Билеты: Билеты по ИГП ЗС

2. Трибутная реформа. (террит.). С.Тулий разделил всю территорию Рима на

4 городских и 17 сельских триб, включив в них плебеев. Т.о., в результате

этих реформ и плебеи , и патриции были объединены в рамках военно-

политической организации. Историки предполагают, что С.Тулий хотел провести и

земельную реформу, наделив плебеев частью «общего поля». Это вызвало гнев у

патрициев и С.Тулий был убит. К власти пришел седьмой и последний римский

рекс - Тарквиний по прозвищу «гордый», который установил в Риме жесткую

тиранию. В результате восстания Тарквиний был изгнан из Рима.

В 509г. до н.э. патриции решили избрать нового рекса, но при этом сохранить

высшую власть, изменив лишь его носителя. Вместо рекса были избраны два

должностных лица – консулы и лишь на 1 год. Т.о. в Риме была установлена

республиканская форма правления.

Вопрос №14 Эволюция общественного строя Рима в период республики:

Общественный строй в Риме, в период республики (V-IV вв. до н.э.) развивался

по 2 основным направлениям:

1. борьба плебеев и патрициев.

2. Изменение характера рабства.

Плебеи с самого начала установления республики начинали борьбу за рабство с

патрициями:

- В сфере экономики плебеи допускались к общему полю и ограничение

долгового рабства, от которого в основном страдали плебеи.

- В политической сфере плебеи добивались допуска к патрицианским

должностям и в сенат.

- В социальной сфере плебеи требовали отмены запрета брака с

патрициями, вхождения в жреческие коллегии.

В своей борьбе плебеи опирались на свое численное превосходство и регулярно

прибегали к сецессии (право выхода) – т.е. уход из города с угрозой основать

свое плебейское государство. Всего сецессией плебеи воспользовались 3 раза:

Первая произошла через несколько лет после установления республики и была

вызвана злоупотреблением консулов при разрешении судебных споров о долгах. В

результате 1 сецессии плебеи добились права избирать из своего состава своих

должностных лиц – 2 народных трибунов. Эти должностные лица получили право

вето («я запрещаю») на решение консулов и сената. Народные трибуны избирались

на плебейских собраниях по трибам.

Вторая сецессия произошла в середине 5 века до н.э.

Для предотвращения злоупотребления со стороны консулов плебеи потребовали

записи обычаев и патриции согласились с условием, что будет избрана

специальная коллегия из 10 патрициев – законодателей (децелебры).

Вторая сецессия в 451г. до н.э. децелебры составили 10 досок законов (таблиц)

и заявили о необходимости дополнения этих законов и поэтому в следующем году

вновь были избраны. После добавления 2 таблиц децелебры отказались сложить с

себя полномочия и установили в Риме тиранию. В результате 2 сецессий плебеи

добились свержения тирании и восстановления должности консула и народных

трибун.

Законы 12 таблиц закрепили запрет браков между патрициями и плебеями. Но

через несколько лет был принят закон, который разрешал браки между патрициями

и плебеями. Большое значение имел закон Петелия, который существенно

ограничил долговое рабство. В ответ на это уступки патрициии стали создавать

новые потрицианские должности – преторов (цензоров), которые проводили

перепись населения и включали новых членов в сенат.

Большинство плебеев страдали от малоземелья и требовали допуска к общему

полю, но, к вопросу о допуске к патрицианским должностям относились

безразлично (индифферентно).

Важное значение имело принятие в 367 г. до н.э закона Лициния-Секстилия,

который состоял из двух проектов:

1. допуск плебеев к общему полю.

2. допуск плебеев к должности консула.

К началу 3 века до н.э плебеи стали избираться на все остальные должности,

входить в Сенат и жреческие коллегии.

Патриции не соглашались признавать в качестве общегосударственных законов

решения, принятые на плебейских патрицианских собраниях – плебесциты. В 287

г. до н.э. был принят закон, по которому плебесциты были приняты

общеобязанными.

Так завершилась борьба плебеев и патрициев, и в Риме сложился новый сословный

слой. Патриции и верхушка плебеев объединились в сословие нобили

крупные землевладельцы, аристократия.

Второе сословие – всадники – зажиточные торгово-ремесленные круги.

Остальная часть рядовых граждан составила сословие плебеев.

К 3 веку до н.э. в Риме изменился характер рабства. Рабство стола

классическим (основная производственная сила).

Вопрос №15 Государственный строй Римской республики:

Расцвет Римской республики наступил в 3 веке до н.э. Формально высшими

органами государственной власти считались комиции – народные собрания. К 3 в.

до н.э. крупные комиции потеряли всякое значение.

Реально действовали два вида народных собраний:

1. Центуриатные комиции, которые, в основном, избирали

высших должностных лиц;

2. Трибунные комиции, которые, в основном, принимали законы

и избирали народных трибунов.

Эти 2 народных собрания были ограничены в своих полномочиях – они не обладали

законной инициативой и лишь голосовали. Кроме того, голосование было не

единолично, а по центуриям и трибам.

Де-факто, центральным органом Римской республики был Сенат; в сфере

законодательства все законопроекты обсуждал и закреплял Сенат. В сфере

финансов Сенат был держателем и распространителем общей государственной

казны. В сфере административной Сенат контролировал должностных лиц. В сфере

военной и военно-политической Сенат принимал решения о мобилизации, о войне и

мире.

Вел в лице своих представителей переговоры. Высшие должностные лица старались

не конфликтовать с этим органом, т.к. надеялись после окончания полномочий

войти в его состав и получить выгодные должности в провинции. Кроме того

Сенат был постоянно действующим органом. Важную роль играли магистратуры –

должностные коллегии. Делились на высшие и низшие. Высшие магистратуры могли

быть носителями империума – консулы, преторы, цензоры.

Кроме того, все должности делились на одинаковые (обычные) и

экстраординарные, которые избирались или назначались в чрезвычайных условиях

(децембиры, диктаторы).

Диктатор назначался по решению Сената на срок ≤ 6 месяцев с

предоставлением неограниченных полномочий. Магистраторы действовали на основе

принципов:

- выборность;

- коллегиальность;

- срочность (на 1 год);

- принцип безвозмездности, т.е. должностные лица не получали

вознаграждения, поэтому избирались из состава нобилета и, отчасти всадников.

Т.о. в Риме существовала аристократическая республика.

Вопрос №16 Кризис Римской республики и военная диктатура:

Со 2 в. до н.э. начался кризис Римской республики. Это проявлялось в

размывании социалистической основы республики. Успешные завоевательные войны

предопределяли обилие дешевых работ, и, соответственно рабский труд

становился основным.

В с IX начинают преобладать латифундии, т.е. круги рабовладельческого

хозяйства нобилей.

Граждане-земледельцы не выдерживают конкуренции и разоряются. Аналогичные

процессы происходят в ремесле, но это предопределило любенизацию (обобщение)

значительной части гражданства.

Другой причиной кризиса Римской республики было несоответсвие между формой

правления и формой государственного устройства. В результате успешных

завоевательных войн Рим из большого города-государства превратился в

средиземноморскую империю, тогда как республиканские органы управления были

рассчитаны на небольшую городскую общину. В истории другого мира такого рода

империи предлагали установленные монархические формы правления.

Кризис Римской республики проявлялся в 3 видах войн:

1. Восстание рабов (например, восстание Спартака). Та

трудность, с которой были подавлены эти восстания, показала неэффективность

республиканской формы правления.

2. Войны союзнические. Значительную часть римской армии

составляли латины – союзники и иные италийские племена. В ходе этих войн

союзники добились права гражданства, что в несколько раз увеличило состав

граждан.

3. Войны гражданские. Внутри самой римской общины.

Условно выделяют два политических течения:

- оптиматы (т.е. представители нобилитета, которые

выступали за расширение полномочий Сената);

- популяры (представители нобилитета и всадничества,

которые в борьбе за власть с оптиматами использовали лозунги защиту интересов

римского народа).

Во 2 половине 2 века до н.э. кризис Римской республики попытались

приостановить знаменитые братья Гракхи.

В своих реформах Гракхи прежде всего пытались решить вопросы земли, введя

размер предельного землевладения (500 югеров). Излишки раздавались

обезземеленным гражданам. Кроме того, Гракхи пытались расширить политическое

влияние всадников и были сторонниками предоставления гражданства союзникам.

Гракхи были обвинены в стремлении перейти к тирании и убиты. В целом,

стремление Гракхов возродить среднее и рядовое гражданство было утопическим,

т.к. дешевый труд рабов был более рентабельным.

В конце 2 в. до н.э возникли серьезные трудности с набором в армию, т.к.

разорившиеся граждане не могли сами себя вооружить и прокормить. В этих

условиях консул Гай Марий провел военную реформу – в легионы стали записывать

всех желающих, независимо от имущественного положения. Было введено жалование

для воинов, а ветераны (14 лет) получали земельные участки. Если раньше

политическая и военная организация совпадали, то после военной реформы Гая

Мария, армия становилась фактически наемной, подчинение определялось

военноначальнику и заинтересованным в его политическом влиянии.

Эта реформа создала предпосылки для установления военной диктатуры. Впервые в

ходе гражданской войны военную диктатуру установил противник Г.Мария –

оптимат Корнелий Сулла.

В 80 гг. до н.э. Эта диктатура опиралась не на решения Сената, а на военную

силу, и в отличии от прежних диктатур, не была ограничена сроком. Диктатура

Суллы носила жестокий характер, это проявлялось в издании проскрикуций, т.е.

списков граждан, объявленных вне закона.

Но спустя несколько лет, Сулла добровольно сложил с себя полномочия диктатора.

После смерти Суллы вновь началась гражданская война. В ходе нее ни один

военноначальник – политик не мог брать верх над дружинами. В 60 г. до н.э.

было заключено соглашение о разделе власти: Помпей, Красс, Гай Юлий Цезарь.

Помпей выступал сторонником Сената, открыто выступал и Г.Ю.Цезарь.

В результате этой войны была установлена новая военная диктатура. Кроме того,

что свои полномочия диктатора Цезарь сделал бессрочными, он нарушил другую

норму Римской республики. Одновременно занимал должности консула, цензора,

верх. Трибуна и понтифика.

Диктатура была более мягкой по отношению к диктатуре Сулла. Он стал вести

себя как монарх, поэтому в результате заговора Цезарь был убит.

Гибель Цезаря привела к новой вспышке гражданской войны, в ходе которой

сформировался 2 триумвиат: Антоний, Лепид, Октавиан.

Антоний имел большой авторитет в армии и считался безусловным претендентом на

установление военной диктатуры, но большее значение имел тот факт, что

Октавиан был родственником Цезаря и постепенно стал восприниматься в качестве

его наследника. В междуусобной войне Октавиан одержал победу в 32 г. до н.э.

Спустя 4 года Октавиан торжественно объявил о сложении с себя чрезвычайных

полномочий, окончание гражданской войны и восстан-и республики (27 г. до

н.э.). Историки считают, что это событие и ознаменовало падение Римской

республики и установление империи.

Вопрос №17 Общественный и государственный строй Рима в период империи:

В истории Римской империи выделяется 2 этапа:

1.Принципиат (27 г. до н.э. – 284 г. н.э.).

2.Доминат (284 г н.э. – 476 г. н.э.).

Принципиат:

Основателем режима принципиата является Октавиан, который после формального

сложения с себя чрезвычайных полномочий в 27 г. до н.э. реально сохранил всю

полноту власти. В целом, принципиат характеризуется внешним сохранением

республики, за которым скрывалась монархическая власть принцепсов.

Октавиан получил это почетное звание как «первый среди равных» в Сенате.

Принципс председательствовал в Сенате и руководил его работой. Утверждение /

отклонение законопроекта зависело от его воли. Комиции созывались только для

одобрения уже принятого принцепсом решения. С конца первого века комиции

вообще не создаются. Принцепс был носителем титула императора, и, поэтому

выступал в качестве верховного военноначальника. Экономической основой власти

Принцепса были императорские провинции, доходы от которых поступали в личную

казну принцепсов – фиск. Остальные повинности назывались сенаторские и доходы

от них поступали в общую казну. Идеологической основой власти принципса был

возникший еще при Октериане культ личности императора. Октавиан получил титул

Августа, т.е. Божественного. Многие вопросы государственного правления

принципс решает в рамках синклита, т.е. ближайшем окружении, но принципиат,

как форма монархии имеет 2 особенности:

1. Отсутствие императорского чиновнического аппарата, государственные

функции продолжают обсуждать республиканские магистратуры, но их выборы

становятся формальными и кандидатуры утверждает сам принципс. Сам Принципс

являлся носителем большинства высшей магистратуры.

2. Отсутсиве формального наследования престола, нового принципса

провозглашал Сенат. Но уже Октавиан ввел практику назначения приемника еще

при жизни. Общественный строй в период принципиата характеризовался

сохранением классического рабства и постепенным разложением гражданства. В

212 г. предоставили всем свободным жителям права гражданства.

В 3 веке возникли предпосылки установления в Риме открытой монархии. Из

ближайшего окружения императора формировался чиновничий аппарат, в следствии

чего отпала необходимость в республиканских магистратурах. Сенат охотно

преобразовался в совещательный орган при императоре и сенатконсульты

вытесняются актами императора конституции. Началом Т домината считается год

вступления на престол Диоклетиана.

Диоклетиан окончательно закрепил за собой титул dominus – господин. Император

стал открыто вести себя как монарх. Были введены сложные дворцовые

церемонии.. Диоклетиан провел военную, административную, финансовую реформу,

которые укрепили императорскую власть.

Существенные изменения произошли в общественном строе – Рим перестал вести

успешные завоевательные войны, а вел лишь оборонительные. Это привело к

резкой нехватке рабской силы. Это привело к переводу большого числа рабов в

категорию колонов. Колоны – рабы, посаженные на землю. Одновременно с этим к

земле прикрепились и свободные земледельцы. Император издавал акты,

ограничивающую свободу перехода арендатора с 1 местности в другую. Кризис

торговли и ремесла привел к возникновению элементов натурального хозяйства и,

следовательно, к экономической раздражительности.

В период домината произошло окончательное разрушение гражданства и

возникновение согл. Строя, т.е. за отдельными категориями населения был

закреплен отдельный наследственно-правовой статус. Ближайшее окружение

императора составило высшее сословие – императорское. Местная знать получила

статус декурионов. Возникли замкнутые сословия ремесленников, купцов, военных

и т.д.

Большое значение имело объявления христианства общегосударственной религии

при императоре Константине – середина 4 века. Император в 330 г. перевел

столицу из Рима в Константинополь. Кризис западной части Римской империи

привел к фактическому и формальному разделению империи на 2 самостоятельных

государства – Западная Римская империя и Восточная Римская империя.

Глубокий экономический и политический кризис привел осложнению Западной

Римской империи и к ее падению в 476 г.

Историки до сих пор спорят о причинах кризиса и падения Западной Римской

империи. Одни объясняли это вторжением варварского племени, другие историки

объясняли это тем, что Рим перестал быль торгово-промышленным и политическим

центром всего Средиземноморья, и торговые пути сместились на Восток.

Сторонники цивилизованного подхода (Данилевский, Тойный, Шпенглер) – каждая

цивилизация закономерно неизбежно проходит этапы не только зарождения и

расцвета, но и упадка и гибели.

Вопрос №18 Государство Франков:

На территории бывшей Римской империи сложились варварские государства. Они

возникали в результате завоевания провинций союзами германских племен –

государство вандалов, бургундов, готов, вестготов. Варварские государства

были непрочными политическими образованиями – легко возникали и исчезали.

Исключение составляло государство Франков: оно возникло в конце 5 века н.э. в

результате завоевания союзом германских племен Франков, римской провинции –

Галлии (Франция). В момент завоевания у Франков господствовал строй военной

демократии, но само завоевание территории предопределяло ускоренное

разложение родоплеменных отношений и возникновение государства. Вождь франков

– Хлодвиг – после завоевания уничтожил почти всех представителей франкской

родоплеменной знати и установил единоличную власть. Т. о. Государство франков

возникло как монархия, которую историки называют раннефеодальной. Особенность

государства Франков в том, что оно стало сразу формироваться, как феодальное,

минуя этап рабовладения.

Феодализм предполагал наличие двух основных классов: крупные землевладельцы и

зависимое крестьянство. Крупные землевладельцы в государстве Франков

сформировались из следующих категорий населения:

1. Военная знать, ближайшее окружение Хлодвига. Хлодвик стал раздавать

землю своим приближенным в виде аллода – частичное наследование

землевладения.

2. Мест. Галла Римская знать, которая признала власть Хлодвига и

сохранить свои Латифундии.

3. Христианская церковь: монархии, паства, чему способствовало

притяжение христианства Хлодвига и его окружения.

Класс зависимого христианства формировался следующей категорией населения: -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты