Организация социального обслуживания сельского населения муниципального района
p align="left">Работа с малоимущими семьями должна быть в первую очередь направлена на оказание помощи детям из таких семей. Здесь нужен особый такт и внимание.

Важно вовлекать в эту работу учащихся начальных классов. За ними необходимо закрепить шефов-наставников из учащихся среднего звена. В рамках программы волонтерского движения вожатые - наставники помогают классным руководителям и ребятам включиться в общешкольное волонтерское движение.

Важный элемент программы - организация различных благотворительных акций, в рамках которых собирается и обновляется банк данных пожилых жителей сел, уточняются их нужды и потребности, собираются необходимые вещи.

Важным элементом программы является процесс обучения волонтеров. Для достижения нужного уровня знания волонтеров о своей деятельности предусматривается создать три блока занятий.

Первый блок - информационный. Занятия проводятся в форме лекций-диалогов, лекций-диспутов. На занятиях просматриваются видеофильмы о деятельности некоммерческих организаций и объединений с их последующим обсуждением.

Второй блок - тренинговый - включает в себя занятия практикумы. В процессе, которых обучающиеся приобретают умения и навыки ведения диалога с пожилыми людьми.

Третий блок - морально-волевая подготовка. На занятиях этого блока обучающиеся знакомятся с техникой целенаправленного воздействия на психическое состояние пожилых. На этих занятиях пользуются играми и упражнениями нравственно-этического содержания.

Таким образом, программа внедрения волонтерского движения в систему дополнительного образования детей включает в себя четко продуманную систему планирования, организации и координации работы волонтеров для достижения максимальных результатов. Этапы процесса представлены следующим образом:

– оценка потребностей в обучении волонтеров необходимым видом добровольной помощи:

– определение обязанностей волонтеров;

– привлечение волонтеров;

– поддержка;

– признание и оценка сделанного в ходе волонтерского движения.

Сегодня воспитание должно стать частью времени, которое трагически обострило проблему человека. Мы - взрослые в ответе за то, как подготовить нашего воспитанника к вступлению в жизнь в новых условиях.

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, способных к проявлению сострадания и милосердия. Оказание помощи нуждающимся людям - сегодня одно из направлений деятельности движения волонтеров. Внимание детей, подростков и молодежи сосредоточено на самых незащищенных категориях населения: одинокие, престарелые люди, инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, многодетные, неполные семьи и другие.

Автор дипломной работы предлагает внедрить данную программу в систему социального обслуживания пожилого населения Нижнекамского муниципального района и сам по долгу службы уже начал подготовительные работы по внедрению этой системы с нового учебного года на Краснокадкинской средней школы.

4 Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы

4.1 Обоснование социальной значимости внедрения разработанных мероприятий

Развитию социального обслуживания пожилых и нетрудоспособных предаётся в наше стране с каждым годом всё большее значение, оно рассматривается как крайне необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышающим эффективность всей государственной системы социального обеспечения. Пожилые люди и те, кто в скором времени перешагнёт соответствующий возрастной рубеж, отделяющий их от молодого и среднего поколения, связывают свои общественные ожидания и надежды с существенными переменами в сфере социального обслуживания [46, с. 13].

Основные стратегические цели и задачи государства, определенные Президентом Российской Федерации, Президентом Республики Татарстан - повышение качества жизни населения, создание потенциала для будущего развития - прямо или косвенно пересекается с проблемами организации социального обслуживания населения.

Состояние организации социального обслуживания сельского населения является отражением ситуации, сложившейся в социальной и финансовой сферах и экономике в целом сельских поселений. В условиях все большей экономической самостоятельности территорий, расширения их компетенции, проблемы развития социального обслуживания и направленность их на нужды конкретного человека зависят во многом от осуществляемой социально - экономической политики на местах.

В условиях становления рыночных отношений большое внимание уделяется программному методу регулирования организации социального обслуживания населения. Он предполагает разработку и реализацию системы мер целевого назначения как эффективного способа направленного воздействия государства (либо органов местного самоуправления) на процессы экономического и социального развития, формирования межрегиональных пропорций и связей. Целевые комплексные муниципальные программы как наиболее активный метод регулирования рыночной экономики в современных условиях призваны выполнять функции интеграции государственных, общественных и индивидуальных интересов и отношений, концентрации ресурсов на осуществлении местных народно-хозяйственных проектов. Это важнейший инструмент социально- экономической политики местных органов власти, предусматривающий использование разнообразных административных и, главным образом, экономических методов, среди которых - индикативное регулирование и местное самоуправление. Следовательно, под муниципальной программой в новых условиях хозяйствования следует понимать обоснованный и принятый в установленном порядке планово-прогнозный документ, раскрывающий цели и принципы развития муниципальных структур, содержащий механизмы их реализации.

Реализация муниципальных программ, по-нашему мнению, создает условия для значительных преобразований многих сторон жизни населения муниципальных структур. Поэтому высокий научный уровень подготовки программ -- одно из важнейших условий муниципально-программного регулирования.

Одним из основных направлений реализации местной социально- экономической политики выступает политика развития предоставления социальных услуг сельскому населению. Данная сфера создает предпосылки как для развития сельских поселений в целом, так и для осуществления местной социальной политики (повышение уровня качества жизни населения через удовлетворение его насущных потребностей).

Программа внедрения волонтерского движения в систему дополнительного образования детей включает в себя четко продуманную систему планирования, организации и координации работы волонтеров для достижения максимальных результатов. Этапы процесса представлены следующим образом:

– оценка потребностей в обучении волонтеров необходимым видом добровольной помощи:

– определение обязанностей волонтеров;

– привлечение волонтеров;

– поддержка;

– признание и оценка сделанного в ходе волонтерского движения.

4.2 Нормативно-правовое обеспечение выпускной квалификационной работы

Тема «Организация социального обслуживания сельского населения муниципального района» опирается на следующую нормативную базу:

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131. Данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организаций местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. Закон предусматривает осуществление во всех субъектах Российской Федерации двухуровневой системы муниципальных образований в сельской местности, причем за каждым уровнем четко закрепляются свои вопросы местного значения, объекты муниципальной собственности и источники доходов. За уровнем сельских поселений в социальной сфере закрепляются вопросы, не требующих крупных затрат, такие как: организация библиотечного обслуживания сельского населения с помощью библиотечного коллектора муниципального района; создание условий для организации досуга и обеспечения сельских жителей услугами организаций культуры; создание условий для массового отдыха сельских жителей и организация обустройства мест массового отдыха; оказание содействия органам местного самоуправления муниципальных районов в установлении опеки и попечительства над нуждающимся в этом жителями сельских поселений.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 15 ноября 1995 года № 195. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права закон устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вне пределов полномочий органов государственной власти Российской Федерации, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляют собственное правовое регулирование социального обслуживания населения.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся: обеспечение реализации настоящего Федерального закона; разработка, финансирование и реализация региональных программ социального обслуживания; определение структуры органов управления государственной системой социального обслуживания и организация их деятельности; установление порядка координации деятельности социальных служб; создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания; иные полномочия.

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации» от 17 мая 1997 года № 185. Закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя их необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе. Основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: соблюдения прав человека и гражданина; предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания; обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов; преемственности всех видов социального обслуживания; ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов.

Постановление «О порядке и условиях предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам услуг государственными учреждениями социального обслуживания в Республике Татарстан» от 18 августа 2003 года № 433. Данное постановление включает в себя перечень гарантированных государством услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания, устанавливает обязательный объем помощи, оказываемой названным категориям населения государственными учреждениями социального обслуживания. Социальные услуги, входящие в республиканский перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными учреждениями социального обслуживания бесплатно, а также на условиях частичной и полной оплаты.

4.3 Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы

Программа социологического исследования удовлетворенности сельских жителей организацией социального обслуживания в Нижнекамском муниципальном районе.

Формулировка и обоснование проблемы.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальное обслуживание основывается на принципах: адресности; доступности; добровольности; гуманности; приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальности; профилактической направленности.

Социальное обслуживание, предоставляя помощь сельскому населению, обеспечивает определенный уровень удовлетворенности условиями жизни. Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

Для эффективного и устойчивого функционирования агропромышленного производства и обеспечения продовольственной безопасности страны, выполнения селом других производственных задач, демографической, трудоресурсной, культурной, природоохранной и других функций необходимо создания для сельского населения адекватных условий жизнедеятельности.

Старость, как период жизни людей вбирает в себя многие коренные проблемы как биолого-медицинской сферы, так и вопросы социального и личного быта общества и каждой индивидуальности. В этот период перед пожилыми людьми возникает много проблем, так как пожилые люди относятся к категории «маломобильного» населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано прежде всего с дефектами и физического состояния, вызванного заболеваниями с пониженной двигательной активностью. Снижение жизненного тонуса, лежащего в основе всевозможных недугов, в значительной степени объясняется психологическим фактором - пессимистической оценкой будущего, бесперспективным существованием. При этом, чем глубже самоанализ, тем сложнее и болезненнее психическая перестройка. Главная трудность заключается в изменении статуса пожилых людей и максимального продления их независимой и активной жизни в старости, вызванное прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, пересмотров ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновение различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям. Повышенная социальная уязвимость пожилых граждан связана также и с экономическими факторами: небольшими размерами получаемых пенсий, низкой возможностью трудоустройства как на предприятиях, так и в получении работы на дому. Важной социальной проблемой пожилых людей является постепенное разрушение традиционных семейных устоев, что привело к тому, что старшее поколение не занимает почетное главенствующее положение. Очень часто пожилые люди вообще живут отдельно от семей и поэтому им бывает не подсилу справляться со своими недомоганиями и одиночеством, и если раньше основная ответственность за пожилых лежала на семье, то сейчас ее все чаще берут на себя государственные и местные органы, учреждения социальной защиты.

Начало работы по социальному обслуживанию граждан Нижнекамского района приходится на 1989 год. На сегодняшний день служба представляет собой самостоятельное государственное учреждение, с юридическим статусом. Обслуживание пожилых граждан на дому является наиболее востребованной формой социального обслуживания.

Деятельность отделений обслуживания на дому направлена на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной социальной среде обитания и поддержание на высоком уровне их социального, психологического и физического статуса. Социально-бытовые услуги на дому рассматриваются в учреждении как альтернатива помещения пожилого человека в интернатное учреждение. Оказание социальных услуг способствует адаптации к изменившимся функциональным возможностям пожилого человека. Процедура обслуживания включает спектр основных мероприятий: знакомство с клиентом; изучение бытовых условий, в которых проживает клиент; выяснение качества отношений с соседями, друзьями, товарищами по бывшей работе, представителями общественных организаций; разработка мер по поддержке и развитию социальных нужных клиенту услуг, предусмотренных нормативно-правовыми документами. Реализация данных направлений на практике, способствует повышению самочувствия и оптимизма граждан пожилого возраста. При приеме на обслуживание учитывается индивидуальная степень нуждаемости в социальных услугах с учетом функционального состояния и социальных показаний, которой будет соответствовать определенный перечень социальных услуг. В связи с этим нам представляется интересным проведение исследования удовлетворенности сельских жителей организацией обслуживания.

Данная проблема может быть изучена двумя методами: анализом документов и опросом населения методом анкетирования.

Цель исследования состоит в определении удовлетворенности сельских жителей, пользующихся социальными услугами, организацией социального обслуживания на селе.

Объектом исследования являются сельские жители, пользующиеся социальным обслуживанием.

Предметом исследования является мнение сельских жителей об организации социального обслуживания на селе.

Логический анализ основных понятий.

Здесь следует выделить следующие такие понятия, как: социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица; клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги; социальные услуги - действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом; трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Гипотезы:

– на удовлетворенность сельского населения условиями жизни влияет степень удовлетворенности организацией социального обслуживания;

– по удовлетворенности организацией социального обслуживания сельские жители судят о местных органах власти.

Задачи исследования:

– определить представление сельских жителей о социальном обслуживании;

– определить уровень удовлетворенности жителей организацией социального обслуживания на селе;

– определить оценку сельского населения о качестве услуг, которые предоставляются Центром социального обслуживания;

– определить перечень форм и методов социального обслуживания в Нижнекамском муниципальном районе и Республике Татарстан;

– выяснить мнение сельских жителей о местных органах власти;

– определить оценку жителей о деятельности органов власти по повышению качества жизни людей.

Рабочий план подготовки и проведения исследования представлен в приложении Г.

Характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации: автор для сбора первичной социологической информации использовал метод анкетирование.

Логическая структура анкеты.

Анкета и логическая структура анкеты представлены в приложении Д и Е соответственно.

Методами социологического исследования являются анкетный опрос и анализ документов.

Анкетирование - это метод опроса с помощью специального документа - анкеты, содержащего вопросы, ответы на которые фиксируются респондентом письменно.

Определение обследуемой совокупности.

В опросе будет участвовать население, пользующееся социальными услугами. Их численность на 01.01.2007г. составило 276 человек. Из них опрашивать будем 100 человек.

n = 4ІN / (0,0025N +4І);

n = 4*(0,5)І *(276)/ (0,0025*276 + 4*(0,5)І) = 163,3

Таблица 1 - Выборочная совокупность

Интегральный показатель

Генеральная совокупность женщины от 15 до 49 лет

Выборочная совокупность

Выборочная совокупность в %

Всего

276 человек

100 человек

100

50-59 лет

39 человек

19

19

60-74 лет

77 человек

25

25

75-79 лет

84 человек

34

34

80-89 лет

69 человек

21

21

90-99 лет

7 человек

1

1

Ошибка выборки:

µ = v(І / n (1- n/N));

µ = v((0,5)І / 100 * (1-100/276)) = 0,05.

Таблица 2 - Соответствие задач исследования вопросам анкеты

Задачи исследования

Вопросы анкеты

1

4, 5, 6, 16,

2

1, 2, 3,

3

8,

4

5

9, 10, 11, 12, 13, 14

6

15

Анализ документов - это метод получения количественной и качественной информации об исследуемом объекте с помощью рассмотрения различных документов, статистических данных в определенной области.

В работе мы рассматриваем отчет Центра социального обслуживания Нижнекамского муниципального района за 2006 г.

Таблица 3 - Соответствие задач исследования анализу документов

Задачи исследования

Операциональное понятие

4

Формы и методы социального обслуживания в Нижнекамском муниципальном районе

Матрица опроса представлена в приложении Ж.

4.4 Компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы

Для написания ВКР были использованы следующие компьютерные программы

Microsoft Word - это программа для набора, редактирования и подготовки к печати любых документов от маленькой заметки или договора на одну страничку до многотомной энциклопедии или цветного иллюстрационного журнала. Это текстовый редактор, который позволяет вводить и выводить, редактировать, форматировать, импортировать текстовые файлы, осуществлять автоматическую орфографическую проверку текста, позволяет осуществлять автоматизированный процесс форматирования документов, согласно выбранному стилю.

С помощью этой программы набирали весь текст дипломной работы, редактировали текст, осуществляли орфографическую проверку текста.

Microsoft Excel - позволяет эффективно подготовить отчеты, провести анализ финансового положения или составить прогноз на будущее. Электронные таблицы оснащены графическим интерфейсом, что позволяет строить графики по имеющимся данным. Оформление таблиц может быть самым разнообразным, возможности форматирования данных: можно менять шрифты, начертания, выделять строки, столбы или отдельные ячейки текста цветом, рамочками и линеечками, закрашивать области фоном или цветом, строить по табличным данным графики и диаграммы, вставлять в таблицу картинки и т.д.

С помощью этой программы строили графики по соответствующим данным разных видов (гистограмма, круговая, кольцевая, с областями и т.д.).

Интернет - это возможность общения и передачи информации между любыми компьютерами по всему миру. В Интернете множество полезной информации - прогноз погоды, курсы акций и валют, сводки новостей, электронные версии газет и журналов, литература, музыка, спорт.

С помощью браузера Microsoft Internet Explorer можно получить доступ ко всем ресурсам Интернета, будь то электронная почта, хранилища файлов, Web-странички, базы данных или другое. Microsoft Internet Explorer является зарегистрированной торговой маркой компании Microsoft . эта программа предназначена для работы в сети, в частности для просмотра электронных досок объявлений (страниц сети) в интерактивном графическом режиме.

В написании дипломной работы использовались такие поисковые системы, как Yandex, Rambler, Apport, которые позволяют определить направление исследовательской работы, осуществить подбор и сбор материала.

АНКЕТА-РС - это диалоговая система для проведения социологических обследований. Она представляет собой эффективное и удобное средство обработки анкет и социологической информации. Система ориентирована на специалистов гуманитарного профиля, прежде всего социологов, она также может быть использована экономистами и психологами. Программа АНКЕТА-РС проста в эксплуатации и позволяет работать в привычных терминах и понятиях.

АНКЕТА-РС сопровождает исследование с начала до конца, автоматически выполняет рутинные ручные работы. Она позволяет всего за несколько дней создать большие массивы информации и обработать их в считанные минуты. Данная система универсальна, легко настраивается на конкретную анкету с помощью введения в ЭВМ текста вопросника. Отличительная особенность системы состоит в том, что она допускает включения в анкету сложных вопросов, в том числе открытых. Для ввода информации не требуется предварительного кодирования ответов. Все результаты и таблицы, выводимые системой, наглядны и включают необходимые тексты и пояснения, генерируемые по введенному ранее опроснику. С помощью этой программы мы получили анализ анкетирования, которое провели заранее по определенным вопросам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты