поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем
прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека
(например, семейные, профессиональные, военные, национальные и другие
традиции). 6. Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность
социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении
обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Деление социальных норм
проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и
по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические,
трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие. Все социальные
нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого
общежития. Технические нормы – это правила наиболее целесообразного
обращения людей с предметами природы, орудиями труда, различными
техническими средствами. Назначение технических норм в правильном
использовании сил природы, техники наиболее экономичным и экологически
безвредным способом. К техническим нормам относятся правила выполнения
строительных работ, инструкции по эксплуатации машин и механизмов, нормы
расхода сырья, топлива , электроэнергии. Технические нормы имеют социальный
характер. Но в отличие от социальных норм, которые регулируют отношения
непосредственно между людьми (человек – человек), технические нормы
регулируют поведение людей в связи с использованием техники (человек –
техника – человек). Экономическая теория доказала, что отношения,
возникающие в процессе производства, всегда выступают в конечном как
социальные отношения. Специфика технических норм выражается в том, что они
выступают в качестве социальных норм с техническим содержанием. Содержание
технических норм обусловлено объективными закономерностями развития
природы, законами естествознания. Поэтому многие технические нормы являются
требованиями объективной необходимости. В их содержании непосредственно не
проявляется политический характер . Политическую направленность они могут
приобретать в процессе реализации, использования. Технические нормы – это
не какой-то особый вид норм, а совокупность различных видов социальных норм
с техническим содержанием. Эти нормы могут приобретать разные формы:
правовую, моральную, форму обычаев и другие. Примером технических норм,
вырабатываемых общественными организациями, могут служить нормы,
устанавливающие размеры спортивных снарядов, правила соревнований и т. д. К
техническим нормам, принявшим форму обычаев, можно отнести правила
выполнения команды “на караул” с оружием, правила развода караулов в
вооруженных силах. Наиболее важные для общества технические нормы
облегаются в правовую форму. Закрепление технических правил в правовых
нормах придает им юридическое значение. В силу этого они становятся не
только целесообразными, но и обязательными правилами, которые охраняются
гос-вом от нарушений. Не соблюдение этих норм влечет за собой юридическую
отв-ть. Так, уголовное зак-во многих стран предусматривает отв-ть за
нарушение давил вождения и эксплуатации транспорта, за нарушение правил
безопасности при производстве строительных работ и т.д.
30) Систематизация зак-ва и ее основные виды Нормативные акты принимаются
различными органами в различное время, в различных пространственных
пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу
действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой
находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут
упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы
они были приведены в соответствующую систему. Отсюда, систематизация - это
упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она
необходима для обеспечения доступности зак-ва, удобства пользования им,
устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических
конфликтов, ликвидации пробелов. Выделяют такие виды систематизации, как:
1) инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов
без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое
самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации:
хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной
тематике) и др. Инкорпорация – самый простой вид систематизации.
Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно
отнести Собрание зак-ва Российской Федерации, ко второй — сборники
нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для
просвещения населения и т.п. На неофициальные инкорпоративные материалы
нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде;
2) консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов
без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое
самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются
по признаку их относи-мости к одному виду деятельности (охрана природы,
образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она
является «компромиссной» систематизацией, сочетающей в себе черты
инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как
промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации; 3)
кодификация - форма систематизации путем объединения нормативных актов в
единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе
кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в
нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их
согласованность, логичность
31) Итак, нормативно-правовой акт – это официальный акт правотворчества, в
котором содержаться нормы права. По юр-й силе все нормативно-правовые акты
подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-
правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации.
Она определяет их место и значимость в общей системе гос-го нормативного
регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты
вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юр-й силой, чем
акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во
исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими
органами. Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию.
Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно
объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы
однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли
права (например, трудовое, семейное, уголовное зак-во). Но наряду с
отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный
характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих
определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное,
морское зак-во – примеры комплексных нормативно-правовых актов. По объему в
характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются: - на акты
общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида
на данной территории; – на акты ограниченного действия – распространяются
только на часть территории или на строго определенный контингент лиц,
находящихся на данной территории; – на акты исключительного (чрезвычайного)
действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении
исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий,
стихийных бедствий). По основным субъектам гос-го правотворчества
нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти
(законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной
власти (юрисдикционные акты общего характера). Действие нормативных актов
по времени Установление пределов действия нормативно-правовых актов
необходимо для правильной реализации норм права. Ведь любой нормативный акт
издается для того, чтобы в установленный промежуток времен на определенной
территории регулировать поведение определенного круга людей. Особо важное
значение, как отмечалось ранее, этот вопрос имеет для правоохранительной
деятельности компетентных органов. Действие во времени. Нормативно-правовые
акты начинают действовать с момента вступления их в силу. Во многих странах
действуют определенные правила вступления в силу нормативных актов. 1.Акт
вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом. 2.Акт
начинает действовать по истечении определенного срока после его
опубликования. Так, в России законодательные акты вступают в силу на всей
ее территории через 10 дней с момента их опубликования в официальном
издании законодательной власти. 3.Нормативно-правовой акт вступает в силу
со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в
действие. Установление точного срока вступления, в силу нормативных актов
важно потому, что именно с этого момента их предписания подлежат
исполнению. Новый нормативно-правовой акт распространяет свое действие
только на те отношения, которые имеют место после его вступления в силу.
Обратной силы он не имеет. Данный принцип означает, что предписания
нормативного акта не распространяются на те отношения, которые возникли и
существовали до его издания. Такое положение является надежной гарантией
обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка.
Исключения из указанного принципа допускаются только в двух случаях: 1.
если самим нормативно-правовым актом устанавливается его обратная сила; 2.
если уголовные законы или акты административного зак-ва смягчают наказание
или вообще устраняют накзуемость деяния. Нормативно-правовые акты
утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях: 1.по
истечении срока действия акта, когда такой срок был специально установлен;
2.в связи с изданием нового нормативного акта, заменившего ранее
действующий; 3.на основании прямого указания конкретного органа об отмене
данного нормативного акта. 28.Действие нормативных актов в пространстве
Действие в пространстве. Пределы действия нормативно-правового акта в
пространстве определяются территорией, на которую распространяются его
предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и
воздушное пространства в пределах гос-ой границы, территория посольств за
рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных территориальных
водах, невоенные суда в открытом море, кабины летательных и космических
аппаратов в атмосфере. Действие нормативных актов распространяется, как
правило, на территорию, которая подведомственна органу, их издавшему. Так,
нормативные акты членов федеративного гос-ва действуют лишь на их
территории; акты местных органов гос-ва – на территории района, префектуры,
города, земли и т.п. При федеративном гос-ом устройстве в отдельных случаях
допускается возможность действия некоторых правовых норм одного гос-ва на
территории другого гос-ва (например, при разрешении имущественных споров,
вопросов о наследстве). 29.Действие нормативных актов по кругу лиц Действие
по кругу лиц. Существует правило, согласно которому действие нормативно-
правовых актов распространяется на всех лиц, проживающих на данной
территории. Законы и другие нормативные акты на территории гос-ва действуют
применительно ко всем гражданам, гос-венным и общественным организациям. Их
действие распространяется также не иностранных граждан и лиц без
гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным зак-вом
права и свободы. Они могут обращаться в суд в другие органы гос-ва для
защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.
Иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории
определенного гос-ва, должны уважать его конституцию и соблюдать законы.
Однако имеются исключения из общего правила, когда действия нормативно-
правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории. Так,
иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на
территории другого гос-ва, не могут быть привлечены к уголовной
ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица
совершают правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается
дипломатическим путем. Некоторые национальные нормативно-правовые акты
вообще не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства
(например, акты о выборах в органы гос-ва, о воинской службе). Нормативные
акты могут распространять действие не на всех граждан и должностных лиц
данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих,
учителей, лиц сельской местности и других). В таких случаях в правовых
актах точно определяется круг лиц, подпадающих под их действие.
32)Способы изложения норм права в юридических актах Элементы правовой нормы
могут располагаться в различных статьях одного и тогоже нпа. И иногда и в
статьях различных нпа. Это обусловлено тем, что нормы имеют неодинаковые
формы, способы своего выражения, но при этом сохраняют логическую
структуру. Статья нпа – это форма выражения, способ изложения правовой
нормы. Различают три варианта изложения правовых норм: 1-й представляет
собой изложение нормы права в одной статье, 2-й состоит в изложении
нескольких норм права в одной статье,3-й заключается в описании нормы права
в нескольких статьях НА. По первому варианту изложены нормы Конст РФ о
правах и свободах граждан. Второй широко используется в гражданском праве.
По третьему изложено большинство уголовно-правовых норм, гипотезы которых
находятся в Общей части УК, а диспозиции и санкции – в ст. Особ. ч. По
характеру изложения правовых норм в статьях принято различать прямой,
отсылочный и бланкетный способы. – Прямой, когда в статье все три элемента
(г, д и с). Тут логическая структура нормы совпадает со структурой статьи
нпа. Такой способ наиболее приемлем для правоприменительных органов и
граждан, т.к. дает исчерпывающую характеристику. Отсылочный способ –
содержатся не все элементы, и содержится отсылка к другим раодственным
статьям или частям статьи того-же нормативного акта (УК). Бланкетный
способ изложения – неполное изложение правовой информации в статье закона,
которое требует привлечения других нормативных актов.(при этом
устанавливается только ответственность за нарушение определенных правил, но
самих правил в ней нет и отсылки прямой тоже нет, напр нарушение правил
вождения наказывается… (УК)). По характеру нормативного обобщения различают
абстрактный и казуистический способы изложения нормативного материала.
Абстрактный способ представляет собой изложение правовых предписаний в
обобщенном виде, что позволяет применять нормы права к большему количеству
сходных случаев. (широко используется законодателем) Казуистический способ
заключается в изложении правовых предписаний путем указания индивидуальных
признаков(казусов), что предполагает применение нормы в конкретных случаях.
Вывод – норма права не тождественна статье закона. Норма права – это
логически завершенное правило поведения, а статья закона – это форма его
изложения. В статье закона может содержаться часть нормы или даже часть ее
элемента. Норма права поэтому может излагаться в ряде статей одного или
нескольких НПА.
33) Применение права как особая форма реализации права. Реализация права в
большинстве случаев происходит без участия гос-ва, его органов. Граждане и
организации добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в
правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права,
исполняют обязанности и соблюдают установленные законом запреты. Вместе с
тем в некоторых типичных ситуациях возникает необходимость гос-го
вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной. Во-
первых, в механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано
участие гос-ва. Это, прежде всего, нормы, в соответствии с которыми
осуществляется гос-венное распределение имущественных благ. Например,
реализация права на пенсию включает в качестве необходимого элемента
постановление комиссии органа социального обеспечения о назначении пенсии
отдельному гражданину. Выделение жилья из муниципального или гос-го жилого
фонда требует индивидуального властного решения соответствующего гос-го
органа или органа местного самоуправления. В том же порядке, т.е. путем
принятия индивидуальных властных решений, гражданам и организациям
выделяются земельные участки, находящиеся в собственности гос-ва. Во-
вторых, взаимосвязи между гос-венными органами и должностными лицами внутри
гос-го аппарата имеют в большинстве своем характер власти и подчинения.
Данные правовые отношения включают в качестве необходимого элемента
властные решения, т.е. акты применения права (например, указ Президента
России о снятии с должности министра). В-третьих, право применяется в
случаях возникновения спора о праве. Если стороны сами не могут прийти к
соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обращаются для разрешения
конфликта в компетентный гос-венный орган (так, хозяйственные споры между
организациями рассматривают арбитражные суды). В-четвертых, применение
права необходимо для определения меры юр-й ответственности за совершенное
правонарушение, а также для применения принудительных мер воспитательного,
медицинского характера и др. Таким образом, применение права — это властная
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14