Организация социального обслуживания сельского населения муниципального района
p align="left">Представители общественных организаций Зеленодольского района принимают участие в работе комиссии по проверке обеспечения доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в состав которой входят специалисты социальной защиты, комитета по строительству и архитектуре. В Чистопольском районе председатель общественной организации инвалидов систематически принимает участие в работе координационного совета по профилактике инвалидности.

В Аксубаевском, Балтасинском, Дрожжановском, Лениногорском, Мензелинском, Тетюшском, Тукаевском, Ютазинском районах созданы и успешно функционируют рабочие межведомственные группы, которые работают совместно с обществами инвалидов по вопросу реализации индивидуальной программы реабилитации инвалидов.

Во многих районах созданы комиссии, в состав которых входят руководители общественных организаций по рассмотрению вопросов, связанных с выделением материальной помощи, назначением компенсационных выплат, пособий и оказанию адресной помощи населению (Буинский, Камско-Устьинский, Пестречинский районы).

За 9 месяцев 2006 года общественные организации ветеранов совместно с территориальными органами социальной защиты приняли участие в организации и проведении: празднования 62-й годовщины со дня снятия блокады Ленинграда, 17-й годовщины вывода советских войск из Демократической Республики Афганистан, Дня защитника Отечества, «Весенней недели добра», Дня Победы, Международного дня защиты детей, Дня памяти и скорби.

В комплекс мероприятий, приуроченных к памятным датам, входят встречи учащихся школ с ветеранами войны; встречи районного руководства с ветеранами и инвалидами боевых действий; поздравление матерей и вдов погибших ветеранов боевых действий; оказание помощи одиноким пенсионерам в благоустройстве приусадебных участков; проведение круглых столов; организация заездов в центры социального обслуживания населения; проведение благотворительных акций по сбору одежды и бытовой техники; организация бесплатной подписки на районные и республиканские печатные издания для нуждающихся ветеранов и инвалидов и другие.

Систематически общественными организациями ветеранов и инвалидов ведется прием граждан, работа с населением по разъяснению действующего законодательства. Наиболее актуальными вопросами являются: санаторно-курортное лечение, улучшение жилищно-бытовых условий, предоставление субсидий и социального пакета. В сельских районах проводятся сходы жителей по разъяснению действующего законодательства. В ходе выездов производятся проверки жилищно-бытовых условий проживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Деятельность республиканских, районных и городских общественных организаций ветеранов и инвалидов всегда находится в центре внимания и постоянной поддержки органов государственной власти. Деятельность общественных организаций широко освещается в средствах массовой информации, как на республиканском, так и на местном уровне. Средства массовой информации информируют население о социально-значимых мероприятиях, в которых принимают участие общественные организации ветеранов и инвалидов, в печатных изданиях публикуются очерки, подготовленные членами общественных организаций. В 1-ом полугодии 2006г. опубликована 301 статья в районных и городских газетах о деятельности общественных организаций ветеранов, на региональном телевидении протранслировано 24 передачи, на местных радиостанциях вышло в эфир 8 радиосюжетов [40, с. 11].

Преодоление информационного вакуума на селе, обеспечение широкого информирования сельского населения о его социальных, экономических и политических правах и проводимых социально-экономических преобразованиях в государстве и сельской местности Департамент аграрной политики и развития сельских территорий Российской Федерации предполагает осуществлять путем: развития в сельской местности современных систем связи и телекоммуникаций; развития в сельской местности сети информационно-консультационных служб и расширения диапазона предоставляемых ими услуг; развития информационных центров на базе сельских библиотек, повышение доступности и качества библиотечного обслуживания; вовлечения населения и использования методов интерактивного планирования при разработке и реализации местных программ сельского развития; формирования системы непрерывного и дистанционного образования; совершенствования работы средств массовой информации [40, с. 8].

Большая целенаправленная работа по рассмотрению письменных и устных обращений граждан проводится в администрациях муниципальных округов и районов. Например, в Республике Карелия в целях повышения информированности о деятельности органов местного самоуправления вошло в практику проведение «дней администрации» в населенных пунктах Сегежского района. В 2006 году такие информационные встречи состоялись в трудовых коллективах, с гражданами, молодежью поселков Валдай, Водлозеро, Вача, Пертозеро, Черный Порог, Табойпорог, Кочкома, Попов Порог, личным составом воинской части поселка Кочкома. На этих встречах присутствовало около 1200 человек. Использованы разнообразные формы общения: выступления и отчеты Главы Сегежского муниципального района о ходе реформы местного самоуправления, руководителей управлений образования и жилищно-коммунального хозяйства администрации, муниципального учреждения «Сегежская центральная районная больница», диалог в трудовых коллективах об организации работы в поселках, ответы на вопросы, обсуждение с гражданами существующих проблем, целесообразности принятия того или иного решения, встречи с пожилыми гражданами района. Информация широко освещалась в районной газете «Доверие». Такие формы работы позволили в оперативном режиме решить многие острые проблемы граждан. По каждому обращению граждан в районе вырабатывается четкая позиция, конкретная организация работы, не допускаются пустые обещания. Ведется целенаправленная и кропотливая работа по своевременному и качественному исполнению обращений граждан, повышению результативности принятых мер, отслеживаются «отложенные обещания». В 2006 году практически отсутствовали случаи волокитства, возросла исполнительская дисциплина по рассмотрению обращений граждан. Организация работы по контролю является одним из постоянных вопросов на еженедельных планерках в администрации района. Глава муниципального района по отдельному графику проводит встречи с жителями городских и сельских поселений, расположенных на территории Сортавальского муниципального района, работниками муниципальных предприятий - все это способствует принятию конкретных и своевременных действий по решению многих проблем, которые затрагивают в своих заявлениях и на устных встречах жители города. Для более полного информирования населения создан центр по вопросам местного самоуправления при Центральной городской библиотеке, где можно ознакомиться с нормативно-правовыми документами, решениями сессий совета. Эта работа, как подчеркивается в откликах граждан, способствует укреплению и расширению обратной связи населения с местной властью. Органы государственной власти и местного самоуправления работают по своевременному и качественному рассмотрению обращений граждан, совершенствованию форм и методов взаимодействия с населением республики [41, с. 11].

В Самарской области значительную роль в выявлении наиболее актуальных проблем и выработке приоритетных направлений социального обслуживания населения имеют выездные приемы руководителей и специалистов подразделений министерства труда и социального развития в городах и районах области. Во время таких приемов на местах проводится разъяснительная работа и оказывается конкретная социальная помощь. Самарская область принимает активное участие в совершенствовании Законов Российской Федерации. Внесены предложения по изменению и дополнению законов пенсионного законодательства; в частности, предложение об изменении уровня пенсионного обеспечения инвалидов из числа военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и получивших инвалидность в «горячих» точках (Чечня, Абхазия, Афганистан, Таджикистан), а так же членов их семей. В Самарской области создана и успешно развивается корпоративная информационная сеть социальной защиты населения, в состав которой входят все службы социальной защиты населения области. Основная задача информационной сети - постоянный и оперативный обмен данными, их доступность для всех служб системы социальной защиты населения. Это позволяет в кратчайшие сроки проводить расчеты пособий, делать всевозможные выборки данных для социальных программ, направленных на поддержку малоимущего населения области. Локальные сети развернуты в 20 районных управлениях социальной защиты населения, 14 центрах социального обслуживания, 5 бюро медико-социальной экспертизы. В службах социальной защиты населения функционируют 1,5 тысячи компьютеров. Ежегодно происходит обновление компьютерного парка. Для разработки социальных программ адресной поддержки населения, проведения мониторинга, прогнозирования и реализации социальных выплат в министерстве труда и социального развития Самарской области создан и постоянно поддерживается «Социальный кадастр», содержащий информацию о 1,5 миллионах получателях государственных пенсий, пособий, компенсационных выплат. Состав реквизитов «Социального кадастра» определяется функциональным назначением социальной защиты населения. Актуализация данных производится еженедельно. В соответствии с законом Самарской области «Об утверждении областной целевой программы создания единой информационной системы адресной социальной помощи жителям Самарской области на 2004-2006 годы» в различных учреждениях социальной сферы области планируется установить Интернет-киоски. С их помощью граждане могут получать информацию о социальных законах федерального, регионального и муниципального уровней в одном месте.

Использование новых компьютерных технологий в организации работы управлений социальной защиты населения позволяет: более рационально организовать работу по обслуживанию населения; планировать мероприятия в районе с социально незащищенным населением; комплексно решать вопросы социальной защиты населения района; установить более тесную взаимосвязь со службами министерства труда и социального развития Самарской области; повысить образовательный уровень специалистов управлений [42, с. 9].

Социологические опросы опровергают мнение об угасании в пожилом возрасте интереса к жизни. Показательно, что 90 процентов пожилых людей - постоянные телезрители, 80 процентов - радиослушатели, большинство регулярно читают газеты.

Более всего телезрителей пожилого возраста интересуют информационные программы. Они охотно смотрят кинофильмы и телефильмы. Менее популярны у них развлекательные программы, чаще всего адресованные молодежи, и построенная на культе молодости реклама.

Средства массовой информации могут способствовать повышению уверенности граждан старшего поколения в своих силах и возможностях, преодолению стереотипных представлений о них. Соответствующая тематика регулярно освещается в информационных программах «Вести» и «Новости культуры» Всероссийской государственной телерадиокомпании. Наиболее тесно связан с «возрастной» частью телезрителей телеканал «Культура», выпускающий многочисленные документально-художественные программы.

Ежедневно в программах радиостанции «Маяк» звучат рассказы, репортажи, интервью на темы из жизни граждан старшего поколения. Эта радиостанция располагает широкими возможностями вещания на субъекты Российской Федерации и готовит радиопередачи на местном материале.

Московская телекомпания «ТВЦ» накопила положительный опыт проведения благотворительных телемарафонов к Международному дню пожилых людей (1 октября). Радиобеседы и телемарафоны широко распространены практически во всех субъектах Российской Федерации.

В работе с печатными средствами массовой информации основным инструментом являются тематические пресс-конференции. По инициативе Союза журналистов России пресс-конференции регулярно проводятся в Центральном доме журналиста (Москва). Новым элементом стало использование возможностей системы Интернет, благодаря чему каждый может задать любой вопрос участникам пресс-конференции [43, с. 9].

К совершенствованию информированности пожилых людей можно включить также осуществление мероприятий по оптимизации социокультурной среды жизнедеятельности граждан старшего поколения, а также мероприятий по поддержке деятельности общественных объединений в интересах пожилых людей.

Скоординированное проведение международных, общероссийских и межрегиональных научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров явится выражением внимания общества к проблематике старения населения и положению пожилых людей, станет стимулом для дальнейшего развития профильных научных исследований и обменов в этой области.

3.3 Программа внедрения школьного волонтерского движения в систему социального обслуживания сельского населения

Совершенствование социального управления, повышение его значимости -- объективная закономерность, обусловленная требованиями экономического роста и повышения благосостояния народа. Социальное управление обеспечивается, с одной стороны, социально-экономическими, политическими и правовыми гарантиями, а с другой - высоким уровнем образованности, профессионализма, культуры и информированности широких слоев населения. Управленческая практика развивает и качественно преобразует самосознание людей, стимулирует их стремление со знанием дела судить о событиях, явлениях и процессах, происходящих в жизни общества. На данном этапе подобное стремление все отчетливее превращается в одну из важнейших социальных потребностей людей. И не замечать этого - значит не думать о благополучии своего народа, треть которого живет на селе.

Сегодня сельское хозяйство еще живет только благодаря энтузиастам, которые сохранились на селе: крестьяне, специалисты, руководители разных уровней сельских и муниципальных образований. Человек по своей природе связан с землей. Это его образ жизни, уничтожить который невозможно. Село не погибнет никогда. [44, с. 54].

Актуальнейшей задачей для села на сегодняшний день является организация обслуживания пожилых людей, повышение их качества жизни. По данным социологического исследования сегодня 33% среди жителей сел Нижнекамского муниципального района одинокие и одиноко проживающие. Большинство из них относятся к категориям бедных, так как уровень дохода у большинства (кроме ветеранов ВОВ), ниже прожиточного минимума.

В связи с этим возникает необходимость внедрения новых технологий в практику социального обслуживания населения пожилого возраста. Применение новых технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста получает все более широкое распространение в связи с утверждающимся единым нравственно-этическим стандартом отношения к пожилому человеку, основанному на уважении к нему. Но муниципальные образования со статусом сельское поселение не имеют ни финансовых средств, ни полномочий. В полной мере им не могут помочь ни органы местного самоуправления, ни социальные службы, действующие в муниципальном районе. Поэтому один из способов решения данной проблемы - привлечение учащихся к волонтерскому движению.

Современное движение волонтеров, зародившееся в детских и молодежных общественных объединениях в начале 90-х ХХ века, при условии качественного социально-педагогического обеспечения программ их деятельности вполне может быть включено в процесс улучшения социального обслуживания пожилой части сельского населения. При этом при хорошей организации, четкой проработке организационной и методической документации волонтерское движение может стать не просто составной частью системы дополнительного образования, но и ядром, организующим началом, поскольку будет способствовать преобразованию индивидуального участия в коллективное действие, также:

– активно поддерживать инициативу, творчество школьников сельских школ;

– формировать в школьниках сельских школ чувство ответственности, стремление доводить до успешного завершения, в соответствии со взятой на себя ответственностью, совместно выработанные проекты;

– сотрудничать с коллегами по общественным объединениям в духе взаимопонимания и уважения;

– формировать высокие нравственные качества и активную жизненную позицию.

Со своей стороны, органы управления образованием и социальной защитой для успешного развития волонтерских движений должны:

– обеспечивать разумную регламентацию добровольческой деятельности, ясно формулируя задачи объединений;

– поддерживать активистов и участников волонтерского движения, обеспечивая при этом необходимое обучение и помощь;

– предусматривать регулярное подведение итогов деятельности, способствуя распространению как передового, так и массового опыта участников добровольного движения в средствах массовой информации.

Программа разработана на 2007-2009 гг.

Цели программы:

- улучшение социального обслуживания пожилых сельчан;

– побуждение и поддержка интереса добровольцев к созданию волонтерских объединений на базе местных школ;

– воспитание в детях таких качеств как доброта, человечность, милосердие, гуманное отношение к людям.

Объект программы: программная деятельность волонтеров.

Предмет программы: способы организации волонтерами их совместной деятельности в ходе реализации программы.

Задачи программы:

- дать новый импульс социальному обслуживанию пожилых сельчан;

– формировать у учащихся понятия доброты, милосердия, благотворительности;

– воспитывать в детях сострадание к страждущим, неимущим, обездоленным;

– воспитывать у детей желание помогать другим людям.

Органы управления. Совет волонтерского движения, в который входят: один из депутатов Совета муниципального образования сельского поселения, социальный работник, представитель школы, старшеклассники - активисты отрядов волонтеров.

В рамках программы в системе волонтерского движения предусматривается создать отряды волонтеров. Количество ребят в отрядах может быть различным - до 3 и более. Это зависит от количества обучающихся в сельской школе детей. Существуют школы, каждый класс которых представляет собой самостоятельный отряд. У каждого из таких отрядов есть свой герб, гимн, девиз, принципы и законы, другие элементы корпоративной культуры. У каждого отряда есть свой наставник - классный руководитель и социальный работник, которые могут дать совет, одобрить план действий, подсказать формы и методы работ.

Программа внедрения подготовки волонтеров в систему дополнительного образования детей работает по следующим направлениям:

– работа с пожилыми жителями села;

– работа с ветеранами ВОВ;

– работа с одинокими и одиноко проживающими;

– работа с малоимущими семьями;

– шефская работа;

– благотворительность.

Работа с пожилыми, одинокими и одиноко проживающими жителями села осуществляется под руководством совета волонтерского движения. Члены отряда волонтеров регулярно посещают своих подопечных на дому, оказывая им различную посильную помощь по уборке в доме, покупке и доставке продуктов и лекарств, работе на огороде, уходе за скотиной, сборе урожая и другие услуги.

Работа с ветеранами ВОВ. Все ветераны, живущие в сельских поселениях, закрепляются за определенными классами, которые в течение всего года ведут с ними работу. Всем нуждающимся ветеранам ВОВ оказывается необходимая помощь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты