Шпоры по ТГИП

приемы и методы политического властвования, но и приемы и методы

деятельности негос-ых полит-х организаций (полит-х партий, союзов, клубов и

т.п.). Гос-венные политические режимы могут быть демократическими и

антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими).

Демократия - это народовластие, оно является ядром демократического гос-го

режима. Для демократического политического режима характерны следующие

признаки: 1.Предоставление широкой свободы личности, предприятиям и

организациям в сфере экономической деятельности, которая при

демократическом политическом режиме составляет основу материального

благосостояния граждан. 2.Признание равноправия граждан. 3.Реальная

гарантированность прав и свобод личности и реальная возможность реализовать

данные права и свободы. 4.Возможность реального участия граждан в

формировании властных гос-ых органов и в осуществлении гос-ой власти при

помощи избирательной системы и местного самоуправления, возможность

контроля за деятельностью гос-ых органов посредством активного участия в

общественно-полит-х организациях. 5.Наличие эффективной и квалифицированной

судебной защиты прав и свобод личности от произвола и беззакония со стороны

кого бы то ни было. 6.Реальное разделение властей на законодательную,

исполнительную и судебную. 7.Учет при осуществлении гос-ой политики

интересов как большинства, так и меньшинства всего населения, а также

интересов социальных слоев, социальных групп и национальных групп.

8.Наличие легальной оппозиции существующей гос-ой власти. 9.Плюрализм полит-

х течений и идеологий, не противоречащих конст-ым положениям,

демократическому законодательству, общечеловеческим нормам морали.

10.Нацеленность зак-ва и гос-ой политики на удовлетворение объективных

потребностей личности и общества в целом. 11.Признание и осуществление на

практике конституционности и законности. Демократические режимы в различных

странах имеют свои разновидности, которые зависят от особенностей

политической системы, от расстановки полит-х сил в обществе и в гос-ом

механизме и т.д. Для антидемократических режимов характерны следующие

признаки: 1.Ущемление прав и свобод личности, восприпятствование со стороны

властных структур ее свободному развитию. 2.Огос-вление всех общественных

организаций. 3.Фактическая ликвидация субъективных прав и свобод личности,

несмотря на их закрепление в конст-ии. 4.Примат гос-ва над правом, что

является следствием произвола со стороны гос-ых органов, а также следствием

нарушения законности и следствием ликвидации правовых начал в общественной

жизни. 5.Всеобъемлющая милитаризация общественной жизни и наличие военно-

бюрократического аппарата, подчиняющего все другие сферы общественной

жизни. 6.Отсутствие легальной оппозиции существующей власти. 7.Ликвидация

парламентаризма или превращение представительных учреждений в придаток

власти одного человека или узкой социальной группы. 8.Фактическая

ликвидация полит-х партий и общественных организаций, кроме правящей

политической партии. 9.Концентрация власти в руках главы гос-ва или

правительства. 10.Отказ от принципов конституционности и законности.

11.Широкое применение полит-х репрессий.

12) Функции гос-ва В основных функциях проявляется сущность и социальное

назначение гос-ва. Признаки функции гос-ва: 1- Содержание каждой ф-ии гос-

ва склад-ся из совокупности однородных аспектов гос. деятельности. 2- В

отличие от ф-ий гос. органов, спец-но предназн-х для определ-ой

деятельности, ф-ии гос-ва охватывают его деятельность в целом. 3) Ф-ии

носят комплексный собирательный хар-р. 4) Ф-ии гос-ва необходимо отличать

от видов гос деятельности, которые могут осуществоятся либо специально

уполномочеными на то органами, либо структурными подразделениями различных

органов гос-ва. Например- расседование уголовн дел. 5) Ф-ии гос. нельзя

отождествлять с формами и методами их реализации, запрещается забывать

любомого человека. Под основными функциями принято понимать главные

направления деятельности гос-ва в процессе достижения стоящих перед ним

целей и задач. Функции гос-ва принято делить на две основные группы -

внутренние функции и внешние. Внутренние функции дают возможность понять,

какую роль играет гос-во в политической системе данного общества. Так,

например, важнейшими внутренними функциями большинства демократических гос-

в является функция защиты прав человека и гражданина и функция защиты

частной собственности. Внешние функции отражают роль гос-ва во

взаимоотношениях с другими гос-вами и международными организациями. Внешние

функции гос-ва тесно связаны с внешними, так как внешняя политика является

продолжением внутренней политики и обе они обусловлены экономическими

условиями существования гос-ва. Помимо функций гос-ва в целом, принято

выделять и функции его отдельных органов. Без деятельности гос-ых органов

было бы невозможно говорить о воплощении в жизнь основных направлений

деятельности гос-ва в целом. Функция гос-го органа представляет собой

определенную сферу деятельности данного гос-го органа, в пределах которой

он выполняет поставленные перед ним гос-венные задачи. Функция гос-ва

обычно реализуется в определенных правовых формах. К таким формам

относятся: правотворческая, оперативно-исполнительная и правоохранительная.

Отсюда следует, что гос-во осуществляет все свои функции путем издания

законов и других нормативных актов, оперативной и распорядительной

деятельности, отправления правосудия и правоохранительной деятельности,

надзора и контроля за исполнением правовых предписаний. В процессе

реализации функций гос-ва применяются два основных метода - убеждение и

принуждение. В процессе исторического развития гос-ва в мире менялись и

функции основных исторических типов гос-в. Рабовладельческое гос-во. Война

становится одним из средств обогащения и усиливает военную верхушку

племени. Удерживание рабов и несвободных общинников становится

настоятельной необходимостью. Основными внутренними функциями

рабовладельческого гос-ва были:

- Охрана рабовладельческой собственности и ее развитие. - Подавление

сопротивления рабов и других неимущих слоев населения. - Организация

общественных работ. К внешним функциям рабовладельческого гос-ва

относились: - Завоевание народов других стран с целью порабощения и

ограбления. В результате таких войн порабощалось население целых стран: они

или становились зависимыми территориями, или исчезали с лица Земли. -

Оборона от внешней опасности. - Поддержание дипломатических и торговых

отношений с другими странами. Феодальное гос-во. Феодальное гос-во является

вторым историческим типом гос-ва. Оно представляло собой особую

политическую организацию феодала. Основой производственных отношений

феодального общества была собственность феодала на землю как главное

средство производства в эпоху феодализма. К внутренним функциям феодального

гос-ва относятся следующие: - Охрана и развитие феодального способа

производства и защита его основы - феодальной собственности на землю и

права на использование труда крестьян, зависимых от феодала. - Подавление

сопротивления угнетаемых слоев общества. - Производство общественных работ.

- Идеологическое воздействие на население. Внешние функции: - Осуществление

агрессивных войн с целью захвата чужих территорий и ограбления народа

других стран. - Оборона от нападения извне. - Осуществление дипломатических

и торговых отношений с другими гос-вами. Буржуазное гос-во. С развитием

производственных отношений феодальное гос-во уступило свое место

буржуазному, которое представляло собой политическую организацию буржуазии

и закрепляла власть и интересы собственников на средства производства.

Внутренние функции домонополистического периода развития: - Охрана частной

собственности на средства производства. - Подавление сопротивления неимущих

слоев общества. - Управление делами общества. В настоящее время

индустриально развитые гос-ва располагают более широким спектром основных

функций, нежели гос-ва раннего капитализма: - Охрана частной собственности.

- Управление делами общества. + - Экономическое планирование. -

Экономическое и социальное прогнозирование. - Социальное обеспечение. -

Охрана окружающей Среды и др. Внешние функции буржуазного гос-ва также

различаются на этапах развития. Так, например, для буржуазного гос-ва

домонополистического этапа свойственны функции: - Развязывание войн с целью

захвата территорий и расширения политического и экономического влияния. -

Подавление национально-освободительного движения. - Оборона от нападения

извне. - Осуществление дипломатических и торговых отношений с другими

странами. Из этих функций в наше время ушли в прошлое: - Развязывание войн.

- Подавление национально-освободительных движений. К оставшимся

внешнеполитическим функциям капиталистического гос-ва в наше время

прибавились следующие: - Борьба с международным терроризмом. - Ликвидация

вооруженных конфликтов международного характера. - Ликвидация экологических

катастроф международного характера. - Ликвидация последствий стихийных

бедствий и т.д

13) Классификация функций гос-ва: основные подходы. Научное познание гос-ва

любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его

функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и

ориентиры не только собственно гос-ва как особой организации публичной

власти, но и общества в целом. В связи с тем, что гос-во выполняет

множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их

научная классификация. Рассмотрим некоторые основания (критерии) такой

классификации. Наиболее общими критериями отграничения одной функции от

другой являются: во-первых, особенности объекта гос-го воздействия,

своеобразие тех общественных отношений, на которые гос-во воздействует

в_процессе своей деятельности; во-вторых, обусловленная последними

специфика содержания каждой функции. т.е. более или менее однородных,

близких друг к другу видов гос-ой деятельности. В зависимости от того, в

какой сфере общественной жизни — внутренней или внешней - осуществляются те

или иные функции гос-ва, разрешению каких задач они служат — внутриполит-х

или внешнеполит-х — они подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние

функции гос-ва — это, например, экономическая, экологическая, функция

развития культуры, науки и образования. К внешним функциям относятся:

оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д. Среди

внутренних и внешних функций гос-ва различаются функции основные и

неосновные. Основные функции — это наиболее общие важнейшие направления

деятельности гос-ва по осуществлению коренных стратегических задач и целей,

стоящих перед ним в определенный исторический период. Основным функциям гос-

ва присущ ряд общих черт. Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется

классовая и общечеловеческая сущность гос-ва, его социальное назначение.

Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности гос-ва,

как, с одной стороны, налаживание средств связи, обеспечение ремонта и

строительства дорог, работы транспорта, участие в международных конвенциях

по защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др.. с другой

стороны, экономическая, социальная деятельность гос-ва, осуществляемая им

охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка,

оборона страны и др. 'Во-вторых, в отличие от многочисленных гос-ых

функций, осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого

органами (например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее

образование, финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля и т.д.),

основные функции относятся к деятельности гос-ва в целом, выполняются, хотя

и в разной мере, всеми или многими звеньями гос-го аппарата. В-третьих,

основная функция воплощает сосредоточение усилий гос-ва на одном из

решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности.

Ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством

общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной

жизни. Сообразно с этим основные функции гос-ва охватывают, группируют по

наиболее важным направлениям гос-го воздействия на общественные отношения

множество других его функций, именуемых неосновными функциями. Последние,

будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой

направления деятельности гос-ва по выполнению его задач в конкретной, и в

этом смысле более узкой, сфере общественной жизни. От основных и неосновных

функций гос-ва следует отграничивать функции органов гос-ва, т.е.

реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в

соответствии с их местом и назначением в гос-ом механизме политической

системе общества. По степени действия существуют временные и постоянные

функции. Внутренние ф-ии1. Охранительная функция: Это функция

государственной деятельности проявляется в обеспечении государством

общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан

и организаций, защите конституционного строя и государства от

противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в

обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных

противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп,

слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали

возникновение государства. Эта функция также направлена на охрану жизни,

здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и

общественного имущества, на охрану частной собственности. 2. Экологическая

функция: Направлена на защиту экологии. 3. Функция социальных услуг,

обеспечения и защиты граждан: Многие государства характеризуют себя

социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о

всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить

для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит

мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях

и нетрудоспособных людях. Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации

в частности сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по

возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания

детей и в иных случаях предусмотренных законом.” В Российской Федерации

финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения,

принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем

здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению

здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и

санитарно-эпидемиологическому благополучию (статья 41 пункт 2 ) 4.

Культурно - воспитательная функция: Общество в целом и государство

заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование,

соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время

немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во

всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих

государствах образование является обязательным. Государство поощряет и

развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой

деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без

уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия.

Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому -

непременная составная часть воспитательного процесса. Большое значение

имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан

знать законы своего государства и строго соблюдать их. 5.

Природоохранительная функция: Охрана природы, окружающей среды - насущная

необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной

деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую

среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные)

условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только

государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации

усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту

окружающей среды. В современную эпоху проблемы охраны и рационального

использования природных богатств приобрели большое экономическое,

социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и

государств. Внешние функции. 1. Функция защиты из вне: Данная функция

является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена

на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности

государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской

Федерации. Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации “Защита

Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с

федеральным законом.” Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ,

независимо от происхождения, социального и имущественного положения, места

жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты