приемы и методы политического властвования, но и приемы и методы
деятельности негос-ых полит-х организаций (полит-х партий, союзов, клубов и
т.п.). Гос-венные политические режимы могут быть демократическими и
антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими).
Демократия - это народовластие, оно является ядром демократического гос-го
режима. Для демократического политического режима характерны следующие
признаки: 1.Предоставление широкой свободы личности, предприятиям и
организациям в сфере экономической деятельности, которая при
демократическом политическом режиме составляет основу материального
благосостояния граждан. 2.Признание равноправия граждан. 3.Реальная
гарантированность прав и свобод личности и реальная возможность реализовать
данные права и свободы. 4.Возможность реального участия граждан в
формировании властных гос-ых органов и в осуществлении гос-ой власти при
помощи избирательной системы и местного самоуправления, возможность
контроля за деятельностью гос-ых органов посредством активного участия в
общественно-полит-х организациях. 5.Наличие эффективной и квалифицированной
судебной защиты прав и свобод личности от произвола и беззакония со стороны
кого бы то ни было. 6.Реальное разделение властей на законодательную,
исполнительную и судебную. 7.Учет при осуществлении гос-ой политики
интересов как большинства, так и меньшинства всего населения, а также
интересов социальных слоев, социальных групп и национальных групп.
8.Наличие легальной оппозиции существующей гос-ой власти. 9.Плюрализм полит-
х течений и идеологий, не противоречащих конст-ым положениям,
демократическому законодательству, общечеловеческим нормам морали.
10.Нацеленность зак-ва и гос-ой политики на удовлетворение объективных
потребностей личности и общества в целом. 11.Признание и осуществление на
практике конституционности и законности. Демократические режимы в различных
странах имеют свои разновидности, которые зависят от особенностей
политической системы, от расстановки полит-х сил в обществе и в гос-ом
механизме и т.д. Для антидемократических режимов характерны следующие
признаки: 1.Ущемление прав и свобод личности, восприпятствование со стороны
властных структур ее свободному развитию. 2.Огос-вление всех общественных
организаций. 3.Фактическая ликвидация субъективных прав и свобод личности,
несмотря на их закрепление в конст-ии. 4.Примат гос-ва над правом, что
является следствием произвола со стороны гос-ых органов, а также следствием
нарушения законности и следствием ликвидации правовых начал в общественной
жизни. 5.Всеобъемлющая милитаризация общественной жизни и наличие военно-
бюрократического аппарата, подчиняющего все другие сферы общественной
жизни. 6.Отсутствие легальной оппозиции существующей власти. 7.Ликвидация
парламентаризма или превращение представительных учреждений в придаток
власти одного человека или узкой социальной группы. 8.Фактическая
ликвидация полит-х партий и общественных организаций, кроме правящей
политической партии. 9.Концентрация власти в руках главы гос-ва или
правительства. 10.Отказ от принципов конституционности и законности.
11.Широкое применение полит-х репрессий.
12) Функции гос-ва В основных функциях проявляется сущность и социальное
назначение гос-ва. Признаки функции гос-ва: 1- Содержание каждой ф-ии гос-
ва склад-ся из совокупности однородных аспектов гос. деятельности. 2- В
отличие от ф-ий гос. органов, спец-но предназн-х для определ-ой
деятельности, ф-ии гос-ва охватывают его деятельность в целом. 3) Ф-ии
носят комплексный собирательный хар-р. 4) Ф-ии гос-ва необходимо отличать
от видов гос деятельности, которые могут осуществоятся либо специально
уполномочеными на то органами, либо структурными подразделениями различных
органов гос-ва. Например- расседование уголовн дел. 5) Ф-ии гос. нельзя
отождествлять с формами и методами их реализации, запрещается забывать
любомого человека. Под основными функциями принято понимать главные
направления деятельности гос-ва в процессе достижения стоящих перед ним
целей и задач. Функции гос-ва принято делить на две основные группы -
внутренние функции и внешние. Внутренние функции дают возможность понять,
какую роль играет гос-во в политической системе данного общества. Так,
например, важнейшими внутренними функциями большинства демократических гос-
в является функция защиты прав человека и гражданина и функция защиты
частной собственности. Внешние функции отражают роль гос-ва во
взаимоотношениях с другими гос-вами и международными организациями. Внешние
функции гос-ва тесно связаны с внешними, так как внешняя политика является
продолжением внутренней политики и обе они обусловлены экономическими
условиями существования гос-ва. Помимо функций гос-ва в целом, принято
выделять и функции его отдельных органов. Без деятельности гос-ых органов
было бы невозможно говорить о воплощении в жизнь основных направлений
деятельности гос-ва в целом. Функция гос-го органа представляет собой
определенную сферу деятельности данного гос-го органа, в пределах которой
он выполняет поставленные перед ним гос-венные задачи. Функция гос-ва
обычно реализуется в определенных правовых формах. К таким формам
относятся: правотворческая, оперативно-исполнительная и правоохранительная.
Отсюда следует, что гос-во осуществляет все свои функции путем издания
законов и других нормативных актов, оперативной и распорядительной
деятельности, отправления правосудия и правоохранительной деятельности,
надзора и контроля за исполнением правовых предписаний. В процессе
реализации функций гос-ва применяются два основных метода - убеждение и
принуждение. В процессе исторического развития гос-ва в мире менялись и
функции основных исторических типов гос-в. Рабовладельческое гос-во. Война
становится одним из средств обогащения и усиливает военную верхушку
племени. Удерживание рабов и несвободных общинников становится
настоятельной необходимостью. Основными внутренними функциями
рабовладельческого гос-ва были:
- Охрана рабовладельческой собственности и ее развитие. - Подавление
сопротивления рабов и других неимущих слоев населения. - Организация
общественных работ. К внешним функциям рабовладельческого гос-ва
относились: - Завоевание народов других стран с целью порабощения и
ограбления. В результате таких войн порабощалось население целых стран: они
или становились зависимыми территориями, или исчезали с лица Земли. -
Оборона от внешней опасности. - Поддержание дипломатических и торговых
отношений с другими странами. Феодальное гос-во. Феодальное гос-во является
вторым историческим типом гос-ва. Оно представляло собой особую
политическую организацию феодала. Основой производственных отношений
феодального общества была собственность феодала на землю как главное
средство производства в эпоху феодализма. К внутренним функциям феодального
гос-ва относятся следующие: - Охрана и развитие феодального способа
производства и защита его основы - феодальной собственности на землю и
права на использование труда крестьян, зависимых от феодала. - Подавление
сопротивления угнетаемых слоев общества. - Производство общественных работ.
- Идеологическое воздействие на население. Внешние функции: - Осуществление
агрессивных войн с целью захвата чужих территорий и ограбления народа
других стран. - Оборона от нападения извне. - Осуществление дипломатических
и торговых отношений с другими гос-вами. Буржуазное гос-во. С развитием
производственных отношений феодальное гос-во уступило свое место
буржуазному, которое представляло собой политическую организацию буржуазии
и закрепляла власть и интересы собственников на средства производства.
Внутренние функции домонополистического периода развития: - Охрана частной
собственности на средства производства. - Подавление сопротивления неимущих
слоев общества. - Управление делами общества. В настоящее время
индустриально развитые гос-ва располагают более широким спектром основных
функций, нежели гос-ва раннего капитализма: - Охрана частной собственности.
- Управление делами общества. + - Экономическое планирование. -
Экономическое и социальное прогнозирование. - Социальное обеспечение. -
Охрана окружающей Среды и др. Внешние функции буржуазного гос-ва также
различаются на этапах развития. Так, например, для буржуазного гос-ва
домонополистического этапа свойственны функции: - Развязывание войн с целью
захвата территорий и расширения политического и экономического влияния. -
Подавление национально-освободительного движения. - Оборона от нападения
извне. - Осуществление дипломатических и торговых отношений с другими
странами. Из этих функций в наше время ушли в прошлое: - Развязывание войн.
- Подавление национально-освободительных движений. К оставшимся
внешнеполитическим функциям капиталистического гос-ва в наше время
прибавились следующие: - Борьба с международным терроризмом. - Ликвидация
вооруженных конфликтов международного характера. - Ликвидация экологических
катастроф международного характера. - Ликвидация последствий стихийных
бедствий и т.д
13) Классификация функций гос-ва: основные подходы. Научное познание гос-ва
любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его
функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и
ориентиры не только собственно гос-ва как особой организации публичной
власти, но и общества в целом. В связи с тем, что гос-во выполняет
множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их
научная классификация. Рассмотрим некоторые основания (критерии) такой
классификации. Наиболее общими критериями отграничения одной функции от
другой являются: во-первых, особенности объекта гос-го воздействия,
своеобразие тех общественных отношений, на которые гос-во воздействует
в_процессе своей деятельности; во-вторых, обусловленная последними
специфика содержания каждой функции. т.е. более или менее однородных,
близких друг к другу видов гос-ой деятельности. В зависимости от того, в
какой сфере общественной жизни — внутренней или внешней - осуществляются те
или иные функции гос-ва, разрешению каких задач они служат — внутриполит-х
или внешнеполит-х — они подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние
функции гос-ва — это, например, экономическая, экологическая, функция
развития культуры, науки и образования. К внешним функциям относятся:
оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д. Среди
внутренних и внешних функций гос-ва различаются функции основные и
неосновные. Основные функции — это наиболее общие важнейшие направления
деятельности гос-ва по осуществлению коренных стратегических задач и целей,
стоящих перед ним в определенный исторический период. Основным функциям гос-
ва присущ ряд общих черт. Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется
классовая и общечеловеческая сущность гос-ва, его социальное назначение.
Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности гос-ва,
как, с одной стороны, налаживание средств связи, обеспечение ремонта и
строительства дорог, работы транспорта, участие в международных конвенциях
по защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др.. с другой
стороны, экономическая, социальная деятельность гос-ва, осуществляемая им
охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка,
оборона страны и др. 'Во-вторых, в отличие от многочисленных гос-ых
функций, осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого
органами (например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее
образование, финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля и т.д.),
основные функции относятся к деятельности гос-ва в целом, выполняются, хотя
и в разной мере, всеми или многими звеньями гос-го аппарата. В-третьих,
основная функция воплощает сосредоточение усилий гос-ва на одном из
решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности.
Ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством
общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной
жизни. Сообразно с этим основные функции гос-ва охватывают, группируют по
наиболее важным направлениям гос-го воздействия на общественные отношения
множество других его функций, именуемых неосновными функциями. Последние,
будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой
направления деятельности гос-ва по выполнению его задач в конкретной, и в
этом смысле более узкой, сфере общественной жизни. От основных и неосновных
функций гос-ва следует отграничивать функции органов гос-ва, т.е.
реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в
соответствии с их местом и назначением в гос-ом механизме политической
системе общества. По степени действия существуют временные и постоянные
функции. Внутренние ф-ии1. Охранительная функция: Это функция
государственной деятельности проявляется в обеспечении государством
общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан
и организаций, защите конституционного строя и государства от
противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в
обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных
противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп,
слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали
возникновение государства. Эта функция также направлена на охрану жизни,
здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и
общественного имущества, на охрану частной собственности. 2. Экологическая
функция: Направлена на защиту экологии. 3. Функция социальных услуг,
обеспечения и защиты граждан: Многие государства характеризуют себя
социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о
всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить
для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит
мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях
и нетрудоспособных людях. Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации
в частности сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по
возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания
детей и в иных случаях предусмотренных законом.” В Российской Федерации
финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения,
принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем
здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению
здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и
санитарно-эпидемиологическому благополучию (статья 41 пункт 2 ) 4.
Культурно - воспитательная функция: Общество в целом и государство
заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование,
соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время
немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во
всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих
государствах образование является обязательным. Государство поощряет и
развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой
деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без
уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия.
Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому -
непременная составная часть воспитательного процесса. Большое значение
имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан
знать законы своего государства и строго соблюдать их. 5.
Природоохранительная функция: Охрана природы, окружающей среды - насущная
необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной
деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую
среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные)
условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только
государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации
усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту
окружающей среды. В современную эпоху проблемы охраны и рационального
использования природных богатств приобрели большое экономическое,
социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и
государств. Внешние функции. 1. Функция защиты из вне: Данная функция
является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена
на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности
государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской
Федерации. Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации “Защита
Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с
федеральным законом.” Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ,
независимо от происхождения, социального и имущественного положения, места
жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14