В XI-XII вв. здесь сложилось и окрепло крупное княжеское и боярское (а затем
и церковное) землевладение, поглощавшее общинные земли и вовлекавшие крестьян
в личную феодальную зависимость. В XII-XIII вв. возникли почти все основные
города этой земли (Владимир, Переяславль-Залесский, Дмитров, Кострома, Тверь,
Нижний Новгород, Городец и др.), строившиеся суздальскими князьями на
границах внутри княжества в качестве опорных и административных пунктов. К
1147г. относится первое упоминание в летописи Москвы - небольшого
пограничного городка, выстроенного Юрием Долгоруким (90-е гг XIв - 1157г). на
месте конфискованной усадьбы боярина Кучки.
В начале 30-х годов XIIв Ростово-Суздальская земля обрела независимость.
Княжение сына Юрия Долгорукого - Андрея Боголюбского (1111-1174, 1157-1174)
отмечено началом борьбы суздальских князей за политическую гегемонию своего
княжества над остальными русскими землями. Чтобы быть более независимыми от
бояр, князь перенес столицу княжества из Ростова - древней боярской цитадели
- сравнительно новый город - Владимир-на Клязьме, в котором имелся
значительный торгово-ремесленный посад.
В XIII начался интенсивный процесс феодального дробления. Тем не менее вплоть
до нашествия монголов Владимиро-Суздальская земля оставалась сильнейшим и
влиятельнейшим княжеством на Руси, сохранившим политическое единство под
главенством владимирского великого князя.
Галицко-Волынская земля. Галицко-Волынское княжество занимало северо-
восточные склоны Карпат, а к югу от них территорию между реками Днестр и
Прут. На западе оно граничило с Венгрией и Польшей, а на востоке с Киевской
землей и половецкой степью. Это был один из древнейших очагов пашенной
земледельческой культуры восточных славян. Высокого уровня здесь достигло
ремесленное производство, отделение которого от земледелия способствовало
росту городов, которых было больше, чем в других русских землях. Крупнейшими
них были Галич, Владимир-Волынский, Перемышль, Львов, Хол Берестье и др.
Как и во Владимиро-Суздальской Руси здесь наблюдало значительный
экономический подъем, что в известной мере служил основанием для борьбы,
которую вели местные бояре и князья за независимость от киевского великого
князя.
В первые годы после отделения от Киева Галицкое в Волынское княжества
существовали как самостоятельные. Объединение произошло при волынском князе
Романе Мстиславиче (1170-1205 в 1199 г. В 1203 г. Роман Мстиславич захватил
Киев и принял титул великого князя. Образовалось одно из крупнейших
государств Европы. (Римский папа предлагал даже Роману Мстиславичу
королевский титул).
Преемникам князя Романа Мстиславича пришлось вести длительную борьбу за
престол как с венгерскими, польскими, русскими князьями, так и с местным
боярством и только в 1240 г. удалось вновь объединить Юго-Западную Русь и
Киевскую землю. Однако в этом же году Галицко-Волынское княжество было
захвачено монголотатарами, а спустя 100 эти земли оказались в составе Литвы
(Волынь) и Польши (Галич).
Новгородская земля. Особый политический строй, отличный от других княжеских
земель, сложился в XII в. в Новгородской земле. Древнее ядро Новгородско-
Псковской земли составляли земли между Ильменем и Чудским озером и по берегам
рек Волхова, Ловати, Великой, Мологи и Меты, которые делились в
территориально-географическом отношении на "пятины" - пять областей: Водскую
- между реками Волховом и Лугой, получившую свое название (по мнению В.О.
Ключевского) от обитавшего здесь финского племени води, или воти, Обонежскую
- по сторонам Онежского озера, Деревскую - между реками Метой и Ловатью,
Шелонскую - по реке Шелонь, Бежецкую - в направлении к Волге. В
административном плане земли делились также на сотни и погосты.
Новгородские "пригороды" (Псков, Ладога, Старая Русса, Великие луки, Бежичи,
Торжок) служили важными факториями на торговых путях и военно-опорными
пунктами на границах земли. КОУПНЫМ городом, занимавшим особое положение в
Новгородской республике ("младшим братом Новгорода") был Псков, который
отличался развитым ремеслом и собственной торговлей с Прибалтикой, немецкими
городами. Во второй половине XIII в. Псков фактически стал самостоятельной
феодальной республикой.
В XII в. Великий Новгород был одним из крупнейших городов не только на Руси,
но и в Европе. Его возвышению способствовало выгодное расположение на
пересечении важных для Руси и других государств Восточной Европы торговых
путей, связывавших Балтийское море с Черным и Каспийским.
Торговля Новгорода опиралась на развитые в Новгородской земле ремесла и
различные промыслы. Новгородские ремесленники, отличавшиеся более широкой
специализацией и профессиональным мастерством, работали в основном на заказ,
но часть их изделий через купцов-скупщиков поступала и на внешний рынок.
Ремесленники и купцы имели свои территориальные (уличанские) и
профессиональные объединения (сотни, братчины, игравшие заметную роль в
политической жизни Новгорода. Наиболее влиятельным, объединявшим верхушку
новгородского купечества, было объединение купцов-вощников (Иванское сто),
ведших в основном зарубежную торговлю.
Но, несмотря на преобладание в Новгороде торгово-ремесленного населения,
основу экономики Новгородской земли составляло сельское хозяйство и связанные
с ним промыслы.
В Новгородской земле рано сложилось и стало господствующим крупное боярское,
а затем и церковное землевладение.
В освободившейся из-под власти Киева Новгородской земле утвердился
своеобразный общественно-политический строй, в котором республиканские органы
управления встали рядом и над княжеской властью. Новгород принимал к себе
князей только по собственному выбору и на определенных условиях. Князь
выполнял функцию связующего звена, с одной стороны, Новгорода с Русью и
порядками в остальных ее землях, а с другой - отдельных частей Новгородской
земли, ведал вопросами защиты Новгорода и его владений от нападений внешних
врагов, был высшей судебной инстанцией. Но все эти судебные и
административные действия от совершал не один и не по личному усмотрению, а в
присутствии и с согласия выборного новгородского посадника: "без посадника
ти, княже, суда не судити, ни волостей раздавати, ни грамот ти даяти".
По мере того, как политический строй в Новгороде приобретал все более
выраженный боярско-олигархический характер, права и сфера деятельности
княжеской власти неуклонно сокращались.
Низшей ступенью организации в Новгороде было объединение соседей - "уличан" -
с выборными старостами во главе. Пять городских районов - "концов" -
образовывали самоуправлявшиеся территориально-административные и политические
единицы, имевшие также в коллективной феодальной собственности особые земли.
В концах собирались вече, избиравшие старост.
Высшим органом власти, представившим все концы, считалось городское вечевое
собрание свободных горожан, владельцев городских дворов и усадеб. Все важные
вопросы жизни Новгородской земли до вынесения их на вече предварительно
обсуждались в узком кругу небольшой группы наиболее влиятельных бояр.
Основная масса городского плебса, проживавшая на землях и в усадьбах феодалов
на положении арендаторов или кабальных и феодально-зависимых людей, была
неправомочная участвовать в вынесении вечевых приговоров.
Вече рассматривало важнейшие вопросы внутренней и внешней политики,
приглашало князя, заключало с ним ряд (договор), избирало главных
правительственных лиц в Новгороде - посадника и тысяцкого - и имевший в
Новгороде особое значение суд по торговым делам.
Посадник избирался из самых влиятельных бояр на неопределенное время. Будучи
посредником между князем и народом, он вместе с князем имел право судить и
управлять, руководил собраниями вече, от имени Новгорода вел переговоры с
другими княжествами и зарубежными государствами и заменял князя в его
отсутствие.
Тысяцкий возглавлял городское ополчение, суд по торговым делам и осуществлял
контроль за налоговой системой.
За всю историю Новгородской республики должности посадника, тысяцкого,
кончанских старост занимали только представители 30-40 боярских фамилий -
элиты новгородской знати ("300 золотых поясов"). Чтобы еще больше укрепить
независимость Новгорода от Киева и превратить Новгородскую епископию из
союзника княжеской власти в одно из орудий своего политического господства,
новгородской знати удалось добиться выборности (с 1156г.) новгородского
епископа (позднее архиепископа), который как глава могущественной церковной
феодальной иерархии превратился вскоре в одного из первых сановников
республики. Он принимал участие во всех важных гражданских делах, имел свой
суд, собственный штат и даже собственный воинский полк.
Вечевой строй в Новгороде и Пскове был своеобразной феодальной демократией,
одной из форм феодального государства, в котором демократические принципы
представительства и выборности должностных лиц на вече создавали иллюзию
народовластия, участия всего Новгорода в управлении, но в действительности
вся полнота власти была сосредоточена в руках бояр и привилегированной
верхушки купечества. Считаясь с политической активностью городского плебса,
бояре умело использовали демократические традиции в качестве символа
Новгородской вольности, прикрывавшего их политическое господство и
обеспечивавшего им поддержку городского плебса в борьбе с княжеской властью.
Феодальная раздробленность отмечена также экономическим и культурным подъемом
русских земель. Укрупнялись старые и росли новые города - их число в XIIIв.
Достигало 300. В политическом отношении феодальная раздробленность в какой то
мере создала в последующем необходимые условия для объединения Руси на Новом,
более высоком и прочном уровне.
2. Государственность в период Золотой Орды.
Нашествие татаро-монголов и его последствия для русских земель. В XIIIв.
Народам Руси пришлось вести борьбу с иноземными захватчиками. С востока на
Русь обрушились полчища татаро-монгольских завоевателей. С запада русские
земли подверглись агрессии немецких, шведских и датских рыцарей -
крестоносцев. Исход борьбы с захватчиками надолго определил исторические
судьбы народов нашей страны, оказал огромное влияние на их дальнейшее
экономическое и государственно-политическое развитие, привел к значительным
изменениям в этнической и политической карте Восточной Европы и Средней Азии.
Особенно разрушительным для Руси было нашествие татаро-монгольских
завоевателей. Ордынское иго надолго затормозило экономическое развитие Руси,
разрушило ее сельское хозяйство, подорвало русскую культуру, привело к
падению городов в политической и экономической жизни Руси, к резкому
сокращению населения страны, особенно городского.
Ордынскими ханами была создана целая система ограблений завоеванной страны
путем регулярной дани. 14 различных видов дани и тягостей истощали экономику
Руси, мешали ей оправиться после разорения. А. И. Герцен писал: "Именно в это
злосчастное время Россия и дала обогнать себя Европе"'.
Значительно ухудшилось международное положение Руси, были разорваны древние
торговые и культурные связи Руси с соседними странами. Русь была отрезана от
Черного моря, прекратилась торговля с Византией и Закавказьем. Под власть
Литвы попали западнорусские города (Смоленск, Полоцк), и Руси пришлось потом
вести длительную борьбу за их возвращение.
Отрицательные последствия монголо-татарского завоевания сказывались в течение
нескольких столетий.
Орда и государственность Руси. Зависимость Руси от ханов Золотой Орды
выражалась прежде всего в тяжелой дани, которую русский народ вынужден был
платить завоевателям. Получив представление о военных возможностях Руси и
готовности русского народа отстаивать свою национальную государственность,
монголо-татары отказались от прямого включения Руси в состав Золотой Орды. В
отличие от завоеванных стран Средней Азии, Прикаспия, и Северного
Причерноморья, ставших территорией монгольских государств, Русь сохранила
свою государственность.
Оставив в руках князей власть в их княжествах, ханы ограничились контролем за
их вассальной верностью и деятельностью посылаемых в русские земли своих
специальных представителей - баскаков. По их доносам "провинившихся" в чем-
либо князей вызывали в Орду или же посылали на Русские земли карательную
рать.
Ханы Золотой Орды всячески способствовали феодальному дроблению русских
земель и разжиганию усобиц между князьями, стремясь не допустить усиления
отдельных князей. Ханы сталкивали послушных им князей с опасными и неугодными
Орде князьями.
Превратив выдачу ярлыков на княжение в объект соперничества и торга между
князьями, в орудие политического давления на них, ханы намеренно нарушали
сложившийся порядок наследования "столов" и вмешивались в княжеские усобицы.
Сбор дани был отдан ханами на откуп мусульманским купцам из Самарканда и
Бухары ("бесерменам"), которые облагали население дополнительными
произвольными поборами, кабалили крестьян и горожан ростовщическими путами и
продавали несостоятельных должников в рабство на восточных невольничьих
рынках.
В конце XIII в. под давлением народных антиордынских выступлений сбор дани
ордынцы передают русским князьям. Затем из русских городов были отозваны
баскаки, что в дальнейшем уменьшило возможность Орды непосредственно
вмешиваться во внутриполитическую жизнь Руси.
Орда и русская церковь. Кроме того, монголо-татары старались открыто не
посягать на духовный образ жизни русских людей, и прежде всего на их церковь
православную веру, хотя и разрушали церкви. В какой-то мере они были терпимы
к любой вере, и у себя в Золотой Орде не мешали отправлению любых религиозных
обрядов. Не без основания ордынцы нередко русское духовенство считали своим
союзником. Во-первых, русская церковь боролась против влияния католичества, а
папа был врагом Золотой Орды. Во-вторых, церковь на Руси в начальный период
ига поддерживала князей, выступавших за сосуществование с Ордой. В свою
очередь ордынцы освобождали русское духовенство от дани и снабжали служителей
церкви охранными грамотами на церковное имущество. Духовенство освобождалось
от всякой трудовой повинности, ограждалось от оскорблений и посягательств с
чьей бы то ни было стороны.
Епископы и митрополиты были частыми гостями в столице Орды. Там их встречали
с почетом и нередко не только принимали от них подарки, но и одаривали самих.
Поводом к этим путешествиям бывало, как правило, получение ярлыка на
утверждение в должности. Иногда церковные иерархи ездили в Орду добиваться
того, чтобы она оказала давление на князей в интересах церкви. Как правило, в
спорах между князьями и епископами власти Орды были на стороне последних, ибо
церковные деятели убеждали народ не противиться поработителям, покорно
сносить их ярмо и покорно платить любую дань и пошлины.
3. Государственность на Руси в XIV-XVвв.
Система феодальной иерархии. Вместе с хозяйственным разорением и упадком
русских земель после монгольского нашествия усилилось и их феодальное
дробление. Так, только в сравнительно в большом Ярославском княжестве в
первой половине XV в. насчитывалось до 20 княжеских "уделов-волостей".
Некоторые из них были совсем карликовыми, но их правители в пределах своих
"отчин" обладали всем правами суверенных государей. Особенно много таких
уделов-княжеств было в Верхнем Поволжье, в бассейне рек Шексны, Мологи, также
в Муромо-Рязанской, Смоленской, Черниговской и других Русских землях.
Верховная власть над всеми землями в Северо-восточной Руси формально
принадлежала великому князю Владимирскому, что закреплялось выдаваемыми
золотоордынскими ханами ярлыками на "великое княжение". По мере усиления
других княжеств значение Владимира как стольного города всей Северо-восточной
Руси падает. После смерти Александра Невского (1220-1263), которому еще
удавалось удерживать в повиновении удельных князей и Новгород,
великокняжеский титул превращается в объект ожесточенного соперничества между
князьями, чему способствовали, как уже отмечалось, своей политикой на Руси
правители Золотой Орды. С конца XIII в князья, получавшие ярлыки на великое
княжение, оставались жить столицах своих княжеств.
В XIV в. в отдельных землях Северо-восточной Руси складываются свои "великие
княжения", правители которых, оставаясь формально вассалами великого князя
владимирского, были, в свою очередь, верховными правителями для крупных и
мелких феодалов из их собственных "великих княжений" - удельных князей, бояр,
дворян, обязанных ему военной службой и другими вассальными обязательствами.
Междукняжеские договоры, носившие в основном характер двустороннего
соглашения великого князя со своим вассалом (или несколькими вассалами),
постепенно вытесняли распространенную ранее практику созыва общерусских, или
общеземельных (съездов, снемов), князей и вассалов. В договорных грамотах
князей определялись условия и объем вассальной службы, границы княжеских
владений, условия разрешения земельных и иных споров, торговых отношений
между княжествами и т.д. Значительное место в договорных грамотах отводилось
вопросам, связанным с крестьянскими переходами из одного княжества в другое,
с беглыми холопами, борьбе с "разбойниками".
Вершину феодальной иерархии составляли великие князья, титул которых
соединялся с понятием верховного сюзерена.
Вторую ступень составляли их вассалы - удельные князья, обладавшие правами
суверенных государей в пределах своих княжеств.
Третью ступень занимали княжеские вассалы из числа крупнейших феодалов-
землевладельцев княжества, - бояре и служилые князья, потерявшие права
удельных. Термин "боярин", прилагавшийся ко всякому знатному богатому
землевладельцу, постепенно стал получать значение высшего придворного чина,
участника совещательного при князе совета (боярской думы) - бояре великие и
введенные.
Низший слой феодальной иерархии составляли слуги, мелкие служилые феодалы,
владевшие землями на вотчинном и условном феодальном держании. Слуги
составляли основной контингент княжеской и боярской администрации, несли
военную службу. В Х1-ХУ вв. для обозначения таких слуг входят в обиход новые
термины: дворяне и дети боярские.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18