Шпоры по ТГИП

поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем

прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека

(например, семейные, профессиональные, военные, национальные и другие

традиции). 6. Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность

социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении

обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Деление социальных норм

проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и

по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические,

трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие. Все социальные

нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого

общежития. Технические нормы – это правила наиболее целесообразного

обращения людей с предметами природы, орудиями труда, различными

техническими средствами. Назначение технических норм в правильном

использовании сил природы, техники наиболее экономичным и экологически

безвредным способом. К техническим нормам относятся правила выполнения

строительных работ, инструкции по эксплуатации машин и механизмов, нормы

расхода сырья, топлива , электроэнергии. Технические нормы имеют социальный

характер. Но в отличие от социальных норм, которые регулируют отношения

непосредственно между людьми (человек – человек), технические нормы

регулируют поведение людей в связи с использованием техники (человек –

техника – человек). Экономическая теория доказала, что отношения,

возникающие в процессе производства, всегда выступают в конечном как

социальные отношения. Специфика технических норм выражается в том, что они

выступают в качестве социальных норм с техническим содержанием. Содержание

технических норм обусловлено объективными закономерностями развития

природы, законами естествознания. Поэтому многие технические нормы являются

требованиями объективной необходимости. В их содержании непосредственно не

проявляется политический характер . Политическую направленность они могут

приобретать в процессе реализации, использования. Технические нормы – это

не какой-то особый вид норм, а совокупность различных видов социальных норм

с техническим содержанием. Эти нормы могут приобретать разные формы:

правовую, моральную, форму обычаев и другие. Примером технических норм,

вырабатываемых общественными организациями, могут служить нормы,

устанавливающие размеры спортивных снарядов, правила соревнований и т. д. К

техническим нормам, принявшим форму обычаев, можно отнести правила

выполнения команды “на караул” с оружием, правила развода караулов в

вооруженных силах. Наиболее важные для общества технические нормы

облегаются в правовую форму. Закрепление технических правил в правовых

нормах придает им юридическое значение. В силу этого они становятся не

только целесообразными, но и обязательными правилами, которые охраняются

гос-вом от нарушений. Не соблюдение этих норм влечет за собой юридическую

отв-ть. Так, уголовное зак-во многих стран предусматривает отв-ть за

нарушение давил вождения и эксплуатации транспорта, за нарушение правил

безопасности при производстве строительных работ и т.д.

30) Систематизация зак-ва и ее основные виды Нормативные акты принимаются

различными органами в различное время, в различных пространственных

пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу

действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой

находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут

упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы

они были приведены в соответствующую систему. Отсюда, систематизация - это

упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она

необходима для обеспечения доступности зак-ва, удобства пользования им,

устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических

конфликтов, ликвидации пробелов. Выделяют такие виды систематизации, как:

1) инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов

без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое

самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации:

хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной

тематике) и др. Инкорпорация – самый простой вид систематизации.

Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно

отнести Собрание зак-ва Российской Федерации, ко второй — сборники

нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для

просвещения населения и т.п. На неофициальные инкорпоративные материалы

нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде;

2) консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов

без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое

самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются

по признаку их относи-мости к одному виду деятельности (охрана природы,

образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она

является «компромиссной» систематизацией, сочетающей в себе черты

инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как

промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации; 3)

кодификация - форма систематизации путем объединения нормативных актов в

единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе

кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в

нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их

согласованность, логичность

31) Итак, нормативно-правовой акт – это официальный акт правотворчества, в

котором содержаться нормы права. По юр-й силе все нормативно-правовые акты

подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-

правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации.

Она определяет их место и значимость в общей системе гос-го нормативного

регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты

вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юр-й силой, чем

акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во

исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими

органами. Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию.

Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно

объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы

однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли

права (например, трудовое, семейное, уголовное зак-во). Но наряду с

отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный

характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих

определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное,

морское зак-во – примеры комплексных нормативно-правовых актов. По объему в

характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются: - на акты

общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида

на данной территории; – на акты ограниченного действия – распространяются

только на часть территории или на строго определенный контингент лиц,

находящихся на данной территории; – на акты исключительного (чрезвычайного)

действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении

исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий,

стихийных бедствий). По основным субъектам гос-го правотворчества

нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти

(законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной

власти (юрисдикционные акты общего характера). Действие нормативных актов

по времени Установление пределов действия нормативно-правовых актов

необходимо для правильной реализации норм права. Ведь любой нормативный акт

издается для того, чтобы в установленный промежуток времен на определенной

территории регулировать поведение определенного круга людей. Особо важное

значение, как отмечалось ранее, этот вопрос имеет для правоохранительной

деятельности компетентных органов. Действие во времени. Нормативно-правовые

акты начинают действовать с момента вступления их в силу. Во многих странах

действуют определенные правила вступления в силу нормативных актов. 1.Акт

вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом. 2.Акт

начинает действовать по истечении определенного срока после его

опубликования. Так, в России законодательные акты вступают в силу на всей

ее территории через 10 дней с момента их опубликования в официальном

издании законодательной власти. 3.Нормативно-правовой акт вступает в силу

со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в

действие. Установление точного срока вступления, в силу нормативных актов

важно потому, что именно с этого момента их предписания подлежат

исполнению. Новый нормативно-правовой акт распространяет свое действие

только на те отношения, которые имеют место после его вступления в силу.

Обратной силы он не имеет. Данный принцип означает, что предписания

нормативного акта не распространяются на те отношения, которые возникли и

существовали до его издания. Такое положение является надежной гарантией

обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка.

Исключения из указанного принципа допускаются только в двух случаях: 1.

если самим нормативно-правовым актом устанавливается его обратная сила; 2.

если уголовные законы или акты административного зак-ва смягчают наказание

или вообще устраняют накзуемость деяния. Нормативно-правовые акты

утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях: 1.по

истечении срока действия акта, когда такой срок был специально установлен;

2.в связи с изданием нового нормативного акта, заменившего ранее

действующий; 3.на основании прямого указания конкретного органа об отмене

данного нормативного акта. 28.Действие нормативных актов в пространстве

Действие в пространстве. Пределы действия нормативно-правового акта в

пространстве определяются территорией, на которую распространяются его

предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и

воздушное пространства в пределах гос-ой границы, территория посольств за

рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных территориальных

водах, невоенные суда в открытом море, кабины летательных и космических

аппаратов в атмосфере. Действие нормативных актов распространяется, как

правило, на территорию, которая подведомственна органу, их издавшему. Так,

нормативные акты членов федеративного гос-ва действуют лишь на их

территории; акты местных органов гос-ва – на территории района, префектуры,

города, земли и т.п. При федеративном гос-ом устройстве в отдельных случаях

допускается возможность действия некоторых правовых норм одного гос-ва на

территории другого гос-ва (например, при разрешении имущественных споров,

вопросов о наследстве). 29.Действие нормативных актов по кругу лиц Действие

по кругу лиц. Существует правило, согласно которому действие нормативно-

правовых актов распространяется на всех лиц, проживающих на данной

территории. Законы и другие нормативные акты на территории гос-ва действуют

применительно ко всем гражданам, гос-венным и общественным организациям. Их

действие распространяется также не иностранных граждан и лиц без

гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным зак-вом

права и свободы. Они могут обращаться в суд в другие органы гос-ва для

защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.

Иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории

определенного гос-ва, должны уважать его конституцию и соблюдать законы.

Однако имеются исключения из общего правила, когда действия нормативно-

правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории. Так,

иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на

территории другого гос-ва, не могут быть привлечены к уголовной

ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица

совершают правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается

дипломатическим путем. Некоторые национальные нормативно-правовые акты

вообще не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства

(например, акты о выборах в органы гос-ва, о воинской службе). Нормативные

акты могут распространять действие не на всех граждан и должностных лиц

данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих,

учителей, лиц сельской местности и других). В таких случаях в правовых

актах точно определяется круг лиц, подпадающих под их действие.

32)Способы изложения норм права в юридических актах Элементы правовой нормы

могут располагаться в различных статьях одного и тогоже нпа. И иногда и в

статьях различных нпа. Это обусловлено тем, что нормы имеют неодинаковые

формы, способы своего выражения, но при этом сохраняют логическую

структуру. Статья нпа – это форма выражения, способ изложения правовой

нормы. Различают три варианта изложения правовых норм: 1-й представляет

собой изложение нормы права в одной статье, 2-й состоит в изложении

нескольких норм права в одной статье,3-й заключается в описании нормы права

в нескольких статьях НА. По первому варианту изложены нормы Конст РФ о

правах и свободах граждан. Второй широко используется в гражданском праве.

По третьему изложено большинство уголовно-правовых норм, гипотезы которых

находятся в Общей части УК, а диспозиции и санкции – в ст. Особ. ч. По

характеру изложения правовых норм в статьях принято различать прямой,

отсылочный и бланкетный способы. – Прямой, когда в статье все три элемента

(г, д и с). Тут логическая структура нормы совпадает со структурой статьи

нпа. Такой способ наиболее приемлем для правоприменительных органов и

граждан, т.к. дает исчерпывающую характеристику. Отсылочный способ –

содержатся не все элементы, и содержится отсылка к другим раодственным

статьям или частям статьи того-же нормативного акта (УК). Бланкетный

способ изложения – неполное изложение правовой информации в статье закона,

которое требует привлечения других нормативных актов.(при этом

устанавливается только ответственность за нарушение определенных правил, но

самих правил в ней нет и отсылки прямой тоже нет, напр нарушение правил

вождения наказывается… (УК)). По характеру нормативного обобщения различают

абстрактный и казуистический способы изложения нормативного материала.

Абстрактный способ представляет собой изложение правовых предписаний в

обобщенном виде, что позволяет применять нормы права к большему количеству

сходных случаев. (широко используется законодателем) Казуистический способ

заключается в изложении правовых предписаний путем указания индивидуальных

признаков(казусов), что предполагает применение нормы в конкретных случаях.

Вывод – норма права не тождественна статье закона. Норма права – это

логически завершенное правило поведения, а статья закона – это форма его

изложения. В статье закона может содержаться часть нормы или даже часть ее

элемента. Норма права поэтому может излагаться в ряде статей одного или

нескольких НПА.

33) Применение права как особая форма реализации права. Реализация права в

большинстве случаев происходит без участия гос-ва, его органов. Граждане и

организации добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в

правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права,

исполняют обязанности и соблюдают установленные законом запреты. Вместе с

тем в некоторых типичных ситуациях возникает необходимость гос-го

вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной. Во-

первых, в механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано

участие гос-ва. Это, прежде всего, нормы, в соответствии с которыми

осуществляется гос-венное распределение имущественных благ. Например,

реализация права на пенсию включает в качестве необходимого элемента

постановление комиссии органа социального обеспечения о назначении пенсии

отдельному гражданину. Выделение жилья из муниципального или гос-го жилого

фонда требует индивидуального властного решения соответствующего гос-го

органа или органа местного самоуправления. В том же порядке, т.е. путем

принятия индивидуальных властных решений, гражданам и организациям

выделяются земельные участки, находящиеся в собственности гос-ва. Во-

вторых, взаимосвязи между гос-венными органами и должностными лицами внутри

гос-го аппарата имеют в большинстве своем характер власти и подчинения.

Данные правовые отношения включают в качестве необходимого элемента

властные решения, т.е. акты применения права (например, указ Президента

России о снятии с должности министра). В-третьих, право применяется в

случаях возникновения спора о праве. Если стороны сами не могут прийти к

соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обращаются для разрешения

конфликта в компетентный гос-венный орган (так, хозяйственные споры между

организациями рассматривают арбитражные суды). В-четвертых, применение

права необходимо для определения меры юр-й ответственности за совершенное

правонарушение, а также для применения принудительных мер воспитательного,

медицинского характера и др. Таким образом, применение права — это властная

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты