Организация социального обслуживания сельского населения муниципального района
p align="left">Старость, как период жизни людей вбирает в себя многие коренные проблемы как биолого-медицинской сферы, так и вопросы социального и личного быта общества и каждой индивидуальности. В этот период перед пожилыми людьми возникает много проблем, так как пожилые люди относятся к категории «мало мобильного» населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Наступление зрелости и старости - неизбежный процесс, но объективное положение, а также их опыт, взгляды, ценностные ориентации - являются продуктами социальной среды. Сегодня каждый пятый житель России - пенсионер по возрасту. Практически во всех семьях хотя бы один из членов семьи пожилой человек. Проблемы людей третьего поколения можно считать всеобщими. Пожилые люди нуждаются в повышенном внимании общества и государства, и представляют собой специфический объект социальной работы. Характерные проблемы пожилых людей в российском обществе: сниженный статус здоровья; неустойчивое материальное положение; одиночество. При значительной численности пожилых людей их нередкое нахождение в группах наименее обеспеченных и неактивных слоев населения влияет на социальную стабильность.

Среди пенсионеров пожилого возраста выделяются группы, материальная обеспеченность которых остается низкой. Это в первую очередь касается следующих групп пожилых людей: одиноких пожилых женщин; лиц пожилого возраста с ограниченными возможностями самообслуживания, нуждающихся в постоянной посторонней помощи и уходе; тяжело больных пожилых людей, которые остро нуждаются в социально-медицинской помощи и уходе; пожилых людей, оказавшиеся по различным причинам в трудной жизненной ситуации (проживающие в труднодоступных сельских районах, беженцы и вынужденные переселенцы пожилого возраста).

Кроме этого, в сельской местности существует еще проблемы: выстраивание взаимоотношения с коммерческими и некоммерческими организациями, их участие в социальной поддержке населения; требует развития и совершенствования система срочного социального обслуживания населения; информированности населения о системе социального обслуживания; недостаточно четкая организация труда социальных работников, которая обусловлена несоблюдением нормативов продолжительности рабочего дня и выполнения отдельных видов услуг; реестр дополнительных услуг не включает специфические для сельской местности услуги: уборка снега, работа на земельном участке, чистка погребов, ремонт печи и тому подобное.

Актуальной является проблема снятий значительных психологических нагрузок у сотрудников, которые неизбежны при обслуживании пожилых, особенно тяжелобольной категории. Остро стоит вопрос доступности для инвалидов социальных и медицинских услуг, особенно для инвалидов с ограничением в передвижении. Данная проблема частично решается службой «социальное такси».

Учитывая все вышеизложенные проблемы, основные пути их решения могут быть придание оптимальных свойств системе социального обслуживания, а именно: приведение количества учреждений к необходимому уровню; определение приоритетно-необходимых форм социального обслуживания; обеспечение к равнодоступности населения к социальному обслуживанию; повышение возможностей учреждений за счет укрепления материально-технической базы, внедрения инновационных методик, создания системы непрерывного обучения кадров; передачу части функций по социальному обслуживанию негосударственным учреждениям; повышение престижности работы в сфере социального обслуживания путем увеличения заработной платы, создания лучших условий труда [22, с. 60]. И это, по мнению автора, самая эффективная технология, способная обеспечить решение проблемы оптимизации системы социального обслуживания.

Социальное обслуживание, предоставляя помощь сельскому населению, обеспечивает определенный уровень удовлетворенности условиями жизни. Для эффективного и устойчивого функционирования агропромышленного производства и обеспечения продовольственной безопасности страны, выполнения селом других производственных задач, демографической, трудо-ресурсной, культурной, природоохранной и других функций необходимо создания для сельского населения адекватных условий жизнедеятельности.

Обслуживание престарелых людей на дому является наиболее востребованной формой социального обслуживания. Деятельность социального обслуживания направлена на максимальное возможное продление пребывания граждан в привычной социальной среде обитания и поддержания на высоком уровне их социального, психологического и физического статуса.

Процедура обслуживания включает следующий спектр основных мероприятий: знакомство с подопечным; изучение бытовых условий, в которых он проживает; выяснение качества отношений с родственниками, с соседями, друзьями и товарищами по бывшей работе, представителями общественных организаций; предоставление требуемых подопечному услуг, предусмотренных нормативно-правовыми документами.

Не менее важной формой является и срочное социальное обслуживание, которое носит характер разовой неотложной помощи остронуждающемуся в социальной поддержке.

Опыт деятельности социальной помощи на дому показывает, что поддержание у пенсионеров возможности реализации жизненно важных потребностей путем укрепления их здоровья, повышение физической активности достигается введением в структуру специализированных отделений медико-социальной помощи на дому и получение помощи в полустационарных условиях. Предпочтение этой форме обслуживания отдают большинство обслуживаемых в сельской местности. Создать стационарное и полустационарное обслуживание в условиях сельской местности очень сложно.

Различные виды деятельности, относимые к социальному обслуживанию, можно подразделить на три большие группы: социальный уход, социальная реабилитация, социальный приют.

Под социальным уходом понимается деятельность, направленная на удовлетворение повседневных потребностей, связанных с воспроизводством жизнедеятельности людей, которые ограничены в возможности самостоятельного удовлетворения этих потребностей вследствие возраста, врожденных физических и \ или умственных недостатков, заболеваний и травм. Такая деятельность может осуществляться в трех формах: на дому; в стационарных условиях; в стационарах дневного пребывания. При обслуживании на дому люди преклонного возраста, инвалиды, тяжелобольные получают нужную им помощь непосредственно в своем жилище. Такое обслуживание может включать: покупку и доставку продуктов и лекарств, приготовление пищи, уборку, стирку, сдачу в ремонт обуви и одежды, доставка воды, топка печей, оказание помощи в обеспечении топливом и другие услуги. Обслуживание в стационарных условиях предполагает, что пожилые люди и инвалиды, требующие помощи, помещаются в специальные места постоянного пребывания, где им и предоставляется необходимые услуги. В стационары переводятся люди, нуждающиеся в уходе, которые проживают в одиночестве и либо не в состоянии самостоятельно передвигаться. Обслуживание в стационарах дневного пребывания осуществляется путем предоставления услуг вне дома в течение части дневного времени. Примерами таких стационаров дневного пребывания являются группы дневного пребывания престарелых людей в центрах социального обслуживания. Социальная реабилитация включает экстренную психотерапевтическую помощь, психологические консультации, социаольно-психологический тренинг, а также содействие в получении юридических консультаций, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве. Эти услуги могут предоставляться в организациях социального обслуживания, а гражданам пожилого возраста и инвалидам - на дому. Под социальным приютом понимаются организация предоставление помещений для длительного или кратковременного пребывания людям, не имеющим крова. В нашей стране в последнее десятилетие вышеуказанные виды услуг включают в понятие «социальная работа». Но содержание этого понятия трактуется более широко: оно охватывает также иные виды деятельности, направленные на разрешение различных социальных проблем.

Социальным обслуживанием занимаются разнообразные организации. Среди них можно выделить три типа организации, различающихся по уровню специализации. Многопрофильные организации социального обслуживания, осуществляющие широкий спектр видов деятельности, связанных с социальным уходом, реабилитацией, приютом. Примером таких организаций являются центры социального обслуживания, существующие в нашей стране. Специализированные организации, деятельность которых связана с определенной категорией получателей помощи и с определенной формой социального обслуживания. Примерами таких организаций являются: центры социальной помощи на дому, дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для престарелых и инвалидов. Организации, сочетающие социальное обслуживание с иными видами деятельности. Некоторые виды социального обслуживания трудно разграничить с медицинским обслуживанием, зачастую в практической деятельности эти виды помощи переплетаются [23, с. 244].

Социальные работники в сельской местности работают с различными группами людей, семей, старыми людьми, инвалидами. Они работают в относительно изолированных, небольших местных и окружных учреждениях и сталкиваются с множеством социальных проблем. Специализированные службы, общераспространенные в городских районах, как правило, обычно отсутствуют. Работник должен быть опытен и в оценке проблем и при оказании услуг, строго ориентироваться на социальные технологии, такие как индивидуальная и групповая психотерапия или организация общины, на практические области, общественная благотворительность и тогда далее.

Помимо навыков и умений, связанных с людьми, социальный работник должен знать, как планировать, реализовывать и оценивать программы, как защищать необходимые социально-политические реформы в политической системе, как эффективно работать с органами государственного управления разных уровней, а также с официальными и неофициальными структурами сельской общины. Кроме того, сельские социальные работники должны быть хорошо знакомы с культурными характеристиками разных этнических и расовых групп, которые они будут обслуживать. Сельские общины далеко не однородны. Также необходимы новаторские подходы к непрерывному образованию и подготовке социальных работников. По возможности приоритет должен отдаваться вопросам формирования инновационных навыков самопомощи и взаимопомощи, их технологии.

Кроме того, сельские социальные работники должны иметь специальную подготовку по использованию систем неформальной поддержки при решении проблем своих клиентов. Как упоминалось выше, сельские жители придают большое значение личным связям и связям со своей местной общиной и менее склонны искать помощи на стороне, чем городские жители. Сельский социальный работник должен уметь оценить и задействовать систему неформальной поддержки - семью, церковь, соседей, друзей, чтобы выяснить потребности нуждающихся и удовлетворить их.

Ключевой проблемой сельского социального развития остается создание социальной инфраструктуры, которая обеспечит доступ сельских жителей к современным и эффективным услугам. Решение этих задач в немалой степени зависит от социальных служб. Необходима новая парадигма развития социальной работы, нацеленная на повышение человеческого достоинства и осознание ценности человеческой личности как субъекта преобразований своей жизни.

Суть новой парадигмы, опираясь на опыт России, М. Гурьянова характеризует следующим образом: создание социальных служб непосредственно в общинах; развитие оптимальной модели социальной работы в каждой общине, отвечающей нуждам, потребностям, традициям жителей данной местности; целостный межведомственный подход к структурированию социальной работы в каждой общине, позволяющий вести комплексное обслуживание всех жителей общины: и детей, и взрослых; развитие и подготовка квалифицированного персонала, общинных социальных педагогов, осуществляющих социальный патронаж семей и социальных работников, специализирующихся на поддержке проблемных групп клиентов; вовлечение населения в работу по оказанию помощи нуждающимся людям, в работу по принятию решений в социальной политике муниципалитета; признание роли добровольных, благотворительных, религиозных организаций и включение в официальную систему социального обеспечения [26, с. 317].

Социальные службы в общине можно развивать на базе местной школы как наиболее устойчивом звене социальной сферы, превратив ее в общинный центр социальной работы с детьми и взрослыми, семьями, пожилыми и инвалидами. В центре могут работать социальные педагоги и социальные работники, культорганизаторы, медицинские социальные работники, психологи. В качестве консультантов можно привлекать юристов, экономистов, других специалистов из города. Как комплексная социальная служба, центр становится организатором культурного досуга, социальной помощи, образовательной деятельности, физкультуры и спорта, благотворительной работы. В социальной работе на селе учитываются специфика образа жизни людей, народные обычаи и традиции, роль семьи и церкви, природы и быта, а также широкая сеть социальных «приспособительных приемов»: образцы взаимопомощи, вынужденная щедрость, земля и разделение труда, которые помогают сельчанам выравнивать неизбежные провалы в семейных ресурсах.

Таким образом, в проблеме обеспечения минимального дохода сельского населения кроме четких физиологических параметров нужно рассматривать его социальные и культурные аспекты. Главной особенностью села является то, что преобладающий контингент сельского населения - это пожилые. Сегодня социальные работники становятся поборниками мира на всей планете в целом. Поэтому социальная работа должна рассматриваться не только как форма и принцип профессионального действия по отношению к отдельному человеку, группам людей, но и как элемент конструктивных социальных изменений в общечеловеческом контексте [4, с. 436].

Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений как в социально - бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми. Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения России, которое наблюдается в последнее десятилетие не только в нашей стране, но и во всем мире [24, с. 436].

Тенденция роста численности пожилых людей требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества.

2 Анализ практики организации социального обслуживания

2.1 Состояние организации социального обслуживания сельского населения в Республике Татарстан

В Республике Татарстан, как и в целом по Российской Федерации, наблюдается устойчивый рост потребности населения в социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-правовых услугах, услугах по социальной адаптации и реабилитации, предоставляемых гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с состоянием здоровья и с учетом социальных показаний.

В настоящее время в республике проживает более 977 тыс. пенсионеров (25,9% от общей численности населения), в том числе работающих - 213,986 тыс. чел. (21,7%). Из общего числа пенсионеров пожилые граждане составляют 742,9 тыс. человек или каждый пятый житель республики старше трудоспособного возраста.

Неблагоприятным явлением является разнонаправленная динамика изменения численности пожилого населения в городах и сельских районах. На начало 2006 года 497,3 тыс. пожилых людей жили в городах, в селах проживало 245,6 тыс. пожилых людей. Вместе с тем, старение населения сильнее выражено у сельских жителей: среди сельских жителей пожилые люди составляют 25,6%, среди жителей городов - 17,7 %.

Демографические аспекты (высокая численность пенсионеров, в том числе по старости, высокая демографическая нагрузка лиц старше трудоспособного возраста на работающих) - важный аргумент необходимости усиления социальной защиты граждан пожилого возраста [25, с. 43]. По данным сборника о состоянии и основных мероприятиях по оптимизации социального обслуживания в Республике Татарстан можно увидеть, что по состоянию на 01.01.1997г. сеть учреждений социального обслуживания была представлена 39 самостоятельными учреждениями, в которых было обслужено 35,4 тыс. человек, или, 2% от количества граждан, нуждающихся в социальном обслуживании (1 млн. 770 тыс. человек), при том, что из 910,3 тыс. пенсионеров в 1996 году 190,1 тыс. человек являлись инвалидами, в том числе 11,9 тыс. - дети-инвалиды. Здесь следует отметить, что отдельной информации о данных организации социального обслуживания сельского населения не имеется. В развитии сети социальных учреждений с 1995 по 2005 гг. можно выделить два периода: развитие в рамках реализации Республиканских программ 1997-1998 гг. и 1999-2000гг.; развитие в рамках индивидуальных распоряжений или постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан 2001-2005 гг. (смотри приложение А). Принятие Республиканской программы первоочередных мер по развитию сети учреждений социального обслуживания населения на 1997-1998 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.01.1997г. № 26, явилось первым опытом системного подхода к формированию сети учреждений социального обслуживания. При этом основное внимание уделялось развитию социальных служб нестационарного профиля, как наиболее экономичных. На этом этапе кроме служб, обеспечивающих жизнедеятельность пожилых и инвалидов, были открыты первые в республике учреждения и отделения социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные отделения. Всего в 1997-1998 гг. было открыто 39 учреждений, количество видов социальных служб с 1996-1998гг. увеличилось с 13 до 16, что позволило поднять социальное обслуживание на более высокий уровень. Основные направления деятельности в области социального обслуживания на период 1999-2000 гг. были определены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 266 от 30.04.1999г. Появились принципиально новые виды социальных служб: социальные гостиницы, дома ночного пребывания, отделения социально-правовой защиты, социально-психологической помощи, социальные магазины. Была сформирована сеть оздоровительных и досуговых служб для пожилых граждан (центры реабилитации для ветеранов и пожилых людей, социально-реабилитационные отделения, отделения дневного пребывания).

В результате за 1999-2000гг. было открыто 51 учреждение, количество видов нестационарных служб за 1999-2000гг. увеличилось с 16 до 22. Дополнительно было открыто 70 надомных отделений, что позволило в 1,5 раза уменьшить очередность на надомное обслуживание. Среднереспубликанский показатель обеспеченности надомным обслуживанием вырос с 187 человек до 206 человек на 10 тысяч пенсионеров. Для сравнения: аналогичный средний показатель по Российской Федерации за этот же период возрос с 276 человек до 311. В целом реализация двух республиканских программ развития сети учреждений социального обслуживания за 4 года (1997-1998, 1999-2000гг.) способствовала стабилизации социального самочувствия населения и сглаживанию негативных последствий реформ 90-х годов.

По итогам реализации двух программ на начало 2001г. в Республике Татарстан действовало 94 учреждения социального обслуживания, в том числе: 45 центров социального обслуживания; 3 дома ночного пребывания; 5 центров реабилитации ветеранов и пожилых людей; 5 центров реабилитации инвалидов; 3 центра социально-психологической помощи населению.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты