Роль женских общественных организаций в решении социальных проблем в Российской Федерации (на примере Алтайского края)
p align="left">В организации существует в виде административно-правовой структуры обезличенная система связей и норм, необходимая для выполнения коллективом трудовых функций, для его стабильного взаимодействия и в единстве цели. Эти нормы и связи нейтральны по отношению к персональному составу работников. Коллектив может полностью смениться, а нормы и связи останутся теми же.

Организация в целом немыслима без коллектива. Основной производительной силой является человек, он обеспечивает жизнедеятельность предприятия и учреждения. Если же производство полностью автоматизированное, функционирует без участия человека, то его нельзя признать организацией. Иначе говоря, решающее влияние на строение и функционирование организации оказывает коллектив. Сплоченность или конфликтность коллектива, его стабильность, уровень квалификации и сознательности работников, деловая активность, дисциплинированность - все это определяет эффективность организации. Коллектив является социальной основой трудовой организации. Коллектив - контактная и структурированная общность работников. По мере приватизации многие предприятия и даже учреждения преобразовались в акционерные общества открытого типа, акционерами своей же организации стали и многие ее работники. Акционеры не образуют коллектива, они могут и не знать друг друга и даже не посещать это предприятие, поскольку часть из них, там не работают - «внешние» люди. «Внутренние» акционеры оказываются в противоречии своих интересов, как работники они заинтересованы переводить прибыль в зарплату, как акционеры - направлять прибыль на развитие производства.

Наиболее важным свойством организаций является прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий их участников, который они обеспечивают. Это явление называется синергией. В организациях это явление оказывается управляемым, его можно усиливать, видоизменять.

Тайна организационного эффекта коренится в принципах объединения индивидуальных и групповых усилий: единство цели, разделение труда, согласование и проч. Способы их осуществления весьма разнообразны. Соединение людей может привести не только к их взаимоусилению, но и ко взаимоослаблению, даже при общности целей, а иногда и благодаря ей. Эффективность результата зависит от организации или от организованности. Целью необходимо объединить людей, сделать их единомышленниками. Это - непременное условие взаимоусиления. Если работники действуют с разными целями, или конкурируют друг с другом при достижении одной и той же цели, эффект может быть минимальным, нулевым и даже отрицательным. Два человека могут иметь вполне одинаковые цели, но именно поэтому находиться во взаимной борьбе, это тоже приводит к негативному эффекту. Подобные проблемы сплошь и рядом возникают в действующих организациях и ослабляют эффективность их деятельности.

Социальная организация имеет функционально-целевую природу. Выполнение организацией своих функций (функционирование) проявляется в производстве специфической продукции, в качестве которой могут выступать материальные блага, услуги, информация, управленческие решения и т. д. Функции организаций закрепляются в официальных (учредительских) документах, где фиксируется основной вид деятельности и результат (цель), ради которой она создается. Эффективность деятельности организации оценивается через достижение этих результатов - целей. Организация представляет собой средство и инструмент обеспечения функции объединения и регламентации поведения людей ради такой цели, которая не может быть достигнута индивидами порознь, в одиночку, а требует совместных, организованных усилий. Специализация организаций обуславливает внутреннюю специализацию членов организации, а это предусматривает четкое распределение между ними функций.

Функционирование организаций невозможно без определенной системы коммуникаций. Эта система обеспечивает контакты индивидов, социальных групп, горизонтальных и вертикальных структур. Сердцевину коммуникаций составляет обмен информацией, на основе которого осуществляется принятие решений и ответ на них, взаимодействие на межличностном и групповом уровне и т. д. [13]

Существуют основные концепции организации.

Организация как трудовой процесс. Наиболее ранний подход к измерению и построению организационной системы. Методологической основой его явилось выделение блока «человек - труд» как первоосновы организации. В рамках этого блока процесс труда максимально размельчался на простейшие элементы с целью задать работнику наиболее оптимальный режим исполнения. Собственно трудовая деятельность принципиально отделялась от управления, которое становилось функцией другого лица.

Под именем тейлоризма эта модель широко известна. Главные ее особенности - полностью, детально расписанное поведение работника по рационализированной схеме, а также подход к самому работнику как к своего рода запасной части, годной лишь к определенному месту.

Организация - машина. Авторы этой модели - А. Файоль, Л. Урвик и другие - рассматривали организацию как безличный механизм, построенный из формализованных связей, статусов, целей в виде многоуровневой административной иерархии. Упор делается на единство командования, выделение функциональных звеньев и рычагов регулирования (планирования, координации, контроля и проч.). Организация в этом смысле есть, прежде всего, инструмент решения задач, человек в ней выступает не как личность, а лишь как абстрактный человек вообще. Такая почти техническая система предполагает и полную управляемость, контролируемость ее деятельности.

«Бюрократическая» модель организации. Близкая к предыдущей концепция рационализации («бюрократизации») поведения человека в организациях. М. Вебер разработал ее с целью преодоления свойственной людям иррациональности в поступках и отношениях. Гарантия эффективности организации обеспечивается через стандарты деятельности. Преимущества при этом достигаются за счет точности, однозначности, четкой субординации, целостности и т. д. отношений. Обязанности между членами организации распределяются по степени компетентности, на этом принципе и строится власть в организации. В отличие от упомянутых выше авторов, М. Вебер не занимался практическим построением административных структур, его образ «бюрократической» организации давал только теоретическую модель снятия нарастающих проблем.

Организация - община. Представление об организации как о частном случае человеческой общности, особой социальности. Ключевыми являются отношения «человек-человек», «человек-группа», причем отношения эти строятся на межличностной основе взаимных привязанностей, общих интересов и т. д. Главный регулятор - принятые в группе нормы поведения. Структура строится на основе стихийно складывающихся первичных отношений между индивидами, по шкале престижа, через процессы лидерства и т. д. В этой среде образуются частые, неформальные ассоциации. Подобная организованность удовлетворяет социальные потребности индивида (в общении, признании, принадлежности) и контролирует его поведение (через общественное мнение). Эта социально-психологическая «организация в организации» мало доступна управлению, действующему прежними методами, и единственный путь воздействия на организацию лежит через включение в ее естественную систему, воздействие на мотивы, установки и проч. Экспериментально и теоретически эта модель была обоснована Э. Мейо, Ф. Ротлисбергером и другими.

Социотехническая модель. Предложена Тавистокской школой. Основывается на зависимости внутригрупповых связей от технологии производства. Исследования, проведенные в 50-х годах группой английских социологов на угольных шахтах в Уэльсе, на текстильных фабриках в Ахмедабаде, показали также и обратное влияние социально-психологических качеств группы на производительность. В той степени, в какой это позволяют особенности оборудования и технологического процесса, организации следует учитывать и допускать неформальные регулирование на отдельных участках. По мере развития технической базы производства эти допуски могут варьировать вплоть до исчезновения.

Интернационистская модель. Начиная от Ч. Бернарда, далее у Г. Саймена, Дж. Марча и других, организация рассматривается как система длительных взаимодействий между работниками. Причем индивиды вносят в организацию собственные ожидания и ценности, руководствуются своим представлением о ситуациях. Поскольку цели, структура и т. д. являются в некоторой мере продуктом этих взаимодействий (наряду с формальными), возникают большая неопределенность для управления, риск при принятии решений. Рациональность руководителя также ограничена: знание его об организации неполно, все последствия своих решений он не предвидит, порядок предпочтений у него неустойчив. Важный способ поддержания контроля - системный анализ и построение организации с учетом границ ее формализации и неформальных последствий внутригрупповых отношений.

«Естественная» организация - концепция, идущая от Т. Парсонса, Р. Мертона, А. Этциони и др.

Функционирование организации рассматривается как объективный, самосовершающийся процесс, в котором субъективное начало хотя и присутствует, но не преобладает. Организованность - состояние системы, позволяющее ей самонастраиваться при воздействии извне или изнутри. Цель - лишь один из возможных результатов функционирования, отклонение от цели - не ошибка или просчет, а естественное свойство системы, следствие большой роли в ней принципиально непланируемых, стихийных факторов. Такой подход избегает взгляда на организацию с позиций управления, видит ее как специфическое социальное явление, развивающее по своим собственным закономерностям. Эти закономерности известны лишь отчасти, отчего возникают многочисленные непредвиденные ситуации. [12]

Проанализировав основные теоретические подходы к определению организации, теории организации, можно дать следующее определение общественной организации, а на основе этого выявить сущность женской общественной организации.

Таким образом, общественная организация - это общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Женская общественная организация - это многофункциональная общественная организация, объединяющая женщин, занимающихся решением широкого круга социальных проблем, основанная на членстве и созданная на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения целей объединившихся.

1.2. Нормативно-правовая база деятельности женских общественных организаций в Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. Россия впервые названа социальным государством, то есть государством, которое обязано заботиться о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Такая обязанность государства не может, однако, подменить собственной активности граждан. Члены общества сами, собственными усилиями обеспечивают свое благосостояние и свободное развитие, объединяясь для достижения этих целей и создавая общественные организации.

Общественные объединения создаются на основе общности интересов граждан для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Цели деятельности общественных объединений лежат в области прав человека, благотворительности, образования, науки, искусства, физкультуры и спорта, экологии и т. п. Цели общественных объединений могут быть самыми разнообразными. Запрещаются создание и деятельность лишь тех общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Учредителями, членами и участниками общественного объединения могут быть только граждане (физические лица) и другие общественные объединения - юридические лица.

Таким образом, общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Федеральный Закон «Об общественных объединениях» был принят Государственной Думой 14 апреля 1995 года.

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общественных объединений.

Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан. В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной.

Для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; осуществлять в полном объеме свои полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти; участвовать в избирательных кампаниях, в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, выдвигать кандидатов или списки кандидатов при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также организовывать их предвыборную агитацию.

Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность, если это служит достижению их целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям, а также создавать хозяйственные товарищества, общества и хозяйственные организации. [16]

Федеральный Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятый Государственной Думой 7 июля 1995 года, устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации.

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной, безвозмездной или на льготных условиях, передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Благотворительная деятельность осуществляется в целях социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей и других обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы. Подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных и иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев. Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам. Содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению конфликтов; укреплению престижа и роли семьи в обществе; защите материнства, детства и отцовства; деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан. Содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта. Охрана окружающей природной среды и защита животных; охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей, индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.

Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации целей, путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций, объединений, фондов, учреждений и в иных формах.

Благотворительная организация вправе осуществлять благотворительную деятельность, направленную на достижение целей, ради которых она создана; заниматься деятельностью по привлечению ресурсов и ведению внереализационных операций; осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, и соответствующую этим целям. Для создания материальных условий реализации благотворительных целей благотворительная организация вправе учреждать хозяйственные общества. Не допускается участие благотворительной организации в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.

Организация разрабатывает благотворительную программу, которая представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации. Благотворительная программа включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации этой программы), устанавливает этапы и сроки ее реализации. На финансирование благотворительных программ, включая расходы на их материально-техническое, организационное и другое обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации этих программ, и другие расходы, должно быть использовано не менее 80 % поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных этой организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности. При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами. [15]

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» впервые был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года.

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях