понимания его сущности недостаточно только классового подхода, а следует
использовать и другие теории гос-ва – элитарной, технократической,
плюралистической демократии и др. ризнаки гос-ва При рассмотрении понятия и
сущности гос-ва возникает вопрос: как отличить его от других
организационных частей политической системы общества, например, от полит-х
партий? Принято выделять для этого основные признаки гос-ва. К ним
относятся: 1.Наличие территории и территориальное разделение граждан
2.Наличие специального аппарата публичной власти, отделенного от общества.
3.Наличие права. 4.Суверенитет. 5.Налоги. Наличие определенной территории и
территориальное разделение граждан отличает гос-во от других форм
общественной организации людей. Деление людей по признаку родства, как при
родоплеменной организации общества, уступает место административно-
территориальному делению. Следовательно, люди делятся не по принадлежности
к тому или иному роду, а по принадлежности к определенной административно-
территориальной единице, т.е. по месту жительства. Прежде всего это
позволило более эффективно осуществлять гос-ую власть и управлять обществом
и гос-вом. Публичная (общественная) власть, как известно, существовала и в
первобытном обществе, однако там она практически совпадала с населением и
не носила политического характера. Отличительной чертой гос-ой публичной
власти является то, что она принадлежит не всем гражданам, а доминирующему
в обществе социальному слою, и носит политический характер. Публичная
власть осуществляется специальными отрядами людей, которые управляют гос-
вом и при необходимости используют принуждение. Право - необходимый атрибут
гос-ва, т.к. без правового регулирования общественных отношений невозможно
эффективное руководство обществом. Право обеспечивает наиболее полную
реализацию принимаемых гос-вом решений и обеспечивает устойчивость гос-ой
власти. Только гос-венные органы принимают общеобязательные для всего
населения гос-ва веления, которые обличены в форму правовых норм,
исполнение которых обеспечено гос-ой принудительной силой. Суверенитет гос-
ва означает верховенство и независимость гос-ой власти по отношению к
другим проявлениям власти в обществе и в отношениях с другими гос-вами и
народами. По сравнению с другими видами власти, гос-ая власть универсальна,
т.к. только ее решения распространяются на все население и на все
общественные организации страны. Все остальные виды власти, по сравнению с
гос-венной, находятся в подчиненном положении и незаконны, а решения этих
властей могут быть отменены гос-ой властью. Налоги - также необходимый
атрибут гос-ва, т.к. только гос-во может облагать налогами население.
Налоги необходимы гос-ой власти для поддержания жизнедеятельности гос-го
аппарата, а также для обеспечения обороны страны, для осуществления
общественных работ, социальных программ, охраны окружающей среды и т.д.
4) . Предмет теории гос-ва и права Предметом теории гос-ва и права являются
основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития
гос-ва к права. Данная наука изучает причины происхождения гос-ва и права,
их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов
гос-ва и системы права, их функциональное воздействие на общественную
жизнь. Особенности предмета теории гос-ва и права как науки выражаются в
следующем: 1. ТГиП изучает гос-ую и правовую надстройку в целом. Она
обобщает опыт гос-го и правового строительства в обществе на всех этапах
его развития. 2.Содержание предмета теории гос-ва и права составляют не
любые, а основные общие закономерности гос-ва и права, в которых
проявляется их сущность и социальное значение для всей общественной жизни.
3.Предмет теории составляют гос-во и право в их единстве. Почему и гос-во,
и право изучаются в рамках одной науки? Потому, что они являются
органически взаимосвязанными между собой частями надстройки общества и
существовать изолированно не могут. Гос-во издает и охраняет нормы права,
без его правотворческой и властной деятельности они не могут приобрести
официальную форму регулятора общественных отношений. С другой стороны, в
нормах права гос-во получает свое юридическое оформление, его деятельность
осуществляется только на основе правовых норм, законов, которые определяют
форму гос-го правления, структуру гос-ва, систему его органов, их задачи,
компетенцию, формы и методы гос-ой деятельности. Исходя из особенностей
предмета данной науки можно сделать вывод о том, что ТГиП является:
–общественной наукой, так как изучает такие общественные явления, как гос-
во и право; -юр-й наукой, изучающей только гос-ую и правовую стороны
общественной жизни; –общетеоретической наукой, поскольку выявляет и
объясняет общие закономерности развития гос-ва и права. Как и любая наука,
ТГиП выполняет определенные функции, характеризующие ее теоретическое и
практическое значимые дня прогрессивного преобразования общественной жизни.
1.Познавательная функция выражается в объяснении явлений и процессов гос-ой
и правовой жизни общества. ТГиП не только изучает в обобщенном виде гос-
венно-правовую надстройку, но и объясняет объективные процессы ее развития,
выявляет, какие закономерности лежат в основе этих процессов, определяет их
сущность и содержание. 2.Эвристическая функция. ТГиП не ограничивается
познанием и объяснением основных закономерностей гос-венно-правовой
действительности. Проникая вглубь познанных закономерностей, уясняя их
тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями, она открывает
новые закономерности гос-венно-правовой жизни общества. 3.Прогностическая
функция. ТГиП не только устанавливает реальность новых закономерностей, но
и определяет устойчивые тенденции к развитии изучаемых ею явлений. Она
конструирует научные гипотезы дальнейшего развития гос-ва и права на основе
адекватного отражения их объективных закономерностей. Истинность
выдвигаемых ею гипотез проверяется практикой. ТГиП выполняет указанные
функции применительно к предмету исследования, опираясь как на собственные
результаты, так и на данные других юридических наук. Особенность функций
теории гос-ва и права состоит в том, что они осуществляются в форме
общетеоретического мышления, которое логическим путем выявляет причинные и
функциональные связи гос-венно-правовых явлений, определяет общие
закономерности их развития в освобожденном от исторических случайностей и
отклонений виде.
5) Теории происхождения гос-венности. Существует множество теорий
происхождения гос-ва и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен
историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных
регионов мира, идеологическими приверженностями авторов Марксистская:
разделение человечества на 2 класса - имущие и неимущие. Классы – большие
группы людей, которые отличаются друг от друга по 4 критериям: занимают
разное место на ступенях общественного производства, по разному относятся к
средствам производства, разное отношение к распределению продуктов
производства, разное отношение к потреблению (количество и качество). Гос-
во будет существовать, пока существуют эти классы, если они исчезнут, то
исчезнет потребность в гос-ве. Ф. Энгельс: гос-во - это аппарат подавления
одного класса другим, Ленин: гос-во- машина для поддержания господства
одного класса над другим. После этого “обобществление” собственности.
Отпадает необходимость в гос-ве. Гос-во будет заменяться общественным
самоуправлением трудящихся. Отдельные эксцессы отдельных лиц будут гаситься
общественным самоуправлением. Теологическая: гос-во - порождение божьей
воли. Правитель – наместник бога на земле, все его указы, распоряжения и
т.п. – обязательны для подчиненных. Передача власти по наследству, тесная
связь между гос. и церковной властью. Концепцией утверждается сведение
отдельного человека до “винтика” в гос. машине, утверждается неспособность
человека что-либо изменить. Представитель – Фома Аквинский. Органическая
(Ч. Спенсер): все органы гос-ва связаны друг с другом. Трудно найти истоки
возникновения гос-венности. Всё здесь подвержено изменчивости. Сравнение с
чел. организмом. Психологическая (Петржевский): индивиду свойственно жить в
группе, жить организованно (соц. связи), свойственно подчиняться кому-то.
Патриархальная (Аристотель): Это своеобразная разросшаяся семья. Власть
монарха — естественное продолжение власти отца (патриарха), который
заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.. Теория
насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский): выделяют внутреннее и внешнее
насилие. Некие племена завоевывают другие, насильственно порабощая их. Одно
племя (более молодое) порабощает другие. Внешнее насилие – убивать некот.
мужчин, некоторых оставлять в живых, наблюдать за ними, как они работают,
нужно создать аппарат, схожий с гос-вом. Внутр. насилие – порабощение
внутри собствен. племени. Необходимость создания аппарата – будущего гос-
ва. Появление прибавочного продукта – появление имущих и неимущих. По
мнению представителей данной теории, гос-во более необходимо слабым
племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого
воздействия завоевателей, гос-во становится мощным средством защиты
завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен. К.
Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества гос-во
трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и
обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была
воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии. Правовая
(естеств.-договорная): Гроций, Локк, Руссо, Н. Радищев. Гос-во возникло в
силу ест. договора. Люди, жившие совместно на определенной территории,
заключают устный договор о принципах совместного сосуществования. Создание
аппаратов, обмен, распр-е продуктов. Создание правил общ. поведения, в
будущем – право. Порядок обеспечивается насильственным аппаратом. Мононормы
– в догос. состоянии правила на все случаи жизни. Обеспеч-ся обществен.
влиянием, осуждением.
6) Понятие типа гос-ва. Взгляды на типологию гос-ва. Исторический тип гос-
ва – это совокупность общих признаков, характеризующих гос-во на
определенном этапе его развития. Типология – способ научного познания,
заключающийся в поиске и систематизации общих признаков тех или иных
явлений. В ТГП сущ. неск-ко подходов к типологии, т.к. различные школы
признают существенными различные приз-ки. Формационный подход,
цивилизационный подход, западно-европейская наука классифицирует гос-ва в
зависимости от отношений между гос. вл. и индивидом. П о этому признаку
выделяют 2 типа гос-ти: демократия (если индивид активно участвует в
создании правопорядка) и автократия (наоборот). Подобную трактовку дает
амер. профессор Макайвер. Он делит все гос-ва на 2 типа:1. династические
(антидемократические), где общая воля (гос-я) не выражает волю большинства
населения,2. демократические, в которых гос. вл. отражает волю всего
общества или большинства его членов, в которых народ либо непосредственно
правит, либо поддерживает прав-во. В первую группу он включает «классово-
контролируемые гос-ва» (империи), а также псевдодемократические гос-ва, в
которых правительства образуются привилегированной частью общества. Ко
второй группе – те современные гос-ва, в которых отношения между властью и
гражданином строятся на началах справедливости и взаимной ответственности,
где гос-во обеспечивает человеку максимальную свободу и процветание. В ТГП
существенное значение имеет формационный подход. Суть его в том, что
выяснение типа гос-ва основывается на понимании истории как естественно-
исторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из
которых в условиях существования классов соответствует определенный тип гос-
ва. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества,
основывающийся на определенном способе производства и выступающий как
важнейшая ступень в развитии человека. Признаки общественно-экономической
формации. 1. осн. существенным приз-ком яв. такой признак, как способ
производства. Выделяют 4 способа произ-ва: рабовладельческий (исторически
первая гос-но классовая организ-я об-ва, кот. яв. организацией пол.вл.
господствующего класса. Важнейшая ф-ция – защита собственности
рабовладельца на средства произ-ва), феодальный (орудие классового
господства крепостников-помещиков, главное сред-во защиты сословных
привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства),
капиталистический (буржуазный – функционирует на базе производственных
отнош-й, основанных на капиталистич-й ч.с. на средства произ-ва и юр.
независимости рабочих от эксплуататоров ) и социалистический (возник. в рез-
те соц. рев-ции. Новое гос-во базируется на общественной собст-сти на
орудия и сред-ва произ-ва, предполагающей сотрудничество свободных от
эксплуатации людей. После возник-я соц-го типа гос-ва предполагается
отмирание гос-сти как таковой.), кот. харак-ют гос-во.(коммунистич-й и
общинный – не гос., а общественный способы производства). Пример
социалистического гос-ва – Куба. На основании формационного подхода, и
перечисленных способах производства выделяют 5 типов гос-в:
рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое и т. н.
восточное.(отсутствие ч.с. на землю, община, бюрократический аппарат,
застойность) Дополнительные признаки 2. уровень развития производительных
сил, 3. характер производственных отношений, кот. в свою очередь определяют
харак-р Г. Переход от одной общественно экономической формации к др.
происходит в рез-те смены отживших форм производственных отнош-й и замены
их новым экон-м строем. Изменение экон-го базиса влечет за собой изменения
в гос-пр. явлениях. Данный подход б. научно обоснован К.Марксом,
Ф,Энгельсом, В.Ленином. (выделяют переходное гос-во, кот. возникает в рез-
те нац.-освобод. борьбы зависимых народов и опирается на разнотипные
производ-е отнош-я с преобладанием примитивных форм собст-сти. По мере
преобладания господствующих форм собственности они должны примкнуть к опред-
му историческому типу гос-ва.) Т.о. гос-во яв. надстройкой по отнош-ю к
экон-му базису. Все гос-ва – организации пол-й вл. господствующего класса.
Смена истор-х типов гос-ва происходит на основе преемственности развития
Г.и П. различных типов. недостатки. 1. при анализе экономического базиса не
учитывается многоукладность, 2. соц-й состав классовых обществ включает
только классы-антогонисты, 3. он ограничивает анализ культурно-духовной
жизни общества кругом тех идей, представлений и ценностей, кот. отражают
интересы основных антагонистических классов. Основное отличие понятий
цивилизации от формации состоит в возможности раскрытия сущности любой
исторической эпохи через человека. Цивилизационный подход ориентирован на
познание прошлого через все формы деятельности человека: трудовую,
политическую, социальную. Концепция цивилизации позволяет различать не
только противостояние классов и соц. групп, но и сферу их взаимодействия на
базе общечеловеческих ценностей Цивилизационный подход. Какие признаки яв.
существенными – неустоявшаяся позиция. Существует 2 основных направления в
этом подходе. Это технологическое направление, согласно которому тип гос-ва
связывается с той стадией НТП и жизненного уроовня населения, определяемого
потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное гос-во.
Представители Уолт Ростоу, Д. Сахаров (т. конвергенции – сближения соц. и
кап. гос-в) Представителем др. направления цивилизац. подхода к вопросу о
типах гос-ва является англ. историк Тойнби. Он сформулировал концепцию
цивилизации, под коотрой понимает замкнутое локальное состояние общества,
отличающееся общностью редигиозных, психологических, культурных,
географических и др. признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой
истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими
закономерностями развития, а существующих подобно ветвям дерева рядом др. с
др. Некот-е авторы считают, что ни одно гос-во не похоже на другое, следов-
но сущ. цивилизации Китай, Яп., Рос.. Большинство берут в основу выделения
цивилизации ценностный подход. Общественная ценность – это то, что для
определенного общества значимо и охраняется в определенном порядке гос-
вом. Выделяют материальные и нематер-е ценности, ценности отдельных
индивидов и групповые ценности, ценности свойственные отдельным гос-м,
свойственные отдельным цивилизациям и общечеловеческие ценности. С т. зр.
обще человеческих ценностей все цивилизации едины. С т.зр. развития
ценностей м. выделить древнегреческую, древнеримскую цивилизации. Исходя из
содержания ценностей выделяют два типа цивилизаций: восточные и
европейские. И цивилизационный и формационный подходы объективно
характеризуют закономерности развития г. и п. Объективно любая цивилизация
обладает такими свой-ми, кот. позволяют ей развивать ценности до
определенного этапа – предел роста. Достигнув своего апогея и начав падение
могут в определенных изменившихся усл-ях снова начать развиваться, но
исчерпав ресурсы цивилиз-я может исчезнуть или подчиниться др. более
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14