовались сложной социальной

структурой, в которой важнейшую роль играло жречество. Эта категория

населения пользовалась не только идеологическим, но и огр. экономическим и

политическим влиянием. Это объяснялось тем, храмы были собственниками огр.

имуществ. Кроме того, орошаемое земледелие требовало специальных знаний (в

геометрии, архитектуре), носителями которых были жрецы.

Наука зарождалась на Древнем Востоке.

Эти особенности общественного строя и предопределили своеобразную форму

государственного устройства.

Вопрос №3 Восточная деспотия как форма государств:

Как правило, на Древнем Востоке государства имели форму деспотий, то есть

сильной, единоличной власти одного лица. «Деспот» - слово греческое и в

переводе означает господин, хозяин. Это означает, что деспот относился к

государству как к своей личной собственности. Деспот был не просто верховным

законодателем, правителем и судьей, а самим воплощением государства! Этим и

объясняется обожествление личности деспота. Он обладал не только высшей

светской, но и духовной властью, то есть носил титул верховного жреца или

живого Бога. Таким образом, по форме правления деспотия была теократической

монархией.

Древней важнейшей чертой деспотии выступает наличие огромного

бюрократического аппарата, в котором условно выделяется три ведомства:

- финансовое ведомство по сбору налогов;

- ведомство военное;

- ведомство общественных работ.

Существование этого ведомства объясняется тем, что государство в лице деспота

выступало в качестве организатора этого орошаемого земледелия.

По форме государственно-территориального устройства деспотии представляли из

себя территориальные державы. Это объясняется тем, что, как правило, деспотия

охватывала долину той или иной реки. Прямая зависимость ФГ и географического

положения подтверждается тем, что, к примеру, отсутствие у реки Нил крупных

притоков во многом объясняет высокую степень централизации власти в Древнем

Египте, тогда как длительные периоды политической раздробленности в

Междуречье объясняются тем, что реки Тигр и Евфрат имеют множество больших

притоков, что позволяло отдельным регионам создавать свои местные

ирригационные системы.

Социальной основой восточной деспотии выступала замкнутая азиатская община.

Каким образом самоуправляющаяся социальная ячейка может быть основой сильной

деспотической власти?

Это объясняется тем, что социально-экономическая причина древневосточных

обществ была противоречивой. С одной стороны основная масса населения

проживала в пределах общины, которые жили своей внутренней жизнью, а с другой

стороны – все эти общины должны были принимать участие в одной совместной

работе по ведению единого ирригационного земледелия.

Выходом из этого противоречия и было установление над общинами единой

централизованной власти в лице деспота, указания которого строго обязательно

для всех общин. В исторической науке существует проблема универсальности

деспотии для всех древневосточных государств. В вышеуказанном смысле

типичными деспотиями являлись Древний Египет и Древний Китай. В Вавилоне

деспот не обладал высшей духовной властью. В Древней Индии общим правилом

была раздробленность, а сильная централизованная власть – исключением.

Вопрос №4 Государственный строй Древнего Египта:

По мнению большинства ученых человеческая цивилизация зародилась в Древнем

Египте – в Северной Африке в долине реки Нила. Уже в IV тыс. до н.э. в долине

реки Нила существовало около 40 городов-государств (номов). Жизнь всех 40

номов была связана с р.Нил, поэтому в истории этого государства рано

появилась тенденция к централизации. Уже к середине IV тысячелетия возникло 2

царства: верхний (южный) и нижний (северный) Египет.

Около 33 века до н.э. царь верхнего Египта – Мин завоевал Нижний Египет и

принял титул царя Верхнего и Нижнего Египта. Таким образом, возникло

централизованное деспотичное государство, просуществовавшее примерно три

тысячелетия.

Деспот в Древнем Египте – фараон – был носителем всей полноты государственной

власти. Его личность обожествлялась вплоть до того, что запрещалось вслух

произносить его имя и титул «фараона» обозначает «большой дом». Фараон

считался сыном Бога солнца Ра. Непосредственно фараон давал указания

верховному чиновнику джати. Джати и стоял во главе огромного чиновнического

аппарата.

В Египте существовали прообразы министерств. Например: «дом сокровищ» -

финансовое ведомство, «дом оружия» - военное ведомство, «дом главного

архитектора» - ведомство общественных работ.

В м/у сохранилось деление всего государства на Верхний и Нижний Египет, в

котором правили назначенные фараоном наместники. Соответственно и отдельные

номы превратились в административно-территориальные единицы, в которых

правили номархи. Если раньше это были местные цари, то после объединения

Египта они превратились в чиновников. Низшей единицей управления выступала

община, в которой сохранялось определенное самоуправление – выборы старосты,

распределение налогов, разрешение незначительных споров и т.д.

Судебная власть не была отделена от административной, и судопроизводство

осуществляли соотв. чиновники. Джати принадлежали полномочия. Отчасти

судебные функции принадлежали жреческим коллегиям. Длительное время армия в

Древнем Египте была основана на ополчении. Лишь в период нового царства

окончательно сложилась регулярная профессиональная армия.

В VI веке до н.э. Египет был захвачен персами и вошел в состав их империи. В

I веке до н.э. Египет вошел в состав Римской империи. В VII веке н.э. Египет

был завоеван арабами.

Вопрос №5 Своеобразие восточной деспотии в Древнем Китае:

Первые ранние цивилизации в долинах рек Янцзы и Хуанхэ возникли еще в IV веке

до н.э., но первые государственные образования лишь во II тысячелетии.

Типичная восточная деспотия в Древнем Китае окончательно оформилась лишь к

III веку до н.э. появлению деспотии предшествовал длительный период

междоусобиц и смуты.

Древнекитайский мыслитель Конфуций (VI в. до н.э.) предлагал преодолеть

гражданскую войну проповедью добродетели и возвращением к прошлому. Более

реалистичным было учение школы «законников» (легистов), которые предлагали

навести в стране порядок, издав строгие законы и установив за них жестокое

наказание. Основателем этой школы был Шан-Ян. Он жил в IV веке до н.э., когда

в Китае шла междоусобная война между 7 княжествами. Шан-Ян был приглашен

князем Цинь для проведения реформ в своем государстве.

Он провел реформу:

1. Административная

Причину всех бед Шан-Ян видел в родоплеменной аристократии, поэтому он

разделил все княжество, не обращая внимание на родовое деление, на

территориальные единицы.

Низшей единицей управления Шан-Ян сделал объединение 10 семей и ввел принцип

круговой поруки.

2. Военная

Во всех княжествах основу армии составляли колесницы как оплот влияния

родоплеменной аристократии. Для древних обществ характерно совпадение военных

и политических организаций. Шан-Ян отменил колесницу и сделал основой армии

кавалерию и, прежде всего, пехоту. И соответственно, стал набирать в армию по

признаку имущественного достатка, а не знатности.

3. Цензовая

Шан-Ян разделил все население на разряды по имущественному признаку и за

каждым из них закрепил соответствующие повинности перед князем без учета

знатности.

Эти реформы вызвали острое противодействие со стороны аристократии и после

смерти князя – покровителя Шан-Яна – тот был привлечен к суду и казнен, но

сами реформы не были отменены. В результате 17-летней войны в 221 году до

н.э. было завоевано последнее независимое княжество. Таким образом, возникло

единое централизованное государство Цинь-империя, соответственно князь Цинь

взял новый титул Цинь ши Хуанди – император. Император распространил на весь

Китай порядки, введенные Шан-Яном: вся страна была разделена на 36

территориальных областей без учета прежнего деления на княжества. Все жители

страны получили единый статус подданных императора – «черноголовые». Под

угрозой смертной казни было запрещено называть себя жителями прежних

княжеств. Все население было разделено на 20 разрядов и под влиянием учения

законников фактически был закреплен принцип равенства всех подданных перед

законом. Это правило император распространил даже на своих братьев и сыновей.

Во всем государстве стал действовать принцип «круговой поруки», когда к

ответственности привлекались все родственники преступника до 3 колена.

Император ввел подушную подать, установил общегосударственное письмо.

Все эти нововведения вызвали ожесточенное сопротивление аристократии. В 210

году до н.э. Цинь ши Хуанди, что вызвало гражданскую войну в Китае. В этой

войне победу одержал лидер крестьянского движения, бывший сельский староста

Лю Бань. В Китае стала править новая династия и возникла империя Хань. Лю

Бань сократил и даже укрепил прежние порядки военно-бюрократической деспотии.

Важнейшей основой любой деспотии является религия. Своеобразие же Древнего

Китая в том, что идеологической основой этого государства стала не религия,

этико-философское учение Конфуция. Соответственно роль жрецов в Древнем Китае

играли не священники, а ученые-чиновники как знатоки философии Конфуция.

Храмы в Древнем Китае имели форму школ конфуцианства.

Чиновниками становились лишь те лица, которые сдавали соответствующие

экзамены в этих школах. Своеобразие сословного строя Древнего Китая в том,

что не существовало замкнутых наследственных сословий. Привилегированное

положение по происхождению имел лишь император и члены его семьи.

Вопрос №6 Судебник вавилонского царя Хаммурапи:

Рассмотрим основные черты древневосточного права на примере Судебника

Хаммурапи. В Междуречье Тигра и Евфрата, как правило, не возникало прочных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты