свободного держателя земли.
Процесс раскрепощения крестьян был приостановлен страшной эпидемией чумы.
Возникла нехватка рабочих рук и бароны вновь стали прикреплять крестьян к
земле. Восстания конца ХIV в. было жестоко подавлено, но процесс закрепления
был приостановлен.
Вопрос №25 Особенности абсолютизма в Англии:
Так же, как и во Франции установление абсолютизма в Англии объяснялось
зарождением капитализма. Этот процесс начался в Англии еще с конца ХV в. и
принял очень своеобразную форму огораживания. Английский гуманист ХVI в.
Томас Мор процесс первоначального капитала в Англии охарактеризовал
следующими словами: «в Англии овцы съели людей».
В ХVI в. Англия стала основным поставщиков на внешний рынок шерсти и, затем,
сукна. Поэтому землевладельцы стали сгонять со своих земель арендаторов,
огораживать их и разводить овец.
В период абсолютизма в Англии произошло ослабление роли парламента.
Большинство актов король стал издавать единолично. Возникли 2 органа,
которые осуществляли репрессии против недовольных усилением королевской
власти – высшая комиссия и звездная палата. Король стал издавать от своего
имени билли об опале. Большое значение имела церковная реформа в 1534 г.
Король Генрих VII, поссорившись с римским папой разорвал связь с
капитализмом и объявил себя главой церкви в Англии. Так в этой стране
произошла реформация церкви. В Англии установилась англиканская христианская
церковь. Король упразднил монастыри и тем самым расширил свои земельные
владения. Т.о., в ХVI в. в Англии установилась абсолютная монархия, которую
историки называли незавершенной. Это объясняется тем, что абсолютизм в Англии
имел следующие особенности:
1. В период абсолютизма в Англии продолжал созываться парламент,
2. На местах сохранило свое значение местное самоуправление,
3. В период абсолютизма в Англии не сложился развитый бюрократический
аппарат,
4. Островное положение Англии предопределило наличие огр. ВМФ.
Отсутствовала сухопутная наемная армия. На флот невозможно было возложить
полицейские функции. В этом одна из причин сохранения м/с в Англии.
Вопрос №26 Образование священной Римской Империи Германской нации
После короткого периода относительного единства в X—XII вв. в Германии
начался закономерный процесс феодальной раздробленности. Однако в отличие от
Франции он принял здесь необратимый характер. Это объясняется целым рядом
причин, среди которых важную роль сыграли внешнеполитические факторы. Два
основных направления внешней экспансии феодальной Германии (в Италию и на
славянский Восток) привели к искусственному объединению германских герцогств,
насильственно присоединенных славянских земель и Северной Италии в империю,
получившую в XV в. название Священной Римской империи германской нации.
Германские императоры унаследовали не только титул "короля франков", но и
короновались в Риме как "императоры римлян", получая корону из рук папы и
претендуя тем самым на духовное и светское лидерство в христианском мире.
Этим объясняется то особое значение, которое приобрели в истории Германии
взаимоотношения между государством и церковью, в том числе ее центром в Риме.
Поскольку основной тенденцией развития Германии оставалась тенденция к
децентрализации, периодизация развития феодального государства Германии
представляет известную сложность. Смена форм феодального государства
прослеживается здесь не столько в масштабе всей империи и собственно
Германии, сколько по отдельным германским княжествам, землям. С XIII в. они
постепенно превращались в самостоятельные государства, лишь формально
связанные между собой императорской властью. Что же касается Германского
феодального государства в целом (т.е. империи), то его историю можно условно
разделить на два больших этапа:
1. Становление и развитие относительно централизованного раннефеодального
государства в Германии в рамках империи (X—XII вв.).
2. Территориальная раздробленность в Германии (XIII — начало XIX в.) и
развитие автономных германских княжеств — государств.
После образования самостоятельных княжеств и юридического оформления
олигархии крупнейших князей-курфюрстов (XIII— XIV вв.) Германия вплоть до XIX
в. не представляла собой единого государства и сохраняла форму сеньориальной
монархии с отдельными элементами сословно-представительной монархии.
Различные стадии развития феодального государства могут быть выявлены здесь
только в пределах локальных территорий, государств-княжеств. В XIV—XVI вв. в
княжествах Германии устанавливаются сословно-представительные, а в
XVII—XVIII вв. абсолютные монархии. В 1806 году под ударами войск Наполеона
"Священная Римская империя" пала.
Вопрос №27 Золотая Булла 1356 г. Сословно-представительная монархия в Германии:
" Золотая булла" закрепила исторически сложившуюся практику, при
которой управлен0,
ие Германией фактически сосредоточивалось в руках семи курфюрстов: трех
архиепископов — Майнцского, Кельнского и Трирского, а также маркграфа
Бранденбургского, короля Чешского, герцога Саксонского, пфальцграфа Рейнского.
Князья-избиратели большинством голосов определяли выбор императора. "Золотая
булла" подробно регламентировала процедуру выборов императора курфюрстами. При
равенстве голосов решающий голос принадлежал архиепископу Майнцскому. Он
подавал голос последним, был председателем коллегии курфюрстов и должен был
созывать собрание всей коллегии во Франкфурте-на-Майне. Архиепископ Майнцский
мог испрашивать заранее согласие других курфюрстов на ту или иную кандидатуру.
Булла предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно
действующий орган государственного управления. Ежегодно в течение одного
месяца должен был проходить съезд коллегии для обсуждения государственных дел.
Коллегия имела право суда над императором и его смещения.
"Золотая булла" признала полную политическую самостоятельность курфюрстов,
их равенство императору. Она закрепила права их территориального
верховенства, установила неделимость курфюршеств, переход их по наследству.
Курфюрсты сохранили за собой захваченные ими регалии, в особенности такие,
как собственность на недра и эксплуатация их, взимание пошлин, чеканка
монеты. Они имели право высшей юрисдикции в своих владениях. Вассалам было
запрещено вести войны против сеньоров, городам — заключать союзы против
курфюрстов. Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия
нескольких крупнейших феодалов, сложившаяся еще до "Золотой буллы".
Курфюршества были объединены только общим подданством императору и не
обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с
иностранными государствами (эта прерогатива сохранялась за императором).
С XIV—XV вв. в Германии помимо императора существовали еще два общеимперских
учреждения — рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг был
общеимперским съездом (букв, "имперский день"), который с XIII в. созывался
императором достаточно регулярно. Его структура окончательно оформилась в XIV
в. Рейхстаг состоял из трех коллегий: коллегии курфюрстов, коллегии князей,
графов и свободных господ и коллегии представителей имперских городов. Характер
представительства этих имперских сословий, или чинов, отличался от
представительства трех сословий других западноевропейских государств. Прежде
всего в рейхстаге отсутствовали представители мелкого дворянства, а также
бюргерства неимперских городов. Духовенство не образовало отдельной коллегии и
заседало в первой или во второй коллегии постольку, поскольку крупные прелаты
входили в состав княжеского слоя. Все три коллегии заседали отдельно. Вместе
собирались иногда только палаты курфюрстов и князей.
Таким образом, рейхстаг выступал не столько как орган сословного
представительства, сколько как орган представительства отдельных политических
единиц: курфюрсты представляли интересы своих государств, князья — княжеств,
а бургомистры имперских городов представительствовали по должности.
Компетенция рейхстага не была точно определена. Император испрашивал его
согласие по военным, международным и финансовым вопросам. Рейхстаг обладал
правом законодательной инициативы; указы, изданные императором совместно с
членами гоф-рата (императорского совета), представлялись на утверждение
рейхстага. Акты рейхстага, как правило, не обладали обязательной силой и
носили скорее характер имперских рекомендаций.
В конце XV в. рейхстаг предпринял ряд неудачных попыток ввести хотя бы
некоторые элементы централизации в политический строй империи. Эти попытки
отразили обеспокоенность некоторой части феодальной знати ослаблением
центральной власти в условиях возрастания социальной напряженности в
обществе. Вормсский рейхстаг 1495 года, провозгласивший "вечный земский мир"
(запрещение частных войн), учредил имперский верховный суд по делам имперских
подданных и подданных отдельных княжеств. Члены суда назначались курфюрстами
и князьями (14 человек), городами (2 человека), а председатель —
императором. Империю решено было разделить на 10 округов во главе с особыми
блюстителями порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение
приговоры суда. Им предоставлялись для этого воинские контингенты. Кроме
того, была введена особая подать на нужды управления империей —
"общеимперский пфенниг". Однако значительная часть этих мероприятий так и не
была проведена в жизнь.
Слабость центрального аппарата нашла отражение и в принципах создания армии
империи. Империя не имела постоянного войска. Военные контингенты в случае
нужды поставлялись имперскими чинами по особым решениям сообразно с силами
страны.
Таким образом, отсутствие профессиональной бюрократии, постоянного войска,
достаточных материальных средств в имперской казне приводили к тому, что
центральные учреждения не могли добиться выполнения своих решений. До конца
XVIII в. политический строй империи сохранял видимость сословной монархии,
прикрывавшей многовластие курфюрстов, при своеобразной конфедеративной форме
государственного единства.
Вопрос №28 Особенности Абсолютизма в Германии:
Конец XV - первая половина XVI в. в Германии - период экономического
расцвета. Однако развитие экономики происходило несколько по иному, чем в
Англии и Франции. Ни один города Германии не превратился в такой
хозяйственный центр страны, каким был, например, Лондон в Англии.
Экономическое развитие Германии отличалось большой неравномерностью по ее
отдельным районам. В то время как в Англиии Франции развитие торговли и
промышленности привело кцентрализации, в Германии этот процесс обусловил
объединение интересов по отдельным землям вокруг местных центров, что
способствовало политической раздробленности. Реформация и крестьянская
воина. Реформация в первой воловине XVI в. ко всем условиям,
разъединявшим Германию, прибавила еще одно - вероисповедание. Германия
раскололась на протестантскую (север) и католическую (юг) части.
Реформация сопровождалась социальными движениями, из которых наиболее
значительной была
Крестьянская война 1524-1526 гг. В результате этой войны была разорена часть
духовенства, дворянства, княжеские города, население которых участвовало в
войне, лишились своих привилегий и попали в полную зависимостьот князей.
Объективно перед восставшими стояли две задачи: ликвидация феодальной
эксплуатации и политическоеобъединение страны. Положительное решение этих
задач могло способствовать переходу Германии на путь буржуазного развития.
Поэтому решающее значение приобретала позиция немецкого бюргерства, но оно
оказалось неспособным возглавить антифеодальное восстание. Крестьянская
война принесла выгоды лишь для князей. Княжеская власть усилилась за счет
ослабления городов, оскудения части дворянства, пострадавшего в ходе
Крестьянской войны и вынужденного искать опоры у княжеской власти. Князья
подчинили себе и новое протестантское духовенство. Тридцатилетняя война.
Тридцатилетняя война(1618-1648), которая велась под религиозными лозунгами
борьбы католиков с протестантами, решала политические задачи:
северогерманские князья боролись против усиления императорской власти и
создания единого национального государства. Борьба закончилась победой
князей, их власть еще более усилилась. Они стали почти независимыми от
императорской власти. По Вестфальскому миру князья получили право
заключать союзы не только друг с другом, но и с иностранными государствами.
Вестфальский мир привел к полному торжеству партикуляризма в
государственном строе Германии. Внутри княжеств власть князей продолжала
усиливаться.
Вопрос №29 Основные черты феодального права. Феодальное право Франции:
Для классического феодального права характерно наличие множества источников.
Основным источником феодального права Франции на всем протяжении его истории
были кутюмы т.е. обычаи.
Длительное время кутюмы не были записаны и судьи выделяли их содержание,
опрашивали наиболее уважаемых представителей местного населения. При этом
право носило партикулярный характер, т.е. в каждом регионе и даже небольшой
местности существовали свои обычаи. В XV в. по указанию короля обычаи были
записаны, изданы 60 сборников «больших кутюмов» и приблизительно 30 сборников
«малых кутюмов». Эти сборники сохранили свое действие вплоть до конца ХVIII
в. Кутюмы, как источник права преобладал в северной части Франции, которую
называли страной обычного права, тогда как на юге Франции преобладали потомки
местного галло-римского нас-я, и поэтому сохранили свое действие нормы
Римского права. Соответственно юг Франции называли страной «писанного права».
Во Франции после возникновения университетов начался принцип рецензии
римского права.
По мере усиления королевской власти стала повышаться роль такого источника
права, как акты короля. В период сословно-представительной монархии эти акты
издавались королем совместно с генеральными штатами, тогда как в теории
абсолютизма король издавал акты единолично (ордонансы, эдикты, капитулярии.).
На систему институтов французского феодального права непосредственное влияние
оказал сословный строй. Так, выделялось особое каноническое право, которое
определяло правовой статус духовенства и регулировало им брачные и некоторые
иные отношения. Источниками канонического права выступала библия, акты
римского папы и церковных соборов. Также выделялось особое городское право,
которое выделяло статус горожан, купеческих объединений, цехов и т.д.
Источниками городского права выступали обычаи городов, а также городского
самоуправления.
Феодальное право называют «кулачным», т.к. оно открыто провозглашало принцип:
«кто сильнее, тот прав». Это выражалось в том, что феодальное право допускало
такой способ завершения спора, как поединок и междоусобные войны.
Регулирование отдельных институтов права характеризовалось следующими
особенностями:
- основной вещью в имущественных спорах выступала земля.
В целом французское феодальное право восприняло римское понятие права
собственности, но не распространяло его на землю. В отношении земли
использовались понятия «держание» и «владение» при условии военной и иной
службы. Историки права отмечали, что в феодальном обществе существовало
разделение право собственности на землю, когда невозможно было указать
конкретного собственника земли: вассал владел и пользовался землей, если
выполнял обязанности и длительное время не мог передать это право владения
другому лицу без согласия сеньора. Но и сеньор не имел право отобрать землю у
своего вассала, если тот выполняет свои обязанности.
По мере развития товарно-денежных отношений стали распространяться сделки с
землей, на при обязанности соблюдения правила субинфеодации, т.е.
приобретатель земли одновременно брал на себя вассальные обязанности перед
вышестоящим сеньором.
Кроме того монопольное право на землю имело духовенство и дворянство, поэтому
приобретение земли горожанином одновременно предполагало и приобретение
дворянского титула.
Господство в феодальном обществе натурального хозяйства и слабое развитие
торговли предопределило неразвитость обязательств и договор права.
Принцип согласованности проявлялся в том, что монопольное право на занятие
торговли имели члены купеческих объединений (гильдии). Нормы регулирующие их
д-ть и привели к возникновению в рамках городского права особого торгового
права. Это право определило порядок организации купеческих гильдий, порядок и
условия банкротства. Большое внимание уделяло таким договорам, как перевозка,
товарищество и комиссия.
В ХVII в. впервые в истории европейского права был издан кодифицированный
отраслевой акт «Торговый кодекс» (1670)?
На регулирование имущественных отношений большие влияние оказывали Библия;
Новый завет строго запрещал взымать % по договору займа, поэтому в Западной
Европе ростовщической деятельностью занимались иностранцы (евреи).
Семейно-брачные отношения регулировались нормами кононического права. Так,
юридическое значение имел брак, заключенный только в форме церковного обряда
– венчания.
Право открыто закрепило верховенство мужа и отца в семье. Церковь допускала
рукоприкладство со стороны мужа, но запрещала убивать жену. На юге Франции
сказалось влияние римского брака sine manu, поэтому существовал режим
раздельного имущества и наследные права признавались и за женщинами, тогда
как на севере Франции действовал режим общности имущества мужа и жены, и
наследные права женщины были существенно ограничены.
Католическая церковь строго запрещала развод и допускала его только с личного
разрешения римского папы.
Существенные изменения по сравнению с Салической правдой произошли в сфере
уголовного права. Изменена сама трактовка преступления. Если раньше это был
ущерб, нанесенный конкретному лицу или корпорации, то в классическом
феодальном праве представление стало пониматься, как «нарушение королевского
мира», т.е. как правонарушение против государства, даже в том случае, если
непосредственно потерпевшим выступает частное лицо. Соответственно изменилась
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12