Билеты: Билеты по ИГП ЗС

система преступлений. Условно все преступления стали делиться на 3 группы по

их тяжести и объекту посягательства:

1. Преступление против христианской веры – ересь, атеизм,

богохульство, колдовство, вероотступничество и др. К этой эе группе

относились преступления против нравственности.

2. Государственные преступления – измена, бунт, посягательство на

жизнь короля, членов королевской семьи, но королевских чиновников,

преступления против суда и порядка управления.

3. Преступления против частных лиц и их имущества – убийство,

нанесение телесных повреждений, разбой, грабеж и т.д.

Соответственно изменить цели и виды наказания: если раньше цель наказания –

возмещение вреда, то в классическом праве – наказание и устранение.

Поэтому на первый план выдвинулись такие наказания, как смертная казнь,

телесные и членовредительские наказания. Тюремное заключение и каторжные

работы, как правило на неопределенный срок, конфискация имущества,

штрафы.Если раньше основная часть штрафа шла в пользу потерпевшего, то в

классическом феодальном праве в государственную казну.

4. Новому понятию преступления стал соответствовать и иной судебный

процесс – розыскной (инквизиционный). В отличии от обвинительного, в

розыскном действует принцип публичного обвинения, т.е. инициатором

возбуждения преступления выступает не сам потерпевший, а государство в лице

судебного органа, и потерпевший, и обвинение не стороны, и не участники

процесса, а лишь объект расследования. Именно поэтому широкое распространение

получает такой способ получения доказательств, как пытка. По требованию

церкви в судебном процессе было ограничено применение ордалий.

Клятва на библии. В средневековом христианстве окончательно этот вид

судебного процесса был закреплен в ХVII в. специальном ордонансе. В этом акте

выделяется 3 этапа судебного процесса:

1. дознание – обнаружение самого факта совершения преступления и

определение круга подозреваемых и свидетелей.

2. Расследование – поиск доказательств, опрос свидетелей, обоснование

выявления фактов. Допускалась пытка.

3. Судебное заседание и вынесение приговора – этот этап был очень

кратким и формальным, т.к. судопроизводство не было отделено от

административной власти и расследования и все 3 этапа проводил

непосредственно судья.

Таковы основные черты феодального права во Франции.

Вопрос №30 Особенности феодального права в Англии:

Так же, как и в других варварских государствах, в англосаксонских пор-ах были

составлены правды как памятники обычного права.

Норманнское завоевание в 1066 г. оказало существенное влияние не только на

английское государство, но и на права. Вильгельм-завоеватель объявил о

сокращении старинных англосаксонских обычаев, но установление сильной

королевской власти привело к раннему преодолению прав. партикуляризма и

установлению единого для всего королевства права. Этому способствовала

судебная реформа Генриха II. В ходе этой реформы была существенно ограничена

юрисдикция баронов и расширение полномочий королевского суда введением

института разъездных судей. Первоначально в своей деятельности судьи

использовали местные обычаи, но постепенно сложилась практика записи наиболее

важных судебных решений в свитках тяжб, а затем в ежегодниках.

Разрешая аналогичные споры, судьи стали ссылаться на прежние решения. Т.о.

основным источником феодального права Англии стали судебные прецеденты. Из

института разъездных судей сформировались 3 судебных органа:

- суд королевской скамьи;

- суд общих тяжб;

- суд казначейства.

А процедуры этих судов стали называться общим правом.

Для получения защиты в судах общего права истец должен был обратиться в

канцелярию этих судов с требованием предоставить ему за плату судебный

приказ, который, во-первых, подтверждал правильность характера спора и его

разрешимость на основании нормального общественного права; во-вторых,

судебный приказ обязывал ответчика под угрозой штрафа явиться в суд. Уже к

ХIV в. сложилась система судебных приказов, которая перестала дополняться

новыми. Произошла формализация общего права, но развитие товарно-денежных

отношений привело к появлению новых договоров и, соответственно,

имущественных споров, которые не были предусмотрены прецедентами общего

права. Истцы не получали защиту в судах общего права, непосредственно

обращались к королю, а тот поручал разрешить спор лорду-канцлеру. Лорд-

канцлер первоначально разрешал споры, исходя из своих представлений о

справедливости, свободно выбирая нормы или римского или общего права. Со

временем прецеденты суда лорда-канцлера составили II системы английского

феодального права – право справедливости.

По мере усиления государственной власти и после возникновения парламента

другим источником английского права становились нормативные акты короля и

парламента.

Так наряду с общим правом и правом справедливости, в Англии стало выделяться

статутное право.

В отличии от континентальной Европы, на формирование английского права не

оказало существенного влияния Римское права. Почему?

Это объясняется множеством причин, основной из них – политическая. В период

утверждения абсолютизма сторонником короля выступал суд лорда-канцлера,

который оправдывал расширение полномочий монарха с ссылками на нормы Римского

права. Поэтому у Англичан возникло недоверие к Римскому праву, как и правовой

системе, которая оправдывает деспотизм. Т.к. суды общего права находились в

оппозиции королю и ссылались на старинные англосаксонские обычаи и свои

прецеденты, поэтому англичане оценивают свое исконное право, как право,

защищающее свободу и предотвращающее произвол.

Регулирование отдельных институтов феодального права в Англии характеризуется

следующими особенностями:

1. регулирование поземельных отношений в Англии характеризуется

использование института траста, т.е. доверительного управления. Это право

возникло из-за ограничений в передаче земли по завещанию церквям и

монастырям. Этот запрет и стал преодолеваться с помощью передачи недвижимости

физическому лицу, с предоставлением всех правомочий собственника. Со временем

траст стал основным институтом регулирования земельных отношений.

2. В английском феодальном праве сложилась своеобразная классификация

преступлений, не по объекту посягательства, а по их тяжести:

- тризн (измена). Вначале это преступление против короля, а затем и

тяжкое преступление против частных лиц (убийство случайного господина, жена –

мужа). За такое преступление смертная казнь.

- Фелония – преступления средней тяжести, за которое лицо подвергалось

тюремному заключению, крупным штрафам и телесным наказаниям.

- Мисдиминор – мелкие правонарушения, за которые устанавливались

небольшие штрафы, тюремное заключение на несколько дней.

Английское уголовное право было самым жестоким в Европе.

3. Своеобразие судебного процесса в Англии в сохранении черт

состязательности процесса и возникновению суда присяжных. Исторически суд

присяжных сформировался из практики опроса королевскими судьями местного

населения и института соприсяжничества.

В Англии выделяли 2 коллегии присяжных:

- большое жюри: 21 присяжных, предназначались для утверждения

обвинительного заключения. Решение принималось большинством голосов.

- Малое жюри, которое участвовало в рассмотрении дела по существу и

выносило вердикт о виновности или невиновности. Вердикт выносился только

единогласно.

Вопрос №31 Каролина 1532 г.

Среди немецких кодификаций права XVI-XVIII веков заслуживает быть отмеченной

знаменитая "Каролина", изданная вскоре после поражения Крестьянской войны

1525 года (в 1532 г.), в качестве единого свода законов для всей громадной,

пестрой по своему составу Германской империи "Каролина" (названная так по

имени императора Карла) могла бы иметь - уже по одному этому - известное

положительное значение. Но ее "всеобщность" значительно умалялась оговоркой,

принятой по настоянию князей: "Мы не желаем, однако, лишать курфюрстов,

князей и сословия их исконных, унаследованных и правомерных обычаев".

"Каролина" объявляет уничтоженными такие старые обычаи, "неразумность"

которых была очевидна: захват корабля со всем его имуществом в случаях, когда

он терпит крушение; самовольное присвоение опрокинувшегося воза; арест с

целью получения выкупа - эти и некоторые другие обычаи старого германского

феодального права, узаконенные в интересах дворянства.

Вызванные интересами развивающихся товарных отношений, эти постановления

могли бы принести пользу. Но они тонули в массе мер террористического

характера, направленных против крестьян.

В то самое время, когда, повинуясь законам первоначального капиталистического

накопления, тысячи крестьян должны были расстаться с привычными условиями

существования, "Каролина" постановляла, что так называемых злостных бродяг

"должно предавать смертной казни мечом... как только они попадут в тюрьму,

невзирая на то, что они не совершили какого-либо иного действия".

Устрашения ради "Каролина" сохраняла такие виды смертной казни, как сожжение,

четвертование, колесование, повешение, утопление, погребение заживо,

волочение к месту казни, терзание калеными щипцами (перед смертной казнью).

Процессуальные постановления, составляющие главное содержание кодекса,

увенчиваются признанием допроса под пыткой, характер которой -

продолжительность, суровость - предоставляется "усмотрению благонамеренного и

разумного судьи".

Предписывается, чтобы арестованному не рассказывалось об обстоятельствах

преступления, которое ему инкриминируется, чтобы не дать ему возможности

обдумать защиту, тем легче запутать и добиться признания или оснований для

допроса под пыткой. Требовалось, впрочем, немногое: "Если заметят, что

подозреваемый держится потаенно, необычным и опасным образом около тех лиц, в

измене коим он подозревается, и если он ведет себя так, как будто он им

верен... то сие является доказательством, достаточным для применения допроса

под пыткой".

"Каролина" не может считаться чисто германским правовым памятником. Не говоря

уже о многочисленных ее отсылках к римскому праву, реципированному в

Германии, она так много заимствует из других источников, что называется порой

не без оснований "немецким учебником итальянского уголовного права".

Вопрос №32 Римско-католическая церковь в политической истории Средневековой

Европы:

Значительная роль в истории феодального государства в Европе, особенно в

периоды раздраженности, играла РКЦ, но вмешательство в дела свет. Монархов в

целом не соответствовала истинному христианству. Еще Иисус Христос в ответ на

вопрос о том, должны ли его сторонники платить налоги, ответил: «Кесарю –

кесарево, Богу – богово». Так же Иисус Христос утверждал: «Мое царство не от

мира сего!». Т.о. христианство основано на принципе разделения светской и

духовной властей. Но в средние века этот принцип нарушался: 1 этап в истории

христианской церкви характеризовался ее превращением из одной религиозной

общины в иерархическую государственную церковь с ар. не только

идеологическим, но и политическим и экономическим влиянием.

Первоначально христианские общины не знали церковной организации и

священнослужители. Но постепенно определенные роли в христианских общинах

стали играть епископы. Постепенно утверждались принципы «нет церкви без

епископа» и с конца III в. особенную роль стал играть епископ римской

христианской общины, и он получил звание «пажа».

По легенде римский епископ был освящен апостолом Петром. Именно в это время

римский паж и стал претендовать на звание главы вселенской, т.е. католической

церкви. Но это право у римского папы оспаривали епископы Александрии и

Константинополя. После падения Западной –Римской Империи в 476 г. РКУ не

только устояла, но и укрепила свои позиции. Римская аристократия в массовом

порядке переселялась в Константинополь, поэтому оставила все земли римскому

папе. В процессе феодализации римский папа одновременно и стал крупнейшим

светским монархом. В середине VIII в. в Италии возникло особое папское

государство. В последние века, в условиях феодальной раздробленности Римский

папа стал претендовать на установление приоритета своей церковной власти над

властью светлейших монархов. Т.о., с конца ХI в. начинается II этап в истории

католической церкви – этап освобождения церкви от опеки свет.власти и

установление контроля над ней.

Усиление этого влияния объяснялось тем, что в условиях раздробленности

церковь оставалась относительно стабильной и сплоченной. Позиция церкви

особенно укрепилась при Римском папе Григории VII (II половина ХI века),

который стал проводить политику, например на установление во всей Европе

папской теократии. (в 1054 г. произошел раскол в христианстве на католицизм и

православие).

Григорий VII ввел строгую дисциплину в церкви и установил принцип «самый

малый священник выше любого монарха». Римский папа стал требовать принесение

вассальной присяги от свет.феодалов. В 1077 г. Григорий VII отлучил от церкви

германского императора, и тот просил у него прощения на коленях. Широко

Римский папа стал применять интердикт, т.е. временное запрещение осуществлять

христианские обряды в той или иной стране, что могло парализовать всю жизнь в

стране. Зенита своего могущества римская церковь достигла в ХIII в., когда

возникла технократическая монархия с общеевропейской финансовой системой,

судом (инквизицией), бюрократией и т.д. Вся Европа была разделена на

несколько сотен диоцезов, т.е. территориальных единиц без учета границ между

монархиями. В диоцезах ограниченным влиянием пользовался епископ, который

подчинялся только римскому папе. Могущество церкви проявлялось в организации

крестовых походов, а также установлении в ХIII в. инквизиции. Инквизиция

предполагала создание «священных трибуналов», состоящих из монахов

доминиканского ордена.

Инквизиторы подчинялись только римскому папе непосредственно, их боялись даже

епископы. Именно инквизиторы и изобрели инквизиционный розыскной процесс,

который затем был воспринят светской властью. Для инквизиции характерен

тайный письменный процесс использование доносов, лжесвидетелей, пыток и т.д.

Инквизиционный процесс завершался особой процедурой аутодафе – акт веры –

обряд передачи подсудимого в руки светской власти для осуществления казни.

Но с ХIV в. начинался III этап развития римской католической церкви. В

Средние века упадок папской власти объяснялся развитием товарно-денежных

отношений, ростом городов и, как следствие, усиление королевской власти.

Свет.монархи начинают освобождаться от папской опеки и ограничивать власть

церкви внутри своих государств. Большие удары по авторитету католической

церкви нанесла «Скизма», т.е. раскол внутри католицизма, когда одновременно

существовало 3 римских папы. Наконец в ХV- ХVI вв. в Западной Европе

произошло движение «реформация». За очищение церкви от злоупотреблений

католической властью. В результате этого движения произошел раскол: с

католицизма выделилось протестантство. Движение протестантов во Франции –

гугенотов было разгромлено.

Вопрос №33 Шариат в Арабском халифате:

Основным источником мусульманского права являлся шариат ("праведный путь") -

совокупность обычаев и законов, где правовые нормы и религиозные догмы

сливались воедино.

Главным источником в шариате признавался Коран - священная книга мусульман,

которая по преданию была написана Мухаммедом - основателем религии и

Арабского халифата. Дополнением к Корану служили сборники судебных решений

Мухаммеда (сунна) и толкования авторитетных мусульманских юристов (фатва). К

этой группе источников мусульманского права относились предания (хадисы),

заключения и решения собраний законоведов. В том случае, если для решения

данного дела отсутствовали ясные указания в вышеуказанных источниках, то

применяли нормы обычаев (адат). Каждый акт верховной власти (канун) не должен

был противоречить шариату и являлся обязательным для мусульман. Его

неисполнение квалифицировалось как одновременно государственное и религиозное

преступление.

Правоспособность мусульман была шире правоспособности иноверцев. Последние

ограничивались: в избрании места жительства, профессии, в передвижении.

Нормы гражданского права шариата охраняли имущественные интересы собственника

и законного владельца вещи. По мусульманскому праву собственность имеет три

признака: 1) исключительность во владении вещью, поскольку единственным ее

владельцем является собственник; 2) абсолютность в распоряжении

собственностью, состоящей в неограниченном праве пользования вещью; 3)

постоянство права собственности. Поэтому в мусульманском праве не

существовало права давности на собственность.

Различались следующие способы приобретения собственности: 1) в качестве

военной добычи; 2) посредством гражданской сделки; 3) получение по

наследству; 4) пожалование верховной власти.

По учению ислама мир делится на страну мусульман и страну "неверных".

Согласно этому учению вся земля в мире принадлежит аллаху, как создателю

мира, и его посланнику на земле пророку Мухаммеду. В свою очередь она

делилась на несколько категорий: государственную, священную (места, где жил

пророк), вакф (выделялась школам, богадельням, мусульманским религиозным

учреждениям), икта (давалась за службу), частновладельческую и общинную

земли. Каждая из них имела свой правовой статус. Завоеванные в "священной

войне" против "неверных" мусульманами земли являлись собственностью

государства и сдавались крестьянам в аренду. За пользование государственной

землей у крестьянина зачастую отбирали половину урожая, а чтобы он не мог

уклониться от уплаты, ему на шею вешали свинцовые бирки с указанием его

местожительства.

В Мекке и ее окрестностях, где находились святыни мусульманской религии

(земля Хадидж), под страхом смертной казни не разрешалось появляться

иноверцам, запрещалось уничтожать животных и растения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты