Лекция: Конспект по истории государственного управления

рекрутских наборов и т.д.).

В 1723-1724 гг. были созданы городовые магистраты, заменившие бурмистерские

избы. Магистраты представляли собой коллегиальные учреждения, состоявшие из

президента, 2 - 4 бурмистров и 2-8 ратманов (в зависимости от значения и

величины города). Эти должностные лица выбирались не из всего посадского

населения, а лишь из "граждан первостатейных, добрых, пожиточных и умных" В

ведении магистратов находилось все управление городом: уголовный и

гражданский суд, полицейские, финансовые и хозяйственные дела. Важнейшие

судебные решения магистратов передавались на утверждение надворных судов.

Магистратам подчинялись гильдии и цехи. В небольших городах учреждались

ратуши с более простым устройством и узкой компетенцией.

В первой четверти CVIII в. самодержавная монархия с Боярской Думой и боярской

бюрократией превратилась в абсолютную монархию во главе с императором.

Приказы и воеводы были заменены возглавляемой Сенатом системой

бюрократических учреждений - коллегий, а на местах губернаторами и другими

должностными лицами. Русское государство стало Российской империей.

2. Развитие государственной системы во второй четверти XVIII в.

Во второй четверти XVIII в. в государственной системе страны произошел ряд

изменений. Борьба за трон длилась всю вторую четверть XVIII в. Неслучайно

этот период русской истории В.О. Ключевский назвал "эпохой дворцовых

переворотов".

После смерти Петра I роль Сената как высшего органа управления начинает

снижаться. В феврале 1726 г. при Екатерине I (1725-1727) был учрежден

Верховный тайный совет, отобравший ряд полномочий у Сената. Председателем

Совета считалась сама императрица, а в числе семи его членов - два фаворита:

Александр Меншигов и Петр Толстой. Включен в состав Совета был и

представитель родовитой аристократии князь Д.М.Голицын. Верховный тайный

совет стал рассматривать жалобы на действия Сената и подбирать кандидатуры

сенаторов. При таком соседстве Сенат превратился в одну из коллегий, а

Верховный тайный совет стал высшим учреждением в государстве, ему были

подчинены три первые коллегии (Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел), а

также Сенат. Последний потерял титул правительствующего и стал называться

высоким. Верховный тайный совет приобретает законодательные полномочия,

законы подписываются либо императрицей (Екатериной I), либо Верховным тайным

советом. Организацией Верховного Тайного Совета и введением в его состав

представителя аристократии Екатерина пыталась, с одной стороны, уменьшить

личное влияние Меншикова, а с другой - смягчить противоречия, существовавшие

между новой и старой знатью.

Органы местного управления Екатерина I стремилась удешевить и упростить. Указ

от 15 марта 1727 г. гласил: "надворные суды, так и всех лишних управителей и

канцелярии и их конторы, камериров и земских комиссаров и прочих тому

подобных вовсе отставить, а положить всю расправу и суд по-прежнему на

губернаторов и воевод, а от губернаторов апелляция в Юстиц-коллегию, чтоб

подданным тем показано быть могло облегчение и вместо бы разных многих

канцелярии и судей знали только одну канцелярию".

После смерти Екатерины I в 1727 г. императором согласно ее завещанию был

провозглашен внук Петра I - Петр П, а к Верховному тайному совету перешли

функции регента.

При Петре П (1727-1730) Верховный тайный совет был пополнен до 8 членов, в

его подчинение переходят коллегии. Верховный тайный совет превратился в

представительство старой знати. Попытка Меншикова стать регентом не удалась,

в 1727 г. он 6 арестован, сослан в Сибирь, где и скончался в 1729 г.

Падение Меншикова фактически означало дворцовый переворот. Во-первых,

изменился состав Верховного тайного совета, в котором из вельмож Петровского

времени остался только Остерман, а большинство приобрели представители

аристократических семей Голицыных и Долгоруких. Во-вторых, изменилось

положение Верховного тайного совета. 12-летний Петр П вскоре объявил себя

полноправным правителем, этим был положен конец регентству Верховного совета.

После смерти Петра II в 1730 г. Совет отдает престол Анне Иоанновне, вдове

герцога Курляндского, которая принимает составленные князем Дмитрием

Голицыным условия, ограничивающие ее власть и оставляющие все управление в

руках Верховного тайного совета. Используя раскол в дворянской среде, Анна

Иоанновна (1730-1740) упразднила этот орган в 1730 г. и приняла

"самодержавство".

В 1731 г. при ее дворе "для лучшего и порядочнейшего отправления всех

государственных дел" был учрежден Кабинет, состоявший из трех министров: А.

Остермана (1686-1747), князя Черкасского, канцлера Г.И. Головкина (1660-

1734), но фактическая власть принадлежала фавориту императрицы Э. Бирону

(1690-1772) и приближенным из прибалтийских немцев БМиниху (1707-1788), и др.

Давая оценку этому органу, В.О. Ключевский писал: "Кабинет - не то личная

контора императрицы, не то пародия Верховного тайного совета: он обсуждал

важнейшие дела законодательства, а также выписывал зайцев для двора и

просматривал счета за кружева для государыни. Как непосредственный и

безответственный орган верховной воли, лишенный всякого юридического облика,

Кабинет путал компетенцию и делопроизводство правительственных учреждений,

отражая в себе закулисный ум своего творца и характер темного царствования".

С 1735 г. Кабинет наделяется законодательными полномочиями, полный набор

подписей министров (три) заменяет подпись императрицы в ее отсутствие.

Кабинет министров фактически возглавил исполнительную власть в стране,

сосредоточив все государственное управление. Сенат, состоявший к этому

времени из пяти департаментов, сотрудничал с Кабинетом, осуществляя его

решения.

В царствование Анны Иоанновны небывалых размеров достигло влияние

иностранцев. Тон при дворе задавал невежественный фаворит императрицы,

курляндский немец Бирон, пользующийся ее безграничным доверием. Иностранцам

оказывались преимущества при назначении на доходные должности и продвижении

по службе. Это вызывало протест со стороны русского дворянства.

Преемником императрицы стал сын дочери ее племянницы, причем регентом

грудного ребенка была определена не мать, а Бирон. Переворот 8 ноября 1740 г.

лишил Бирона прав регента, которыми он пользовался всего три недели.

Влиятельным лицом в стране на некоторое время стал Миних, президент военной

коллегии. Ич-за интриг Остермана, конкурирующего с ним в борьбе за власть,

Миних вынужден был уйти в отставку.

Распри между немцами ускорили падение их влияния при дворе. Во время

очередного переворота, совершенного 25 ноября 1741 г. в пользу дочери Петра I

- Елизаветы (1709-1761), были арестованы маленький император и его родители,

а также Миних, Остерман и другие влиятельные немцы.

В именном указе императрицы Елизаветы от 12 декабря 1741 г. объявлялось, что

в предшествующие царствования "произошло многое упущение дел государственных"

вследствие отмены порядков, заведенных Петром I. Указ восстанавливал значение

Сената как высшего государственного органа и ликвидировал стоявший над ним

Кабинет министров. Вместо последнего создавался просто Кабинет как личная

императорская канцелярия, лишенная властных полномочий. Сенат находился под

контролем императрицы.

"Количественный анализ документов высших государственных учреждений

подтверждает мнение о значительной зависимости Сената от императорской

власти. В ноябре-декабре 1741 г. Елизавета Петровна дала Сенату 51 указ... и

получила от него 14 докладов на "высочайшее утверждение". В 1742 г. эти цифры

составили 183 и 113, в 1743 г. - 129 и 54, в 1744 г. - 164 и 38 и т.д."

Государство и церковь. Религиозная политика Елизаветы определялась ее

приверженностью к православию и была далека от веротерпимости. В декабре 1742

г. она издала указ о высылке из России лиц иудейского вероисповедания. Сенат

послал императрице доклад, что эта мера плохо отразится на торговле Елизавета

наложила резолюцию на этом документе: "От врагов Христовых не желаю

интересной прибыли." Елизавета отошла от н, того еще Петром I курса на

секуляризацию церковных и монастырских земель и вернула монастырям право

полного распоряжение вотчинами.

Благодарную память потомства императрица снискала ука 17 мая 1744 г., который

фактически отменял смертную казнь в Р^ сии. Этот указ был выполнением обета,

данного Елизаветой до переворота 1741 г., - "никого не казнить смертью." В ее

царствование не был казнен ни один человек.

В 1743 г. при императорском дворе была создана Конференция, которая получила

функции упраздненного Кабинета. В работе Конференции участвовали руководители

военного и дипломатического ведомств, а также лица, специально приглашенные

императрицей. Сенат продолжал играть важную роль. Были восстановлены Главный

магистрат, а также Мануфактур- и Берг-коллегии, слитые ранее с Коммерц-

коллегией под тем предлогом, что "одно дело в разных руках обретается".

В 1744 г. Елизавета упразднила Коллегию экономии, управлявшую недвижимостью,

принадлежавшей монастырям и епархиям и разбиравшую духовные дела под надзором

Сената. Функции этой светской Коллегии были переданы Духовной канцелярии,

непосредственно подчинявшейся Синоду. Из остальных коллегий некоторые

сохранили лишь номинальную власть, как, например, Коллегия иностранных дел

после возвышения Бестужева.

Выполняя цельную программу, направленную на объединение различных частей

империи, Петр I упразднил автономное управление Малороссии и гетманскую

власть. Со смерти последнего гетмана Апостола (1734) эта область управлялась

временной коллегией (правлением гетманского уряда), состоявшей из шести

членов, наполовину - велико россиян, наполовину - малороссиян. В 1744 г.

императрица посетила Киев и приняла посольство, просившее восстановления

гетманства. В назначенный день - 22 февраля 1750 г. в Глухове Кирилл

Разумовский (1728-1803) - был единогласно избран в гетманы. Однако в 1761 г.

Киев был отторгнут от Малороссии Сенатом и превращен в главный город округа,

находившегося в непосредственном его управлении. Это обозначало полный и

окончательный возврат к программе Петра I.

На востоке перед правительством Елизаветы стояла другая огромная задача:

устроение и заселение громадных просторов, тянувшихся от Урала до берегов

океана. В марте 1744 г. особым указом была создана Оренбургская губерния.

Подводя итоги царствования Елизаветы, историк С.Ф.Платонов (1860-1933) писал,

что "идеи Елизаветы (национальные и гуманные) вообще выше ее деятельности".

Он так характеризует императрицу:

"Петр Великий умел объединять своих сотрудников, лично руководя ими.

Елизавета же не могла это сделать: она менее всего годилась в

руководительницы и объединительницы... Не было объединителя и среди ее

помощников..."

***

При Петре I Россия становится империей, а Петр I - ее первым императором; в

России окончательно утвердился абсолютизм.

Модернизация в области управления, проведенная великим реформатором России

Петром I, привела к значительному расширению роли государства и усилению его

контрольных функций. При Петре I замена приказов коллегиями способствовала

строгому распределению сфер государственного управления. Тогда были

разграничены функции центрального и местного аппаратов управления,

осуществлено разделение трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и

судебной. При Петре I церковь отделена от государства, она потеряла права

политической автономии в 1721 г., когда было упразднено патриаршество и

учрежден Синод. Новый имперский статус России обусловил создание регулярной

армии, комплектовавшейся за счет рекрутских наборов. В военных и гражданских

ведомствах Петр I ввел единообразие общегосударственных рангов чиновничьей

иерархии, что позволило привлекать к государственному управлению

квалифицированных и образованных людей.

При преемниках Петра I в условиях дворцовых переворотов и борьбы за власть

государственные интересы отодвигались монархами на второй план.

Первоочередными были меры, усиливающие их самодержавную власть, поэтому

допускались отступления от нововведений Петра I. При Екатерине I учрежден

Верховный тайный совет с законодательными полномочиями, лишивший некоторых

ФУНКЦИЙ Сенат. При Петре II Верховный тайный совет был расширен по составу. В

1730 г. этот орган был упразднен, а "самодержавство" приняла Анна Иоанновна,

которая исполнительную власть возложила на Кабинет/состоявший из трех

министров, приближенных к императрице.

Вступившая на престол в 1741 г. дочь Петра I - Елизавета --восстановила

значение Сената как высшего государственного органа, ликвидировав стоявший

над ним Кабинет министров; восстановила Главный магистрат, а также

Мануфактур- и Берг-коллегии. Однако вопреки деяниям Петра I Елизавета отошла

от курса на секуляризацию церковных и монастырских земель, вернула монастырям

право полного распоряжения их вотчинами.

Несмотря на эти попытки, в целом реформы Петра I пережили его время.

Последний рекрутский набор состоялся в 1874 г., т.е. спустя 170 лет после

первого (1705). Сенат просуществовал с 1711 по 1917 гг., т.е. 206 лет,

синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 по

1918 гг., т.е. в течение 197 лет.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте оценку личности Петра I (свой ответ аргументируйте).

2. Что такое "коллегия"? Чем она отличается от "приказа"?

3. В чем вы видите самые важные преобразования Петра I в сфере

государственного управления?

4. Какие изменения в управлении государством были осуществлены при приемниках

Петра I, как вы их оцениваете?

5. Как изменилась роль церкви при Петре I и после его смерти?

ТЕМА 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ

УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ СО ВОТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII.

Во второй половине XVIII в. во многих европейских государствах, в том числе и

в России, происходит определенная модернизация политической и экономической

системы, связанная с проведением политики просвещенного абсолютизма. Основная

цель - приспособление феодальной по сути, абсолютной монархии к новым

(капиталистическим) отношениям, начинающим объективно преобладать в обществе.

Идеологической основой этой политики стало Просвещение, тесно связанное с

формированием в XVIII в. нового человеческого типа - самостоятельной,

рассудительной, деятельной личности, критически относящейся к авторитетам, во

всем привыкшей полагаться на свои силы. Особое внимание просветителей

привлекала перестройка общества на новых началах. Во главе государства,

считали они, должен стоять просвещенный монарх, основная задача которого -

создание царства разума, т.е. общества, основанного на буржуазных ценностях:

гражданское равенство, свобода личности и ее хозяйственной деятельности,

неприкосновенность частной собственности и пр. Именно таким монархом

стремилась стать в глазах Европы Екатерина II, с правлением которой

традиционно связывают политику просвещенного абсолютизма в России.

1. Система государственного управления в годы царствования ЕкатериныII

Будущая российская императрица родилась в 1729 г., она была дверью принца

Ангальт-Цербстского - генерала прусской армии.

Принцесса получила хорошее домашнее образование, в детские и отроческие годы

довольно много путешествовала вместе с семьей, что помогло ей расширить

кругозор. В 1745 г. Софья Августа Фредерика, приняв православие и имя

Екатерина Алексеевна, вышла замуж за наследника российского престола - Петра

Федоровича (до крещения Карл Петр Ульрих), сына старшей сестры императрицы

Елизаветы - Анны Петровны, вышедшей замуж за голштинского герцога Карла

Фридриха.

Оказавшись в 16 лет в России, Екатерина, реально оценив ситуацию, решила как

можно быстрее стать "своей", русской - в совершенстве овладеть языком,

усвоить русские обычаи, - и она не жалела сил для осуществления своей цели.

Она много читала, занималась самообразованием. Особый интерес Екатерина

проявляла к описаниям путешествий, произведениям классиков, истории,

философии, трудам французских энциклопедистов.

От природы Екатерина обладала трезвым умом, наблюдательностью, умением

подавлять свои эмоции, внимательно слушать собеседника, быть приятной в

общении. Эти качества очень пригодились ей в первые годы пребывания в России,

поскольку отношения с мужем и, главное, с императрицей Елизаветой Петровной

складывались достаточно сложно.

После смерти Елизаветы Петровны в декабре 1761 г. императором становится муж

Екатерины - Петр 111 (1728-1762), сын дочери Петра I - Анны Петровны и

немецкого герцога, человек умственно неразвитый, малообразованный, жестокий,

чуждый всему русскому, чрезмерно увлекающийся военным делом. Во время его

недолгого правления важнейшим стал указ "О вольности дворянской" от 18

февраля 1762 г., отменивший обязательную службу для дворян. Кроме того, была

упразднена ведавшая политическими преступлениями Тайная канцелярия, внушавшая

страх населению. Однако эти меры не смогли принести Петру III популярности

среди подданных. Всеобщее недовольство вызывали мир с Пруссией, означавший

отказ от всех русских завоеваний в Семилетней войне; подготовка к войне с

Данией в интересах Голштинии, огромное прусское и голштинское влияние при

русском дворе; неуважение к православным обычаям; введение в армии немецких

порядков, пренебрежительное отношение к русской гвардии.

В такой ситуации значительная часть русского дворянства связывала свои

надежды с именем Екатерины, которая, хотя и была немкой по происхождению, но

прекрасно понимала, что русская императрица должна думать прежде всего об

интересах России. В отличие от мужа, который продолжал считать себя герцогом

Голштинским, Екатерина после смерти родителей отреклась от всех прав на

Ангальт-Цербст.

Огромное честолюбие, сила воли, работоспособность помогли Екатерине в конце

концов добиться власти. Вокруг будущей Екатерины II сплотилась группа

заговорщиков - в основном гвардейских офицеров. Особенно активными были

фаворит Екатерины - Григорий Орлов (1734- 1783) и его брат Алексей (1737-

1808). В ночь на 28 июня 1762 г. Екатерина вместе с Алексеем Орловым приехала

из Петергофа в Петербург, где в тот же день Сенат провозгласил ее

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты