.
Два выражения, полученные для dP, отличаются на величину
,
которая характеризует абсолютную погрешность метода. Относительная погрешность е/Р0 будет зависеть от соотношения dХ/Х и степени n и при различных значениях этих показателей будет иметь следующие значения.
При использовании дифференциальных уравнений считается, что погрешность не выходит из допустимых пределов, если изменения параметров проекта, по отношению к прототипу, не превосходит следующих значений: скорость хода - 4 - 5 %, главные размерения - 7 - 10 %, водоизмещение до 20 %.
dХ/Х | Относительная погрешность е/Р0, % | |||||
n = 3,0 | n = 2,0 | n = 1,0 | n = 2/3 | n = 0,5 | ||
0,05 0,10 0,20 | 0,75 3,0 12,0 | 0,25 1,0 4,0 | 0 0 0 | 0,03 0,11 0,45 | 0,03 0,12 0,50 |
Р = D - УРi(д, L, B, H, T, хs, r, a, b,…) = D - F,
где, как и прежде УРi = F - массы зависимые от размерений, коэффициентов полноты, скорости, дальности плавания и прочих независимых переменных, Р - независимые массы. Дифференцируя это уравнение, получим
dР = dD - dF,
и раскроем dD и dF как полные дифференциалы по всем независимым переменным, т.е. по д, L, B, H, T, хs, r, a, b, c….
выражение для dD будет выглядеть следующим образом:
.
Найдем частные производные.
.
Подобным же образом можно вывести, что , , . Тогда
.
Аналогично можно написать, что
Введем обозначение
,
то есть полный дифференциал функции F по всем переменным, исключая главные размерения и коэффициент полноты.
Окончательный вид уравнения масс в этом случае примет вид
.
Величины, стоящие в левой части уравнения, должны, очевидно, рассматриваться как заданные. Соответственно заранее необходимо определить полный дифференциал функции F по независимым переменным. Так же определяются и искомые частные производные по главным размерениям и коэффициенту полноты. Отношение водоизмещения к главным размерениям и коэффициенту полноты принимается по прототипу.
Для вычисления частных производных функции F надо найти частные производные каждого из разделов входящих в F по каждой из переменных д, L, B, H, T. Например, пусть какой-нибудь из разделов выражается зависимостью
Рi = pi дmLnBkHxTy,
в которой степени могут быть целыми или дробными, положительными или отрицательными.
Частная производная Рi по коэффициенту полноты
.
Величину этой частной производной можно вычислить по прототипу. Частная производная функции F определяется как сумма частных производных отдельных разделов.
.
Очевидно, что частные производные по другим переменным будут определяться подобным же образом.
Поскольку в полученном уравнении фигурируют пять неизвестных, то для решения уравнения необходимо задаться дополнительными зависимостями, для выражения одного элемента через другой. Это могут быть либо уравнения теории корабля, либо ограничения размерений, либо соотношение размерений прототипа. Последний способ выражения главных размерений является наиболее употребительным. В этом случае
,
откуда
.
Аналогично выражаются и прочие приращения главных размерений. Коэффициент общей полноты задают исходя из статистических зависимостей, или принимают по прототипу. В первом случае dд = д - д0, во втором dд = 0.
Дифференциальное уравнение масс Бубнова
От обобщенного дифференциального уравнения масс уравнение Бубнова отличается тем, что второе слагаемое левой части [dF]0 = 0. Для учета изменения скорости хода, дальности плавания, измерителей и прочих независимых переменных И.Г.Бубнов предложил пересчитывать элементы проектируемого судна не относительно элементов прототипа, а относительно элементов какого-то судна, имеющего главные размерения и коэффициенты полноты прототипа, но независимые переменные, соответствующие проектируемому судну. Поскольку такое сочетание у реально существующих судов найти практически невозможно, необходимо изменить нагрузку прототипа, таким образом, чтобы оказались выполненными элементы технического задания проекта. Поскольку после введения изменений нагрузка прототипа не будет соответствовать водоизмещению прототипа, его необходимо компенсировать за счет независимых масс.
Общая формула определения масс разделов исправленного прототипа
.
Изменение масс независимых разделов осуществляется прямым расчетом. Для компенсации получившегося расхождения между нагрузкой и водоизмещением необходимо изменить массу перевозимого прототипом груза.
Обобщенный коэффициент приращения водоизмещения
Для вывода уравнения будем рассматривать приращение высоты борта как заданную величину. Преобразуем исходное уравнение dP = dD - d(УPi) к виду
,
где - полный дифференциал переменных масс по главным размерениям подводной части и коэффициенту полноты. Объедением приращение независимых масс и приращение масс разделов вызванное изменением независимых переменных.
.
Тогда обобщенное дифференциальное уравнение можно записать в виде
.
Если вести обозначение
,
где , то обобщенное уравнение можно записать, относительно неизвестного dD, в виде
dD = зД.
Зная численное значение коэффициента з можно определить приращение водоизмещения, соответствующее заданному приращению масс Д. Но для этого необходимо исключить из уравнения неизвестные приращения элементов. Предположим, что заданное приращение Д компенсируется за счет приращение только какого-то одного элемента. Пусть dL = dB = dT = 0, dд ? 0.
Тогда
.
Можно составить такие же выражения применительно к другим элементам судна. Аналогично формуле для обобщенного коэффициента запишем формулы для частных случаев
для dL = dB = dT = 0, dд ? 0.
для dд = dB = dT = 0, dL ? 0.
для dд = dL = dT = 0, dB ? 0.
для dд = dL = dB = 0, dT ? 0.
Полученные коэффициенты зд, зL, зB, зT могут рассматриваться как частные коэффициенты приращения водоизмещения по соответствующим элементам. Для определения приращения водоизмещения в каждом из случаев, по аналогии с общей формулой, можно записать
,
,
,
.
Частные коэффициенты приращения водоизмещения могут быть вычислены для каждого конкретного судна, если известны его элементы и нагрузка.
С точки зрения экономии масс выгоднее всего увеличивать водоизмещение проектируемого судна за счет тех элементов, которым соответствуют минимальным значениям коэффициентов зi. Минимальное водоизмещение будет у того судна, у которого зд = зL = зB = зT. Однако, это практически неосуществимо, поскольку кроме соотношения нагрузок по отдельным разделам, приходится учитывать требования к остойчивости, ходкости, вместимости и пр. Поэтому приходиться говорить не о минимальном, а о минимально возможном водоизмещении судна.
Независимое приращение масс Д - есть сумма частных приращений.
Д = Дд + ДL + ДB + ДT.
Разделив полученное выражение на D, получим, после подстановки значений Дi, следующую формулу
.
Из выражения dD = зД получим формулу для определения з.
.
Или
.
Пользуясь этой формулой, легко определить значение коэффициента з для любых частных случаев.
Дифференциальное уравнение масс НорманаЕсли алгебраическое уравнение масс, выраженное в функции водоизмещения привести к виду
Р = D - УPi(D, хs, r, a, b,…),
в котором, как и раньше а, b - какие-то независимые переменные, то при дифференцировании, с учетом выведенных ранее формул, получим
,
где, как и раньше
.
Тогда искомое приращение водоизмещения
.
где - коэффициент Нормана, являющийся частным случаем обобщенного коэффициента приращения водоизмещения. Нахождение коэффициента Нормана, при наличии подходящего прототипа, не вызывает затруднений.
Связь коэффициентов зн и зг
Коэффициенты зн и зг можно рассматривать как величины, характеризующие нагрузку судна. Преобразуем алгебраическое уравнение масс. Если исключить из рассмотрения массу экипажа, то независимые массы будут представлены только массой перевозимого груза, которую можно выразить через соответствующий коэффициент утилизации водоизмещения.