Шпоры по ТГИП

деятельности человека а тем более гос-ва, обладают значительным

своеобразием. Различают т.н. традиционные правовые (построенные на обычном

праве) и религиозные правовые (мусульманское, индусское право) системы. К

странам традиционного права относят Японию, гос-ва тропической Африки и

нек. др. В основе обычного права лежат нормы традиций, обычаев, которые в

течении достаточно долгого времени оставались неизменными и в связи с тем,

что стали составляющим элементом правосознания были должным образом

закреплены на законодательном уровне. В основе религиозной правовой системы

лежит какая-либо система вероучения. Так, источниками мусульманского права

являются Коран, Сунна и иджма. Коран – священная книга всех мусульман,

состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и

Медине. Наряду с общими духовными положениями там есть и установления

вполне нормативно-юридического хар-ра. Сунна – мусульманское священное

предание, рассказывающее о жизни пророка, представляет собой сборник норм –

традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны

служить образцами для мусульман. Иджма – третий источник мусульманского

права – комментарии ислама, составленные его толкователями: докторами

мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных

нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому Коран и

сунна непосредственного юр. значения не имеют. Практики ссылаются на

сборники норм, содержащихся в иджме. Мусульманское право сформировалось в

глубоком средневековье и с тех пор проделало существенную эволюцию с т. зр.

развития своих источников. Характерные черты этого права: архаичность,

казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм во многом

сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов – продуктов

деятельности гос-ва. Другой широко распространенной системой религиозного

права является индусское право. Оно охватывает практически всех выходцев из

Индии и так же как мусульманское право тесно связано с религией –

индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования,

идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют

определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в

глубокой древности – почти 2 тыс. лет назад, однако сохранил свое

регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве индуизм

выступает элементом гос.-правовых отношений современного, в частности

индийского общества. Особенную роль индусское право играет в сферах, где

влияние религии до сих пор ощутимо – семейных, наследственных отношениях,

кастовом статусе человека и. д. Главной тенденцией развития как обычного

(традиционного), так и религиозного (мусульманского и др.) права является

усиление роли закона как источника права. Однако эта тенденция реализуется

на фоне неснижающегося значения традиционных и особенно религиозных норм и

даже в известной мере – их возрождения в качестве ведущей нормативной

системы общества, что весьма характерно для исламских гос-в.

26) Правовой статус личности — это правовое положение человека, отражающее

его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и гос-вом.

Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится по

сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий

(международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой

(специальный) и индивидуальный правовые статусы личности. Общий

(международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригос-

ых права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным

сообществом и закрепленные в международно-правовых документах. Защита его

предусмотрена как внутренним зак-вом, так и международным правом. Например,

в ст. 15 Конст-ии РФ предусмотрена возможность применения правил,

установленных нормами международного права и международными договорами. А в

рамках СНГ действует Комиссия по правам человека, которая согласно

Положению о ней от 24 сентября 1993 г. компетентна рассматривать как

письменные запросы гос-в по вопросам нарушения прав человека, так и

индивидуальные и коллективные обращения любых лиц, исчерпавших все

доступные внутригос-венные средства правовой защиты. Конституционный

(базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности и

их гарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным

признаком является стабильность, которая обусловлена особенностями самой

человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального

правопорядка, предсказуемых и разумных изменений, обеспечивающих сохранение

генофонда страны, темпы производства материальных и духовных ценностей,

свободное развитие личности. Как любая основа, на которой образуются новые

качества, конституционный статус должен обладать устойчивостью, его

существование должно длиться до тех пор, пока основные общественные

отношения не изменятся в корне и большинстве своем. Стабильность

конституционного статуса личности зависит от того, насколько полно он

соответствует фактическим общественным отношениям, и от того, какой порядок

принятия, отмены соответствующих норм и внесения в них изменений закреплен

в законе. Конст-я РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабильности

статуса, определяя достаточно сложный порядок пересмотра статей гл. 2,

содержащих нормы о правах и свободах человека и гражданина. Отраслевой

статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных

отдельной или комплексной отраслью правовой системы — гражданским,

трудовым, административным правом и др. Родовой (специальный) статус

личности отражает специфику правового положения отдельных категорий людей,

которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и

обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего

Севера и др. Индивидуальный статус характеризует особенности положения

конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии,

участия в управлении гос-венными делами и т. п. правовой статус личности:

понятие, структура и классификация Правовой статус - это юридически

закрепленное положение субъекта в обществе. Правовой статус фиксирует по

сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в

обществе. Правовой статус есть признанная конституцией и зак-вом

совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий гос-ых

органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные

роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса. В

структуре последнего выделяют такие элементы: 1) права и обязанности; 2)

законные интересы; 3) правосубъектность; 4) гражданство; 5) юридическая отв-

ть; 6) правовые принципы и т.п. Правовой статус бывает общим, специальным и

индивидуальным. Эти виды отражают собой соотношение таких философских

категорий, как общее, особенное и отдельное. Общий статус - это статус лица

как гражданина гос-ва, закрепленный в Конст-ии. Он является одинаковым для

всех граждан РФ. Специальный статус фиксирует особенности положения

определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов,

адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных

функций. Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол,

возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет собой

совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности

27) Понятие и основные признаки нормы права Первичным элементом права

является норма права. Из нормы права складываются административно-правовые

акты. Норма права - это модель поведения людей, устанавливаемая гос-вом и

определяющая меру свободы в конкретных правоотношениях. Участник

конкретного правоотношения располагает возможностью действовать свободно, а

именно сознательно избирать для себя тот или иной вариант поведения и

свободно действовать при достижении определенных целей посредством

правоотношения с другим субъектом права. Правовая норма, также, как и само

право в целом, имеет свои отличительные признаки, которые отличают ее от

других социальных норм. Такими признаками правовой нормы являются:

1.Правовая норма устанавливается или санкционируется гос-вом и закрепляется

в официальных правовых актах гос-ва. 2.Норма права имеет предоставительно-

обязывающий характер. С одной стороны она предоставляет свободу действий,

направленных на реализацию законных прав субъекта, а с другой стороны норма

права обязывает либо совершить действие, либо воздерживаться от совершения

действий. Следовательно, предоставляя свободу отдельному лицу, правовая

норма одновременно ограничивает эту свободу. 3.Обеспечение исполнения

правовой нормы с помощью мер гос-го принуждения и применение в случае

необходимости при неисполнении или ненадлежащем исполнении юр-й

ответственности к правонарушителю. 4.Норма права является гос-венным

регулятором типовых общественных отношений. Норма права: понятие и признаки

Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило

поведения, установленное и обеспечиваемое гос-вом и направленное на

урегулирование общественных отношений. Юридическая норма - первичная

клеточка права, исходный элемент его системы. Поэтому естественно, что

данной норме свойственны основные черты права как особого социального

явления. Из этого не следует, однако, что понятия «право» и «норма права»

совпадают. Они соотносятся между собой как целое и часть. К признакам нормы

права относят: 1) общеобязательность (она представляет собой властное

предписание гос-ва относительно возможного и должного поведения людей); 2)

формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных

документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов); 3) связь с

гос-вом (она устанавливается гос-венными органами и обеспечивается мерами

гос-го воздействия — принуждением и стимулированием); 4) предоставительно-

обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но

и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право

без обязанности и обязанность без права); 5) микросистемность (она

выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких

взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

Классификация норм права Выделяют следующие основные виды правовых норм: 1)

в зависимости от функциональной роли они разделяются на: - исходные нормы,

которые определяют основы правового регулирования общественных отношений,

его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы,

провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения

конкретных юридических понятий, и т.п.); - общие нормы, которые присущи

общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или

большую часть институтов соответствующей отрасли права; - специальные

нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права

и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с

учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие,

корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы

правового воздействия на поведение личности); 2) в зависимости от предмета

правового регулирования (по отраслевой принадлежности) они разделяются на

конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.; 3) в

зависимости от их характера - на Артериальные (уголовные, аграрные,

экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-

процессуальные); 4) в зависимости от методов правового регулирования на: -

императивные (содержащие властные предписания); - диспозиптвные (содержащие

свободу усмотрения); - поощрительные (стимулирующие социально полезное

поведение); - рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для гос-ва

и общества вариант поведения); 5) в зависимости от времени действия - на

постоянные (содержащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в

Указе Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе

в связи со стихийным бедствием).

28) Структура правовой нормы и формы ее изложения в нормативном акте

Правовая норма имеет свою внутреннюю структуру, которая насчитывает 3

элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза (предположение)

указывает на такие жизненные обстоятельства, при которых субъекты должны

исполнять установленные правила. Ими могут быть: достижение определенного

возраста для получения пенсии или период, на который введено чрезвычайное

положение в определенной местности страны и т.д. Диспозиция (распоряжение)

- это такая часть нормы, которая формулирует само правило поведения,

определяя права и обязанности субъектов правоотношения. Например, право на

получение пенсии, обязанность являться по повестке в суд, воздержаться от

каких-либо поступков и т.д. Санкция (взыскание) - это такая часть нормы,

которая указывает на принудительные меры воздействия, которые должны быть

применены к нарушителям данного правила поведения. Смысл санкции -

предупредить возможные нарушения установленного правила поведения или

восстановить справедливость, когда нарушение уже совершилось. Структура юр-

й нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих

ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких

частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Таких частей три: 1) гипотеза

- элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место,

субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления

юридических фактов; 2) диспозиция - элемент нормы права, определяющий

модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей,

возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция

выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром; 3) санкция -

элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта,

реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными -

меры наказания, так и позитивными - меры поощрения (премия за

добросовестное выполнение служебных обязанностей работником). Каждый из

названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет

особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юр-

й науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без

санкции бессильна. Проблема структуры правовой нормы является

дискуссионной. Одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей

- гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же ученых-

юристов придерживаются трехзвенной структуры правовой нормы, состоящей из

рассмотренных выше элементов (гипотезы, диспозиции, санкции).

29) Понятие социальных и технических норм. Социально-технические нормы

Социальные нормы – это правила, регулирующие поведение людей и деятельность

организаций в их взаимоотношениях. Потребность в социальных нормах возникла

на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с

необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. При помощи

социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей;

решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку. Социальные нормы

характеризуются рядом признаков: 1. Социальные нормы являются правилами

поведения людей. Они указывают, какими должны или могут быть человеческие

поступки по мнению определенных коллективов людей, различных организаций

или гос-ва. Это образцы, в соответствии с которыми люди сообразуют свое

поведение. 2. Социальные нормы – это правила поведения общего характера ( в

отличие от индивидуальных правил ). 3. Социальные нормы – это не только

общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе. Благодаря

указанным признакам социальные нормы становятся важным регулятором

общественных отношений, активно воздействуют на поведение людей и

определяют его направление в различных жизненных ситуациях. Все социальные

нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум

основаниям: 1. по способу их установления (создания); 2. по средствам

охраны их от нарушений. На основе этого выделяются следующие виды

социальных норм: 1. Нормы права – правила поведения, которые

устанавливаются и охраняются гос-вом. 2. Нормы морали (нравственности) –

правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с

моральными представлениями- людей о добре и зле, справедливости и

несправедливости, долге, достоинстве и охраняются силой общественного

мнения или внутренним убеждением. 3. Нормы общественных организаций

представляют собой правила :поведения, которые устанавливаются самими

общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного

воздействия, предусмотренных уставами этих организаций. 4. Нормы обычаев –

это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в

результате их многократного повторения вошедшие в привычку людей.

Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в ста

привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека. 5. Нормы

традиций выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты