Проектирование судов
p align="left">.

Аналогично можно найти, как соотносятся длины отрезков прототипа и проекта. Пусть а0 = А0В0 - длина какого-то отрезка прототипа, расположенного под углом И0 к оси у (см. рис. 2). Проекция отрезка на эту ось,

А0С0 = а0Соs0.

При изменении масштаба вдоль оси у в b раз отрезок трансформируется в а' = А'В', расположенный под углом И'. При этом его проекция на ось у,

А'С' = b(А0С0) = b а0Соs0.

Изменение масштаба по оси z в t раз переместит точки А', В' и С', соответственно в А, В и С. Отрезок а = АВ, расположенный под углом И к оси у будет связан с а0 следующими соотношениями:

АС = А'С' = b(А0С0) = b а0Соs0,

Откуда

.

При = 0 данное выражение совпадает с полученными ранее выражениями для L, В и T. Поперечный момент инерции проектируемого судна при 0 с учетом выражения полученного ранее для Ix.

,

а метацентрический радиус,

.

Для больших углов крена показателем остойчивости служит не метацентрическая высота, а плечо статической остойчивости l. Получим выражение для его определения. Из рис. 3 видно, что,

.

Из треугольника C0QP,

.

QR = FC1. Из треугольника C1FP,

.

Из треугольника C0GE,

.

Окончательно получим,

lст = уСosИ + zcSinИ - aSinИ.

С учетом масштабов длин, данное выражение можно переписать в виде,

lст = c0СosИ + tzc0SinИ - ta0SinИ.

Частными случаями полученной зависимости будут выражения:

при l 1, b = t = 1

И= И0 , с = с0, l = l0.

При l = b = t = l

И= И0 , с = l с0, l = l l0.

Таким образом, если известны значения плеч статической остойчивости прототипа, задача решается довольно просто.

При пересчете параметров непотопляемости, проектанта, в первую очередь, интересуют следующие параметры: приращение осадки носом DTн, приращение осадки носом DTк и угол дифферента y.

При условии при l 1, b = t = 1 и одинаковых относительных координатах поперечных переборок, длина (и объем) поврежденного отсека изменяется пропорционально l. Соответственно, масса влившейся в отсек воды Р = lP0, а координата ЦТ отсека х = lx0.

Рис. 4. Соотношение затопленных отсеков подобных судов

Тогда:

,

.

Аналогично DTк = DTк0.

Таким образом, при изменении длины судна, аварийная осадка не меняется, а дифферент уменьшается пропорционально l.

При b 1, l = t = 1 получаем DTн = DTн0,--DTк = DTк0, y = y0.

При t 1, l = b = 1 получаем DTн = t DTн0,--DTк = t DTк0, y = ty0.

Показателем общей прочности являются максимальные нормальные напряжения возникающие в продольных связях корпуса под действием изгибающего момента Мизг.

,

где W - момент сопротивления корпуса.

,

где I - момент инерции площади эквивалентного бруса относительно нейтральной оси, а - численный коэффициент, Н - высота борта. Поскольку момент инерции равен площади поперечного сечения корпуса S, умноженный на квадрат радиуса инерции r, зависящего от высоты борта, то

.

Изгибающий момент возникает под воздействием сил, пропорциональных объему погруженной части корпуса, приложенном на плече, зависящим от длины корпуса. Следовательно

.

Тогда:

.

Таким образом, напряжения, возникающие в связях корпуса, пропорциональны длине и обратно пропорциональны высоте, а поскольку степень при модуле длины равняется двойке, увеличение длины судна приводит к интенсивному росту массы корпуса.

Относительно модуля t следует отметить, что полученная зависимость справедлива при условии Т = tT0 и H = tH0. Если изменяется только высота борта при неизменной осадке (Т = T0, H = tH0), то

.

В обратном случае (Т = tT0, H = H0) получим

.

При независимом изменении осадки и высоты борта (Т = tT0, H = hH0)

.

Нагрузка судна. Виды водоизмещения

Согласно ОСТ 5.0206-76 нагрузка судна делится на 17 разделов.

01 - Корпус, включающий массы корпусных конструкций, надстроек, рубок, дельных вещей, окраски, изоляции и оборудования помещений.

02 - Устройства судовые, включая средства активного управления.

03 - Системы, к которым относятся трубопроводы, арматура, механизмы и приводы управления насосов, кондиционеров и холодильных машин.

04 - Энергетическая установка - главные и вспомогательные механизмы.

05 - Электроэнергетическая система, внутрисудовая связь и управление. Источники электроэнергии, кабельные трассы, телефонная связь, машинные и рулевые телеграфы, аппаратура радиотрансляции, авторулевые.

07 - Вооружение (штурманское). Навигационное оборудование такое как: средства радиосвязи, гидролокации и радиолокации, компасы, лаги и т.п., а также вертолеты, если они есть на судне.

09 - Запасные части, к механизмам, устройствам, системам и пр.

10 - Постоянный балласт, твердый или жидкий, постоянно присутствующий на судне.

11 - Запас водоизмещения, остойчивости. Фиктивная масса, вводимая в нагрузку, во избежание возможной перегрузки, вследствие ошибок в расчетах.

12 -Постоянные жидкие грузы. Неудалимые остатки жидкостей в трубопроводах и цистернах, а также заправочные жидкости в механизмах.

13 - Снабжение, имущество. Шкиперское, спасательное, медицинское и пр.

14 - Экипаж, провизия, вода, расходные материалы и среды. Помимо собственно масс экипажа с багажом, провизии и пресной воды сюда относят запасы песка, цемента, красок и т.п., а также топливо для катеров и вертолетов.

15 - Груз перевозимый, состоящий из коммерческого груза и массы пассажиров с багажом, запасами пресной вводы и провизии для них.

16 - Запасы топлива, масла, воды, необходимые для работы энергетической и электроэнергетической установок.

17 - Переменные жидкие грузы. Вода в цистернах успокоителей качки, в плавательных бассейнах, в цистернах сбора загрязненных вод и т.д.

18 - Жидкий балласт, принимаемый для регулирования посадки и остойчивости.

19 - Грузы, снабжение, запасы дополнительные, принимаемые в перегруз.

В свою очередь каждый раздел делится на группы. Например, 01 раздел:

0101 - Корпус металлический.

0102 - Подкрепления и фундаменты.

0103 - Дельные вещи.

0104 - Неметаллические части корпуса.

0105 - Покрытия, окраска.

0106 - Изоляция, зашивка.

0107 - Воздух в корпусе.

0108 - Оборудование помещений, постов.

Группы делятся на подгруппы. Например, группа 0101:

010101 - Обшивка наружная, настил второго дна.

010102 - Палубы и платформы корпуса.

010103 - Переборки корпуса (включая шахты и выгородки).

010104 - Надстройки, рубки, мачты.

010105 - Конструкции специальные.

010106 - Выступающие части.

Наконец, подгруппы делятся на статьи. Например для 010101:

01010101 - Обшивка наружная.

01010102 - Настил второго дна.

01010103 - Набор продольный, междудонный.

01010104 - Набор поперечный, междудонный.

01010105 - Набор бортов продольный.

01010106 - Набор бортов поперечный.

01010107 - Набор продольный в оконечностях.

01010108 - Набор поперечный в оконечностях.

01010109 - Бульбовые и корпусные обтекатели.

01010110 - Штевни, кронштейны, мортиры, клюзы и т.п.

01010111 - Пилоны воздушных винтов, стабилизаторы.

01010112 - Металлические части привальных брусьев.

01010113 - Кингстонные и ледовые ящики, патрубки.

01010114 - Скуловые кили.

Характерный состав нагрузки некоторых судов приведен в табл. 3.

Состав нагрузки различных судов таблица 3

Назначение судна

Разделы нагрузки, (% от D)

01

02

03

04

05

Группы, (% от Р01)

0101

0101 - 0107

0108

Пассажирское

? 40

? 67

? 97

? 3

? 3,5

? 2,5

? 8,5

? 2,5

Универсальное сухогрузное

20 - 22

77 - 90

95 - 98

2 - 5

2,2 - 2,4

0,7 - 1,7

3,0 - 7,0

0,6 - 3,0

Лесовоз

23 - 25

2,7 - 2,8

0,9 - 0,9

2,9 - 3,8

1,3 - 1,5

Контейнеровоз

? 27

? 3

? 1

? 4,5

? 1,2

Навалочное

17 - 26

0,7 - 1,1

0,5 - 0,7

1,4 - 1,9

? 0,3

Нефтеналивное

12 - 24

97 - 98

98 - 99

1 - 2

0,7 - 1,2

0,7 - 2,0

0,9 - 4,0

0,1 - 0,6

Промысловое

34 - 47

3,4 - 12,4

0,8 - 2,5

4,7 - 11,1

1,2 - 2,1

Буксир

39 - 54

6,4 - 8,8

1,6 - 3,8

10,9 - 24,7

1,1 - 5,3

Назначение судна

Разделы нагрузки, (% от D)

10

11

12

14

16

прочие

разделы

15 (зг)

зDW

Пассажирское

? 2

? 2,5

? 1,0

? 10

? 0,6

? 25

? 33

Универсальное сухогрузное

? 2,5

0,3 - 1,8

0,2 - 1,0

0,1 - 2,8

2,6 - 13,0

0,02 - 0,3

45 - 61

50 - 73

Лесовоз

-

0,9 - 1,4

0,7 - 0,9

0,2 - 0,8

6,0 - 8,0

0,05 - 0,15

57 - 60

65 - 68

Контейнеровоз

до 15

? 0,5

? 0,9

? 0,2

? 6,5

? 0,2

? 55

? 62

Навалочное

до 15

0,4 - 1,2

0,2 - 0,3

0,1 - 0,8

7,0 - 10,0

0,02 - 0,11

60 - 70

67 - 79

Нефтеналивное

до 15

0,3 - 1,0

0,4 - 0,7

0,1 - 0,8

4,0 - 9,0

0,02 - 0,10

55 - 80

60 - 84

Промысловое

-

1,7 - 2,9

0,6 - 1,3

2,9 - 5,8

6,0 - 16,5

0,21 - 4,21

10 - 29

20 - 47

Буксир

-

1,6 - 4,0

0,9 - 1,2

1,3 - 4,0

9,0 - 26,5

0,81 - 2,71

0,00

11 - 30

Сумма разделов с 01 по 13 составляют водоизмещение порожнем (Dпор), сумма разделов с 14 по 18 - дедвейт (DW). Водоизмещение порожнем и дедвейт составляют полное водоизмещение (D). 19 раздел учитывается только для тех судов, которые не подпадают под соглашение о грузовой марке и для которых не регламентируется минимальная высота надводного борта.

Стандартный подход к делению нагрузки неудобен в проектных расчетах, поскольку удельное значение разделов отличается довольно сильно. Например, 01 раздел занимает 12 - 54 % от D, разделы 02, 03, 05 - от 1 до 10 %, а разделы 07, 09, 13 - десятые и сотые доли процентов. Для предварительных расчетов применяется проектная разбивка масс по разделам, отличающаяся меньшим количеством составляющих.

При подобном подходе нагрузка делится на 8 разделов:

Корпус Рк = Р01+Р10.

Оборудование, Ро = Р02+Р03+Р05+Р07+Р09+Р13.

Балласт Рб = Р12+Р17+Р18.

Механизмы, Рм = Р04.

Топливо, Рт = Р16.

Запас водоизмещения, Рзв = Р11.

Экипаж, Рэ = Р14.

Груз Рг = Р15.

Определение массы корпуса

01 раздел - самый "тяжелый" в нагрузке порожнего судна. Массу этого раздела можно определить одним из четырех способов:

В способах первой группы используются наиболее простые, а поэтому и наименее точные формулы вида,

Рк = рк D или Рк = qк LBH,

где D, LBH - модули, а рк, qк - измерители, определяемые по прототипу, отнесенные к соответствующим модулям.

Формулы второй группы учитывают такие особенности, как: тип судна, высота надводного борта, количество палуб, развитость надстроек и т.п. Результаты расчета по формулам второй группы оказываются более достоверными, чем в первом случае. Типовая формула второй группы для массы голого корпуса (суммы групп с 0101 по 0107)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты