Лекция: Конспект по истории государственного управления

Пространной Русской Правды.

Первоначальный текст Русской Правды не сохранился, и до нас дошло более ста

списков этого документа, включавшего три основных редакции: Краткую,

Пространную и Сокращенную.

Краткая редакция (Краткая Правда), подготовленная не позднее 1054 г.,

представляет собой древнейшую редакцию и состоит и Правды Ярослава, Правды

Ярославичей, Покона вирного, Урока мостников.

С именем Владимира Мономаха связана Пространная редакция возникшая не ранее

1113 г. и включившая Суд Ярослава и Уста Владимира Мономаха.

Переработанная Пространная Правда в середине XV в. получил наименование

Сокращенной редакции.

В основу эволюции Русской Правды легло постепенное расширение правовых норм

от княжеского (доминиального) закона в среде дружины, определения штрафов за

различные преступления против личности. Закон предусматривал неравноправие

людей, относящихся к разным социальным группам (дружинники, феодалы, сельские

общинники, челядь).

Определенные юридические привилегии предусматривали и для таких групп

населения, как князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане

(управляющие вотчиной) и т.п. За убийство представителя привилегированного

слоя устанавливалась более высокая уголовная ответственность и особый порядок

наследования недвижимости (земли).

К юридически и экономически независимым категориям относились посадские люди

и смерды-общинники, которые платили налоги и несли определенные повинности в

пользу государства. Так, свободный смерд-общинник имел право завещать

имущество своим детям, но землю - только сыновьям. При отсутствии наследников

собственность посту пала в общинное владение. Смерд обладал также юридическим

правом на защиту своей личности и имущества и нес соответствующую

ответственность за совершенные преступления или проступки.

Наряду со свободными смердами Русская Правда упоминает зависимых людей -

закупов, рядовичей и др., обладавших свои хозяйством, но попавших по тем или

иным причинам в частичную зависимость от феодала и отрабатывающих

значительную часть времени на вотчинных землях. Так, в Пространной Правде

содержится Устав о закупах. Закуп - человек, взявший у феодала какую-либо

ценную "купу" (заем) в виде земли или денег, зерна или скота и пр. При этом

объем долговой отработки определял сам кредитор. Зачастую закуп работал на

феодала лишь за проценты, а взятую в свое время "купу" следовало вернуть

полностью. Определенный предел этой кабальной зависимости был положен

Владимиром Мономахом.

После восстания закупов в 1113г. устанавливаются пределы допустимых размеров

процентов за "купу". Этим законом охранялась личность и имущество закупа.

Однако за преступление закуп мог быть обращен в холопа (раба). Подобная

участь его ожидала и в случае неуплаты долга или побега. Так была открыта

страница закабаления, постепенного закрепощения бывших свободных общинников.

Полный холоп или "невольничья челядь" не обладал никакой собственностью, все,

чем он пользовался, принадлежало господину. Между тем, жизнь холопов,

составляющих особый обслуживающий персонал княжеского или боярского двора

(слуги, воспитатели детей, ремесленники и др.), защищались более высокими

наказаниями.

Русская Правда вносила определенную регламентацию в источники холопства.

Среди них - самопродажа в рабство одного человека или всей семьи, женитьба на

рабе или рождение от раба, утеря статуса свободного человека при поступлении

в услужение без специальной оговорки, совершение тяжкого преступления,

бегство закупа от господина и др. Плен, однако, как источник рабства в

Русской Правде отражения не нашел. И все же для Древнерусского государства

закрепощение крестьян, прикрепление их к земле и личности феодала пока не

было характерно.

Весьма дифференцировалась вира (штраф) за убийство или нанесение увечий. Ее

размер зависел от категории пострадавшего: 80 гривен (гривна - единица

денежного счета, соответствовавшая 50 г серебра) за "лучших людей", 40 - за

простого свободного человека, 20 - за нанесение тяжких увечий и т.д. При этом

вира поступала в казну, а пострадавший получал денежное вознаграждение. Жизнь

зависимых людей ценилась низко: 12 или даже 5 гривен, что и вирой не

считалось.

Много занимался законодательством Ярослав Мудрый; он пошел дальше своего отца

(Владимира Красное Солнышко) в осознании своей роли как государя-правителя,

внес важные нововведения в финансовое, семейное и уголовное право. В его

"Церковный устав" введен законодательный акт, регулировавший взаимоотношения

княжеской власти и церкви, а также права в области суда, сбора дани и п? В

начале XI в. им утверждается Русская Правда, составленная, видимо, в период его

правления в Новгороде и осуществлявшая попытку урегулировать взаимоотношения

между новгородцами и варягами, входившими в княжескую дружину. Сам князь

назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует

надпись XI в. на стене Софийского собора в Киеве. Легенда повествует, что

читрополит Неофит, вручая греческие дары: крест животворящего древа, чашу

сердоликовую Августа кесаря, венец, золотую цепь бармы Константина Мономаха -

деда великого князя, венчал Яро< лава Мудрого в Киевском соборном храме

имперским венцом и провозгласил царем русским.

Сыновья Ярослава Мудрого в XI в. существенно дополнили изменили текст русской

Правды, создав так называемую Правду Ярославичей.

В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха - внука Ярослава Мудрого, в г.

Любече прошел съезд князей, целью которого ставилось устранение усобиц и

принятие мер к охране русской земли от половцев. Вводились новые правила

организации власти на Руси. Каждый князь "держал отчину свою". Однако этот

принцип не стал непреложным законом, усобицы возобновились. Владимир Мономах

выделяясь государственностью ума, силой воли и энергичной деятельностью,

провел крупную переработку Русской Правды. Внесен дополнения и изменения, в

частности, ограничивавшие произвол ростовщиков, определены три случая

обращения бедняка в холопа, вводились меры по охране имущественных прав

купечества. Выше отмечалось, что им был введен Устав о закупах,

регламентировавшие кабально-долговые и заемные отношения, отчасти ограждавший

личные и имущественные интересы закупов, несколько снизил проценты взимаемые

ростовщиками с бедных горожан и пр.

Владимир Мономах остался в исторической памяти как талантливый правитель

государства, все силы положивший на укрепление единой власти, сохранение

единства страны и ее преобразование. "Поучение Мономаха детям" - подлинное

пожелание своим потомкам; почитание старших, соблюдение законов, чтобы не

было на Руси тяжб и ссор из-за земли и междоусобиц, чтобы страна оставалась

сильной, единой, хорошо управляемой.

Мстислав, сын Владимира Мономаха (1076-1132), был последним князем единой

Руси, с его смертью русская земля окончательно распалась, начался длительный

период феодальной раздробленности.

Вотчина как форма организации производства. В Правде Ярославичей нашло

отражение устройство вотчины как формы земельной собственности и организации

производства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его

приближенных. В статьях Русской Правды упоминаются клети, конюшни, хлевы,

пашни, луга, орудия труда земледельца и охотника, скотный двор т.д. Управлял

вотчиной огнищанин (княжеский дворецкий). Княжий подъездной занимался сбором

налогов. Работой крестьян руководили ратайные (пашенные) и сельские старосты.

В вотчине, организованной по принципу самообеспеченности, применялся труд

ремесленников. Есть упоминание и о торге (рынке), и о купеческой торговле.

***

В IХ-ХII вв. сложилось Древнерусское государство - Киевская Русь как

государство исторически переходного типа, как основной институт политической

системы классового общества, охраняющий его экономические и социальные

структуры. Основными признаками этого процесса стали: наличие особой системы

органов и учреждений, осуществлявших функции государственной власти; наличие

права, закрепляющего определенную систему норм, санкционированных

государством; наличие определенной территории, на которую распространялась

юрисдикция данного государства.

Центральную власть представлял князь, именуемый в XI в. великим князем.

Главной военной и фискальной силой государства была дружина, обладавшая

внутрисословной демократией. Из дружинного сословия формировалась

государственная администрация. Старшая дружина составляла знатную боярскую

верхушку, ближайшее окружение князя, княжескую думу. Из их же числа

назначались воеводы, посадские, тысяцкие. Основой будущего сословия служилых

людей стали представители младшей дружины. Из их состава выдвигались тиуны

(управляющие княжеских вотчин), данники и мытники и другие низшие должностные

лица. Таким образом, Древнерусское государство стремилось обеспечить свои

важнейшие функции как внешней безопасности, так и внутренней стабильности и

общественного порядка, а также фискальные и другие функции.

Древнерусское государство включало огромную по тому времени территорию,

превышавшую 1 млн. кв. км с населением более 4,5 млн. человек, и оказывало

значительное влияние на судьбы мирового исторического процесса. Древняя Русь

стала колыбелью трех Лунных славянских народов - русского, украинского и

белорусского. Будучи полиэтническим государством, Киевская Русь стала

примером равноправия всех народов, о чем говорил в своем "Слове о законе и

благодати" русский митрополит Илларион (XI в.).

Вопросы для самоконтроля:

1. Как осуществлялось становление государственности в Древней Руси?

2. Охарактеризуйте механизм государственного управления Киевской Руси,

менялся ли он за время ее существования?

3. Какова ваша оценка норманнской теории?

4. Каков вклад великих князей в становление государственности Руси?

5. Расскажите о содержании и значении Русской Правды.

6. Как оформлялась налоговая система в Древней Руси?

ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ

УПРАВЛЕНИЕ НА РУСИ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ.

1. Государственное устройство руси в домонгольский период.

Со второй трети XII в. На Руси начался период феодальной раздробленности,

через который прошли все феодальные страны Европы и Азии. Это был

закономерный этап в поступательном развитии феодального производства,

обусловленный завершением генезиса феодальных отношений и вступлением в

феодализм в свою зрелую стадию, которая характеризуется завершением

складывания и развития всех его экономических и социально-политических

институтов.

Феодальная раздробленность, как новая форма государственно-политической

организации, сменившая раннефеодальную Киевскую монархию соответствовала

новому феодальному обществу, как комплексу сравнительно небольших феодальных

мирков. Натурально-хозяйственная основа русских земель определяла их

экономическую самостоятельность и государственно-политический сепаратизм в

рамках местных земельных союзов - княжеств и феодальных республик, которые не

случайно сложились в рамках бывших племенных союзов. Их этническая и

областная устойчивость к тому же поддерживалась природными рубежами и

местными культурными традициями.

В результате развития производительных сил и общественного разделения труда

старые племенные центры и новые города превратились в экономические и

политические центры, прилегающих к ним сельских округов. С захватом князьями

и боярами общинных земель и вовлечением крестьян в систему феодальной

зависимости сложилось и окрепло феодально-крепостническое хозяйство. Старая

родоплеменная знать, оттесненная некогда в тень киевской военнослужилой

знатью, превратилась в земских бояр и образовала вместе с другими категориями

светских и духовных феодалов корпорации местных земельных собственников.

Опираясь на собственные вооруженные силы и дружину своего князя, местные

феодалы уже могли сами подавлять сопротивление закрепощаемых и лишаемых земли

крестьян, не нуждаясь в помощи далекого Киева.

В пределах небольших княжеств-государств феодалы могли более эффективно

защищать свои территориально-корпоративные интересы, с которыми мало

считались в Киеве, где рассматривали подчиненные ему города и области только

как источник поступления дани и как столы-кормления. (Кормление - система

содержания должностных лиц за счет местного населения). Превращение столов-

кормлений в наследственные в одном из княжеских родов государства-княжения

сопровождалось развитием новых форм поземельных и политических отношений

между феодалами, оформившихся в сложную систему вассалитета и сюзеренитета.

(Вассал - землевладелец феодал, зависимый от более крупного феодала.

Сюзеренитет - господство сюзерена над вассалом).

Феодальная раздробленность более эффективно и гибко защищала интересы

феодалов, разделенных территориально и политическими границами государств-

княжеств.

Вместе с тем утрата государственного единства Руси, сопровождавшегося началом

затяжных княжеских усобиц ослабляла и разъединяла ее силы перед лицом

возраставшей угрозы и на земной агрессии.

Политический строй и управление в домонгольский период. Политический строй

русских земель и княжеств имел свои, местные особенности, обусловленные

различиями в уровне темпах развития производительных сил, феодальной

земельной собственности, зрелости феодальных производственных отношений. В

одних землях княжеская власть смогла подчинить себе местную знать и

укрепиться. В Новгородской земле, наоборот, утвердилась феодальная

республика, в которой княжеская власть утратила рол главы государства и стала

играть подчиненную, преимущественно военно-служебную роль.

С торжеством феодальной раздробленности общерусское значение власти киевских

великих князей постепенно свелось до номинального "старейшинства" среди

других князей. Связанные друг другом сложной системой сюзеренитета и

вассалитета правители феодальная знать княжеств при всей своей местной

самостоятельности были вынуждены признавать старейшинство сильнейшего из

своей среды (великого князя), объединявшего их усилия для разрешения

вопросов, которые не могли быть решены силами одного княжеств; или же

затрагивали интересы ряда княжеств.

До середины XII в. таким главой феодальной иерархии в масштабе всей Руси был

киевский князь. Со второй половины XII в. его роль перешла к местным великим

князьям, которые в глазах современников были ответственны за исторические

судьбы Руси.

В конце XII - начале XIII вв. на Руси определились три основных политических

центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь в

соседних с ними землях и княжествах:

· для Северо-Восточной и Западной (и в немалой степени для Северо-

Западной и Южной) Руси - Владимиро-Суздальское княжество;

· для Южной и Юго-Западной Руси - Галицко-Волынское княжество;

· для Северо-Западной Руси - Новгородская феодальная республика.

В условиях феодальной раздробленности резко возросла роль общерусских и

земельных съездов (снемов) князей и их вассалов, на которых рассматривались

вопросы междукняжеских отношений и заключались соответствующие договоры,

обсуждались вопросы организации борьбы с половцами и другие совместные

действия. Но попытки князей созывом таких съездов сгладить наиболее

отрицательные последствия подчинения киевскому князю, связать свои местные

интересы и встававшие перед ними проблемы общерусского (или общеземельного)

масштаба в конечном счете терпели неудачу из-за непрекращавшихся между ними

усобиц.

Статус княжеской власти. Князья обладали всеми правами суверенных государей.

Небольшие размеры княжеств позволяли им лично вникать во все дела по

управлению, вершить суд на своем дворе или во время объездов своих владений.

Наряду с продолжавшими действовать нормами

Русской Правды в землях и княжествах начинают складываться свои правовые

нормы, находившие отражение в между княжеских договорах и торговых договорах

русских городов с зарубежными городами. В сборниках церковного права

содержались нормы, касающиеся семейно-брачных и других сторон жизни

феодального общества, отнесенных к юрисдикции церковного суда. В составе

княжеской и вотчинной администрации, составлявшей в совокупности аппарат

управления в княжествах, фигурируют военные, административные, финансовые,

судебные, хозяйственные и другие кадры (воеводы, наместники, посадники,

волостели, тысяцкие, дворские казначеи, печатники, конюшие, вирники, тиуны и

др.).

Материальное обеспечение их осуществлялось передачей им части доходов от

управления ("кормления") или же пожалованием земель в вотчину.

Одной из важнейших обязанностей вассалов было оказание своему сюзерену помощи

советом, обязанность думать вместе с ним "о строе земельном и о ратех". Этот

совещательный орган при князе (боярская дума) не имел юридически оформленного

статуса, созыв его и состав думцев также как и круг вопросов, ставившихся на

обсуждение зависели от князя. Рекомендации думцев для князя считались

необязательными, но лишь немногие князья решались их игнорировать или

поступить вопреки совету своих могущественных вассалов. При слабых князьях

власть фактически сосредоточивалась в руках бояр-думцев.

Помимо бояр и лиц из дворцового управления в княжеской думе принимали участие

представители высшего духовенства. С ростом церковного землевладения

духовенство превращалось в могущественную сословную корпорацию феодалов-

землевладельцев. Опираясь на свой духовный авторитет возраставшее

экономическое могущество и преимущество, которое давало сохранение в условиях

раздробленной Руси сословного и организационного единства церковь начинает

претендовать на роль верховного арбитра в междукняжеских отношениях, активно

вмешивать в политическую борьбу и княжеские усобицы.

Владимиро-Суздальское княжество. До середины XIв. Ростово-Суздальской землей

управляли посадники, назначаемые Киевским князем. В XII-XIII вв. она

переживала экономический и политический подъем, выдвинувший ее в ряд

сильнейших на Руси княжеств. В ускорении хозяйственного развития и

политическом возвышении этого лесного края имел быстрый прирост его населения

за счет жителей южно-русских земель, бежавших сюда из-за половецких набегов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты