Лекция: Конспект по истории государственного управления

тесно связана жестокость наказаний. К существовавшему по "Уложению" 1649 г.

наказанию смертной казнью в шестидесяти случаях Воинские артикулы 1716 г.

добавили еще тринадцать (в их числе было и "сопротивление начальству"). К

старым видам смертной казни добавились: расстрел, казнь по жребию; к

членовредительным наказаниям вырывание ноздрей, языка и клеймение; новым

видом ссылки была отправка на галеры (каторгу).

В первой четверти XVIII в. характерным было применение к гражданским лицам

военно-уголовных законов. В условиях длительной Северной войны (1700-1721),

народных волнений и восстаний государственный аппарат управления и суда в

стране носил военно-полицейский характер.

Петр Великий, получивший 22 октября 1721 г. титул императора, был выдающимся

и энергичным государственным деятелем. По далеко не полным подсчетам, в его

правление издано 3314 указов, регламентов и уставов; в составлении и

редактировании многих из них Петр 1 принимал личное участие. С его участием

составлен обширнейший "Генеральный регламент" - закон, определивший

деятельность коллегий, указ о должности генерал-прокурора 1722 г.; им лично

был написал Морской устав 1720 г. Во многих указах Петр 1 подчеркивал свою

неограниченную власть, оправдывая ее.

Высшие государственные учреждения. Боярская дума к концу XVII в потеряла свое

былое значение. В 9С 1 годы Дума еще собиралась, но основные вопросы

внутренней и внешней политики царь разрешал самостоятельно, закрепляя из в

"именных" указах.

Состав Думы за последнее десятилетие века сократился более чем вдвое. Обычно

на ее заседаниях в 1700-1701 гг. присутствовало 30-40 членов.

В 1699 г. при Боярской думе была учреждена Ближняя канцелярия по финансовому

контролю за приходом и расходом денежных средств всех приказов. Вскоре

компетенция этой канцелярии возросла. Она стала местом заседаний членов

Боярской думы. С 1704 г здесь стали собираться начальники приказов. С 1708 г.

эти постоянные заседания именуются - Консилией (или Конзилией) министров (так

назывались иногда начальники приказов), где обсуждались различные вопросы

управления государством. В отсутствие царя Консилия министров управляла

государством. Боярская дума перестала собираться.

С учреждением Сената Консилия министров прекратила свое существование.

Ограниченная функцией финансового контроля Ближняя канцелярия просуществовала

до учреждения Ревизионколлегии.

Частые отъезды Петра I побудили его создать высший государственный орган с

более широкими полномочиями, чем Ближняя канцелярия и Консилия министров. 22

февраля 1711 г., накануне отправления в Прутский поход, был утвержден указ об

учреждении Правительственного Сената, который, по- видимому, вначале

предполагался царем как временный орган ("для отлучек наших"), но вскоре

превратился в постоянно действующее высшее правительственное учреждение.

Сенат представлял собой коллегиальный орган, члены которого назначались

царем. Из девяти членов Сената только трое были представителями старинной

титулованной знати (кн. Долгорукий, кн. Г.И. Волконский, кн. П.А. Голицын),

остальные принадлежали к малознатным родам, возвысившимся лишь в CVII в.

(Т.Н. Стрешнев, И.А. Мусин-Пушкин), к признанным дельцам (Г.А. Племянников)

или дворянам (М.В. Самарин, З.Г. Апухтин, Н.П. Мельницкий). Лишь трое из

сенаторов (Мусин-Пушкин, Стрешнев и Племянников) в прошлом были членами

Боярской думы. При Сенате была учреждена канцелярия во главе с обер-

секретарем. Дополнительные указы 2 и 5 марта 1711 г. определили функции и

порядок деятельности Сената, который должен был заботиться о соблюдении

правосудия, о государственных доходах и расходах, о явке дворян на службу и

т.д. в первые годы существования функции Сената были разнообразны, а

компетенция необыкновенно широка. Однако уже в этот период царь не разделял

своей власти с Сенатом. Сенат был законосовещательным учреждением, за

исключением немногих чрезвычайных случаев, когда в отсутствие царя он играл

роль законодательного органа.

Сенат был органом надзора за правительственным аппаратом и должностными

лицами. Этот надзор осуществляли первоначально созданные в марте 1711 г.

фискалы, в задачу которых входило тайно подслушивать, проведывать и доносить

обо всех преступлениях, наносящих государству вред, о нарушениях законов,

взяточничестве, казнокрадстве и т.п. За несправедливые доносы фискал не

наказывался, а за правильные - получал вознаграждения, равные половине

судебного штрафа с уличенного им должностного лица. Фискалами руководил

входящий в состав Сената обер-фискал, который поддерживал связь с ними через

фискальный стол канцелярии Сената. Доносы рассматривала и ежемесячно

докладывала Сенату Расправная палата - особое судебное присутствие из четырех

судей и двух сенаторов (существовала в 1712-1719 гг.)

В отличие от Боярской думы Сенат уже в первые годы стал бюрократическим

учреждением с назначаемыми чиновниками, делопроизводителями и

подведомственными учреждениями.

С созданием коллегий их президенты с 1718 г. вошли в состав Сената. Однако в

указе от 12 января 1722 г. Петр 1 вынужден был признать присутствие

президентов в Сенате нежелательным и неправильным, так как оно затрудняло

надзор за коллегиями и отвлекало президентов от непосредственных дел. В

составе Сената после этого указа остались президенты лишь четырех коллегий:

Иностранной, Военной, Адмиралтейской и временно Берг-коллегии.

Окончив войну с Швецией, Петр мог уделить больше внимания вопросам

управления. Вскоре после принятия им титула императора Сенату было запрещено

издавать от своего имени общегосударственные законы. В 1722 г. во главе

Сената был поставлен генерал-прокурор. Ближайшим помощником генерал-

губернатора был обер-прокурор. В коллегии и надворные суды были назначены

прокуроры.

Генерал-прокурор получил огромные права, закрепленные законодательно его

"Должностью" 27 апреля 1722 г. На него возлагался надзор за всем распорядком

работы Сената: он созывал сенаторов, наблюдал за исправностью посещения ими

заседаний; ему же подчинялись генерал-фискал и канцелярия Сената.

"Предложения" генерал-прокурора оказывали решающее влияние на сенатские

приговоры: он имел даже право законодательной инициативы.

Созданный в конце правления Петра I сложный бюрократический государственный

аппарат требовал элементарного надзора, органом которого и стал Сенат.

Главную роль в осуществлении этого надзора играл генерал-прокурор, который,

действуя через подчиненных ему прокуроров и фискалов, выступал как "око

царево и стряпчий о делах государственных".

За первые 14 лет существования Сенат из высшего органа управления

государством превратился в высший орган надзора за управлением в государстве.

Крупнейшим феодалом-землевладельцем Русского государства оставалась церковь,

которая к концу XVII в. все еще сохраняла некоторую политическую

самостоятельность, что было несовместимо с неограниченной властью монарха.

Когда в 1700 г умер патриарх Андриан, Петр I решил "обождати" с избранием

нового патриарха. Временно во главе духовенства был назначен рязанский

митрополит Стефан Яворский.

Высокообразованный деятель церкви, поклонник преобразований Петра I,

псковский епископ Феофан Прокопович по заданию и с помощью царя составил

"Духовный регламент" и научный трактат "Правда воли монаршей", в которых

давал теоретическое обоснование абсолютизма. 25 января 1721 г. Петр I

утвердил "Духовный регламент", по которому учреждалась Духовная коллегия,

преобразованная вскоре (14 февраля) в Святейший правительствующий Синод. 11

мая 1722 г для надзора за деятельностью Синода Петр I назначил обер-

прокурора.

Центральные государственные учреждения. В 1699 - 1701 гг. была проведена

реформа центрального управления, заключавшаяся в объединении ряда приказов,

которые или полностью сливались, или соединялись под начальством одного лица

с сохранением аппарата каждого приказа в отдельности. В связи с новыми

потребностями страны (особенно с началом Северной войны) возникло несколько

новых приказов. К осени 1699 г. насчитывалось 44 приказа, но значительная их

часть действовала объединено, составляя 25 самостоятельных учреждений.

Приказы в начале XVIII в. представляли собой пеструю и нестройную систему

учреждений с нечеткими функциями и параллелизмом в деятельности,

несовершенным делопроизводством, волокитой и грубым произволом должностных

лиц. Отдельные отрасли управления (заведование городским сословием,

финансами, мануфактурами, горным делом, торговлей и т. д.) были разделены

между несколькими приказами Все это тормозило осуществление задач государства

в новых исторических условиях, толкало на поиски иных организационных форм

центрального государственного аппарата.

Реформа 1718 - 1720 гг. упразднила большинство приказов и ввела коллегии.

Всего было создано 12 коллегий. Важнейшими, "государственными" считались три

первых: Иностранных (чужестранных) дел, Военная (Воинская), Адмиралтейская;

Камер-, Штатс-контор-, Ревизии заведовали финансовой системой государства;

Берг-, Мануфактур-, Коммерц-коллегии ведали промышленностью и торговлей;

Юстиц-коллегия занималась судебной системой, Вотчинная - делами

господствующего дворянского сословия и Главный магистрат - управлением

городами и делами зарождавшейся буржуазии.

Первоначально каждая коллегия руководствовалась своим регламентом, но 28

февраля 1720 г был издан обширный (из 56 глав) "Генеральный регламент",

определивший единообразие организационного устройства, порядок деятельности и

делопроизводства. На протяжении XVIII в. этим законом руководствовались все

правительственные учреждения России.

Коллегии отличались от приказов коллегиальным (совместным) обсуждением и

решением дел, единообразием организационного устройства, делопроизводства и

более четкой компетенцией.

Коллегии являлись центральными учреждениями, подчиненными царю и Сенату;

коллегиям по разным отраслям управления подчинялся местный аппарат.

Каждая коллегия состояла из присутствия (общего собрания членов) и

канцелярии. Присутствие имело 10 - II членов и состояло из президента, вице-

президента, четырех-пяти советчиков и четырех асессоров. Президент коллегии

назначался царем. Вице-президент и члены назначались Сенатом и утверждались

царем.

В случае нерадения членов президент должен был "вежливыми словами" напоминать

им об их обязанностях, а при их непослушании сообщать Сенату; он же мог

возбуждать перед Сенатом вопрос о замене того члена коллегии, который "мало

разумен" В 1722 г. для надзора за деятельностью коллегий в каждую из них был

назначен прокурор, подчиненный генерал-прокурору Сената. При коллегиях

существовали и фискалы.

"Генеральный регламент" устанавливал точное расписание заседаний коллегий; по

понедельникам, вторникам, средам и пятницам; в четверг президенты заседали в

Сенате. Основной формой деятельности коллегии являлись заседания ее общего

присутствия. Дела разрешались "по множайшему числу голосов" (т е. по

большинству), при равенстве голосов перевес давало мнение, за которое

высказывался президент. С 1722 г каждая коллегия имела свою контору в Москве.

Местные государственные учреждения. В условиях новых исторических старая

система местных учреждений и должностных лиц с отсутствием единообразия в

территориальном делении и органах управления, ведомственной пестротой,

неопределенностью функций перестала удовлетворять. Аппарат воевод и губных

старост не мог быстро и решительно бороться с различными проявлениями

народного недовольства, взыскивать налоги, осуществлять наборы в армию,

проводить предписанные из центра преобразования.

В 1699 г. из-под власти воевод было выделено посадское население. Купечество,

ремесленники и мелкие торговцы городов получили право выбирать из своей среды

бурмистров, объединившихся в бурмистерские (земские) избы.

Указом 18 декабря 1708 г "для всенародной пользы", были созданы 8 губерний:

Московская, Ингерманландская (с 1710 г. Петербургская), Смоленская, Киевская,

Азовская, Казанская, Архангелогородская и Сибирская. В 1713 г. создается

Рижская губерния, с упразднением Смоленской, а в 1714 г. - Нижегородская и

Астраханская. Это были обширнейшие административно-территориальные единицы,

не равные по территории и населению. В Московской губернии насчитывалось 39

городов, в Азовской - 77, в Смоленской -17 и т. д. Огромная Сибирская

губерния (с центром в Тобольске) включала Пермь и Вятку. Во главе

Петербургской и Азовской губерний стояли генерал-губернаторы А. Д. Меншиков и

Ф. М. Апраксин. Остальными губерниями управляли губернаторы, назначенные из

наиболее видных государственных деятелей.

Губернаторы получили чрезвычайные полномочия: каждый из них не только имел

административные, полицейские, финансовые и судебные функции, но и являлся

командующим всех войск, расположенных в подведомственной ему губернии.

Губернатор управлял губернией с помощью губернской канцелярии, где находились

дьяки и подьячие (последние вскоре стали называться секретарями). Ближайшими

помощниками губернатора являлись вице-губернатор и ландрихтер. Ландрихтер

должен был под руководством губернатора заведовать судебными делами, но на

практике ему нередко поручались финансовые, межевые и розыскные дела Другими

чиновниками губернии были глава военного управления - обер-комендант, а также

заведующие в губернии денежными и провиантскими сборами - обер-комиссар и

обер-провиантмейстер.

Каждая губерния включала сложившиеся в XVII в. уезды, во главе которых вместо

воевод с 1710 г- стояли коменданты. Губернаторы, коменданты и другие

чиновники исправляли свою должность без срока; между этими чиновниками

существовало более четкое разделение дел и бюрократическая соподчиненность.

Желая поставить деятельность губернаторов под контроль местного дворянства,

правительство указом 1713 г. учредило при каждом губернаторе 8-12 ландратов

(советников), избираемых дворянами. Ландратские коллегии при губернаторах

практически создать не удалось. Назначенные Сенатом ландраты превратились в

чиновников, исполнявших отдельные поручения губернаторов.

Первая реформа местного аппарата 1708 - 1715 гг. несколько упорядочила

правительственный аппарат, разрушив ведомственную пестроту и принципы

территориального деления и управления. Вызванная введением подушной подати

реформа 1719-1720 гг. явилась продолжением первой административной реформы. В

мае 1719 г. территория каждой губернии (всего к этому времени существовало 11

губерний) была разделена на несколько провинций; в Петербургской губернии их

было II, в Московской - 9, в Киевской -4 и т. д. Всего учреждалось 45

провинций, а вскоре их число возросло до пятидесяти. Как административно-

территориальная единица губерния продолжала существовать; в Сенате и

коллегиях все ведомости, списки и различные сведения составлялись по

губерниям, но власть губернатора распространялась только на провинцию

губернского города. Основной единицей территориального деления сделалась

провинция. Во главе важнейших провинций стояли генерал-губернаторы,

губернаторы и вице-губернаторы, а во главе остальных - воеводы.

Все учреждения, создаваемые по новой административной реформе, должны были

приступить к работе не позднее 1 января 1720 г. Практически они приступили к

деятельности лишь в 1721 г.

Почти одновременно с местной реформой в 1719 г. была проведена судебная

реформа (1720), по которой была сделана попытка отделить суд от администрации

путем создания двух самостоятельных судебных инстанций; нижних

(провинциальных и городовых) и надворных судов. Провинциальный суд состоял из

обер-ландрихтера и нескольких асессоров и судил сельское население, а

городской суд судил городское население, не входившее в посадскую общину.

Надворные суды создавались в губерниях: в пяти губерниях - по одному суду, в

трех - (в Петербургской, Рижской и Сибирской) - по два: в Архангельской и

Астраханской губерниях судов не было. Надворные суды имели коллегиальное

устройство и являлись второй инстанцией по уголовным и гражданским делам.

Третьей инстанцией служила Юстиц-коллегия, а высшей - Сенат. Впрочем, этот

порядок судебных инстанций часто не соблюдался.

Несмотря на создание местных органов отдельных коллегий и провозглашенное

отделение суда от администрации, губернаторы и воеводы активно вмешивались в

деятельность местных органов ведомств и судов. В 1722г. провинциальные суды

были упразднены, а их дела снова поступили в ведение воевод, а также

асессоров из отставных офицеров. Надворные суды были упразднены в 1727 г.

Усложнение задач административных органов и учреждений в новой и старой

столицах государства - в Петербурге и Москве - вызвало создание

самостоятельных органов полиции: в 1718 г. - генерал-полицеймейстера в

Петербурге, а в 1722 г. - обер-полицеймейстера. в Москве. При них были

соответствующие канцелярии полицеймейс терских дел На полицейские органы

столиц возлагалась охрана порядка, спокойствия и безопасности, ловля беглых,

продовольственные мероприятия, вопросы городского благоустройства и т. п В

своей деятельности эти органы опирались на старост улиц и десятских. В

остальных городах и провинциях полиция еще не отделилась от администрации и

полицейские задачи осуществлялись местными администраторами (губернаторами,

воеводами, комиссарами и т.п.) и соответствующими им учреждениями.

В 1723-1724 гг. была завершена реформа городского сословного управления.

Регламент Главного магистрата подразделял горожан на "регулярных" и

нерегулярных ("подлых"). "Регулярные" подразделялись на гильдии и цехи.

Первоначально гильдии были построены по профессиональному признаку. В первую

гильдию наряду с богатыми купцами входили городские доктора и аптекари,

живописцы, шкиперы купеческих кораблей и представители некоторых других

профессий (в том числе и не существующие в России банкиры), а во вторую -

мелкие торговцы и ремесленники. Вскоре гильдии превратились в купеческие

корпоративные объединения по их имущественному состоянию.

Для всех ремесленников обязательной была запись в цехи. Гильдии и цехи имели

своих старшин, которые заведовали как сословными делами, та и выполнением

некоторых функций государственного управления в облает полиции и финансовых

сборов (учет тяглового населения, взимание подуи ной подати, проведение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты