Шпоры по ТГИП

структурными элементами системы. Политические нормы и традиции.

Политическое сознание. Политическая деятельность. Используя различные

методологические приёмы (подходы), можно выявить ряд критериев, позволяющих

обосновать и расшифровать приведённое определение политической системы.

Генетический подход - концентрирует внимание на обусловленности полит-х

явлений экономическими и социальными факторами. а) Критерий экономической

детерминации политики проявляется в отношениях собственности и

производства, а обратное влияние политики на экономику проявляется в

отношениях распределения и управления. б) Критерий социальной

обусловленности полит-х явлений свидетельствует о том, что политика

является результатом общественного развития. в) Критерий социального

интереса раскрывает взаимосвязь политической системы и её элементов с

определёнными социальными группами, слоями, классами, нациями. Потребности

этих групп выступают мотивационными факторами в формировании полит-х

организаций.

Институционный подход - позволяет обозначить характеристики полит-х

явлений. а) Суть этого подхода отражает организационный критерий -

отдельные индивиды не могут выступать в виде элементов политической

системы, они представляют лишь "материал", из которого в определённых

условиях формируются система и её элементы. Системный подход - политическая

система, как и любая целостная система, имеет интегративный (элементы в

системе приобретают такие качества, которыми вне системы они не обладают) и

антиэнтропийный (способность системы противостоять своему исчезновению)

характер. Субстанциональный подход - помогает выявить первооснову всего

политического. Этой первоосновой является политическая власть, а механизм

её осуществления - политическая система. Политическая власть - система

волевых отношений классового общества, которые обусловлены интересами

социальных слоёв и классов, выраженными в деятельности полит-х организаций.

Понятие субъектов политической системы Гос-во, политические партии,

общественно-политические движения, профсоюзы, творческие объединения,

лоббистские организации, церковные объединения, средства массовой

информации и т.д. Учитывая степень вовлечённости в политическую жизнь,

реализацию власти, можно выделить следующие группы субъектов политической

системы: Собственно политические организации - это те организации, которые

прямо и непосредственно осуществляют политическую власть. Это гос-во и

политические партии. Не собственно политические организации - они также

осуществляют политическую власть, но это лишь один из аспектов из

деятельности (профсоюзы). Следующая трактовка ПС: Политическая система

общества (в широком смысле) – система всех полит-х явлений, которые

существуют в социально неоднородном обществе. Элементы (в широком смысле):

1. субъекты политики – нации, классы, социальные прослойки, группы. 2.

Представители их интересов – разнообразные объединения, организации, в

частности, гос-во, наконей, люди (личгости). 3. политические отношения,

взаимосвязи, политическое сознание (политическая идеология и политическая

психология) субъектов политики. 4. политические нгормы – общие правила

поведения в полит-х содружествах. Политическая система общестав (в узком

смысле) – система всех гос. органов, коммерческих организаций (организации,

преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности

– ОАО, ООО, ПТ, ОТ, ОДО и т.п.), некоммерческих организаций (организации,

не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и

нерасрпеделяющие полученную прибыль между участниками – потребительский

кооператив, фонд, учреждения, ассоциации и союзы религиозные организации и

общественные объединения) и отдельных граждан, принимающих участие в

политической жизни общества. Элементы (В узком смысле) 1. Органы гос-ва, 2.

коммерческие организации, 3. некоммерческие организации (общественные

объединения – добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование,

созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности

интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного

объединения, например, общественная организация, общ-е движение, ) 4.

отдельные граждане.

20) Политический режим современной России. Пол. режим — это динамическая,

функциональная характеристика политической системы. Категории “Пол. режим”

и “политическая система“ тесно связаны между собой. Если первая показывает

весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в

осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть

осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо

недемократично). Политическая обстановка в России неустойчива, социальная

напряженность в обществе сохраняется. Иными словами, условий для

стабильного политического режима в стране пока нет. Коль скоро политическая

ситуация в стране изменчива, подвижна, то и Пол. режим может развиваться по

одному из нескольких вариантов. В последние годы политическим ориентиром

реформаторов первой волны был праволиберальный (буржуазно-демократический)

Пол. режим. Его социальной опорой обычно служит обширный средний класс,

который в России пока находится в зачаточном состоянии, а потому шансов у

этого режима, похоже, немного. Весьма перспективен в нашей стране социал-

демократический вариант политического режима скандинавского образа. В

политической сфере для него характерны широкая политическая демократия,

демократические и правовые методы осуществления власти, умеренные реформы

и. эволюционный путь развития общества. В социально-экономическом плане —

это многоукладная экономика, первоочередное поощрение малого и среднего

бизнеса, прогрессивное налогообложение, препятствующее резкому социальному

расслоению, весьма привлекательные социальные программы, социально

ориентированный рынок. Предпосылками для перехода к социал-демократическому

режиму служат коллективно-общинные традиции России, приверженность широких

народных масс идеалам социальной справедливости, высокая приспособленность

экономики к гос-венно-правовому регулированию. Этот режим мог бы иметь

прочную социальную базу. Вместе с тем социал-демократические партии и

движения в России пока явно разрознены, у них нет ясных и понятных народу

программ, объединяющих идей и концепций, поэтому их возможности пока слабо

реализуются. На основе взаимодействия социал-демократических и национально-

патриотических движений могут возникнуть смешанные политические режимы. Их

социальной базой могут стать не только широкие слои населения, но и

военнослужащие, предприниматели. Однако стремление национал-патриотов (в

случае прихода их к власти) решать сложные проблемы простыми способами

(например, попытки возродить административно-территориальное гос-венное

устройство) может ускорить процесс отсоединения от России многих

национально-гос-ых образований, что приведет к неизбежному ее распаду. Не

исключена в России и жесткая диктатура мафиозно-криминального капитала.

Это, разумеется, один из самых наихудших вариантов. Какой из названных

вариантов полит-х режимов станет реальностью в Российском гос-ве, покажут

время и степень мудрости россиян. Пол. режим современного Российского гос-

ва - это либерально-демократический режим, который, конечно же, еще несет

на себе груз реликтов тоталитарного режима (элементы всеобщего контроля гос-

ых органов за жизнью граждан, сохранение властных структур чиновников в

сфере проживания, передвижения граждан – прописка и т.д.) Законы не стали

еще повсеместной основой политического режима, недостаточна с:удебная

защита прав и свобод граждан, отв-ть за нарушение законов. Не вошло еще в

практику и прямое действие Конст-ии, прежде всего не отработаны процедуры

прямого применения Конст-ии правоохранительными органами - последние ждут,

как правило, специальных, конкретизирующих правовые положения законов. В то

же время судебные органы, становясь на позицию прямого применения Конст-ии,

постепенно наполняют конкретным содержанием ее отдельные правовые

положения, создают своеобразные судебные прецеденты. Судебные прецеденты в

условиях конкуренции архаичных и новых структур правовой системы отнюдь не

противопоказаны формированию новой правовой системы, могут с лихвой

заполнять вакуумы и пробелы этой системы. Пол. режим имеет в настоящее

время нестабильный, переходный характер. Его дальнейшая эволюция в

либерально-демократическую сторону подвергается критике со стороны

сторонников тоталитарного режима, так и одобрению со стороны приверженцев

демократических реформ. Политическая система общестав (в узком смысле) –

система всех гос. органов, коммерческих организаций (организации,

преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности

– ОАО, ООО, ПТ, ОТ, ОДО и т.п.), некоммерческих организаций (организации,

не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и

нерасрпеделяющие полученную прибыль между участниками – потребительский

кооператив, фонд, учреждения, ассоциации и союзы религиозные организации и

общественные объединения) и отдельных граждан, принимающих участие в

политической жизни общества.

21) Виды полит-х систем. В политолог-ой литературе существуют различные

подходы к определению типов полит-х систем. Рассмотрим пять основных типов

полит-х систем в обобщенном виде: 1. Рабовладельческая, феодальная,

капиталистическая, социалистическая система с капиталистической или

социалистической ориентацией, основой типологизации являются общественно-

экономические формации, авторами концепций являются Маркс, Энгельс, Ленин.

2. Демократическая, авторитарная, тоталитарная, основой типологизации

выступает степень демократичности власти и наличие механизмов разрешения

противоречий, автором является Роберт Даль. 3. Англо-американская,

Европейская континентальная, доиндустриальная, тоталитарная, основой

типологизации является политическая культура (однородная или разнородная),

автор Габриэль Алмонд. 4. Административно-командная, соревновательная,

социопримирительная, основой типологизации выступают способы управления

обществом, автор В. Е. Чиркин. 5. Этакратическая, демократическая, где

основой типологизации является место и роль гос-ва в политической системе,

авторы: В. В. Радаев, О. Н. Шкартан. Существует множество и других, в том

числе более сложных типологий полит-х систем. Одна из достаточно простых,

широко распространенных, а главное, достаточно глубоких их классификаций —

деление полит-х систем на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Критерием их разграничения служит Пол. режим — характер и способы

взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан). В самом

общем виде для тоталитарной политической системы характерно полное

подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами

со стороны гос-ва. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного

лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и

общества во внеполит-х сферах. И, наконец, демократия характеризуется

контролем общества (большинства) над властью. При этом если личность имеет

автономию, права и свободы, признается важнейшим источником власти, то

имеет место либеральная демократия. Если же, власть большинства ничем не

ограничена и стремится контролировать общественную и личную жизнь граждан,

то демократия становится тоталитарной. Неоднородны также авторитарные и

тоталитарные политические системы. Так, в зависимости от того, кто — один

человек, или группа лиц — являются источником власти, авторитарные и

тоталитарные режимы могут быть автократическими (у власти одно лицо) или

группократическими (аристократическими, олигархическими, этнократическими и

т.п.). Данная классификация отражает идеальные типы полит-х систем,

значительно отличающиеся от существующих в реальной жизни. И все же

тоталитаризм, авторитаризм и демократия в той или иной форме и в различной

степени приближения к идеалу широко представлены в истории человечества и в

современном мире

22) Право - это система общеобязательных правил (норм) поведения людей,

установленных или санкционированных гос-вом и охраняемых его принудительной

силой. Право как регулятор возникает только в том обществе, которое имеет

гос-ую организацию. Оно представляет собой результат общественного развития

и наряду с другими социальными нормами (обычаями, традициями, религиозными

нормами) регулирует общественные отношения. Однако, по обязательности

исполнения людьми правовых норм, по кругу лиц, которые должны соблюдать

нормы права, и по действию права в пространстве оно занимает главенствующее

положение среди социальных норм. Начиная с возникновения права,

исследователи многих веков стремились понять его природу, сформулировать

понятие права, определить главное назначение правовых норм. История знает

множество теорий права. Основоположники и сторонники их стремились

составить собственное представление о праве как общественном явлении.

Наиболее древней является теория общественного права. Истоки зарождения

этой теории берут начало еще в гос-вах древнего мира. ЕЕ суть состоит в том

утверждении, что кроме позитивного права, т.е. права, порожденного гос-вом,

в обществе действует и естественное право, которое первично по отношению к

позитивному праву и является для него основой. Понятие естественного права

исходит из утверждения, что человек с рождения приобретает неотъемлемые

права человека и гражданина, такие, как право на жизнь, на свободу, на

личную неприкосновенность и т.д. Сторонниками естественного права являлись

такие мыслители, как Локк, Руссо, Монтескье и другие. Историческая школа

права исходила из понимания права как выражения духа народа, который

складывался независимо от взглядов и воззрений какого-либо общественного

деятеля, законодательной власти гос-ва. По их мнению, законодатель должен

был фиксировать лишь то, что уже сложилось в поведении людей, как право.

Реалистическая школа права исходила из того, что право развивается под

воздействием внешних факторов, в основе которых - интересы человека, и под

воздействием которых он ставит перед собой цели и осуществляет их

посредством права. Т.е. они считали, что право является интересом, который

защищается гос-вом и принадлежит тем, кто пользуется этим правом. Помимо

уже названных теорий существует целый ряд других, которые предпринимают

попытку дать понимание природы права. К ним относятся: нормативистская

теория, социологическая теория, психологическая теория и другие. Правовые

нормы, ввиду их особой роли в жизни общества и их особой природы, по

сравнению с другими социальными нормами, отличаются особыми признаками:

1.Правовые нормы устанавливаются только компетентными гос-венными органами

в форме официальных правовых актов. Все остальные социальные нормы

возникают или устанавливаются негос-венными структурами или самими

социальными группами общества. 2.Исполнение права гарантируется в

необходимых случаях принудительной силой гос-ва, а за нарушение правовых

норм нарушитель несет юридическую отв-ть. 3.Право, в отличие от других

социальных норм, общеобязательно для исполнения для всего населения страны.

4.Право выражает общую волю граждан и гос-ва. Следовательно, право

выступает как специфический гос-венный регулятор общественных отношений,

который служит как интересам отдельной личности, так и интересам всего

общества в целом. Сущность права - это главная внутренняя, относительно

устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу

и назначение в обществе. Главное - это общесоциальные начала права. И

происхождение этого социального института,и его качества как регулятивной,

первоначально организационно-трудовой системы, его встроенность в само

существование человеческой цивилизации, обеспечение стабильности,

устойчивости, упорядоченности общества, смягчение агрессивности, нахождение

и закрепление компромиссов вместо взаимоуничтожения, определение

справедливости, гуманности - вот главные общесоциальные начала права. На

этой основе формируется и понимание социальной ценности права. Короче,

сущность, как гос-ва, так и права, это социальное предназначение.

Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную

сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает

организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных

связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это

значит, что за ними стоит авторитет общества и гос-ва и они могут

действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном

плане. Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как

меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях,

общество в лице гос-ва стоит на страже этой свободы. Таким образом, право

не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная

свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой,

жизни, зло — нарушением этой нормы.

23) Социальное регулирование приходит в человеческое сообщество от далеких

предков, а его развитие идет вместе с развитием человеческого общества. При

первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были

обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные

для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты