Лекция: Конспект по истории государственного управления

самодержавия.

Дворяне были недовольны значительной ролью буржуазии к городских думах и

управах. Министерство внутренних дел на основании докладов губернаторов

пришло к выводу, что представители крупной и средней буржуазии, используя

подкупы и угрозы, заставляли зависимых от них мелких собственников отдавать

им свои голоса на выборах. Реакционное дворянство требовало упразднения

органов городского самоуправления.

В 1892 г. вступило в силу новое положение об органах городского

самоуправления. Приказчиков и мелких торговцев лишили права избирать в

городские думы. Число жителей, имевших избирательные права, значительно

уменьшилось по сравнению с 1870 г. Господствующее положение в органах

городского самоуправления заняли владельцы городской недвижимой

собственности. В результате увеличилась роль дворянства и несколько слабее

стали позиции буржуазии. Однако самодержавие не могло преодолеть

оппозиционности городских дум. С увеличением в них роли дворянства там

возрастала численность образованной дворянской интеллигенции, которая

поддерживала буржуазию.

Судебная реформа. По мнению исследователей, реформой, в которой наиболее

полно отразились буржуазные принципы, явилась судебная. Если в XVIII в.

делались лишь попытки отделить суд от администрации, то теперь эта идея была

осуществлена достаточно полно.

Реформа была проведена изданием четырех важнейших законов: Учреждения

судебных установлений, уставов гражданского и уголовного судопроизводства и

Устава о наказаниях налагаемых мировыми судьями. По этим законам судьи

объявлялись несменяемыми, частично вводилась выборность.

Судебная система по реформе включала местные суды и общие судебные

установления. Арестные суды состояли из мировых и волостных судов. Судебный

округ делился на несколько участков. Каждый участок имел мирового судью и

почетного мирового судью (работал на общественных началах, безказенного

жалованья). Мировые судьи рассматривали дела единолично и избирались сроком

на три года из лиц, которые удовлетворяли определенным условиям (возраст,

образование, наличие имущества, как правило, недвижимого). Порядок выборов

был достаточно сложным. Земские уездные управы составляли список кандидатов в

мировые судьи (в том числе и почетные), который утверждал губернатор. После

этого список представлялся, на голосование уездному земскому собранию.

Избранные судьи утверждались Сенатом. Несмотря на все: препятствия, в составе

мировых судов оказалось все же значительное число либерально-демократических

деятелей. К ведению мировых судей относилась основная масса дел: мелкие

уголовные (до полутора лет лишения свободы) и гражданские дела (с ценой иска

до 500 р.).

Волостные суды были созданы не судебной, а еще крестьянской реформой. Это

были сословные суды по чисто крестьянским делам.

К общим судебным органам реформа относила окружные суды и судебные палаты.

Окружной суд функционировал в составе коронного суда либо коронного суда

вместе с присяжными заседателями. Члены коронного суда назначались из числа

дворян царем по представлению министра юстиции. В силу принципа несменяемости

считалось, что они могут быть судьями до тех пор, пока сами не подадут в

отставку.

Списки присяжных составлялись земскими и городскими управами, согласовывались

с губернатором или градоначальником. Окружной суд рассматривал уголовные дела

в составе коронного суда (из трех членов) и 12 присяжных. Гражданские дела

рассматривались без присяжных. Введение в России суда присяжных являлось

большим достижением демократической общественности, которая вела борьбу за

создание объективного и справедливого суда.

При рассмотрении уголовных дел присяжные решали в принципе вопрос о

виновности или невиновности подсудимого, после чего коронный суд определял

конкретную меру наказания для виновного.

Судебная палата рассматривала апелляции на решения окружных судов. Приговоры

по уголовным делам, рассмотренные окружными судами с участием присяжных, не

подлежали апелляции, а вступали в законную силу немедленно. Их мог

рассматривать только Сенат в кассационном порядке.

Судебная палата в качестве суда первой инстанции рассматривала дела о

государственных и некоторых должностных преступлениях. Эти дела она

рассматривала с участием сословных представителей. К последним относились,

как правило, губернский и уездный предводители дворянства (от дворян),

городской голова (от горожан), волостной старшина (от крестьян).

Были реформированы и прокурорские органы. Во главе прокуратуры стоял министр

юстиции, получивший звание генерал-прокурора. В каждом департаменте Сената

был обер-прокурор. Прокуроры имелись в судебных палатах и окружных судах. В

их задачу входило поддержание обвинения в суде и принесение протестов на

приговоры и решения судов.

Изменилась организация и предварительного следствия. Была учреждена должность

судебного следователя, назначаемого министром юстиции. На следователей

распространялся принцип несменяемости, хотя его пытались обходить.

Новшеством являлось введение относительно независимой адвокатуры. Особенно

велика была роль адвокатов в уголовном процессе. Многие из них смело и

результативно выступали на политических судебных процессах.

Важное значение имело введение нотариата, в задачу которого входило

удостоверение различных деловых бумаг.

Судебная реформа не упразднила полностью сословные суды. Кроме волостных

крестьянских судов продолжали функционировать особые церковные суды.

Появились коммерческие суды для рассмотрения споров по торговым и

промышленным делам.

В некоторых районах России судебная реформа вообще не проводилась (отдельные

губернии Сибири), в некоторых проводилась в урезанном виде (без мировых судов

и без окружных судов с присяжными).

Демократические принципы организации и деятельности суда очень скоро пришли в

противоречие с царским режимом. Даже судебные палаты с сословными

представителями иногда оправдывали подсудимых по политическим делам, как это

было, например, в известном деле нечаевцев, где из 78 привлеченных к суду

было оправдано 42. Не случайно поэтому в царских кругах все больше

развивалось стремление к проведению реакционных контрреформ в сторону отмены

независимости суда, несменяемости судей, гласности процесса. Выдвигались

требования об упразднении суда присяжных.

Процесс нечаевцев как раз и послужил толчком к началу контрреформ. Подрыв

основных положений судебных уставов нашел отражение в законе от 19 мая 1871

г., который предоставил чинам корпуса жандармов большие права на ведение

дознания по делам о политических преступлениях. Судебные следователи

фактически потеряли право вести следствие по государственным преступлениям.

Расследование полностью оказалось в руках жандармерии.

В 1872 г. вступил в действие закон об изменении подсудности по

государственным преступлениям. Рассмотрение дел о них доверялось только

Особому присутствию правительствующего сената. Оно рассматривало дела в

составе первоприсутствующего (председатель) и пяти сенаторов с участием

четырех сословных представителей. Члены суда и сословные представители

ежегодно назначались указами царя.

Рассмотрение уголовных дел Особым присутствием правительствующего сената

осуществлялось, как правило, со значительными ограничениями гласности.

В мае 1878 г. последовало расширение подсудности судебных палат, которым

предоставлялось вновь право рассматривать дела о государственных

преступлениях - средние и мелкие. Для этого были созданы: 1) судебные палаты

в обычном составе без участия сословных представителей; 2) судебные палаты в

усиленном составе (пять членов суда и три сословных представителя). Наиболее

крупные дела оставались за Особым присутствием правительствующего сената,

некоторые особо важные дела поручались в особом порядке Верховному уголовному

суду, который создавался каждый раз по конкретному делу специальным указом

царя.

Реакционные помещики добивались упразднения мировых судов, стремясь вернуть,

хотя бы частично, свою власть над крестьянами. Они требовали установления

надзора за крестьянским самоуправлением и деятельностью волостных судов. В

1889 г. вступил в силу закон о земских начальниках, по которому мировые суды

упразднялись (за исключением Петербурга, Москвы, Одессы).

Военные реформы. Новые веяния обусловили необходимость реорганизации и

вооруженных сил. Эта реформа в большой мере связана с именем Д. А. Милютина,

ставшего военным министром в 1861 г.

Прежде всего Милютин ввел систему военных округов. В 1864 г. было создано 15

округов, охвативших всю территорию страны, что позволило улучшить призыв и

обучение военнослужащих. Во главе округа стоял главный начальник округа, он

же командующий войска.ми. Ему подчинялись все войска и военные учреждения на

территории округа. В военном округе имелись: окружной штаб, интендантское,

артиллерийское, инженерное, военно-медицинское управления, инспектор военных

госпиталей. При командующем был Военный совет.

В 1867 г. была проведена военно-судебная реформа, в которой нашли отражение

некоторые положения судебных уставов 1864 г. Сложилась трехзвенная система

военных судов: полковые, военно-окружные, главный военный суд. Полковые суды

имели подсудность примерно такую же, как мировой суд. Наиболее крупные и

средней сложности дела рассматривались военно-окружными судами. Высшей

апелляционной и надзорной инстанцией был главный военный суд.

В 60-х годах обнаружилась нецелесообразность подготовки офицерских кадров

через кадетские корпуса, которые обходились государству дорого, поскольку в

них обучались дети в течение семи лет. Учащиеся туда зачислялись по

сословному признаку из дворянских семей. Кадетские корпуса были уп разднены,

а подготовку офицерских кадров стали обеспечивать военные училища. В них по-

прежнему обучались дворяне, хотя формально отпали сословные ограничения. Там

могли учиться только лица, имевшие, как правило, среднее образование.

Военные училища не могли обеспечить армию достаточным количеством офицеров. В

связи с этим создаются юнкерские училища, в которые имелся широкий доступ

всем слоям населения, так как туда могли поступать со значительно меньшей

общеобразовательной подготовкой.

При обучении в военных и юнкерских училищах главное внимание обращалось на

дисциплину, муштру, плац-парадные традиции. Необходимой общеобразовательной и

специальной военной подготовки там не получали.

Но главная реформа этого времени - переход от рекрутчины ко всеобщей воинской

обязанности. Рекрутская система заставляла держать под ружьем громадную массу

людей даже в мирное время. Вместе с тем военную подготовку проходило не все

мужское население страны, что лишало армию резерва в случае войны.

По военной реформе 1874 г. предусматривалась отмена рекрутских наборов,

устанавливалась обязательная военная служба для всех лиц мужского пола

независимо от сословия, достигших 20 лет, в сухопутных войсках - 6 лет, на

флоте - 7 лет. От действительной службы освобождались многие нерусские

народы, особенно восточные. Устанавливались сокращенные сроки службы для лиц,

имевших образование (высшее - шесть месяцев, среднее - полтора года,

начальное- четыре года). Льготными сроками службы пользовались главным

образом представители имущих классов.

* * *

Вторая половина ХIХ в. знаменуется существенными изменениями в общественном и

государственном строе. Реформа 1861 г. освободив крестьян, открыла дорогу

развитию капитализма в городе, хотя и поставила на его пути определенные

препоны. Крестьянин получил земли ровно столько, чтобы она привязывала его к

деревне, сдерживала отток рабочей силы, нужной помещикам, в город. Вместе с

тем надельной земли крестьянину не хватало, и он вынужден был идти в новую

кабалу к прежнему барину. Общинная организация деревни несколько

притормаживала классовую дифференциацию деревни и с помощью круговой поруки

обеспечивала взыскание выкупных платежей. Новая классовая структура общества,

где все большее значение приобретали противоречия между рабочими и

капиталистами, складывалась в рамках старого сословного строя.

Развитие социально-экономических процессов не могло не оказать влияния на

государственную сферу. Россия делает решительный шаг по пути превращения

феодальной монархии в буржуазную. Это проявляется преимущественно в среднем и

низ

шем звеньях государственного механизма, где земская и городская реформы

допустили буржуазию к управлению. Судебная реформа проводит довольно

последовательно буржуазные принципы судоустройства и процесса. Военная

реформа вводит всесословную всеобщую воинскую обязанность. Вместе с тем

либеральные мечты о конституции остаются только мечтами, а надежды земских

деятелей на увенчание системы земств всероссийскими органами встречают

решительное сопротивление царизма.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. В чем заключается, по вашему мнению, прогрессивность реформ Александра II?

2. Чем вызваны контрреформы Александра III. Раскройте их основное содержание.

3. Охарактеризуйте преобразования местного самоуправления Александра II и

сопоставьте его масштабы с изменениями центрального государственного

аппарата.

4. Почему исследователи называют судебную реформу самой глубокой и

последовательной из всех буржуазных реформ Александра II?

ТЕМА 8. ГОСАППАРАТ РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВВ.

(ВТОРОЙ ШАГ ПО ПУТИ К БУРЖУАЗНОЙ МОНАРХИИ)

1. Госучреждения России в период I российской революции и после нее (1900 -1914

гг.)

В конце XIX - начале XX в. Россия одновременно с передовыми

капиталистическими странами вступает в новую стадию развития. Это было

результатом бурного капиталистического роста, проходившего в стране в

пореформенный период. Следует отметить к тому же, что русские капиталисты,

используя накопленный опыт других стран, строили свои заводы и фабрики на

новейшей технической основе.

В результате развития капиталистических отношений в России продолжают

значительно усиливаться экономические позиции буржуазии. Однако пережитки

феодально-крепостнических отношений тормозят рост производительных сил,

мешают предпринимательской деятельности буржуазии, которой необходимы

свободные земли для строительства фабрик, заводов, железных дорог, а так же

требуются лесоматериалы, полезные ископаемые, различное сырье. Отсталость

сельского хозяйства отрицательно отражалось на развитии внутреннего рынка.

Буржуазия стремилась к политическому господству, но, опасаясь народных масс,

предпочитала дождаться реформ.

Экономическое развитие страны было, однако, противоречивым. Наряду с

достаточно высоким уровнем капитализма в промышленности существовали

значительные пережитки феодализма в сельском хозяйстве. Сочетание

капиталистических противоречий с неустраненными до конца феодальными привело

к революции 1905-1907 гг.

Революция началась с событий 9 января 1905 г. На зверства самодержавия

пролетариат ответил волной забастовок и демонстраций по всей стране, а также

вооруженными выступлениями в отдельных районах.

Высшего подъема революция достигла в конце 1905 г. В октябре всеобщая

политическая стачка на время парализовала деятельность государственных

органов и частных предприятий. В декабре 1905 г. В Москве и некоторых других

городах вспыхнули вооруженные восстания трудящихся масс.

Самое важное место в российской революции занимали крестьянский вопрос,

вопрос о земле, борьба крестьянства за уничтожение помещичьего землевладения

и остатков крепостничества.

Важным событием в экономической и социальной жизни страны, в первую очередь

деревни, явилась столыпинская аграрная реформа, начатая в 1906 г.

Председатель Совета министров П.А. Столыпин не без оснований полагал, что

революцию порождают определенные недостатки социальных отношений в России,

которые следует устранить. Главным из них Столыпин считал сельскую общину,

сохраненную крестьянской реформой и тормозившую развитие капитализма в

деревне. Именно на ее разрушение и был направлен царский указ 9 ноября 1906

г., подготовленный Столыпиным.

Столыпин исходил из необходимости создания в деревне массовой и более

сильной, чем помещики, социальной опоры самодержавия - кулачества. За образец

он взял Германию, где в то время консервативный крестьянин являлся опорой

монархии. Однако в России такого крестьянина требовалось еще создать. В этом

и состоял основной смысл аграрной реформы. Преследовалась и цель отвлечь

крестьянство от революционного движения. Путем переселения некоторых крестьян

на казенные земли в Сибирь и другие отдаленные районы хотели также разрядить

аграрный кризис в центральных районах России.

Указ 9 ноября 1906 г. Устанавливал право любого крестьянина выйти из общины и

потребовал в свою личную собственность соответствующий земельный надел,

который полагался ему, когда он был в составе общины. Путем разрушения общины

Столыпин полагал, что удастся создать крепкие кулацкие хозяйства на основных

поставщиков товарного хлеба.

Важную часть реформы составила переселенческая политика. Столыпин хотел

разрядить земельную нужду в Центральной России, Прибалтике, представлявшую

собой взрывоопасную силу. Было организовано широкое и добровольное

переселение крестьян на государственные земли в восточных районах страны. На

черноземах Сибири возникли эстонские, латышские, литовские, украинские

деревни. Однако переселение было организовано плохо, что существенно снизило

его результаты.

В ходе революционной перестройки общества большое значение имеет столыпинская

аграрная реформа. Ее оценка в советской исторической литературе

противоречива. Учитывая противоречивость самой фигуры П.А. Столыпина, многие

авторы относятся к ней сугубо отрицательно. Однако имеется и другое мнение:

эта реформа призвана была усилить капиталистическое развитие российской

деревни, а следовательно, и всего общества, что послужило бы серьезно

экономическому и политическому прогрессу России.

Сдвиги в экономической и социальной структуре, новая политическая обстановка

обусловили консолидацию и формирование отдельных групп общества, трех

лагерей. К первому можно отнести правительственный лагерь, который включал в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты