Шпоры по ТГИП

понимания его сущности недостаточно только классового подхода, а следует

использовать и другие теории гос-ва – элитарной, технократической,

плюралистической демократии и др. ризнаки гос-ва При рассмотрении понятия и

сущности гос-ва возникает вопрос: как отличить его от других

организационных частей политической системы общества, например, от полит-х

партий? Принято выделять для этого основные признаки гос-ва. К ним

относятся: 1.Наличие территории и территориальное разделение граждан

2.Наличие специального аппарата публичной власти, отделенного от общества.

3.Наличие права. 4.Суверенитет. 5.Налоги. Наличие определенной территории и

территориальное разделение граждан отличает гос-во от других форм

общественной организации людей. Деление людей по признаку родства, как при

родоплеменной организации общества, уступает место административно-

территориальному делению. Следовательно, люди делятся не по принадлежности

к тому или иному роду, а по принадлежности к определенной административно-

территориальной единице, т.е. по месту жительства. Прежде всего это

позволило более эффективно осуществлять гос-ую власть и управлять обществом

и гос-вом. Публичная (общественная) власть, как известно, существовала и в

первобытном обществе, однако там она практически совпадала с населением и

не носила политического характера. Отличительной чертой гос-ой публичной

власти является то, что она принадлежит не всем гражданам, а доминирующему

в обществе социальному слою, и носит политический характер. Публичная

власть осуществляется специальными отрядами людей, которые управляют гос-

вом и при необходимости используют принуждение. Право - необходимый атрибут

гос-ва, т.к. без правового регулирования общественных отношений невозможно

эффективное руководство обществом. Право обеспечивает наиболее полную

реализацию принимаемых гос-вом решений и обеспечивает устойчивость гос-ой

власти. Только гос-венные органы принимают общеобязательные для всего

населения гос-ва веления, которые обличены в форму правовых норм,

исполнение которых обеспечено гос-ой принудительной силой. Суверенитет гос-

ва означает верховенство и независимость гос-ой власти по отношению к

другим проявлениям власти в обществе и в отношениях с другими гос-вами и

народами. По сравнению с другими видами власти, гос-ая власть универсальна,

т.к. только ее решения распространяются на все население и на все

общественные организации страны. Все остальные виды власти, по сравнению с

гос-венной, находятся в подчиненном положении и незаконны, а решения этих

властей могут быть отменены гос-ой властью. Налоги - также необходимый

атрибут гос-ва, т.к. только гос-во может облагать налогами население.

Налоги необходимы гос-ой власти для поддержания жизнедеятельности гос-го

аппарата, а также для обеспечения обороны страны, для осуществления

общественных работ, социальных программ, охраны окружающей среды и т.д.

4) . Предмет теории гос-ва и права Предметом теории гос-ва и права являются

основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития

гос-ва к права. Данная наука изучает причины происхождения гос-ва и права,

их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов

гос-ва и системы права, их функциональное воздействие на общественную

жизнь. Особенности предмета теории гос-ва и права как науки выражаются в

следующем: 1. ТГиП изучает гос-ую и правовую надстройку в целом. Она

обобщает опыт гос-го и правового строительства в обществе на всех этапах

его развития. 2.Содержание предмета теории гос-ва и права составляют не

любые, а основные общие закономерности гос-ва и права, в которых

проявляется их сущность и социальное значение для всей общественной жизни.

3.Предмет теории составляют гос-во и право в их единстве. Почему и гос-во,

и право изучаются в рамках одной науки? Потому, что они являются

органически взаимосвязанными между собой частями надстройки общества и

существовать изолированно не могут. Гос-во издает и охраняет нормы права,

без его правотворческой и властной деятельности они не могут приобрести

официальную форму регулятора общественных отношений. С другой стороны, в

нормах права гос-во получает свое юридическое оформление, его деятельность

осуществляется только на основе правовых норм, законов, которые определяют

форму гос-го правления, структуру гос-ва, систему его органов, их задачи,

компетенцию, формы и методы гос-ой деятельности. Исходя из особенностей

предмета данной науки можно сделать вывод о том, что ТГиП является:

–общественной наукой, так как изучает такие общественные явления, как гос-

во и право; -юр-й наукой, изучающей только гос-ую и правовую стороны

общественной жизни; –общетеоретической наукой, поскольку выявляет и

объясняет общие закономерности развития гос-ва и права. Как и любая наука,

ТГиП выполняет определенные функции, характеризующие ее теоретическое и

практическое значимые дня прогрессивного преобразования общественной жизни.

1.Познавательная функция выражается в объяснении явлений и процессов гос-ой

и правовой жизни общества. ТГиП не только изучает в обобщенном виде гос-

венно-правовую надстройку, но и объясняет объективные процессы ее развития,

выявляет, какие закономерности лежат в основе этих процессов, определяет их

сущность и содержание. 2.Эвристическая функция. ТГиП не ограничивается

познанием и объяснением основных закономерностей гос-венно-правовой

действительности. Проникая вглубь познанных закономерностей, уясняя их

тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями, она открывает

новые закономерности гос-венно-правовой жизни общества. 3.Прогностическая

функция. ТГиП не только устанавливает реальность новых закономерностей, но

и определяет устойчивые тенденции к развитии изучаемых ею явлений. Она

конструирует научные гипотезы дальнейшего развития гос-ва и права на основе

адекватного отражения их объективных закономерностей. Истинность

выдвигаемых ею гипотез проверяется практикой. ТГиП выполняет указанные

функции применительно к предмету исследования, опираясь как на собственные

результаты, так и на данные других юридических наук. Особенность функций

теории гос-ва и права состоит в том, что они осуществляются в форме

общетеоретического мышления, которое логическим путем выявляет причинные и

функциональные связи гос-венно-правовых явлений, определяет общие

закономерности их развития в освобожденном от исторических случайностей и

отклонений виде.

5) Теории происхождения гос-венности. Существует множество теорий

происхождения гос-ва и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен

историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных

регионов мира, идеологическими приверженностями авторов Марксистская:

разделение человечества на 2 класса - имущие и неимущие. Классы – большие

группы людей, которые отличаются друг от друга по 4 критериям: занимают

разное место на ступенях общественного производства, по разному относятся к

средствам производства, разное отношение к распределению продуктов

производства, разное отношение к потреблению (количество и качество). Гос-

во будет существовать, пока существуют эти классы, если они исчезнут, то

исчезнет потребность в гос-ве. Ф. Энгельс: гос-во - это аппарат подавления

одного класса другим, Ленин: гос-во- машина для поддержания господства

одного класса над другим. После этого “обобществление” собственности.

Отпадает необходимость в гос-ве. Гос-во будет заменяться общественным

самоуправлением трудящихся. Отдельные эксцессы отдельных лиц будут гаситься

общественным самоуправлением. Теологическая: гос-во - порождение божьей

воли. Правитель – наместник бога на земле, все его указы, распоряжения и

т.п. – обязательны для подчиненных. Передача власти по наследству, тесная

связь между гос. и церковной властью. Концепцией утверждается сведение

отдельного человека до “винтика” в гос. машине, утверждается неспособность

человека что-либо изменить. Представитель – Фома Аквинский. Органическая

(Ч. Спенсер): все органы гос-ва связаны друг с другом. Трудно найти истоки

возникновения гос-венности. Всё здесь подвержено изменчивости. Сравнение с

чел. организмом. Психологическая (Петржевский): индивиду свойственно жить в

группе, жить организованно (соц. связи), свойственно подчиняться кому-то.

Патриархальная (Аристотель): Это своеобразная разросшаяся семья. Власть

монарха — естественное продолжение власти отца (патриарха), который

заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.. Теория

насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский): выделяют внутреннее и внешнее

насилие. Некие племена завоевывают другие, насильственно порабощая их. Одно

племя (более молодое) порабощает другие. Внешнее насилие – убивать некот.

мужчин, некоторых оставлять в живых, наблюдать за ними, как они работают,

нужно создать аппарат, схожий с гос-вом. Внутр. насилие – порабощение

внутри собствен. племени. Необходимость создания аппарата – будущего гос-

ва. Появление прибавочного продукта – появление имущих и неимущих. По

мнению представителей данной теории, гос-во более необходимо слабым

племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого

воздействия завоевателей, гос-во становится мощным средством защиты

завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен. К.

Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества гос-во

трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и

обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была

воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии. Правовая

(естеств.-договорная): Гроций, Локк, Руссо, Н. Радищев. Гос-во возникло в

силу ест. договора. Люди, жившие совместно на определенной территории,

заключают устный договор о принципах совместного сосуществования. Создание

аппаратов, обмен, распр-е продуктов. Создание правил общ. поведения, в

будущем – право. Порядок обеспечивается насильственным аппаратом. Мононормы

– в догос. состоянии правила на все случаи жизни. Обеспеч-ся обществен.

влиянием, осуждением.

6) Понятие типа гос-ва. Взгляды на типологию гос-ва. Исторический тип гос-

ва – это совокупность общих признаков, характеризующих гос-во на

определенном этапе его развития. Типология – способ научного познания,

заключающийся в поиске и систематизации общих признаков тех или иных

явлений. В ТГП сущ. неск-ко подходов к типологии, т.к. различные школы

признают существенными различные приз-ки. Формационный подход,

цивилизационный подход, западно-европейская наука классифицирует гос-ва в

зависимости от отношений между гос. вл. и индивидом. П о этому признаку

выделяют 2 типа гос-ти: демократия (если индивид активно участвует в

создании правопорядка) и автократия (наоборот). Подобную трактовку дает

амер. профессор Макайвер. Он делит все гос-ва на 2 типа:1. династические

(антидемократические), где общая воля (гос-я) не выражает волю большинства

населения,2. демократические, в которых гос. вл. отражает волю всего

общества или большинства его членов, в которых народ либо непосредственно

правит, либо поддерживает прав-во. В первую группу он включает «классово-

контролируемые гос-ва» (империи), а также псевдодемократические гос-ва, в

которых правительства образуются привилегированной частью общества. Ко

второй группе – те современные гос-ва, в которых отношения между властью и

гражданином строятся на началах справедливости и взаимной ответственности,

где гос-во обеспечивает человеку максимальную свободу и процветание. В ТГП

существенное значение имеет формационный подход. Суть его в том, что

выяснение типа гос-ва основывается на понимании истории как естественно-

исторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из

которых в условиях существования классов соответствует определенный тип гос-

ва. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества,

основывающийся на определенном способе производства и выступающий как

важнейшая ступень в развитии человека. Признаки общественно-экономической

формации. 1. осн. существенным приз-ком яв. такой признак, как способ

производства. Выделяют 4 способа произ-ва: рабовладельческий (исторически

первая гос-но классовая организ-я об-ва, кот. яв. организацией пол.вл.

господствующего класса. Важнейшая ф-ция – защита собственности

рабовладельца на средства произ-ва), феодальный (орудие классового

господства крепостников-помещиков, главное сред-во защиты сословных

привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства),

капиталистический (буржуазный – функционирует на базе производственных

отнош-й, основанных на капиталистич-й ч.с. на средства произ-ва и юр.

независимости рабочих от эксплуататоров ) и социалистический (возник. в рез-

те соц. рев-ции. Новое гос-во базируется на общественной собст-сти на

орудия и сред-ва произ-ва, предполагающей сотрудничество свободных от

эксплуатации людей. После возник-я соц-го типа гос-ва предполагается

отмирание гос-сти как таковой.), кот. харак-ют гос-во.(коммунистич-й и

общинный – не гос., а общественный способы производства). Пример

социалистического гос-ва – Куба. На основании формационного подхода, и

перечисленных способах производства выделяют 5 типов гос-в:

рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое и т. н.

восточное.(отсутствие ч.с. на землю, община, бюрократический аппарат,

застойность) Дополнительные признаки 2. уровень развития производительных

сил, 3. характер производственных отношений, кот. в свою очередь определяют

харак-р Г. Переход от одной общественно экономической формации к др.

происходит в рез-те смены отживших форм производственных отнош-й и замены

их новым экон-м строем. Изменение экон-го базиса влечет за собой изменения

в гос-пр. явлениях. Данный подход б. научно обоснован К.Марксом,

Ф,Энгельсом, В.Ленином. (выделяют переходное гос-во, кот. возникает в рез-

те нац.-освобод. борьбы зависимых народов и опирается на разнотипные

производ-е отнош-я с преобладанием примитивных форм собст-сти. По мере

преобладания господствующих форм собственности они должны примкнуть к опред-

му историческому типу гос-ва.) Т.о. гос-во яв. надстройкой по отнош-ю к

экон-му базису. Все гос-ва – организации пол-й вл. господствующего класса.

Смена истор-х типов гос-ва происходит на основе преемственности развития

Г.и П. различных типов. недостатки. 1. при анализе экономического базиса не

учитывается многоукладность, 2. соц-й состав классовых обществ включает

только классы-антогонисты, 3. он ограничивает анализ культурно-духовной

жизни общества кругом тех идей, представлений и ценностей, кот. отражают

интересы основных антагонистических классов. Основное отличие понятий

цивилизации от формации состоит в возможности раскрытия сущности любой

исторической эпохи через человека. Цивилизационный подход ориентирован на

познание прошлого через все формы деятельности человека: трудовую,

политическую, социальную. Концепция цивилизации позволяет различать не

только противостояние классов и соц. групп, но и сферу их взаимодействия на

базе общечеловеческих ценностей Цивилизационный подход. Какие признаки яв.

существенными – неустоявшаяся позиция. Существует 2 основных направления в

этом подходе. Это технологическое направление, согласно которому тип гос-ва

связывается с той стадией НТП и жизненного уроовня населения, определяемого

потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное гос-во.

Представители Уолт Ростоу, Д. Сахаров (т. конвергенции – сближения соц. и

кап. гос-в) Представителем др. направления цивилизац. подхода к вопросу о

типах гос-ва является англ. историк Тойнби. Он сформулировал концепцию

цивилизации, под коотрой понимает замкнутое локальное состояние общества,

отличающееся общностью редигиозных, психологических, культурных,

географических и др. признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой

истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими

закономерностями развития, а существующих подобно ветвям дерева рядом др. с

др. Некот-е авторы считают, что ни одно гос-во не похоже на другое, следов-

но сущ. цивилизации Китай, Яп., Рос.. Большинство берут в основу выделения

цивилизации ценностный подход. Общественная ценность – это то, что для

определенного общества значимо и охраняется в определенном порядке гос-

вом. Выделяют материальные и нематер-е ценности, ценности отдельных

индивидов и групповые ценности, ценности свойственные отдельным гос-м,

свойственные отдельным цивилизациям и общечеловеческие ценности. С т. зр.

обще человеческих ценностей все цивилизации едины. С т.зр. развития

ценностей м. выделить древнегреческую, древнеримскую цивилизации. Исходя из

содержания ценностей выделяют два типа цивилизаций: восточные и

европейские. И цивилизационный и формационный подходы объективно

характеризуют закономерности развития г. и п. Объективно любая цивилизация

обладает такими свой-ми, кот. позволяют ей развивать ценности до

определенного этапа – предел роста. Достигнув своего апогея и начав падение

могут в определенных изменившихся усл-ях снова начать развиваться, но

исчерпав ресурсы цивилиз-я может исчезнуть или подчиниться др. более

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты